Псков довмонт: Святой благоверный князь Довмонт Псковский / Патриархия.ru
Содержание
Святой благоверный князь Довмонт Псковский / Патриархия.ru
Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, «дохнула на него благодать Божия», когда со всей своей свитой он принял святое Крещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.
В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.
Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце ХIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)
Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетогорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насильниками. Они убили основателя Снетогорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.
Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что «бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее». Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: «Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!»
Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили его указание и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа († 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею» (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Доротею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.
В 1640 г. великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685-1686).
… Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Несколько раз в 1684-1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.
«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт.
Иконописный подлинник | |
Псков. XVI.«Мирожская». Икона. Псков. 2-я половина XVI в. 144 х 112. Вероятно, из Мирожского монастыря. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. | |
Россия. 1814.Руссие святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год. Лист 6. Музей СпбДА, табл. 61. Ретушировано. | |
Москва.1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 — начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Электронная библиотека «Псковиана» — Князь Довмонт Псковский
750 лет назад в 1266 году Нальшанский князь Довмонт с 300 литовскими семьями пришел в Псков. Здесь он принял православие с именем Тимофей и до самой смерти, более 30 лет был надежным защитником и мудрым управителем Псковской земли. Основываясь на этом важном историческом событии, 29 декабря 2015 года было принято решение Псковской городской Думы № 1807 «Об объявлении 2016 года в муниципальном образовании «Город Псков» Годом князя Довмонта».
Библиотека предлагает полнотекстовую книжную коллекцию, посвященную изучению личности Довмонта, значения его деятельности для исторического периода, ставшего решающим при становлении самостоятельности Псковской земли и ее самобытности в дальнейшем, уже как будущей части объединенного русского государства.
«Доманту Россия обязана целостью своих исконных западных границ и сохранением всей северо-западной ее части. Славные его победы и постройка каменной крепости по западным образцам поддерживали внешнюю неприкосновенность Псковского княжества» — пишет в своем биографическом очерке о святом благоверном князе Доманте-Тимофее Иван Василев в 1899 году. Эта работа стала одним из первых аналитических исследований.
Библиотека предлагает для ознакомления самые значительные тексты, без знакомства с которыми не обходится ни одна исследовательская работа, чего бы она не касалась.
В коллекции представлены исторические труды «История княжества Псковского» и другие писания митрополита Евгения (Болховитинова) — он одним из первых начал систематический сбор и изучение фактов псковской истории.
Несколько путеводителей, указателей достопримечательностей и фотоальбом, изданные в XIX веке, посвящены памятникам и памятным местам, связанных с именем Довмонта – Тимофея.
Известия Императорской Археологической комиссии содержат подробное описание Иконы св. благоверного князя Довмонта и св. княгини Марии, XVI-XVII вв. В них приводится акт ее осмотра комиссией, в составе которой были знатоки истории, реставраторы и ювелир.
Ближе нашему времени изложенная уже современным языком и терминологией — историческая справка Инги Лабутиной и документальное жизнеописание Довмонта, составленное Александром Андреевым.
Хронологически замыкает коллекцию исторический роман «Сказание о забытом князе. «Не терпя обидим быти»» Тимофея Рахманина, вышедший в свет в 2013 году и давший толчок к обсуждению личности князя Довмонта и значению его деяний для русской истории.
На протяжении 2016 года – «Года Довмонта в Пскове» коллекция будет пополняться.
Открытые лекции из цикла «Псковские факты»:
Виды города Пскова и его окрестностей / фото К. И. Кампрада ; текст И. И. Василева. — Псков, 1872. — 30 с., 23 фот. на Бристольском картоне. — 1. Мечи св.блгв.кн. Гавриила и Довмонта Пск. — 2. Крест св.блгв.кн. Ольги. — 3. Икона Чирской Б.М. — 4. Варлаамовская ц., г. Псков. — 5. Пролом Стефана Батория. — 6. Поганкины палаты. — 7. Иоанно-Ильинская община сестер милосердия в Пскове. — 8. Ивановский м. — 9. Мирожский м. — 10. Икона Мирожской Б.М. — 11. Икона Спасителя в Елеазаровском м. — 12. Крыпецкий м. — 13. Внутренний вид Псково-Печерского м. — 14. Михайловский собор в Печерском м. — 15. Западная сторона Псково-Печерского м. — 16. Вещи царя Ивана Грозного. — 17. Икона свт. Николая в Печерском м. — 18. Троицкий собор. — 19. Снетогорский м. — 20. Изборск. — 21. Икона св. блгв. кн. Гавриила. — 22. Паромо-Успенская ц. — 23. Храм во имя св. Николая, Пск.-Печер. м. — 24. Елеазаровский м. — 25. Икона Пск.-Покровской Б.М. — 26. Дом купца Иевлева. — 27. Погост Выбуты. — 28. Покров. б. — 29. Икона Успения Б.М., Пск.-Печ. м. — 30. Псков. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — Виды Пскова.djvu.
Довмонтов город : информационно-методический сборник : [12+] / ГБУК «Псков. обл. универс. науч. б-ка», ОСП «Псков. обл. б-ка для детей и юношества им. В. А. Каверина» ; [сост. Т. А. Степанова ; гл. ред. В. И. Павлова]. — Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2016. — 27 с. — Библиография: с. 18-19.
Псков. Троицкий собор. Икона св. благоверного князя Довмонта и св. княгини Марии, XVI-XVII в. — Приводится акт осмотра иконы 2 апр. 1916 г. П.П. Покрышкиным, К.К. Романовым, Н.Ф. Казариным, о. Александром Ляпустиным, докт. Смирновым, Г.М. Казаковым, ювелиром Силаевым. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — Троицкий собор-икона Довмонта-Изв ИАК Вып 64 1917.djvu.
Андреев А. Р.
Князь Довмонт Псковский : документальное жизнеописание : историческая хроника ХIII века / Андреев А. Р. — М. : Межрегион. центр отраслевой информатики Госатомнадзора России, 1998. — 257, 2 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — soder dovmont.djvu; CD-1; dovmont.djvu; CD-3. -ISBN 5-112517
Василев Иван Иванович
Историко-статистический очерк города Пскова / Василев Иван Иванович / составлен Действительным членом Псковского губернского статистического комитета И. И. Василёвым. — Псков : Типография Губернского правления, 1878. — 102 с. — Содерж.: Исторический очерк г. Пскова ; Посещение Высочайшими особами ; Статистика ; Исторические памятники ; Административные, судебные, хозяйственные, сословные и общественные учреждения ; Учебные заведения ; Литература. — Лит.: с. 97-102 с..
Василев Иван Иванович
Святой Благоверный Князь Домант-Тимофей Псковский : биографический очерк / Василев Иван Иванович / составил И. И. Василев. — Псков : Типография Губернского Правления, 1899. — [2], IV, 34 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi.
Васильев Аркадий
Псковский князь Довмонт-Тимофей : из истории борьбы русского народа с немецкими «псами-рыцарями» / Васильев Аркадий
Евгений (Болховитинов Е. А.)
История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. Часть вторая : О псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянства предводителей с присовокуплений разных грамот к истории Пскова относящихся / Евгений (Болховитинов Е. А.) — Киев : В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. — 144 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — bolch 2.djvu; bolch index 2.djvu; CD-3.
Евгений (Болховитинов Е. А.)
История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. Части третия и четвертая / Евгений (Болховитинов Е. А.) — Киев : В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. — 177, 208 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — bolch 3 et 4.djvu; bolch index 3.djvu; bolch index4.djvu; CD-3.
Евгений (Болховитинов Е. А.)
История княжества Псковского с присовокуплением плана г. Пскова. Часть первая : содержащая общую историю сего княжества и города Пскова / Евгений (Болховитинов Е. А.) — Киев : В типографии Киево-Печерской Лавры, 1831. — 321 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — bolch2 p1-156.djvu; bolch2 p 156 — fin.djvu; bolch index 1.djvu; CD-3.
Князь Довмонт-Тимофей Псковский
?-20.05.1299. День памяти святого благоверного князя Довмонта-Тимофея отмечается 2 июня (по новому стилю).
Довмонт (по-литовски Домантас) был одним из литовских удельных князей. Великий князь Литовский Миндовг и Довмонт были женаты на сестрах. После смерти своей жены, Миндовг силой забрал жену Довмонта, сделав ее своей наложницей. Довмонт жестоко воздал на оскобление: он напал на дворец Великого князя и убил его и двух его сыновей. Единственный оставшийся в живых сын Миндовга Войшелк, в свою очередь, заполучив престол, решил мстить за смерть отца и братьев.
Обстоятельства жестокой междоусобицы сложились таким образом, что Довмонт с дружиной и их семьями вынужден был покинуть Литву. Он нашел прибежище в Пскове, где в 1265 году и поселился со своим домом (около 300 литовских семей). Здесь Довмонт, тогда еще язычник, узнал православную веру и, оставив идольское нечестие, крестился. С ним крестился и весь его дом и дружина. В крещении он принял имя Тимофей, что по-гречески означает «благочестивый». Став христианином, Довмонт показал исключительные личные добродетели и приобрел уважение и любовь жителей города. Через год жители Пскова избрали его, иноплеменника, князем, отвергнув при этом другого князя, природного Рюриковича.
Довмонт-Тимофей княжил в Пскове 33 года до самой своей смерти в 1299 году. Княжение Довмонта пришлось на время непрестанных войн. Он предпринял несколько успешных походов с небольшой псковской дружиной в Литву, откуда литовский князь Гердень неоднократно совершал разбойничьи рейды в глубь русских земель. Боролся он и против датчан и ливонских рыцарей, делавших набеги на северные земли Пскова и Новогорода, участвовал и в знаменитой битве при Раковере у реки Кегалы (Эстония) в составе союзных русских войск. Псковская дружина проявила тогда замечательную храбрость: сами немцы признали Довмонта героем Раковера.
Довмонт перед сражением всегда молился и призывал своих воинов не пощадить себя ради христианской веры: «Се же, братие, предлежит нам живот и смерть. Братия мужи, потягнете за Святую Троицу и за святые церкви и за свое отечество!». Особенно ярко видна твердость его веры в одном из боевых эпизодов военной истории Пскова: тогда магистр Ливонского Ордена Отто фон Реденштейн подошел к его стенам со стенобитными орудиями и с восемьнадцатью тысяч войска, что составляло в то время огромную силу. «Слышав же то князь Домант Псковский вниде в церковь Святые Троицы, и снем с себя меч, и положи пред святым алтарем, и паде и начя молитися со слезами». Более позднее житие влагает в уста князя в тот момент такую молитву: «Господи Боже наш! Мы люди Твои и овцы пажити Твоей, имя Твое призываем: призри на кроткие и вознеси смиренныя, и низложи высокие мысли гордых, да не оскудеет пажить овец Твоих!». Игумен Исидор, как повествует летописный свод, «взем меч и препоасаша его и благословивше отпустиша его». После этого Довмонт, не дожидаясь помощи Новгорода, предпринял дерзкую вылазку и нанес немцам ощутимый урон, причем ранил в лицо самого магистра. После этого подоспела новгородская дружина во главе с князем Юрием. Немцы предпочли заключить выгодный для русских мир и вернуться восвояси.
Фрагмент памятника тысячелетию России в Великом Новгороде
Князья (слева направо): Довмонт Псковский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Кейстут Литовский
В дни мира Довмонт занимался строительством. Он построил свой первый храм на земле городского посада, которую впоследствии назовут Довмонтовым городом. Церковь была освящена в честь небесного покровителя Довмонта — св. Тимофея Газского. Позднее он построил также храмы во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. При нем строилась и новая линия крепостных сооружений Довмонтова города.
В марте 1299 года немцы из Ливонии подошли к Пскову. Не взяв города, они сожгли Снетогорский и Мирожский монастыри, жестоко расправившись с братией. Во время набега были убиты св. Иоасаф Снетогорский и св. Василий, игумен Мирожского монастыря. Довмонт, который к тому времени был уже в летах, обрушил на врага свой праведный гнев: с небольшой дружиной он вышел за стены города и перебил немцев.
В том же году, 20 Мая, Довмонт-Тимофей умер, заразившись во время мора, вспыхнувшего во Пскове. Похоронили его в княжеской усыпальнице Троицкого собора.
Меч Довмонта после его смерти как драгоценная реликвия хранился в ризнице Троицкого собора. Его вручали как благословение и знак особой власти тем, кто заступал на княжеский престол в Пскове.
Прижизненное изображение князя сохранилось на иконе Богородицы Мирожской Оранты, где слева от Пречистой — князь Довмонт, а справа — его жена Мария (в иночестве — Марфа), которая умерла через несколько лет после смерти мужа (вероятно в 1313 году?).
Коллекция «Князь Довмонт Псковский» в электронной библиотеке>>>
Наследие Земли Псковской/ Культура и история Пскова и Псковской области. Достопримечательности, туристическая инфраструктура
Святой Довмонт-Тимофей
?-20. 05.1299
Святой благоверный князь Довмонт (Даумантас) (д. рождения неизвестна — 20 мая 1299) происходил из рода князей литовских. Спасаясь от смут, происшедших в Литве, Довмонт нашёл прибежище в городе Пскове, где поселился в 1265 году вместе с 300 литовскими семьями.
Здесь он принял православную веру, получил при крещении имя Тимофей. В 1266 году псковичи, видя мужество и добронравие Довмонта, избрали его своим князем. Женой ему стала внучка Александра Невского Мария.
33 года Довмонт ревностно охранял приютивший его город. Он предпринял несколько успешных походов с дружиной в Литву, откуда литовский князь Гердень совершал набеги на псковские земли.
Боролся против датчан и ливонских рыцарей.
18 февраля 1268 года Довмонт во главе русского войска участвовал в битве при Раковоре (современный Раквере в Эстонии) и в ознаменование победы над неприятелем построил первый храм на будущей территории Довмонтова города в честь своего небесного покровителя Тимофея Газского.
В апреле 1268 года Довмонт с небольшою дружиной в 60 воинов разбил отряд ливонцев из 800 человек, вторгшихся в пограничные псковские сёла. В знак победы князь построил храм в честь покровителя воинов Святого Георгия. В июне 1272 года у стен Пскова Довмонт со своими воинами разбил многотысячное войско ливонцев, которые впоследствии долгое время не решались нарушать русские границы.
В последней четверти 13 века в период относительного внешнего затишья псковичи под руководством князя построили Довмонтов город, сделав Псков образцовой средневековой крепостью.
Скончался Довмонт-Тимофей 20 мая 1299 года. Похоронен в княжеской усыпальнице Троицкого собора.
Считается небесным покровителем Пскова. Его имя и подвиги прославлены в летописи, отражены в русских иконах. На памятнике “Тысячелетию России”, установленном в 1862 году в Новгороде, среди 109 фигур выдающихся деятелей Российского государства, выкованных на рельефе, есть и изображение Довмонта.
Благоверный князь Довмо́нт (в Крещении Тимофе́й) Псковский
Каноны и Акафисты
Канон святому благоверному князю Довмонту, во святом Крещении Тимофею
Песнь 1
Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, яко извел еси люди из работы египетския, покрыл же еси колесницы фараоновы и силу.
Припев (при келейном чтении): Святый благоверный княже Доманте, моли Бога о нас.
В Царство Христово вшед, преблаженне княже Тимофее Доманте, возлюбив вечная паче временных, сего ради своему Владыце сосуд избран показася, славне.
Благочестиваго корене державнаго князя Александра исчадию благоволением Божиим сочетася, с неюже благоугодно пожив, преставльшеся, обретосте Христово нестареемое блаженство.
Христолюбиваго нрава никогда же отлучаяся, всем убогим милостивый податель был еси, блаженне княже Доманте, и сирым заступник.
Богородичен: Благодарение ново молитвы Твоея проповедуем, Чистая, усты и духом, яко Тебе ради от напастей, и тяжких печалей, и греха страстей вси избавляемся.
Песнь 3
Ирмос: B Господе Бозе моем сердце мое утвердися, тем немощствующии препоясашася силою.
Царя, всеми царствующаго Небесными и земными, последователь был еси, блаженне княже Доманте, не возвращся вспять, возлож руку свою на рало веры Христовы, тем добре управлен бысть в Царство Его.
Всея России благочестивым великим князем причтеся лику, аще и не от того сущаго корене рождену ти, но храбрость мужества и благочестие разума тем подобна показа тя.
В лета самодержца великаго князя Александра Невскаго был еси, княже Доманте, тем христоименитым людем Российскаго царства забрала явистеся от нахождения безбожных латин, якоже в животе, тако и по преставлении вашем, святии.
Богородичен: Написася Слово Отчим перстом, некогда богогласному пророку Твоего рождества тайна, Богородице, тем Тя молю в книзе мя написати жизненней, лукавое рукописание грехов моих раздравши.
Седален
Благословенному и светоносному торжеству, яко солнцу, возсиявшу во всем мире, блаженнаго князя Тимофея Доманта, к немуже стецемся, вернии, непрестанно вопиюще: аще и пришел еси от земли, святе, но тамо со Ангелы Пресвятей Троице предстоиши, Ейже молися спасти души наша.
Песнь 4
Ирмос: Любве ради, Щедре, Твоего образа на Кресте Твоем стал еси, и растаяшася языцы: Ты бо еси, Человеколюбче, крепость моя и хваление.
Феодора Стратилата дерзновению мужества подобен был еси и сего ради чести онаго от Бога сподобися, стражда изволением.
Земля освятися, приимши мощи твоя, блаженне княже Доманте, человецы же, тобою приемлют исцеление, Христа славяще, Иже искренно тя прославльшаго.
Ревность Святаго Духа в сердцы приим, отеческое зловерие возненавидев, Христа, Истиннаго Бога, взыскав, банею Крещения омывся, чадо Свету явися. Емуже предстоиши, молися за рабы своя, верою славящия тя.
Тебе молимся, преблаженне Тимофее, сопротивных шатание низложи и недуги человеком облегчи, святе, яко да во гласех хваления тебе воспеваем.
Богородичен: Рукою милосердия, Богородице, защити мя от враг и душу мою, истаявшую зноем греха, прохлади ходатайством Своим, Дево, Едина бо еси человеком исправление.
Песнь 5
Ирмос: Часть моя еси, Господи, и слава лица моего: Ты бо мя из тьмы неведения един избавил еси Богоразумием, и Тебе молюся, Христе: даруй рабу Твоему мир, яко Человеколюбец.
Благословением Святыя Горы инока, единоутробнаго твоего брата, Божий свет Трисолнечныя Троицы вселися в твое сердце и Своего Божества дом тя показа, блаженне.
Иже святую Твою память радостно от души творящих скорби премени и душеспасительная подаждь прошения.
Законом благоверия научився, премудре, ревнитель благочестия садителю Владимиру был еси, идольскую лесть низложив, Троицы был еси селение Пречистей.
Богородичен: Многогрешнаго Твоего раба, Богородице, не отрини моления и прошения, аще и недостойне молящася, Владычице, избави мя лютых страстей моих и уз прегрешения злаго.
Песнь 6
Ирмос: Якоже пророка Иону от кита избавил еси, Христе Боже, и мене из глубины прегрешений возведи и спаси мя, Едине Человеколюбче.
Святейшаго во святых Бога познав, премудре княже Доманте, о граде твоем Пскове молися, и о иже верою живущих в нем, избавится от всяких зол, да твою память вси благочестно почитаем.
Яко пресветлая двоице, яко пречестная верста и богосочтанная, Христу от души поработасте в жизни своей, пречестнии, ходяще по заповедем Его.
Царие и князи, священницы и вельможи, старцы с юнотами и всяк возраст, светло предъиграйте, память премудраго князя Доманта в песнех величающе.
Богородичен: Служителя тайне, Архангела слышала еси, в утробе вмещение Невместимаго приимши, мы же Гавриилово вещание приносим: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою и Тебе ради с нами.
Кондак, глас 8
Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Доманте, ум вперив зарею Духа, идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев, порождением святыя купели Тимофей наречен еси, слезами и милостынею ко Христу присвоився, и жизни сей течение добре скончав, веру непорочну соблюд, и ныне молим тя: моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих, избавится нам от всяких зол, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.
Икос
Всякаго безбожия неистовства избег, удаленную страну от Бога отечества весьма оставль, идеже Бог не познавашеся, но прелесть бесовская почитаема бяше, вся сия, оплевав, попра, апостолу Филиппу подобен быв: он бо от Газскаго пути восхищен во Азот, ты же — в богоспасаемый град Псков; он убо, единаго каженика крестив, удиви, ты же вся страны наша своим крещением возвесели, блаженне княже Тимофее Доманте, и чудес действо безбожных нахождения сокрушаеши, и паки пребуди с нами защищати нас, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.
Песнь 7
Ирмос: Не предаждь нас до конца Имене Твоего ради, и не разори Завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, Господи, Боже отец наших, препетый во веки.
Патриарха Авраама нраву, преблаженне княже Доманте, подобник быв, всяко требование нищим неоскудно раздал еси, да Христа милостива себе приобрящеши.
Просвети твое житие всю вселенную правым смыслом, сияя, в Руси яко солнце, Трисолнечнаго Божества зарею просвещаемь, досточудне.
Церкви и граду ты бысть правитель непреложный, всяку ересь и лесть бесовскую отгоняя, и со Ангелы ныне ликуеши, предстоя Святей Троице в дерзновении мнозе.
Богородичен: Избави, Богородице, от обдержащих бед души наша и призри на смиренныя рабы Своя, и веселия мя исполни, Благая.
Песнь 8
Ирмос: На Кресте плотию пригвожденнаго и показавшаго нам оружие во спасение, отроцы, превозносите Христа, Бога нашего, во веки.
Иова древняго милосердию подобяся, не изыде из дому твоего никтоже скорбен: иноком, и священным, и простым, и всем, иже в недостаточестве, яко отец чадолюбив, был еси.
В болезни к тебе прибегающих исцеляй, преблаженне княжеТимофее, и поганых нашествия избавляй рабы своя, Богу поющия: благословите Христа во вся веки.
Веселится ныне и торжествует великий град Псков и вси окрестнии гради и веси, тебе имуще покров и забрало, и красятся памятию твоею честною, в нем бо пожив, венца от Бога сподобился еси.
Богородичен: Предваришася уже беззакония моя и, к концу жития пришед, рыдая, молю Тя, Богородице Чистая: поне на старость мою, спаси мя, погибающаго.
Песнь 9
Ирмос: Яко сотвори мне величия Сильный, и свято Имя Его, и милость Его в род и род боящимся Его.
Всея России великим князем, благочестие хранящим, сообщник был еси, Богомудре княже Доманте, с ними землю Русскую сохраняеши от безбожных агарян и латын навета, и нынешняго настояния страстей нас избави молитвами своими.
Чудесы своими, яко цвет, процвел еси, Богомудре княже Доманте, якоже рече пророк: праведник, яко финикс, процветет. Сего ради тя ублажаем.
Певцем, иже Тебе, поющим, Троице Пресвятая, согрешения наша остави, вольная и невольная, преблага чудотворца благовернаго князя Доманта молитвами.
Богородичен: Напоитися богатно слезами даждь браздам страстныя моея души и плоды принести сторичны, Владычице, сподоби, сердце мое всякаго веселия исполни, да славлю Тя, Хранительнице моя.
Светилен
Не человеком, ни от человек, но от Бога звание прием, иже прежде тьме сын, ныне же чадо и наследник Свету своим обращением сотворися, Доманте Богомудре.
Тропарь, глас 8
Иже отчее нечестие возненавидев, преблаженне княже Доманте, и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание, прииде мыслию к Солнцу славы — Христу, озарився благодатию Божественнаго Крещения, и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя, моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди и град твой от безбожных агарян, и латин нашествия, и междоусобныя брани и спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 4
Духом Божиим наставляемь, отчее нечестие отвергл еси, святый благоверный княже Тимофее, потщался еси приити в богоспасаемый град Псков, в немже душу твою благодатию святаго Крещения просветив, верою и любовию обитель в себе сотворил еси Пресвятей Троице, Ейже непрестанно молися даровати душам нашим мир и велию милость.
Исторический праздник «Довмонт Псковский» — Календарь событий
Ставший традиционным фестиваль «Довмонт Псковский» пройдет 2 июня. Праздник состоится уже в шестой раз, в этом году он пройдет на набережной реки Псковы от Псковского Кремля до ул. Милицейской.
В этом году уникальность праздника в том, что помимо ратной доблести и подвигов прославленного псковского князя, гости узнают историю семьи князя Довмонта, его жены Марии и сына Давида, дяди – Ярослава Тверского и тестя – сына Александра Невского – Дмитрия Александровича, а также тети – святой преподобномученицы Евпраксии княгини Псковской, основательницы монастыря Рождества Иоанна Крестителя в Пскове.
Также для гостей праздника будет организована бесплатная экскурсия «Быт, культура, традиции семейных отношений в средневековом Пскове» с посещением макета Псковского Кремля XV века в колокольне Троицкого Собора.
Мероприятие будет состоять из пяти основных площадок: исторического (лагерь реконструкторов), ремесленного (торговые ряды), музыкального (концерт псковских коллективов), зрелищного (интерактивы) и сытного (таверны с псковской кухней) дворов.
В программе работы площадок: фестиваль исторической реконструкции, бесплатное ристалище для детей и взрослых, показательные бои, бугурт, лучный и суличный тиры, а также ремесленное производство и мастер-классы. Также состоится выступление творческих коллективов г. Пскова.
Вход свободный, без возрастных ограничений.
С князем по жизни. Андрей Мартьянов: «Довмонт — моя творческая история» | КУЛЬТУРА
Памятник князю Довмонту в Пскове хотят поставить уже давно, но все время что-то мешает: то с местом не определиться, то средств не найти. В конце 2021 года скульптор Андрей Мартьянов предложил свой вариант памятника, пообещав выполнить его бесплатно. «АиФ-Псков» пообщался с автором проекта.
С образом Довмонта
— Андрей, как возникла идея памятника?
— Начало работы над образом Довмонта в моем творческом пути связано с поступлением в школу при Академии художеств. Первые эскизы по личности псковского князя у меня появились порядка 25 лет назад. Это абсолютно моя творческая история, мне интересен Довмонт, я изображал его в рельефе, по конкурсному заданию на коне, есть у меня иные композиционные решения. В 2020 году во время самоизоляции из-за коронавируса я заперся в своей деревенской мастерской под Псковом и начал работать. У меня получился один эскиз, второй, третий, а дальше я решил его показать писателю, автору «Сказания о забытом князе» Анатолию Рахматуллину, просто посоветовался, потому что художнику нужен зритель.
Создавая эскиз, я понимал, что могу рассчитывать только на свои силы, поэтому нет замашки на огромный монумент, который будет, наверное, и неуместен для центра Пскова. Вместе с постаментом и проведенным благоустройством его общая высота будет составлять максимум 5 метров. Я подчеркиваю, что общая, потому что кто-то уже возмущался в интернете, что скульптура высотой в 5 метров не нужна. А ее и не будет, высота самой фигуры 2,7 метра.
На выставке «Смоляная вода», которая открылась в Пскове 27 января, представлена ее метровая модель. В таком виде она может стоять в интерьере или стать музейной скульптурой. Но памятник, скорее всего, все равно будет немного другим. Например, советский скульптор Михаил Аникушин, когда делал памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который установлен на площади Искусств в Санкт-Петербурге, создал два десятка моделей и эскизов.
— Получается, совсем не очевидно, что именно так будет выглядеть скульптура, если ее решат поставить в Пскове?
— Вы же понимаете, что творческий процесс не остановить. Он происходит каждый день. Конечно, все меняется. Этот вариант скульптуры представлен мной на выставке как раз для того, чтобы можно было обсуждать детали. Я считаю правильным, нужным и полезным обговаривать какие-то детали с архитекторами, с общественностью, с искусствоведами, администрацией города и области, с профильными комитетами.
Мне это важно, интересно, мне это нужно для того, чтобы сделать памятник Довмонту для Пскова. Я уже заявлял и от этого своего заявления отступать не намерен — свою работу городу я дарю, я буду лепить, формовать, отливать модель памятника в натуральную величину в гипсе бесплатно.
У Андрея Мартьянова много идей для Пскова. Фото: Андрей Степанов
— А сколько по вашим расчетам потребуется средств на установку памятника?
— Сложно сказать, потому что мы не утвердились с окончательным вариантом. Еще идут обсуждения, на 8 февраля назначены публичные слушания и уже после этого мы придем к общей концепции, тогда можно будет что-то считать. Сейчас эти цифры будут очень условны и приблизительны.
Работа команды
— Действительно ли во время создания макета памятника вы консультировались с Митрополитом Тихоном? О чем шла речь?
— На мой взгляд, личные беседы со священником, тем более с митрополитом, вообще не раскрываются, но то, что мы встречались и обсуждали — это действительно так. А как может быть иначе? Затевая такой проект, надо встретиться с главой города, на чьей земле это происходит, а так как князь Довмонт — святой, то пообщаться с правящим архиереем.
— Какие-то советы Владыка дал?
— Конечно, мы советовались, у нас получилась продуктивная беседа. Да, безусловно, скульптор — автор, но мы должны понимать, что любой памятник — это работа очень многих людей. В ней участвует архитектор, скульптор, и не один чаще всего, потому что такие большие массы сложно вылепить физически и нужны помощники. Участвуют формовщики, литейщики, гранитчики.
Идут консультации с историками, искусствоведами, градостроителями, архитекторами, обсуждается уместность локации, масштаб, благоустройство, без которого работа будет выглядеть незаконченной. Очень иного составляющих. Ну, и конечно, город и горожане принимают решение, достойна ли эта личность памятника, а администрация города согласовывает возможность выделения земли под его установку. Комитет по охране памятников должен быть задействован, потому что в Пскове весь центр находится под охраной и это надо учитывать. По моему опыту, в центральной части города очень сложно поставить скульптуру.
— Где на ваш взгляд уместнее было бы расположить памятник в Пскове?
— Я предлагаю установить статую в сквере на Золотой набережной, выходящем на улицу Леона Поземского. Другие варианты тоже рассматриваются, но этот приоритетный.
Ожившее пространство
— Относительно места расположения вашего предыдущего возведенного в Пскове памятника, «Стражам границы» в сквере на проспекте Энтузиастов, были споры. Многие считают, что в месте отдыха горожан он не уместен, и правильно было бы расположить его рядом с погрануправлением. Что вы думаете по этому поводу?
— Я достаточно мало принимал участие в выборе места тогда, там скорее оно было предложено, нежели выбрано. Я считаю, что место подходит, потому что круговое движение у погранупраления, когда к памятнику даже не подойти — не совсем правильно. А сквер сейчас благоустроили, он получил освещение, дорожки, он зажил, а в 2021 году еще и название сквера Пограничников получил. По-моему эту прекрасно, что на Запсковье появилась такая большая общественная территория.
Я присутствовал на публичных обсуждениях, когда жители этого района говорили о том, что через сквер в темное время суток пройти невозможно, потому что страшно. А сейчас место оживилось, разве же это плохо? Получается памятник дал импульс, чтобы сквер наполнился жизнью.
В Пскове уже есть памятник скульптора. Фото: Андрей Степанов
— Памятник пограничникам вообще вызвал много критики. Псковский искусствовед Юрий Стрекаловский, например, заявлял, что средневековый воин в композиции, названный в описании скульптуры «дружинником Довмонта», вооружен византийским щитом конника, но скандинавскими шлемом и копьем. Что проработка деталей памятника «либо чрезмерная, либо недостаточная». А башня в центре композиции похожа на «киоск с выручкой после фестиваля или пивной ларек», или «огромный стакан». Как вы относитесь к такой критике? Насколько она справедлива?
— Где эта критика была? В соцсетях? Меня нет в соцсетях, мне некогда. А что до Юрия Стрекаловского, то он скорее не критикует, а высказывает обоснованное мнение, которое нужно и полезно. Почему то все всегда думают, что если на какой-то площадке что-то происходит, то это делают какие-то безликие рабочие. Я лично со своими помощниками, со своей командной отработал месяц на возведении памятника «Стражам границы». Сам крепил, сам лил, сам обрабатывал. За это время успел пообщаться с огромным количеством жителей. Вы же понимаете, что такое работа в световое время дня на площадке в парке, где ходят люди. Так вот: критики я не услышал. И мне кажется, что моя информация наиболее достоверна, потому что я общался с людьми и они благосклонно отзывались о проекте.
— А в целом как к критике относитесь?
— Не критикуют тех, кто ничего не делает. Всегда людей раздражают те, которые творят, двигают, идут вперед, это естественно.
— Вы уже создали в Пскове памятник «Стражам границы», готовы подарить памятник Довмонту. Есть ли у вас еще планы, идеи для города?
— Полно! И на выставке «Смоляная вода», которая будет работать в выставочном зале регионального отделения Союза художников России до 20 февраля, их можно будет увидеть. Все мои работы больше частью посвящены Пскову и Псковщине, на выставке гости познакомятся с эскизами и маленькими моделями моих скульптур, созданных для города.
Городок Довмонт — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты
На протяжении нескольких столетий город Довмонт находился у подножия холма с Псковским кромом. Формирование его архитектурного ансамбля началось в 13 веке. Назван в честь литовского князя Довмонта, крещенного именем Тимофея и после женитьбы на дочери Александра Невского правил Псковом в 1266-99 гг.
Город Довмонтов обращен к Персидской стене Псковского кремля.Перед этой стеной на небольшом пространстве в полтора гектара в течение 12-16 веков было построено 18 церквей.
Храмы Довмонтова городка были религиозными центрами 6 «сторон» Пскова и 12 его пригородов. В те годы стороны были самоуправляемыми районами города с равными правами в Псковском вече.
Фонд св. Софийская церковь в г. Довмонт г. Псков
Фундаменты церквей г. Довмонт и крепостная стена
Покровская и Рождественская церкви в г. Довмонт г. Псков
Город Довмонт на протяжении столетий был административным центром Пскова, то есть здесь располагались «администрации» сторон города.Однако с течением времени, когда Псковская вечевая республика прекратила свое существование, в ней перестали быть ненужными представители сторон города, и в период 16-18 веков церкви Довмонтова городка были разобраны.
Город Довмонт больше всего пострадал во время Северной войны, когда Петр I разобрал большую часть церквей, чтобы поставить там артиллерийскую батарею, так как Псков играл важную роль в обороне России от шведов.
Со времен Петра I большинство храмов Довмонтова городка были засыпаны под кровлю. Однако масштабные раскопки 20 века позволили увидеть план Довмонтова городка, хотя от церквей остались только фундаменты. В двух церквях, Никольской на Дамбе и Покровской, обнаружены настенные росписи XIV века.
г. Довмонт, Псков
Город Довмонт в Пскове, Россия когда-то был процветающим городом с массивными каменными стенами, расположенным к югу от Псковского кремля. Сегодня этот давно заброшенный город служит интригующим музеем под открытым небом.
С 13 по 18 века Довмонт служил административным и духовным центром Пскова. Это последнее название видно из того, что первая церковь древнего Пскова была воздвигнута в Довмонте, который впоследствии стал славиться самой высокой концентрацией православных храмов во всей России после того, как число его соборов возросло примерно до двадцати.
Своим названием город обязан литовскому князю Довмонту, который правил Псковом тридцать три года в 13 веке.Вместе со своими родственниками и союзниками князь был вынужден бежать из родной земли, спасаясь от преследований безжалостных родственников. Жители Пскова оказали ему теплый прием и в 1266 г. избрали своим князем. Из уважения к местным традициям Довмонт принял православие и при крещении был наречен Тимофеем.
Довмонт пользовался большим уважением у псковичей, а также был известен как великий полководец, отличившийся своей храбростью. Князь женился на Марии, дочери Дмитрия Александровича, князя Переславля-Залесского.Со времени их союза Довмонт оказывал помощь тестю, сосланному его братом Андреем.
При Довмонте Псков получил независимость от Новгородской республики, разрыв которой оказался благоприятным для политической и экономической жизни города. Князь Довмонт умер от болезни в 1299 году и был канонизирован Православной Церковью в 16 веке. Останки князя хранятся в прекрасном ковчеге Троицкого собора в Пскове, той самой церкви, где когда-то хранилась шпага Довмонта.Меч передавался от князя к князю как символ власти, и сейчас его можно увидеть в Псковском историческом музее-заповеднике.
Сегодня в городе Довмонт сохранились средневековые Рыбницкая и Власьевская башни, а у крепостной стены обнаружены фундаменты и фрагменты 10 примыкающих друг к другу псковских церквей. Реставрационные работы на этом месте продолжаются, и в ближайшем будущем планируется открыть для публики четыре из отреставрированных церквей.
Помимо старых стен и старинных башен Довмонтова городка в Пскове стоит посетить увлекательные выставки в его небольшом музее.Посетители могут увидеть план Псковского Кремля относительно Довмонтова городка и часть южной стены Кремля, на которой выгравировано описание победы Александра Невского в Ледовом побоище 13 века.
Описание и фотографии города Довмонт — Россия — Северо-Запад: Псков. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов. Фото и описаниеГород Довмонт назван в честь князя-героя защитника Пскова по имени Довмонт, родом из Литвы. Довмонт правил в Пскове с 1266 по 1299 год. Князь Довмонт вместе со свитой покинул Литву из-за внутренних раздоров. При крещении псковичи нарекли его Тимофеем и, чтобы крепче привязать его к Русской земле, дали ему в жены Марию, внучку Александра Невского. Защищая Псков, Довмонт обычно выходил с небольшой дружиной против численно превосходящего противника, что не мешало ему одерживать блестящие победы.Тимофей-Довмонт служил верой и правдой не только псковичам, но и всему русскому народу немногим более 30 лет. После смерти он был канонизирован. В Троицком соборе в Рельефном св. мощи этого почитаемого псковичами человека. Территория, которая сейчас называется городом Довмонт, до XIII в. входил в состав городского поселения, расположенного у подножия Псковского Кремля. В 13 веке это уже был административный центр Пскова, который был отделен от остального города каменными крепостными стенами.Как административный центр город имени Довмонта просуществовал до начала 18 века. Площадь территории города Довмонт совсем небольшая. Его площадь составляет всего 1,5 га. Но, по подсчетам специалистов, на этой территории было около 18 церквей: малых и больших, с приделами и без приделов, с главами разной формы. Редкое скопление церквей на небольшой территории города Довмонта является единственным в своем роде в России и объясняется особенностями истории города.В древности население пограничного Пскова состояло из мещан и каторжников. Жители жили за городской стеной. Строить там храмы не было никакого смысла, потому что угроза вражеского нападения постоянно нависала над жителями полонского, насажденного. Поэтому они создавали свои храмы близ Детинца (Крома), на территории, которая принадлежала всему Пскову и была надежно защищена. В 1701 году по приказу Петра I часть построек Довмонтова города была прикрыта земляными бастионами, по причине подготовки к Северной войне.В начале XIX в. строения, оставшиеся в городе Довмонт, были разобраны по причине их ветхости. К началу раскопок территория города представляла собой заросший кустарником пустырь, к тому же изрытый воронками от бомб и снарядов в годы Великой Отечественной войны. На сегодняшний день на площади 9000 кв.м. К наиболее важным находкам на территории городка Довмонта относятся: чугуноплавильная мастерская, построенная в X-XI вв. , фундаменты древних каменных построек, часто сопровождаемые настенными росписями и остатками вещей.Также выявлено 14 памятников каменного зодчества: военного, культурного и гражданского назначения, в том числе церковь Дмитрия Солунского, возведенная до 1135 года, фрагменты первоначальных стен Довмонтова города XIII века, остатки каменных построек XIII века. В одном из храмов при исследовании обнаружили фресковую живопись. Важная находка была сфотографирована на специальные пластины, позже фрески были отреставрированы и теперь их можно увидеть в Эрмитаже. Кроме того, были найдены остатки архива, включающего более 500 печатей из свинца, пластинчатые доспехи, большое количество наконечников копий, стрел, шлюх, обрывки кольчуг, шпоры, железные сердечники, обрывки берестяных грамот, различные предметы быта и т.д. Археологам удалось установить общий вид города Довмонта. Удалось вскрыть фундаменты десяти храмов и нескольких гражданских построек. Реставрационная мастерская города Пскова произвела их «консервацию»: нижние части стен были расширены и вынесены на поверхность земли. По первоначальным планам построек можно судить о развитии древнего Довмонтова города. Реставрационные мастерские города Пскова произвели их «консервацию»: нижние части стен были увеличены и выведены на поверхность земли.По первоначальным планам построек можно судить о развитии древнего Довмонтова города. Реставрационная мастерская города Пскова произвела их «консервацию»: нижние части стен были расширены и выведены на поверхность земли. По первоначальным планам построек можно судить о развитии древнего Довмонтова города. Рекомендуем также прочитать описание и фото церкви Халлгримскиркья — Исландия: Рейкьявик Тема: Описание и фото города Довмонт — Россия — Северо-Запад: Псков . Автор: Келли Костин |
Идеальный рыцарь
Русская история изобилует славными именами князей, украсивших ее своими подвигами, доблестью, отвагой и героизмом. Эти люди сформировали самобытность российской государственности, и их слава оказала глубокое влияние на последующие поколения. Князья, содействовавшие формированию русской военной культуры, считаются достойными подражания.
Один из них — благоверный князь Довмонт (Даумантас).
Довмонт родился в 1230-х годах в семье доблестных литовских князей. В 1266 году, после семейной ссоры, ему пришлось покинуть родные пределы и искать себе нового отечества в Псковской земле. В этот период Псков был феодальной республикой. Во главе каждого города стоял посадник и боярский совет помещиков, которые осуществляли исполнительную власть, тогда как законодательная власть находилась в руках псковского вече (ратуши), состоявшего из избранной группы горожан; религиозная власть была сосредоточена в руках настоятеля Троицкого собора, подчинявшегося новгородскому епископу.Псков тогда зависел от Новгорода в военном и религиозном отношении, а в политике и экономике стремился к независимости и равному статусу с Новгородом. Поэтому приезд князя Довмонта с просьбой о приюте был своевременным ходом.
По псковским законам князь являлся конституционным монархом, его полномочия ограничивались властью вече и боярской думы. По неписаным русским правилам князь или градоначальник должен был быть православным верующим. Таким образом, князь Довмонт был крещен в русское православие и принял православное имя Тимофей (Тимофей).Вся его свита и бояре последовали за ним в крещенские воды. Это демонстрировало непререкаемый авторитет Довмонта и вызывало уважение псковской верхушки.
В первую очередь перед князем Довмонтом встала острая необходимость наладить гармоничные отношения с местной знатью. Псковитяне славились своим либеральным отношением, поскольку они изгоняли неугодных князей, заменяя их более лояльными. Князю Довмонту было необходимо, не ставя под угрозу свою репутацию, заставить считаться с собой псковскую правящую верхушку.Ибо долг принца — вести за собой лучших людей. Он блестяще справился с этой задачей, установив дружеские отношения с псковичами и превратив их в своих самых ревностных помощников. Его крылатой фразой было: «Кто стар, пусть будет мне отцом, кто молод, пусть будет мне братом!» В награду псковичи дали ему право построить княжеский двор прямо у стен крепости. Это место считалось у псквичей священным, потому что они строили там самые почитаемые из своих церквей.Довмонт возвел укрепления в этом древнем центре города, который впоследствии стал называться Довмонтовым городом.
Устроив внутренние дела Пскова и подружившись с псковичами, Довмонту предстояло доказать, что он еще и хороший защитник города и способный полководец, способный успешно возглавить псковское войско. До прихода в Псковскую землю Довмонт, будучи князем Нальшенским в Литве, разбил тевтонских рыцарей на поле Дедичного Видинского сражения, пишет историк Мацей Стрыковский.«В целом литовские воины искусны в конном и пешем бою, а также в организации засад и маневренных боев в чистом поле. Мы не имеем никаких свидетельств, но можем предположить, что Довмонт как князь псковский и его свита научили их тактике и приемы боя псковским воинам».
Уже через год после прибытия в Псков, в 1267 г. Довмонт осадил Полоцк, бывшее княжеством его врага, князя Гердениса. Князя Довмонта сопровождали его 300 телохранителей и лучшие псковские воины. Эта экспедиция имела целью не только нанести ущерб личному врагу и скрепить русско-литовское братство по оружию, но и продемонстрировать соседним литовским князьям, стремившимся посягнуть на псковскую землю, что у последней появился новый сильный вождь и защитник.
В лихом рейде русско-литовская армия овладела Полоцком, и князь Герденис едва избежал плена. Псковичи во главе с Довмонтом вернулись с богатой добычей. На обратном пути Довмонт устроил засаду и всего с 70 воинами отразил нападение преследовавших их 700 телохранителей Гердениса, доказав свою военную мудрость, боевое мужество и умение устраивать засады, ибо в военном отношении противостоял равным себе. навык, который превосходил численностью свой отряд с большим отрывом.
Во время своего правления он несколько раз вторгался в литовские земли и всегда возвращался победителем. В результате на границе с Литвой все было относительно спокойно. В своих первых боях за Псков, его свободу и независимость Довмонт проявил мастерство и талант организатора и полководца, способного не только победить врага, но и умеющего спасти жизни своих воинов. Так рос его авторитет в глазах псковских горожан.
Продемонстрировав свой талант в гражданских и военных делах, Довмонт проявил свои большие способности и на дипломатическом фронте.В ту трагическую для нашего Отечества эпоху Русь была разделена, платила тяжелую дань и находилась под постоянной угрозой монгольского нашествия с востока и юга. На севере основная угроза исходила от Ливонского ордена и его балтийских союзников — войск католических епископов и датского короля.
Особенно грозным противником был Орден, имевший в своем распоряжении 300 рыцарей, возглавлявших различные воинские формирования. Рыцари были братьями Ордена, занимая ключевые командные посты. Орден мог легко произвести 10 000 воинов и более.Его военная мощь основывалась на кавалерии и тяжеловооруженных рыцарях. Кроме того, в состав Ордена входили всадники – вассалы рыцарей, тяжеловооруженная пехота, отряды лучников и арбалетчиков. Добавьте сюда отряды зависимых прибалтийских народов. Орден имел международные связи и привлекал для войны воинов из других духовных и рыцарских орденов и католических земель. Псков не мог сам противостоять Ордену и нуждался в помощи Новгорода. Отношения с Новгородом были сложными.Более мощный в экономическом и территориальном отношении Новгород тяготил Пскова, а псковичи стремились к равноправным отношениям. С целью установления равноправных и дружеских отношений Довмонт вместе с псковскими мещанами попросил руки дочери новгородского князя Дмитрия Александровича. Это был важный политический шаг. Мария, внучка Александра Невского, победившая Орден в битве на Чудском озере, была гарантом и символом новгородского уважения к Пскову и военной поддержки в случае войны.
В 1268 году князь Довмонт и псковичи, заключив военно-политический союз с новгородцами и великим князем владимирским Ярославом Ярославичем, вторглись на территорию Тартуского епископата. В войско входили телохранители князя Довмонта, князя Дмитрия Александровича, сыновей великого князя Владимирского, князей Святослава и Михаила, Новгородский и Псковский полки.
Главной ударной силой русской армии были конные и пешие отряды князей, организованные в сотни. Эти дружины делились на старую и молодую гвардию и включали в себя отборнейших профессиональных воинов, закаленных в боях. Все они, как правило, имели тяжелое вооружение. Среди свиты князей было немало прославленных рыцарей, не говоря уже об отрядах стрельцов. Войско Пскова и Новгорода представляло собой городское ополчение во главе с боярами, выступавшими в качестве военачальников. Новгородским войском руководил тысячник – профессиональный и очень опытный воин и полководец. Псковское и новгородское войско делилось на полки, состоявшие из жителей крайних районов.Значительную часть ополчения составляли тяжеловооруженные пешие воины и отряды лучников.
В состав городских полков входили достойнейшие горожане и лучшие кулачные бойцы, способные составить конкуренцию самым подготовленным рыцарям. Кроме того, были и лучшие воины пограничных сторожевых застав, которые хорошо знали врага и выполняли роль разведчиков.
Объединенная армия подошла к крепости Раквере, где завязался ожесточенный бой с объединенной армией епископа Тартуского и Ливонского ордена, поддерживаемой датским войском численностью 20-25 тысяч воинов.
Князь Михаил сражался на левом фланге, новгородские воины были в центре, а дружины князей Дмитрия, Довмонта и Святослава противостояли врагу на правом фланге. По разным данным, русские насчитывали от 16 до 30 тысяч воинов. Датчане стояли против князя Михаила, а войско Ордена выстроилось против понесших большие потери новгородцев. Когда рыцари завязли в тяжелом бою, свиты русских князей, в том числе и гвардия князя Довмонта, атаковали с правого фланга и сокрушили неприятеля.Князь Довмонт продемонстрировал в бою храбрость и отвагу. В дальнейшем победоносная русская армия преследовала врага почти пять верст. Довмонт был неутомим. Понимая, что враг должен быть разбит на его территории, он со своей свитой и отборными псковичами отправился в набег на земли Ордена, беря пленных и уничтожая оплоты сопротивления.
Князь Довмонт раз и навсегда покорил сердца псковичей своей отвагой, военной удачей и полководческим талантом.
В 1272 году войско Ливонского ордена осадило Псков. Псковичи вышли за стены и начали бой. Князь Довмонт вступил в бой один на один с магистром ордена Отто фон Роденштейном и одолел его, продемонстрировав, что он не только хороший полководец, но и могучий рыцарь, способный собственноручно защитить город от врагов. В военной традиции бой между двумя рыцарями или вождями имеет особое значение. Любая битва между двумя армиями в старые времена начиналась с драки между лучшими рыцарями с обеих сторон.
За время своего правления князь Довмонт предпринял множество военных походов, участвовал во многих битвах и вышел из них победителем. Он был одним из самых талантливых полководцев русской земли. И все же его последние подвиги заслуживают особого упоминания. В 1299 году ливонские рыцари подошли к Пскову и осадили его. Довмонт, которому тогда было 70 лет, вышел за город всего с 70 воинами и атаковал врага. С этим отрядом он разгромил и уничтожил 700 враждебных воинов и одолел в бою командира Ордена.
При жизни Довмонт был не только доблестным рыцарем, но и благочестивым верующим христианином. В частности, он построил церковь св. Феодора Стратилата, заботился о немощных и обездоленных, раздавая милостыню. Недаром Православная церковь почитает Довмонта: его изображения часто можно встретить на псковских иконах. Русская православная церковь канонизировала князя, а его мощи хранятся в усыпальнице Троицкого собора в Пскове.
Памятник Довмонту можно увидеть в скульптурной композиции «1000-летие России» в Новгороде, где князь как бы принимает торжественную клятву служить Пскову и Руси, опоясанный мечом, в доспехах, с прижатой рукой на его сердце — жест, выражающий искренность его клятвы.Маршальская шпага князя Довмонта хранится в городском музее в знак уважения к его воинской славе и доблести.
За время своего правления князь Довмонт проявил себя талантливым государственным деятелем и полководцем, дипломатом и воином, настоящим лидером и отцом простого народа, вселявшим надежду, согласие и примирение в общество, способным говорить на одном языке со всеми сословиями и социальными слоями. Он прославил себя своими ратными подвигами, доблестью, отвагой, величием своего духа, искренностью и дружелюбием.Если и могут быть идеальные правители, то Довмонт определенно один из них.
Тимур Ахметов,
Учитель истории
Город Довмонт в Псковском кремле. Князь Довмонт Тимофей.
Город Довмонта примыкает к южной стене Крома.
Название «Город Довмонта» происходит от князя Довмонта, который считается создателем второго кольца укреплений. Сегодня остались только подвалы древних церквей.
Князь Довмонт Тимофей приехал из Литвы, но был крещен и принят князем Псков.Он правил Псковом 33 года: с 1266 по 1299 год.
На этой небольшой территории в разное время было построено около двадцати церквей с часовнями и колокольнями, несколько гражданских построек.
При раскопках обнаружены древние каменные ядра, наконечники стрел, славянские и балтские украшения, берестяные грамоты (древние грамоты).
Чтобы обеспечить свою независимость от рыцарей, псковичи избрали своим военачальником и князем обращенного литовского князя по имени Довмонт в 1266 году. Укрепив город, Довмонт разбил рыцарей под Раковором и захватил большую часть Эстонии. Его останки и меч хранятся в местном кремле, а ядро воздвигнутой им цитадели до сих пор носит имя Довмонтова городка.
В 1701 году царь Петр I приказал в кратчайшие сроки перестроить Псковскую крепость, которая устарела и не отвечала современным требованиям к новой войне. Многие храмы были скрыты под насыпью бастионов и батарей.
У стены Довмонтова городка, обращенной к реке Пскове, стояли три церкви — Покровская, Рождества Христова и Святого Духа (т.э., восточная часть) в 14 тыс. век. Во время Северной войны Петр I приказал засыпать верхушки церквей землей и превратить их в батареи.
Административная палата (государственные административные учреждения) построены в 1692 — 1695 гг. взамен сгоревшей деревянной. Они стояли на высоком фундаменте.
Это было главное административное учреждение городской управы Пскова в 17 веке. На первый этаж поднимается высокое крыльцо. Там, в палате, украшенной росписями, собирался на заседания сам городничий «с товарищами»; здесь же хранились шкатулка с государственной печатью, знамя и псковская казна. Рядом с этой палатой находилась большая палата для подчинённых. Первый этаж занимал архив, а под ним располагалось помещение для заключения подсудимых преступников.
Стена Крома, выходящая в эту сторону, подвергалась штурму. Она называлась Перши или Перси, от древнерусского слова «перси», означавшего «грудь». Силы противника штурмовали Кром с этой стороны, где
не было рек, чтобы защитить его. Для защиты стены псковичи вырыли на мысе ров. Этот ров был в древности глубоким и назывался «Гребля», впадал в реки Пскову и Великую и был наполнен водой.
Там было двое ворот. Справа были главные ворота — Святые ворота, главный вход в кром. Слева были «Смердские» ворота для простолюдинов.
Через ров было два моста: Большой мост, ведущий к главным воротам, и Смердинский мост, ведущий к одноименным воротам. Доступная стена Крома — Перши — теперь виднелась во всей своей мощи. Однако для безопасности ров Гребля снова засыпали землей, и остался только неглубокий ров, указывающий на его местонахождение.
На стене Перси в Довмонтовском городке мы видим теперь меч и щит работы современного псковского художника, скульптора по металлу Всеволода Смирнова, и несколько колокольчиков в честь князя Александра Невского и победы над тевтонскими рыцарями на Чудском озере в Апрель 1242 года.
Псков, Россия, военно-исторический
Псков, Россия, военно-исторический
Джон Слоан
Вот таблица с фотографиями Пскова.И запись истории из Википедии.
См. статью С. Белецкого и В. Белецкого «Исследования
Часовая башня и Великие (Темные) ворота в Псковском кремле», а также в книге А.
Кирпичникова и С. Белецкого «К истории Окольнюйской
Городские укрепления под Псковом» в Фортификация в древности и
Средневековье , Санкт-Петербург, 1995.
Псков был основан в 965 г. и объединен с Новгородом на правах епископства в 992 г.
город приобрел известность как независимый город-государство во время распада
Киевское государство в 12 веке.Сначала он находился под контролем
Новгород. Псков расположен на слиянии рек Великой и Псковы.
Город разделен на четыре части. Основная часть города была построена в
14-15 вв. между реками Великой и Псковой, квартал Запсковы.
на правом берегу Псковы, а на левом – Заваличий квартал.
берегу Великой. Они связаны с центральным городом двумя мостами.
До Первой мировой войны все кварталы правого берега еще имели свои стены и башни.То
Кремль с прилегающими укреплениями построили литовские военные
предводитель Довмонт, сын Миндовга, участвовавший в делах своего отца.
убийством в 1265 году. Спасаясь от возмездия, Довмонт бежал в Псков, где
обращен в православие.Меч Довмонта висит
символически перед главной кремлевской стеной в городе Пскове. В 1266 году он был
избран военачальником и князем города. В том же году он провел кампанию
против Литвы, в которой он одержал большую победу на Западной Двине.В 1267 году он объединился с сыновьями Александра Невского, чтобы вторгнуться в Германию.
Территории Тевтонского ордена в Эстонии. Они разбили рыцарей при Раковоре
и захватил Эстонию. В 1271 году он снова одержал победу над германскими войсками.
разорял псковские земли. В 1272 году Тевтонский орден нанес ответный удар.
большой штурм самого Пскова под предводительством Магистра Риги. Довмонт возглавил вылазку
который разгромил осаждающих. Он умер в 1272 году и был погребен в Троице.
Кафедральный собор.
Вид внутри кремля — стена вдоль реки
и северо-западная угловая башня кремля. Наша группа приближается к
кремль северо-западная угловая башня. Крупный план
угловая башня. Вид с северо-западной угловой башни
Городская стена на северо-западном углу вдоль реки
огораживая точку к северу от кремля и часть городской стены через
Река Псковская. Вид изнутри кремля. Вид на северную стену кремля снаружи. Вид
с северо-западной башни кремля над небольшим участком города
вне кремля между ним и рекой плюс
над частью города за рекой. Обратите внимание, что городская стена
продолжается вокруг этого дальнего участка. Вид на другой
башня псковского кремля. Вид на северную часть Пскова с городской стеной из-за реки.
В ходе боев с ливонцами в 1240-42 гг. Псков приобрел повышенный
статус, а еще больше приобрел после победы над ливонцами в 1268-1269 гг.Его социально-правовой строй был закреплен в Псковской грамоте. В городе был
особый характер, обусловленный его приграничным положением и уникальными экономическими условиями.
Городское вече имело верховную власть, а князья были отодвинуты на второй план. То
независимость города была подтверждена в Болотовском договоре 1348 г. Город
стал членом Ганзейского союза. Псков направил войска для поддержки Москвы на
Куликовская битва 1380 г. и все больше попадала под московское влияние.
во время совместных походов против ливов и литовцев. Вальтер фон
Плеттенбергу, Великому магистру Тевтонского ордена, не удалось захватить город в
1502 г. Самостоятельность города закончилась в 1510 г., когда великий князь Василий
III Иванович отменил вече и выслал 300 знатных фамилий,
заменив их московскими сервиторами. Население Пскова составляло 205 000 человек.
1990 г., увеличившись с 36 000 в 1914 г., несмотря на разрушения Второй мировой войны.
Псковская крепость своими внутренними и внешними стенами выделяется своей
сложная конфигурация.Сердцевиной крепости было древнее укрепление,
Кремль, на треугольном вытянутом затылке в месте слияния реки Псков
впадает в реку Великую. В XI-XII веках здесь была деревянная
крепость на мысу, отделенном глубоким каналом, пробитым в скале. То
массивная кремлевская стена на внутренней стороне города с
меч Довмонта в поле зрения. Собор возвышается над стеной. Известняк
стены датируются 1266 годом. Ворота в кремлевской стене внутри
старейшая часть города.Вид со стороны Кремля.
Стена сильно восстановлена.
Вид через проезд Кремлевских ворот. Вид
изогнутого входного прохода внутри кремля
ворота смотрят в сторону собора. Некоторые туристы
посещают кремль.
В 1452 году крепость была перестроена и стала полностью каменной с пятью
башни. Ливонский орден безуспешно атаковал Псков и Изборск в 1480 году.
К концу XV века были пристроены еще две стены. В наибольшей степени
протяженность укреплений состояла из пяти колец стен с мощными башнями
и массивные ворота.Наборы решеток над и под городом перегородили Псков.
Река. Крепости окраинных городов и монастырей (Изборск, Гдов, Остров,
и Печора) превратились в фортификационную систему. Каждая новая стена была
построенный, чтобы предвещать вторжения Литвы и Германии. Постепенно Псков
разработал ряд независимых, но примыкающих друг к другу укреплений
в окружении девяти км. стен и валов. Часть этой архитектуры и
религиозное искусство сохранилось также в Мирожском (1156 г.) и Снетогорском
(1300) Монастыри.Большая башня в кремлевской стене
со стороны города.
В XVI веке была построена огромная Покровская башня с ее 90
метров, высота 40 метров, толщина стен от 3,5 до 6 метров. То
башня отреставрирована с сохранением части старой кладки. Руины
сохранились стены и башни за рекой Псковой.
Угловая башня кремля изнутри кремля. стена
налево между кремлем и городом. Угловая башня
в кремле.
В кремле находится пятиглавый собор Святой Троицы, основанный в 1138 году, но перестроенный в 1691 году.
и 1699. Это 196 футов в длину, 124 фута в ширину и 256 футов до вершины креста.
Слева от иконостаса находится гробница преподобного Гавриила (Всеволода) первого
князь Псковский (1138). Могила князя Довмонта находится в отдельной часовне. Его
меч висит выше. Князья псковские погребены в склепе под
нижняя часовня. Другой вид. Собор в темный и снежный зимний день в декабре
1991 год, во время которого солнце не появлялось.А если смотреть из-за реки. А
монастырь-крепость через реку от Пскова.
Мощные оборонительные укрепления были неприступны. Оборона города
способствовали сильные болота на подступах к городу. Польский король
Стефан Баторий при осаде Пскова в 1581-82 годах предпринял 31 попытку штурма
город, подверг Псков сильному артиллерийскому обстрелу и попытался произвести сап.
Польская армия численностью 50 000 человек начала осаду 26 августа 1581 года.Гарнизон города
под командованием князя И. П. Шуйского насчитывалось около 30 000 человек (по некоторым данным
дайте 15000) включая мирных жителей. Батори предпринял попытку государственного переворота.
2 сентября, что не удалось. Первый главный штурм был начат в сентябре
8-й. К тому времени Баторий ушел, оставив командование осадой коронному гетману.
Ю. Замойски. Однажды полякам удалось прорвать один из внешних
стены, однако жители ночью сумели заполнить брешь и отразили
атака.О храбрости защитников Пскова в России ходили легенды. То
сам город снискал уважение даже у своих злейших врагов. капеллан из
Войска Батория писали: «Мы очарованы городом, город такой
совсем как Париж». Последние польские войска ушли 4 февраля
1582 г. Эта оборона сильно повлияла на успех русских в сопротивлении полякам.
требования на войне. Башня, где польский главный удар
был центрирован. Эта башня закрепляет южный город
стена к реке.Вид изнутри города. Стена справа вдоль реки.
Во время Второй мировой войны город сильно пострадал. Сегодня древние сооружения
до сих пор дают представление о том, какими были крепости. Детский парк в центре города среди средневековых церквей. Один из многих
средневековые церкви вне кремля, но в старом
часть города. Еще одна средневековая церковь в старом
участок Пскова и др.. На проезде от
От Ивангорода до Пскова мы прошли несколько деревень с
дома прямо на узкой проезжей части.
Вернитесь к Ксенофонту.
Вернитесь в Рассити.
Вернуться к
Расстори. Вернуться к
Украина.
Псков
Псков — старинный город, расположенный на северо-западе России примерно в 20 км к востоку от границы с Эстонией, на реке Великой. Город Псков является административным центром Псковской области. Население: 202 780 человек (по данным переписи 2002 г.)
Название города, первоначально произносимое как Плесков, можно условно перевести как «город журчащих вод».Его самое раннее упоминание относится к 903 году, в котором говорится, что Игорь Киевский женился на местной женщине святой Ольге. Псковичи иногда считают этот год датой основания города, а в 2003 году состоялся большой юбилей, посвященный 1100-летию Пскова.
Первым князем Пскова был младший сын святого Владимира Судислав. Попав в тюрьму к своему брату Ярославу, он не был освобожден до самой смерти последнего несколько десятилетий спустя. В 12-м и 13-м веках город политически присоединился к Новгородской республике.В 1241 году его взяли тевтонские рыцари, но через несколько месяцев Александр Невский освободил его во время своего легендарного похода.
Чтобы обеспечить свою независимость от рыцарей, псковичи избрали своим военачальником и князем обращенного литовского князя по имени Даумантас (по-русски Довмонт). Укрепив город, Даумантас разбил рыцарей под Раковором. и захватил большую часть Эстонии. Его останки и меч хранятся в местном Кремле, а ядро воздвигнутой им цитадели до сих пор носит имя Довмонтова городка.
Псковская Республика
К 14 веку город функционировал как столица де-факто суверенной республики. Его самой могущественной силой были купцы, которые привели город в Ганзейский союз. Независимость Пскова была официально признана Новгородом в 1348 году. Несколько лет спустя вече издало свод законов (так называемый Псковский устав), который стал одним из основных источников общероссийского свода законов, изданного в 1497 году.
Для России Псковская республика была мостом в Европу.Для Европы это был западный форпост России и объект многочисленных нападений на протяжении всей истории. Невероятно, но Кремль (называемый псковичами Кромом) только в 15 веке выдержал 26 осад. В какой-то момент его окружили пять каменных стен, сделавших город практически неприступным. Местная школа иконописи процветала, а местные каменщики считались лучшими в России. Многие особенности русской архитектуры были впервые представлены в Пскове.
Наконец, в 1510 году город пал от московских войск.Ссылке дворянских семей в Москву посвящена опера Римского-Корсакова «Псковитянка» (1872). Как второй по величине город Московии, Псков по-прежнему привлекал вражеские армии. Наиболее известно, что он выдержал длительную осаду 50-тысячной польской армии на заключительном этапе Ливонской войны (1581–1582). Король Польши Стефан Баторий предпринял 31 атаку для штурма города, который защищали в основном мирные жители. Даже после того, как одна из городских стен была сломана, псковичам удалось заполнить брешь и отразить атаку.«Удивительно, как этот город напоминает мне Париж», — писал один из французов, присутствовавших при осаде Батория.
Завоевание Петром Великим Эстонии и Латвии в начале 18 века положило конец традиционной роли Пскова как жизненно важной пограничной крепости и ключа к внутренней части России. Как следствие, значение и благополучие города резко упали, хотя с 1777 года он служил столицей отдельного правительства. Именно здесь в марте 1917 года отрекся от престола последний русский царь.
Во время Первой мировой войны Псков стал центром большой активности в тылу, а после русско-германской Брест-Литовской мирной конференции (22 декабря 1917 г. – 3 марта 1918 г.), зимой 1917–1918 гг. Немецкая армия вторглась в этот район.
Средневековая цитадель плохо защищала от современной артиллерии, и во время Второй мировой войны Псков сильно пострадал во время немецкой оккупации с 9 июля 1941 г. по 23 июля 1944 г. Многие старинные здания, в частности церкви, были разрушены до того, как Вермахт смог оккупировать город.Хотя огромная часть населения погибла во время войны, Псков с тех пор изо всех сил пытался восстановить свое традиционное положение крупного промышленного и культурного центра Западной России.
В Пскове до сих пор сохранилась большая часть средневековых стен, построенных с 13 века. Кром, или средневековая цитадель, выглядит как никогда впечатляюще. В его стенах возвышается Троицкий собор высотой 256 футов, заложенный в 1138 году и перестроенный в 1690-х годах. В соборе находятся гробницы святых князей Всеволода (умер в 1138 г.) и Довмонта (умер в 1299 г.).Другие старинные соборы украшают Мирожский монастырь (завершен в 1152 г.), Иоанновский (завершен в 1243 г.) и Снетогорский монастырь (построен в 1310 г., расписан в 1313 г.).
Среди достопримечательностей в окрестностях Пскова: Изборск, резиденция брата Рюрика в IX веке и одна из самых грозных крепостей средневековой Руси; Псково-Печерский монастырь, старейший постоянно действующий монастырь России и магнит для паломников со всей страны; Крыпецкий монастырь XVI века; Елизаровский монастырь, который был крупным культурным и литературным центром средневековой Руси; и Михайловское, родовое гнездо Александра Пушкина, где он написал одни из самых известных строк на русском языке.
Назад к известным городам России
.