Рассказ о февронии повести о петре и февронии муромских: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» очень краткое содержание повести Ермолая-Еразма

Разное

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности 7 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Конспект

Считается, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана в ХVІ веке священником псковского монастыря Ермолаем-Еразмом. Чуть позже он стал настоятелем Дворцового собора в Москве.

Эта повесть не единственное его сочинение. Но именно она стала более всех популярна.    

Сохранилось около 150 списков повести во множестве вариантов. До сих пор многие задаются вопросом: кто же является реальными прототипами главных героев? Есть предположения, что это действительно реальные исторические люди, которые жили в ХІІІ веке, а точнее в 1228 году.  

В то же время, одним из источников данного произведения стала легенда о простой крестьянской девушке, которая впоследствии стала княгиней.

Сюжет

1. Экспозиция:

«В граде этом [Муроме], как рассказывают, княжил благоверный князь Павел. И стал к его жене летать змий-насильник. Для посторонних он принимал облик Павла. Жена Павла поведала мужу о своем несчастии, и стали оба думать, как избавиться от насильника. Однажды, когда змий снова прилетел к жене Павла, она спросила змия «с почтением»: «Многое ты знаешь, знаешь ли ты кончину свою: какая она будет и от чего?». Прельщенный «добрым прельщением» жены Павла, змий ответил: «Смерть моя — от Петрова плеча, от Агрикова меча»».

2. Завязка  страшная болезнь Петра. Появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Феврония – мудрая дева сказочных сюжетов.

Вместе с тем ее мудрость  не только свойство ее ума, но в такой же мере  ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» ее образа.       

3. Развязка:

Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе любви, в мудрости, подсказанной ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра.

4. Эпилог:

После смерти Петра и Февронии (рис. 1) люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.

Сказочные элементы в повести

Во-первых, конечно, сказочный зачин. И первая часть повести очень похожа на волшебную сказку, а вторая часть повести похожа на бытовую сказку.

Во-вторых, есть сказочный герой. Это змей-искуситель.

В-третьих, добро побеждает зло, как в любой волшебной сказке.

В-четвертых, есть волшебные помощники – это Агриков меч.

Агрик – это сказочный богатырь, который, как рассказывали, побеждал исполинов и чудовищ. И он собрал несметную сокровищницу оружия, в которую и входил меч-кладенец.

Отличие от сказки

Указано конкретное место действия повести город Муром (Рязанская область). В сказках же пространство всегда не определено, не конкретно.

Действующие герои в повести – реальные люди, что тоже противоречит фольклорному жанру сказки. Все нам указывает на то, что это историческая повесть.

Отличие от канонического жития

Сюжет, традиционный для волшебных сказок разных народов, приобретает черты жития русских святых. Финал повести – образец житийной литературы.

Рис. 1. Икона. Святые Петр и Феврония (Источник)

Каноническое житие

Житие святого  повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию)

Жития пишутся по особым правилам (канонам). Считалось, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей. Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь. В жизни святой набирается мудрости, проходит ряд испытаний. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.  

В повести прослеживаются черты святости у обоих героев. Но все-таки это не каноническое житие. Дело все в том, что нет рассказа в сюжете повести об их благочестивых родителях, о том, как зародилась в Петре и Февронии вера в Бога; нет рассказа о том, какие страдания им пришлось претерпевать во имя Бога. Повесть пронизана лиризмом, авторским сочувствием героя, восхищением их красотой и душевной силой.

С 2008 года (8 июля) в России отмечается праздник День семьи, любви и верности  в честь князя Петра и благочестивой супруги его Февронии.

Характеристика главных героев «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Рис. 2. Памятник Петру и Февронии. Ярославль (Источник)

Феврония – главная героиня повести. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно-отчетливом образе.

Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змея. В бедном крестьянском платье Феврония сидела за ткацким станком и занималась «тихим» делом  ткала полотно, а перед нею скакал заяц, как бы символизируя собой слияние ее с природой. Ее вопросы и ответы, ее тихий и мудрый разговор ясно показывают, что «рублевская задумчивость» не бездумна. Феврония изумляет посланца своими вещими ответами и обещает помочь князю. Сведущая в целебных снадобьях, она излечивает князя, как Изольда излечивает Тристана, зараженного кровью убитого им дракона.  

Несмотря на социальные препятствия, князь женится на крестьянской девушке Февронии. Как и любовь Тристана и Изольды, любовь Петра и Февронии преодолевает иерархические преграды феодального общества и не считается с мнением окружающих. Чванливые жены бояр невзлюбили Февронию и требуют ее изгнания. ..

Мудрая жена — всегда радость для своего мужа и для окружающих. Феврония прославила и возвысила своей мудростью и себя, и своего мужа Петра.

Феврония скончалась в 1228 году в один день со своим супругом. Оба они, согласно завещанию, положены в одном гробу.  

Князь Петр пытается обмануть её только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает её во всем и, обвенчавшись, живёт с нею в согласии. Их любовь переступает и за порог смерти. Петр не потакал Февронии, как бояре, которые предложили ей оставить их город, потакали своим женам. Однажды кто-то из прислуживающих за столом Февронии пришел к благоверному князю Петру и наговорил на нее: «Каждый раз, — говорил он, — окончив трапезу, не по чину из-за стола выходит: перед тем как встать, собирает в руку крошки, будто голодная!». И вот благоверный князь Петр, желая её испытать, повелел, чтобы она пообедала с ним за одним столом. И когда кончился обед, она, по обычаю своему, собрала крошки в руку. Тогда князь Петр взял Февронию за руку и, разжав её, увидел ладан благоухающий и фимиам. И с того дня он её больше никогда не испытывал.   

Т. о., «Повесть о Петре и Февронии Муромских» сочетает в себе элементы сказочного и бытового, создает яркие характеры и является образцом не только благочестивого жития святых, но и народной мудрости, добрых семейных отношений и идеалом русского народа.

 

Список литературы

  1. Коровина В. Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О. А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В. Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В. Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В. Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М. Б., Зайцева О. Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т. Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник)
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник)
  3. Толковый словарь русского языка (Источник)
  4. «Повесть временных лет» (Источник)
  5. Славянская письменность (Источник)
  6. История текста и источники (Источник)
  7. Лихачев Д.С. Великое наследие. «Повесть временных лет» (Источник)
  8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (Источник)
  9. Анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» (Источник)
  10. Материалы, исторические справки  о князе Петре и княгине Февронии (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Сравните «Повесть о Петре и Февронии Муромских» со сказкой (общее и различное).
  2. В чем отличие повести от канонических жизнеописаний святых?
  3. Сравните сюжет повести со средневековым романом «Тристан и Изольда».
  4. Чему учит повесть о Петре и Февронии? За что их возвели в ранг святых?

Примеры сочинений на тему повесть о Петре и Февронии Муромских, 7 класс ~ Эссе

­Пример сочинения 1

Мировая литература – кладезь жизненной мудрости. И создается он уже на протяжении очень многих столетий. Современным людям близка литература нашего времени. Но не стоит пренебрегать истоками художественной литературы. Ведь там можно почерпнуть и великие знания, и житейскую мудрость. К по-настоящему ценным произведениям далекого 16 века стоит отнести «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Ее автором принято считать известного русского публициста и священника тех времен — Ермолая-Еразма.

Имена героев читатель узнает уже из самого названия. Это Муромские правители Петр и Феврония. Автор говорит, что княжили они праведно. Образы героев можно отнести к историческим, но овеянным множеством давних преданий.

Тема произведения – описание жития Муромских святых Петра и Февронии. Так как задумывалось все в житийном направлении. Однако сюжет вышел намного шире, чем того ожидалось от автора. В результате в тексте мы находим не простое описание жизни праведных людей, а увлекательный рассказ о судьбе храброго князя и мудрой девушки Февронии. Писатель использует не только религиозные, но и фольклорные мотивы.

Говоря об идеи произведения, есть некая разница между тем, каковой она была изначально, и какой видится уже в готовом повествовании. Из истории создания мы знаем, что задумывалась повесть для прославления церкви. Но в тексте мы видим то, насколько автор очарован мудростью и силой воли Февронии, справедливостью и храбростью Петра. Выходит, что идеей стало прославление в героях настоящих жизненных ценностей. Ермолай-Еразм восхищается героями. Да, они глубоко верующие люди, но они уже не слепо следуют вере, а совершают добрые дела, потому что они благородные и активные личности.

Уникальным является и то, что автор в произведении превозносит девушку из простого народа. Феврония происходила из крестьянской семьи, но в душе была очень благородна. Ее образ имеет разительное сходство с фольклорным образом мудрой девы. Она говорит всегда загадочно и мудро, что поражает посла князя и потом самого князя. При помощи разумных доводов она берет обещание правителя жениться на ней. Девушка красиво говорит о том, что негоже порядочной деве лечить раны не ее мужа. Однако не только ловкость убеждает Петра, но и милосердие, и бескорыстие Февронии. Поэтому во второй раз он соглашается взять ее в жены.

В образе Петра видна идея прославления мужества и справедливости правителей. Автор указывает, что далеко не каждый князь обладает таким благородством, как Петр. Поэтому его герой заслуживает восхищения. Он искренне любит своего брата, помогает ему победить коварного змея.

Таким образом Петр становится князем-змееборцем.

Повесть о Петре и Февронии прославляет настоящие жизненные ценности, такие как: любовь, мудрость, милосердие.


­Пример сочинения 2

Автором «Повести о Петре и Февронии» считают писателя и публициста Ермолая-Еразма. В «Повести о Петре и Февронии» рассказывается история любви между князем и крестьянкой. Сочувствие автора, восхищение ее умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом. Идеи гуманности, свойственные творчеству Ерволая-Еразма, нашли наиболее полное выражение именно в этом произведении. Сюжет повести построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. В повести присутствуют многие сюжеты и ситуации, характерные для русской народной сказки, создан привлекательный образ русской женщины, красота души и благородство натуры которой побеждают всех.

В образах Петра и Февронии также сочетаются черты героев житийной литературы и народных сказок. Петра и Февронию нельзя назвать христианскими подвижниками, они не совершают подвигов во имя веры. Зато они становятся образцом праведного поведения в семье и обществе, мудрого правления.

Образ Февронии в повести особенно ярок. Следует учитывать, что в повести впервые в центре произведения появляется образ простой крестьянской девушки, которая оказывается умнее и князя, и бояр. Ей приходится пройти через серьезные испытания, имеющие не сказочную, а вполне реальную основу. Ее, дочь бортника, не желают признать княгиней и своей повелительницей надменные бояре. Но ей удается их победить только благодаря своей мудрости и прозорливости.

В повести отражен один из острейших конфликтов в XVI в. — между боярской вольницей и антибоярски настроенными демократическими слоями. И в связи с этим образ героини получает не только сказочное, житийное, но и острое социальное наполнение. В «Повести» мало риторики, абстрактного многословия, ее язык сравнительно прост, местами близок к разговорному.

На основе сюжета «Повести» композитор Римский-Корсаков создал оперу «Сказание о  невидимом граде Китеже и деве Февронии».

«Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.


­Пример сочинения 3

Имена святых Петра и Февронии Муромских известны многим. Они – хранители домашнего очага, покровители семьи и влюбленных. Им посвящено замечательное произведение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

На меня эта повесть произвела сильное впечатление. Мудрость Февронии поразительна. Она говорит загадками. Но ее речь сродни речи народных мудрецов, которые могут справиться с любой, даже самой сложной задачей. Такова и Феврония. Она предугадала поведение Петра и не вылечила его полностью в первый раз. Для нее важно умение держать свое слово. Петр его не сдержал. А потому заболел вновь.
Но мудрая Феврония умеет прощать. Она любит, а любовь готова простить любые обиды. И девушка вознаграждена. Князь Петр женится на ней. Но, став княгиней, Феврония не стала спесивой и высокомерной. Она по-прежнему проста. Но ее простота возвышается до величия, когда Петр разжал ее ладонь и вместо крошек увидел зерна ладана.

Не может не вызывать восхищения и князь Петр. Сначала дворянская спесивость берет верх. И он не держит данного слова. Но вернувшаяся болезнь заставляет его по-другому посмотреть на все происходящее. Он женится на простой крестьянской девушке и ни минуты не жалеет об этом. Беззаветно любящая его Феврония силой своей любви покоряет сердце гордого князя. Когда бояре требуют от Петра избавить их жен от владычества Февронии, князь предпочитает оставить свой трон, но не расставаться с любимой женой.

Меня восхитила сила любви этих героев. Они сохранили свою любовь на протяжении всей жизни. И после смерти люди не смогли разлучить их. Их любовь настолько сильна, что злые и завистливые бояре все же хоронят их в одном гробу. Ведь разлучить любящие сердца они не в силах.


­Пример сочинения 4

На меня эта повесть произвела сильное впечатление. Мудрость Февронии поразительна. Она говорит загадками. Но ее речь сродни речи народных мудрецов, которые могут справиться с любой, даже самой сложной задачей. Такова и Феврония. Она предугадала поведение Петра и не вылечила его полностью в первый раз. Для нее важно умение держать свое слово. Петр его не сдержал. А потому заболел вновь.

Но мудрая Феврония умеет прощать. Она любит, а любовь готова простить любые обиды. И девушка вознаграждена. Князь Петр женится на ней. Но, став княгиней, Феврония не стала спесивой и высокомерной. Она по-прежнему проста. Но ее простота возвышается до величия, когда Петр разжал ее ладонь и вместо крошек увидел зерна ладана.

Не может не вызывать восхищения и князь Петр. Сначала дворянская спесивость берет верх. И он не держит данного слова. Но вернувшаяся болезнь заставляет его по-другому посмотреть на все происходящее. Он женится на простой крестьянской девушке и ни минуты не жалеет об этом. Беззаветно любящая его Феврония силой своей любви покоряет сердце гордого князя. Когда бояре требуют от Петра избавить их жен от владычества Февронии, князь предпочитает оставить свой трон, но не расставаться с любимой женой.

Меня восхитила сила любви этих героев. Они сохранили свою любовь на протяжении всей жизни. И после смерти люди не смогли разлучить их. Их любовь настолько сильна, что злые и завистливые бояре все же хоронят их в одном гробу. Ведь разлучить любящие сердца они не в силах.

Памятник Святым Петру и Февронии Муромским – Стоковое редакционное фото © blinow61 #105899120

Памятник Святым Петру и Февронии Муромским – Стоковое редакционное фото © blinow61 #105899120

Изображения

VideositorialMusic & SFX

Инструменты

Enterprise

Цена

Все изображения

Log Insign Up

Редакционная польза Только

.

Войти

Я согласен с Членским соглашениемПолучать рассылки и специальные предложения

САМАРА, РОССИЯ — 9 апреля 2016 г.: Памятник русским православным святым Петру и Февронии Муромским, покровителям семьи и брака

— Фото автора blinow61

Похожие Роялти-фри изображения:

Подробнее

Подробнее

Same Series:

Памятник Александру Суворову в Новгородской области, Россия Самара, Россия — 6 мая 2018: Памятник святому князю Владимиру возле Софийского собора Премудрости Божией САМАРА, РОССИЯ — 11 июня: Памятник русским православным святым Петру и Февронии Муромским, покровителям семьи и брака 11 июня 2012 г. в Самаре, Россия. Памятник открыт 8 июля 2011 г. Николаю Миклухо-Маклаю — российскому этнографу, антропологу, биологу и путешественнику. Памятник в Окуловке, Новгородская область, РоссияСамара, Россия — 6 мая 2018 г.: Памятник Сергею Королеву, известному советскому создателю ракет и космическому инженеру, возле Самарского государственного университета Самара, Россия — 6 мая 2018 г. : Памятник Сергею Королеву, советская ракета Создатель возле Самарского государственного университета Рязань, Россия — 1 сентября 2017 г.: Конный памятник Евпатию Коловрату в Рязани, Россия. Открыт в 2007 г. Самара, Россия — 25 марта 2017 г.: Бронзовый памятник Юрию Деточкину, главному герою советской кинокомедии «Берегись автомобиля» на городской улице Самара, Россия — 29 октября, 2020: Бронзовый памятник советскому композитору Дмитрию Шостаковичу. Автор Зураб ЦеретелиПамятник Александру Суворову в Новгородской области, РоссияСамара, Россия — 6 мая 2018 г.: Памятник святому князю Владимиру возле Софийского собора Премудрости Божией Самара, Россия — 7 мая 2017 г.: Памятник русским православным святым Петру и Феврония Муромская, покровители семьи и брака САМАРА, РОССИЯ — 25 марта 2017 года: Бронзовый памятник Юрию Деточкину, главному герою советской кинокомедии «Берегись автомобиля» в солнечный день. ФрагментСАМАРА, РОССИЯ — 1 мая: Памятник товарищу Сухову, главному герою фильма «Белое солнце пустыни» 1 мая 2013 года в Самаре, Россия. Памятник открыт 7 декабря 2012 года

Подробнее

Информация об использовании

Вы можете использовать эту бесплатную редакционную фотографию «Памятник святым Петру и Февронии Муромским» в личных и некоммерческих целях согласно Стандартной лицензии. Это стоковое изображение можно использовать для иллюстрации историй в газетных и журнальных статьях и постах в блогах. Обратите внимание, что редакционные стоковые фотографии нельзя использовать в рекламных или рекламных материалах.

Вы можете купить эту редакционную фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 4200×2768. Дата загрузки: 10 апреля 2016 г.

    DepositPhotos

    Язык

    Информация

    • Часто задаваемые вопросы
    • Все документы
    • Доступны на
    • .

      • +49-800-000-42-21
      • Контакты
      • Depositphotos Отзывы

      © 2009-2022. Depositphotos, Inc. США. Все права защищены.

      Вы используете устаревший браузер. Чтобы работать в Интернете быстрее и безопаснее, бесплатно обновитесь сегодня.

      День святых Петра и Февронии

      8 июля — День святых князя Петра года и святой княгини Февронии года, русских православных покровителей брака, любви на всю жизнь и верности.

      Петра и Февронии

      Этот недавно установленный (в 2008 году) праздник должен стать чисто русским аналогом западно-католического Дня святого Валентина. Официально этот день называется Днем семьи, любви и верности, а символ этого дня — ромашка.

      Я уже публиковала историю жизни Петра и Февронии, но она настолько очаровательна, что стоит рассказать ее еще раз:

      История любви и верности этих двух людей восходит к 13 веку.
      Герцог Петр победил коварного змея, причинявшего много неприятностей жителям его земель, которыми правил брат Петра Павел. Но во время борьбы со змеей на Петра попало несколько капель змеиной крови, и его тело покрылось ужасными струпьями. Тогда ни один врач не мог ему помочь. Но однажды мудрый человек рассказал ему о набожной молодой крестьянской девице, которая жила в самой отдаленной части его земель и лечила неизлечимых и которая согласилась исцелить его. В награду Петр обещал жениться на Февронии, когда она исцелит его, но, исцелившись, не сдержал обещания и послал девушке богатые дары. Однако вскоре тело Петра снова начало покрываться струпьями. Феврония снова исцелила его, и на этот раз они женятся.
      Вскоре умер брат Петра Павел, и Петру предстояло стать правителем Мурома. Но дворяне — бояре — возгордились и не пожелали иметь крестьянку княгиней, и просили Февронию уйти из города, взяв с собою все богатства, какие она пожелает. Мудрая Феврония согласилась, попросив позволить ей выбрать для нее только один самый ценный предмет. Бояре охотно позволили ей это сделать, но вскоре узнали, что этот самый ценный предмет — ее муж, и Петр вместе с Февронией покинули Муром. Город остался без князя, и вскоре бояре начали борьбу за власть над городом, и город Муром погрузился в хаос. Итак, наконец, Петра и Февронию попросили вернуться и править городом.
      Они царствовали мудро и счастливо до своих последних дней, а конец жизни провели в монастырях. Они знали, что умрут в один день, и просили похоронить их в одной могиле. Хотя русская православная традиция не позволяет хоронить монаха и монахиню вместе, их тела дважды исчезали из первоначальных гробов и, наконец, навсегда оставались в общей могиле.

      Эти лица были канонизированы в середине 16 века, а русские православные христиане молятся Петру и
      Февронии для счастливой семейной жизни.

      (Все же должен признать, что исторические хроники ничего не сообщают нам о деяниях моромского правителя
      Петра и его жены Февронии в 13 веке, поэтому вся история представляет собой фантастическую смесь народных
      легенд о злом змее и мудром и добродетельная крестьянская девушка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts