Рассказ про сергия радонежского 4 класс: Житие Сергия Радонежского стр. 29. Литературное чтение 4 класс
Содержание
Житие Сергия Радонежского стр. 29. Литературное чтение 4 класс
1. Что ты узнал о детстве Варфоломея? Чем он отличался от других детей?
Когда родился Варфоломей, родители пообещали Богу отдать служить его в церковь.
В младенчестве, будучи ещё несознательным, соблюдал церковные посты в среду и субботу, не пил грудное молоко.
Мальчику было сложно учиться в школе. Варфоломей втайне ото всех молился Богу, чтобы тот послал ему возможность понять грамоту.
Бог послал маленькому Варфоломею встречу со старцем, который прочитал с ним молитву, накормил просфорой, и мальчишке стало лучше даваться образование.
2. Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой? Как ты думаешь, почему это произошло именно с ним?
Необычно то, что Варфоломею нужно было помолиться в церкви и скушать просфору, чтобы у него открылась возможность обучаться наукам.
Бог ему подал знак, что нужно сначала получить Божье благословение, а после приступать к новому делу.
3. О чём просили родители Варфоломея? Исполнил ли он их волю? О каких чертах характера говорит его поступок?
Варфоломей вырос и захотел вести иноческую жизнь, но родители попросили его присмотреть за ними, так как они уже были в пожилом возрасте.
Их старшие дети женились и ушли в свои семьи, а родители остались совсем одни.
Одна надежда у них была на Варфоломея.
Юноша согласился и смотрел за своими родителями до смерти.
Его поступок говорит о большом чувстве ответственности и любви к родителям, о том, что он выполняет свои обещания.
На такого человека можно положиться в жизни.
4. Найди в энциклопедии текст о Сергии Радонежском. Расскажи своими словами о его жизни и подвигах.
Рассказ о жизни и подвигах Сергия Радонежского для 4 класса
Сергий Радонежский родился в богатой боярской семье под Ростовом.
Его родители были верующими людьми, растили своих детей в православной вере.
У Варфоломея было ещё два старших брата.
В юном возрасте мальчик встретил старца.
Он предсказал ему служение Господу и благословил его на это.
Старец научил молитвам Варфоломея, и с того момента мальчик стал всё лучше и лучше учиться всем наукам, которые ему ранее никак не давались.
Через время семья вынуждена была переехать в Радонеж.
Когда юноша достиг двадцатилетнего возраста, он решил постричься в монахи, но родители не благословили его, попросив присмотреть за ними в старости, а после пусть идёт служить Богу.
Через несколько лет родители умерли, а Варфоломей решил совершить подвиг — пустынножительство.
К тому времени его младший брат Стефан овдовел и также стал служить Богу.
Братья вместе решили идти в дремучий, безлюдный лес.
Там поселились, срубив себе келью. А через некоторое время построили малую церковь, посвящённую Святой Троице.
Стефан не смог выдержать все тяготы пустынножительства и ушёл из поселения, а Варфоломей остался и постригся в монахи, став Сергием. Ему было 23 года.
Два года он жил уединённо, пока не разнеслась молва о нём и другие монахи не пришли к нему на поселение, захотев разделить с ним пустынножительство.
Так возникла Троицкая обитель.
По желанию братии Сергий стал настоятелем церкви, приняв сан священнослужителя.
Жила обитель очень бедно, иноки добывали себе хлеб тяжким трудом, иногда в обитель приносили пожертвования.
На пожертвования монахи покупали для служения свечки, из муки делали просфоры.
С течением времени за Сергием утвердилась слава чудотворца и прозорливца, люди шли в Троицкий монастырь, и он становился всё больше и больше.
Множество людей и священнослужителей жертвовали на жизнь и содержание храма. Троицкий монастырь ставал всё краше.
Но отец Сергий жил всё так же скромно, как и раньше, посвящая все свои силы и средства служению Богу.
Он был духовным наставником князей русских, в том числе благословил князя Дмитрия Ивановича Донского на победу в Куликовской битве.
Ещё при жизни Сергия Радонежского стали называть святым, а после смерти канонизировали его в Русской православной церкви.
В его честь построили в Новгороде церковь Сергия Радонежского.
Житие преподобного Сергия Радонежского было написано спустя 26 лет после его кончины учеником, Епифанием премудрым.
5. Обсудите с другом, почему князь Дмитрий Донской приехал к Сергию Радонежскому перед великим сражением с Мамаем.
Князь Дмитрий Донской считал игумена Сергия Радонежского по-настоящему верующим человеком.
Он был духовным наставником князя. Битва с Мамаем была решающей для очищения русской земли от Мамая, а армия Мамая была огромной.
А так как армия Мамая была огромной, для победы понадобилась Божья помощь.
Поэтому князь Дмитрий решил просить благословения у человека, который всю свою жизнь служил Богу и был отмечен чудесами Божьими.
Так и произошло. Русская армия победила Мамая, очистив русскую землю от захватчиков.
6. Расскажи о битве на Куликовом поле.
В своём рассказе используй опорные слова:
Золотая Орда двести сорок лет владычествовала на русских землях, пока все знатные люди и патриоты не сплотились под руководством московского князя Дмитрия Ивановича Донского, решив избавиться от этого ига.
Армия Золотой Орды была огромна, но русские воины были храбры и не боялись сражения.
Они хотели изгнать Мамая с русских земель и дать отпор Золотой Орде.
Так была назначена дата Куликовской битвы.
Русская армия вышла из Кремлёвских ворот 10 августа 1380 года.
Перед битвой князь Дмитрий Донской просил благословения у великого святого тех времён Сергия Радонежского, и старец благословил и предрёк ему победу.
Первая битва самых отважных воинов двух армий — Пересвета и Челубея — окончилась победой Пересвета 8 сентября 1380 года.
Это был знак, что русские смогут победить Золотую Орду.
Так и случилось. Вражеская конница Золотой Орды была загнана в реку Непрядва и там перебита русским войском. После этого татары обратились в бегство, с ними убежал и Мамай с ханами.
Так русский народ избавился от владычества Золотой Орды и отпраздновал великую победу на Дону.
Подсказка:
- Ответы в рабочей тетради по летописи о житии Сергия Радонежского
- Газета «Сергей Радонежский и Куликовская битва»
- Читательский дневник «Житие Сергия Радонежского»
_______
Задание по литературному чтению (4 класс): Доклад про Сергия Радонежского.
Сергий Радонежский (до принятия монашества — Варфоломей Кириллович) русский церковный и политический деятель.
Родился в семье боярина не далеко от Ростова.
Семья, страдавшая от татарских поборов и княжеских усобиц, переселилась в Московское княжество и получила земли недалеко от города Радонежа.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте.
Он всей душой хотел учиться, но грамота не давалась ему.
По легенде, Варфоломей очень страдал от этого и поэтому он днем и ночью молил Бога открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца. Монах молился. Мальчик подошел к нему и рассказал о своем горе. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достал маленький кусочек хлеба и сказал: «Возьми, и съешь: это дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания». Благодать эта действительно сошла на ребенка: Господь дал ему память и разумение, и он стал легко усваивать книжную мудрость. После этого чуда в юном Варфоломее окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье.
После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефаном поселился в 10 верстах от Радонежа, в глубоком лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь.
Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.
Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя.
Варфоломей же, стал монахом и ему дали новое имя – Сергий.
Еще около двух лет он жил один в лесу.
Слава о великом затворнике разошлась по Руси. Люди потянулись в обитель.
Вскоре Сергий Радонежский вместе со старшим братом Стефаном (около 1330—40) основал Троицкий монастырь (Троице-Сергиева лавра) и стал его вторым игуменом.
Сергий ввёл в монастыре общежитийный устав, уничтожив существовавшее до этого раздельное жительство монахов. Принятие общежитийного устава и его последующее распространение при поддержке великокняжеской власти, русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо-Восточной Руси явилось важной церковной реформой, способствовавшей превращению монастырей в крупные хозяйственные и духовные центры.
Моральный авторитет Сергия, тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича Донского, виднейшими боярами и высшими церковными иерархами позволяли Сергию Радонежскому активно влиять на церковные и политические дела своего времени.
В 1380 году он помог Дмитрию в подготовке Куликовской битвы, а в 1385 улаживал его конфликт с рязанским князем Олегом.
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года.
Похоронен в основанном им монастыре; причислен русской церковью к лику святых.
Сергий Радонежский, святой всея Руси / Православие.Com
Икона преподобного Сергия Радонежского с житием.
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает
нам высот, до которых наша (русская) земля,
просвещенный Словом Христовым, способен
рост. Человек, не написавший ни одной книги, стоит
у истоков русской культуры москвичей
период, и открывает дверь, ведущую из
лесная глушь к северу от Москвы на глубину
Божественная мудрость, ко всем тайнам человека и
Мир. Его работа кажется еще более чудесной.
потому что мы не можем отделить в нем плоды небесного
помощью и плодами своего труда. св.
Сергий всю жизнь старался покинуть мир; он пытался
не брать на себя ответственность за судьбу
окружающих, не вмешиваться по своей воле в
события, происходящие вокруг него. Тем не менее, все
бытовые и исторические подробности той эпохи настолько
тесно переплелись в его жизни, что, казалось бы,
нет стороны русской жизни во второй половине
четырнадцатого века, который он не освятил, или
где не осталось и следа его заботы,
защитное благословение. Если вспомнить, как это было
в его время выясняется, что преподобный Сергий
стоит не только в начале русского
Просвещения, но и является символом русского
Ренессанс в самом возвышенном значении этого слова.
Беспристрастная оценка исторических событий часто
открывает неожиданные вещи. Если сравнить средневековую Русь
со средневековой Европой вы видите, что ренессанс
Русская культура началась несколько раньше, чем в Европе. Это
также довольно удивительно видеть, что это возрождение имело
христианский персонаж. Русь, которой правили
татары за двести лет не смогли сохранить свою
традиции или культура без веры или опоры на
Церковь. Без веры совершенно невозможно
создать что-нибудь. Леонардо, Микеланджело, Лютер,
Макиавелли — все эти «титаны»
Европейцы эпохи Возрождения были глубоко религиозными людьми. Они
верил в Бога, но и в полную силу человеческой
разум, в истине своей эстетической чувствительности, в
способность человека создавать что-то прекрасное, в его праве
создавать и изменять мир. Европейский Ренессанс был
еще очень далек от того, чтобы отвергнуть Бога и быть покинутым
Его. Он только готовился освободить Создателя Своего
ответственности за судьбы мира и переложить ее на
люди. Но герои, которые были готовы принять это
ответственность уже достигла совершеннолетия в Европе.
К счастью, таких людей в России еще не было.
Россия.
Реальность русской жизни с 1237 года не
склоняют там людей к полетам духа. Цена
отдельного человека в условиях татарского
ярмо было на рекордно низком уровне. Любое обсуждение способности
этого индивидуума влиять на историю, изменять ее
конечно, вероятно, вызвал бы горькие, иронические улыбки.
Ни малейший раб, ни великий князь не могли надеяться на
устроить даже свою судьбу по своей воле.
благополучие и жизнь любого человека на Руси зависели
по итогам соперничества за ханский престол,
добрая воля или деспотизм ордынских вождей,
колебания цен на мировом невольничьем рынке,
смертность сельскохозяйственных животных или непредвиденная засуха
в Великих степях. Только Церковь была свободна не
признать власть Орды. Не получая напрямую
вовлеченной в политический процесс, Церковь помогала
люди сохраняют свои силы. Перед лицом г.
Хан даже князья падали ниц и кланялись, но пред Богом,
каждый человек был свободен. Детский атеизм и человекопоклонничество
не прижились тогда в России не потому, что Россия была
назад, а потому, что отказываясь терпеливо нести
свой крест означал поистине рабскую зависимость от
кнут кочевого воина. Это было невозможно для людей
чтобы сбросить это ярмо. Надежду на Бога давали им не только
надежду на загробное спасение, но и на твердую
фундамент земной государственности и отечественного
конструктивность — потому что всякий, кто желает быть
спасенный в будущей жизни, должен был «трудиться для
Богу» и «претерпел до конца» все
угнетение настоящей жизни. Преподобного Сергия целиком
жизнь была плодом такого труда и терпения.
Его Житие, написанное с удивительной нежностью и
живости Епифания Мудрого, дает нам ключ к
познание многих тайн русской культуры и
Русская интеллигенция. С самого начала своего
жизни, еще до своего земного рождения, Сергий (до
монашество, Варфоломей) был отмечен небесными знамениями.
Он трижды вскричал во время Литургии, будучи еще в
чрево матери своей, отказался взять его
материнской груди в постные дни или принимать молоко от
медсестра. Его родители прекрасно знали, что святой
появился в их семье. Но это даже не входило в их
головы, чтобы превознести своего ребенка или отделить его от других
из-за проявленных в нем талантов. Культ
вундеркинд — это еще что-то, что с трудом приживается в
русская образовательная традиция и сейчас. Знаки,
таланты, а сама святость дается человеку от Бога, и
вот почему его родители, а вслед за ними и его биограф,
в первую очередь воздайте славу Творцу, а уж потом
любоваться творением. Варфоломей защищен в своем
детство, но не больше, чем любые родители лелеют
каждый ребенок. Он не свободен ни от домашнего труда, ни
ни от ежедневных обязанностей, ни от школьных занятий.
Наблюдая за этим образованием, мы видим еще одну замечательную
деталь. Любой человек, даже святой, не является идеалом
земное совершенство. Такая важная вещь для аскета
по мере чтения и письма у него было больше проблем с усвоением
чем его братья. Все вокруг нежно, но
твердо требовал, чтобы он старался больше в школе. Святой
кажется, не оправдывает их ожиданий. Его жизнь
прямо заявляет, что Варфоломей «не изучал
прилежно» как читал, так и «не слушал
своему учителю». Такое отношение к учебе
не одобрено, но оно было искуплено мальчиком
тайная молитва Богу. Чудесное исполнение этого
молитва не должна вести нас к мысли, что он презирал
труд (вся жизнь святителя наполнена трудом).
Здесь мы скорее должны увидеть, как Бог проявляет равную доброту
ко всем, кто спрашивает. Школьные годы святого,
любой другой период его жизни, опровергают любое представление
о превосходстве святого над простыми людьми.
Для русского просвещения, для русской культуры
мысль о заранее избранной «духовной элите»
суждено взять власть и возглавить
«невежественные люди» совершенно чужие.
Сам Сергий был подобен неученым людям, но имея
получил доступ к мудрости, он никогда не забывал Того, кому
Это пренадлежит.
Не забывал он и о послушании, главной добродетели
любого христианина, свободного от своеволия. Имея уже
перед ним ясная жизнь
цель — монашество — он все же смиряет
себя ради отца и матери, оставаясь
дома, чтобы заботиться о них. Все те, кто склонен говорить
что монашество учит человека пренебрегать семьей
найдет в этой главе своей Жизни пример того, как
первое вытекает из второго. Здесь
пример святого увещевает нас не уклоняться от настоящего
обязанности, какими бы важными и великими ни были наши
планы могут быть. Истинно религиозный человек никогда не
«ходить по людям», чтобы исполнить свое
собственные «высокие» желания, а воля наоборот
с готовностью «закрывает глаза на свои желания» в
когда увидит нужду ближнего своего. преподобного Сергия, чей
вся жизнь была великой жертвой Богу, начал свой
подвиг с небольшой жертвой родителям; а также
что особенно важно, он делал это с радостью.
С радостью отправился он и к осуществлению своей жизненной цели.
труд, постижение Пресвятой Троицы.
Философская широта его творчества поражает. Догма
Святой Троицы — это нечто очень трудное для
понять в христианстве. Это было не совсем
понятен простому народу не только в Киевской Руси
и Европе, но даже и в Византии. Это на тему
учения о Святой Троице, которые возникли наиболее
серьезные расколы и ереси в христианстве. Высоты
тайны триединой Божественной Сущности должны были
напугал человека, которому было так трудно научиться читать.
Тем не менее преподобный Сергий решил проникнуть в
тему так же решительно, как он решил покинуть
Мир. Затем он строит свою церковь в лесу и
освящает его вместе со своим братом еще до
принятие монашеского пострига. Идея строительства церкви
и тяжелейший труд выпадает на его долю, но он отказывается от всякого
дерзкое «я» будет искать истину и ждет
пока его старший брат не решит, кому церковь должна
быть посвященным.
Икона Святой Троицы работы преподобного Андрея Рублева.
В
В этот момент решалась судьба Русской Церкви.
решенный; даже вся судьба русской культуры была
опечатывается. Попробуйте представить себе Россию без
Святая Троица-Св. Сергиева Лавра, без Андрея
Рублев,[1]
без церквей, посвященных Святой Троице. А также
тем не менее, преподобный Сергий предоставил это решение другому, даже
хотя он уже знал ответ на свой вопрос.
Знаменательно здесь не только его смирение перед
старшие, но и его внутренняя честность — то, что
должен быть у каждого исследователя. Любой, кто намеревается
изучать и приобретать знания о Боге, человеке или мире,
не осмеливается настаивать на своих догадках без
получив некоторое внешнее подтверждение своей истинности.
Пусть каждый, кто жаждет открыть что-то миру
сначала послушай, что ему подскажет мир . Тот, кто
большим из вас будет слуга твой (Мф.
23:11) .
Это уже другая страница Жития святителя.
Пройдя тяжелый период одиночества
подвигов, преподобный Сергий сталкивается с
необходимость строительства общежительного монастыря. Он самый
обремененный необходимостью владычествовать над братьями,
управление внутренними делами монастыря и
руководство монахами в их духовной работе. Традиции
связанные со старчеством, были почти полностью утрачены
того времени в России. Игумения открыл преподобный Сергий
искушение занять своих подчиненных работой, которую он
сам никогда не делал. Именно поэтому он не смог
исполнять роль настоятеля, не увеличивая свою ежедневную работу.
Епифаний пишет, что святой «без лени,
служил братьям, как привезенный раб, рубил
дров на всех, зерно толол, муку мололи,
испекла хлеб, приготовила еду […]; он вырезал и
шили одежду и обувь; и он взял воду из колодца
в двух ведрах, нес на плечах в гору,
и поместил его в каждую камеру».
Особенно примечателен рассказ о том, как преподобный Сергий
построил крыльцо для одного из пожилых братьев, взяв за
его дневная работа — просеивание заплесневелого хлеба. Это может
кому-то покажется глупостью, но если вспомнить, что
в монастыре в то время был голод, и
монахи роптали на аббата, требуя, чтобы он
позвольте им собирать милостыню, его действия имеют смысл.
учитель мог учить своих учеников только своим собственным примером
что хлеб должен быть заработан трудом их собственных рук.
Это правило остается верным и по сей день.
История голода напоминает нам еще об одном
черты характера святого – его терпение.
Кроме того, в нем гармонично сочетаются и труд, и
молитва, которая является неотъемлемой частью преподобного Сергия. Он
никогда не чувствовал себя отягощенным бедами и горестями, которые
посетил монастырь. Он не спешит их решать
быстро, хотя знает, что у него есть возможность
Сделай так. Он уповает на Бога до самого конца, даже когда
не видит ясного смысла происходящего. Как результат,
хлеб в монастырь приносят ангелы, а воду
исходит из самой вершины холма. Когда он вернется
в монастырь, его старший брат изобретает
разногласия в церкви по поводу чина. Святые расстояния
себя от этого аргумента. Он буквально уходит без
пытаясь ответить, не спрашивая ни митрополита, ни князя
заступиться за него, и даже не прося Бога о
восстановить справедливость. Прожив год на Киржаче
реки и основав другой монастырь, он так же легко
возвращается. Было так трудно нарушить его покой, что когда
крестьянин приехал в монастырь издалека, чтобы посмотреть
у прославленного игумена, но отказывается признать Сергия
в оборванном старике, копающем огород, святой только
ласково отвечает: «Не грусти! Бог будет
дать вам то, что вы ищете и желаете сразу ».
Монашество презирает мир, но не людей в нем.
Святитель бежал от людской славы, но был дружелюбен к людям и
быстро им помочь. Для него все были равны —
безутешный отец, принесший ему своего мертвого сына,[2]
и великий князь Димитрий, готовясь к битве с
Мамай. По поводу Куликовской битвы св.
Политическая роль Сергия проявляется очень
отчетливо. Его благословение русским войскам на
битва придает духовный характер
победа. Солдаты становятся не только защитниками
земли русской, но и мучеников за веру. Даже
монахи берутся за оружие. Преподобный Сергий принимает полный
ответственность за исход боя,
решительно связывая судьбу Русской Церкви с
Успех похода князя. Он молится
ходатайственная молитва в течение многих часов. Затем идет битва
победил, и князь и митрополит Алексий просят
святой для получения архиерейского сана, а затем
столичный. Но святой столь же решительно отказывается,
пообещав, что если они повторят свою просьбу, он
уйдет в лес, где его никто не найдет.
Одно дело стоять за правду, а другое
дело принимать почести.
Нельзя не сказать и о материале преподобного Сергия.
наследство, дело рук его. Кольцо
монастыри, окружавшие Москву и освещавшие
дикие, северные леса были выкованы в Святой Троице
Лавра. История каждого из этих монастырей
история его основателя, часто ученика святого, или
ученик одного из его учеников. Спустя сто лет
смерти святого, мы уже видим поразительное
многообразие видов подвижничества, от преподобного Иосифа
Волоколамск и преподобного Пафнутия Боровского к преподобному Нилу
Сора и святой Кирилл Белозерский. Преподобный Сергий приложил руку
в этом саду тоже. Возможность различных духовных
пути к одной и той же цели доказывает, что он основал
в Лавре не партия и не орден, а братство
христиан, главной задачей которых было подчиняться не людям
или правила, написанные людьми, но Самому Богу. И нравится
братья, они не все похожи, но в чем-то тонком
все напоминают нам об их отце. Преподобный Сергий определил
общий тип русской святости на 400 лет вперед, и
когда времена полностью изменились, его достойный преемник
стал преподобный Серафим Саровский.
В заключение и в попытке определить св.
Место Сергия в истории русской культуры.
и просвещения, я хотел бы еще раз напомнить читателю
что мы имеем дело не с ученым, а с мудрым
человек. Это означает, что он больше пример, чем
авторитет — пример не только для подражания, но и
также в качестве мерной палочки. Преподавание на протяжении всей жизни
умеренность во всем духовном и земном, святой
сам стал мерилом нашей культуры. Его
жизнь позволяет нам проверить сегодняшнюю науку, искусство и
школы против их небесных примеров. Результат
наше измерение, возможно, не будет утешительным, но есть
не нужно отчаиваться. В конце концов, если бы каждый
стране была предоставлена такая мера.
Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского
Тропарь и кондак
Обретение преподобных мощей преподобного Сергия Радонежского: Мощи преподобного Сергия (память 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 года, когда преподобный Никон (память 17 ноября) был игуменом. В 1408 году, когда Москва и ее окрестности были захвачены татарской ордой Едигея, Троицкий монастырь был разорен и сожжен, а иноки во главе со святителем Никоном укрылись в лесах. Спасли иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.
В видении накануне татарского нашествия преподобный Сергий возвестил своему ученику и преемнику о грядущих скорбях. Он также сказал, что досада не продлится долго, но что монастырь, возникший из пепла, будет процветать и расти еще больше. Об этом писал митрополит Филарет в «Житии преподобного Сергия»: «Как надлежало Христу пострадать, и крестом и смертью войти в славу Воскресения, так надлежит и всякому, кто будет благословлен Христом от долготы дни в славе, чтобы быть испытанными своим крестом и смертью». Пройдя свое огненное очищение, обитель Живоначальной Троицы воскресла на долгие дни, и сам преподобный Сергий воскрес, дабы святые мощи его пребывали в ней во веки веков.
Перед началом строительства нового храма Живоначальной Троицы на месте прежнего деревянного (освященного 25 сентября 1412 г.) преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел сообщить игумену и братии: «Что же вы так долго оставляете меня во гробе, засыпанного землей и в воде, сковывая мое тело?» При строительстве собора, когда рыли рвы под фундамент, были обнаружены и подняты нетленные мощи преподобного Сергия. Все были поражены тем, что не только его тело, но и одежда остались целыми, хотя вокруг могилы была вода. Среди большого стечения богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, звенигородского князя Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были сняты с земли и временно помещены в деревянную Троицкую церковь. (на этом месте сейчас стоит церковь Сошествия Святого Духа). При освящении каменного Троицкого собора в 1426 году мощи были перенесены в него, где и остаются.
Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому угоднику и чудотворцу Радонежскому, и по всей Православной Руси расходятся вовне от основанного им Троицкого монастыря благодатные животворящие токи.
Наречение храма Святой Троицы в земле русской началось со святой равноапостольной Ольги (память 11 июля), построившей первый Троицкий храм в Пскове. Впоследствии подобные храмы были построены в Великом Новгороде и других городах.
Духовный вклад преподобного Сергия в преподавание богословия Святой Троицы весьма значителен. Преподобный имел глубокое проникновение в сокровенные тайны богословия «духовными очами» подвижника, в молитвенном восхождении к Триипостасному (т. сходство.
«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Вседержавной Троицы, — объяснял святой Григорий Богослов, — являются те, которые совершенно соединяются в совершенстве Духа». Преподобный Сергий на личном опыте познал тайну Живоначальной Троицы, так как в своей жизни он соединился с Богом, стал причастником самой жизни Божественной Троицы, т.е. достиг всего, что возможно на земле. в меру «обожения» («обожения»), становления «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1:4). «Если человек любит Меня, — говорит Господь, — он будет соблюдать Мои слова; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанна 14:23).
Авва Сергий, во всем соблюдая заповеди Христовы, принадлежит к чину святых святых, в душах которых «поселилась» Святая Троица. Он сотворил из себя «обитель Святой Троицы», а всех, с кем общался преподобный Сергий, возвысил и привел в общение со Святой Троицей.
Радонежский подвижник с учениками и сподвижниками обогатил Русскую и Вселенскую Церковь новым знанием и видением Животворящей Троицы, Начала и Источника жизни, явившейся миру и человечеству в « Соборность» Церкви, с братским единством и жертвенной искупительной любовью ее пастырей и чад.
В духовно-символическом собирании Руси в единстве и любви историческим усилием народа стал храм Живоначальной Троицы, построенный преподобным Сергием, «чтобы постоянным вниманием к Ней был побежден страх перед ненавистный раздор этого мира».
Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Сергием Радонежским, стало одной из самых глубоких и самобытных черт русской церковности. У преподобного Сергия в Живоначальной Троице положено не только святое совершенство вечной жизни, но и образец человеческой жизни, духовный идеал, к которому человечество должно стремиться, ибо в Троице как «Нераздельной» ( греческое «Адиайретос»), осуждается раздор и благословляется «Соборность», а в Троице как «Неразлучной» («Ахористос» — по IV Вселенскому Собору в Халкидоне в 451 году) осуждается принуждение и благословенная свобода. В учении преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко почувствовал свое кафолическое и вселенское призвание и, понимая вселенское значение праздника, украсил его всем разнообразием и богатством древнего народного обычая и народной поэзии. . Весь духовный опыт и духовные искания Русской Церкви воплотились в богослужебном творчестве Праздника Святой Троицы, тринитарных церковных обрядах, иконах Святой Троицы, храмах и монастырях этого имени.
Богословское прозрение преподобного Сергия в преображении передано чудотворной иконой Живоначальной Троицы, написанной святителем Андреем Радонежским, прозванным Рублевым (память 4 июля), монахом-иконописцем, жившим в Троице-Сергиевом монастыре, и написана по благословению святителя Никона в похвальную память святого аввы Сергия. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена как надлежащий образец для всех последующих церковных иконографических изображений Пресвятой Троицы).
«Ненавистная рознь», ссоры и смуты мирской жизни преодолевались иноческим общежительным житием, насажденным преподобным Сергием по всей Руси. Не было бы у людей разделений, ссор и войн, если бы человеческая природа, созданная Троицей по образу Божественного Триединства, не была искажена и повреждена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием со Спасителем грех единичности и разделения, отвергая «свое» и «себя», и, согласно учению святителя Василия Великого, общежительные иноки восстанавливают Первосотворенное единство. и святость человеческой природы. Монастырь преподобного Сергия стал для Русской Церкви образцом обновления и возрождения. В нем сформировались святые монахи, несущие в себе черты истинного пути Христова в отдаленные края. Во всех своих делах и поступках преподобный Сергий и его ученики придавали жизни церковный характер, подавая людям живой пример ее возможности. Не для отречения от земли, а для преображения ее возвещали они восхождение и сами возносились к Небесному.
Школа преподобного Сергия через монастыри, основанные им, его учениками и учениками его учеников, обнимает все просторы Русской земли и пронизывает всю отдаленнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, была основана аввой Сергием или его учениками. «Игуменом земли русской» называли в народе основателя Обители Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраам Чухломский, Афанасий Серпуховский и Никет Боровский, Феодор Симонов и Ферапон Монжский (память 27 мая), Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуки и Кирилл Белозерский — все они были учениками и собеседниками «чудного старца» Сергия. С ним в духовной близости были связаны святители Алексий и Киприан — митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский. Константинопольские патриархи Каллист и Филофей писали ему письма и благословляли. Через преподобных Никиту и Пафнутия Боровских прослеживается духовное наследие к преподобному Иосифу Волоколамскому и другим его ученикам, а через Кирилла Белозерского к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.
Церковь почитает также учеников и сподвижников преподобного Сергия, память которых специально не отмечена в Месяцесловных списках святых под своим личным днем. Мы помним, что первым к преподобному Сергию в Маковец прибыл старец Василий Тощий («Сухой»), прозванный так за несравненный пост. Вторым был монах Якута, то есть Яков (Иаков), из простого крестьянского рода, безропотно проведший долгие годы в монастыре по каторжным и трудным послушаниям.
Среди других учеников преподобного Сергия были его земляки из Радонежа диакон Онисим и сын его Елисей. Когда собралось двенадцать иноков и устроенные кельи были огорожены высокой оградой, авва назначил привратником диакона Онисима, так как его келья находилась дальше всего от входа в монастырь. Под покровительственной тенью Свято-Троицкого монастыря провел свои последние годы игумен Митрофан. Именно он постриг преподобного Сергия в ангельскую схиму и руководил им в иноческих подвигах. Могила блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище.
В 1357 году в монастырь из Смоленска прибыл архимандрит Симон. Он оставил свое почтенное положение настоятеля одного из смоленских монастырей, чтобы стать простым послушником богоносного Радонежского игумена. В награду за его великое смирение Господь даровал ему приобщиться к чудесному видению преподобного Сергия о будущем умножении его монашеской паствы. По благословению аввы блаженный старец Исаак Молчаливый принял на себя подвиг молитвенного безмолвия; его молчание было поучительнее любых слов для монахов и тех, кто находился снаружи. Только один раз после года молчания преподобный Исаак отверз уста свои, чтобы засвидетельствовать, как он видел, как Ангел Божий служил вместе с преподобным Сергием в алтаре во время Божественной литургии.
Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей преподобному Сергию, был и экклезиарх Симон, видевший некогда, как небесный огонь нисходил на Святые Тайны и что угодник Божий «причащался огню не сгорая». Старец Епифаний (+ 1420) был несколько позже, при игумене Никоне, священником Сергиевской паствы. Церковь называет его Епифанием Мудрым за глубокую ученость и большие духовные таланты. Он известен как составитель Жития преподобного Сергия и сподвижника его преподобного Стефана Пермского в панегирике им; он написал также «Слово о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского». Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет после кончины преподобного, т. е. в 1418 году, было впоследствии переработано агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом, пришедшим с Афона.
К преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику духовной молитвы и благодати Господней, во все времена приходили с поклонением тысячи людей — для назидания и для молитв, для помощи и для исцеления. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам исцеляет и обновляет, наполняет силой и верой, преображает и направляет вверх своей светоносной духовностью.
Но это были не только духовные дары и благодатные исцеления, подаваемые всем, с верою приближающимся к мощам преподобного Сергия; Бог также дал ему благодать защищать Русскую землю от врагов. Преподобный по молитвам своим был с войском Димитрия Донского в битве на Куликовом поле, — он даже благословил своих иноков, Александра Пересвета и Андрея Осляба, на службу в войске. Он подсказал Ивану Грозному, где строить крепость Свияжск, и помог в победе над Казанью. Во время польского нашествия преподобный Сергий явился во сне нижегородцу Косьме Минину, повелев ему собрать средства и снарядить войско для освобождения Москвы и Русского царства. И когда в 1612 году после молебна Святой Троице ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве, благодатный ветерок развевал православные штандарты, «как бы из гроба самого чудотворца Сергия».
К периоду Смуты и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению игумена святого Дионисия повторили ратный подвиг Сергиевских учеников Пересвета и Осляба. Полтора года, с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., поляки осаждали монастырь Живоначальной Троицы, надеясь разграбить и разрушить этот священный оплот Православия. Но по заступничеству Пресвятой Богородицы и по молитвам преподобного Сергия «с великим посрамлением» бежали они наконец от стен обители, преследуемые гневом Божиим, и вскоре даже их предводитель Лисовский жестоко погиб на в самый день памяти преподобного Сергия, 25 сентября 1617 года. В 1618 году сын польского короля Владислав подошел к стенам Свято-Троицкого монастыря. Но будучи бессильным против благодати Господа, охранявшей монастырь, он вынужден был заключить мир с Россией в монастырском селе Деулино. После этого была построена церковь во имя преподобного Сергия.
В 1619 году Патриарх Иерусалимский Феофан посетил Лавру во время своего путешествия в Россию. Особенно желал он видеть тех иноков, которые во время военной опасности осмеливались надевать кольчугу поверх монашеского одеяния и с оружием в руках подниматься на стены святой обители, отгоняя врага. Святой Дионисий игумен (память 12 мая), говоря о защите, представил патриарху более двадцати монахов.
Первым из них был Афанасий (Ощерин), очень в годах и с пожелтевшей сединой старца. Патриарх спросил его: «Ты ходил на войну и руководил солдатами?» Старец ответил: «Да, святой Владыка, кровавые слезы заставили».
«Что подобает монаху, молитвенное уединение или воинские подвиги перед народом?»
Низко поклонившись, святой Афанасий ответил: «Всему делу и каждому делу свое время. Вот у меня на голове латинская подпись, от оружия. В моем теле еще шесть мемориалов свинца. Сидя в келье на молитве, мог ли я найти такие побуждения к стенаниям и воздыханиям? Все это я делал не в свое удовольствие, а ради благословения посланного нам служения Божия». Тронутый мудрым ответом смиренного монаха, Патриарх благословил и обнял его. Он благословил и других воинов-монахов и выразил свое восхищение всей братии Сергиевой Лавры.
Дело о монастыре, в это тяжкое для всего народа Смутное время, записано экономом Авраамом (Палицыным) в «Сводке о событиях Смутного времени», а также экономом Симоном Азарем в двух житийных сборниках: «Книга чудес преподобного Сергия» и «Житие преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 году Симеон Шаховский написал акафист преподобному Сергию, как «доблестному воеводе» Русской земли, в память избавления Троицкого монастыря от вражеской осады. Есть еще один акафист преподобному Сергию, составленный в XVIII в., автором которого считается митрополит Московский Платон (Левшин), преставившийся в 1812 г.
В более поздние времена монастырь продолжал оставаться неугасимым светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии один за другим избирались для служения многие прославленные иерархи Русской Церкви.
В 1744 году за заслуги перед Отечеством и Верой монастырь был назначен Лаврой. В 1742 г. в его ограде была устроена духовная семинария, а в 1814 г. туда была переведена Московская духовная академия.
И в настоящее время Домициль Живоначальной Троицы служит одним из основных центров благодати Русской Православной Церкви. Здесь по побуждению Святого Духа проходят Поместные Соборы Русской Церкви. При монастыре находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, несущего на него особое благословение преподобного Сергия, в установленной форме «архимандрит Троице-Сергиевой Лавры».