Собор покрова на рву в москве: Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Разное

Храм Покрова, что на Рву • Текст и иллюстрации эпизода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИстория московской архитектуры. От Василия Темного до наших днейАудиолекцииМатериалы

Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона

Автор Сергей Кавтарадзе

Храм, который называют храмом Василия Блаженного, на Красной площади в центре Москвы, наверное, самое узнаваемое здание России. Скорее всего, если в любой точке планеты показать этот храм, все сразу скажут, что это Москва, Россия или что-нибудь в этом роде. И, к сожалению, он немного стал аттракционом для туристов. 


Тут сложилось несколько обстоятельств. Во-первых, его называют именно храм Василия Блаженного, а не так, как его нужно называть на самом деле, — храм Покрова, что на Рву, или Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Это слово «блаженный», вероятно, тоже как-то влияет на восприятие. Во-вторых, храм очень пестрый, у него очень пышные, отвлекающие на себя внимание главы, которые, кстати, появились не с самого начала, а уже после пожара конца XVI века. Получается, что эта яркость прячет внутри себя настоящий, очень серьезный, по-своему грозный, хотя и триумфальный храм. 



Храм Покрова, что на Рву© Максим Блинов / РИА «Новости»

Давно замечено, что этот храм имеет две символики. Одна хорошо известна, в том числе из летописей того времени: это памятник, или, точнее, обетный храм, посвященный взятию Казани. В 1552 году русские войска взяли Казань. Считается — и сам Иван Грозный об этом говорил, — что перед взятием Казани царь дал обеты тем святым, которые в тот или иной день помогут выиграть ту или иную локальную битву, потом поставить храмы в Москве. У храма получился один центральный объем и еще восемь дополнительных вокруг него. Это памятник и благодарность святым за помощь. 


Но, скорее всего, есть еще объяснения того, почему он такой необычный. Храм шатровый, до него шатровых храмов было очень мало, и только один был большим и значимым — храм Вознесения в Коломенском. Практически одновременно был построен храм Преподобного Сергия Радонежского в Кремле, на подворье Троице-Сергиевого монастыря.


Неожиданно для своего времени храм Покрова, что на Рву был краснокир­пичным, с какими-то белыми резными вставками, с изразцами. Что мешало поставить обычный белокаменный храм? Я изложу свою версию того, что происходило, почему этот храм появился и почему он такой необычной формы. 


Для этого надо немного отвлечься на то, что со времен появления авраамиче­ских религий  Авраамические религии — монотеисти­ческие религии, восходящие к иудейскому патриарху Аврааму. Всего их три: иудаизм, христианство и ислам. существовало очень важное теологическое понятие — Премуд­рость Божия. Есть Бог сам по себе, Бог Творец, и есть то, чем он творит. Одно из свойств Бога — это как раз Премудрость. Премудрость означает сверх­мудрость, которой он и сотворил мир и все, что мы знаем, и очень часто, чтобы не обращаться к Богу напрямую, обращались либо к его имени, либо к его славе, либо к Премудрости. Для христиан это понятие имеет особое значение, потому что второе лицо Троицы и есть Премудрость. До воплощения на земле это Христос Эммануил  Эммануилом Иисус Христос зовется в Ветхом Завете, в пророчестве Исаии., потом — известный нам Иисус Христос, так что это как бы базовое понятие для христиан.


Вспомним еще сон Иакова. Он кладет голову на камень, засыпает, и снится ему, что с неба спускается лестница, по ней поднимаются и спускаются ангелы, потом на ней появляется сам Господь, который подтверждает, что обетование, данное деду Иакова Аврааму, остается в силе. Проснувшись, Иаков произносит очень важные слова, в том числе говорит: «как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные»  Быт. 28:17.. Это очень важная функция, кото­рая потом воплощается, во-первых, в Ветхом Завете через скинию. Когда Моисей строит скинию — походный храм вроде храма-палатки, — слава Господня воплощается в ней: должна быть какая-то точка, через которую Господь приходит в мир. Во-вторых, это повторяется в случае с храмом, который построил Соломон. Облако, знак присутствия славы Господней на земле — в еврейской традиции это называется «шхина», — наполняет храм. Для христиан Богородица — то же самое. Второе лицо Троицы, Иисус Христос, воплощается на земле через Деву, которая является либо храмом, либо скинией — называют обоими словами. 


Эти теологические основания были очень важны и в эпоху правления тогда еще молодого Ивана Васильевича. Нужно было как-то понять место Россий­ского государства и в истории в целом, и в духовной и небесной иерархии. Одна из ярчайших иллюстраций того, как это видели, — роспись Золотой палаты. Сама она до нас не дошла, но зато дошло описание выдающегося иконописца XVII века Симона Ушакова. Потом ее довольно точно воспроизвел реставратор Карл Лопяло  Графические реконструкции Лопяло можно посмотреть в его «Реконструкции росписей несохранившейся Золотой палаты Москов­ского Кремля». вместе с надписью: «Премудрость, создай себе храм и утверди столпов семь»  Притч.  9:1.. Ниже — история самых разных царств, ветхозавет­ная история мира и история Государства Российского вплоть до Ивана Гроз­ного. Похоже, что-то в этом роде, но только на архитектурном языке, как бы вкладывая второй смысл, попытались сделать, когда строили храм Покрова, что на Рву.


Тут надо вспомнить еще одно обстоятельство. Храм был закончен в 1561 году. А в 1562 году ожидалось наступление конца света, в 7070 году по византий­скому летоисчислению. До этого конец света уже ждали в 1492 году (в 7000-м), но он не случился. Дипломату и переводчику Дмитрию Траханиоту заказали экспертизу  Рассуждение «О летах седьмой тысящи» датируется 1489 или 1491 годом. Авторство Дмитрия Траханиота считается наиболее вероятным, но его приписывали и другим., и он сказал, что хотя никто не знает точно, когда будет конец света, очень вероятно, что он будет в какую-то седмицу. Получалось — 7000 год, но это оказался не он и не 7007-й тоже, а потом ждали 7070-й и 7077-й. Семилетний период между 7070-м (1562-м) и 7077-м (1569-м), кстати, приходится и на опричнину, и на самые удивительные поступки Ивана Грозного  В том числе переезд в Александровскую слободу и походы на Новгород и Псков, которые завершились уже в 1570 году. . Судя по всему, в это время он очень боялся именно наступления конца света.


 

Антихрист, 1666 год и Петр I

Когда на Руси ждали конца света


Как спасаться от конца света? На самом деле в Ветхом Завете был некоторый, скажем так, рецепт. В Книге пророка Иезекииля сказано, что надо строить храм. Пророк Иезекииль оказался в вавилонском плену как раз в то время, когда первый храм, храм Соломона, был разрушен  Это произошло в 586 году до н. э., когда вавилоняне захватили Иерусалим.. И последнее из видений, дарованных ему, содержало в себе как бы проект нового храма, который восстановят. Там есть определенные архитектурные особенности.



Храм Покрова, что на Рву©Tim Graham / Getty Image

Черты этого храма, храма Иезекииля, узнаются в храме Покрова, что на Рву. Если мы посмотрим на план храма внимательно, то увидим не просто какой-то единый объем в центре и восемь одинаковых столпов вокруг него. Они неси­мме­тричны. Один, стоящий в западной части, освящен во имя Входа Господня в Иерусалим. Даже это уже дает возможность ассоциировать с Иеру­са­лимским храмом все, что мы видим дальше. Центральный столп — это святая святых, восьмигранный храм. Сверху — шатер, то есть тот самый шатер ски­нии, где присутствует непосредственно Слава Господня. Вокруг — четыре компарти­мента  Компартимент — повторяющийся элемент в композиции здания, обычно крупного размера., прямоугольных храма, посвященных священникам — особым, избран­ным лицам. И три высоких восьмигранных компартимента — это башни над входом в храм.


Если внимательно прочитать летописи  Речь идет о Житии митрополита Ионы., то, судя по всему, произошло вот что. Царь Иван Васильевич велит приступить к постройке такого сложного храма в годовщину взятия Казани. С самого начала он строился как компози­ция из нескольких объемов. Поначалу он был задуман, как сказано: «Премуд­рость, утверди столпов семь» — семь столпов окрест восьмого. Потом, видимо, поняли, что все-таки не получается красиво и симметрично, и добавили вось­мой объем вокруг уже девятого главного. 


Поэтому понадобилось чудо — это известная история о девятом престоле: мастера самовольно разметили восемь объемов вокруг девятого, а не семь вокруг восьмого, и получилось симметрично, а в Москву как раз принесли икону Николы Великорецкого. Понадобились список этой иконы и алтарь, посвященный Николе Великорецкому, и выяснилось, что все-таки они действо­вали по божественному наитию, это послужило как бы оправданием.


Храм строится деревянным — скорее всего, это был макет. Летом 1555 года приступают к строительству уже каменного храма, который заканчивают в 1561 году. Для нас важно, что храм посвящен Богородице, Богородица — это своего рода врата небесные, через которые Христос приходит на землю, и таким образом храм оказывается еще и софийным: Москва немного скрытым образом оказывается еще и обладательницей храма Святой Софии. А коли так и раз Константинополь — это второй Рим, а в нем есть собор Святой Софии, то Москва — третий Рим, потому что в нем он тоже есть. И если Святая земля, Иерусалим, обладает храмом Соломона, первохрамом, а теперь он переносится в Москву, то и Москва становится Иерусалимом и Святой землей.


 

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется


То, что этот храм связан с образом Святой земли, прежде всего с Иерусалимом, никогда не подвергалось сомнению. Есть свидетельства иностранцев, что в XVII веке храм так и звали — Иерусалимской церковью. Более того, были целые традиции, подчеркивающие это значение. Как раз в эпоху Ивана Грозного появился такой обряд, когда в Неделю ваий царь вел под уздцы коня, которому приделывали бумажные уши: конь изображал из себя осла, на нем поначалу сидел митрополит (тогда еще не было патриаршества), они выходили из Успенского собора и шли к входу Иерусалимскому, к приделу, как бы повторяя Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий — это когда пальмовыми ветвями приветствовали Иисуса Христа, который входил в Иерусалим  Она же Вербная неделя.. Потом, после реформ Никона, эту традицию по-своему продолжили, хотя и немного в обратном порядке: ходить стали примерно от Покровского собора, от Лобного места, в Кремль, к Успенскому собору. И таким образом, теперь уже весь Кремль, да и вся Москва, в общем, становилась как бы священным городом, то есть патриарх Никон немного переосмыслил эту традицию и сделал ее более новозаветной.  

Расшифровка





Новый курсДадаизм — это всё или ничего?

Как и зачем безобразничали серьезные художники, поэты и артисты в начале XX века, почему это называют искусством и как дадаизм повлиял на все столетие

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Аудиолекции

10 минут

1/12

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века

Читает Сергей Кавтарадзе

Что мы знаем о самых ранних дошедших до нас каменных зданиях Москвы и при чем тут архитекторы середины ХХ века

12 минут

2/12

Успенский собор Кремля

Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить

Читает Сергей Кавтарадзе

Почему итальянцу Аристотелю Фиораванти, чтобы построить главный московский храм, пришлось сначала его разрушить

13 минут

3/12

Храм Покрова, что на Рву

Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона

Читает Сергей Кавтарадзе

Как архитектура собора Василия Блаженного связана с концом света и при чем тут храм Соломона

13 минут

4/12

Церковь Троицы в Никитниках

Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье

Читает Алла Аронова

Как архитектура Москвы изменилась при династии Романовых и что такое московское узорочье

14 минут

5/12

Лефортовский дворец

Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты

Читает Алла Аронова

Как выглядел типичный, но не самый знаменитый представитель нарышкинского барокко и при чем тут петровские банкеты

22 минуты

6/12

Сенатский дворец

В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену

Читает Алла Аронова

В чем секрет дворцового купола и почему за несколько лет до постройки дворца сначала разобрали, а потом восстановили кремлевскую стену

16 минут

7/12

Храм Христа Спасителя

История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом

Читает Алла Аронова

История храма-памятника, который начали строить в 1810-х годах в одном месте, а закончили спустя 70 лет — в другом

10 минут

8/12

Особняк Рябушинского

Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры

Читает Айрат Багаутдинов

Откуда в Москву пришел стиль модерн и как один из его лидеров — Федор Шехтель — придумывал свои главные шедевры

14 минут

9/12

Дом Наркомфина

История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях

Читает Айрат Багаутдинов

История знаменитого здания, в котором вместо квартир были ячейки, а туалет, гостиная и спальня располагались на разных уровнях

16 минут

10/12

Главное здание МГУ

Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню

Читает Айрат Багаутдинов

Как сталинская высотка объединила в себе американский небоскреб и русскую средневековую башню

14 минут

11/12

Дворец пионеров на Воробьевых горах

Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма

Читает Айрат Багаутдинов

Как оттепель в архитектуре привела к появлению советского модернизма

19 минут

12/12

Дом «Патриарх»

За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня

Читает Айрат Багаутдинов

За что мы любим и ненавидим современную московскую архитектуру и при чем тут Вавилонская башня

Материалы

Архитектура Москвы в деталях

Барабаны, кокошники, пилястры и другие характерные черты 12 зданий — героев лекций курса

Из каких городов выросла Москва

Рим, Нью-Йорк, Пекин и другие города, проявившие себя в московской архитектуре

Квартирный вопрос в Москве до революции

Барские квартиры, дачи в Кунцеве и 3 комн. для одинок. в тих. интелл. нем. сем.

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

До повышения стоимости подписки осталось

.

Успейте купить сейчас

.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в Москве

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву в Москве







  • ru/elzashow?utm_source=fedin&utm_medium=kudago&utm_campaign=elzashow» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/detyam-snezhnoe-serdtse-elzyi/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    6

    5198

  • com/msk/list/znakomstvo-s-moskvoj/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/list/znakomstvo-s-moskvoj/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    42

    99738

  • com/msk/list/samyie-neobyichnyie-svidaniya-fastlife/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    41

    214214

  • com/msk/list/6-kontsertov-dlya-vlyublyonnyih-v/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    42

    95907

  • 133

    153723

  • mix» data-ping-position=»2″ data-featured-url=»https://kudago.com/msk/list/kuda-shodit-s-detmi-9/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/list/kuda-shodit-s-detmi-9/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    13

    47061

  • mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-item-url=»https://online.kudago.com/list/rasshiryaya-granitsyi-poznavatelnyie/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    3

    3945

  • ru/?utm_source=fedin&utm_medium=kudago&utm_campaign=illuzii» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/fokusniki-illyuzionisty-razvlecheniya-bolshoe-shou-illyuzij/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    247

    48527

  • com/msk/event/vyistavka-salvador-dali-and-pablo-pikasso/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/event/vyistavka-salvador-dali-and-pablo-pikasso/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    2000

    588450

  • com/msk/place/attraktsion-faertag-v-strelkovom-klube-labirint/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/place/attraktsion-faertag-v-strelkovom-klube-labirint/» data-featured-path=»/msk/places/»>

    7

    2257

Да, это тот самый собор Василия Блаженного, но мало кто знает, что официальное его название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

Его построили в 1552 году, в честь великого события — взятия Казани. А в через несколько лет у этого собора, тогда еще совсем небольшого, был похоронен известный всей Москве юродивый Василий Блаженный. Через некоторое время над могилой пристроили церковь в его честь, с тех пор собор стал ассоциироваться с его именем. Собор не всегда выглядел так, как сейчас, его знаменитые узорные купола впервые построили в конце XVI века и перестраивали еще много раз в последующие годы.

Всего собор включает в себя 9 небольших церквей, каждая из которых имеет свой отдельный купол. После революции он был разграблен и заброшен, но постепенно начались работы по восстановлению храма. Сегодня, как сотни лет назад, он снова радует москвичей и приезжих своим прекрасным видом.

Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+

Джаз, средневековая и классическая музыка на органе.

Смотреть расписание

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+


Расположение

Адрес Собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву

Красная площадь

Ближайшее метро

Боровицкая, Площадь Революции

Дополнительная информация

Расписание работы

каждый день 08:00–20:00

Телефон

Показать телефон

698-33-04

Пожалуйста, скажите владельцам места, что нашли его на KudaGo

Выберите рассылку:

Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной
персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.

Сакральные пространства: Собор Василия Блаженного (Москва)

  • 18 января 2019 г. 13:02
  • Опубликовано Gallery Byzantium

Недавно мы поделились историей о церкви Вознесения Господня (Коломенское) , которую воздвиг Василий III, чтобы вызвать благоволение Божие и получить в награду сына. Вскоре после завершения строительства церкви родился сын Иван IV (также известный как «Иван Грозный»). Иван продолжал наблюдать за строительством своей религиозной достопримечательности: Собора Василия Блаженного.


Икона русской архитектуры

Фото Дэвида Кроушоу. Через Викисклад.

Собор Василия Блаженного, одна из самых узнаваемых достопримечательностей мира, является свидетельством уникальной архитектуры и красоты России. Интересно, однако, что настоящее название собора — «Собор Покрова Богородицы у Рва», что связано с военной победой и рвом, защищавшим Кремль со стороны Красной площади до начала XIX в. век.

Собор Василия Блаженного был построен в честь победы над Казанью. «В 1552 году Иван Грозный взял татарскую твердыню Казань в праздник Покрова []» подвиг, давший имя собору.

Согласно легенде, построенный собор был настолько впечатляющим, что Иван приказал ослепить строителей Барму и Постника Яковлевых, чтобы они не смогли потом создать ничего столь же впечатляющего. Это было полностью опровергнуто, поскольку двадцать пять лет спустя строители заключили контракт на пристройку к собору дополнительной часовни.

Каким бы впечатляющим он ни был, Собору изначально не хватало одной детали, которая делает его таким узнаваемым сегодня: красочного фасада. Первоначально здание было окрашено в белый цвет, чтобы соответствовать Кремлю, а купола были золотыми. Позже, в 17 веке, строение было перекрашено в привычную для него радугу замечательного цвета. Говорят, что идея добавить этот цвет была «[…] взята из библейского описания Царства Небесного в Книге Откровения».

Мало что известно об архитекторах Собора, поэтому источники вдохновения и основные идеи, лежащие в основе планов Собора, остаются предметом предположений. Некоторые считают, что «[…] создатели отдавали дань уважения церквям Иерусалима, или, построив восемь церквей вокруг центральной девятой, они представляли средневековый символ восьмиконечной звезды».

Интерьер южной церкви собора Василия Блаженного в Москве, посвященной святителю Николаю Великорецкому. Фото Консьерж.2С. Через Викисклад

«Вокруг центрального нефа высотой 156 футов построены девять небольших отдельных часовен, выровненных по сторонам света, четыре из которых приподняты, чтобы обозначить их положение между небом и землей. Часовни посвящены Защитной Завесе Марии; Вход в Иерусалим, святые Киприан и Устиния, Святая Троица, святитель Николай Великорецкий, святитель Григорий Армянский, святитель Варлаам Хутынский, святитель Александр Свирский и Три Патриарха. Девятая часовня была пристроена в честь святого Василия».

Каждая из этих часовен была освящена в честь важного события или битвы против Казани.

Девятый придел, храм св. Василия (Василия) Блаженного, назван в честь одного из самых почитаемых в Москве святых: св. Василия (в честь которого собор и получил свое название). Несмотря на то, что он умел заглядывать в будущее (и правильно предсказал пожар 1547 года, уничтоживший треть Москвы), святитель Василий слыл «юродивым». В любую погоду он не носил ни одежды, ни обуви, «[…] намеренно унижает себя во славу Божью».  После того, как он был канонизирован в 1588 году, была добавлена ​​девятая часовня под его именем.

 


Собор Василия Блаженного в Новое время

Несмотря на то, что в 1990 году собор Василия Блаженного должен был быть объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, он был почти разрушен в начале 20 века. Сталин решил, что собор занимает слишком много места на Красной площади и мешает его военным парадам, поэтому приказал архитектору Петру Барановскому подготовить его к сносу. Однако Барановский пригрозил покончить с собой на ступенях собора вместо того, чтобы уничтожить одну из самых любимых икон России. Барановский был приговорен к нескольким годам лишения свободы за неповиновение приказам. Однако за это время Сталин передумал, и храм Василия Блаженного пощадили.

Сегодня собор входит в состав Государственного Исторического музея (с 1929 г.), хотя в нем до сих пор проводятся отдельные богослужения, а именно в Покровский день. Он является домом для «[…] более 400 икон, написанных между 14 и 19 веками самыми известными школами Новгорода и Москвы, висящими на стенах» и является обязательным для посещения всем, кто посещает Москву.


Экскурсия Собор Василия Блаженного

Внешний вид собора Василия Блаженного всем нам знаком, но как насчет не менее красивого интерьера? У Firebird Tours есть замечательная видеоэкскурсия по собору, идеально подходящая для тех, кто не может приехать в Москву. ( Нажмите здесь , чтобы просмотреть видео непосредственно на YouTube).


Источники
Основное изображение с http://www.orangesmile.com/extreme/en/orthodox-churches/st-basil-cathedral.htm
Собор Василия Блаженного, Москва, Россия – https://www.travelallrussia.com/st-basil-moscow

Собор Василия Блаженного – https://www.lonelyplanet.com/russia/moscow/attractions/st-basils -cathedral/a/poi-sig/373447/360429
Собор Василия Блаженного – http://www.moscow.info/red-square/st-basils-cathedral.aspx
8 фактов о самом известном храме России – Соборе Василия Блаженного – https://www.rbth.com/arts/2016/07/12/8-facts-about-russias-best-known-church-st-basils -cathedral_611023
12 фактов о соборе Василия Блаженного – http://mentalfloss.com/article/76266/12-facts-about-saint-basils-cathedral

Теги: История, Январь 2019, Православный собор, Россия, Русское Православие, святые места, Собор Василия Блаженного

Категория: Без категории

архитектурных сокровищ Москвы: Собор Василия Блаженного

В 2021 году собору Василия Блаженного исполнилось 460 лет.
Построен по приказу Ивана Грозного в честь его военной победы в русско-казанской войне. Его полное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву — отсылка к рву, протекавшему вдоль кремлевских стен, впадавшему с одной стороны в Москву-реку, а с другой — в реку Неглинную. Ров был засыпан только в 1814 г.

В отличие от западных церквей, собор не представляет собой одно большое помещение. Первоначально в соборе было девять приделов, каждый под одним из девяти куполов.

Андрей Гордеев для МТ

Собор был самым высоким сооружением в Москве до 1600 года, когда была перестроена колокольня Ивана Великого внутри Кремля.

Одной из отличительных архитектурных особенностей собора является то, что каждая из четырех сторон выглядела так, как будто это главный вход. Не имело значения, с какой стороны приходил посетитель или прихожанин: ни один фасад не был похож на изнанку или сторону.

Андрей Гордеев для МТ

Собор стал называться Василийским в конце XVI века после того, как в десятом приделе, специально для него пристроенном к собору, был погребен всеми любимый святой Василий.

Со временем прихожане стали посещать эту часовню чаще, чем другие, и люди говорили, что идут в «Св. Бэзил.» Сейчас главный вход в собор находится со стороны часовни.

Часовня Василия Блаженного – единственная отапливаемая часовня в соборе, службы здесь проходят круглый год.

Андрей Гордеев для МТ

В 1588 году к собору была пристроена часовня св. Василия, построенная над его могилой. Сегодня здесь находится святыня святого Василия, и его останки до сих пор лежат под землей.

Интерьер часовни, который мы видим сегодня, был выполнен в конце 19 века во время реставрационных работ к празднованию 350-летия собора. Некоторые иконы рассказывают о духовном пути святого Василия и о том, как он ходил без одежды круглый год. Считается, что он всегда был нагим: с 16 лет святой жил на Красной площади и никогда не носил одежды вплоть до своей смерти в возрасте 88 лет. Одна из икон (слева от раки) также является историческим документом: за фигурой св. Василия – панорама Москвы со рвом, фигурирующим в названии собора.

Андрей Гордеев для МТ

Есть еще одна уникальная икона святого Василия, выполненная в конце XVI века. Считается, что это первая икона святого, написанная после его канонизации в 1588 году, то есть написанная всего через несколько лет после его смерти.

На иконе святой Василий полностью обнажен. Это одно из последних культовых изображений святого человека, раздетого; по приказу Петра Великого все святые отныне изображались покрытыми тканью.

Андрей Гордеев для МТ

Из часовни Василия Блаженного посетители спускаются в подвал собора. Во времена Ивана Грозного здесь хранились царские сокровища. Позже состоятельные москвичи хранили здесь свои богатства.

В советское время, когда собор был музеем, подвал использовался под административные помещения.

Андрей Гордеев для МТ

С нижнего уровня посетители поднимаются по секретной лестнице на уровень второго этажа. Когда собор был построен, прихожане входили в него по внешней лестнице.
Потайная лестница ведет прямо в Покровскую церковь: самую высокую часовню в соборе: 47,5 метров (почти 160 футов) от пола до вершины купола. Это единственный шатровый шпиль собора.

В храме совершаются богослужения в праздник Покрова Господня.

Андрей Гордеев для МТ

Возле верхушки Покровской церкви реставраторы нашли надпись, свидетельствующую о точной дате освящения собора: 12 июня 1561 года. Эта дата отмечается как «день рождения» собора.

В этой часовне можно также рассмотреть архитектурные детали собора в миниатюре.

Андрей Гордеев для МТ

Центральную Покровскую церковь окружают восемь часовен — четыре больших в осевых точках и четыре поменьше между ними. Каждая часовня ведет к часовням по обе стороны. Галерея проходит вокруг экстерьера.

Историки так и не пришли к однозначному выводу, кто именно построил собор — русские или итальянцы. Документов с точной информацией не обнаружено. Но большинство экспертов считают, что собор не мог быть построен без помощи итальянских строителей. Кирпич, из которого построен собор, был для Руси новым строительным материалом, и, по крайней мере, на первом этапе его использования русским строителям нужно было учиться его обращению у своих итальянских коллег.

Андрей Гордеев для МТ

За долгую жизнь собора орнамент на стенах неоднократно менялся.

Сохранились практически все периоды росписи, от самых первых росписей времен Ивана Грозного, имитирующих кирпичную кладку (кирпич в то время был редким и дорогим и не везде применялся), до яркого растительного орнамента, выполненного масляной краской. во времена Екатерины Великой.

Гордеев Андрей за МТ

В нескольких местах реставраторы намеренно оставили разные варианты росписей на стенах собора, от оригинального орнамента до росписи, написанной веками позже.

Гордеев Андрей за МТ

Еще одна примета времени, которую реставраторы решили сохранить, это повреждение стены одной из часовен. Он появился после обстрелов во время революции 1917 года.

Андрей Гордеев для МТ

Среди реликвий в соборе есть оковы, подобные тем, которые носил св. Иоанн, святой муж, младший современник св. Василия. Ему посвящена одиннадцатая часовня, пристроенная к собору в 1672 году.

Некоторые святые мужчины и женщины носили под одеждой кандалы, спрятанные так, чтобы другие не видели их личного акта покаяния. Кандалы весили несколько десятков килограммов, и считается, что святой Иоанн носил кандалы, которые составляли половину веса его тела, и что он снял их только перед своей смертью в 1589 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts