Рождество пресвятая богородица: Рождество Пресвятой Богородицы — Русская вера

Разное

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Ю. И. Рубан, А. В. Пожидаева (раннехристианская и западноевропейская иконография), М. В. Гринберг (византийская и древнерусская иконография)

РОЖДЕСТВО́ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИ­ЦЫ (греч. Γενέθλιον τῆς ‘Υπεραγίας Θεοτόϰου, лат. Nativitas Beatae Mariae Vir­ginis), хри­сти­ан­ский празд­ник, по­свя­щён­ный ро­ж­де­нию Де­вы Ма­рии, ко­то­рой пред­на­зна­че­но бы­ло стать Бо­го­ро­ди­цей, ма­те­рью Ии­су­са Хри­ста. В боль­шин­ст­ве хри­сти­ан­ских церк­вей (за ис­клю­че­ни­ем про­тес­тант­ских) от­ме­ча­ет­ся 8(21) сент. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции – пер­вый дву­на­де­ся­тый празд­ник с на­ча­ла бо­го­слу­жеб­но­го го­да.

Со­глас­но апок­ри­фич. пре­да­нию (ка­но­нич. Еван­ге­лия об этом не упо­ми­на­ют), Де­ва Ма­рия ро­ди­лась у по­жи­лой евр. суп­ру­же­ской че­ты Ио­а­ки­ма и Ан­ны, дол­го тер­пев­ших «по­но­ше­ния бес­чад­ст­ва» (бес­пло­дие в Вет­хом За­ве­те рас­смат­ри­ва­лось как на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи). Од­на­ж­ды в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме Ио­а­ки­му ука­за­ли на бес­пло­дие его бра­ка и от­верг­ли его жерт­ву. «По­срам­лён­ный пе­ред на­ро­дом» ста­рец уда­лил­ся в пус­ты­ню, дав обет не воз­вра­щать­ся до по­лу­че­ния зна­ме­ния свы­ше. В это же вре­мя его же­на Ан­на, мо­лясь Бо­гу о да­ро­ва­нии ча­да, уви­де­ла во дво­ре сре­ди лав­ро­вых вет­вей гнез­до ед­ва опе­рив­ших­ся птиц. Ис­пы­та­ния ве­ры суп­ру­гов на этом за­вер­ши­лись; обо­им явил­ся ан­гел и объ­я­вил о ско­ром ро­ж­де­нии до­че­ри Ма­рии (евр. Ма­ри­ам – гос­по­жа, кня­ги­ня). Суп­ру­ги обе­ща­ли при­нес­ти ди­тя в дар Бо­гу, для че­го де­воч­ка вос­пи­ты­ва­лась в ри­ту­аль­ной чис­то­те.

Не­воз­мож­ное по че­ло­ве­че­ским мер­кам ро­ж­де­ние Ма­рии от по­жи­лых ро­ди­те­лей по­вто­ря­ет чу­до ро­ж­де­ния Её пред­ка Исаа­ка у пре­ста­ре­лых Ав­раа­ма и Сар­ры как про­дол­же­ние биб­лей­ской те­мы «ис­про­шен­ных у Бо­га» де­тей, ко­то­рым пред­стоя­ло ве­ли­кое бу­ду­щее (Ио­сиф, Са­му­ил, Ио­анн Кре­сти­тель).

Празд­ник Р. П. Б. поя­вил­ся в Ие­ру­са­ли­ме в 5 в. В пра­во­слав­ных пес­но­пе­ни­ях празд­ни­ка под­чёр­ки­ва­ет­ся, что Р. П. Б., «ра­дость всей Все­лен­ной», зна­ме­ну­ет на­ча­ло спа­се­ния че­ло­ве­че­ст­ва, ибо Бо­же­ст­вен­ным про­мыс­лом Де­ва Ма­рия бы­ла пред­на­зна­че­на стать ма­те­рью Бо­га, Хри­ста Спа­си­те­ля. Ка­то­лич. цер­ковь, кро­ме Р. П. Б., чест­ву­ет День Не­по­роч­но­го за­ча­тия Де­вы Ма­рии (8 дек.), ос­но­ван­ный на од­но­им. дог­ма­те (про­воз­гла­шён Пи­ем IX в 1854), ко­то­рый ут­верж­да­ет, что Ма­рия с мо­мен­та сое­ди­не­ния Её ду­ши с пло­тью во чре­ве ма­те­ри един­ст­вен­ная из лю­дей бы­ла «ис­куп­ле­на … в пред­ви­де­нии за­слуг Её Сы­на» и пре­до­хра­не­на Бо­гом от оск­вер­не­ния пер­во­род­ным гре­хом. Са­мо же Её за­ча­тие со­вер­ши­лось в ак­те ес­тест­вен­ной су­пру­жес­кой бли­зо­сти ро­ди­те­лей. Пра­во­слав­ные то­же празд­ну­ют «За­ча­тие пра­вед­ной Ан­ною Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы» 9(22) дек., но ут­верж­да­ют, что Де­ва Ма­рия не мог­ла быть за­ра­нее от­де­ле­на от ос­таль­ных по­том­ков Ада­ма, со­вер­шив­ше­го пер­во­род­ный грех, и поэ­то­му так же, как и все лю­ди, нуж­да­лась в ис­куп­ле­нии, со­вер­шён­ном Её Сы­ном.

Ран­не­хри­сти­ан­ская ико­но­гра­фич. схе­ма Р. П. Б. (св. Ан­на на ло­же в ин­терь­е­ре, ря­дом с ней по­ви­ту­хи, ку­паю­щие Мла­ден­ца) по­вто­ря­ет по­зд­не­ан­тич­ную схе­му ро­ж­де­ния бо­га или ге­роя (напр., тка­ное изо­бра­же­ние «Ро­ж­де­ние Дио­ни­са», 4–5 вв., Лувр, Па­риж). Пер­вые изо­бра­же­ния этой сце­ны по­яв­ля­ют­ся в рез­ных дип­ти­хах (6 в., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург) и фре­ско­вых цик­лах (8 в., ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва в Ри­ме).

В ви­зант. иск-ве ико­но­гра­фия Р. П. Б. скла­ды­ва­ет­ся в по­слеи­ко­но­борч. пе­ри­од, она вклю­ча­ет об­раз св. Ан­ны на ло­же с тре­мя пред­стоя­щи­ми де­ва­ми, не­су­щи­ми да­ры, и слу­жан­ку, ку­паю­щую Мла­ден­ца (фре­ски хра­ма Кы­зыл­чу­кур в Кап­па­до­кии, 850–860; ми­ниа­тю­ры Ми­но­ло­гия Ва­си­лия II, 976–1025, Ва­ти­кан­ская б-ка, и др. ру­ко­пи­сей). С кон. 10 в. сю­жет во­шёл в сис­те­му де­ко­ра­ции хра­мов (ц. Св. Со­фии в Ох­ри­де, 1040-е гг., и др.). Бо­гат­ст­во жи­ли­ща ро­ди­те­лей Ма­рии под­чёр­ки­ва­ет­ся с по­мо­щью опа­ха­ла из пав­линь­их перь­ев (ц. Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы в Даф­ни, ок. 1100), рос­кош­но ук­ра­шен­ной ко­лы­бе­ли (го­ми­лии Иа­ко­ва Кок­ки­но­ваф­ско­го), двор­цо­вой ар­хи­тек­ту­ры (ц. Свя­тых Ио­а­ки­ма и Ан­ны в Сту­де­ни­це, 1314) и др. Сце­на встре­ча­ет­ся так­же в жи­тий­ных ико­нах [три­птих с центр. изо­бра­же­ни­ем Бо­го­ма­те­ри Ви­ма­та­рис­сы (Ал­тар­ной), нач. 13 в., Си­най­ский мон. Св. Ека­те­ри­ны]. На­чи­ная с 14 в. в сце­не фи­гу­ри­ру­ет так­же об­раз Ио­а­ки­ма (мон. Хо­ра).

В др.-рус. иск-ве ран­ние об­ра­зы Р. П. Б. сле­ду­ют ви­зант. ико­но­гра­фии (фре­ски в хра­ме Св. Со­фии в Кие­ве, 1040-е гг., Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре Ми­ро­жско­го мон. во Пско­ве, 1140-е гг., и др.). С 16 в. сце­на Р. П. Б. до­пол­ня­ет­ся сце­ной «Лас­ка­ние Ма­рии Ио­а­ки­мом и Ан­ной» (рос­пи­си со­бо­ра Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы Фе­ра­пон­то­ва мон., 1502; ико­на со сце­на­ми про­тое­ван­гель­ско­го цик­ла и зем­ной жиз­ни Ма­рии, сер. 16 в., Ус­тюж­ский крае­ведч. му­зей). Сце­на пред­став­ле­на в со­ста­ве бо­го­ро­дич­ных цик­лов в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (рос­пи­си: Ус­пен­ских со­бо­ров – Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, 1642–43, Сви­яж­ско­го мон. , 1560-е гг., Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., 1641; ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ма­те­ри Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мон., сер. 17 в., и др.). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ют ико­ны Ро­ж­де­ст­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

«Рождество Пресвятой Богородицы». Икона. 1-я пол. 14 в. Третьяковская галерея (Москва).

В зап.-ев­роп. иск-ве изо­бра­же­ния Р. П. Б. ма­ло­чис­лен­ны до сер. 13 в. из-за от­сут­ст­вия офиц. при­зна­ния празд­ни­ка и со­хра­не­ния не­ка­но­нич. ста­ту­са тек­стов, ему по­свя­щён­ных. С кон. 13 в. они по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние под влия­ни­ем ви­зант. про­тое­ван­гель­ских цик­лов в Ита­лии (мо­заи­ки юж. тран­сеп­та со­бо­ра Св. Мар­ка в Ве­не­ции), в мо­ну­мен­таль­ных цик­лах, ос­но­ван­ных на «Зо­ло­той ле­ген­де» Яко­ва Во­ра­гин­ско­го и др. тек­стах, вклю­чаю­щих жизнь Ма­рии в со­став еван­гель­ско­го цик­ла: мо­заи­ка П. Ка­вал­ли­ни в ап­си­де ц. Сан­та-Ма­рия-ин-Тра­сте­ве­ре в Ри­ме (2-я пол. 1290-х гг.), фре­ска Джот­то в Ка­пел­ле дель-Аре­на в Па­дуе (1303–06), трип­тих П.  Ло­рен­цет­ти (1342, Му­зей со­бо­ра, Сие­на). В иск-ве итал. Ре­нес­сан­са к сце­не до­бав­ля­ют­ся мн. жан­ро­вые под­роб­но­сти: пан­но В. Кар­пач­чо (1504–08, Га­ле­рея Кар­ра­ра, Бер­га­мо), рос­пи­си Д. Гир­лан­дайо в ка­пел­ле Тор­на­буо­ни ц. Сан­та-Ма­рия-Но­вел­ла во Фло­рен­ции (1486–1490) и др. В иск-ве Сев. Воз­ро­ж­де­ния рас­про­стра­нил­ся тип «Ро­ж­де­ст­во Ма­рии в церк­ви» как ил­лю­ст­ра­ция идеи о Бо­го­ма­те­ри – во­пло­ще­нии зем­ной Церк­ви (кар­ти­на А. Альт­дор­фе­ра, 1525, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен). По­сле Три­дент­ско­го со­бо­ра сце­ну ста­ли изо­бра­жать в свет­ском ин­терь­е­ре, но с от­вер­сты­ми не­бе­са­ми и ан­ге­ла­ми (кар­ти­ны Эль Гре­ко, 1590–95, Гор. му­зей, Цю­рих; Б. Э. Му­ри­льо, 1660, Лувр, Па­риж).

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Что можно есть на Рождество Богородицы

В 2021 году праздник выпадает на вторник, ограничений в еде нет.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V—VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Тропарь Рождества Богородицы

Глас 4:

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Перевод:

Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы

Глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Перевод:

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва первая на Рождество Богородицы

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья на Рождество Богородицы

О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля — наша простая, родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость — ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это — ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию.  Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая — а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово.

Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).

После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.

Источник: foma.ru

О нас | Рождество Пресвятой Богородицы

Albany Times Union (19 сентября 2004 г.)

Albany Times Union (19 сентября 2004 г.)

Первым постоянным священником, прикомандированным к приходу, был также отец Михаил Комликов. Вторым священником был отец Аристарекс Кацубинский, но он был пожилой, с трудом служил и вскоре вышел на пенсию. Приходу повезло, что в это время служили иеромонахи и священники из Свято-Троицкого монастыря. Наш любимый настоятель митрофорный протоиерей Всеволод Дробот (+2017) был назначен на приход в 1962 митрополита Анастасия Грибановского (+1965).

Приход Олбани оставался в здании церкви на Перл-стрит почти 25 лет. Когда район пришел в упадок, о. Всеволод Дробот перевез свою семью из приходского дома в Джорданвилль, штат Нью-Йорк, чтобы быть ближе к Свято-Троицкому монастырю и иметь более безопасное убежище для жены и детей. Таким образом, он стал нашим священником-нерезидентом, который ездил из Джорданвилля в Олбани, чтобы проводить все службы. Стареющая церковь нуждалась в постоянном ремонте и становилась дорогостоящей в обслуживании, поэтому было принято решение о продаже. Поскольку основатели всегда мечтали о православном храме и прививали эту цель своим детям, начались поиски земли под строительство.

Наконец, в июле 1984 года церковь была продана, и начался быстрый переход. Прихожане Олбани стали посещать богослужения в приходе Скенектади Покрова Божией Матери на Евклид-авеню. Приходским священником был о. Моисея Тарасевича, проводившего раз в два месяца богослужения для его примерно 20 членов. Отец Моисей попеременно служил по воскресеньям в Скенектади и Спрингфилде, штат Массачусетс. Приходская жизнь продолжала кипеть в уютных кварталах церкви Скенектади. Настолько, что в 1987 Восточная епархия официально объединила приходы Олбани и Скенектади в один. Была создана Русская Православная Церковь Пресвятой Богородицы, которая сегодня известна как приход Рождества Богородицы. Продолжались поиски подходящего участка земли для реализации мечты наших основателей. На вырученные от продажи церкви в Олбани церковный совет и прихожане согласились приобрести 2,9 акра земли на Сэнд-Крик-роуд в городе Колони, штат Нью-Йорк.

В 1988 году владыка Лавр благословил землю и всерьез началось строительство церковного зала. Церковный зал строился потом и трудом большинства наших прихожан. Даже семинаристы приезжали из Свято-Троицкого монастыря, чтобы протянуть руку помощи для успешного завершения! До 19 лет91, зал был открыт для функций и начал поддерживать Церковный ипотечный фонд и сегодня остается крупным благотворителем. Это позволило нашему Сестринству подготовить и провести множество прибыльных мероприятий, концертов и благотворительных мероприятий, а также мы сдаем Зал в аренду для публики. Зал стал местом, где семья прихода собиралась после литургии, укрепляя наши узы. Милостью Божией и кропотливой работой, проделанной в Зале, приход смог построить великолепный храм в честь Божией Матери.

Строительство нового храма началось в августе 2004 года. В воскресенье 19 сентября 2004 года Высокопреосвященнейший Лавр освятил основание нового храма Рождества Богородицы. Мы переезжали из храма Скенектади в наш Новый храм на шестой неделе Великого поста в 2005 году. В Лазаревую субботу, 23 апреля 2005 года, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр вместе с протодиаконом Иосифом Ярощуком и иподиаконом Николаем Ольховским посетили наш приход и совершили малое освящение нового храма Рождества Богородицы. По окончании богослужения Высокопреосвященнейший поздравил настоятеля, всех потрудившихся на строительстве храма, прихожан и молящихся, пожелав им всяческой помощи Божией в их дальнейших трудах для скорейшего завершения строительства. В этот вечер настоятель митрофорный протоиерей Всеволод Дробот, отец Михаил Фриц и диакон Михаил Соловьев и все прихожане совершили первую службу в новом храме.

Русская Православная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Магопак, Нью-Йорк

Зажгите свечу

Общие сведения

Тип:
Церковь
Архиепископия:
Русская Православная Церковь Заграницей
Епархия:
Восточно-Американская епархия
Верховный жрец:
Игумен Корнилий (Апухтин)
Жрец:
Диакон Георгий Темидис

Контактная информация

Адрес:
1050 US-6, Махопак, Нью-Йорк, NY 10541 США
Электронная почта:
revviktor@gmail. com
Телефон:
(845) 621-2283
Адрес:
http://www.ourladyofkursk.org/

Подробная информация об услугах

Ортрос:
Воскресенье 9:00
Божественная Литургия:
Воскресенье 10:00
Вечерня:
Суббота 18:00

Если вы священник или служитель приходского совета этой церкви, вы можете воспользоваться следующими услугами:

Обновление истории церкви

Найдите минутку, чтобы обновить информацию о листинге Русской Православной Церкви Рождества Пресвятой Богородицы , Магопак, Нью-Йорк , добавить фотографии, а также включить информацию о ваших службах и исторические данные, чтобы список церкви был полным; ваши прихожане смогут лучше общаться с вами и больше узнать о Церкви!

Обновление церковной истории

Осветите церковь

Создайте и опубликуйте список предметов, необходимых для вашей церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts