Роман матюшин песни слушать: В веянии тихого ветра / Православие.Ru
Содержание
Тайна иеромонаха Романа — Крестовский Мост
Однажды мы беседовали с Патриархом Алексием II, и разговор зашёл о музыкальных вкусах Святейшего.
— Я всегда любил пение под гитару, — сказал тогда Патриарх. — Сам не играю, но слушать люблю. Например, песни иеромонаха Романа считаю прекрасными.
Как раз в это время о самом отце Романе появились тревожные слухи. Говорили, что он то ли тяжело заболел, то ли дал обет молчания и ушёл в затвор. Во всяком случае, новые его песни перестали появляться. А узнать что-либо об авторе было крайне затруднительно. Уже долгое время жил иеромонах Роман (Матюшин) в одиночестве под Псковом — в скиту Ветрово, отгороженном от остальной жизни болотами, рекой и лесами. Он избрал для себя это послушание по благословению знаменитого старца Николая (Гурьянова).
Одинокий голос для большого хора
Однако такой образ жизни вовсе не мешал широкой известности отца Романа. Его стихи и песни без всякой раскрутки и рекламы не только распространялись по всей стране и становились любимыми у самых разных людей — от школьника до Патриарха, но и исполнялись многими известными артистами, в том числе Жанной Бичевской, Олегом Погудиным, Еленой Ваенгой, Сергеем Безруковым, Александром Михайловым, и даже Кубанским казачьим хором.
В чём секрет и сила его творчества? Об этом говорят по-разному.
— Помню, какое сильное впечатление произвели на меня песнопения иеромонаха Романа, когда я услышал их впервые, — рассказывал писатель Валентин Распутин. — Они навсегда вошли в то русское духовное и культурное «избранное», в котором искал я утешения и возбуждения, когда требовалось в одиночестве от себя, от своего «я» перейти к России.
Гроб в келье
Он родился в 1954 году в семье сельской учительницы. Окончил философский факультет университета, но выпускные экзамены сдавать не стал. Выбрал для себя другой путь. Стал монахом.
Архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказывал, что познакомился с отцом Романом, когда тот ещё был юным послушником Александром Матюшиным.
— Добрый, отзывчивый, самый обыкновенный с виду, — говорит о нём отец Тихон. — Но однажды я заглянул в отгороженный закуток, где он ночевал, и вздрогнул от неожиданности: там стоял гроб. Оказалось, в нём и спал послушник Александр, так же, как это делали великие подвижники. Когда он узнал, что я выпускник ВГИКа, то, смущаясь, попросил меня посмотреть его стихи. Это было сильнейшее впечатление. Многие из них я до сих пор помню наизусть.
Строки песен и стихов иеромонаха Романа действительно врезаются многим в память, поскольку в них — искренняя вера и трогательная любовь. Они звучат как афоризмы. Такие, например, как:
«Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу».
Или из самой знаменитой песни «Колокольный звон»:
«Русь ещё жива, Русь ещё поёт».
Лучшая поэзия — молчание
И вдруг он замолчал. Случилось это так. Утром отец Роман вышел на крыльцо и увидел странную картину. Возле кормушки, как всегда, собралось множество птиц, они обычно устраивали невообразимый гвалт, а тут — тишина. Он пригляделся и понял: птицы щебечут, как всегда. Просто он их не слышит. Вместе со слухом он потерял и дар речи.
Так началось долгое молчание отца Романа. Он отказывался от врачебной помощи. Считал это необходимым испытанием свыше. «Лучшая поэзия — молчание, лучшее молчание — молитва».
Всё общение теперь свелось к переписке. В это время к нему в скит приезжал известный актёр Сергей Безруков, который подготовил альбом песен на стихи отца Романа. Готовился к долгому разговору об авторских правах. Но получил лишь краткое благословение на листке бумаги.
Восемь лет он жил в безмолвии. Молился. Писал иконы и стихи. И вдруг, так же внезапно, к нему вернулись и голос, и слух. Что это было, — болезнь, знак свыше, необходимая для творчества пауза — не знает, возможно, и сам отец Роман.
В прошлом году — редкий случай — он появился на публике. В Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Петербурге ему вручали премию «За вклад в русскую поэзию». Выступая на торжестве, отец Роман говорил:
— В земной жизни есть только два пути: от себя или — к себе. Нужно идти по второму.
