Русины это: РУСИНЫ • Большая российская энциклопедия

Разное

Русины (лемки) — происхождение народа, где и как живут, фото

Русины являются лемками и живут преимущественно за западе Украины. Вопрос определения статуса русинов до сих пор открыт, многие этнологи относят их к самостоятельному этносу. Сами русины тоже часто называют себя отдельным народом, хотя среди них есть и те, кто предпочитает называться украинцами.

Численность

Меньше всего русинов проживает в России — не более 230 человек, а наибольшая по численности русинская община сформировалась в Словакии, где насчитывается около 26 тысяч человек. На исторической родине — Украине — точное число русинов подсчитать трудно. В результате переписи многие русины относят себя к украинцам. Предположительно количество людей не превышает 20 тысяч человек. Интересно, что часть русинского сообщества живет в Соединенных Штатах Америки (примерно 9 тысяч человек). Также люди расселились по некоторым странам Восточной Европы.

Язык

Русинский язык представляет целую группу, охватывающую несколько стран. У русинского есть несколько особенностей, на которые стоит обратить внимание:

  1. Различаются гласные «э» и «о». Русины часто произносят слова, привычные русскому человеку так, что он невольно рассмеется. Например, слово «небо» звучит у них как «нэбо». А еще есть слово «дэрэво».
  2. Две буквы «о», одна из которых звучит как обычная русская, а другая более звонко и протяжно.
  3. «Р» часто произносится смягченно, словно к ней добавляют мягкий знак. То же самое касается буквы «в».

Более того, у русинского есть несколько говоров. В целом русинский алфавит очень похож на русский. Помимо русинского, есть южно-русинский, разделяющийся на диалекты. В его случае алфавит выглядит несколько иначе. Его примечательной особенностью можно считать наличие двух букв «г». Большинство русинов владеет украинским, а жители Восточной Европы знают языки, соответствующие стране проживания.

Нация

Выделяют 3 теории происхождения русинов:

  • венгерскую;
  • собственно русинскую;
  • украинскую.

Русинская теория отстаивается патриотами общин, которые считают, что они произошли от древнерусской нации. Примечательно, что, по этой версии, люди получаются промежуточным типом, от которого должны были произойти белорусы, русские и украинцы. Это означает, что русинский язык стал прообразом остальных славянских языков. В противопоставление такой версии ставится отсутствие ареала русинов в Киевском княжестве. Сходство этнонима «русин» и «россиянин» можно объяснить близостью живущих нардов. Не исключено, что их язык формировался под влиянием славян.
Самой часто оспариваемой версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировали. В поддержку версии присутствует факт включения части Западной Украины в состав Венгерского королевства. Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Прямых опровержений венгерской теории нет, однако и доказательной базы по ней пока не существует.

Украинская версия предполагает, что люди стали ассимилировать в части украинского населения. Версия базируется на факте распространенности украинского языка среди русинского населения и проживании значительной части на территории Украины. Многие русины действительно называют себя украинцами, причем это касается многих стран, например, Словакии.
Происхождению русинов на генетическом уровне посвящено несколько исследований. В настоящий момент два из них завершено. Воеводинские русины по большей части принадлежат к гаплогруппе R1a1, горожане из Ужгорода тоже к ней близки, второй доминантной гаплогруппой является E1b1b1.

Название

Интересным моментом в жизни русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими. Даже их родной язык они считают русским.

История

Историю русинов принято начинать со 2 века нашей эры, когда происходит переселение славянских племен в Предкарпатье. Закарпатские славяне подверглись влиянию северофракийских племен, римлян из провинции Дакия, гуннов, вандалов, герулов и лангобардов. Славянские земли постепенно стали завоевывать венгры, а на смену им пришли османы.
На протяжении всей истории формирования Закарпатья русины не признавались как самостоятельный этнос. Только в начале 18 века стали появляться первые книги на русинских языках. Первая грамматика относилась к карпато-русинской, в середине 19 столетия появилась русинская азбука, а затем и газета. Переселение русинов в другие страны впервые произошло в середине 18 века. Ближе к 20 веку они начинают переселяться в США.

Религия

Христианство у русинов появилось еще во время Великоморавского княжества. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов.
Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси.
Русинская грекокатолическая церковь является самоуправляемой. Она разделяется на 3 части, одна из которых подчиняется Ватикану, другая принадлежит Мукачевской епархии, а третья —Чешской Республике. Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами грекокатолицизма.

Жизнь в разных странах

Русины составляют славянское меньшинство в Сербии и Хорватии. Многие называют себя украинцами, другие же предпочитают держаться обособленно. Правительства стран официально признают русинский народ и утверждают южно-русинский язык. Область, в которой сосредоточены русины, называется Паннонией. Здесь живут более 14 тысяч русинов, которые исповедуют грекокатолицизм. Никаких притеснений со стороны местного населения люди не испытывают. Напротив, их активно поддерживают, стараясь помогать в развитии культуры, образования и науки. В школах Сербии и Паннонии разрешается преподавание на русинском языке.
Чехия, Польша, Венгрия и Словакия тоже официально признают русинов. Вопросом о жизни и официальном признании народа занимается ООН. Сейчас о существовании русинского национального меньшинства на территории Украины до сих пор ведутся споры. В ООН считают отсутствие официальных признаний русинского меньшинства расовой дискриминацией. Украинское правительство считает его частью украинцев и относит к отдельной этнографической группе.
В целом положение русинов можно охарактеризовать как специфичное. Только в Хорватии их признают на конституционном уровне. Русинский язык зачастую не признается отдельным, а фигурирует как диалект украинского. Этнографы и лингвисты Украины относят его к западным диалектам. Произошедшее в 19 веке русинское возрождение украинские историки считают «москвофильским». Удивительно, но идею о существовании отдельного русинского народа чаще всего высказывают иммигранты, проживающие в Соединенных Штатах и Канаде.

Культура

Наиболее интересной представляется культура закарпатских русинов, выраженная в развитом зодчестве. Закарпатские русины многое позаимствовали у европейцев. В их постройках заметно влияние готики и стиля барокко. Зодчие были достаточно умелые, чтобы строить из дерева. Первыми свое распространение получили культовые сооружения. Они сохранились и до наших дней. Такие постройки появились в начале 17 века и строились до 19-ого. Есть и довольно старые постройки, которые относятся к древней эпохе. Их можно найти в Новоселице. Ярким примером народного творчества служат храмы, в которых сохранились образцы древней живописи, вышивки, книги со старославянской письменностью и другие значимые в культурном плане изделия.
Церкви русины делали из сруба, выстраивая шатры. Ряд русинских церквей оказался разобранным и перевезенным в Чехию. Сейчас они есть в ряде чешских городов, в том числе в Новой Паке и Праге.

Жилище

Жилище русинов более всего напоминает избы. Их характерной особенностью являются большие крыши, нависающие над основной (жилой) частью. Крышу в традиционном доме могли делать из дерева или плотно связанных ветвей. Внутри обстановка напрямую указывает на влияние славян. Потолки в домах низкие, под ними располагаются деревянные балки. Мебель сделана из дерева, для освещения используют лучину, подвешенную на балку. Посуда и столовые приборы тоже сделаны из дерева.
Спали в традиционном доме на маленькой кушетке, на которой могло быть разложено несколько подушек. Скатерти и прочие используемые в быту вещи делали вручную. Пили из больших кружек, напоминающих пивные. Обедали за маленьким столом, сидя на табуретках. Интересно, что большинство русинов всегда было крестьянами. При этом их дома отличались ухоженностью и некоторым минимализмом. Вещи хранили в сундуках, если могли себе подобное позволить.

Еда

Кухня русинов сложилась под влиянием разных народов. В ней явно прослеживаются украинские, русские и даже венгерские корни. Традиционно кухню русинов принято относить к закарпатской. Главная особенность всех блюд — простота и легкость приготовления. Распространен картофель, капуста, кисломолочные продукты, кукуруза и сыр.
Обязательным блюдом и по сей день остается суп, который подают первым. Они часто едят домашнюю лапшу с куриным бульоном. К каждому гарниру подаются овощи и зелень, часто в пищу употребляют мучное, осуществляя приготовление из пшеничной муки.
Самой распространенной культурой считается кукуруза, поэтому и муку русины делают кукурузную. Иногда кукурузу едят, посыпая солью и намазывая маслом. Рецептура может быть довольно разной, так как распространение этой культуры действительно велико. Главным образом, отличия сводятся к особенностям температурной обработки.
Из манки и творога делают гомбовцы, представляющие собой отварные шарики. В них иногда добавляют начинку, чтобы получить своеобразный десерт. Самым распространенным типом животноводства является пастбищное, что позволяет готовить мясо рогатого скота. Довольно велико многообразие молочных продуктов и рецептов, с ними связанных.
Русины — это тот пример, когда мало кому известный народ способен удивить пускай не очень громкими, но важными мелочами. О нынешнем статусе русинов рассуждать трудно, ведь многие из них ассимилировали в разных странах. Однако есть и такие люди, которые всеми силами стараются напомнить о себе миру. Скорее всего, русины продолжать считать своей исторической родиной Закарпатье. Однако для того, чтобы у них появились все условия для дальнейшего развития идеи национального самосознания, необходимо получить официальное признание украинских властей.

Видео

Русинское поле экспериментов

Русинское поле
экспериментов

Кто такие русины Закарпатья и почему их обвиняют в сепаратизме?

Текст: Роман Губа
Фото: Василий Колотилов

Читайте українською

Первая и пока что единственная всеукраинская перепись населения состоялась в 2001 году. Согласно ей, чуть более десяти тысяч жителей Закарпатской области назвали себя «русинами». Это 0,8% от общего количества населения региона. Госкомитет статистики Украины определяет «русинов» как этническую группу, входящую в состав украинской национальности, а не выносит отдельно, как, например, венгров или румынов.

Русины – название группы населения, которая проживает на территории Закарпатской области. Также люди, называющие себя русинами, живут в Сербии, Словакии, Хорватии, США, Венгрии и России. В Украине русинские организации чаще всего выступают за признание государством национальности «русин», а также право на школьное образование на русинском языке. Отдельные радикальные русинские организации поддерживали расширения прав Закарпатской области и получения регионом автономии.

До 2014 года деятельность русинских организаций, за редкими исключениями, не выходила за пределы Закарпатской области. С начала российско-украинского конфликта российские пропагандистские СМИ неоднократно использовали «русинский фактор» для создания «образа жертвы украинского национализма». В свою очередь украинские СМИ публиковали материалы о якобы русинском сепаратизме.

Роман Губа отправился в Закарпатскую область, чтобы узнать о тех, кто называет себя русинами.

Март 2014-го. На телеканале «Россия 24» выходит репортаж Дениса Арапова под названием «Русинская правда».
– Тот день для неё начинался как обычно, – говорит голос корреспондента за кадром. – Инертное закарпатское утро, затёртая во дворах телекомпания, бесхитростный грим. Последние двадцать лет жизни Веры Кобулей растаяли под этими раритетными софитами ужгородского телевидения.

Женщина, о которой говорит голос за кадром, – это редакторка программ национальных меньшинств Закарпатской ОГТРК.

– Кобулей ведёт программу на русинском языке, – продолжает корреспондент, – рассказывает об истории, фольклоре и традициях своего народа.

– Кроме её передачи на русинском, она также редактирует программы на венгерском, румынском, словацком и русском языках. Но Кобулей обидно: её народ – русины – является в Закарпатье коренным населением, а не меньшинством.

Сборник народных русинских песен, випущен 1944 году в Ужгороде

Журналист продолжает говорить о статусе русинского языка, вспоминает о дне, когда Верховная Рада отменила закон «Кивалова-Колесниченко». Он сетует на трудности, с которыми сталкивается «русское большинство» в Украине из-за решения принять украинский единственным государственным языком. Далее в сюжете появлятеся Кобулей и жалуется российскому корреспонденту на то, что не может предложить зрителям сенсацию, ведь из-за этого программу могут закрыть по каким-то, известным только ей, причинам.

«В крохотном деревенском доме, будто первые христиане в катакомбах, репетирует русинский ансамбль», – так российский корреспондент говорит о якобы угнетении русинского населения области. В конце сюжета он сообщит, что русинский язык ему «более понятен, нежели украинский».

Сегодня Кобулей отказывается общаться с журналистами. Её программа «Русинська родина» продолжает выходить на областном телеканале «Тиса-1».

НЕ(О)РУСИНСТВО

Ужгород – самый небольшой областной центр Украины с населением около 125 000 человек. Здесь почти нет высоких зданий, а увидеть словацкие или венгерские автомобильные номера можно чаще, чем украинские с серией АО (Закарпатская область).

Профессор Ужгородского национального университета Любомир Белей принимает нас у себя в небольшом кабинете в частном доме. Одну из стен кабинета закрывает большой книжный шкаф с книгами на разных языках.

В 2017-м году издательство «Темпора» опубликовало его книгу «Русинський сепаратизм. Націєтворення in vitro» («Из пробирки», – ред.). Часть книги посвящена русинским организациям за рубежом, но основное содержание – критика русинского движения в Украине. Свою книгу Белей называет вкладом в борьбу с сепаратизмом.

Русинские книги в магазине «Кобзарь», Ужгород

«С 2014 года, когда начались все эти события, – говорит Белей, – Не без патетики будет сказано, но кто как может воюет с сепаратизмом на Востоке или Западе. Потому что всё это одно и то же. И если пустить [ситуацию] на самотёк, то можно превратить любой город Закарпатья в Авдеевку или Широкино. А этого бы очень не хотелось».

Профессор считает, что термин «русин» – этноним, который использовался до появления термина «украинец», а «русинский язык» – диалект украинского. Также он сторонник мнения, что использование термина «русин» в значении «не-украинец» нужно запретить, а вместо него использовать термины «неорусин» и «неорусинство».

«Все, кто проводили исследования до меня, – говорит профессор, – пытались показать, как русины стали украинцами. А я решил раскрыть технологическую суть русинства».

Критикует Белей и Александра Духновича, греко-католического священника, которого русины называют родоначальником своего движения. Его персона объединяет русинов из разных стран и организаций.

– Духнович был москвофилом, – подчёркивает профессор. – И термин «русин» использовал, потому что другого не было. На Галичине тоже были русины в это время. Он хотел Русь от Попрада до Камчатки. И какой он сепаратист? Он проповедник «русского мира» в современном понимании!».

На обложке книги «Русинский сепаратизм» изображена консервная банка в стилистике банок супа «Кэмпбелл», ставших известными благодаря художнику Энди Уорхолу. Он родился в семье иммигрантов из Австро-Венгрии и, по некоторым данным, считал себя русином. Об этом, например, вспоминал брат художника.

Рисунки на стенах ресторана «Деца у нотаря»

ПЕРВЫЙ СЕПАРАТИСТ

ПЕРВЫЙ СЕПАРАТИСТ

Крупнейший православный храм Ужгорода – Храм Христа Спасителя – начали строить в 90-е и завершили к 2000 году. Местные рассказывают, что он был спроектирован по образу и подобию своего московского тёзки, кафедрального собора Русской православной церкви. Правда, официального подтверждения этому нет. Ужгородский храм гораздо меньше московского, но даже рядом с местной «высоткой» – советской гостиницей «Интурист-Закапатье» – выглядит внушающе.

«Наши купола видны из Словакии», – то ли шутит, то ли всерьёз говорит во время проповеди на службе настоятель храма отец Дмитрий Сидор. Ему за 60, носит густую седую бороду.

Храм Христа Спасителя, Ужгород

Протоиерей Украинской православной церкви Московского патриархата и глава организации «Сойм подкарпатских русинов», Дмитрий Сидор не общается с журналистами с 2014-го.

В 2008-м против него было возбуждено уголовное дело по статье о посягательстве на территориальную целостность Украины (ч. 2 ст. 110 УК). Как сообщала газета Коммерсант, Служба безопасности Украины заинтересовалась Сидором после проведения I Европейского конгресса подкарпатских русинов, на котором было признано восстановление особого статуса Закарпатья как специальной самоуправляемой «территории русинов на юг от Карпат» с конституционным названием «Подкарпатская Русь». В 2012-м его приговорили к трём годам лишения свободы условно с отстрочкой исполнения приговора на два года. С этого момента, утверждают собеседники Zaborona.com, отец Сидор ушёл в тень.

В сети можно найти видео выступления Сидора на конференциях организации «Украинский выбор», а в марте 2014-го Сидора цитирует писатель Александр Бобров в статье «Не забудьте про русинов» для российской «Литературной газеты»: «Самим русским людям надо осознать: есть восточно-славянская, общерусская цивилизация, – говорит священник. Она начинается с нас, с Закарпатья, и тянется до Аляски!».

«Перепис була всегда чиста й благословенна. Пройде дві тисячі років – і теперішні переписи – примітив, обман, нечисть»

Последнее упоминание о Сидоре как о представителе русинского движения датируется ноябрем 2015-го, когда священник посетил встречу с президентом Чехии Милошом Земаном в городе Дашиц, Чехия.

В воскресное утро в его храме много прихожан. Священник произносит проповедь на украинском языке, активно используя диалектизмы. Когда он говорит о переписи населения врёмен кесаря Августа («Евангелие от Луки», – ред.), то критикует перепись нынешнюю.

«Древні переписи були дуже чесні, – говорит священник. – Люди були настільки одкровенні, що – вдумайтеся – они з Назарету йдуть, ніхто їх не контролював. Бо люди самі йшли. Перепис була всегда чиста й благословенна. Пройде дві тисячі років – і теперішні переписи – примітив, обман, нечисть. А зачасту не робиться [осуществляются] переписи, бо не знати, кілько людей і які проблеми. Так што, за дві тисячі років світ пішов в прогрес? А нє. Дикость двадцять першого віка непонятна людям першого віка. Діва Марія прийде і запишеться. Іще й Ісуса запише в перепис, що такий родився із рода Давидова».

САМОПРОВОЗГЛАШЁННЫЙ ПРЕМЬЕР

В 2008-м году Пётр Гецко объявил о создании республики «Подкарпатская Русь», а себя назвал её премьер-министром. Свою организацию он считает правопреемницей автономии «Подкарпатская русь», которая была частью образованной после Первой мировой войны Чехословакии.

Краеугольный камень политических организаций русинов, на который опираются и Сидор, и Гецко, – опрос, который был проведён в 1991 году властями Закарпатской области одновременно с Всеукраинским референдумом о провозглашении независимости Украины.

В бюллетене был указан вопрос: «Желаете ли Вы, чтобы Закарпатье получило статус самоуправляемой территории как субъекта в составе независимой Украины и не входило в любые другие административно-территориальные образования?».

Первоначально областной совет планировал указать в вопросе слово «автономия», но в Ужгород приехал кандидат в президенты Леонид Кравчук и уговорил депутатов смягчить формулировку. Опрос ни к чему не привёл. Газета «Новости Закарпатья» сообщала о 78% ответивших «Да», но статус «самоуправляемой территории» отсутствует в Конституции Украины.

В 2014-м году Пётр Гецко был объявлен в международный розыск. Прокуратура Закарпатской области заявила, что Гецко обращался к Владимиру Путину с просьбой о проведении миротворческой операции. В настоящий момент он продолжает жить в России, время от времени комментируя украинские события для российских СМИ.

– В Закарпатье приезжает Порошенко, – говорит Гецко в интервью ресурсу «News-Front». – Скорее всего, что он оценивает Закарпатье как место организованного сепаратизма. Якобы Закарпатье хочет отделиться. Вынужден его разочаровать. Закарпатье – это материнская земля всех русинов мира и это, скорее всего, столичный регион будущей УССР!».

Закарпатский областной государственный украинский музыкально-драматический театр

ЗАКАРПАТЬЕ – ЭТО УКРАИНА

ЗАКАРПАТЬЕ – ЭТО УКРАИНА

На последнем этаже здания Закарпатского областного музыкально-драматического театра в небольшом кабинете работает Александр Гаврош – заведующий литературно-драматической частью, писатель и журналист. На его рабочем столе сразу несколько открытых книг, он готовит новую постановку.

Гаврош очерчивает границы сразу: он считает, что о русинах или о тех, кто называет себя русинами, нужно говорить поменьше, не нужно быть «полезными идиотами» и давать им площадку.

По моему мнению, Украина очень легкомысленно к этой проблеме [русинству] относится, – говорит он. – Делает вид, как будто её нет. Но на самом деле это не этническое движение, а политическое, которое базируется на отвержении того, что Закарпатье – это Украина, а закарпатских украинцев как таких не существует. Как будто украинцы какие-то пришлые, а здесь совсем другой народ живет».

Гаврош утверждает, что сейчас из-за войны в Украине русины вынуждены маскироваться под культурные течения.

«Понятие «сепаратизм», достаточно широкое, — продолжает он. – Это не только территориальное отделение, это и раскол нации, и требование территориальной автономии. И, по-моему, очень правильно называть это движение «сепаратистским».

ЭНДИ УОРХОЛЛ – ВЫДАЮЩИЙСЯ РУСИН

Валерий Падяк – автор книг, издатель и владелец книжного магазина «Кобзар» в Ужгороде, преподаватель Пряшевского университета (Словакия) и украинский партнёр канадского историка Пола Роберта Магочия, автора исследований о русинах. В советское время Валерий Падяк был русским филологом. После принятия Украиной независимости стал изучать историю русинской литературы и книги историка Магочия.

В его кабинете на видном месте стоит банка супа «Кэмпбелл», портрет священника-москвофила Александра Духновича, висят украинский и крымскотатарский флаги.

«Вы знаете, что Энди Уорхолл первый придумал светомузыку? Он просто додумался соединить лампочки и магнитофон», – говорит Падяк. В разговоре он часто упоминает известных и «выдающихся» русинов. Среди них есть даже астронавты. Подобные факты, говорит он, могут привлечь русинов, которые отказались от своей идентичности, разбудить их национальную гордость.

Валерий Падяк, издатель

«Официально говорят, что здесь 10 000 русинов, но мы-то знаем, что русинов и венгров здесь вместе один миллион! – утверждает Падяк, повышая голос. – Перепись в Украине неправдивая. Правдивая последняя информация – это цифра 1991-го года, 78 процентов «За» на референдуме. Потому что люди перед этим пережили Перестройку. А так у нас люди очень скованные. Вот вы спросите у кого-нибудь «Какой вы национальности?» – вам скажут «А какая вам нужна? Хотите «мадяр», буду мадяр».

Падяк утверждает, что с отцом Дмитрием Сидором он не сходится во взглядах, хотя хорошо его знает.

«Русины не могут быть вечно без школ, без признания. Мы уже почти 30 лет живем при независимости, и что? Где мы? – говорит Падяк, повышая тон. – Академия наук говорит запретить школы, потому что сепаратизм. Народ не может жить без языка – без языка народ умирает! Во всех остальных странах мы признаны. У нас есть юридический казус – русинский язык признан согласно закону «Об основе государственной языковой политики», но русинов при этом как бы нет».

Закон «Об основе государственной языковой политики», также известный как закон «Кивалова-Колесниченко», был принят в 2012 году и стал предметом масштабных споров (Был признан неконституционным 28 февраля 2018 года, – ред.). Среди 18 региональных языков, функционирование которых должен был регулировать этот закон, есть и русинский. При этом Падяк считает, что упоминание русинского языка было спекуляцией. «Им [Партии регионов] нужно было только показать, что существует высокий процент не-украинцев!», – говорит он.

ПОД КАРПАТАМИ ИЛИ ЗА КАРПАТАМИ

Особенность русинских организаций – их многочисленность. При этом часто они могут иметь похожие названия. По запросу «русины» по Закарпатской области реестр общественных формирований выдаёт 18 организаций: «русинская» – 10, «русинское» – 3, «подкарпатских» – 11, «пидкарпатских» – 5.

Николай Бобынец возглавляет «Краевоё общество подкарпатских русинов» в Мукачево и входит в «Мировой совет русинов».

«Почему мы Подкарпатская Русь? – говорит Бобынец на вопрос о названии организации. – Я хочу акцентировать: Закарпатье – это коммунистическое название. Если мы так сильно говорим о декомунизации и идём в Европу, то мы – под Карпатами. Конечно, из Москвы мы за Карпатами, поэтому Сталин так это и назвал».

Николай Бобынец

Организация Бобынца основана в 2003 году. Была нужда, говорит он, объединить все организации вокруг единой проблемы – признания национальности «русин».

– Если бы мы были признаны, – говорит он, – сейчас можно было бы нивелировать все действия Москвы, все разговоры о том, что «Украина не признаёт русинов». А такие люди, как Гецко, нужны России. Он – рупор».

7 марта 2007 года Закарпатский областной совет проголосовал за внесение русинов в список национальностей области. Бобынец говорит, что в этот момент русины уже не говорили об автономии или сепаратизме, а просто хотели признания.

«РУСИНСКАЯ КАРТА»

Собеседники Zaborona.com считают, что принятие Закарпатским областным советом подобного решения было связано с влиянием Виктора Балоги, который в то время возглавлял администрацию президента Ющенко. Якобы «русинская карта» – это заготовка на будущее.

В 40 минутах езды от Мукачево расположен город Свалява. В годы Чехословакии здесь был построен «Дом Духновича». После развала СССР и появления частного бизнеса местной русинской организации досталась лишь часть второго этажа здания. В здании Дома Духновича практически нет отопления, крыша продырявилась. Долго находиться там тяжело из-за холода.

Иван Кушнир, глава общества подкарпатских русинов в Сваляве, жалуется, что в организации много «балласта».

«На бумаге у нас более двухста членов, – говорит он, – а по факту на ежемесячные сборы приходит около сорока. Зачем нам в организации люди, которых я не знаю?».

Раньше ситуация в обществе была лучше, когда на его деятельность выделялись деньги. Кушнир утверждает, что на финансирование русинских факультативов выделялись деньги из диаспоры.

«А потом Сидор сказал: зачем нам американцы, нам будет Россия деньги давать. Так это вскоре всё и заглохло, – говорит Кушнир. – Но я считаю, что пользы от этих школ не было – ни один из выпускников к нам в общество не пришёл».

Русины Закарпатья остаются малочисленной группой на Закарпатье. Отсутствие консолидации русинских организаций между собой приводит к маргинализации движения. На фоне конфликта венгерской и румынских меньшин с государственной властью русинский вопрос кажется незначительным. Изменить ситуацию может Всеукраинская перепись населения, которую уже неоднократно откладывали и пока что назначили на 2020 год. Новые данные национальной идентификации закарпатцев покажут, сумело ли «русинство» стать общественно значимой идеей или так и осталось местной экзотикой.

Русины Закарпатья остаются малочисленной группой на Закарпатье. Отсутствие консолидации русинских организаций между собой приводит к маргинализации движения. На фоне конфликта венгерской и румынских меньшин с государственной властью русинский вопрос кажется незначительным. Изменить ситуацию может Всеукраинская перепись населения, которую уже неоднократно откладывали и пока что назначили на 2020 год. Новые данные национальной идентификации закарпатцев покажут, сумело ли «русинство» стать общественно значимой идеей или так и осталось местной экзотикой.

Русин | люди | Британика

Карпатская Русь

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
карпато-русинский
украинец
белорусский
восточнославянский

Просмотреть весь связанный контент →

русины , русины руские, также называемые русины, карпато-русины, лемки, или руснаки или руснаки и карпато-русины) и их языки. Название русины происходит от Руси (Рутения), названия территории, которую они населяли. Название русин происходит от латинского Ruthenus (единственное число), термина, встречающегося в средневековых источниках для описания славянских жителей восточнохристианской религии (православных и греко-католиков), живших в Великом княжестве Литовском, а после 1569 г., в Речи Посполитой. Населенные русинами территории в этих государствах с 10 по 14 века принадлежали нескольким княжествам, именуемым вместе Киевской Русью. Латинский термин Ruthenus (множественное число Rutheni) является эквивалентом славянского Rusyn (множественное число Rusyny), что означает «житель земли Руси».

Русинский (русинский) язык

Русин (русин) относится и к языку. Русинский был термином, используемым для описания письменного носителя (первоначально основанного на разговорном белорусском языке), который функционировал как официальный или канцелярский язык Великого княжества Литовского, и для обозначения разговорного или простого ( prosta ), язык восточнославянских жителей княжества (нынешние белорусы и украинцы). Русинский (немецкий: Ruthenisch ; венгерский: rutén ) также был официальным обозначением разговорного и письменного языка восточных славян (современных украинцев и карпато-русинов), живущих в управляемой Габсбургами Австрийской империи. Сегодня имя русин относится к разговорному языку и вариантам литературного языка, кодифицированным в 20 веке для карпато-русинов, проживающих в Украине (Закарпатье), Польше, Словакии, Венгрии и Сербии (Воеводина).

Русины перед Великой Отечественной войной

После разделов Польши и Литвы в конце 18 века земли, населенные русинами, были разделены между Российской империей (современная Беларусь и большая часть Украины) и Австрийской, позднее Австро-Венгерской империей (современная западная Украина). , юго-восток Польши и северо-восток Словакии). В течение «долгого» XIX века (1780–1914 гг.) название русин вышло из употребления в Российской империи и было заменено либо белорусским, либо малороссом. Однако термин «русинский» продолжал использоваться в Австро-Венгерской империи в качестве официального обозначения (нем. 0031 Рутенен ; венгерский: ruténok ) для восточнославянских жителей, проживающих в провинциях Галиция и Буковина этого государства и северо-восточных графствах Венгрии. В результате крупномасштабной иммиграции из Австро-Венгрии в Северную Америку за полвека до Первой мировой войны в американских и канадских отчетах переписи населения был введен термин « русины» для описания этих новоприбывших.

К началу ХХ века русины в Австро-Венгерской и Российской империях (и в североамериканской диаспоре) постепенно дифференцируются на белорусов, украинцев и карпато-русинов. По окончании Первой мировой войны исторические земли, населенные русинами, были разделены между Советским Союзом (Белорусской Советской Социалистической Республикой [ССР] и Украинской ССР), Польшей, Румынией и Чехословакией. В Чехословакии русины-русины сохранились как официальное обозначение народа карпато-русины (чеш. Karpatští Rusíni ), которые жили в дальневосточной части этой страны, то есть на территории нынешней северо-восточной Словакии и в провинции, называемой Подкарпатской Русью, или Подкарпатской Русинской землей (чешский: Podkarpatská Rusí ; Země podkarpatoruská ).

Подкарпатская Русь получила автономный статус, утвержденный на Парижской мирной конференции и вписанный в два международных договора (Сен-Жерменский [1919]; Трианонский [1920]) и в конституцию Чехословакии (1921). Русинский язык стал наряду с чешским официальным языком провинции. Однако, несмотря на международные договоры и конституционные гарантии, Подкарпатская Русь не получила полного автономного статуса до октября 1938 года. Под давлением нацистской Германии и ее союзника Венгрии Чехословакия была вынуждена уступить этим двум странам части своей территории, пока полностью не прекратила свое существование в Март 1939 г. В последние месяцы существования Чехословакии автономная Подкарпатская Русь (также известная в то время как Карпато-Украина) обрела свой выборный сейм, который в последний день существования Чехословакии (15, 19 марта)39) символически объявила о своей независимости как «республики на один день».

Венгрия аннексировала Подкарпатскую Русь в марте 1939 года, а карпато-русинское меньшинство в Словакии осталось в этом новом государстве, которое, как и Венгрия, было союзником нацистской Германии. Венгрия так и не реализовала обещанную автономию, но признала так называемых венгерских русинов (уро-русинов). В то же время русинский ( ruskyi ) был объявлен официальным языком региона наряду с венгерским.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Статус после окончания Второй мировой войны

После прихода советских войск осенью 1944 года венгерское правление было заменено переходным местным правительством (Национальным Советом Закарпатской Украины), которое отвергло возвращение к чехословацкому правлению и вместо этого выполнило желание Иосифа Сталина, чтобы этот регион был присоединен к Советский союз. В июне 1945 года Подкарпатская Русь была передана Чехословакией Советскому Союзу и стала Закарпатской 9.0031 область Украинская ССР Названия русин и карпато-русин были запрещены, а местные восточнославянские жители и их язык объявлены украинскими. Советской политике следовали соседние коммунистические Чехословакия и Польша, где карпато-русинские жители (лемковские русины в случае Польши) отныне официально назывались украинцами. Следовательно, в коммунистическую эпоху после Второй мировой войны в Центральной и Восточной Европе (1945–89) этноним русин жил только среди карпатской диаспоры в Сербской Воеводине и Хорватском Среме — регионах Югославии, где русины (местно известные как руснаки) получили официальное гражданство — и среди крупных общин иммигрантов в Соединенных Штатах.

С падением коммунистического правления (1989 г.) в Центральной и Восточной Европе произошло карпато-русинское возрождение, во время которого национальные активисты призвали признать русинов отдельной национальностью с правом использовать свой язык в школах, СМИ, культурная жизнь, гражданские дела. Важной целью возрождения была кодификация современного русинского литературного языка, что произошло в Сербии еще в 1923 г., было достигнуто в 1995 г. в Словакии и с тех пор произошло в Польше (2000 г.) и Украине (2014 г.).

Статус русинов (карпато-русинов) варьируется от страны к стране. С 1990-х годов Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Сербия, Хорватия и Чехия признали русинов отдельным национальным меньшинством, имеющим право на государственную поддержку образовательной и культурной деятельности. Украина не хотела следовать примеру своих западных соседей, хотя в марте 2007 г. областное собрание Закарпатской области (Закарпатье) признало русинов отдельной национальностью, а центральное правительство Украины приняло закон (август 2012 г.), согласно которому перечисляет русинов ( rusynska ) как один из региональных языков страны.

Ни в одной стране нет отдельной административной единицы под названием Малороссия (Карпатская Русь). Две страны, однако, обеспечивают форму автономии. С 1993 года Венгрия разрешила самоуправление отдельным общинам (деревням, а также районам в городах), в которых проживает определенный процент жителей данной национальности, кроме венгров. В настоящее время самоуправление русинского меньшинства в Венгрии состоит из 72 общин, в основном в северо-восточной части страны, а также в центрально расположенной столице Будапеште и близлежащем уезде Пешт. Будапешт также является резиденцией государственного Управления по делам русинского самоуправления. С 2002 года в провинции Воеводина в Сербии предусмотрены выборные советы, среди которых Национальный совет русинского национального меньшинства. Он определяет политику и распределение государственных средств на культурную и общественную деятельность среди русинов (руснаков) этой провинции.

Как правило, трудно определить количество людей, принадлежащих к другой национальности, кроме официальной национальности государства, в котором они проживают. Русины (карпато-русины) не являются исключением, так как не во всех странах, где они проживают, они точно фиксируются в переписных сводах. По информированным оценкам, на их родине в Карпатах и ​​прилегающих странах может проживать до одного миллиона русинов. Гораздо меньше цифр, встречающихся в официальных данных переписей за первое десятилетие 21 века, основанных на ответах на вопросы о национальной или этнической принадлежности (русины, руснаки, лемки), родном языке или родном языке: Словакия (55 500), Сербия. (14 200), Польша (10 500), Украина (10 100), Венгрия (3,900), Хорватии (2300), Чехии (1100) и Румынии (250).

Пол Роберт Магочи

Русины — забытое меньшинство Украины — Новая Восточная Европа

Прошло более 70 лет с момента существенного запрета русинской идентичности, и по сей день эти люди до сих пор не признаны полностью во всей их родные страны.

8 октября 2020 г. —
Старик Поллок
— Статьи и комментарии

Церковь в Хабуре, Словакия. Фото: Мария Сильвестри

Подвернутый
Далеко в Северных Карпатах есть район, исторически известный как
Карпатская Русь. Этот район в основном охватывает южные склоны р.
горная цепь, с небольшим участком на северных склонах под названием Лемковина.
Русины жили на этой прародине более 1000 лет, большую часть этого
время жизни под Венгерским королевством или Королевством Польским. Мы
Восточнославянский народ, мало чем отличающийся от белорусов, русских и украинцев, хотя
наша история сильно отличается от любой из их. Созданный великим
Карпаты, венгерская администрация, массовые миграции валахов и словацкие
со временем русины развили уникальную культуру, язык и самобытность.

Много
в настоящее время сомневаются в законности такого присутствия. Мы можем легко посмотреть на
даже в середине 1800-х годов, с великим русинским деятелем и священником Александром
Духнойча и его поэмы «Я был, есмь и всегда буду русином», опубликованной в
1851 г., чтобы найти доказательства его существования. Хоть мы и прожили так долго, жизнь
никогда не было легкой вещью для нас как людей, и на самом деле это можно было бы назвать
история борьбы. Земля русинов на протяжении большей части своего существования была
значительно беднее, чем окружающие его районы, и многие русины работали в
пастухство или сельское хозяйство, чтобы выжить.

Первая попытка по-настоящему уничтожить русинскую идентичность была предпринята после образования Австро-Венгерской империи в 1867 году. Школы русинского языка были вынуждены закрыться; Мадьяризация имен и многие другие действия оказывают огромное давление на сообщество. Сотни тысяч из-за экономики, политики ассимиляции или того и другого покинули историческую Карпато-Малороссию в период с 1870 по 1920 год. Многие из этих людей со временем хотели бы вернуться, но после Первой и Второй мировых войн, с установлением железного занавеса, эти русины были фактически отрезаны от связи с родиной и родственниками.

большинство лемко-русинов в 1918 году в Польше образовали Лемко-русинскую республику,
желающие объединиться со своими братьями и сестрами на юге в
новообразованной Чехословакии. Однако до этого времени, с 1914 по 1917 гг., многие
Лемко-русины и другие были отправлены в Талергофский концлагерь, которым руководил
Австро-Венгерская империя. Тысячи погибли в этом лагере. Официальная причина
их убийства были их симпатии к Российской Империи, но это конечно
было сложнее, многие русинские активисты оказались в тюрьмах. Ан
Аэропорт теперь охватывает место, где когда-то стоял лагерь.

Тогда
в межвоенный период наблюдался приток видных украинских эмигрантов
к северу от гор в Чехословацкую область, где доминируют русины.
Подкарпатская Русь, или Подкарпатская Русь. Эти люди принесли с собой
попытка украинизировать местное население, большинство которого видело
себя как русинов в то время. Это было сделано через политические партии,
газеты и школы. Существовало также карпатско-сечевое ополчение, чье
состав составляли преимущественно украинцы из Восточной Галиции и Центральной Украины, которые
путешествовал по горам.

Это
все завершилось бы после роспуска ориентированного на русинов
Подкарпатская Русь с провозглашением недолговечной Карпато-Украины.
В то время как это правительство частично состояло из подкарпатских туземцев, таких как
президент Августин Волошин, процент согласных с этим
Украинофильская ориентация неизвестна. После Второй мировой войны Подкарпатье было
официально аннексирована Советским Союзом и вошла в состав Украины под
Название Закарпатской области. Впоследствии русинская идентичность была по существу
вне закона.

Тогда
в 1947 году лемко-русины были массово депортированы с родины на Лемковину.
Этих людей отправили на запад, на вновь отвоёванные территории из Германии.
Это стало известно как операция «Висла». В конце 1950-х годов несколько тысяч
Вернулись лемковские семьи, но по сравнению с прежним численность населения была, а
еще есть, минимальный.

Во время
времен СССР и Восточного блока, вместо того, чтобы подавить русинов
как их личность в паспортах или официальных документах, большинство
Русины были вынуждены идентифицировать себя как украинцев. Это, конечно, не было естественным
процесса, как многие современные люди могут сказать вам. Вместо обучения на русинском
школы, родной язык народа, многие были вынуждены учить
Украинский язык или идентифицируйте себя как другую этническую группу и изучайте свой.

Непросто было и русинам в США во многих отношениях. Из-за политики многих церквей и организаций, многие из которых финансировались из-за рубежа, многие потомки русинов, включая мою семью, были вынуждены принять другую идентичность. Примеры этой принудительной смены идентичности включали в себя становление русским с Православной церковью, украинцем с Украинской греко-католической церковью или поляком с Римско-католической церковью.

В настоящее время
многие русины заново открывают для себя свое наследие и идентичность после окончания
СССР, но никогда не будет так, как раньше. Из предполагаемых 1,5
миллионов человек этнического русинского происхождения, всего 70 000 заявили о себе
Русины по последней всероссийской переписи. Это число растет с каждым новым
отчет, однако, так что есть место для надежды.

 Сейчас все страны, кроме Украины, признают русинов отдельным народом. Документальные фильмы таких режиссеров, как Мария Сильвестри и Джон Ригетти, и радиостанции, такие как Rusyn.fm , пытались восстановить это чувство национального самосознания и рассказать миру о нашей истории и культуре. У нас также теперь есть русинские фестивали, артисты, телепередачи и организации, которые были запрещены всего 30 лет назад. При всем этом, однако, ущерб от прошлого все еще проявляется сегодня даже в более слабой форме.

Это
поднимает тему современной политики. Хотя почти все мы просто
хотим иметь возможность быть такими, какие мы есть и какими были наши предки, Украина до сих пор смотрит на
нас с подозрением, как если бы мы были секретными агентами, желающими еще больше дестабилизировать
страна. Это ирония, которая не остается незамеченной из-за
текущая борьба со своей собственной идентичностью и желание быть признанным другим
из России и русских.

Четный
Я, молодой человек двадцати с небольшим лет с Великих Равнин Среднего Запада, чей
предки приехали сюда столетие назад, до сих пор получают электронные письма и сообщения
ежедневно подвергая сомнению мою правоту, как будто любой, кто берется за это дело
серьезно — «русский тролль». Это абсолютное отрицание русинской идентичности происходит
из смеси шовинистической политики, современной пропаганды и желания не
еще больше усложняют историю украинского государства. Как никто не может видеть
лицемерие в том, как к нам относятся?

Хоть свет в конце туннеля пока и тускнеет — мы были, есть и навсегда останемся русинами, какая бы государственная политика ни была направлена ​​против нас.

Старик Поллок — русско-американский писатель и создатель видеоконтента, в основном посвященный политическим проблемам русинов и Восточной Европе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts