Схимонахи кто такие: Схимонах | это… Что такое Схимонах?
Содержание
Тихий подвиг. 101-летний пономарь за праведную жизнь пострижен в схимонахи | Религия | Общество
Неподалёку от кунгурского Всехсвятского храма расположилось кладбище, за ним, около дороги, выстроились в длинную линию ветхие деревянные жилища. От домов до церкви — около 10 минут ходьбы в гору. Именно такой путь почти каждый день проделывает схимонах, которому скоро исполнится 102 года. В великую схиму* (высшую степень монашества) он пострижен с именем Кукша — в честь преподобного исповедника Кукши Одесского.
Самый старый житель Кунгура, 101-летний монах Никон был пострижен в великую схиму, высшую степень монашества. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников
Цена каждого слова
«Сил-то у него ещё много, — говорит келейник монаха Михаил Некрасов, который ухаживает за схимником. — По многолетнему обычаю встаёт в 4 часа утра. Совершает своё келейное правило (молитвы, которые монашествующий непременно читает в течение суток вне богослужений). Затем проделывает путь от дома до храма — всё в гору: он стремится всегда быть на богослужении, потому что жизни без храма не представляет».
Вот и сегодня схимонах Кукша не торопясь собирается в храм. В его скромной обители — тихо и спокойно. На стенах его кельи — иконы, рамки к ним он сделал своими руками.
В скромной обители схимонаха — тихо и спокойно. Фото: АиФ
В углу дремлет кошка. «Она даже лапку подавать умеет», — неожиданно поясняет Кукша. В ту же минуту кошка, вскочив, кладёт свою пушистую лапу на морщинистую ладонь схимонаха. Затем, замурлыкав, забирается к нему на колени.
«На самом деле он очень редко разговаривает. Неразговорчивый, задумчивый, наблюдательный, словно знает цену каждому слову», — говорит о схимонахе его келейник Михаил Некрасов.
На стенах повсюду развешаны иконы в рамках, большинство из которых Кукша смастерил сам. Фото: АиФ
Трудолюбивый монах
В этом доме схимонах Кукша живёт уже 60 лет, а родился он в 1912 году в крестьянской семье (отец был сапожником). Тогда монаха звали Николай Андреевич Букирев. Его родители были глубоко верующими православными христианами. В советское время их крестьянское хозяйство раскулачили.
Когда грянула Великая Отечественная война, ему исполнилось 29 лет. Он был призван в ряды Советской Армии, был миномётчиком, дошёл до Берлина.
Когда грянула Великая Отечественная война, будущему схимонаху исполнилось 29 лет. Фото: АиФ
После возвращения с фронта работал в кожевенно-обувной артели «Вперёд». В конце пятидесятых годов прошлого столетия он принял решение всецело посвятить себя служению Богу. Был принят в штат работников Всехсвятского храма города Кунгура: исполнял послушание пономаря. В семидесятых годах был поставлен чтецом и иподиаконом.
Как подмечает келейник Михаил, без дела всю свою жизнь трудолюбивый монах никогда не сидел: вот и в прошлом году, когда появилась свободная минутка, подшил себе валенки.
Без дела свою жизнь этот трудолюбивый человек никогда не представлял. Фото: АиФ
В 101 год — на службу в церковь
После молитвы схимник начал одеваться: причесал седые волосы, надел старую телогрейку, коричневую шапку-ушанку и двинулся в дорогу. Вместе с ним отправился и его помощник.
«В 1998 году Николай Андреевич принял монашество и был наречён Никоном. Он никогда не оставляет родной храм. Я ему говорю: сиди ты дома. А он в ответ — не могу прогулять службу, люди придут! Удивительно, что в свои годы он до сих пор выполняет обязанности пономаря!» — рассказывает по дороге Михаил, держа под руку схимонаха.
Несмотря на свой возраст, схимонах продолжает ходить на службы. Фото: АиФ
Вся жизнь — в храме
Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Перекрестившись дрожащей рукой, схимонах Кукша, сгорбившись, словно кланяясь перед иконами, скрывается в алтаре.
Настоятель Всехсвятского храма священник Максим Незнанов рассказывает, что схимонах Кукша ежедневно ходит на богослужения, находится в храме по восемь часов.
«У него за долгие годы уже окончательно выработалось своё правило. Он всегда строго относится к церковной жизни, посту, к должному соблюдению и исполнению церковных таинств и обрядов: исповеди и евхаристии. Это служит хорошим уроком и примером молодому поколению. Ведь недаром Бог его наградил долголетием за праведный образ жизни!» — говорит батюшка.
Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Фото: АиФ
Постриг в великую схиму монаха Никона, ставшего Кукшей, был совершён именно здесь, во Всехсвятском храме, 17 февраля 2014 года. По словам настоятеля, в схиму постригают за особый подвиг, непоколебимую веру и многолетнюю службу Господу.
Схимонаху Кукше теперь положено облачение схимника — куколь с аналавом и великий параман**.
Схимонаху Кукше теперь положено новое облачение. Фото: АиФ
Долголетие — за верность Богу
Как рассказывает протоиерей Олег Ширинкин, близко знающий Кукшу, жизнь — это испытание и следование Заповедям Божиим, откуда идёт и духовная основа человека:
«Обратим свой взор на день сегодняшний. Современные люди совершенно незнакомы с вечными непреходящими Евангельскими ценностями. Я, как священник, могу со всей ответственностью сказать, что смерть сегодня помолодела на несколько десятков лет. Ибо если внимательно вникнуть в причины столь ранней смерти, то окажется, что это от непочтительного отношения к родителям. Нашего схимника Господь наградил столь почтенным возрастом за доброе отношение и сыновнюю любовь к родителям», — говорит протоиерей.
В столетний юбилей схимонаха Кукши (в то время монаха Никона), в 2012 году, священноначалие Русской православной церкви удостоило его церковной награды — ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени.
* Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.Принявший великую схиму монах (великий ангельский образ) называется схимона́хом, или схи́мником. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от прочей братии и не несут послушания, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники отказываются от управления епархией, иеромонахи освобождаются от обязанностей.
** Слово «куколь» — латинского происхождения и означает капюшон. Подобная одежда была распространена в Римской империи, где похожие головные уборы надевали и на младенцев. Куколь напоминает схимнику о младенческой простоте и незлобии, которым он должен подражать.
Аналав — небольшой четырёхугольный плат с изображением креста — служит напоминанием монаху о вольных страданиях Христа Спасителя.
Параман, имеющий на себе надпись «Аз язвы Господа моего на теле моём ношу (Гал 6. 17)», напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом, распиная плоть со страстьми и похотьми (ср. Гал 5. 24).
Смотрите также:
- В ожидании первой звезды. Как правильно встретить Рождество? →
- Пасха. Зачем ходить на крестный ход? →
- Тихая пристань Патриарха Алексия II →
Схимники † Валаамский монастырь
Увидел я их впервые, как шли они от вечерни. Показались все маленькими старичками. Медленно брели они, кто как: кто еще с печатью молитвы на лице, кто уже озираясь по сторонам, давая отдохновение уму после молитвы. Все в малых схимах: большой крест спереди с надписями, с орудиями крестной казни, с черепом — все не от мира сего. Заметил один меня. Подошел, ласково так смотрит, улыбается, спрашивает: отколе пожаловал, долго ли проживу. А я смотрю и чувствую, как все это велико и хорошо и какое громадное расстояние отделяет меня от этого схимнического мира.
Их тогда было тридцать с небольшим. Жили в особом отделении монастыря. Там же для них была особая церковь — все для них особенное, отдельное. Схимники освобождены от обычных послушаний-работ. Их дело — молитва, а она считается у монахов самым высшим и трудным подвигом. Только грибочки собирать — дается им послушание на всю братию.
Вот пришлось мне познакомиться с одним схимником, судьба которого была необыкновенной. Встреча эта была мне очень поучительна для смирения. Встречаюсь во дворе со схимником. Высокий худой старичок, очень добрый и веселый. Подходит ко мне, обнимает и так просто-просто обращается: «А, это ты, Анатолий, в послушники приехал, а я — Олег, знаешь, читаю-то я каждый день, приходи ко мне чайку попить». Я обрадовался и обещал вечером быть. Да, этот схимник Олег, который так быстро, речисто и бойко читает в церкви каждый день. Особый у него дар прекрасного чтения. Прихожу к нему. Он так весело, шустро суетится с самоваром, накрывает на стол, ставит сахар, варенье, белый хлеб. Это меня смутило. Я начитался раньше о схимниках, что они сидят на хлебе да на воде, и вдруг… Сижу я сам не свой, в великом искушении. Пью чай с вареньем, слушаю почти непрерывный говор схимника, и у меня происходит борьба — сказать или не сказать ему об этом. Наконец, приходит какой-то монах и приносит корзину ягод: «Это твоя доля, отец Олег». Тут бес меня так смутил, что я хотел ногой ударить в эту корзину. Не выдерживаю и обличаю старца в нарушении постнического обета. Но он не смутился, а лишь извинялся и приговаривал: «Эх, милый, да какой же я схимник! Да я и монах-то никакой. А живу, как Бог милует и как братья терпят». Непонятны эти его слова, и в смущении так и ушел я от него. Но потом стало грызть меня раскаяние. Зачем обидел ты старца? Не твое дело судить. Кто ты здесь в монастыре? Всего несколько дней живешь, спасся сюда после личного крушения, а уже наводишь порядки. И стыдно мне стало. Думаю, как бы поправить дело. Вдруг вижу, подходит ко мне опять о. Олег, как ни в чем не бывало, веселый: «Что же обещался приходить, а не идешь?» Я так обрадовался, что он не сердится, и обещался вечером непременно прийти. Прихожу. Он опять суетится с самоварчиком, опять ставит варенье, белый хлеб, а мне дает ломоть черного и говорит: «А ты ведь смущаешься, так я тебе черненького приготовил». Так меня всего и передернуло. Смотрю я на него и думаю: «Что он, издевается надо мною?» — так мне хотелось беленького хлебца с вареньицем. А он это сделал совершенно просто, по-детски, без всякой укоризны мне, а лишь по сознанию своей немощи — не может он никак обойтись без вареньица. «А раз ты сильнее меня, то зачем же вводить тебя в грех, кушай черненький кусочек». Так по своей святой простоте проучил меня старец на всю жизнь — не подсматривать за чужими грехами. Смирил он меня. И тут-то выслушал я с благоговением его рассказ, как он по пьяному делу в монахи-то попал. Это уже совсем странным показалось, и, не проучи он меня раньше, я бы совсем возмутился против него. А тут дыхание затаил. Слушаю с трепетом, как же это могло случиться? А он так просто все это поведал, как будто речь шла совсем и не о нем.
«Был я плотником в Петербурге и, конечно, горький пьяница. А тут слышу, на Валааме плотники нужны, своих-то монахов не хватает для постройки собора. Приезжаю, нанялся и давай работать. Но только то плохо, что вина-то негде достать на Валааме, запрещено это строго. Все пароходы с паломниками обыскивают и у кого найдут спиртное — в воду. Как тут быть? Уходить жалко, народ больно хороший, полюбили и меня, не пускают. Ну, и я не простак, ухитрялся-таки водочки доставать. На что, на что, а на это дьявол всегда тебе помощник. Но все же не так, как на воле напивался. И стал понемногу отучаться от этого зелья. А тут монахи пристают: «Оставайся совсем у нас, будешь послушник, а потом и постригут». Ну, думаю, будь что будет, в миру все равно сопьюсь, пропаду. Так и остался. Годы идут, а я нет-нет да и достану водочки, тогда и поднагружусь, да еще и приятеля монаха кого угощу. Но теперь уже — «шалишь». Так с рук не сходит. Сейчас тебя к игумену. А он на поклоны в столовую. И бьешь их, пока братья трапезуют. Ну, конечно, это вразумляет. Начинаешь и совсем отставать от зелья. Смотри, уже десяток лет прошло, как постригли меня в монахи, и бросил я совсем эту пагубу. А тут случилось — я захворал и был при смерти. А у нас обычай — постригать на смертном одре в схиму. Меня и постригли. А я на грех-то и выздоровел. Вот так-то ненароком и в схимники попал. Ну, правду я тебе говорил, ну какой я схимник, какой монах!»
И мне стало стыдно, что я осудил его. Зато как я был благодарен ему, что он исцелил меня от гордости осуждения, и на век заказал я себе не становиться судьею чужих жизней. Вот о. Олег — не осудил же он меня, строптивого. Да, разные бывают схимники, и разные бывают подвиги, и разные у Бога мерки, и разные награды. Одно только знаем мы, что плоды у Бога измеряются усилиями, а о. Олегу усилий потребовалось куда более, чем всякому другому, кто не одержим был проклятым зельем. Царство Небесное дитяти Божьему — схимонаху отцу Олегу. А один монах рассказал мне, что он восемь раз уходил из монастыря. Что это: похвала ему или осуждение? Ни то, ни другое, а только не наше дело брать на себя суд. Бог будет судить всех.
На Валааме в двух местах ведутся непрерывные чтения Псалтири о поминовении усопших. При схимнической церкви в самом монастыре и в скиту Всех Святых. Читают лишь одни схимники по очереди по два часа день и ночь, за исключением богослужебных часов, когда идет молитва всего монастыря о всех «заповедавших молиться о них». Имена на помин записываются во множестве богомольцами и посылаются по почте. Все они заносятся в списки и прочитываются за здравие во время литургии каждый день специально приставленными для сего чтецами.
Схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители преподобного Сергия Радонежского
Тропарь и кондак
Святитель Кирилл и его жена Мария были родителями преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября). Они принадлежали к знати, но, что более важно, были благочестивыми и верными христианами, украшенными всякими добродетелями.
Люди были поражены, когда младенец в утробе Марии трижды вскрикнул в храме во время Божественной литургии; перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни и когда священник говорил: «Святое для святых». Хотя она сначала испугалась, Мария стала видеть в этом событии знамение от Бога, что ее ребенок станет избранным сосудом божественной благодати. Она и ее муж договорились, что если ребенок будет мальчиком, они приведут его в церковь и посвятят Богу. Этот ребенок, второй из трех их сыновей, родился около 1314 года и был назван Варфоломеем в Святом Крещении.
Из-за междоусобиц святой Кирилл переселил свою семью из Ростова в Радонеж, когда Варфоломей был еще мальчиком.
Позже, когда их сын изъявил желание вступить в монашескую жизнь, родители попросили его подождать и позаботиться о них, пока они не уйдут, потому что его братья Стефан и Петр оба были женаты и имели свои семейные обязанности. Юный Варфоломей слушался своих родителей и делал все возможное, чтобы угодить им. Позже они решили удалиться в отдельные монастыри, а через несколько лет отошли ко Господу. Считается, что святые Кирилл и Мария скончались в 1337 г.
Через сорок дней после похорон родителей Варфоломей урегулировал их имение, отдав свою долю брату Петру. Затем он ушел в монастырь в возрасте двадцати трех лет и был пострижен 7 октября с именем Сергий (в честь мученика Сергия, память которого в этот день). Как известно, преподобный Сергий Радонежский стал одним из величайших и почитаемых святых России.
Летопись Хотькова Покровского монастыря повествует о том, как люди исцелялись от недугов по молитве преподобного Сергия и его родителей. Мощи схимонахов Кирилла и схимонахини Марии оставались в Покровском соборе монастыря даже после его многочисленных перестроек. Еще в XIV веке родители преподобного Сергия изображались с нимбами. Поскольку преподобный Сергий перед входом в монастырь молился об упокоении родителей на их могиле, у паломников, направлявшихся в Свято-Троицкую Лавру, был обычай сначала посещать Хотьков монастырь, чтобы помолиться о его родителях.
В XIX веке почитание схимонахов Кирилла и схимонахини Марии распространилось по всей России, о чем свидетельствуют Менологии того времени. К сожалению, после 1917 года Хотьков монастырь был разрушен. Наконец, в июле 1981 года был установлен праздник Собора святых Радонежских, а схимонахиня Кирилл и схимонахиня Мария были прославлены для местного почитания. В 1989 году Покровский собор монастыря был возвращен Русской Православной Церкви. Вновь возобновились службы, туда были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.
Святые Кирилл и Мария прославлены для всеобщего почитания Русской Православной Церковью в 1992 году. Память их также 18 января (Именины святителя Кирилла), 5 июня (Собор святых Ростовских и Ярославских), июля 6 (Собор святых Радонежских), и в четверг, следующий за Неделей мытаря и фарисея.
Православная вера — Том II — Богослужение — Таинства — Монашество
Том II — Поклонение
Таинства
Хотя монашество не считается одним из таинств Церкви, поскольку оно не является существенным для христианской жизни как таковой и не является необходимым элементом для самого существования Народа Божия, монашество сыграло важную роль в христианской истории и высоко ценится. Православной церковью.
В Православной Традиции монашеское призвание считается личным даром Божиим отдельной душе для ее спасения и служения Телу Христову. Монашеское призвание есть призыв к личному покаянию в жизни, посвященной исключительно Богу. Высшей христианской добродетели любви монах или монахиня ищут в первую очередь через молитву и пост, а также через проявление христианских добродетелей бедности, целомудрия, смирения и послушания.
Христианин-монашествующий обычно не выполняет какое-либо конкретное служение в Церкви, например, священника, пастора, учителя, медсестры или социального работника. Монах обычно является мирянином, а не священнослужителем, и в каждом монастыре имеется достаточно духовенства, чтобы заботиться о литургических и сакраментальных потребностях самой общины.
В истории православного христианства многие миссионеры, учителя и епископы произошли от людей с монашеским призванием. На протяжении веков епископы традиционно избирались из числа монахов. Эти дополнительные призвания, однако, считаются актами воли Божией, выраженной в Его народе, и не являются целью или намерением монашеского призвания как такового. Действительно, в монастырь нужно идти только для того, чтобы покаяться в своих грехах, послужить Богу и спасти свою душу по идеалам монашеского подвижничества. Церемония монашеского исповедания указывает на это очень ясно. Так, например, преподобный Герман Аляскин сначала посвятил себя иноческой жизни, а уже потом, по послушанию своему духовнику, оставил свое уединение, чтобы стать великим миссионером.
Монашеские чины
Православная монашеская традиция имеет четыре классических чина, которые в равной степени относятся и к мужчинам, и к женщинам. Первая ступень – послушничество, которое в церковной терминологии называется чином послушания. На этом первом этапе кандидат в монашество просто живет в монастыре под руководством духовника или матери.
Вторая ступень – ризоноситель, что означает, что человек более формально принимается в общину и получает право носить монашеское одеяние, называемое риасой. На этом этапе кандидат еще не полностью посвящен монашеской жизни.
Третий чин — это малая схима, что означает, что человек является исповедующим монашество. Он или она теперь получает новое имя и носит монашескую схиму (покров с крестным знамением), пелену и мантию (мантию). На этом этапе человек обязуется оставаться в монашеской общине в вечном подчинении духовному лидеру и главе монастыря, именуемой игуменом или игуменией (игуменом или игуменом). Служба исповедания, помимо песнопений и молитв, включает в себя длинный ряд формальных расспросов о подлинности призвания, пострижение (т. е. острижение волос) и облачение в полные монашеские одежды.
Окончательный чин монашеского ордена — великая схима. Этот последний шаг предназначен для очень немногих, поскольку он является выражением самого строгого соблюдения монашеских идеалов, обычно требующего состояния жизни в полном уединении в непрестанной молитве и созерцании. С этим последним исповеданием вновь принимается новое имя и носится новый монашеский знак — великая схима.
В православной традиции нет установленного срока пребывания человека в том или ином монашеском чине. Это так из-за радикально личного характера призвания. Таким образом, некоторые люди могут быстро перейти к исповеданию, в то время как другим могут потребоваться годы, а третьи могут никогда не получить формального исповедания, оставаясь при этом в монашеской общине. Решение в этих вопросах принимается индивидуально в каждом случае духовником и главой общины.
Виды монашества
Хотя Православная Церковь не имеет религиозных орденов, как Латинская Церковь, в Православии существуют различные стили монашеской жизни, как индивидуальной, так и общинной. Вообще говоря, одни монастыри могут быть более литургически ориентированы, другие могут быть более аскетичными, третьи могут иметь определенную мистическую традицию, а третьи могут быть более склонны к духовному руководству и открытости миру с целью заботы и совета. Эти различные стили монашества, которые принимают как личную, так и корпоративную форму, формально не предопределены и официально не узаконены. Они являются результатом органического развития под живой благодатью Божией.
В дополнение к различным духовным стилям монашеской жизни можно упомянуть три формальных типа организации. Во-первых, общежительное монашество. В этом типе все члены сообщества делают все вместе. Вторая форма называется идиоритмической, при которой монахи или монахини литургически молятся вместе, но работают и едят индивидуально или небольшими группами. В этом типе монашества лица могут даже отдельно псалмовать и совершать службы, собираясь вместе только для евхаристической литургии, да и то, может быть, только в определенных случаях.