Синагога что это: Что такое синагога

Разное

Что такое синагога

  • О названии «синагога»
  • История возникновения синагог
  • Функции синагоги

Молитва
Изучение Торы
Библиотека
Центр общественной жизни

  • Устройство синагоги

Архитектура

  • Внутренняя структура

Отделение для женщин — эзрат нашим
Арон Кодеш
Нер Тамид
Бима
Амуд
Место раввина

  • Синагогальные должности

Раввин
Хазан
Шамаш
Габай

  • Какие бывают синагоги

Ашкеназы и сефарды
Хасиды и нехасиды

О названии «синагога»

С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите «бейт-кнесет», что буквально означает «дом собрания». Слово «синагога» происходит от греческого слова synagoge («собрание») которое обозначает то же, что и слово «кнесет» на иврите: «собрание».

Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа «бейт тфила» — «дом молитвы». Само название «бейт-кнесет» подчеркивает, что синагога — это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.

Еще синагогу называют на идиш словом «шул» (от немецкого «Schule» – «школа»).

История возникновения синагог

Время возникновения синагог точно не известно. Большинство историков полагает, что они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.) и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг у друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы – первые синагоги.

Когда вавилонские изгнанники вернулись на Родину и возвели Второй Иерусалимский храм, они построили ряд синагог и в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период синагога была даже на Храмовой горе.

Второй Храм возродил еврейскую жизнь в Палестине, но многие евреи остались в Вавилоне. Для них синагога сохранила свою роль духовного центра, места молитвы и изучения закона.

Когда римляне сравняли с землей Второй Храм, синагога сделалась цитаделью веры, — местом, где евреи собирались, учили Закон, молились. Случалось и так, что во время нападений врагов синагога становилась цитаделью в прямом смысле этого слова.

Функции синагоги

После изгнания из Израиля для рассеянных по всему миру еврейских общин синагоги стали центром общественной, политической и культурной жизни еврейского народа.

Молитва

Синагога – это, прежде всего, место для молитвы. В иудаизме придается огромное значение общественной молитве. Синагога и есть такое место, где община собирается для молитвы.

Изучение Торы

Сейчас, как и в далеком прошлом, при синагогах часто имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору. Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было четыреста восемьдесят синагог, и при каждой из них — две школы, начальная и средняя. Недаром название «бейт-мидраш» («дом учения») практически стало синонимом названия «бейт-кнесет». Синагога и «бейт-мидраш» могут находиться в одном и том же помещении или в разных помещениях, соединенных коридором.

Существует обычай, восходящий к древним временам, по субботам и праздникам выступать в синагоге с лекциями на темы недельной главы Торы или по каким-либо проблемам еврейского законодательства, связанным, как правило, с предстоящим праздником.

Такую беседу (драшу) проводит один из наиболее знающих членов общины или специально приглашенный раввин. Кроме того, по субботам после утренней или дневной молитвы в синагогах обычно собираются группы для изучения Торы.

Библиотека

По традиции, в синагоге должны быть книги еврейского учения. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги. Практически в любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, труды Рамбама, полный «Шулхан арух», а также сотни или даже тысячи других книг. Этими книгами вправе пользоваться любой член общины. Обычно их разрешается брать на дом, нужно только предупредить об этом синагогального служку – шамеса.

Центр общественной жизни

Синагога, в соответствии со своим названием, является местом проведения встреч, собраний, различных торжеств как всей общины, так и отдельных ее членов. В синагоге нередко проводят бар-мицву, обрезание, выкуп первенца и пр.

Иногда синагога является местом заседания бейт-дина — раввинского суда. Правление синагоги, как правило, располагает фондами для помощи нуждающимся, предоставляет ссуды. Таким образом, синагога часто становится и центром благотворительности.

Раньше в большинстве синагог были комнаты для гостей, где останавливались путешествовавшие евреи, имелись также конюшни для нескольких лошадей. Часть здания занимала миква, поэтому синагоги нередко строились у реки.

Устройство синагоги

Архитектура

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.

При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору). Талмуд требует, чтобы молящиеся обращались лицом к Иерусалиму при чтении одной из самых главных молитв – Амиды.

Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.

Любая синагога, маленькая или большая, скромная или роскошно украшенная, должна быть соответствующим образом оснащена.

Внутренняя структура

Отделение для женщин — эзрат нашим

В мидраше рассказывается, что, когда евреи собрались у горы Синай, чтобы получить Десять Заповедей, мужчины и женщины стояли отдельно. Отдельное помещение для женщин было и в Иерусалимском храме. В синагоге для женщин тоже отводится особое место – «эзрат нашим» (женская половина). Эзрат нашим может располагаться на галерее, на балконе (в Храме отделение для женщин располагалось наверху) или в молитвенном зале за особой шторой, которая называется «мехица» — перегородка.

В объяснение этой традиции рав Лау, бывший главный раввин Израиля, пишет: «Человека в синагоге ничто не должно отвлекать от молитвы. Сказано в Торе: знай, перед кем стоишь. А потому, вознося свои молитвы, человек должен быть предельно сосредоточен на общении с Творцом. Мысли о домашних делах (жена) или романтические переживания здесь неуместны».

Арон Акодеш

У стены напротив входа, куда обращены лицом все молящиеся, располагается Арон а-Кодеш — шкаф или ниша, где хранятся свитки Торы; он прикрыт занавесом, называемым «парохет». Арон Акодеш – это символическое подобие хранилища скрижалей с Десятью Заповедями в Святая Святых Иерусалимского храма.

В шкафу находятся свитки Торы – самое священное достояние синагоги. Обычно арон кодеш помещают у стены, обращенной в сторону Эрец-Исраэль (в Израиле — в сторону Иерусалима).

Нер тамид

Над Арон Акодеш располагается «Нер Тамид – “неугасимый светильник”. Раньше это была масляная свеча. Сейчас это, как правило, лампа, похожая на свечу. Нер Тамид горит всегда, символизируя менору, масляный светильник Храма. В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно.

Бима

В центре синагоги находится возвышение, называемое «бима». С этого возвышения читается Тора, на нем установлен стол для свитка. Бима напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Амуд

В ашкеназских синагогах (синагогах выходцев из Германии) между бимой и арон кодеш ставят специальный пюпитр — амуд, около которого ведет молитву хазан.

Амуд может также располагаться сбоку от Арон Акодеш.

Место раввина

Рядом с арон акодеш находится место раввина. По другую сторону арон акодеш отводится место для хазана или приглашенного оратора.

Все эти детали являются неотъемлемыми компонентами внутреннего убранства синагоги, однако в остальном интерьеры различных синагог весьма разнообразны. Синагогу разрешается украшать в соответствии со вкусами и возможностями общины.

Некоторые синагоги представляют собой современные сооружения из легкого металла, стекла и бетона. Другие выдержаны в классическом стиле, с деревянными панелями и кожаными сидениями. В некоторых есть витражи или росписи, изображающие сцены еврейских праздников, в других этого нет. Ограничения касаются лишь изображений людей.

Синагогальные должности

Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает руководство и должностных лиц общины.

Раввин

Раввин, или рав, — это духовный руководитель общины. Чтобы получить звание раввина, надо иметь глубокие познания в Письменной и Устной Торе и сдать сложные экзамены. Обычно раввин является руководителем общины, что накладывает на него ряд чисто административных обязанностей. Но, конечно же, главная задача раввина, как и в прежние века, — служить духовным наставником и разрешать вопросы, касающиеся еврейского закона.

Хазан

Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в ее обращении ко Всевышнему. Поэтому другое название человека, выполняющего эту функцию, — «шлиах цибур», что дословно означает «посланник общины». Большие богатые общины содержат постоянного хазана. Как правило, хазан ведет молитву только в субботу и праздники. По праздникам пение хазана может сопровождаться мужским хором.

В зависимости от нужд общины, хазан может выполнять и другие обязанности. В будние дни роль хазана как правило, выполняет кто-нибудь из молящихся, обладающий достаточным опытом. Хазан должен не только обладать хорошим голосом и слухом, но и быть богобоязненным человеком, иметь достаточное образование – как минимум, понимать смысл молитв на иврите.

Шамаш

Шамаш — синагогальный служка, на которого возложено множество обязанностей. Он должен наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранении синагогального имущества, соблюдении расписания молитв. Однако нередко он выполняет также функции чтеца Торы, заменяет хазана и т.п.

Габай

Габай, или парнас, — это руководитель общины, своего рода «административный директор». Часто синагогой управляет несколько габаев. Они занимаются финансовыми делами синагоги, решают административные вопросы и т.п.

Какие бывают синагоги

Многие столетия рассеяния привели к небольшим расхождениям в порядке молитв, а также к некоторым различиям в обычаях разных общин. Однако в целом порядок службы, основанный на Устном Учении, один и тот же. Тот факт, что религиозные обряды евреев практически одинаковы в весьма отдаленных друг от друга странах, изумляет всех, кто с ним сталкивается. В частности, различия в порядке молитв весьма незначительны и заметны лишь тем, кто хорошо знает службу. Эти различия придают своеобразный колорит еврейским общинам разных стран. Обычно в соответствии с принадлежностью к той или иной традиции ашкеназской, сефардской, хасидской или не хасидской и различаются между собой синагоги.

Ашкеназы и сефарды

На протяжении последних столетий в еврейском народе исторически сложились две социально-культурные общности — ашкеназская и сефардская — различия между которыми касаются, помимо всего прочего, порядка молитв, устройства синагоги и т. п. Ашкеназское еврейство, к которому принадлежит сегодня большинство евреев мира, сформировалось в середине века в Северной Франции и Германии, распространившись оттуда в большинство стран Центральной, Восточной и Западной Европы, а также в страны Северной и Южной Америки, Южную Африку и Австралию. Сефардский социально-культурный комплекс сложился в Испании и Португалии, а также в Италии, Турции, на Балканах и в странах Северной Африки. В широком смысле понятие «сефардское еврейство» включает в себя все неашкеназские общины, в том числе и те, которые не имеют прямого отношения к собственно сефардам, как, например, горские и грузинские евреи.

Между отдельными сефардскими общинами имеются определенные различия в порядке молитв. Между ашкеназской и сефардской синагогой есть различия и в интерьере. В ашкеназских синагогах между бимой и Арон Акодеш ставят специальный пюпитр — амуд, около которого ведет молитву хазан. В сефардских, как правило, амуда нет, и ведущий молитву становится к биме. Кроме того, сефардская синагога может быть украшена коврами, и вообще в ней ощущается восточный колорит, в отличие от ашкеназской, оформление которой ближе к европейскому стилю.

Хасиды и нехасиды

Различия есть и в порядке синагогальной службы двух основных групп ашкеназов — хасидов и нехасидов. Причем хасидский вариант («нусах») молитвы многое позаимствовал из сефардской традиции и даже называется «Нусах Сфарад», т.е. «Испанский вариант». Близок к нему и Нусах Гаари, принятый у любавичских хасидов.

Но все эти различия, тем не менее, не очень существенны. По большому счету, для того, чтобы переделать синагогу из ашкеназийской в сефардскую, из сефардской в турецкую, из турецкой в иранскую, необходимо поменять только молитвенники, которые там находятся, так как сами свитки Торы для всех синагог — одни и те же.

Чем синагога отличается от храма и церкви • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Еврейский музей и центр толерантностиМатериалы

Материалы

Евреи Российской империи

Кто такие крымчаки, как евреи оказались в Средней Азии и Сибири и что ели грузинские евреи

История советского еврейского анекдота

Как возник и складывался этот жанр и почему он потом почти исчез

Как смотреть картины Марка Ротко

Разбираемся в творчестве одного из главных живописцев XX века

Игра: спроси совета у раввина

Еврейские раввины прошлого отвечают на вопросы читателей Arzamas

8 цитат из воспоминаний писательницы Маши Рольникайте, прошедшей гетто и концлагерь

О Холокосте, Законе Божием и Илье Эренбурге

Правила жизни Льва Ландау

Об истреблении зануд, пасьянсе, теще, шпионах и арийских девушках

Вы замужем?

И еще 4 вопроса о музее и его сотрудниках

Кулинарные традиции евреев Восточной Европы

Как по-разному можно готовить цимес, форшмак и даже куриный бульон

Дзига Вертов: как начать смотреть его фильмы

Разбираемся в фильмографии одного из главных новаторов в истории кино

Сериал «Неортодоксальная»: как живут самые консервативные еврейские общины Нью-Йорка

Разбирает этнограф Валерий Дымшиц

Юрий Левитан: главный голос победы

Как реконструкции фронтовых сводок создавали коллективный миф о войне

Почему Гитлер ненавидел евреев?

И еще 4 вопроса об антисемитизме

Евгений Халдей: 13 снимков главного фотографа Великой Отечественной войны

«Знамя Победы над Рейхстагом», «Олень Яша», «Враг народа» и другие

Путеводитель по еврейскому местечку

Как устроен штетл, кто в нем живет и что значит «махн а цимес»

Лагерные псалмы, игрушки для НКВД и метео-чертик: евреи в ГУЛАГе

Как сталинские репрессии меняли судьбы советских евреев и как заключенные в лагерях сохраняли свою национальную идентичность

История страны в 10 песнях Матвея Блантера

«Катюша», «Футбольный марш» и «Маленький оркестрик»

Бог — еврей?

И еще 6 вопросов о том, кто еврей, а кто нет

Что такое Шаббат и как его соблюдать

Смертная казнь за сбор валежника, 39 запрещенных работ и субботний лифт

8 причин запрета романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

Что возмущало критиков романа и на что рассчитывал сам Гроссман

13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуру

Почему цимес можно съесть и как инженеры связаны с талмудистами

Зачем евреям делают обрезание?

И еще 6 вопросов об иудаизме

Что значит шестиконечная звезда

Официальный еврейский символ, амулет от демонов и вывеска для пивной

Перец Маркиш и советская литература на идише

История эпохи в пяти биографиях с иллюстрациями Шагала и Лисицкого

10 цитат из писем и дневников Исаака Бабеля

Женщины в Красной армии, любовь к лошадям и искусство вымогать авансы

Как кипа держится на голове?

И еще 7 вопросов о еврейской традиции

Чем синагога отличается от храма и церкви

Объясняет историк Владимир Левин

Почему раввин не священник, кто такой шац и при чем тут коэны — объясняет историк Владимир Левин

1.

Синагог у евреев много, а храм — один



Шествие с трофеями из Иерусалима. Рельеф на арке Тита. Рим, 82 год © Hulton Archive / Getty Images

Когда мы говорим «храм», то можем иметь в виду целый ряд мест, созданных для мо­литвы или совершения обряда. Для иудеев храм — это конкретное зда­ние в Иерусалиме, разру­шенное римлянами в 70 году и до сих пор не восста­новленное. Именно там специальные священ­ники коэны могли про­водить богослужения, совершая жертвопри­ношения Богу. Иудейский храм может быть построен только на прежнем месте — и, как верят иудеи, лишь с приходом Мессии.


Синагога (от греч. συναγωγή — «собрание») — это не храм, а место для мо­литвы и ритуаль­ного чтения Торы. Там собирается иудейская община, там можно изучать священные тексты и отмечать праздники. Храмом синагогу иудей никогда не назовет: она не заменяет храм, а лишь напоминает о том, что он будет восстановлен. При этом в убран­стве всех синагог присутствует множе­ство аллюзий, отсылаю­щих к Иеруса­лимскому храму. Например, шкаф для хра­нения свитков Торы (арон а-кодеш) напо­минает о Ковчеге Завета  Ковчег Завета — величайшая святыня иуде­ев, ящик с десятью заповедями, манной и посохом первосвященника Аарона, хранив­шийся в Иерусалимском храме., а возвышение в центре зала (бима) — о жертвеннике во дворе храма.


2. В синагоге нет священника



Раввин Гааги Саул Галеви. 1764 год Rijksmuseum

В христианстве основа богослужения — таинство евхаристии, причастие. Совершать его имеет право только священник, то есть человек, рукополо­женный епископом — членом церковной иерархии, восходящей по прямой линии к Иисусу Христу. Таким образом, в церкви полноценное богослужение без священника невозможно.


Раввин — это не священник, а знаток еврей­ского религиозного законо­да­тель­ства. Его знания подтверждены другими раввинами. Раввины не объеди­нены в какую-либо иерархию и не обязаны подчиняться друг другу. Их авто­ритет зависит от глубины знаний и неформальной оценки коллегами. В этом инсти­тут раввинов очень похож на институт мусульманских богословов. Для обще­ственного богослужения в синагоге раввин не нужен. Нужен минь­ян — кворум из десяти евреев-мужчин старше 13 лет (это возраст религиозного совершен­нолетия), а также свиток Торы — текст Пятикнижия, написанный на перга­менте особым спосо­бом. Богослужение в синагоге состоит в произ­несении уста­новленных молитв, а в суббо­ты, праздники, посты и по поне­дель­никам и четвергам к молитвам добавляется чтение свитка Торы.



Молитва в синагоге на праздник Йом-Киппур. Картина Мауриция Готтлиба. 1878 год Tel Aviv Museum of Art

Примерно до XIX века в традици­онных еврей­ских общинах Центральной и Восточ­ной Европы раввин выступал с проповедью два раза в год. Позже, сначала в Гер­мании — по образцу протестантских пасторов, — а потом и в других евро­пейских странах раввины начали произносить проповеди регулярно. В совре­мен­ных синагогах России и Америки общественная деятельность раввина сближается с ролью священника.


3. В синагоге нет алтаря, но есть шкаф и стол для Торы


Единственные непременные атрибуты любой синагоги — место для хранения Торы и стол, на котором свиток можно развернуть для чте­ния. Все остальные детали синаго­гальной архитектуры сильно разнятся в разных странах. Так как большинство евреев России (за исключением бухарских, грузинских и горских евреев) — ашкеназы, то есть выходцы из Германии, ниже мы рас­смотрим организацию ашкеназских синагог. 


По еврейским религиозным законам молящийся должен быть обращен лицом в сторону Иерусалима. Поэтому ашкеназские синагоги ориен­тиро­ваны на восток или юго-восток, а место для хранения свитков Торы, арон а-кодеш, находится обычно у восточной стены. Традиция ориентации синагоги на восток большей частью сохранилась даже с распро­странением ашкеназских общин в Восточную Европу и Азию, по отно­шению к которым Иерусалим находится на юге или юго-западе. К примеру, Хоральная синагога в Санкт-Петербурге и синагоги в Томске и Иркутске ориентированы на восток. В то же время Хоральная синагога в Москве ориентирована на юго-запад, а синагога во Владивостоке — на запад, в соответствии с реальным местонахождением Иерусалима.


1 / 6

Арон а-кодеш и амуд в синагоге города Пьятра-Нямц. Румыния, 1904 год© Центр еврейского искусства / Зев Радован

2 / 6

Арон а-кодеш в Большой синагоге в Сатанове. Украина, 1721 год © Центр еврейского искусства / Владимир Левин

3 / 6

Арон а-кодеш в Хоральной синагоге в Вильнюсе. 1903 годWikimedia Commons

4 / 6

Арон а-кодеш в синагоге Биробиджана. 1957 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

5 / 6

Арон а-кодеш. Германия, XVIII век© The Jewish Museum, New York

6 / 6

Арон а-кодеш в Испанской синагоге в ПрагеWikimedia Commons


Рядом с арон а-кодешем располагается амуд — специальный пюпитр, на кото­ром человек, ведущий молитву, размещает молитвенник. Такой человек называется «представитель общества» (шалиах цибур, или сокращенно шац), и им может быть любой из молящихся. В том случае, когда община нанимает для ведения богослужения профессионала с музыкальным образованием, его обычно называют кантор (хазан на иврите).


1 / 4

Амуд в синагоге в Мишкольце. Венгрия, 1863 год© Центр еврейского искусства / Екатерина Олешкевич

2 / 4

Амуд в Малой синагоге в Санкт-Петербурге. XIX век © Центр еврейского искусства / Зев Радован

3 / 4

Амуд в бейт-мидраше ребе Леви в Романе. Румыния, около 1900 года© Архив Зуси Эфрона / Центр еврейского искусства

4 / 4

Амуд в Старой синагоге в Кракове. Польша, XVIII век© Центр еврейского искусства / Борис Хаймович


Стол, за которым читают Тору, обычно стоит на помосте, который называется бима (дословно «возвышение»). В ашкеназской традиции биму принято распо­лагать в центре молитвенного зала, в то время как, например, в Италии она находится у стены, противоположной арон а-кодешу.


1 / 3

Бима в синагоге в Ансбахе. Германия, 1746 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин

2 / 3

Бима в синагоге в Ланьцуте. Польша, 1761 год© Владимир Левин

3 / 3

Бима в синагоге в Алба-Юлии. Румыния, 1840 год© Центр еврейского искусства / Владимир Левин


Большую часть времени молящиеся сидят или стоят лицом к арон а-кодешу, но, когда из него вынимают свитки Торы и переносят их на биму, все внимание переключается на нее. Этим синагога также отличается от церкви, в которой все священнодействие происходит в одном месте: у алтаря (у като­ликов) или в алтар­ной части церкви (в право­славии). Такая двухполюсность не способ­ствует поддержанию тишины, поэтому почти во всех синагогах мира можно увидеть таблички с надписью «Запрещено разгова­ривать во время молитвы и чтения Торы».



Большая хоральная синагога Санкт-Петербурга© Александр Демьянчук / ТАСС

В XIX веке в Германии, а позже и в других европейских странах стали появлять­ся реформированные синагоги, которые заим­ствовали у христианских церквей внешние формы богослужения: хоровое пение в сопровождении органа, ежене­дельную проповедь раввина, кантора со светским музыкальным образованием и запреты для молящихся читать молитвы в полный голос. В Российской импе­рии такие синагоги получили название хоральных. Для придания богослуже­нию более упорядо­ченного характера биму в реформистских синагогах стали располагать не в центре зала, а прямо перед арон а-кодешем.


Таким образом, организация пространства в реформистской синагоге стала похожа на организацию пространства в католи­ческой или протестантской церкви, с одной фокусной точкой в виде арон а-кодеша, перед которым находится и стол для чтения Торы, и место для кантора и проповедника. В постсоветское время хоральные синагоги перешли в руки ортодоксальных общин, и бима во многих из них была передвинута в центр зала. 


4. В ортодоксальной синагоге женщины молятся отдельно от мужчин


1 / 2

Женщины в синагоге. Гравюра Жана Батиста Пьера Михельса. XIX векRijksmuseum

2 / 2

В синагоге. Нью-Йорк, 1871 год© Kean Collection / Archive Photos / Getty Images


Еще одно важное отличие синагоги от церкви — разделение молящихся по ген­дерному признаку. Во время молитвы мужчины не должны видеть женщин, чтобы не отвлекаться от служения Всевышнему. В средневековых ашкеназских синагогах отделение для женщин находилось обычно в пристрой­ках, связан­ных с молитвенным залом через небольшие окошки. Начиная с XVIII века в Центральной Европе появ­ляются женские галереи внутри зала. В строго ортодоксальных синагогах женские галереи имеют специальные решетки или занавески, называемые мехица, которые не позволяют моля­щимся муж­чинам видеть женщин, в то время как в хоральных синагогах таких решеток и занавесок нет. Однако в реформистских синагогах Америки уже с XIX века женщины сидят в молитвен­ном зале рядом с мужчинами.


5. Наконец, на церквях — кресты, а на синагогах — магендавид!


1 / 4

Фасад синагоги в Страсбурге. 2009 год © Sean Gallup / Getty Images

2 / 4

Мозаика в синагоге на Рикештрассе в Берлине, 2007 год © Sean Gallup / Getty Images

3 / 4

Ограда синагоги на Рикештрассе в Берлине. 2002 год© Ulrich Baumgarten / Getty Images

4 / 4

В Московской хоральной синагоге. 1990 год© Peter Turnley / Corbis / Getty Images


Также как купола церквей увенчаны креста­ми, а минареты мечетей — полу­месяцами, на многих зданиях синагог можно увидеть изображение шестико­нечной звезды, называемой щитом Давида (магендавид)  Давид (ок. 1035–965 до н. э.) — царь народа Израиля.. В современном мире магендавид ассоции­руется с иудаизмом и евреями и даже размещен на флаге Государства Израиль. Однако однозначная связь между шести­конечной звез­дой и иудаизмом возникла лишь в XIX веке. До этого шести­конечная звезда была широко распространена в разных культурах как соляр­ный символ  Солярные символы в разных культурах изна­чально символизировали солнце. Их значе­ние связывалось с жизнью, щед­ростью и изобилием.. В про­цессе адаптации еврейского богослужения и синагог к европейским христианским нормам возникла потребность найти симво­ли­ческий знак для иудаизма, подобно тому как крест является символом христи­ан­ства, а полу­месяц — мусульманства. В первой половине XIX века в качестве такого символа зачастую использовались скрижали Завета, однако ближе к концу XIX века их оконча­тельно вытеснил магендавид.



Изображение меноры из синагоги в Эштемоа. III–IV века н. э.Wikimedia Commons

Другой символ иудаизма — это храмовый семи­свечник, менора. Его изображе­ния в сина­гогах появились еще в Античности и выражали мессианскую надежду на вос­становление Иерусалимского храма. Однако семисвечник никогда не использовался в качестве отличительного знака синагог. Сегодня менора изображена на гербе Государства Израиль.


другие материалы на эту тему

 

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

 

Как кипа держится на голове?

И еще 7 вопросов о еврейской традиции

 

Что значит шестиконечная звезда

Еврейский символ, амулет от демонов и вывеска для пивной

 

Зачем евреям делают обрезание?

И еще 6 вопросов об иудаизме

 

Курс «История евреев»

 

Курс «Идиш: язык и литература»

Еврейский музей и центр толерантности


ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА


Теги

Церковь
Эксперт

Радио Arzamas«Народная воля»:
первые русские террористы

Новый курс историка Льва Лурье о тайной организации XIX века, которая связала людей одного поколения любовью к крестьянству и научила их кидать бомбы в царя

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

синагога | Определение, история и факты

синагога

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эктор Гимар
Питер Харрисон
Похожие темы:
церковь
Бема

Просмотреть весь связанный контент →

синагога , также пишется как синагога , в иудаизме общинный молитвенный дом, который служит местом не только для литургических служб, но также для собраний и учебы. Его традиционные функции отражены в трех еврейских синонимах числа 9.0025 синагога : бет ха-тефилла («дом молитв»), бет ха-кнесет («дом собраний») и бет ха-мидраш («дом учения»). Термин синагога имеет греческое происхождение ( synagein , «собирать вместе») и означает «место собраний». Идишское слово shul (от немецкого Schule , «школа») также используется для обозначения синагоги, а в наше время слово храм распространено среди некоторых реформистских и консервативных общин.

Самое старое датированное свидетельство синагоги относится к 3 веку до н.э., но синагоги, несомненно, имеют более древнюю историю. Некоторые ученые считают, что разрушение иерусалимского храма Соломона в 586 г. до н. э. привело к возникновению синагог после того, как частные дома временно использовались для публичных богослужений и религиозного обучения.

Дополнительная информация по этой теме

Иудаизм: традиционная модель синагогальной практики

Другим центром внимания является синагога . Происхождение этого учреждения неясно, и ряд гипотез…

Другие ученые связывают происхождение синагог с еврейским обычаем, согласно которому представители общин за пределами Иерусалима молятся вместе в течение двухнедельного периода, когда священнослужители их общины посещают ритуальные жертвоприношения в Иерусалимском храме.

Каким бы ни было их происхождение, синагоги процветали бок о бок с древним культом Храма и существовали задолго до того, как еврейские жертвоприношения и установившееся священство были упразднены с разрушением Второго Храма римским императором Титом в 70 г. н.э. После этого синагоги приобрели еще большее значение как неоспоримый центр еврейской религиозной жизни.

В литературе I века н.э. упоминаются многочисленные синагоги не только в Палестине, но и в Риме, Греции, Египте, Вавилонии и Малой Азии. К середине того века все значительные еврейские общины имели синагоги, в которых проводились регулярные утренние, дневные и вечерние службы со специальными литургиями в субботу и религиозные праздники.

Современные синагоги выполняют те же основные функции, что и древние синагоги, но в соответствии с требованиями времени к ним добавляются социальные, развлекательные и благотворительные программы. По сути, это демократические институты, созданные еврейской общиной, ищущей Бога через молитву и священные исследования. Поскольку в литургии нет жертвы, для публичного богослужения не требуется священство. Поскольку каждая синагога автономна, ее возведение, содержание, раввины и должностные лица отражают желания местного сообщества.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Стандартной архитектуры синагоги не существует. В типичной синагоге есть ковчег (где хранятся свитки Закона), «вечный свет», горящий перед ковчегом, два канделябра, скамьи и возвышение (бима), с которого читаются отрывки из Священных Писаний и с которого, часто проводятся службы. Реформистские и консервативные общины отказались от сегрегации мужчин и женщин, которая до сих пор соблюдается в ортодоксальных синагогах. Ритуальное омовение ( миква ) иногда находится на территории.

Редакторы Британской энциклопедии
Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Синагога Предыстория и обзор

Синагога является центром еврейской религиозной общины: местом молитвы, учебы и образования, социальной и благотворительной работы, а также социальным центром.

Что в имени?

На этом сайте я использовал слово «синагога», но на самом деле есть несколько разных терминов для еврейского «молитвенного дома», и вы можете многое сказать о людях по терминам, которые они используют.

Термин на иврите звучит как beit k’nesset (буквально Дом собрания), хотя вы редко услышите этот термин в разговоре на английском языке.

Православные и хасиды обычно используют слово «шул», которое является идишским. Слово происходит от немецкого слова, означающего «школа», и подчеркивает роль синагоги как места учебы.

Консервативные евреи обычно используют слово «синагога», которое на самом деле является греческим переводом Beit K’nesset и означает «место собраний» (оно связано со словом «синод»).

Евреи-реформисты используют слово «храм», потому что они считают каждое из своих мест встречи эквивалентом или заменой Храму.

Использование слова «храм» для описания современных молитвенных домов оскорбляет некоторых традиционных евреев, поскольку оно принижает важность Храма. С другой стороны, слово «шул» незнакомо многим современным евреям. Если вы сомневаетесь, лучше всего подойдет слово «синагога», потому что все знают, что оно означает, и я никогда не видел, чтобы оно кого-то оскорбляло.

Функции синагоги

Как минимум, синагога — это бейт тефила , молитвенный дом. Это место, где евреи собираются вместе для общественных молитв. Евреи могут выполнять обязанности ежедневной молитвы, молясь где угодно; однако есть определенные молитвы, которые можно произносить только в присутствии миньяна (кворума из 10 взрослых мужчин), и традиция учит, что групповая молитва имеет больше достоинств, чем молитва в одиночку. Святость синагоги для этой цели уступает только Храму. На самом деле в раввинистической литературе синагогу иногда называют «маленьким храмом».

Синагога обычно также является бейт-мидрашем, учебным домом. Вопреки распространенному мнению, еврейское образование не заканчивается в возрасте бар-мицвы. Для соблюдающего еврея изучение священных текстов — дело всей жизни. Таким образом, синагога обычно имеет хорошо укомплектованную библиотеку священных еврейских текстов для изучения членами общины. Это также место, где дети получают базовое религиозное образование.

В большинстве синагог также есть общественные залы для религиозных и нерелигиозных мероприятий. Синагога часто функционирует как своего рода ратуша, где можно обсудить важные для общества вопросы.

Кроме того, синагога функционирует как учреждение социального обеспечения, собирая и раздавая деньги и другие предметы для помощи бедным и нуждающимся в сообществе.

Организационная структура

Синагоги обычно управляются советом директоров, состоящим из мирян. Они управляют и поддерживают синагогу и ее деятельность, а также нанимают раввина для общины. Стоит отметить, что синагога может существовать и без раввина: богослужения могут совершаться и часто проводятся мирянами полностью или частично. Нет ничего необычного в том, что в синагоге нет раввина, по крайней мере временно. Тем не менее, раввин является ценным членом сообщества, обеспечивая лидерство, руководство и образование.

Синагоги не передают пожертвования во время служб, как это делают многие церкви. Во многом это связано с тем, что евреям не разрешается носить с собой деньги в праздники и субботы. Вместо этого синагоги финансируются за счет членских взносов, уплачиваемых ежегодно, за счет добровольных пожертвований и за счет покупки зарезервированных мест для служб в Рош ха-Шана и Йом Кипур (праздники, когда в синагоге больше всего людей). Однако важно отметить, что вам не обязательно быть членом синагоги, чтобы поклоняться там. Если вы планируете регулярно поклоняться в синагоге и у вас есть финансовые средства, вы, безусловно, должны платить взносы, чтобы покрыть свою справедливую долю расходов на синагогу, но ни одна синагога не проверяет членские билеты у дверей (за исключением, возможно, упомянутых выше высоких праздников). , если мест на всех не хватит).

Синагоги в большинстве своем являются независимыми общественными организациями. В Соединенных Штатах, по крайней мере, отдельные синагоги не подчиняются какой-либо центральной власти. Существуют центральные организации различных движений иудаизма, и синагоги часто связаны с этими организациями, но эти организации не имеют реальной власти над отдельными синагогами.

Ритуальные предметы в синагоге

Часть синагоги, где совершаются молебны, обычно называется алтарем. Синагоги в Соединенных Штатах, как правило, проектируются таким образом, что передняя часть святилища находится со стороны Иерусалима, что является направлением, в котором мы должны стоять лицом при чтении определенных молитв.

Вероятно, самой важной особенностью святилища является Ковчег. Название «Ковчег» является акростихом еврейских слов Арон Кодеш , что означает «святой кабинет». Это слово не имеет никакого отношения к Ноеву ковчегу, который является словом «тейват» на иврите. Ковчег — это шкаф или углубление в стене, в котором хранятся свитки Торы. Ковчег обычно ставится перед комнатой; то есть на стороне в сторону Иерусалима. Ковчег имеет двери, а также внутреннюю завесу, называемую парохет. Эта завеса имитирует завесу в Святилище в Храме и названа в ее честь. Во время определенных молитв двери и/или завеса Ковчега могут открываться или закрываться. Открытие или закрытие дверей или занавесок осуществляется членом общины и считается честью.

Впереди и чуть выше Ковчега вы найдете нертамид, Вечный Светильник. Этот светильник символизирует заповедь поддерживать свет в Скинии за пределами завесы, окружающей Ковчег Завета. (Исх. 27:20-21).

Кроме нертамида во многих синагогах можно найти менору (канделябр), символизирующую менору в Храме. Менора в синагоге обычно имеет шесть или восемь ветвей вместо семи в Храмовой меноре, потому что точное копирование ритуальных предметов Храма недопустимо.

В центре комнаты или впереди вы найдете пьедестал под названием бима . Свитки Торы кладут на биму , когда их читают. Бима также иногда используется как подиум для ведущих служб. В некоторых синагогах есть дополнительная нижняя кафедра, называемая амуд.

В православных синагогах также есть отдельное отделение, где сидят женщины. Это может быть балкон на верхнем этаже, или в задней части комнаты, или сбоку комнаты, отделенная от мужской части стеной или занавеской, называемой мехица. Мужчинам не разрешается молиться в присутствии женщин.

Неевреи, посещающие синагогу

Неевреи всегда могут посещать службы в синагоге, если они ведут себя как приличные гости. Прозелитизм и «свидетельство» собранию не являются надлежащим поведением гостя. Вы бы вошли в дом незнакомца и раскритиковали обстановку? Но мы всегда приветствуем неевреев, которые приходят в синагогу из искреннего любопытства, интереса к службе или просто для того, чтобы присоединиться к другу на праздновании еврейского события.

Отправляясь в синагогу, одевайтесь так, как вы одеваетесь в церковь или мечеть: красиво, официально и скромно. Мужчина должен носить ермолку (тюбетейку), если это делают мужчины-евреи в собрании; ермолки доступны на входе для тех, у кого их нет. В некоторых синагогах замужние женщины также должны носить головной убор. Кусок кружева, который иногда называют «шапкой для часовни», обычно предоставляется для этой цели в синагогах, где это требуется. Однако неевреи не должны носить талит (молитвенный платок) или тфилин, потому что эти предметы являются знаками нашей обязанности соблюдать еврейский закон.

Если вы находитесь в православной синагоге, следите за тем, чтобы сидеть в правильной части: мужчины и женщины сидят отдельно в православной синагоге.

Во время богослужений неевреи могут следовать вместе с английским языком, который обычно печатается рядом с ивритом в молитвеннике. Вы можете участвовать в той или иной части молитвенного служения, в которой вам удобно участвовать. Вы можете повторить еврейскую литургию перед посещением службы, чтобы лучше понять, что происходит.

Неевреи должны стоять всякий раз, когда Ковчег открыт и когда Тору несут в Ковчег или из него, в знак уважения к Торе и Б-гу. В любое другое время, когда молящиеся стоят, неевреи могут стоять или сидеть.

Храм

Когда мы говорим о Храме, мы говорим о месте в Иерусалиме, которое было центром еврейской религии со времен Соломона до его разрушения римлянами в 70 году н.э. Это было единственное место где совершались жертвоприношения и некоторые другие религиозные ритуалы. Он был частично разрушен во время вавилонского изгнания и восстановлен. Восстановленный храм был известен как Второй Храм. Знаменитая Стена Плача — это западная подпорная стена этого Храма, и она настолько близка к месту первоначального Святилища, насколько это возможно сегодня для евреев. На месте Храма в настоящее время находится мусульманская мечеть Купол Скалы.

Традиционные евреи верят, что Храм будет восстановлен, когда придет Мошиах (Мессия). Они с нетерпением ждут этого дня и постоянно молятся о нем.

Евреи-реформисты, напротив, отвергают идею восстановления Храма и возобновления жертвоприношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы