Сентябрь православные праздники: 11 2022 . , . 2022 . , .

Разное

Православные праздники в сентябре 2022 года по церковному календарю

В сентябре отмечается 78 православных церковных праздников. Церковный календарь информирует о христианских праздниках, посвященных знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы Девы Марии, постах и днях памяти различных святых.

Сентябрь 2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
293031 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 3012

7

основные церковные праздники
строгий пост
дни особого поминовения усопших
пища без мяса
сегодня
1 сентябряЧт

Мученика Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников

Святителя Питирима, епископа Великопермского

2 сентябряПт

Пророка Самуила

3 сентябряСб

Апостола от 70-ти Фаддея

Мученицы Вассы и чад ее мучеников Феогния, Агапия и Писта

Преподобного Авраамия Смоленского, архимандрита

4 сентябряВс

Мучеников Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндина, Севериана, Зинона и прочих

5 сентябряПн

Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы

Мученика Луппа Солунского (Фессалоникийского)

6 сентябряВт

Священномученика Евтихия, епископа, ученика апостола Иоанна Богослова

Перенесение мощей святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца

Преподобного Арсения Комельского, игумена

7 сентябряСр

Перенесение мощей апостола Варфоломея (Нафанаила)

Апостола от 70-ти Тита, епископа Критского

8 сентябряЧт

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Мученика Адриана и мученицы Наталии

9 сентябряПт

Преподобного Пимена Великого

Преподобных Кукши, иеромонаха, и Пимена Постника, Печерских

10 сентябряСб

Преподобномучеников Казанских

Преподобного Моисея Мурина, иеромонаха

Собор преподобных отцов Киево-Печерских

Обретение мощей преподобного Иова Почаевского, игумена

Преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского

11 сентябряВс

Усекновение главы Иоанна Предтечи

12 сентябряПн

Обретение мощей благоверного князя Даниила Московского

Святителей Александра, Иоанна Постника и Павла Нового, патриархов Константинопольских

Перенесение мощей благоверного великого князя Александра Невского (в схиме Алексия)

Преподобного Александра Свирского

13 сентябряВт

Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы

14 сентябряСр

Начало индикта – церковное новолетие

Преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы Каппадокийской

Мучениц 40 дев постниц и священномученика Аммуна Ираклийского, диакона, учителя их

15 сентябряЧт

Мучеников Маманта, отца его Феодота и матери мученицы Руфины

Святителя Иоанна Постника, патриарха Цареградского

Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

16 сентябряПт

Священномучеников Анфима, епископа Никомидийского, и с ним Феофила, диакона, мучеников Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, мученицы Домны девы и мученика Евфимия

Преподобного Феоктиста Палестинского, спостника Евфимия Великого

Блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца

17 сентябряСб

Собор Воронежских святых

Обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним трех отроков: мучеников Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы

Пророка Моисея Боговидца

18 сентябряВс

Пророка Захарии и праведной Елисаветы

Преподобномученика Афанасия Брестского, игумена

Убиение благоверного князя Глеба (во Святом Крещении Давида)

19 сентябряПн

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссех)

Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария

20 сентябряВт

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Мученика Созонта Помпеольского (Киликийского)

Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского

Преподобномученика Макария Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца

Преподобного Серапиона Псковского

21 сентябряСр

Рождество Пресвятой Богородицы

Почаевской иконы Божией Матери

22 сентябряЧт

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы

Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Мученика Севериана Севастийского

Преподобного Иосифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца

Обретение и перенесение мощей святителя Феодосия, архиепископа Черниговского

23 сентябряПт

Мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Преподобного Павла Послушливого, Печерского

Преподобного Иоасафа Каменского (в миру князя Андрея Вологодского), чудотворца Спасокубенского

24 сентябряСб

Преподобной Феодоры Александрийской Младшей

Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев

Преподобного Силуана Афонского

25 сентябряВс

Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Священномученика Автонома Италийского, епископа

Перенесение мощей праведного Симеона Верхотурского (Меркушинского)

26 сентябряПн

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)

Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Священномученика Корнилия Сотника, епископа

27 сентябряВт

Воздвижение Креста Господня

Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

28 сентябряСр

Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

Великомученика Никиты Готфского

29 сентябряЧт

Великомученицы Евфимии Всехвальной

Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца

30 сентябряПт

Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Церковные праздники в сентябре 2022.

Календарь знаковых православных дат / В этом месяце / Журнал Calend.ru

В начале осени нас ждет сразу три Великих православных праздника: Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября и Воздвижение Креста Господня 27 сентября, а также несколько памятных дней в честь икон, святых, великомучеников.

6 сентября — День памяти святителя Петра

День святителя Петра, или День памяти святителя Петра первого митрополита и покровителя Москвы, отмечается ежегодно 6 сентября. В церковном календаре этот престольный праздник присутствует с 1480 года. Святитель Петр – первый святой города Москвы, был митрополитом Киевским и всея Руси в 14 веке. Именно митрополит Петр решил перенести кафедру Киевского митрополита в Москву, что помогло становлению Москвы столицей Руси.

Фото по лицензии PxHere

8 сентября — Празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Владимирская икона Божией матери по преданию написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство: Спаситель, Богородица и праведный Иосиф Обручник.  Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (по новому стилю 3 июня, 6 июля, 8 сентября).  Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября, установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Эта икона всегда указывала верный путь, помогала принять правильное, справедливое решение, укрепляла веру, давала поддержку, помощь и утешение, а также излечивала от болезней. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, о мире между враждующими, о сохранении России.

11 сентября — День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В память усекновения главы святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня 11 сентября Церковью установлен праздник и строгий пост. После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи и вскоре обезглавлен по просьбе танцовщицы. Все, кто имел отношение к умерщвлению Иоанна, понесли ответ еще при своей жизни, судьба была к ним безжалостна. Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Матери Божией.

12 сентября — Празднование в честь перенесения мощей благоверного князя Александра Невского

День перенесения мощей благоверного князя Александра Невского празднуется Русской православной церковью по новому стилю 12 сентября. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов широко почитается и известно далеко за пределами страны. Святому Александру Невскому посвящены многочисленные храмы и за пределами России. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

Александр Невский. Миниатюра из «Царского титулярника», 1672 г. Фото: общественное достояние

12 сентября — Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Пояс, сотканный из верблюжьей шерсти самой Марией, по преданию, принес миру множество чудес. В настоящее время части пояса хранятся в Болгарии, в Грузии и на острове Кипр.

14 сентября — Церковное новолетие, начало индикта

Пожалуй, самым незаметным православным праздником является Церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта». Именно эта дата считается первым днем нового церковного года. С понятием индикта связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или Миротворного Круга. Великий Индиктион — это промежуток времени в 532 года, который определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было по сути воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы — важный церковный праздник. В православии он относится к числу двунадесятых и отмечается 21 сентября. Рождение Марии стало чудом для пожилых бездетных родителей. О предстоящем событии для всего православного мира возвестили им Ангел. Мария стала той «дверью», через которую позже пришел Спаситель мира Иисус Христос. Это первый праздник нового церковного года.

27 сентября — Праздник Воздвижения Креста Господня

Торжество посвящено радости обретения Креста Господня в IV веке и его возвращения из Персии в 629 году. Крест обнаружила приехавшая в Палестину императрица Елена, мать императора Константина Великого, когда во время организованных ею раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. По преданию, крест Иисуса Христа воскресил покойника, которого несли по улице для погребения. В память о чуде находку нарекли Крестом Животворящим.

Вера, Надежда, Любовь и их мать София (икона Карпа Золотарёва, 1685 г.). Фото: общественное достояние

30 сентября — День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. История гласит о том, что в городе Рим во втором веке жила вдова с тремя дочерьми, самой старшей из них было всего 12 лет. Девочки не скрывали своей веры в Христа и за это приняли мученическую смерть. Святая София не смогла уберечь детей и после похорон сама тоже умерла на их могиле. По-народному этот день считается «вселенскими бабьими именинами».

Полный перечень православных праздников смотрите на Calend.ru.

Почему православные празднуют Новый год в сентябре? — Свято-Тихоновская Православная Миссия

Первый день сентября отмечается православными христианами как Церковный или Церковный Новый год. Это также день, отмеченный молитвами об окружающей среде, напоминающий нам о том, что мы должны быть хорошими хранителями окружающего мира.

Итак, Новый год?

Старое римское название этого дня — Indictio, означающее «определение» или «порядок». Это был день, установленный как начало пятнадцатилетнего цикла, знаменующий переопределение налоговых обязательств для римских граждан (тем более, что римские солдаты отбывали пятнадцатилетний срок), вероятно, со времен Цезаря Августа.

Одна из новелл императора Святого Юстиниана (537 г. н.э.) постановила, что все официальные документы Империи должны включать ссылку на индиктион. При попытке датировать рукописи этой эпохи может быть полезно знать год индиктации (1–15), поскольку точные даты или годы встречаются реже.

 

И когда дата найдена, она обычно соответствует Anno Mundi (иврит: לבריאת העולם) или «году мира» с даты Творения.

Anno Mundi (AM) служил отправной точкой для календарей до современной эпохи во многих частях мира и до сих пор является литургическим ориентиром как для современного иудаизма, так и для христиан. (Евреи также отмечают Новый год в сентябре, но в плавающую дату.)

Дата сотворения мира, как следует из буквального прочтения патриархальных историй греческой Септуагинты, была определена как около 5500 г. до н.э. по нашему современному календарю, с кое-где вариациями. По юлианскому календарю датой сотворения было 1 сентября 5509 г. до н.э., а рождение Иисуса Христа произошло в 5509 г. утра, то есть через 5509 лет от основания мира.

В 1597 году патриарх Константинопольский Феофан I Карикес впервые использовал дату, основанную на христианской эре. Вместо того, чтобы отмечать даты, основанные на основании мира, Воплощение Иисуса Христа стало ключевым моментом человеческой истории — и, таким образом, различие между до н.э. (до Христа) и н.э. (Anno Domini или «в год нашего Господа»).

Это стало официальным в Константинополе в 1728 году и в России (при Петре Великом) в 1700 году, при этом юлианский календарь по-прежнему служит основным исчислением дней и месяцев.

Хотя календарь Anno Mundi больше не является основным (или частью гражданских календарей преимущественно православных народов), он по-прежнему служит основой нашего литургического календаря.

Урожай, День благодарения и сев

Отмечая начало нового года в сентябре, Империя, а позже и Православная Церковь, связывали новый год со сбором урожая. Как готовились к зиме, так и готовились к наступающему году.

Для христиан это было время благодарения, воспоминаний о хорошей погоде и обильных дождях, которые Господь уготовил для урожая того года, о чем мы молимся на каждой Божественной литургии.

Это проводит тесную параллель с Праздником Труб для народа Божьего до воплощения (Лев. 23:23–25):

И Господь сказал Моисею, говоря: «Скажи сынам Израилевым так: «В седьмой месяц, в первый день месяца, будет вам покой, в память труб; это будет святое собрание для вас. Никакой рабской работы не делай и всесожжение Господу принесешь».

Как отмечает Синаксарион, в этот же день Христос вошел в синагогу и прочитал свиток Исайи (ср. Лк. 4:16–30).

Отмечая новый год во время сбора урожая, мы ежегодно напоминаем себе о своей зависимости как от тяжелой работы, так и от благословений Бога. Помимо материальных благ и здоровых урожаев, это относилось (как и многие наши гимны) к заботам Империи, включая молитвы о защите от наших врагов:

Создатель вселенной, устанавливающий времена и времена года Твоей единоличной властью, благослови цикл года благодати Твоей, Господи, владык наш и народ Твой в мире охрани, предстательством Богородицы, и спаси нас.

— Аполитикион (Второй глас)

Ты, сотворивший все сущее в Своей бесконечной мудрости и установивший времена Своей собственной властью, даруй Твоему христианскому народу победы. Благословляя наши приходы и уходы в течение этого года, направляй наши дела согласно Твоей божественной воле.

— Кондак (четвёртый глас)

А если учесть участившиеся стихийные бедствия, засухи, наводнения, лесные пожары (особенно здесь, на Тихоокеанском Северо-Западе), ураганы и голод, то мы должны быть тем более внимательны в эту современную эпоху технологий и изобилия молиться о таких вещах — не меньше.

Мы не нашли выхода из зависимости от Бога. Во всяком случае, чем больше возрастают наши способности, тем больше мы нуждаемся в Божьем благоволении и милости.

Экологическое управление

И это приводит к моему последнему пункту: Церковный Новый год теперь отмечен молитвами о заботе об окружающей среде.

Патриарх Константинопольский Димитрий в 1989 году издал энциклику об окружающей среде, призывающую всех православных молиться и защищать окружающий мир. Его энциклика также установила 1 сентября — начало нового церковного года — как «день молитвы о защите окружающей среды» для Вселенского Патриархата, что вскоре после этого было принято остальными каноническими православными церквями. (Недавно этому примеру последовал Ватикан.)

С момента возведения его во Вселенского Патриарха каждый год 1 сентября Патриарх Варфоломей издает энциклику об окружающей среде. Варфоломея ласково называют «Зеленым Патриархом», и он часто выступает на международной арене о защите Творения.

И все это имеет смысл.

Начало Нового года веками было празднованием основания мира (Anno Mundi). Это день благодарности Богу за обильный урожай. Это день, когда признается Божья защита и провидение мира, а также наша ответственность и управление им.

Все это естественным образом восходит к истории самого Творения, истории, в которой человечество, представленное Адамом и Евой, несет огромную ответственность за заботу о каждом живом существе. Восстановление мира между человечеством и сотворенным порядком лежит в основе искупления и обожения, и это, в конечном счете, то, чем является Церковный Новый год.

Заключение

Как я упоминал в других статьях, наш церковный год начинается и заканчивается жизнью Марии. Рождество Богородицы — первый Великий праздник в году, а Ее Успение или «засыпание» — последний.

В этом цикле мы видим Воплощение Богочеловека Иисуса Христа в основе нашей истории как Божьего народа. И между этими двумя точками отсчета находится этот праздник, который на первый взгляд может показаться своеобразным или даже неуместным пережитком Римской империи.

Церковный Новый год служит ключевым моментом всей нашей литургической жизни из года в год.

Мы прощаемся со старым и приветствуем новое. Мы благодарим Господа за то, что он сделал, и просим Его милости и защиты в грядущие дни. Мы уделяем время тому, чтобы подумать о нашем влиянии на окружающий мир и о том, исходят ли наши действия из эгоистичных сердец или сердец из сострадания.

Этот праздник указывает на самую суть проповеди Христа об истинной, христианской духовности: молитва, пост и милостыня. Молитвы о видимых и невидимых благах, пост ради мира и собственного умерщвления и милостыня на попечение о ближних. Самопожертвование и обещание, красота и сдержанность.

Так что открывай бутылку шампанского и приноси свои просьбы Господу. Это начало нового года.

Источник: Каталог добрых дел

Жития всех святых, память 21 сентября


Отдание Крестовоздвиженского

В связи с отданием Креста Воздвижения служба святому Квадрату Семидесяти поется 22 сентября. свеча. Подойдя к центру храма, он трижды кадит вокруг Креста. Он берет поднос с Крестом и кладет его себе на голову, чтобы отнести в алтарь. Диакон идет перед ним, каждая Крест. После возложения Креста на алтарь священник кадит четыре стороны Престола.


Апостол Квадрат из Семидесяти

Святитель Квадрат, апостол из числа семидесяти, проповедовал Слово Божие в Афинах и Магнесии (восточный полуостров Фессалии), был епископом Афинским. Его биограф назвал его «утренней звездой» среди облаков язычества. Многих язычников он обратил в истинную веру во Христа Спасителя, а его проповедь возбуждала ненависть язычников. Однажды на святого напала разъяренная толпа, чтобы забросать его камнями. Сохраненный Богом святой Квадрат остался жив, и его бросили в темницу, где он умер от голода. Его святое тело было погребено в Магнезии.

В 126 году святой Квадрат написал Апологию в защиту христианства. Представленная императору Адриану (117–138) Апология повлияла на гонения на христиан, поскольку император издал указ, в котором говорилось, что никто не должен быть осужден без уважительной причины. Эта Апология была известна историку Евсевию в четвертом веке. В настоящее время сохранилась лишь часть этой Апологии, цитируемой Евсевием: «Дела нашего Спасителя всегда были засвидетельствованы, потому что они были истинны. Его исцеления и воскрешения людей из мертвых были видны не только тогда, когда они исцелялись и воскресали, но всегда. Они жили не только во время существования Спасителя на земле, но и оставались живыми еще долго после Его ухода. Некоторые, действительно, дожили до нашего времени».

Память святителя Квадрата также 4 января.


Обретение мощей святителя Димитрия (Дмитрия), митрополита Ростовского

В 1702 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыл в Ростовский собор, а также посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая).

Отслужил Божественную литургию в соборном храме Зачатия Пресвятой Богородицы, после чего указал присутствующим место своего будущего погребения с правой стороны храма. «Вот место моего упокоения, — сказал он, — здесь я поселюсь навечно». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года..

Вопреки пожеланиям святителя, выраженным им в завещании, духовенство и народ Ростова просили местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана Яворского, прибывшего на отпевание, совершить отпевание на городской кафедральный собор.

Митрополит Стефан настоял на том, чтобы тело его умершего друга было погребено рядом со святителем Иоасафом, который был предшественником святителя Димитрия. Однако могила не была подготовлена ​​до приезда митрополита Стефана, хотя со дня кончины святителя прошло около месяца.

В связи со срочным отъездом митрополита Стефана из Ростова в могилу, в которой 25 ноября было погребено тело святителя, был положен наскоро сооруженный деревянный сруб. Это обстоятельство, предвиденное Промыслом Божиим, привело к быстрое обнаружение реликвий.

В 1752 году в соборной церкви монастыря производился ремонт, и 21 сентября было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения пострадало от сырости, дубовый гроб и надпись на нем сгнили, но тело святого и даже его омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились неповрежденными.

После обретения мощей святитель Димитрий стал исцелять многие болезни и совершать много чудес. Когда об этих фактах стало известно Священному Синоду, он направил Комиссию в составе митрополита Суздальского Сильвестра и архимандрита Симонова монастыря Гавриила для осмотра мощей владыки Димитрия и проверки чудесных исцелений.

По представлению Комиссии издан указ Святейшего Синода от 29 апреля 1757 г. о причислении святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых, и назначении дат памяти его 28 октября (день преставления) и сентября 21 (обретение его мощей).

Память Русской Церкви также святителей Димитрия Ростовского, Митрофана и Тихона Воронежских 19 июля.


прп.

Преподобный Даниил Шухольский родился в Московском княжестве в шестнадцатом веке. Подвизался на севере Руси, где принял постриг в Комельском монастыре, основанном святителем Корнилием Комельским в 1498 году. на горе Шуг Хилл. Здесь святой подвижник основал свой монастырь в честь Преображения Господня. Преподобный Даниил был погребен в храме в честь Преображения Господня основанного им монастыря. В 1764 году монастырь был превращен в приход.


Преподобный Иосиф Заоникиев монастырь, г. Вологда

Святитель Иосиф Заоникиев, в миру Иларион, благочестивый крестьянин из села Обухово Кубенской области Вологодской губернии. Долгое время он страдал болезнью глаз и усердно молился о помощи Господу, Пресвятой Богородице и святым, в особенности святым бессребреникам Косме и Дамиану.

Молитва его была услышана, и в 1588 году, по откровению святого Космы, Иларион пошел в лес в болотистое место, к иконе Божией Матери, от которой получил исцеление. В благодарность преподобный расчистил лесную чащу на месте явления чудотворной иконы и построил часовню, в которую и поместил икону. Сам он поселился рядом, приняв монашескую схиму с именем Иосиф.

Впоследствии, по благословению святителя Антония, епископа Вологодского, на месте подвигов Иосифа возник Заоникиев монастырь, названный так по имени разбойника Аникия, некогда обитавшего в этом лесу. Когда монастырь расширился и число монахов возросло, по совету преподобного Иосифа Антоний был избран игуменом. Сам Иосиф не принял лидерство из смирения. Так как он скрывал от других свои строгие подвиги, его считали юродивым. Он стоял на ногах во время молитвы в своей часовне и ходил босиком по лютому холоду.

Преставился преподобный Иосиф 21 сентября 1612 года в возрасте 83 лет и был погребен в основанной им обители.


Священномученик Ипатий, епископ Эфесский, и его пресвитер Андрей

Священномученик Ипатий, епископ Эфесский, и иерей Андрей пострадали в VIII веке при императоре-иконоборце Льве Исавре (717-741). В юности они вместе учились в одном из монастырей. Святой Ипатий принял монашество, а святой Андрей стал клириком и усердно наставлял людей в христианской вере.

Когда император Лев Исавр стал преследовать почитающих святые иконы, а святые иконы были выброшены из храмов на попрание и сожжение, святые Ипатий и Андрей встали на защиту иконопочитания, призывая свою паству сохранять верность Православию.

Император, желая уговорить святых, созвал их к себе и устроил диспут о почитании икон, на котором святые Ипатий и Андрей последовательно смогли отстоять православное почитание икон.

Мучеников бросили в темницу и долго держали там, надеясь, что это заставит святых отречься от своих убеждений, но святые остались непоколебимы. Тогда император приказал истязать мучеников. Их били, содрали кожу и волосы с голов, бороды вымазали смолой и подожгли, а на головах мучеников сожгли святые иконы.

Святые терпеливо переносили все муки и остались живы. Император приказал протащить святых через город на поругание народа и только после этого убить. Тела святых Ипатия и Андрея бросили на съедение собакам, но верующие благоговейно предали их погребению.


Святой Исаак Кипрский

В настоящее время информация отсутствует.


Святитель Мелетий, епископ Кипрский

В настоящее время информация отсутствует.


Мученик Евсевий Финикийский

В настоящее время информация отсутствует.


Мученик Приск Фригийский

В настоящее время информация отсутствует.


26 монашеских мучеников Зографских, Святая Гора Афон

В июле 1274 года византийский император Михаил VIII заключил унию с Римской церковью в Лионе, Франция. Столкнувшись с опасностями со стороны Карла Анжуйского, турок-османов и других врагов, император счел целесообразным такой союз с Римом. Лионская уния требовала от православных признания власти Папы, использования Филиокве в Символе веры и использования азимов (опресноков) в литургии. Патриарха Иосифа низложили за то, что он не согласился на эти условия. Монастырское духовенство и многие миряне как на родине, так и в других православных странах решительно выступали против унии, осуждая императора за его политические замыслы и измену православию.

9 января 1275 года в Константинополе была отслужена Литургия, на которой Папа был поминовен как «Григорий, главный понтифик Апостольской Церкви и Вселенский Папа». Сестра императора заметила: «Лучше погибнет империя моего брата, чем чистота православной веры». Вспоминая печально известный крестовый поход 1204 года, когда латинские крестоносцы разграбили Константинополь, многие люди также предпочли подчиниться неверным, чем отказаться от православной веры.

Двадцать шесть мучеников Зографского монастыря на Афоне были среди тех, кого преследовали император Михаил VIII Палеолог (1261-1282) и патриарх Иоанн Беккос (1275-1282) за то, что они не послушались императорского повеления признать Союз Лион. Они стойко держались учения отцов Церкви и бесстрашно порицали тех, кто принимал католические учения.

Когда власти пришли на Афон, чтобы навязать имперскую политику, монахи Зографа заперлись в своем монастыре. С башни они укоряли сторонников Союза, называя их беззаконниками и еретиками. Нападавшие подожгли монастырь и заживо сожгли двадцать шесть мучеников.

Имена мучеников: игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина, которые умерли вместе с ними.

Память этих святых мучеников также 10 октября.


Преподобный Косма Болгарин Зографский, Афонская гора

Святой Косма родился в Болгарии в конце XIII века и в молодости поступил в Зографский монастырь.

Отличившись подвижнической жизнью, он стяжал и добродетели смирения и послушания. Через некоторое время святой Косма удовлетворил начальство, что достиг такой степени опыта и совершенства в монашестве, которая позволяет ему жить в уединении без опасностей. Святой Иоанн Лествичник (ст. 8, 18) описывает тип человека, которому нельзя позволять жить одному по своей воле, и подводные камни такой жизни для не очистившихся от страстей. По благословению своего духовного Отца святой Косма оставил монастырь, чтобы приступить к еще более напряженным духовным подвигам.

Через смирение богоугодный подвижник достиг высот добродетели, считая все свои усилия ни за что, а содеянное добро приписывая милосердию и благодати Божией. Поэтому он приобрел от Господа духовные дары, в том числе и дар пророчества.

Святой Косма Зографский почил ко Господу на Афоне в 1323 году.


Святой Иоанн Грузинский

Архимандрит Иоанн (в миру Василий Майсурадзе) родился в городе Цхинвали в Самачабло около 1882 года. Воспитывался в крестьянской семье и обучался выполнению всех видов рукоделия. Василий был едва подростком, когда помог о. Спиридона (Кетиладзе), настоятеля монастыря Бетания, восстановить монастырь между 189 г.4 и 1896.

Василий с юности стремился к монашеской жизни и в 1903 году, по воле Божией, перешел в скит святого Иоанна Богослова Иверского монастыря на Афоне. Среди братьев он отличался простотой и послушанием. Он был пострижен в монахи и назван Иоанном в честь святого Иоанна Богослова, которого глубоко почитал и стремился подражать.

Монах Иоанн вскоре был рукоположен в сан священника. Всю свою жизнь святой отец посвятил себя служению Богу и своим братьям во Христе в надежде, что его собственная жизнь может быть для них плодотворной.

Фр. Иоанн оставался на Афоне семнадцать лет. Затем, из-за все более тревожных обстоятельств, он покинул Святую Гору вместе с другими грузинскими монахами где-то между 1920 и 1921 годами. Он поселился в монастыре Армази за пределами Мцхеты, где большевики оставили для уединения только одного монаха. Однажды в монастырь ворвалась банда вооруженных чекистов во главе с о. Иоанн и другой монах ушли и выстрелили им в спину.

Полагая, что они мертвы, они бросили их в ближайшем ущелье. Позже группа людей обнаружила о. почти бездыханное тело Иоанна и привезли в монастырь Самтавро в Мцхете. Другой монах получил лишь незначительные травмы и вернулся в монастырь самостоятельно.

Когда здоровье восстановилось, о. Иоанн отправился в монастырь Бетания, где еще подвизался его первый духовник. Вскоре после этого он был назначен настоятелем. Привыкший с детства к тяжелому труду, он умело руководил сельскохозяйственными работами монастыря. Когда в монастырь приходили посетители за советом или утешением, о. Иоанн тепло приветствовал их, накрыв перед ними праздничную трапезу. Ему нравилось проводить время со своими гостями, особенно с детьми.

Говорят, что у него всегда были конфеты или особые угощения для самых маленьких. Дети так любили его, что в праздник святого Иоанна Богослова, когда он окроплял храм святой водой, они прыгали вокруг него и пытались взъерошить ему волосы. Родителям детей было стыдно, но о. Иоанн бодро уверил их, что так подобает радоваться в праздничный день.

Истинно о. Иоанн был наделен глубокой любовью к молодежи, а также наделен божественными дарами пророчества и чудотворения. Однажды к нему в монастырь приехал некий Ираклий Гудушаури, студент Московской духовной семинарии. о. Иоанн принял его с исключительной теплотой, благословив слезами радости. Этот ученик впоследствии стал Католикосом-Патриархом Илией II, любимым пастырем, который и по сей день продолжает руководить стадом грузинских верующих.

Фр. Джон строго дисциплинировал себя. Он много работал весь день и спал на одном куске дерева. Он проводил целые ночи в молитвах. Многие задавались вопросом, когда он отдыхал и откуда у него такой, казалось бы, бесконечный запас энергии.

Иногда воры воровали еду или домашних животных из монастыря. Но и у монастыря было много покровителей, даже в советской власти. Группа христиан, которые работали на правительство, тайно исповедуя свою веру, поддерживали о. Иоанн и о. Георгия (Мхеидзе), разъясняя и оправдывая их перед правительством как «хранителей национального памятника культуры».

Многие чудеса, совершенные о. Иоанн известен нам сегодня, хотя он опасался получать почести за свои дела. Фр. Иоанн и Георгий исцеляли глухих, к ним приводили для исцеления многих неизлечимо больных. Пробыв несколько дней в монастыре, немощные чудесным образом очищались от болезней. о. Иоанн нес наибольшую нагрузку в монастыре. Он глубоко сочувствовал о. Георгия, который был физически болен и непригоден для тяжелой работы. Но о. Иоанн ушел из жизни раньше о. Джордж. о. Иоанн заболел и скончался в 1957 лет, в возрасте семидесяти пяти лет. Похоронен в монастыре Бетания.


Святой Георгий (Иоанн) Грузинский

Фр. Георгий (Мхеидзе) родился в селе Схвава Рачинского района около 1877 года. Он получил военное образование, весьма почитаемое среди грузинской аристократии, но вместо того, чтобы сделать военную карьеру для защиты Российской империи, он посвятил себя к национально-освободительному движению Грузии. Одно время благочестивый и ученый Георгий работал у преподобного Илии Праведника личным секретарем. Он часто встречался с духовником святого Илии, святителем Александром (Окропиридзе), священномучеником Назаром (Лежавой), а также был знаком с другими видными духовными деятелями того времени.

Желая пожертвовать своей жизнью Богу, Георгий был пострижен в монашество святым священномучеником Назаром. В его редком характере дворянская осанка сочеталась со смиренным монашеским аскетизмом. о. Георгий был рукоположен в священники и вскоре возведен в сан архимандрита.

Преисполненный божественной любви и патриотического чувства, святой отец охотно переносил тяжкие тяготы и душевные невзгоды, обрушившиеся в то время на его страну.

В 1924 г., когда о. Георгий подвизался в монастыре Хирса в Кахетии на востоке Грузии, в монастырь ворвалась вооруженная толпа чекистов. Злоумышленники избили его, остригли ему волосы, сбрили бороду и угрожали лишить жизни. Он искал убежища у своей семьи, но безрезультатно — его братья, которые были атеистами, сбрили ему бороду, пока он спал. (Один из братьев о. Георгия впоследствии покончил жизнь самоубийством, а другой вместе с женой был расстрелян чекистами.) В том же году о. Георгий посетил монастырь Бетания и был представлен о. Иоанна (Майсурадзе), с которым он будет работать до конца своей жизни.

Фр. Здоровье Георгия было слабым, и он мог выполнять только самые легкие работы в монастыре. Он ухаживал за огородом и взял на себя ответственность за разведение пчел. Он был чрезвычайно щедр. Временами он отдавал всю монастырскую пищу нуждающимся, уверяя о. Иоанна, что Сам Бог даст им хлеб насущный.

Высокий, худощавый, с прямой осанкой, о. Джордж был строг как внешне, так и в поведении. Он очень мало разговаривал с другими людьми, и дети не играли с ним, как с о. Джон. Зная его характер, они старались угодить ему, читая молитвы и ведя себя прилично. о. Георгий не любил покидать монастырь, но ему часто приходилось ездить в Тбилиси к своим духовным чадам, среди которых было много тайных христиан, работавших на правительство.

Фр. Джордж был наделен дарами пророчества и исцеления, но старался их скрывать. Когда его вынуждали раскрыть их, он выдавал их, как будто в них не было ничего экстраординарного. Однажды в монастырь прибыл некий паломник и с удивлением обнаружил, что о. Джордж знал его по имени. Чувствуя его великое изумление, о. Георгий сказал паломнику, что он присутствовал при его крещении около тридцати лет назад, скрывая таким образом свой Богом данный дар. о. Георгий заранее знал, когда племянник привезет к себе в монастырь во время Великого поста своих сестер, которых не видел сорок восемь лет.

Просветленный этим предвидением, о. Джордж приготовил рыбу и праздничную трапезу в честь этого события.

Молитвы о. Георгий и о. Иоанн исцелил племянника первого, который был поражен смертельным штаммом менингита. Они вернули слух глухому ребенку и исцелили многих других от телесных недугов.

В 1957 г., когда о. Иоанн отошел ко Господу, о. Георгий был пострижен в великую схиму. Ему дали имя Иоанн в честь только что ушедшего духовного брата. о. Георгий-Иоанн теперь нес полную ответственность за дела монастыря. Его здоровье еще больше ухудшилось под тяжестью этого тяжелого ига.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts