Псково печерские пещеры: Тайна святых пещер. Сокровища Печерского монастыря
Содержание
Тайна святых пещер. Сокровища Печерского монастыря
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь — один из самых известных и «намоленных» в России: почти за 550 лет своего существования он ни разу не закрывался и не прекращал службы. Пресс-служба Главгосэкспертизы России спустилась в самое таинственное место монастыря — его пещеры — и изучила их историю.
Название города Печоры, где расположен монастырь — а это, кстати, самый западный, не считая Калининграда, населенный пункт России, представляет собой старославянский вариант слово «пещеры». По легенде, как-то раз изборский крестьянин Иван Дементьев пошел в лес заготавливать дрова и, свалив одно из деревьев, увидел под ним вход пещеру, где обитали монахи-отшельники Киево-Печерской лавры, спасшиеся от татар. Причем над ее входом имелась надпись: «Богом зданные пещеры». Тут Иван понял, почему местные охотники рассказывают об ангельском пении, которое иногда раздается из-под земли.
Эти события летопись датирует 1392 годом, а в 1472-м другой Иван, точнее, Иоанн – православный священник, который бежал в эти места из Дептра (сегодня – Тарту), где стали заправлять немцы-католики, – основал здесь Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Вокруг него выросло поселение Печоры. Через сто лет монастырь разбогател, а поскольку он расценивался как важный стратегический пункт, то решено было обнести обитель стенами, установить крепкие ворота и построить девять сторожевых башен.
Самая высокая из них, двадцатипятиметровая Башня верхних решеток, до сих пор стоит на дне оврага, где протекает ручей. В нижней части башни находится каменная арка, которая закрывается железной решеткой, чтобы враги не проникли в крепость. Внутри монастырских стен построили каменную Благовещенскую и надвратную Никольскую церкви. Вскоре монастырская крепость выдержала осаду польского короля Стефана Батория, затем — войска Яна Ходкевича, а позже, в годы Северной войны, и нападение шведской армии.
В 1782 году указом Екатерины II Печоры получили статус города, который стал центром Печорского уезда. В 1812 году, в честь избавления Пскова от нашествия французов в Отечественной войне, было построено крупнейшее здание монастыря, собор во имя архангела Михаила. Также на территории обители есть Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет общий фасад с соборной Успенской пещерной церковью. Именно пятикупольное завершение крыши Покровского храма – самая узнаваемая деталь монастыря. Кроме того, в монастыре сегодня сохранились Сретенская и Благовещенская церкви, храмы святого Лазаря и Николы Вратаря. В 1523 году здесь была построена Большая Звонница с семнадцатью колоколами. Три самых крупных из них – подарки Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра Великого. Вообще, в монастыре побывали многие монархи. Об этом свидетельствует, например, карета Анны Иоанновны, которую сегодня можно увидеть у входа в обитель. Императрица приезжала в Псково-Печерский монастырь в октябре 1732 года, а когда собралась назад в Москву, выпал снег. Анна Иоанновна была вынуждена оставить коляску и пересесть на сани.
После революции 1917 года и до окончания Второй мировой войны в 1945-м монастырь находился в границах Эстонии, поэтому и не был закрыт – в отличие от всех других монастырей на территории СССР.
Главная и древнейшая церковь монастыря — пещерный храм в честь Успения Божьей Матери. Здесь хранятся главные святыни обители — образ «Умиление» и икона Успения Божией Матери, которая во время польской осады спасла монастырь. В память об этом появилась традиция — каждый год в седьмую Неделю по Пасхе совершается крестный ход, только теперь икону носят внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно. Такой же крестный ход совершается и осенью, 20 октября, на праздник Псково-Печерской иконы «Умиление».
В Успенском храме находятся древние фрески с изображением святых отцов: преподобных Антония Великого и Антония Киево-Печерского. В глубине собора, в специально устроенной нише покоятся мощи святого игумена Свято-Печерского монастыря преподобномученика Корнилия, который основал Успенский собор. По традиции каждое утро здесь совершается братский молебен.
Как появилась традиция не хоронить умерших монахов, а устанавливать гробы с их телами в нишах пещер Свято-Успенского монастыря?
Вспомним Иоанна, основавшего в XIV веке обитель. Он прибыл в места, где сегодня находятся Печоры, со своей женой Марией в поисках покаяния и спокойной уединенной жизни. Через некоторое время Мария тяжело заболела и умерла, приняв перед смертью монашеское имя Васса. Иоанн похоронил жену перед входом в пещеры, однако на следующее утро обнаружил гроб на поверхности земли. Священник вновь отпел покойную и второй раз похоронил ее, но на следующее утро чудо повторилось. И тогда Иоанн сделал в стене пещеры нишу и поставил гроб туда, а сам принял монашеский постриг с именем Иона и в свое время упокоился в нише пещеры рядом с супругой.
С тех пор насельников, а также благочестивых паломников и защитников монастыря хоронят в пещере. Их тела не тлеют, не испускают зловония, но тихо превращаются в благородный прах. Предположительно, сегодня здесь находится около десяти тысяч захоронений. Здесь же похоронен умерший в 2006 году архимандрит Иоанн, в миру Иван Крестьянкин, один из наиболее почитаемых старцев Русской православной церкви конце XX — начала XXI веков. Здесь погребены останки и отца Алипия, наместника монастыря в 1959-1975 годах. В своей мирской жизни, будучи еще Иваном Вороновым, он участвовал в войне, дошел до Берлина, потом был художником. В душе он им и остался.
Михаил Шемякин, который в юности два года провел в Печорах послушником, вспоминал, как реставрировал лики серафимов на церковных стенах, а отец Алипий придирчиво наблюдал за этим и громко критиковал работу будущего лауреата государственной премии Российской Федерации, художника, талант которого оценил весь мир. Когда Шемякин предложил тому показать, как надо, Алипий, подхватив рясу, тут же полез на хлипкие леса. Конструкция зашаталась. «Мы упадем!», — запаниковали реставраторы. «Со мной не упадете», — уверенно ответил Алипий и оказался прав.
Этот человек был личностью многогранной, правдивой, проповедником от Бога. Сегодня отец Алипий лежит в нише «пещеры зданной Богом», и каждый день посетители некрополя обращают к нему, как и к другим святым старцам, самые сокровенные свои просьбы.
Следите за нами в
ВКонтакте
,
Одноклассники
,
Дзен
и
Telegram
Подписаться на рассылку
Переслать материал на почту
Архитектура
Архитектура
Главная > Путеводитель > Архитектура
Успенский пещерный храм
Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери.
Первоначально на этом месте священноиноком Ионой была ископана небольшая церковь. Когда она была готова, отец Иона обратился с просьбой об освящении к священнослужителям П…
Звонница
К востоку от Успенского храма, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.
Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных соор…
Сретенский храм
Нарядный Сретенский храм простой архитектуры играет в сегодняшней жизни монастыря очень важную роль. С 1 апреля 2003 года в храме находится рака со святыми мощами преподобного Симеона Псково‑Печерского. А справа от раки с мощами преподобного Симеона — почитаемая икона …
Ризница
Ризница — это сокровищница монастыря, место, где хранятся иконы, богослужебное облачение священников, а также различная церковная утварь. Ризница обители хранит древнейшие богато украшенные церковные одежды, начиная с XVI века и дары от разных русских правителей. Ценность и…
Покровский храм
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была устроена поверх соборной Успенской церкви в середине XVIII века при игумене Иосифе (1753—1785). Впервые обновлялась при том же настоятеле, а последнее переустройство интерьера, начатое при архимандрите Гаврииле в 1987&n. ..
Михайловский собор
По окончании Великой Северной войны вся территория Прибалтики была возвращена России, ликвидирована опасность набегов со стороны шведов Ништадтским миром в 1721 году, граница отодвинулась далеко от монастыря, Псково‑Печерский монастырь стал вполне безопасен со стороны внешней и м…
Братский корпус
По восточную сторону Благовещенского храма, находится двухэтажное каменное здание с фронтоном, на четырех колоннах. Этот корпус называется братским. В Нижнем этаже — кухня, а в верхнем — трапезная (столовая) и келии для братии….
Богом зданные пещеры
Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.
А пр…
Храм в честь праведного Лазаря Четверодневного
Над входом в храм святого Лазаря в городе Ларнаки на Кипре, есть древняя надпись. Надпись сделана по‑русски и сообщает нам о том, что в XVI веке этот храм посетил русский монах из Псково‑Печерского монастыря.
Храм был построен при правлении византийского импе…
Никольский и Корнилиевский храмы
Никольский храм устроен в 1565 году святым игуменом Корнилием и зодчим Павлом Заболотским (царским воеводой, в иночестве Пафнутием).
В XVI веке монастырские стены слышали не только звуки молитв, но и свист пушечных ядер и лязг мечей. Время было неспокойное, монаст…
Часовня
В нижнем ярусе Никольской башни устроена часовня, в которой находятся иконы Пресвятой Богородицы, написанные под руководством архимандрита Алипия (Воронова) иконописцем Екатериной Лункиной, позднее ставшей монахиней. Среди них «Утоли моя печали» — образ, которым отца Алипия благословила…
Святые врата
Петровская башня расположена над Святыми вратами обители. Построена она была только в XVII веке (в отличие от остальных). Ее трехъярусная конструкция по всему периметру имеет галерею и заканчивается куполом в стиле украинского барокко (как и купола Успенского …
Благовещенский храм
Дату освящения Благовещенского храма случайно обнаружили в конце XIX века.
Когда сняли верхние доски каменного престола в Благовещенском храме, игуменом Амвросием был найден холщовый антиминс со следующей надписью: «Освятися алтарь Господа Бога нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Вла…
Святая гора
Рядом со входом в пещеры устроен ход на Святую гору.
На этой горе находится сад с плодовыми деревьями. По выходе из пещер, где невольно овладевают вами грустные мысли о смерти, вы можете вздохнуть свободно на этой Святой горе.
У ног ваших кровля Успенской це…
Крепостные стены
Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению, — говорит Слово Божие (Сир. 2,1).
Псково‑Печерская обитель, со дня основания беззаветно служившая Богу, с самого начала своей истории подвергалась испытаниям и несчастьям.
Труды первых строителей был…
Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских
Храм на территории Паломнического центра Псково-Печерского монастыря
Храм в честь прп. Симеона Псково-Печерского
Деревянная церковь расположена на территории подсобного хозяйства Псково-Печерского монастыря
Церковь Лазаря Праведника Псково-Печерского монастыря
Фото: Церковь Лазаря Праведника Псково-Печерского монастыря
Один из самых известных монастырей России — Псково-Печерский монастырь, расположенный в семидесяти километрах от города Пскова. Монастырь построен в глубоком овраге, где протекает ручей Каменец. Издалека постройки монастыря практически не видны. Спрятанный за каменными стенами крепости, за высокими склонами побережья монастырь вдруг раскрылся во всей красе, восхитив зрителей. На территории этого монастыря и находится Лазаревская церковь, названная в честь благовествования святого Лазаря, который был воскрешен Иисусом Христом, продержав их во гробе четыре дня.
Скромный и непритязательный Лазаревский собор строился долго, на его строительство ушло восемь лет. Построен между 1792 и 1800 годами. Церковь и прилегающее здание построены архимандритом Петром (Можайским). Церковь Лазаря Праведника построена из камня, имеет два этажа, купола с застекленной верандой – расположена в северо-восточной части обители, напротив Успенского собора. Церковь стоит на цокольном этаже. Участки цоколя имеют точно одинаковые размеры, перекрывают торосферические своды, определяемые на подпруговых петлях, установленных в центре. План нижнего этажа в точности совпадает с планом подвала, за исключением небольшой палатки, которая прикрыта торисферическим сводом на северной стене со стороны двора.
Храм расположен на нижней площади монастыря рядом с «Кровавой тропой» (название спуска от церкви Николая Чудотворца на нижней площадке). Фасад здания с северо-восточной стороны имеет выход на скотный двор и отсюда в двухчастный подвал. Вход в сам храм – с главного фасада, с выходом на нижнюю часть, или через два прохода, стоящих рядом. Единственным украшением церкви является барочная капелла, увенчивающая граненый барабан с пьедесталом. Крыльцо, выходящее на главный фасад, имеет простой фронтон. Стены храма сложены в основном из плит и лишь частично из кирпича. Они оштукатурены и имеют розовый цвет. Фундамент церкви – бутовые плиты и плиты. Часть донышка голубая с накладными позолоченными звездами, золотом и верхней частью головы. Размеры храма не очень велики: в длину он должен быть двадцать два фута, ширина его измеряется в двенадцать метров.
Ранее при храме располагалась монастырская больница, позже преобразованная в благочиние, в связи с тем, что старый дом приходского священника в 1848 году сгорел.
У церкви интересная судьба. Она помогала исцелять души больных, которые лечились в монастырской больнице, было время, когда в стенах храма находился небольшой епархиальный завод по производству свечей, а в 1849 году там жил настоятель. С 1883 года здесь была гостиница, устроенная для богомольцев-пилигримов. А в 90-е годы прошлого века – монастырский архив и библиотека. В 1967 году был проведен ремонт храма. Выполнены ремонтные работы внутри храма, по росписи церкви.
В храме св. Лазаря часы читают Новоситемс Псалтирь. Незримая молитва совершается, но исцеление заметно укрепляет, держит тех, кто днем и ночью молится инокам Божиим. На кафизме здесь ежедневно неоднократно совершалось поминовение живых и усопших православных христиан, занесенных в монастырский синод.
могу добавить описание
Единственный монастырь в России, никогда не закрывавшийся коммунистами
Единственный монастырь в России, никогда не закрывавшийся коммунистами — Вдохновляющее интервью с настоятелем (Псково-Печерский)
30.10.2022, 11:11
Прочитайте больше
В 1973 (или 1974) году мне позвонил Сергей Владимирович Михалков и попросил о встрече. В тот же день мы встретились у меня в кабинете и, к моему удивлению, он стал говорить не о проблемах Союза писателей, как обычно, а о религии и Церкви. Он никогда раньше не говорил со мной на эти темы. С.В. Михалков рассказал мне, что ему поручено посетить Псково-Печерский монастырь, ознакомиться с жизнью и бытом этой святой обители, встретиться и побеседовать с монастырским руководством, с монахами и старцами. Кроме того, опять же к моему удивлению, он добавил, что, по его сведениям, руководство ЦК намерено направить меня в эту поездку. И действительно, в тот же день меня вызвали и поручили отправиться в Псково-Печерский монастырь, чтобы своими глазами увидеть, как идет жизнь посвятивших себя служению Богу. При этом мне сказали, что туда с той же целью едет Сергей Михалков от Союза писателей.
Сергей Владимирович Михалков
Я стал думать, почему вдруг такой интерес к Псково-Печерскому монастырю, и вспомнил некоторые недавние события, связанные с политикой ЦК во главе с Н. С. Хрущева к религии и церкви. Известно, что Хрущев якобы подписал указ о ликвидации Псково-Печерского монастыря и ряда других религиозных организаций. В стране началась новая волна борьбы с религией и Церковью, были закрыты и разрушены храмы и древние монастыри. Например, когда я приехал к своим родственникам в Харьков, вместо красивого православного храма, который стоял через дорогу от нашего дома, я увидел пустое место и был потрясен. На все мои расспросы был один ответ: храм взорван по приказу Хрущева, чтобы не мешать движению транспорта. Я слышал о многих других подобных варварских действиях властей…
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Псково-Печерский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы и колокольня
Настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий (Воронов; 1914-1975)
…Когда архимандрит Алипий получил документ, подписанный Хрущевым о ликвидации монастыря он публично сжег его. И это было вполне понятно и оправдано со стороны настоятеля, всю жизнь верно служившего Отечеству и проявившего настоящий героизм на фронтах Великой Отечественной войны. Ни один православный человек не мог смириться с разрушением монастыря, этой великой святыни. Судя по всему, борцы с религией и церковью не оставили своей борьбы и решили начать новый поход, тем более что в те годы Псково-Печерский монастырь отличался активной деятельностью как в сохранении вековых традиций православия, так и в развитии и распространении Православной Веры в массах населения. Это, естественно, не устраивало этих борцов с религией и Церковью, мечтавших уничтожить все активные центры Русской Православной Церкви, и прежде всего такие центры, как Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева Лавра.
Иван Воронов, 1940-е гг.
На следующий день рано утром С.В. Мы с Михалковым поехали в Псково-Печерский монастырь. Когда мы приехали туда, нас встретило несколько человек во главе с настоятелем монастыря архимандритом Алипием (Вороновым). Он обращал на себя внимание прежде всего своим внешним видом: это был хорошо сложенный, хорошо сложенный, красивый мужчина с пышной бородой, внимательный, интеллигентный, с добрыми глазами и в то же время с проницательным, острым взглядом, проникавшим в самую суть. самая душа человека. Такой характерный, необычайно напряженный и внимательный взгляд я встречал у многих выдающихся художников и скульпторов — С.Т. Коненков, Н.В. Томский, Е.А. Кибрик, М.С. Сарьяна, Т.Т. Салахова — взгляд, выражающий большое духовное содержание их личности, их внутренний мир. Что касается о. Алипия, он был, как мне казалось, художником по духу, по призванию и, как я узнал потом, по образованию и по своей религиозно-церковной деятельности как реставратор и иконописец.
Архимандрит Алипий (Воронов)
Архимандрит Алипий пригласил нас в трапезную, где мы увидели накрытый по случаю стол со всевозможными яствами и напитками. Я не удержался и спросил его, по какому поводу был столь щедрый прием. Он с улыбкой ответил: у нас нечасто бывают такие гости, и мы очень рады вас встретить и познакомить с нашим монастырем и нашей церковной жизнью. Он так искренне и ласково улыбался, что невольно вызвал у нас самое доброе отношение и сочувствие.
Памятник архимандриту Алипию (Воронову)
Во время нашей трапезы он начал рассказывать об истории монастыря, о важнейших событиях, произошедших за всю его многовековую историю. Затем с большой теплотой и искренним сочувствием и даже любовью он стал рассказывать нам о своих предшественниках, настоятелях монастыря. Говорил он не торопясь, своим мягким, бархатистым голосом, вкладывая в каждое слово особый, глубокий смысл. Мы с Сергеем Владимировичем Михалковым слушали его с исключительным вниманием, как школьники или студенты, потому что многое из того, что он говорил, было для нас откровением. Действительно, я помнил рассказы деда и о Троице-Сергиевой Лавре, и о Псково-Печерском монастыре, и о других святынях православия, но это были далекие детские воспоминания. И здесь для нас ожила реальная история Псково-Печерского монастыря из уст одного из его великих настоятелей. И хотя Михалков был старше меня, мы оба, как завороженные, ловили каждое его слово и смотрели на него, как на человека, сердцем и душой воплотившего в жизнь невероятные события из истории великой православной святыни. Одним словом, трапеза была не столько трапезой, сколько новым открытием малоизвестного мира человеческого духа и божественной благодати. Мне казалось, что я никогда не слышал и не испытывал ничего подобного. Думаю, то же самое произошло и с С.В. Михалкова, потому что он за это время не сказал ни слова, хотя и слыл одним из великих говорунов. Кстати, до и после трапезы архимандрит Алипий, как положено, читал соответствующие молитвы, а мы, как неопытные, растерянные школьники, то крестились, то кланялись, то стояли на месте, не умея вести себя. Так как мы оба были членами партии и не могли быть одновременно верующими по существу, но, видимо, за нас говорило наше религиозное детство, и мы невольно крестились над собой.
После трапезы архимандрит Алипий пригласил нас поговорить с ним. Я знал, что Алипий не только талантливый и известный художник, но и что он участвовал в Великой Отечественной войне, имел высокие боевые награды и проявил себя как настоящий воин-герой. Поэтому и как художник, и как воин, и как священник он пользовался всеобщим уважением и признанием народа.
Своё выступление он начал с утверждения, что советская власть нанесла огромный ущерб Русской православной церкви, православной вере и религии в целом. В то же время он не чурался С.В. Михалкова как Председателя Союза писателей РСФСР и депутата Верховного Совета, ни от меня как сотрудника ЦК КПСС и директора издательства «Искусство». Он сказал, что на устранение этого ущерба потребуются многие годы и что одной из главных задач монастыря является всестороннее развитие Православия, православной веры, ибо только истинная и подлинная вера может быть источником, основанием и залогом развития нашего народа, общества и государства. Он привел яркие примеры, когда Псково-Печерский монастырь, находясь почти на грани гибели, отражал все нападения и нашествия врагов Руси и Православия. Значение истинно православной веры для нашего народа невозможно переоценить, и все мы — и народ, и государство, не говоря уже о самой Православной Церкви — должны делать все возможное для укрепления и развития этой веры. Мы снова, затаив дыхание, слушали его откровения, и я не мог не думать во время этого повествования об исключительном таланте Алипия как человека не только слова, но и Слова Божия.
Разговор был достаточно долгим, Алипы затрагивали самые разные вопросы, и все это для меня, и я думаю для Михалкова, было действительно откровением, открытием нового мира, которого мы либо не знали, либо знал плохо. Он особо говорил о русской религиозной литературе и искусстве, которые, по его мнению, во многом превосходили западную литературу и искусство, и приводил убедительные примеры: древнерусская иконопись и живопись, портреты мадонн эпохи Возрождения. Он показал, что существенное различие между ними заключалось не только в разной перспективе — древнерусские иконы имели двухмерную перспективу, а ренессансные картины — трехмерную, — но и в том, что русские иконы, более скромные по внешнему виду, выражали внутренняя духовная сущность человека гораздо глубже и универсальнее, чем картины эпохи Возрождения, богатые яркими красками и яркой образностью. Я хотел слушать его и слушать без конца, но наше время было ограничено.
После беседы архимандрит Алипий начал знакомить нас с монастырем, с его древними шедеврами и, прежде всего, с пещерами, где отдыхали знаменитые старцы и монахи. Надо ли говорить, какое ошеломляющее впечатление произвели на нас эти пещеры. Тела покоившихся там не подвергались ни порче, ни гниению благодаря особому климату в пещерах. За рассказами Алипы мы внимательно смотрели: ничего подобного мы еще не видели. Алипий провел нас по монастырю и спокойно, без всякого утомления и без напускного оптимизма повел свою речь о жизни монахов и старцев в святой обители.
Уже темнело, но Алипий продолжал вести нас и знакомить с новыми и новыми интересными сторонами жизни и деятельности своего монастыря. А мы, в свою очередь, не почувствовали никакой усталости, ни физической, ни духовной, от такой экскурсии с легендарным «экскурсоводом». Мне казалось, что я никогда и нигде не испытывал такого глубокого удовлетворения и откровенного удовольствия от того, что показал архимандрит Алипий. нас и то, о чем он нам рассказал.Это была бы целая книга, если бы я подробно рассказал нам все, что он нам рассказал, и я очень сожалею, что в то время не было возможности записать все, что мы услышали из уст Архимандрит Алипий: Это была бы уникальная книга не только о Псково-Печерской обители, но и обо всей нашей Церкви и православной вере 9.0003
После такого подробного и поучительного знакомства с монастырем Алипий представил нас своим знаменитым монахам и старцам, а затем пригласил на ужин. А когда он начал читать молитву, по обычаю, мы с Михалковым невольно стали креститься, как будто стали истинно верующими.
Долгов Константин Михайлович
В качестве прощального подарка он подарил нам красивые альбомы в кожаных переплетах с фотографиями различных мест монастыря и его обитателей. Альбом у меня до сих пор хранится, хотя многие фотографии исчезли, видимо тем, кому я показывал альбом, он им понравился.
Вернувшись из командировки, я сообщил о своих впечатлениях руководству Отдела культуры ЦК КПСС. В частности я сказал, что Псково-Печерский монастырь является одной из великих святынь Русской Православной Церкви, бережно хранящей героические традиции защиты нашей Родины от всевозможных врагов земли русской. Это святая обитель, умножающая и распространяющая в нашем народе высшие духовные ценности. В деятельности этого монастыря не только нет ничего отрицательного, но, наоборот, он представляет собой самые положительные примеры духовного возрождения и развития не только самого Православия и православной веры, но и всей русской и многонациональной культуры России.