Песни иеромонаха Романа можно найти в Интернете по адресу: www.youtube.com/watch?v=PrrzJ53qJtY&list=RD02Pk4N9jERAXQ
Биография иеромонаха Романа — Ветрово
Иеромонах Роман (в миру Александр Иванович Матюшин) родился 16 ноября 1954 года в селе Рябчёвске Трубчевского района Брянской области. Его отец, Иван Константинович, участвовал в Великой Отечественной войне. Мать, Зоя Николаевна, была учительницей в сельской школе, преподавала биологию, химию, географию. В семье было трое детей: две девочки, Светлана и Тамара, и младший сын — Александр.
Семья Матюшиных, как и большинство сельских жителей тех лет, жила в послевоенной скудости. Зоя Николаевна была верующим человеком, но верила тайно — иначе в те годы было нельзя. Она доставала из-под кровати чемодан, вынимала оттуда иконы, давала детям приложиться — и убирала назад. Мама читала маленькому сыну Евангелие, а когда он стал постарше, отвезла вместе с сестрой в Брянск, где они приняли Святое Крещение.
В 1972 году Александр Матюшин поступил на филологический факультет Калмыцкого государственного университета. После университета был рабочим силикатного завода, грузчиком в лесу на пилораме, плотником, учителем музыки в школе, художественным руководителем во Дворце культуры — и одновременно с этим писал стихи, рассказы и песни.
Еще в школьные годы Александр задумывался о монашестве. В 1980 году поступил в Вильнюсский Свято-Духов монастырь, в 1983 году принял постриг в Псково-Печерском монастыре с именем Роман — в честь преподобного Романа Сладкопевца. Несколькими годами позже его мать, Зоя Николаевна, тоже была пострижена в монахини с именем Зосима. В 1985 году отец Роман был рукоположен в иеромонахи.
Став монахом, отец Роман по благословению старца Николая Гурьянова продолжал писать песни. Во второй половине восьмидесятых годов, когда в России стала возрождаться Церковь, песнопения иеромонаха Романа привели к Богу тысячи людей. «Помню, какое сильное впечатление произвели на меня песнопения иеромонаха Романа, когда я услышал их впервые, — написал Валентин Распутин. — Они навсегда вошли в то русское духовное и культурное «избранное», в котором искал я утешения и возбуждения, когда требовалось в одиночестве от себя, от своего «я», перейти к России». В 1991 году иеромонах Роман вступил в Союз писателей России.
С 1994 года по благословению отца Николая Гурьянова и митрополита Псковского и Порховского Евсевия иеромонах Роман в одиночестве живет в скиту Ветрово в Псковской области.
Отец Роман перестал исполнять свои песнопения, но за него это делают известные российские певцы: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Евгения Смольянинова, Ирина Скорик, Сергей Безруков, Елена Ваенга. Иеромонах Роман по-прежнему пишет стихи и иногда — прозу: в 1999 году в Минске вышла его книга «Там моя Сербия!» с описанием посещения многострадальной Сербской земли.
В 2012 году иеромонах Роман получил Всероссийскую православную литературную премию имени святого благоверного князя Александра Невского — «За вклад в русскую поэзию». В 2015 году ему была присуждена одна из главных наград VI Славянского литературного форума «Золотой Витязь» — золотая медаль имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу». В том же 2015 году отец Роман стал лауреатом светской православной поэтической премии «Богородица Троеручица», учрежденной фондом «Иванка Милошевич» из Чикаго.
В России издано более тридцати поэтических сборников отца Романа. В 2015 году был выпущен сборник стихотворений иеромонаха Романа «Яблъки от детството» («Яблоки детства») на болгарском языке с параллельным текстом на русском (издательство «Фабер», Велико Тырново) и сборник «Jасиков шумарак» («Осиновая роща») на сербском языке, также с параллельным текстом на русском («Catena mundi», Белград).
C 2015 года отец Роман стал подписываться «иеромонах Роман (Матюшин-Правдин)», добавив к фамилии отца фамилию бабушки.
В 2016 году был создан сайт «Ветрово», посвящённый творчеству иеромонаха Романа.
Думать и чувствовать надо
Храм в честь Державной иконы Божией Матери в Свято-Елисаветинском монастыре 20 октября был наполнен особой духовной атмосферой. Мы наслаждались задушевным пением хоров из разных страны. Именно в этот день прошел 18-й Международный фестиваль православной церковной музыки «Величественный звук».
Как появился этот уникальный фестиваль? Что изменилось в формате «Majestic Sound» за эти годы? В чем уникальность фестиваля в этом году и какие сюрпризы он преподнес своим гостям? Мы взяли интервью у монахини Иулиании (Денисовой), регента Праздничного хора Свято-Елисаветинского женского монастыря и организатора Фестиваля.
Как появился хоровой фестиваль «Majestic Sound»?
В этом году это был уже восемнадцатый «Majestic Sound», и я могу сказать, что он ничуть не изменился за свою историю.
Как это получилось?.. Это было внезапно и неожиданно, на самом деле. Однажды хор из храма Святой Софии Слуцкой (г. Минск) посетил наш храм в честь Державной иконы Божией Матери и запел. Услышала сестра наша их пение и подумала, «Так мило! Я хотел бы услышать другие хоры в нашей церкви! Мы их никогда не слышим, только собственный хор». Она поделилась своей идеей с отцом Андреем и старшими сестрами, и они сказали: «Почему бы и нет?» Мне позвонили, потому что я отвечаю за все хоры монастыря, и сказали: «Попробуем!» Благословение Высокопреосвященнейшего Филарета, и… так родился «Величественный звук».
Как часто проводится фестиваль?
Сначала мы проводили его три раза в год: на Рождество, на Пасху и в Покровский день. Так было и в 2010 году. Позже мы поняли, что это уже слишком: люди едва успевают оправиться от одного фестиваля, когда уже нужно начинать подготовку к новому. Поэтому мы пропустили рождественский фестиваль. Последние три года у нас этот фестиваль только в Покровский день, потому что был большой пасхальный концерт другого формата, который тоже возник спонтанно. У этих двух событий были одинаковые даты, и это было слишком обременительно: нужно было выбирать и ориентироваться на одно или другое. Именно поэтому фестиваль «Величественный звук» проводится только в Покровский день.
Из чего состоит Фестиваль?
Фестиваль состоит из концерта пяти хоров, каждый с 20-30-минутной программой. Это традиционный формат с самого начала.
Как мы выбираем музыку? Оно должно быть благочестивым, я имею в виду, оно должно иметь своим источником Бога. Остальная музыкальная культура, которую вы можете слушать дома, в машине или на рок- и поп-концертах, — это хорошо, но не здесь.
Конечно, наш формат ограничен. Мы открыто об этом говорим и не претендуем на всеобъемлющий фестиваль. Хоры в православных храмах поют а капелла, то есть без инструментального сопровождения. Люди иногда спрашивают: «Почему бы и нет?» Вот мой ответ на это: я не против инструментальной музыки как таковой, но для нее есть другие фестивали и другие коллективы. Наш для пения а капелла. При этом мы действительно пригласили некоторых священников и других людей, которые поют и играют на гитаре, для участия в нескольких фестивалях. Публика была полностью уверена, что это пение благочестиво и подходит для церкви.
Конечно, мы никогда не выбираем вслепую, мы заранее прослушиваем треки и утверждаем репертуар. Иногда мы отказываемся от определенных песен, которые предлагает регент, потому что не хотим, чтобы они контрастировали с атмосферой концерта. Это церковь, там святые смотрят на нас. Все иконы в нашем храме содержат ковчеги со святыми мощами, поэтому такое присутствие святынь не должно противоречить музыке, которая поется. Нельзя петь «Коробейники» (также известная как тема Tetris Type A) здесь! Это известная русская народная песня, но когда кто-то предложил ее, я сказал: « Нет, это не тот дух, который мы хотели бы здесь иметь. Давай заменим ее другой песней». Среди богатого репертуара народной музыки есть песни о душе человека, о покаянии, о внутренней жизни человека.
Должен сказать, что у нас очень домашний формат. Если регенту или певцу хочется что-то сказать, они должны это сказать. Иногда участники хотят преподнести монастырю подарок, иногда поют на бис, а иногда слово берет священник. Обычно наш концерт открывает священник, который приходит с одним из хоров, или священник нашего монастыря, если никто не приходит. Это открытие поворачивает все в правильном направлении. Люди чувствуют себя расслабленно и как дома, и это здорово.
Какова главная цель Фестиваля?
Мы считаем важным подчеркнуть, что Бог проникает в нашу жизнь. Он всегда с нами и действует не только во время богослужений, когда мы приходим в храм, молимся и зажигаем свечи. В старину на Руси дело обстояло иначе: Бог проникал в каждое мгновение жизни человека, в его будни, в его труд. Крещения, свадьбы и похороны всегда сопровождались пением. Люди хотели продолжать петь о Боге вне церкви, в своей повседневной жизни. Вот почему мы имеем богатое фольклорное наследие, связанное со святыми, Богородицей, праздниками, размышлениями русского человека о своей душе, о связи его с Царством Небесным, духовным царством.
В настоящее время она продолжается, и поэтому в нашем концерте не только церковные песнопения, но и песни на слова русских поэтов, народные песни, созвучные православной вере, произведения современных авторов на слова православных поэты, например, отец Андрей Логвинов или иеромонах Роман (Матюшин). Недавно хор из Новгорода исполнил песню Александры Пахмутовой на слова Добронравова. Они были известными советскими поэтами-песенниками, но если вы посмотрите на их песни, то догадаетесь, что они и тогда были верующими, а сейчас мы находим в их песнях темы духовности, нравственности, добра и любви. Поэтому подобные произведения можно исполнять и на наших концертах «Majestic Sound».
Какие хоры могут участвовать в Фестивале?
Среди наших участников есть разные хоры: профессиональные и самодеятельные; светские и церковные хоры; мужской, женский и детский хоры. Все виды хоров. Мы отбираем участников и выстраиваем программу Фестиваля максимально разнообразной. Как я уже упоминал, за последние три года в программе появилось несколько отдельных певцов. Часто это зависит от субъективных факторов, например, от того, кто в данный момент находится рядом с монастырем. Например, отец Анатолий Першин из Санкт-Петербурга посетил наш монастырь, и мы были так взволнованы! Он пел свои блестящие песни и играл на гитаре. Или возьмем, к примеру, отца Сергия Киселя или отца Серафима из Сербии: мы пригласили их участвовать в «Величественном звуке», как только встретились с ними и услышали их песни. Все это говорит о том, что процесс выбора часто бывает спонтанным. Тем не менее, есть много коллективов, которые первыми присылают нам свои заявки. Они нам пишут, мы — я имею в виду оргкомитет, который состоит из профессиональных церковных музыкантов — слушаем их, убеждаемся, что они хорошо поют и их репертуар нам подходит, и приглашаем их.
Как правило, среди наших участников есть хоры, которые не поют в церкви. Это может быть детский хор, студенческий хор или бюджетный коллектив. У нас были Хор Белорусской телерадиокомпании, Национальный камерный хор Республики Беларусь, Студенческий хор Академии музыки, Студенческий хор Белорусского государственного университета, хоры из других вузов. Они не поют в церкви хором, но в их репертуаре есть церковная музыка. Насколько я могу судить, церковная музыка составляет огромную часть репертуара многих светских хоров, иногда до такой степени, что они могут исполнить полный концерт церковных песнопений. Почему это происходит? Потому что это красиво, и люди тянутся к красоте, и молодежь любит эту духовную составляющую, где подчеркивается не земное и телесное чувство, а нечто более возвышенное, то, что лежит глубоко внутри… Глубина и возвышенность: вот что то, что интересует нашу публику и наших исполнителей. Вот что привлекает их в церковной вокальной музыке.
Как ваш фестиваль стал международным?
Стало понятно, что Фестиваль вот-вот выйдет на международный уровень (хотя у нас, честно говоря, не совсем так). Начали приезжать хоры из России и Сербии. Мы приветствовали Хор Валаамского монастыря, Дивну Любоевич, большой сербский хор из Белграда и несколько хоров из Украины. Вот так мы собираем всю Святую Русь — Россию, Украину, Белоруссию — и нашу братскую страну Сербию. Отсюда родом наши участники. Этот Фестиваль не стал исключением.
Чем участники этого года отличаются от участников прошлых лет?
Оказалось, что все наши участники в этом году были действующими церковными хорами. Среди них не было ни детских, ни студенческих, ни светских хоров. Все хоры поют в церквях. Представьте, как приятно было их слушать!
Каждый хор уникален.
Во-первых, это хор духовенства Гродненской епархии. Это потрясающее достижение — собрать этот хор вместе! Короче говоря, этот хор состоит из священников и диаконов. Больше никого нет, как это часто бывает в наших церквях. В этом хоре нет алтарника: все певчие носят нательные кресты! Это впечатляет!
Аналогичный хор приехал из Украины: Хор Харьковской Духовной Семинарии, в которую входят и ее выпускники, уже ставшие священниками, но продолжающие петь в этом хоре. Добавьте к этому девушек, которые учатся на регентов в церковных хорах, и вы получите представление об их смешанном хоре. Это здорово и интересно. Когда церковные песнопения исполняют люди, чья жизнь наполнена богослужением, чья жизнь и есть богослужение, постоянно, а не время от времени, когда все знают, о чем они поют и к какой части богослужения относится тот или иной распев. , и каков его глубокий смысл — вы действительно можете услышать, что они настроены серьезно. На самом деле все церковные хоры ко всему относятся серьезно.
Например, был хор из Санкт-Петербурга, из замечательного огромного Феодоровского собора, восстановленного после сноса в советское время. В этом соборе есть несколько хоров. Они подали заявку, и мы пригласили так называемый самодеятельный хор, хотя в этом хоре есть и профессиональные музыканты. Это смешанный хор, который состоит из прихожан собора и часто принимает участие в богослужениях. Вместе с ними в Минск приехал и их настоятель отец Александр Сорокин. Это их служение, и они считают его очень важным. Ну, а мы с удовольствием послушали соборный хор из Санкт-Петербурга!
Выяснилось, что здесь, в Минске, есть так называемый белорусский византийский хор, который поет в храме в честь Воскресения Христова. Почему называется «Белорусский» ? Потому что из Минска. Почему его называют «византийским»? Потому что они всегда используют византийские распевы, а это сейчас редкость. Что касается нашего монастыря, то и Монастырский хор, и Праздничный хор, и Мужской хор включают в свой репертуар византийские песнопения, но не поют исключительно их. Наши службы в целом не состоят из византийского распева, в отличие от них, поэтому атмосфера четкая и интересная для прослушивания.
Ну и наш Праздничный Хор тоже решил поучаствовать в Фестивале (улыбается). Мы приняли участие в самом первом фестивале «Majestic Sound». Мы не участвовали в Фестивале до этого года, и это не случайно: наши прихожане имеют возможность слышать наше пение каждую неделю, по воскресеньям и в праздники, а этот Фестиваль позволяет нашим гостям выступить в храме в честь Царствующего Икона Божией Матери, чтобы наши прихожане могли насладиться пением других хоров из других городов и стран.
Почему же Праздничный Хор решил принять участие в Фестивале в этом году?
Нас всегда спрашивали: Когда вы наконец споете на Фестивале? Я занимался их просьбами несколько лет, старался объяснить как мог, но в этом году решил, что нам обязательно нужно участвовать в Фестивале. Члены нашего хора также стремились выступить в храме в честь Державной иконы перед нашими слушателями. Конечно, вы могли послушать запись на своем компьютере или мультимедийном проигрывателе, но здесь вы могли послушать нас вживую! Кроме того, это отличается от того, как мы поем во время поклонения: есть разница между звучанием хора во время богослужения и во время концерта. Эта разница важна и не предполагает никакого противопоставления: скорее, это взаимообогащение.
Зачем, в конце концов, нужны концерты церковной музыки? Разве недостаточно церковного поклонения? Что вы думаете?
Зачем людям нужны концерты церковной музыки… Зачем людям нужны концерты классической музыки? Зачем людям концерты любого рода? Всевозможные концерты и исполнители находят свою аудиторию. Они помогают людям исследовать скрытые части своей души. Есть концерты, которые предназначены для фонового шума для расслабления и отдыха, например, концерты поп-музыки. Возможно, они и неплохие, просто назначение у них другое: фоновый шум, развлечение, веселье. Такое времяпрепровождение может и должно существовать, если оно нравственно целесообразно. Что же касается концерта церковной музыки… Он меняет душу человека, как и концерты классической музыки: на эти концерты приходят не просто послушать какую-то музыку, но и подумать, почувствовать. У людей слезы на глазах. Они слушают музыку с таким непоколебимым вниманием! Они полностью поглощены музыкой.
Это взаимный процесс между исполнителем и слушателем. Когда такого процесса нет, концерт проходит впустую. Когда публика шумит, когда люди переходят с одного места на другое, когда они поворачивают головы, кашляют или смотрят в свои смартфоны… Я заметил, что люди не решаются двигаться во время наших концертов, потому что боятся сломать благочестивая атмосфера. Усиление этой благочестивой атмосферы – одна из причин, по которой мы проводим наш концерт в храме. У нас в Воскресной школе есть небольшой зал (там можно разместить 200 человек), где мы проводили концерты сольных исполнителей, которые пели и играли на гитаре. Однако название храма в честь Державной иконы Божией Матери является нашей основной площадкой. Отсюда и пошло название «Величественный звук»: это голос Державной церкви. Этот голос передается наружу с помощью громкоговорителей: куда бы вы ни пошли, вы услышите пение.
Чем 18-й фестиваль «Majestic Sound» отличался от предыдущих фестивалей?
Обычно один из хоров поет литургию в храме в честь Державной иконы Божией Матери на следующий день после концерта.