Путеводительница икона божьей матери: в чем помогает этот образ
Путеводительница История Смоленской иконы Божией Матери – МРГ-Онлайн
По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. «Одигитрия», в переводе с греческого языка, значит «Путеводительница». Есть несколько версий происхождения этого названия, но то, что Пресвятая Богородица для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, неоспоримая истина.
На Русь образ попал в 1046 году. Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году кСмоленску подступила рать хана Батыя. В той рати находился воин-великан, который, по легенде, один стоил чуть ли не целой рати. Все смоляне вышли на молитву перед образом Смоленской Одигитрии-Путеводительницы. Татары уже подошли почти вплотную к городу, до него по нынешним меркам оставалось не более 30 с лишним километров, когда некий пономарь в Печерском монастыре за пределами города в видении увидел Богородицу, которая повелела ему привести к Ней воина по имени Меркурий. Войдя в Печерскую церковь, Меркурий воочию увидел Богоматерь, сидящую на золотом престоле с Младенцем на руках и окруженную ангелами. Богородица сказала, что Меркурий должен спасти Ее собственный удел от поругания, чем еще раз указала на особое Ее покровительство над Смоленской землей. Также Она поведала ему и о скорой мученической смерти его, и о том, что Она Сама не покинет его, а будет с ним до конца. Следуя повелению Богородицы, самоотверженный православный воин Меркурий поднял всех горожан, готовя их к осаде, а сам ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Затем в неравном бою с захватчиками он сложил голову на поле брани. Его останки были погребены в Смоленском соборе. Вскоре Меркурия причислили к лику местночтимых святых (память 24 ноября), местночтимой была объявлена и Смоленская икона Божьей Матери, а о подвиге его сложили легенду «Слово о Меркурии Смоленском», которая датируется примерно XV — XVI веками.
В 1395 году Смоленское княжество попало под протекторат Литвы. В 1398 году, чтобы избежать кровопролития в Москве и смягчить острые отношения между польско-литовскими правителями и Москвой дочь литовского князя Витовта Софья была выдана замуж за сына Дмитрия Донского великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). Смоленская Одигитрия стала ее приданым и была перенесена теперь уже в Москву и установлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от алтаря.
В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск. 28 июня по старому стилю у монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве при большом стечении народа икону торжественно препроводили до излучины Москвы-реки, откуда начинался путь до Смоленска. Был отслужен молебен. Спустя полвека в 1514 году Смоленск был возвращен Руси. Штурм города русскими войсками начался 29 июля — на следующий день после празднования Смоленской иконы.
В 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III заложил на том месте, откуда провожали смоленский первообраз Одигитрии, Богородице-Смоленский монастырь, который мы знаем больше как Новодевичий монастырь.
Смоленский чудотворный образ вновь явил свое заступничество во время Отечественной войны 1812 года. 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск, икону вывезли в Москву, и накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению Кутузова, икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск в родной Успенский собор.
В 1929 году Успенский собор был закрыт, но осквернению и разорению, как многие другие храмы и церкви в тот период, не был подвержен. Сведения о Смоленской иконе Божьей Матери, которые можно считать достоверными, обрываются в 1941 году, после взятия немецкими войсками Смоленска. Тогда, в начале августа 1941 года, в ставку немецкого командования поступило сообщение, что список иконы, приписываемой по историческим сведениям кисти евангелиста Луки, находится на прежнем месте, в неплохом состоянии. Больше о той иконе ничего неизвестно.
Сейчас на месте пропавшей иконы находится список середины XVI века, который не уступает своей предшественнице в количестве чудес и в народном почитании, но Одигитрию апостольского письма все еще ждут в Смоленске.
Об иконографических особенностях образа осталось сведений немного, так как икона была утрачена, и никто поэтому ее изучением не занимался. Известно лишь было, что иконная доска была очень тяжелой и обтянута холстом, грунт приготовлен из мела на клею, как это делалось в древности.
Богородица держит на левой руке Младенца, правая рука Господа поднята в благословляющем жесте, в левой руке Его — «свиток учения». На оборотной стороне были написаны вид Иерусалима, Распятие и надпись на греческом — «Царь распят». В 1666 году икону поновляли, и у Распятия появились более поздние изображения Пречистой и Иоанна Богослова.
Иконографический образ Смоленской иконы очень схож с ИВЕРСКОЙ иконой Божией Матери, но отличается строгостью расположения фигур и выражения лиц Богородицы и Богомладенца.
Святая икона Божией Матери Одигитрии — одна из главных святынь Русской Церкви наряду с Владимирской и Казанской.
Со Смоленской иконой Божьей Матери связан удивительный исторический материал, который через пути ее странствования по западным русским землям отмечает все самые важные события в истории России вплоть до прошлого века. Можно сказать, что ни одно событие, где требовалось заступничество Той, что на ней изображена, не обходилось без Ее вмешательства. Одигитрия-Путеводительница указывала и защищала наш запад от захватнических интересов сопредельных государств. Но даже отступления, которые сопровождались переносом чудотворной святыни из ее главного удела — Успенского собора в Смоленске, были лишь необходимостью, и как только враг изгонялся, Смоленская Одигитрия возвращалась домой.
Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: “Ты верным людям — Всеблагая Одигитрия, Ты — Смоленская Похвала и всея земли Российския — утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!”
Празднование Смоленской иконы Божьей Матери совершается трижды в год. 10 августа/28 июля (по старому стилю), установлено в 1525 году, когда чудотворный образ был перенесен из Благовещенского собора Московского Кремля в Богородице-Смоленский (Новодевичий) монастырь, основанный Василием III в благодарность Богородице за возвращение Смоленска Руси в годы Русско-литовской войны. Празднество установлено в память о прибытии Смоленской иконы Божьей Матери на Русь в 1046 году.
Второй раз празднование совершается 18 ноября/5 ноября вчесть победы России в Отечественной войне 1812 года. И наконец, 7 декабря/24 ноября празднуем Смоленскую икону Божьей Матери, памятуя о победе жителей Смоленска над войсками Золотой Орды по общей молитве народа перед иконой Ее.
Смоленская Божья Матерь помогает всем, кто обращается к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.
10 августа – день празднования Смоленской иконы Божией Матери. — Волгоградский областной краеведческий музей
Музей онлайн
10 августа православный мир празднует день Смоленской иконы Божией Матери. Чудотворная икона Одигитрия Смоленская – Путеводительница, одна из главных святынь христиан.
По Церковному преданию, Смоленская икона Божией Матери была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы по просьбе правителя Антиохии Феофила, для которого он написал сочинение о земной жизни Христа, известное как Евангелие от Луки.
Одигитрией, то есть Путеводительницей, икона была названа, потому что Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в свой храм, а когда они прибыла туда даровала им исцеление. Кроме того, икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь.
В 1046 году греческий император Константин Мономах, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода, благословил её иконою Одигитрии.
В XII столетии сын Всеволода и Анны, Владимир Мономах перенёс эту икону в Смоленск, с того времени икона стала называться Смоленскою. В 1237 году, когда Батый подступил к Смоленску, и граждане прибегли с пламенною молитвою к Пресвятой Богородице, ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от неё повеление сказать Меркурию, жителю Смоленска, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос «Угодник мой Меркурий! Властитель Ордынский в нынешнюю ночь хочет напасть на город мой со всею своею ратью и с исполином, но я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не придал его во вражье рабство. Выйди тайно от всех навстречу врагу и силою Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобою, но вместе с победою ожидает тебя венец мученический». Меркурий так и сделал: с Божьей помощью отразил рать Батыя. Во время битвы в небе появился лик Пресвятой Богородицы, что привело в ужас врагов. К сожалению, сам Меркурий был убит.
В XIV столетии икона была перенесена в Москву, а в XV веке жители Смоленска упросили великого князя Василия Тёмного отпустить икону обратно в Смоленск. Святую икону сопровождали с крестном ходом за две версты за город, где в 1524 году был построен Новодевичий монастырь в память возвращения Смоленска под власть русских государей. В монастыре поставлен был список со Смоленской иконой и установлен праздник с крестным ходом в монастырь. В 1812 году в нашествие Наполеона, Смоленская икона постоянно находилась в рядах нашего войска: накануне славной Бородинской битвы носили её по всему лагерю, чтобы молитвой перед ней укрепить дух воинов на предстоящие им великие подвиги.
К иконе Смоленской Пресвятой Богородице с молитвой обращаются для обретения согласия между супругами, взаимопонимания с родителями и детьми, просят защитить путников в дальнем путешествии и сохранить жизнь защитникам отечества на службе.
В этот день шли с подарками к кузнецам. Их труд очень ценился на Руси. Серп, подкова и острый топор считались самыми сильными оберегами от зла и нечистой силы. В народном быту фигура кузнеца всегда стояла особняком – этот человек имел власть над огнем и железом, отвечал за прочность и остроту инструментов, которыми возделывали землю. Кузнецам приписывали, что они обладают властью над злыми духами.
В это время часто идут грозовые дожди, поэтому на Руси из страха перед грозой 10 августа не работали. В честь Смоленской иконы Божией Матери в день праздника совершали крестный ход – ходили «по наполняемым хлебом ригам». После общественного молебна крестьяне могли взять иконы домой и обойти с ними двор и жилище. Молебствие заканчивалось праздничным обедом.
Чтобы определить погоду на ближайшие дни, крестьяне ходили к водоёмам: если утром по воде стелется туман – погода будет хорошая, а если туман вверх поднимается – быть дождю.Текст подготовила научный сотрудник Бурцева И.Н.
Валаамская икона Божией Матери
Тропарь и кондак
Одним из величайших сокровищ, находящихся во владении Ново-Валаамского монастыря в Хейнявеси, Финляндия, является чудотворная икона Божией Матери Валаамская. На иконе размером 132 х 79,5 см, написанной на липовом дереве, Богородица изображена в виде фигуры в рост, стоящей на облаке с опущенным взором, в ярко-красном плаще и темно-бирюзовом нижнем белье. На левой руке она держит младенца Христа, одетого в тонкий бледно-желтый халат. Правой рукой она указывает на Христа, в стиле иконы «Одигитрии» Божией Матери. Христос благословляет правой рукой, а в левой держит шар, увенчанный крестом, что означает, что Он — Творец мира и Царь всего сущего.
Согласно надписи, икона написана в 1878 году, «дело иноков Валаамских». Однако его обычно приписывают отцу Алипию, одному из ведущих иконописцев первоначального Валаамского монастыря на Ладожском озере в российской Карелии. Отец Алипий написал икону лишь через несколько лет после прибытия в монастырь, до того, как стал там послушником. В 1884 г. пострижен в монашество, а в 1893 г. рукоположен в иеромонахи.20 века икона написана в «натуралистическом» стиле, с использованием техники, сочетающей использование темперных и масляных красок.
Изначально икона должна была находиться в Успенском храме Валаамского монастыря. Однако этого не произошло, и впоследствии икона была потеряна. В 1897 году икона была вновь обретена и приобрела свою чудотворную славу благодаря череде видений Божией Матери, пережитых исцелившейся от болезни пожилой женщиной с тяжелым ревматоидным артритом Натальей Андреевной Андреевой.
Несмотря на долгую историю Валаамского монастыря, в нем никогда не было иконы Божией Матери собственного исполнения, хотя в последующие годы такое место заняла икона отца Алипия. В суматохе Великой Отечественной войны икона была перевезена в Финляндию вместе со многими другими сокровищами Валаама и большинством монахов. Сейчас он занимает видное место в храме Преображения Господня Ново-Валаамского монастыря.
В 1987 году архиереи Финляндской автономной Православной Церкви установили ежегодный праздник в честь Валаамской иконы 7 августа. Тропарь и кондак к празднику написал покойный архиепископ Финляндский Павел.
29 июля 2005 года Валаамская икона Божией Матери была впервые привезена в Северную Америку Высокопреосвященнейшим Архиепископом Карельским и всея Финляндии Львом.
———————————————— ———————————
«Мамочка, а правда ли, что ты живешь на Валааме?»
Сказание об иконе Валаамской Божией Матери, записанное в 1897 г. основатели монастыря, святые Сергий и Герман Валаамские, покоятся в скале, стоит икона Пресвятой Богородицы. Это изображение в полный рост Царицы Небесной, держащей на руках божественное дитя, известно как икона Божией Матери Валаамская. Это произведение большой художественной ценности, написанное местным художником-монахом, а затем иеромонахом отцом Алипием в 1878 году. Ныне эта икона является одним из самых почитаемых предметов почитания на Валааме.
Словно по промыслу Божию, для иконы сначала не нашлось подходящего места, когда она была закончена, и она была помещена в притворе верхнего главного храма, где и оставалась до тех пор, пока тот храм не был снесен, чтобы освободить место для нового. На этом этапе большинство икон, в том числе и эта, были перенесены в храм Успения Божией Матери, где монастырь служил свои регулярные службы до завершения строительства нижнего главного храма. Икона висела относительно высоко на столпе слева от входа в храм.
Когда нижний главный храм был готов к освящению, все иконы, перенесенные в Успенский храм, были возвращены в него, но опять же по какой-то непонятной причине, известной только Богу, для этой не нашлось места . Так как службы в Успенском храме уже почти не совершались, эта икона вместе с некоторыми другими была помещена на временное хранение в храм Святителя Николая Чудотворца. Там он пролежал забытым много лет, пока не был перенесен на нынешнее место в ответ на видение, испытанное святой рабой Божией. История неописуемой благодати, дарованной этой женщине Царицей Небесной, изложена ниже ее собственными словами.
«Я член крестьянского сословия из села Зарино Паскинского прихода Корчевского уезда Тверской губернии. Меня зовут Наталья Андреевна Андреева. Сейчас мне шестьдесят четыре года, и я живу в Санкт-Петербурге, в Брусницынском доме престарелых, на Косой линии № 1. 15 на Васильевском острове. Меня поместила в этот дом, по милости Божией, дама, у которой я был крепостным в прежние дни.
В 1878 или 1879 году я однажды сильно простудился при стирке белья, и у меня развился ревматизм рук и ног. Я начал лечиться от этого, но мое здоровье с каждым годом становилось все хуже. Я долго ходила в Марийскую больницу на массаж, но это не помогало, и ходила в клинику великой княгини Елены Павловны напротив Таврических садов, сколько могла. Я был более или менее калекой большую часть зимы. Все мои деньги ушли на оплату врачей и лекарства, но Господь Бог не пожалел моих недугов. В конце концов мне сказали, что моя болезнь достигла стадии серьезного ревматоидного артрита и что единственный способ вылечиться от нее — это пойти в спа и принять ванну с теплой водой.
Что я мог сделать? К тому времени я едва мог позволить себе есть, так как же я мог найти деньги на лечение в спа-салоне? И вот, грешный я, стал я горячо молиться Богородице, чтобы Она по Своей милости помогла мне в моих страданиях. Ходить я мог с большим трудом, опираясь на палку, и у меня время от времени возникали такие боли в руках и руках, что я уже не мог держаться за палку. Иногда мне удавалось пробраться в Знаменскую церковь, только взбираясь по ступенькам на четвереньках. Я жил как нищий, питаясь едой, которую люди давали мне в качестве милостыни. Так продолжалось до 1887 г.
В этот момент моя бывшая хозяйка узнала о моем плачевном состоянии и пригласила меня переехать к ней в Кякисалми в провинции Выборг в Финляндии и присматривать за ее детьми, насколько позволяет мое здоровье. Никакой другой работы, которую я мог бы придумать в том состоянии, в котором я находился, не было. Семья была небогатой, и я не должен был получать за это никакого жалованья, но, слава богу, по крайней мере, я был уверен в еда и крыша над головой.
Находясь в Какисалми, я слышал много рассказов о чудесных исцелениях, происходивших у гроба святых Сергия и Германа Валаамских, и это пробудило во мне сильное желание посетить Валаам и поклониться могиле этих святых, угодивших Господу, и молю их о помощи в моем тяжелом состоянии болезни. Я много слышал о Валааме и раньше, когда жил в Петербурге, и часто подумывал посетить монастырь, чтобы поклониться его святым основателям, но во всей суете жизни никак не доходил до этого. Главной причиной, конечно же, была стоимость поездки, но теперь монастырь был ближе. И еще внутренний голос все время говорил мне: «Иди на Валаам и выздоравливай!»
Я больше не мог сопротивляться этому желанию и попросил у хозяйки дома разрешения пойти туда. Так как у меня совсем не было денег, я заложил свой теплый шарф за четыре рубля и стал собираться в дорогу.
По мере приближения дня отъезда мне стало не по себе и стало тревожно. Я была старухой, совершенно больной и бессильной. Как я мог путешествовать один? У меня было очень мало денег, едва хватило на дорогу. Как я вообще мог отправиться в такое путешествие? А если бы что-то случилось, что бы тогда сделало такое несчастное существо, как я? Подобные мысли стали преследовать меня, пока я совсем не обезумел.
В ночь перед отъездом я просто лежал на кровати и плакал. Что я должен делать? Я так хотел совершить это путешествие, но все же почему-то боялся. Потом — не знаю, спал я или бодрствовал — я совершенно ясно увидел высокую женщину, одетую в розовый бархат и с ребенком на руках, окруженную удивительным светом. Меня сразу поразила мысль, неужели это Богородица? Однако я не осмелился окликнуть ее по этому имени. Я хотел подойти к ней, но она отступила назад и сказала: «Не плачь. Спаситель идет, и я иду к вам!»
Тогда я сказал ей: «Мамочка, какая ты красивая и хорошая! Правда ли, что ты живешь на Валааме?
«Да, я там живу. Увидишь меня на Валааме!» После этого видение исчезло, но теперь, когда Божия Матерь заговорила со мной, у меня как будто камень с сердца сошел. Мой разум был в покое, и все мои страхи были сметены прочь.
На следующий день пришел корабль, и я радостно отправился в путь. Старушки, сидевшие рядом со мной, стали предлагать мне еду и питье, один хлеб, другой чай и еще один кофе, так что я всю дорогу ни в чем не нуждался. Это было счастливое путешествие. Единственная проблема заключалась в том, что мои ноги очень болели из-за раскачивания корабля. На Валааме праздновали не только ежегодный праздник преподобных Сергия и Германа, но и закладку нового храма. Там было огромное количество паломников, а также великий князь Владимир Александрович и его супруга княгиня. Повсюду были толпы людей.
Приехав и отдохнув после тяжелого пути, я направился к гробнице святых Сергия и Германа и так усердно помолился там, что слезы текли из глаз. Я просил угодных Богу святых помочь мне, даровать мне, грешному, облегчение от моего недуга. Я истратил последние монеты, которые у меня были, на краткий молебен к ним, так что у меня не осталось ничего, кроме двадцати копеек и обратного проезда.
Вечерняя служба была в Успенском храме, и народу было так много, что я с болезнью моей не имел возможности протиснуться в храм, а должен был стоять, вернее сидеть, у входа.
На следующий день я должен был вернуться домой. Я хотел бы остаться там подольше, чтобы помолиться, но не мог, так как даже несколько дней стоили бы столько, что у меня не было бы денег на дорогу домой.
Незадолго до отплытия корабля какая-то невидимая сила снова начала гнать меня обратно в Успенский храм помолиться. Хоть я и боялся опоздать на корабль, но сопротивляться этому внутреннему голосу, велевшему мне в церковь, я не осмелился, поэтому собрал все силы и практически побежал обратно туда.
Как только я вошла в церковь, я невольно посмотрела налево — и замерла как вкопанная. Мои ноги подкосились подо мной, и я бы непременно упал, если бы не перила у лестницы, ведущей в верхнюю церковь.
Причиной моего удивления и недоумения было нечто совершенно чудесное. На столбе слева от двери, в золотой раме, висела и смотрела на меня Богородица! И более того, я узнал в Ней ту самую фигуру, которая явилась мне во сне накануне моего отъезда на Валаам и укрепила мой падающий дух на дорогу. Я не мог оторвать глаз от иконы и все больше убеждался, что это та самая дорогая матушка, которая была столь милостива, что посетила меня во сне. Я узнал Ее сияющее лицо и Ее милосердный взгляд. Даже Ее одежда была такой же, и Она держала Младенца точно так же, как я видел во сне.
Как только я вспомнил все это, мне захотелось отслужить молебен о Богородице и приложиться к Ее святой иконе, но это был, видимо, неподходящий момент для Ней, как нашей защитницы, чтобы принять мои недостойные молитвы . Вдалеке зазвучала корабельная сирена, возвещая об отбытии, а икона висела так высоко, что я не мог ее поцеловать. Я только успел на свои последние двадцать копеек купить свечку и поставить ее перед иконой. Потом со слезами на глазах мне пришлось уйти на корабль.
Только во время путешествия я обрел самообладание. Я несказанно обрадовался этому чуду, дарованному мне, грешному, хотя и огорчился тем, что икону Пресвятой Богородицы я увидел только в последние минуты перед отъездом с Валаама. Очевидно, это было Ее желанием.
* * * * * * * *
Через несколько дней после возвращения в Кякисалми я почувствовал себя намного лучше. Я мог ходить без палки и выполнять мелкие работы по дому. Я тотчас же решился снова вернуться в монастырь при первой же возможности, чтобы поблагодарить Бога и святых отцов и обязательно отслужить молебен перед иконой Божией Матери. Но Господь решил иначе.
Дама, в доме которой я жил, решила переехать в деревню, и мне пришлось снова вернуться в Санкт-Петербург и рассчитывать на помощь тамошних добрых людей. Прошли годы. Моя жизнь была тяжелой, и я часто сталкивался с голодом. Моя болезнь обострилась, и мне снова пришлось ходить с палкой. Я горячо молилась Богородице о помощи. Потом, в 1896 году, через девять лет после моего посещения Валаама, я пришел домой с вечерни в один из субботних вечеров, помолился и лег спать. Мне снова приснился сон. Богородица явилась мне точно в том же виде, что и в первый раз, и сказала: «Значит, твой энтузиазм иссяк, и ты забыл свое обещание вернуться на Валаам. Тебе указали путь, но ты не пошел по нему».
«Я беден, — ответил я, — у меня нет денег».
«На все остальное найдешь деньги, но не на это. Увы, для меня это горькое разочарование, — пожаловалась Богородица.
Я был в ужасе от этого видения. Я, видимо, оскорбил нашу милую матушку. Что мне было делать теперь? Вдруг я услышал, что моя бывшая любовница недавно вернулась в Петербург, и тогда я пошел к ней и сказал ей причину моего горя. Она опять пришла ко мне на помощь — дай бог ей всего своего добра — и неожиданно дала мне пять рублей. С ними я смог сразу отправиться на Валаам.
Как только я добрался до монастыря, я пошел в новый храм, чтобы помолиться у гроба святых основателей, а затем в Успенский храм, чтобы помолиться Богородице. Однако, к великому моему огорчению, я не смог найти Ее икону там, где она была в первый раз. Я стал расспрашивать монахов, где это, и бывший казначей отец Евгений посоветовал мне спросить у мастера церковной утвари отца Пафнутия, отвечавшего за все иконы. Даже он не мог мне точно сказать, где сейчас находится икона Божией Матери, находившаяся в Успенском храме, и думал, что она могла быть отправлена в монастырскую часовню на Василиевом острове в Санкт-Петербурге. Я очень и очень огорчалась, что не нашла свою Царицу Небесную, и проливала много горьких слез, когда молилась Богородице и святым Сергию и Герману, чтобы они не оставили меня в моем грехе.
Две с половиной недели я пробыл на Валааме, везде искал икону, но так и не нашел. Здоровье мое было слабым, и душа моя тяготилась во мне. В конце концов я вернулся в Санкт-Петербург и зашел в Валаамскую часовню на Васильевом острове, но иконы там тоже не оказалось. Я был более печален, чем когда-либо.
Прошел еще год, и моя болезнь снова стала обостряться, так что я едва мог ходить даже с палкой. Я экономил и экономил целый год и постепенно собирал копейки для нового путешествия на Валаам. Я отправился провести в монастыре праздник святого Петра и еще раз поискать икону Божией Матери.
Несмотря на то, что к приезду я был измотан, я усердно молился у могилы святых основателей и со слезами на глазах молился Богородице, чтобы Она указала мне, где найти Ее благословенную икону. И моя молитва была услышана.
Этой ночью мне приснился еще один сон. Я шел двором монастыря мимо ныне заброшенной церкви Святого Николая. Я плакала и молилась Богородице: «О матушка, если бы мне еще раз увидеть тебя!» Я был очень удивлен, но продолжал молиться.
Я снова услышал голос, но на этот раз он был чужим. «Что ты такой грустный? Что вы ищете?» Я обернулся, а позади меня стоит седобородый старый монах в синей биретте.
«Я ищу Богородицу», — ответил я.
«Подождите. Мы найдем Ее».
«Как вы можете так быстро найти Ее, — спросил я, — когда отец Пафнутий искал ее три недели, но так и не нашел?»
«Он искал не в тех местах. Он забыл, где Она, — сказал старый монах.
Я последовал за ним к двери. — Эта дверь закрыта, — сказал я.
Он открыл. — Она здесь.
Заглянул внутрь храма, и в одном углу, среди кучи утвари и старых икон, стояла икона Божией Матери, наполовину завернутая в льняную ткань и мешковину. Я сразу узнал в нем икону, которую искал. «Вот она!» — воскликнул я громким голосом. Именно тогда меня разбудили другие женщины в той же комнате.
На следующий день, в среду, рано утром я пошел на Литургию, после которой отец Пафнутий совершил молебен у гроба святых основателей. Я рассказал ему о своем сне. «Во имя Бога, прости меня», — сказал он. «Я сначала искал икону, а потом забыл о ней. Я пойду и немедленно найду его. Теперь я помню. Я уверен, что в церкви Святителя Николая Чудотворца.
Я собирался причаститься в субботу, а накануне мне приснился другой сон. Как будто я стоял один в нижней церкви. У гроба основателей стояли всего два монаха, отец Серафим и отец Николай. Я чего-то ждал с нетерпением и не мог оторвать глаз от входной двери. Вдруг дверь отворилась, и икону Божией Матери внесли отец Пафнутий и молодой монах в коротком сером рясе. «Вот она, моя дорогая мама!» Я заплакала и бросилась на пол, думая, что икону пронесут на мне и я выздоровею. Но отец Пуфнутий сказал: «Здесь для вас ничего не готово. Мы должны провести короткую службу, чтобы освятить святую воду, прежде чем больной выздоровеет». И тут я проснулся.
Утром я причастился. Я рассказал отцу Пафнутию свой сон и, рыдая, умолял его пойти поискать икону. Перед поздней Литургией я был в часовне, как вдруг увидел толпу людей, спешащих из гостиницы в храм. «Что случилось?» Я попросил. Мне сказали, что пропавшая икона Божией Матери найдена и ее везут в нижний храм. Я зашел в церковь и увидел икону на ступенях перед иконостасом.
«Это тот значок, который вы имели в виду?» — спросил меня отец Пафнутий.
«Да, это тот самый», — ответил я.
«Тогда утешайся и молись Пресвятой Богородице», — сказал он. Я попросил его отслужить молебен Богородице, что он и сделал, освятив еще и воду, и зажег лампаду перед иконой.
Иеромонах Алипий как раз читал молебен у гроба святых основателей, и мне сказали, что это он написал икону. Я подошел к нему и поклонился ему до земли. У меня перехватило дыхание, а по щекам текли слезы от чистой радости от обретения, наконец, явившейся мне иконы Божией Матери, и я от всего сердца благодарил Господа за неизреченную милость, которую Он оказал мне показали.
Святую воду мне налили в бутылку, и когда я ее выпил, ко мне вернулись силы. Я взял немного масла из лампы и пошел в свою комнату. Там я намазал его на руки и ноги. Боль утихла, и впервые за много лет я смогла спать спокойно. Через неделю я уже мог ходить без палки.
Поблагодарив от всей души и от всего сердца Богородицу за чудо, которое Она сотворила надо мной в недостоинстве моем, я возвратился в Санкт-Петербург. Я стал все время набираться сил без всяких лекарств, а к Пасхе совсем выздоровел. Тогда-то я и решил, что куплю лампадку для иконы. По милости Божией из того немногого, что у меня было, удалось собрать восемь рублей, а лампа стоила десять рублей. Тогда моя подруга, купившая билет благотворительной лотереи, пообещала, что в случае выигрыша даст мне нужные мне два рубля, и действительно выиграла золотые часы, чтобы я смог купить лампаду и отправить ее в монастырь. . Многие просили меня дать им фотографию иконы. Теперь я в полном здравии. Я умею стирать и мыть полы, и даже помогала на сенокосе в Коневицком монастыре. У меня вообще ноги не болят. В общей сложности болезнь длилась двенадцать лет. Одно время я даже не мог засунуть руки в рукава одежды, а иногда мог только подниматься по ступенькам, ползая на четвереньках. Я проливал в такие моменты бесчисленные слезы и молился Богородице о моем исцелении. Теперь я снова здоров и у меня есть все, что мне нужно. Вокруг меня есть даже хорошие люди, которые поместили меня в дом престарелых. Слава Царице Небесной!»
Рассказ Натальи Андреевны об обретении иконы в заброшенной Никольской церкви вполне правдоподобен. Ей было бы невозможно заранее знать что-либо о содержимом церкви или о хранившихся там предметах. Церковь держится закрытой, и в нее не пускают никого, кроме служителей монастыря. Все действительно произошло так, как она видела во сне. По ее указанию отец Пафнутий вошел в храм, нашел в углу икону и принес ее в нижний главный храм. Там он поместил его с правой стороны церкви, на столбе за правой оградой хоров, где он и находится по сей день. И каким-то чудом человек, который помогал отцу Пуфнутию нести икону, действительно был одет в короткую серую рясу.
Наталья Андреевна обнародовала этот отчет о своих видениях 7 августа 1897 года, а в современном виде он был записан 26 июля 1898 года. 25 февраля – праздник Иверской иконы Божией Матери. Веками она охраняла нас от врагов, бедствий и печалей. В знак признания Ее покровительства мы также называем Ее икону «Портатисса», или «привратница». Тем не менее люди неоднократно оскверняли и оскверняли ее образ по неведению, заблуждению или злому умыслу. В напоминание об этих темных днях Богоматерь изображена с кровоточащей раной на щеке. И все же, стоя у ворот Иерусалима на небесах, она неустанно молится пред Богом о спасении рода человеческого.
По преданию, икона принадлежит кисти евангелиста Луки, но ее письменная история начинается в Византии девятого века. Ересь иконоборчества, исходившая от ее императоров, поглотила Империю. Людям было приказано сжечь и уничтожить святые образы, как идолов. Несогласных ждали пытки, казни и различные наказания.
В те смутные годы жила-была в городе Никее благочестивая вдова. Она хранила образ Пресвятой Богородицы и молилась Ей в тайной комнате. Однажды ночью в ее жилище ворвались солдаты Императора. Они нашли икону, и один из них в судорогах ярости ударил ее мечом. Тут же из щеки девы потекла кровь. Солдаты не осмелились сами уничтожить икону и приказали вдове избавиться от нее. Она молила икону о руководстве и со слезами водворила ее по волнам Средиземного моря. К удивлению и облегчению вдовы, икона не утонула, а встала и уплыла.
Спустя почти полтора века монахи Иверского монастыря на Афоне обнаружили икону на берегу. С великим благоговением и трепетом положили икону на алтарь главного храма. Но наутро икона явилась над воротами. Иноки несли ее обратно в алтарь, но икона снова и снова являлась над воротами, пока Пресвятая Богородица не явилась в видении монаху. «Я сама выбрала это место, чтобы защищать монахов, а не быть защищенной вами», — сказала она.
В XVII веке список с Иверской иконы Божией Матери «Пантаисса» совершил путешествие в Москву, где был поставлен в часовне у главного входа в город. Вскоре она стала одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы в России. Путешественники в Москву и из Москвы стекались к иконе, чтобы приложиться к ней и испросить помощи и благословения Пресвятой Богородицы. Но и в России икона не избежала осквернения. На заре 20 века она едва избежала разрушения при бомбежке, а в советское время часовня и ворота были снесены, а икона утеряна или уничтожена.
Но, к облегчению Пресвятой Богородицы, люди могут осознать свои прегрешения и покаяться в них. В конце концов ересь иконоборчества была полностью побеждена. Ушла в прошлое и эпоха воинствующего атеизма в этой части мира. В 1995 году часовня у ворот Кремля была перестроена, и ее место занял новый список иконы Божией Матери. Богородица продолжает неустанно молиться за нас, показывая Своим примером силу молитвы изменять нас изнутри, преображать нашу жизнь и приносить пользу миру.