Самозванец в борисе годунове: Persona inferna — адская маска Самозванец в пушкинской трагедии «Борис Годунов»
Содержание
Образ и характер Самозванца в трагедии (Борис Годунов Пушкин)
Борис Годунов
Александр Сергеевич Пушкин
Краткое изложение
Читается примерно за 8 минут
Сочинения
49 сочинений
Главные герои
И их характеристика
Сочинение
Образ и характер Самозванца в трагедии Борис Годунов
Свои мысли, что самодержавная власть чужда народу, не мол-сет дать ему счастья, Пушкин раскрывает не только образом Бориса, но и в ещё большей степени образом Самозванца, человека и исторического деятеля совсем иного типа, чем Годунов. Борис показан как правитель, не опирающийся ни на одну общественную группу, равно чуждый и боярству, и народу. Самозванец в своей борьбе за престол пользуется поддержкой многих социальных сил — и боярства, и казаков, и польской шляхты, и на первых порах народа, который ему удалось на короткое время заставить поверить в себя как избавителя народных масс от притеснения бояр, от крепостного рабства.
Самозванец увлёк за собой народ обещанием ему благ, но и он, добившись успеха, не смог закрепить за собой любовь и поддержку народных масс.
Трагедия «Борис Годунов» заканчивается многозначительной сценой: Москва перешла на сторону Самозванца. Бояре, желая угодить Самозванцу, убивают вдову Бориса и его сына и, провозглашая Димитрия царём,, призывают народ кричать: «Да здравствует царь Димитрий Иванович!», но народ безмолвствует. В этом безмолвии народа кроется приговор Самозванцу как правителю, также чуждому народной массе. Народ увидел, что и новый царь — не народная власть.
Другие сочинения по этому произведению
Народ и властьНарод и власть (по трагедии «Борис Годунов»)Народ и его роль в трагедии «Борис Годунов»Образ Бориса ГодуноваОсновная тема трагедии «Борис Годунов»Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии «Борис Годунов»)Образ летописца в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»Образ и характер Бориса ГодуноваПРОБЛЕМА НАРОДА И ВЛАСТИ В ТРАГЕДИИ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»Мои размышления по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»Сочинение на тему трагедии Пушкина «Борис Годунов»Пимен — характеристика литературного герояИстория России в творчестве А.С. Пушкина (на примере поэмы «Борис Годунов»)Особенности жанра трагедии «Борис Годунов»Художественный анализБорис Годунов 1Историческая концепция трагедии «Борис Годунов»Народ в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»Да, жалок тот, в ком совесть нечиста (по драме «Борис Годунов»)Переломные моменты прошлого России в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»Творческая история трагедии Пушкина «Борис Годунов»Марина МнищшекДраматический характер трагедии «Борис Годунов»Судьба человеческая судьба народная в «Борисе Годунове»Судьба человеческая судьба народная в поэме «Борис Годунов»Главный герой трагедии Пушкина «Борис Годунов»Личность Бориса Годунова и ее трактовка ПушкинымНАРОД И ВЛАСТЬ трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»Художественное отображение национального прошлого народа в поэме «Борис Годунов»Анализ сюжета поэмы «Борис Годунов»Образ и характер ПипенаОсновной конфликт в трагедии Александра Пушкина “Борис Годунов”Русская история глазами А. С. ПушкинаХроники царствования Бориса Годунова по трагедии ПушкинаХудожественные особенности трагедии «Борис Годунов»Анализ композиционной структуры «Бориса Годунова»Причины и мотивы написания трагедии «Борис Годунов»Память историческая и нравственно-этическая в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов»Экзаменационное сочинение по поэме Пушкина «Борис Годунов»Вопрос о роли и значении летописей в процессе создания «Бориса Годунова»Значение трагедии «Борис Годунов» в истории русской драматургииУгличская драма в жизни Бориса ГодуноваКомпозиция трагедии Пушкина «Борис Годунов»Шуйский — характеристика литературного герояЮродивый — характеристика литературного герояБорис Годунов 2Центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»Исторические произведения Пушкина («Капитанская дочка», «Борис Годунов»)
Посланец Тьмы (Сущность и образ Самозванца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»)
https://doi.org/10.20339/PhS.1-20.080
Куркин Борис Александрович,
доктор юридических наук, профессор,
Тамбовский государственный технический университет,
эксперт Фонда гуманитарных исследований Правительства РФ,
член Союза писателей России
e-mail: kurkinba@gmail. com, [email protected]
Проанализирован образ Самозванца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Отмечено, что при внимательном, адекватном историко-филологическом и богословском понимании эпитетов, которыми награждают Самозванца герои пушкинской трагедии, он предстает в качестве инфернальной маски, одержимого похотью власти честолюбца, продавшего душу дьяволу, символа и орудия Смуты. Исследованы работы отечественных и зарубежных авторов, затрагивающих тему образа Самозванца. В работе использованы труды святых отцов Православной церкви, в которых разъясняется исконный смысл и значение понятий «врагоугодник», «еретик» и «самозванец».
Ключевые слова: врагоугодник, еретик, самозванец.
Литература
1. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. М.: Чарли, 1994.
2. Гильфердингъ А.Ф. Онежскiя былины записанныя Александром Федоровичемъ Гильфердингомъ лѣтомъ 1871 года. СПб. : Тип. Императорской Академiи наукъ, 1873.
3. Полевой Н.А. Борис Годунов. Сочинение Александра Пушкина. СПб., 1831 // Пушкин в прижизненной критике (1831–1833) / ред. Е.О. Ларионова. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003.
4. Батюшковъ Ф. Пушкинъ и Расинъ («Борисъ Годуновъ» и «Athalie») // Памяти Пушкина: сб. ст. преподавателей и слушателей историко-филологическаго факультета Императорскаго С.-Петербургскаго университета. СПб., 1900.
5. Батюшковъ Ф. Борисъ Годуновъ // Библiотека великихъ писателей / подъ ред. С.А. Венгерова. «Пушкинъ» Т. II. Изданiе Брокгаузъ-Ефронъ. СПб., 1908.
6. Бестужевъ-Рюминъ К.Н. Письма Константина Николаевича Бестужева-Рюмина о Смутномъ времени. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1898.
7. Фирсовъ Н.Н. Пушкинъ какъ историкъ // Библiотека великихъ писателей / подъ ред. С.А. Венгерова. «Пушкинъ» Т. VI. Изданiе Брокгаузъ-Ефронъ. Петроградъ, 1915.
8. Дарскiй Д. Маленькiя трагедiи Пушкина. М.: Московская художественная печатня, 1915.
9. Благой Д. Социология творчества Пушкина. Этюды. 2-е изд., доп. М.: Мир, 1931.
10. Филиппова Н.Ф. Народная драма А.С. Пушкина «Борис Годунов». М.: Книга, 1972.
11. Карпов А.А. «Борис Годунов» А.С. Пушкина // Анализ драматического произведения: межвуз. сб. / под ред. В.М. Марковича. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.
12. Лотман Л.М. Историко-литературный комментарий // Пушкин А.С. «Борис Годунов». СПб.: Гуманитарное агентство «Академический Проект», 1996.
13. Бернштейн Д. «Борис Годунов». М.: Журнально-газетное объединение, 1934. (Литературное наследство. Т. 16/18).
14. Гуревич A.M. История и современность в «Борисе Годунове» // Известия АН СССР. Серия: Литература и язык. 1984. Т. 43. № 3.
15. Городецкий Б.П. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: комментарий. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1969.
16. Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. 5-е изд. М.: Учпедгиз, 1934.
17. Фомичев С.А. Смеховой мир «Комедии о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». М.: Знак, 2007.
18. Пушкин А.С. Письмо о «Борисе Годунове» // Собр. соч.: в 10 т. Т. 6: Критика и публицистика. М.: ГИХЛ, 1962.
19. Повѣсть князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовскаго по списку Императорской публичной библiотеки Q. 4. № 154 // РИБ. Т. 13.
20. Розен Е.Ф. Мнение барона E.Ф. Розена о драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Пушкин в прижизненной критике (1831–1833) / ред. Е.О. Ларионова. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003.
21. Непомнящий В.С. Наименее понятый жанр // Пушкин. Избранные работы 1960–1990-х гг. Т. I: Поэзия и судьба. М.: Жизнь и мысль, 2001.
22. Дунаев М.М. Православие и русская литература: в 6 ч. Ч. 1, 2. 2‑е изд., испр., доп. М.: Христианская литература, 2001.
23. Василик В.В. Образ Самозванца в нарративе первой трети XVII в.: Лжедимитрий как Юлиан Отступник и Антихрист // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2012. Вып. 10. С. 29–33.
24. Виноградов В. В. История слов. 2-е изд. М.: ИРЯ РАН, 1999.
25. О настоящей бѣдѣ Московскому государству, о Гришкѣ Отрепьевѣ // РИБ. Т. 14.
26. Латухинская Степенная книга. 1676 год / ред. Н.Н. Покровский. М.: Языки славянских культур, 2012.
27. Житiе царевича Димитрiя Iоанновича, внесенное в Минеи Iоанна Милютина // РИБ. Т. 13.
28. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. 2-е изд., испр. М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1963.
29. Лѣтопись о многихъ мятежахъ и разоренiи Московского государства отъ внѣшнихъ непрiятелей и отъ тогдашнихъ временъ многихъ случаевъ, по преставленiи Царя Iоанна Васильевича, о Междугосударствованiи по кончинѣ Царя Феодора Iоанновича, по учиненномъ исправленiи книгъ в царствованiе благовѣрнаго Государя Царя Алексѣя Михайловича въ 7163/1655 году. М., 1788.
30. Сказанiе о Гришкѣ Отрепьевѣ // РИБ. Т. 13.
31. Временникъ дьяка Ивана Тимофеева // РИБ. Т. 13.
32. Соборный приговоръ противъ чернца Отрепьева… ложно называющагося Царевичемъ Димитрiемъ (1604 г. ) // Собранiе государственныхъ грамотъ и договоровъ, хранящихся въ государственной коллегiи иностранныхъ дѣлъ. Часть вторая, служащая дополненiемъ къ первой. М.: Тип. Селивановского, 1819.
33. Ильичев А.В. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» и летописная традиция // VI Международные Лихачевские научные чтения. «Гуманитарные проблемы современной цивилизации»: материалы секционных заседаний. СПб., 2006.
34. Булгаков С.Н. Философия имени. Париж: YMCA- PRESS, 1953.
35. Панченко А.М. На пути к секуляризации культуры // О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000.
36. Турбин В.Н. Характеры самозванцев в творчестве Пушкина // Незадолго до Водолея: сб. ст. М.: Радикс, 1994.
37. Древний патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Издание Афонского Пантелеимонова монастыря: репринт издания 1899 г. М.: Изд. отдел Московского Патриархата «Планета», 1991.
38. Игнатий Брянчанинов св. Полное собрание творений и писем: в 8 т. 2-е изд., испр., доп. М.: Паломник, 2014. Т. 5.
39. Иосиф Волоцкий прп. Просветитель. Слово 12. М.: Валаамский монастырь, 1993.
40. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006.
41. Так называемое Иное сказанiе // РИБ. Т. 13.
42. Повѣсть, како восхити неправдою на Москвѣ царскiй престолъ Борисъ Годуновъ // РИБ. Т. 13.
43. Левенстимъ А.А. Суевѣрiе и уголовное право. Изследованiе по исторiи русскаго права и культуры // Вѣстникъ права. Журналъ юридическаго общества при Императорскомъ С.-Петербургскомъ университетѣ. 1906. Т. 36. № 1. С. 291–343.
44. Сказанiе де Ту о Димитрiи Самозванцѣ // Устряловъ Н.Г. Сказанiе современниковъ о Димитрiи Самозванцѣ. 3-е изд., испр. СПб., 1859. Ч. 1.
45. Про ведунов и еретиков: документы по истории Московского царства начала XVII века // Источник. Документы русской истории. 1998. № 2 (33).
46. Иоанн Тобольский св. (Максимович). Илиотропион / предисл. и прим. св. Александра Гумерова. 3-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.
47. Iоаннъ Дамаскинъ прп. Точное изложенiе Православныя вѣры // Полное собраниiе творенiй св. Iоанна Дамаскина. Т. I. СПб.: Изданiе Императорской С.-Петербургской Духовной Академiи, 1913.
48. Боханов А.Н. Борис Годунов. М.: Вече, 2012.
Вестник тьмы (Сущность и образ Самозванца в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»)
Куркин Борис Александрович,
доктор юридических наук, профессор, Тамбовский государственный технический университет,
Эксперт Фонда гуманитарных исследований при Правительстве
РФ,
Член Союза писателей России
e-mail: [email protected], [email protected]
В статье анализируется образ «Самозванца» Борис Годунов» трагедия Александра Пушкина. Отмечается, что при более близком, адекватном историко-филологическом и богословском подходе к эпитетам, которые главные герои трагедии используют для описания Самозванца, последний предстает как «persona inferna» (адская маска на латыни) — сила -безумный амбициозный альпинист, продавший душу Дьяволу, символу и орудию Смутного времени. Автор проанализировал произведения отечественных и зарубежных авторов, затрагивавших тему образа Самозванца. В статье рассматриваются труды Святых Отцов Православной Церкви, разъясняющие сущность и значение таких понятий, как «враг-угодник», «еретик» и «самозванец».
Ключевые слова: враг-угодник, еретик, самозванец.
Литература
1. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия. М.: Чарли, 1994.
2. Гильфердинг А.Ф. Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года. СПб.: Совет. Императорской академии наук, 1873.
3. Полевой Н.А. Борис Годунов. Сочинение Александра Пушкина. СПб., 1831 // Пушкин в прижизненной критике (1831–1833) / ред. Э.О. Ларионова. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003.
4. Батюшков Ф. Пушкин и Расин («Борис Годунов» и «Аталия») // Памяти Пушкина: сб. ул. преподавателей и слушателей историко-филологического факультета Императорского С.-Петербургского университета. СПб., 1900.
5. Батюшков Ф. Борис Годунов // Библиотека великих писателей / под ред. С.А.Венгерова. «Пушкин» Т. II. Издание Брокгауз-Эфрон. СПб., 1908.
6. Бестужев-Рюмин К.Н. Письма Константина Николаевича Бестужева-Рюмина о Смутном времени. СПб.: Совет. М.М. Стасюлевича, 1898.
7. Фирсов Н.Н. Пушкин как историк // Библиотека великих писателей / под ред. С.А.Венгерова. «Пушкин» Т. VI. Издание Брокгауз-Эфрон. Петроград, 1915.
8. Дарский Д. Маленькие трагедии Пушкина. М.: Московская художественная печать, 1915.
9. Благой Д. Социология творчества Пушкина. Этюды. 2-е изд., доп. М.: Мир, 1931.
10. Филиппова Н.Ф. Народная драма А.С. Пушкина «Борис Годунов». М.: Книга, 1972.
11. Карпов А.А. «Борис Годунов» А.С. Пушкина // Анализ драматического производства: межвуз. сб. / стручок красный. В.М. Марковича. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 19.88.
12. Лотман Л.М. Историко-литературный комментарий // Пушкин А.С. «Борис Годунов». СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996.
13. Бернштейн Д. «Борис Годунов». М.: Журнално-газетное объединение, 1934. (Литературное наследство. Т. 16/18).
14. Гуревич А.М. История и современность в «Борисе Годунове» // Известия АН СССР. Серия: Литература и язык., 1984. Т. 43. № 3.
15. Городецкий Б. П. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов»: комментарии. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1969.
16. Покровский М.Н. Русская история в самом сжатом очерке. 5-е изд. М.: Учпедгиз, 1934.
17. Фомичев С.А. Смеховой мир «Комедии о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». М.: Знак, 2007.
18. Пушкин А.С. Письмо о «Борисе Годунове» // Собр. соч.: в 10 т. Т. 6: Критика и публицистика. М.: ГИХЛ, 1962.
19. Повесть князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского по списку Императорской публичной библиотеки К. 4. № 154 // РИБ. Т. 13.
20. Розен Э.Ф. Мнение барона Е.Ф. Розена о драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» // Пушкин в прижизненной критике (1831–1833) / ред. Э.О. Ларионова. СПб.: Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, 2003.
21. Непомнящий В.С. Наименее понятий жанр // Пушкин. Избранные работы 1960–1990-х гг. Т. И: Поэзия и судьба. М.: Жизнь и мысль, 2001.
22. Дунаев М.М. Православие и русская литература: в 6 гл. Ч. 1, 2. 2-е изд., испр., доп. М.: Христианская литература, 2001.
23. Василик В.В. Образ Самозванца в повествовании первой трети XVII в.: Лжедимитрий как Юлиан Отступник и Антихрист // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2012. Вып. 10. С. 29–33.
24. Виноградов В.В. История слов. 2-е изд. М.: ИРИЯ РАН, 1999.
25. О настоящей беде Московскому государству, о Гришке Отрепьеве // РИБ. Т. 14.
26. Латухинская Степная книга. 1676 год/ред. Н.Н. Покровский М.: Языки славянских культур, 2012.
27. Житие царевича Димитрия Иоанновича, внесенное в Миней Иоанна Милютина // РИБ. Т. 13.
28. Слонимский А.Л. Мастерство Пушкина. 2-е изд., испр. М.: Гос. izd-vo khudozhestvennoi literatury, 1963.
29. Letopis’ o mnogikh miatezhakh i razorenii Moskovskogo gosudarstva ot vneshnikh nepriiatelei i ot togdashnikh vremen mnogikh sluchaev, po prestavlenii Tsaria Ioanna Vasil’evicha, o Mezhdugosudarstvovanii po konchinѣ Tsaria Feodora Ioannovicha, po uchinennom ispravlenii книга в царствование благоверного Государя Царя Алексѣия Михайловича в 7163/1655 года. М., 1788.
30. Сказание о Гришке Отрепьеве // РИБ. Т. 13.
31. Временник дьяка Ивана Тимофеева // РИБ. Т. 13.
32. Соборный приговор против чернца Отрепьева… ложно назы-вающагося Царевичем Димитрием (1604 г. ) // Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Часть вторая, служащая дополнением к первой. М.: Совет. Селивановского, 1819.
33. Ильичев А.В. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов» и летописная традиция // VI Международные Лихачевские научные чтения. «Гуманитарные проблемы современной цивилизации»: материалы секционных заседаний. СПб., 2006.
34. Булгаков С.Н. Философия имени. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1953.
35. Панченко А.М. На пути к секуляризации культуры // О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000.
36. Турбин В.Н. Характеры самозванцев в творчестве Пушкина // Незадолго до Водолея: сб. ул. М.: Радикс, 1994.
37. Древний патерик или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Издание Афонского Пантелеймонова монастыря: репринтное издание 1899 г.г. М.: Изд. отдел Московского Патриархата «Планета», 1991.
38. Игнатий Брянчанинов св. Полное собрание творчества и письмен: в 8 т. 2-е изд., испр., доп. М.: Паломник, 2014. Т. 5.
39. Иосиф Волоцкий прп. Просветитель. Слово 12. М.: Валаамский монастырь, 1993.
40. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской власти. Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006.
41. Так называемое Иное сказание // РИБ. Т. 13.
42. Повести, како восхити неправдою на Московский царский престол Борис Годунов» // РИБ. Т. 13.
43. Левенстим А.А. Суеверие и уголовное право. / Вестник права. Журнал юридического общества при Императорском С.-Петербургском университете. 1906. Т. 36. № 1. С. 291–343. 3-е изд., испр.СПб., 1859 г.. Ч. 1.
45. Про ведунов и еретиков: документы по истории Московского царства начала XVII века // Источник. Документы русской истории. 1998. № 2 (33).
46. Иоанн Тобольский св. (Максимович). Илиотроп / предисл. я прим. св. Александра Гумерова. 3-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014.
47. Иоанн Дамаскин прп. Точное изложение Православныя очень // Полное собрание творчества св. Иоанна Дамаскина. Т. И. СПб.: Издание Императорской С.-Петербургской Духовной Академии, 1913.
48. Боханов А.Н. Борис Годунов. М.: Вече, 2012 г.
Италия Мусоргский, Борис Годунов (1869): Оркестр и хор Оперы Ла Скала, Хор высоких голосов Академии Ла Скала / Риккардо Шайи (дирижёр). Ла Скала, Милан, 7 декабря 2022 г. (ГТ)
Каспер Холтен Борис Годунов © Brescia and Amisano/Teatro alla Scala
Постановка:
Режиссер – Каспер Холтен
Художник по декорациям – Эс Девлин
Художник по костюмам – Ида Мари Эллекилде
Художник по свету – Люк Холл 9 Художники по свету – Йонас Б16гх 9
В ролях:
Борис Годунов – Ильдар Абдразаков
Пимен – Айн Ангер
Григорий – Дмитрий Головнин
Федор – Лилли Йорстад
Ксения – Анна Денисова
Медсестра – Агнешка Рехлис
Prince Shuisky – Norbert Ernst
Schelkalov – Alexey Markov
Varlaam – Stanislav Trofimov
Misail – Alexander Kravets
Innkeeper -Maria Barakova
Simpleton – Yaroslav Abayomi
Navitech – Oleg Budaratskiy
Mityukha – Roman Astakhov
Boyar in Attendance – Vassily Solodky
Пьеса Пушкина по мотивам царя Бориса Годунова входит в число жемчужин русской литературы, а гений Мусоргского возводит ее в число шедевров русской и мировой оперы. С момента премьеры в 1873 году он был окутан полемикой с повествованием, столь же относительным сегодня, как и во времена Романовых. В музыкальном плане ведутся споры из-за самой популярной (хотя и ошибочной) оркестровки Римского-Корсакова 1872 года, которая была переаранжирована Шостаковичем, а также обработана Дэвидом Ллойд-Джонсом. Совсем недавно оригинальная оркестровка Мусоргского 1869 г.стал более распространенным. В последний раз я видел эту оперу четыре года назад в Мариинской опере в совместной постановке с Ковент-Гарден Андрея Тарковского (1982). Это прекрасная постановка, но она ошибочна из-за скомпрометированных ценностей постановки и слабости декораций.
Гораздо более успешная попытка была в Киевской государственной опере в 1994 году, которая вобрала в себя все великолепные аспекты партитуры Римского-Корсакова и была благословлена эффективной режиссурой и певцами, достойными любой сцены. Пьеса Пушкина — богатая страница русской и мировой литературы, провокационная в решении вечных вопросов политической власти и злоупотребления ею. В то время как Пушкин использовал тексты Николая Карамзина История Российского Государства в связи с «Смутным временем» шестнадцатого века, пьеса соответствует много раз в русской истории — и, подобно Шекспиру, исследует коррупцию деспотов и порабощение их народов. Я смог обрести более глубокое понимание, когда посетил постановку одноименной пьесы Пушкина в Санкт-Петербургском драматическом театре, которая показала, что это удивительно драматическое произведение, не уступающее любой из трагедий Барда.
Спектакль Каспера Холтена основан на оригинальной партитуре 1869 года., с его естественным оркестровым языком и речитативами, отсутствующими в версии Римского-Корсакова 1872 года. Последняя — с тремя дополнительными сценами — имеет другого главного героя и включает будуар Марины, сцену Фонтана и сцену Кромы. На фоне открывающей сцены этой новой постановки Ла Скала изображена карта России шестнадцатого века, а на сцену проецируется драпированный свиток, рассказывающий историю России, написанный рукой Карамзина.
В Прологе, в Новодевичьем монастыре, массовка Щелкалова, призывающая народ к восстанию против царя, поставлена впечатляюще, как и последующая пышная слава коронации Бориса. Это достигается за счет дверного проема в свитке, открывающего Кремлевский дворец, из которого выходят русские священники и свита царя, как, в конце концов, и Борис. Это очень эффектно, как в музыкальном, так и в визуальном плане, с великолепным хоровым пением из левого и правого крыльев. Сразу видно, что Ильдар Абдразаков (Борис) – великолепный певец с теплым лирическим голосом. Пока он поет, позади него появляется призрак убитого Дмитрия в окровавленной рубашке, и этот страшный призрак продолжает преследовать Бориса, вглядываясь в лица Федора и Ксении. Есть чрезвычайно эффектный момент, когда Борис возвращается, чтобы войти в Кремль, — он внезапно поворачивается, чтобы встретить убийственный взгляд Дмитрия. Сцена великолепно завершается звоном колоколов.
В сцене кельи первого акта священник Пимен рассказывает об убийстве Борисом младенца Дмитрия, что вдохновляет Григория Самозванца претендовать на царский престол. Без остановок движемся к границе Литвы, и вместо скромного трактира оказываемся у забора, патрулируемого неприступно-черными пограничниками в форме. Появляется Самозванец и встречает Трактирщика, Варлаама и его друзей, а в разворачивающейся сцене звучит великолепное пение Трактирщика Марии Бараковой, и Григорий, наконец, довольно нелепо уходит, спускаясь по свитку, чтобы войти в Литву.
Дмитрий и Борис (Ильдар Абдразаков) © Brescia and Amisano/Teatro alla Scala
Действие II начинается в квартире Бориса в Кремле с кроватью, диваном и письменным столом. Ксения, Федор и Кормилица одеты в платья девятнадцатого века. Борис воспевает свое тяжелое положение, смешанное с жаждой власти, и гневается на неблагодарных людей. Всю обманчивость и двуличие Шуйского изображает игра и пение Норберта Эрнста. Однако Борис помнит о своем предательстве и пытается убить Шуйского. Борис смотрит с ужасом, когда на свитке появляется изображение смерти Дмитрия, и его призрак снова появляется перед ним.
Для третьего акта в соборе Василия Блаженного народ выносит трупы на сцену и ставит их перед Борисом, а он с ужасом наблюдает, теперь мучаясь, Борис обнаруживает убитые тела Федора и Ксении, а призрак Дмитрия теперь имеет корона. В ужасающей сцене мертвецы встают и поют плач, а Юродивый поет страшное предсказание страшной судьбы России: «Будущее наше, дай нам хлеба!» Народ окружает Бориса, который в ужасе падает.
Действие IV начинается в Грановитой палате, где Борис лежит на постели, а бояре прислуживают, чтобы судить о его бедственном положении; на заднем плане мы видим, как Шуйский встречает Самозванца и целует ему руку, а вместе с охраной прибывает заключенный Варлаам. Пимен рассказывает сидящим боярам о преступлениях Бориса, и они медленно уходят, разочаровавшись в царе. Финальный монолог Бориса великолепен своей великолепной игрой и пением: широкий диапазон и мелодичный голос Абдразакова вместе с его глазами и движениями раскрывают все эмоции его персонажа. Когда Борис падает на пол, появляются Федор и Ксения в окровавленных платьях, а над свитком появляется Григорий Самозванец. Финальная сцена завершается тем, что Самозванец смотрит на перепуганных Федора и Ксению в ужасном изображении их будущих мук.
Это был потрясающий спектакль с выдающейся игрой всех главных героев, однако больше всего его звездой был Ильдар Абдразаков, у которого красиво мягкий глубокий бас, лишенный черноты, обычно ассоциируемой со славянскими голосами, но здесь его пение – в сочетании с тонкая игра – вполне соответствовала непростому и сложному характеру Бориса. В превосходном ансамбле были тонко обработанные интерпретации выдающегося темного баса Пимена Айна Ангера и Трактирщика Марии Бараковой, а также сильное исполнение Григория Дмитрия Головнина, Шуйского Норберта Эрнста и Ксении Анны Денисовой.
Постановка великолепна, особенно сочетание цветов, контрастирующих между красным и черным цветом страсти и смерти и яркими цветами золота и зеленого, изображающими богатство и природу. Это наглядно показало видео Люка Холлса, проецирующего сценарии Карамзина на гигантский свиток и задники России шестнадцатого века. Костюмы Иды-Мари Эллекильде были красочными и подходили к каждой изменяющейся сцене и действию.