Схима монашеская что это: Схима монашеская — что это, виды, значение, принятие
Содержание
Схима монашеская — что это, виды, значение, принятие
media.pravoslavie.ru
Содержание статьи
- Что такое схима?
- Монашеский постриг в Православии
- Три ступени схимы
Что такое схима?
- Схима (от древнегреч. «образ») — это торжественный обет православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.
- Схимой также называют монашеское облачение.
Монашеский постриг в Православии
Монашеский постриг в Православной Церкви делится на:
- рясофор,
- малую схиму (мантию),
- великую схиму.
В отличие от рясофорного монаха, который не даёт монашеских обетов, и иногда даже не меняет имя, постригаемый в схиму даёт обеты послушания, нестяжания и девства, а также меняет имя.
Монах, принявший малую схиму, поверх рясы, которую разрешается носить рясофорному монаху, носит мантию, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста), клобук (головной убор в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом), четки и сандалии.
Принятие малой схимы — это принятие строго аскетического образа жизни.
Великая схима — высшая ступень православного монашества. Принятие великой схимы означает полное отчуждение от мира и посвящение жизни Богу. Монахи ещё раз дают обеты, но уже в более строгой форме и снова принимают новое имя, получая при этом новых небесных покровителей.
Принявший великую схиму носит аналаву (особый вид парамана), куколь (остроконечную шапочку), пояс, хитон и сандалии. В руках у схимника — четки для непрестанной молитвы.
В монастырях схимники обычно живут отдельно от других монахов, их послушание — служение Литургии и духовничество.
Три ступени схимы
Схиму ещё называют «ангельским образом», так как постригающиеся в схиму умирают для мира и, следуя принятым обетам, приобретают образ ангела.
Преподобный Нил Мироточивый оставил очень образное описание трёх ступеней монашества: «Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела. Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом. Принятие же великого образа, схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность. Возвращение из рясофорного пострига в мир так же недопустимо, как если бы кто вписался в войско, потом дезертировал и не присоединился к войскам, пошедшим на войну; он становится отступником царя. Когда царь увидит сего отступника, сего преслушника царского веления, вычеркнет его из списка. Подобное сему постигнет того, кто, вознамерившись быть монахом и вписавшись в воины Царя Небесного, потом раскается в сем намерении, выпишется, сделается рабом мира, поработившись и делам мира — смраду греховному…»
Согласно историческим данным, первым схимником был Пахомий Великий. Предшественники представителей великой схимы — отшельники, уходившие в пустыни.
Четвертый Вселенский Собор постановил, что отшельники, живущие в пустынях, могут жить в затворах при монастырях. Эти отшельники стали великосхимниками.
Известными схимонахами были:
- Антоний Печерский,
- Амвросий Оптинский,
- Серафим Вырицкий.
Многие схимники обладали даром прозорливости, а после смерти некоторые из них были причислены к лику Святых. Верующие часто прибегают к помощи схимников, прося у них совета и благословения. Множество людей с этой целью посещают Оптину Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.
Читайте также:
- Рождение монашетва
- Монастырь, монашество
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
ВЕЛИКАЯ СХИМА — Древо
- Статья
- Новости
- Обсуждение
- Предложения
- Версии
Изменить
Перенаправлено со статьи «ВЕЛИКАЯ СХИМА»
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Схима, высшая степень монашества, заменяет древнее отшельничество. Посвященные в схиму — схимонахи и схимонахини (или схимники) — дают обеты выполнения более суровых монашеских правил.
Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую «степень», «чин», «образ», которому стало усвояться наименование «великого» в отличие от киновиатов, т. е. общежитийных иноков, получивших название малого ангельского образа. Для иноков великого ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство.
В VI в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для перехода из общежития в затвор (четыре года — VI Вселенский собор прав. 41).
К началу IX века деление монашествующих на 3 степени — новоначальных, малосхимников и великосхимников — окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы — большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения, с другой — таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.
В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий Печерский. Века XII, XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в схиму, шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследование великой схимы в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые «указы великого образа» выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: «облачается (имя рек) в аналав и схиму». В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить «великий образ» и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение. Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой схимы в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности.
Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей великосхимницы.
О пострижении в великую и малую схиму в настоящее время см. Пострижение, а также Монашеское одеяние и Параман.
Литература
- Архим. Иннокентий (Беляев), «Пострижение в монашество» (Вильна, 1899).
Источники
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/071/4/4565.htm
Редакция текста от: 26.11.2006 09:57:51
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана,
значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием.
Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста,
вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
«СХИМА» еще можно поискать:
полнотекстовый поиск в Древе:
Яндекс —
Google
в других энциклопедиях:
Яндекс —
Википедия —
Mail.ru —
в поисковых системах:
Искомое.ru —
Яндекс —
Google
Монашеские Степени |
Когда желающий монашеской жизни поступает в монастырь, он обычно проходит три ступени или стадии: Малая схима (Крестоносец или Ставрофор) и 3) Преподобный Великой схимы (рус. Схимник). Исповедник, поступающий в монастырь, желает сделать это для того, чтобы достойно проявить себя в ангельском состоянии, называемом так потому, что монахи отрекаются от всего мирского, не женятся, не приобретают и не держат имения и живут, как ангелы на небесах, день и ночь прославляя Бога и стремясь во всем исполнять Его Волю. Первое действие любого, кто хочет выполнить какое-либо напряженное задание, — это подготовка. Если, например, кто-то является спортсменом, он будет тренироваться и кондиционировать себя физически и умственно, чтобы лучше выступать в выбранном виде спорта. Если кто-то хочет стать врачом, юристом, бизнесменом или кем-то еще, он сначала готовит себя соответствующим образованием, ученичеством под умелым руководством более опытного человека и так далее. Солдат сначала проводит время в учебном лагере, тренируясь физически и умственно, чтобы быть хорошим солдатом. Таким же образом тот, кто желает стать монахом, должен подготовиться к поставленной задаче, таким образом вступая в качестве испытуемого (или послушника). В течение не менее трех лет послушник должен обучаться под руководством опытного в монашеской жизни и направлении душ, погружаясь в жизнь монастыря, стараясь выполнять данные ему послушания. и готовил себя телесно (трудами, постами, бдениями и т. д.) и духовно (через молитвенное правило и послушание старцу) к иноческой жизни. Этот трехлетний период подготовки существует с древнейших времен, ибо в Житии святителя Пахомия, основателя Общинного жития, мы узнаем, что ему было повелено ангелом: никого не допускать к исполнению высшего подвиги, пока не пройдут три года… Пусть он вступает в эту область только тогда, когда совершит какую-нибудь тяжелую работу. Традиционно Новичок, проведя короткое время в мирской одежде, облачается в часть монашеского одеяния, то есть во Внутреннюю Риасу и Скуфос (или монашескую шапку). Внутренняя ряса — это просто халат с узкими рукавами, доходивший до щиколоток (подризник по-русски), а скуфос — чашеобразная шапка, общая для всех православных священнослужителей и монахов. Эти одежды всегда черного цвета (как и все монашеские одежды), что означает покаяние и мертвость для мирских путей. Риасафор. После того, как человек некоторое время был новичком, он мог сделать следующий шаг, а именно монаха Риасафор, который, следует отметить, все еще считается новичком, но в особом смысле. Он не дает торжественных обетов, как это делают монахи Малой и Великой Схемы, но все же считается, хотя и несовершенным, истинным Монахом. Он не может жениться, он не может выйти из монастыря без порицания, а если он выйдет и женится, то подлежит отлучению от церкви. Тем не менее, он все еще Новичок. Орден Риаса обычно исполняется после одного из канонических Часов. Предстоя пред игуменом, кандидат постригается (волосы крестообразно постригаются) во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, знаменуя тем, что отбрасывает от себя всякие праздные помыслы и дела, и принимает на себя иго Господне. Затем настоятель надевает на него Внешнюю Риасу (внешнюю мантию с широкими рукавами) и Камилавку (шляпу с плоским верхом). В древности Риасу надевали в дни траура, и она означает для послушника, что он должен оплакивать свои грехи. Камилавка (шапка, защищающая от зноя) означает для послушника, что он должен укротить накал страстей. Отныне послушника называют Риасафор (Носитель мантии), но, как уже отмечалось, никаких обетов не дано. [В наше время иноку Риясафору дозволяется и монашеская пелена с камилавкой, как носят иноки Малой и Великой схим.] Тот, кто достиг сана Риасафора, не обязан продвигаться дальше по монашеским степеням, и многие делают это не по своему выбору, но и послушник не обязан повышаться до сана Риасафор до принесения торжественных обетов и достижение следующей ступени в монашестве, а именно ступени Малой схимы (привычка, достоинство или вид). Орден Малой схемы. Изначально в монашестве было только два чина: Исповедник и Преподобный Ангельского Обряда (или Великой Схимы). Таким образом, можно сказать, что для каждого Монаха самым желанным подвигом души, подвигом достижения совершенства является принятие Великой схимы. Издревле иноки говорили о Великой схиме, как о кульминации монашества, в которой преподобный любит Бога совершенной любовью по евангельскому повелению, всем сердцем, и всею душою, и всем разумением (Мф. 22:37). Со временем Малая схима стала своего рода подготовительной ступенью к Великой схиме. Совместное житие (жизнь инока малой схимы) стало называться обручением, а уединение (житие инока великой схимы) в монастыре – действительным браком. Тонзура. Главной особенностью Ордена Малой Схемы является постриг и принятие торжественных обетов. Монашеский постриг (или исповедание) можно рассматривать как мистическое бракосочетание души с Небесным Женихом, но его также можно рассматривать как второе Крещение, поскольку сама церемония параллельна действительной церемонии Крещения. Кандидат в монашеский постриг приходит кающимся, как бы на Крещение. [В греческом оригинале обряда кандидат упоминается как оглашенный, и он выполняет, в некотором смысле, оглашение до монашеского пострига в своем трехлетнем испытании.] Кандидат стоит без одежды в нартексе церкви, как будто его собираются окрестить погружением в воду, что означает, что Ветхий Человек снимается, а Новый Человек облекается. Даются обеты, как при Крещении, подобные Крещенским обетам отречения, веры и послушания до конца жизни, и они даются в ответ на конкретные вопросы, как при Крещении. Новое имя дается, как при Крещении, и волосы в постриге стригутся, как при Крещении. Новому монашеству дается крест, как крест возлагается на шею новокрещеного, и ему также дается зажженная свеча, как и новокрещеному. Таким образом, очевидно, что сходство Монашеского пострига с Крещением не случайно; действительно, в наставлениях, данных оглашенным монахам в чине Великой схимы (с параллелями в чине малой схимы), сказано: Второе Крещение принимаешь… и очистишься от твои грехи. В «Монашеском постриге» мы также видим мистическую инсценировку возвращения Блудного сына в отчий дом, ибо вначале он стоит вдали от отцовского дома (в Нартексе вход в Святилище ) как кающийся, оставивший мир, испив чашу его обманчивых наслаждений. Он виден издалека (как Блудный сын был его отцом), ибо монахи приходят, чтобы приветствовать его и сопровождают к воротам Алтаря, где его ждет его отец (аббат). В Ордене Малой Схемы, как отмечалось выше, Послушник стоит в Нартексе без одежды и обуви, одетый только в какую-то рубашку (в древности во власяницу), ожидая, как кающийся, чтобы его провели в его отцовский дом. Когда его ведут к настоятелю, послушник совершает по дороге три простирания, а затем останавливается перед Святыми вратами, где его ждет настоятель. Перед ним стоит аналой, на котором лежат Крест и Завещание. Затем аббат спрашивает его, что он ищет, приходя сюда. Ответ дан, я ищу жизнь умерщвления. Затем аббат спрашивает его, стремится ли он к ангельскому сословию, отдает ли себя Богу по своей воле, намерен ли он пребывать в монастыре и вести умерщвляющую жизнь до своего последнего вздоха, намерен ли он храни себя в девстве, целомудрии и благочестии, будет ли он оставаться послушным игумену и братии даже до смерти, и будет ли он охотно терпеть ограничения и тяготы монашеской жизни. Когда он ответил на все эти вопросы: «Да, преподобный отец, с помощью Божией», настоятель увещевает его относительно природы монашеской жизни, и послушник клянется соблюдать свои обеты, которые были включены в Орден монашества. Исповедь святого Василия Великого. Затем, чтобы проверить его готовность, настоятель трижды вручает послушнику ножницы, которыми нужно совершить тонзуру, каждый раз прося его взять эти ножницы и отдать их мне. Каждый раз послушник берет ножницы и возвращает их настоятелю, целуя его руку. Затем игумен постригает голову послушника в виде креста, говоря: «Брат наш N. постригается острижением волос на голове во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и при этом меняет имя послушника на другое в знак полного отречения от мира и совершенного самопосвящения Богу. Действительно, первым актом послушания нового монаха является принятие им данного ему нового имени. Монастырская привычка. По завершению пострига новый монах получает монашеский обряд. Ему дано носить квадрат ткани, называемый Параман (что-то добавленное к мантии), на котором изображен Крест Христа с копьем, тростником и губкой и надписью: «Я ношу на своем теле раны Господа». . Он завязывается на плечах и талии с помощью завязок или шнуров, пришитых к углам, и служит напоминанием новому монаху о том, что он взял на себя ярмо Христово и должен контролировать свои страсти и желания. В то же время ему на шею вешают Крест (часто привязанный к тем же веревкам, которыми связан Параман), означающий, что он должен следовать за Христом. Затем монаху дается внутренняя риза, такая же, как у стажеров. Кожаный пояс, сделанный из кожи мертвого животного, означающего мертвость для мира, застегнут вокруг его чресл. Это препоясывание чресл также означает телесное умерщвление и готовность к служению Христу и Его возвращению (Лк. 12:35-37). Затем монаху дается мантия (мантия или плащ), длинная одежда без рукавов, также называемая одеждой нетления и чистоты, отсутствие рукавов означает сдерживание мирских занятий. На голову Преподобному дается камилавка с покрывалом (по-русски клобук), или шлем спасения. Завеса означает, что монах должен скрывать свои факты от искушения и оберегать свои глаза и уши от всякой суеты. Крылья завесы датируются временем святителя Мефодия (846 г.), патриарха Константинопольского, который был ранен в лицо во время правления императора-иконоборца Феофила. Чтобы скрыть свои раны, святой носил крылья с покрывалом и завязывал их на нижней части лица. Итак, крылья завесы с тех пор употребляются в память о страданиях святого. Наконец монаху дают сандалии на ноги. После облачения Монаху выдается Молитвенная четка с множеством узлов, по которой можно считать молитвы и поклоны. Эта четка является духовным мечом монаха, помогающим ему побеждать рассеянность во время молитвы и отгонять от души злые мысли. Затем ему дается наручный крест как щит веры, которым он может погасить раскаленные стрелы лукавого. Наконец, ему дают зажженную свечу в знак того, что он должен стремиться чистотой жизни, добрыми делами и хорошим поведением быть Светом Миру. В заключение диакон читает Великую ектению с добавлением особых прошений от имени нового монаха. Песнь Яко во Христа во Христа облекшись, во Христа облекшись, поется, как при Крещении, а затем Апостольские и Евангельские чтения, напоминая новому Преподобному, что он должен вести брань против врагов спасения и как любовь к Богу должна быть больше, чем любовь к родителям и т. д. По завершении Обряда Поцелуй Мира обменивается новым Монахом и другими братьями Монастыря. Орден Великой Схемы. Как отмечалось ранее, конечной целью Монаха является Орден Великой Схемы (или Ангельского Привычка). Тот, кто стремился к этому достоинству, обычно много лет подвизался в монашеской жизни и часто не удостоился его до конца монашеской жизни. Достигшие этого состояния обычно проводили остаток жизни в полном уединении и безмолвии в пределах монастыря или специально устроенного скита или пустыни, куда миряне не могли войти даже помолиться. Следует, однако, отметить, что не все отцы и подвижники Церкви делили монашество на Великую и Малую схиму. Например, св. Феодор Студийский (826 г.) не соглашался с этой практикой, так как считал, что как есть только одно Таинство Крещения, так и должна быть только одна форма монашества. Практика, однако, получила широкое распространение, хотя, например, в афонских греческих монастырях обычно соблюдается практика св. Феодора. Орден Великой Схимы отличается от Малой Схимы следующими особенностями: 1) монашеские облачения возлагаются на Престол накануне вечером, что означает, что кандидат получает их от Самого Господа; 2) снова изменено имя Монаха; 3) вместо Парамана преподобный Великой схимы получает одеяние, называемое Аналавос (по-русски Аналав), или мистический Крест, который преподобный должен ежедневно брать в подражание Христу. Его носят на шее и доходят до лодыжек на конце. На нем изображен Крест Христов вместе с копьем, тростником и губкой, а также черепом и скрещенными костями. Как и Параман, Аналав делается из кожи мертвого животного и по той же причине; 4) вместо камилавки с покрывалом Преподобному Великой Схимы дается остроконечная шапка и покрывало, именуемое Кукулионом или Капюшоном (часто называемым Куполом Бесхитростия), на которых изображены пять крестов один на лоб, один на спину между плечами, один на спине ниже и по одному на концах крыльев завесы. Монахини. В заключение отметим, что в Православии монашество охватывает как мужчин, так и женщин. Общие правила организации монашеской жизни, монашеские степени, постриг, устав и т. д. едины для всех монашествующих, равно как и цели и стремления монашеской жизни одинаковы как для мужчин, так и для женщин. Обычно монахини-женщины называются монахинями, а их монастыри — монастырями, и поскольку к монахам обращаются как к брату или отцу, так и к монахиням обращаются как к сестре или матери. Настоятельница монастыря носит титул игумении (по-русски – игумена, по-гречески – игуменисса). Тем не менее, хотя и изолированы в отдельных монастырях, каждый изолирован от противоположного пола, все православные монашествующие, как монахи, так и монахини, объединены в общем стремлении к Ангельскому государству. |
Выдержка из книги «Эти истины, которых мы придерживаемся – Святая Православная Церковь: Ее жизнь и учение». Составил и отредактировал монах Свято-Тихоновского монастыря. Copyright 1986 Издательство Свято-Тихоновской семинарии, Южный Ханаан, Пенсильвания 18459. Чтобы заказать экземпляр книги «Эти истины, которые мы держим», посетите книжный магазин Свято-Тихоновской православной семинарии. |
Объяснение монашеской одежды
св. Иоанна Кассиана
Когда мы начинаем говорить об уставах и уставах монастырей, с чего лучше начать, с Божией помощью, как не с самого монашеского одеяния? После того, как мы представим их внешний вид, мы сможем в логической последовательности обсудить их внутреннее поклонение.
Итак, монаху надлежит всегда одеваться как воин Христов, всегда готовый к бою, с препоясанными чреслами.
Одеяние монаха должно быть только таким, чтобы оно покрывало тело, защищая от позора наготы, и предохраняло от причинения вреда холодом, а не так, чтобы оно питало семена тщеславия или гордыни. По словам того же апостола:
«имея пищу и кров, да насыщаются этим» (1 Тимофею 6:8).
Он говорит «покрывало», а не «одеяние», что неверно в некоторых латинских изданиях. Это означает только то, что может покрыть тело, а не то, что может польстить ему своим роскошным стилем.
Таким образом, он должен быть обычным, чтобы быть неотличимым по новизне цвета и кроя от того, что носят другие мужчины этой избранной ориентации; ни в каком отношении он не должен быть застенчиво дотошным, но и, с другой стороны, не должен быть запачкан грязью, накопленной по небрежению; наконец, оно должно отличаться от облачения этого мира тем, что хранится совершенно одинаково для использования служителями Божьими.
В одежде египтян есть и другие вещи, относящиеся не столько к благополучию тела, сколько к регулированию поведения, так что соблюдение простоты и невинности может сохраняться даже в самом характере их одежда. Таким образом, днем и ночью они всегда носят небольшие капюшоны, доходящие до шеи и плеч и закрывающие только голову. Таким образом, им напоминают о необходимости постоянно придерживаться невинности и простоты маленьких детей, даже подражая их одежде. Те, кто вернулся к своему младенчеству, каждое мгновение повторяют Христу с теплотой и силой:
«Господи, не возгордилось сердце мое, и не возвысились очи мои. Я не ходил ни в великих вещах, ни в чудесах сверх меня. Если бы я не мыслил смиренно, но превозносил душу мою, как дитя, отнятое от груди своей» (Псалтирь 130:1-2).
Они также носят белье колобия , которое едва достигает локтей, а в остальном руки оставляют свободными. Отрезание рукавов должно означать, что они отрезали дела и дела этого мира, а ношение льняной одежды должно научить их тому, что они полностью умерли для мирского образа жизни, чтобы таким образом они могли слышать Апостол, обращающийся к ним ежедневно:
«Умертвите свои земные члены» (Колоссянам 3:5).
Об этом говорит и их одежда:
«Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Колоссянам 3:3). И: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Галатам 2:20).
А:
«Для меня мир распят, и я для мира» (Галатам 6:14).
Они также носят тонкие веревки, сплетенные из шерсти двойной толщины. . . . Они спускаются от верхней части шеи, расходятся по обеим сторонам шеи, огибают складки у подмышек и подворачиваются с обеих сторон, так что при затягивании полнота одежды может быть собрана вплотную к телу. Так освобождаются руки их, и они беспрепятственны и готовы ко всякой деятельности, ибо всем сердцем стремятся исполнить апостольское завет:
«Руки сии трудились не только для меня, но и для тех, которые со мною» (Деяния 20:34).
«Ничей хлеб мы не едим даром, но работали ночь и день в труде и утомлении, чтобы не обременить кого из вас» (2 Фессалоникийцам 3:8).
А:
«Кто не хочет работать, тот и не ешь» (2 Фессалоникийцам 3:10).
После этого закрывают шею, а также плечи короткой накидкой, стремясь и к скромности, и к дешевизне, и к экономии. Таким образом, они избегают затрат на пальто и плащи, а также любой эффектности. Они называются «мафортес» как на нашем, так и на их языке.
Последними элементами их снаряжения являются козья шкура, которая называется « melotis » или « pera », и посох. Они несут в себе подражание тем, кто уже в Ветхом Завете предвосхитил направленность этого исповедания. О них Апостол говорит:
«Они ходили в мелотиде и в козьей шкуре, нуждающиеся, в бедствии, угнетенном, недостойном их мира, скитаясь по пустыням и горам, пещерам и пещерам земным» (Евреям 11:37-38).
Эта одежда из козьей шкуры означает, что, когда вся буря их плотских страстей будет умерщвлена, они должны пребывать в самой возвышенной добродетели, и в их телах не должно оставаться ни своеволия, ни распутства их юности и прежнего непостоянства.
Икона преподобного, распятого миру
Но отказываются от обуви, как запретной евангельской заповедью (Матфея 10:10), даже когда телесная немощь, или зимняя утренняя прохлада, или сильный полуденный зной требуют их, и надевают только сандалии на ногах. Они понимают, что это использование их, с допущения Господа, означает, что если мы, попав однажды в этот мир, не можем совершенно удалиться от забот и забот этой плоти и не в состоянии полностью избавиться от нее, то мы должны по крайней мере обеспечить потребности тела с минимумом забот и участия. Таким образом, мы не должны позволять ногам нашей души, которая всегда должна быть готова для духовного подвига и для проповеди мира евангельского. . . запутаться в смертельных заботах мира сего, а именно думать о том, что служит не потребностям природы, а ненужному и вредному удовольствию.
Этого мы совершим, если, по слову Апостола,
«мы не заботимся о плоти в ее похотях» (Римлянам 13:14).
Но хотя и правомерно пользуются сандалиями, так как допущены по велению Господню, тем не менее не допускают их на ноги, когда приближаются для совершения или причащения святых таинств, считая, что должны соблюдать буквально сказанное Моисею и Иисусу Навину, сыну Навину:
«Развяжи ремешок от обуви твоей, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:5 и Иисус Навин 5:15).
Все это мы сказали для того, чтобы не показалось, что мы упустили что-то, касающееся одежды египтян. Но мы сами должны хранить только то, что позволяют положение места и обычаи региона. Ибо суровость зимы не позволяет нам удовлетвориться ни сандалиями, ни колобией, ни одной туникой, а ношение чепчика и наличие «мелотиса» вызывало бы у смотрящего скорее насмешку, чем назидание. Поэтому мы придерживаемся мнения, что из вещей, о которых мы сказали выше, мы должны носить только то, что соответствует смирению нашей профессии и характеру климата, чтобы весь смысл нашей одежды не состоял в чуждости. одежды, которая может быть оскорбительной для людей этого мира, но в приличной простоте.
Источник
Великая схима (греч. megaloschemos ; славянск. Схима ) — Монахи, чьи настоятели чувствуют, что они достигли высокого уровня духовного совершенства, достигают финальной стадии, называемой Великой схимой. Постриг схимонаха или схимонаха следует тому же порядку, что и ставрофора, и он дает те же обеты и постригается таким же образом. Но вдобавок ко всем одеждам, которые носит ставрофор, ему дается аналавос ( славянский : аналав ), который является предметом монашеского облачения, символизирующего Великую схиму. По этой причине сам аналавос иногда называют «Великой схемой». Он накидывается на плечи и свисает спереди и сзади, причем передняя часть несколько длиннее, и украшена вышивкой орудиями Страстей и Трисвятого. Греческая форма не имеет капюшона, славянская форма имеет капюшон и отвороты на плечах, так что одеяние образует большой крест, закрывающий плечи монаха, грудь и спину. Добавлена еще одна деталь – Полиставрион («Много Крестов»), состоящий из шнура с вплетенным в него множеством крестиков. Полиставрион образует ярмо вокруг монаха и служит для удержания аналавоса на месте и напоминает монаху, что он связан со Христом и что его руки уже не годятся для мирских дел, но что он должен трудиться только для Царствия Небесного. . У греков на этом этапе добавляется мантия. Парамандья Мегалошема больше, чем у Ставрофора, и если он носит клобук, то он имеет характерную форму наперстка, называемую кукульон , покрывало которого обычно вышивается крестами.