Софийский храм в москве: — Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках
Содержание
Церковь Святой Софии, Премудрости Божией, в Садовниках / Православие.Ru
Храм Софии Премудрости Божией на Лубянке. |
В старой Москве были два храма, освященные во имя Святой Софии Премудрости Божией. Оба чудесно сохранились до наших дней и вновь действуют. Один из них находится в Замоскворечье, другой — в центре Москвы, на Пушечной улице, но оба были связаны с новгородскими походами Ивана III. И если храм на Пушечной основали сами новгородцы, переселенцы из Великого Новгорода, покоренного Москве, то уникальный замосквореченский храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Именно ему суждено было сыграть ключевую роль в градостроительстве православной Москвы-Третьего Рима.
Престольный праздник посвящен образу Святой Софии, Премудрости Божией (с древнегреческого София означает Мудрость). Премудрость Божия — это воплощение Божественного Замысла, предвидевшего грехопадение человека, о Домостроительстве и спасении рода человеческого через Христа — Бога-Логоса и Пречистую Богоматерь, через Которую Он воплотился. Оттого этот праздник связан с Богоматерью.
Икона Софии киевского извода, то есть образа из Софийского храма в Киеве, чествуется 21 сентября в Рождество Богородицы. А 28 августа празднуется образ Софии новгородского извода, — из храма Святой Софии в Великом Новгороде. Празднование этого образа в день Успения прославляет воплотившуюся Премудрость Божию через полное осуществление Божественного Замысла, когда Богоматерь прославляется как Царица Небесная, Заступница рода человеческого перед Небесным Престолом Ее Божественного Сына. Так праздник Софии стал торжеством Пресвятой Богородицы.
Икона Святой Софии, выражающая сложный образ Премудрости Божией, исполнена в огненных тонах. В центре композиции иконы новгородского извода изображен Господь Вседержитель в огненном образе, в царском венце и облачении и с огненными крыльями, сидящий на золотом престоле, которые поддерживают семь столбов («Премудрость созда Себе дом и утверди столпов семь»). Вокруг Него звездное небо, а по сторонам от Господа стоят ближайшие свидетели воплощения Сына Божия — Богоматерь в пурпурном одеянии с иконой Господа Христа и Иоанн Предтеча. Главная мысль иконы — представить воплощенную Премудрость в Ее предвечном Замысле: в образе Христа-Логоса и Богородицы, через Которую Божественный Замысел о спасении мира и рода человеческого воплотился. Богоматерь представлена здесь и как Царица Церкви, которую основал Господь и вне которой, согласно Божественному Промыслу, невозможно достигнуть спасения.
Москва, осмыслявшая себя Домом Богородицы, не могла не иметь своего Софийского храма.
В московских Софийских храмах престольный праздник отмечали по новгородскому изводу, 28 августа, поскольку оба эти храма были связаны с новгородскими походами Ивана III. Однако если храм на Пушечной был обыкновенным приходским храмом для новгородцев, переселенных в Москву, которые построили его в память родного своего города, то на судьбу замосквореченской Софийской церкви повлияла местность, в которой она была основана. О ее связи с новгородскими походами московского князя указывает само посвящение: храм Святой Софии был главным собором Великого Новгорода, который при Иване III был покорен Москве. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, — ближе к Дому на Набережной. Впервые она упоминается в летописи в 1493 году.
Храм Софии Премудрости Божией в Замоскворечье. |
Тот год был поистине роковой и судьбоносный для Москвы. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Здесь разливы реки затопляли прибрежную местность, оттого селились тут поначалу лишь бедные крестьяне да ремесленники, а переправа была только на лодках, да по наплавному мосту, лежавшему прямо на воде. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Тогда-то у Кремля на выгоревшем месте образовалась площадь, которую так и назвали Пожаром, а позднее — Красной. Отныне запрещалось селиться на ней, посад отодвинулся восточнее от Кремля, и там возник Китай-город. А в Заречье тоже запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома, дабы их более не тронул огонь, и пламя не перекинулось бы на Кремль. На освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, который был разбит уже в 1495 году (Государевы Сады к тому времени существовали в районе Старосадского переулка близ Покровки, где была загородная резиденция великого князя). Итак, на левом берегу Москвы-реки после пожара появилась Красная площадь, на правом — Большой Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники. Около него возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности.
Зареченские Садовники стали одной из первых местных дворцовых слобод. Этот район вообще был плотно заселен государевыми слободами, особенно после правления Ивана Грозного, поселившего здесь стрельцов. Тут жили и кадаши, царские ткачи, и монетчики, и переводчики-толмачи, и кожевники, и кузнецы, и все они возводили приходские церкви — как и садовники, которые имели своим слободским храмом церковь Святой Софии. Однако поначалу государевы садовники жили не на территории сада, а ближе к Устьинскому мосту, где в память о них осталась Садовническая улица. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь. Незадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и «прихожан учением своим отлучил многих». Вследствие этого «запустошения церквей» его сослали из Москвы.
Как уже говорилась, эта Софийская церковь отнюдь не была всего лишь приходским храмом, а имела особенную, исключительную роль в градостроительной концепции Москвы как Третьего Рима, став определенным символическим центром Замоскворечья. Царицын Луг — Большой Государев сад с церковью Софии Премудрости Божией, являлся символом Гефсиманского сада и собирательным образом Рая. Отсюда явилось другое название — Царицын Луг, символизировавшее посвящение сада с Софийской церковью Пресвятой Богородице — Царице Небесной. Это было и воплощением идеи Москвы как Дома Богородицы: посвящения Ей русской столицы и молитвенного вверения Москвы под сень Царицы Небесной. (Есть версия ученых, что такое осмысление Москвы могло окончательно сложиться как раз после переселения покоренных новгородцев, именовавших Новгород Домом Святой Софии). О том свидетельствует и посвящение Богоматери главного собора Москвы — Успенского. Кстати, поскольку его престольный праздник совпадал с праздником Святой Софии, то народ знаменательно именовал Успенский собор Святой Софией. Он действительно был прообразом храма Святой Софии в Константинополе, в ознаменование преемственности России Византийской империи и унаследования ею статуса древних русских столиц, Киева и Владимира.
На левом берегу Москвы-реки разворачивалась основная градостроительная композиция Третьего Рима. Богохранимая Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия — Небесного Иерусалима. Осмысление Москвы как Третьего Рима, хранительницы православия и наследницы двух великих мировых держав, вело, во-первых к устроению города во образ Небесного Града и, во-вторых, к воспроизведению в его градостроительной модели главных символов не только двух священных городов, Рима и Константинополя, но и Иерусалима, столицы Святой Земли и его памятников, связанных с Земной Жизнью Иисуса Христа. Как, например, Золотые Ворота, символически воспроизведенные в Спасских воротах Кремля и Лобное место на Красной площади, символ Голгофы. (Подробно с этим можно ознакомиться в замечательной книге М.П.Кудрявцева «Москва — Третий Рим», представляющей уникальное исследование православного градостроительства средневековой столицы).
Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада — Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.
Отличие лишь в том, что в Иерусалиме Гефсиманский сад расположен к востоку от городских стен, а в Москве его образ, также отделенный рекой, ориентирован на юг от Кремля. Завершением же этой символической градостроительной композиции стала шатровая Вознесенская церковь в Коломенском, которую считают символом восьмигранной часовни на Елеонской горе, на месте Вознесения Господа. Она далеко отстоит от стен Кремля, но хорошо видна из него.
Замосквореченский сад с Софийской церковью нес в себе и другой величайший образ. В христианстве цветение есть символ Божественного естества, вечно цветущего, и в древности городские сады считались ценностью. На Руси же сад назывался Раем, в осмыслении этой христианской истины, и московский Государев Сад был символом Рая Небесного, Райского сада, а Москва-река — образом Реки Жизни в Граде Божием, описанной в Откровении Иоанна Богослова. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов».
Действительно, с двух сторон по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады: в Кремле были великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Все это представляло его прообразом Райского сада, а через Софийскую церковь — образом пребывавших в нем Христа и Богоматери. Царицын луг считают и символом посвящения Богоматери всей Москвы, а с ней — и Русской земли.
В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь — он сгорел в пожаре 1701 года и больше не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик, первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. На петровском характере застройки местности сказывалась близость реки, необходимой для раннего фабричного производства, поэтому зареченская территория ценилась, что называется, на вес золота и была отдана под государевы промышленные нужды. Прихожанами церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика, жившая в ту пору на Софийской набережной. А с 1752 года в ее приходе находился дом промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова. В Петербурге же Анна Иоанновна пожаловала ему дом на Английской набережной, что было адекватно по степени почетности. В том же XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позднее упраздненный. Храм еще перестраивали после 1784 года, а в самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной.
В 1812 году все деревянные здания на Софийской набережной сгорели и постепенно заменялись каменными. XIX век словно вдохнул в эту замосквореченскую местность новую жизнь. В 1836-1840-х годах появилась первая каменная набережная, причем строили ее те самые инженеры Н.И.Яниш и А.И.Дельвиг, которые занимались устройством московского водопровода и городских фонтанов. В 1860-х годах здесь появилось Кокоревское подворье: в одном здании находились самая большая в то время гостиница и одновременно торговые склады. Подворье устроил известный московский делец Василий Кокорев для купцов, которые размещали в складах свои товары, сами селились в «нумерах», где обычно заключали сделки, а в Софийский храм ходили молиться об удаче в делах. Рядом стоял бахрушинский благотворительный дом бесплатных квартир для бедных вдов с детьми и курсисток.
Преобразилась, приукрасилась, обновилась и Софийская церковь. В 1862-1868 г.г. по красной линии набережной архитектор Н.И.Козловский (автор Всехскорбященской церкви на Калитниковском кладбище) построил новую шатровую колокольню в русско-византийском стиле, ставшую архитектурной достопримечательностью и символом Софийской церкви, загороженной домами. Колокольня была стилизована под старину, а именно под XVII век, — время построения каменной церкви. В колокольне же была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Тогда сахарозаводчик Харитоненко дал на нее средства, поскольку от чудотворного образа чудесно исцелилась его дочь, страдавшая болезнью ног. Другой Харитоненко, магнат и миллионер Павел Иванович в конце XIX века выстроил поблизости великолепный особняк с роскошным видом на Кремль, откуда, по легенде, были видны все купола кремлевских церквей. Сам Анри Матисс рисовал из его окна панораму Кремля. После революции дом передали английскому посольству.
Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию. В феврале 1925 года незадолго до смерти здесь служил литургию святейший патриарх Тихон. Годом раньше по указу святителя настоятелем Софийского храма был назначен протоирей Александр Андреев, совсем молодой священник, причисленный на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года к лику святых Новомучеников Российских. Прежде он служил в соседней Воскресенской церкви, что в Кадашах, где воспринял опыт сестричества и перенес его в Софийскую церковь. Сестры, которыми стали около 30 глубоко верующих прихожанок без принятия монашества, занимались благотворительностью, помощью нищим, работами по благоустроению храма, и организацией бесплатных обедов для бедных и сирот. На эти обеды, устраиваемые по воскресеньям и большим церковным праздникам на средства прихожан и сестер, собиралось до 80 человек. Настоятель служил молебен, а по завершении трапезы произносил проповедь, призывая к христианскому образу жизни. Он же начал и ремонт храма силами прихода, привез великолепный позолоченный иконостас из закрытого Симонова монастыря и приобрел у какого-то торговца ценную библиотеку из Оптиной пустыни, чем спас ее — торговец вырывал из книг листы для обертки своих товаров.
Все это, особенно сестричество, обеды и проповеди, власти сочли за антисоветскую агитацию. В 1929 году настоятель был арестован и осужден за организацию и поддержку «нелегального сестричества», за то, что открыто молился за убиенных и находящихся в темницах и говорил проповеди «религиозного содержания», а также за сбор пожертвований для помощи священникам, находившихся в ссылках и в заключении. Он был приговорен к ссылки в Казахстан. После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников. Владимирскую икону Богоматери передали в Третьяковскую галерею, а другие образы, по всей вероятности — в Ризположенскую церковь на Донской улице. Библиотека пропала бесследно. Отец Александр, вернувшись из ссылки, служил в Рязани, поскольку ему было запрещено проживать в Москве. После второго ареста за «участие в контрреволюционной группе» он был расстрелян в лагере 4 ноября 1937 года.
Храм же был отдан под жилые помещения, в алтаре пробили дверь, а вместо крестов устроили телеантенны. Колокольню, выходящую на парадную линию набережной, отреставрировали в 1960-е годы. А сам храм начали реставрировать только в 1976 году, восстановили кокошники и пятиглавие, хотя внутренние помещения еще долго были заняты учреждениями.
Только в 1994 году был возвращен Церкви надвратный храм в колокольне, во имя иконы Взыскание погибших. А в Софийскую церковь жизнь вернулась лишь через 10 лет. На Пасху 11 апреля 2004 года в ее стенах прошла Литургия — первая с тех мрачных времен запустения. А в октябре того же года в ней отпевали писателя Виктора Розова, прославленного драматурга, — по его самому известному произведению был поставлен фильм «Летят журавли»
Второй Софийский храм на Пушечной улице тоже совсем недавно вернули Церкви. После революции он был передан для нужд НКВД-КГБ, ибо храм вплотную примыкает к ведомственному зданию, и использовался как складское помещение. Только в августе 2001 года он был отреставрирован при содействии ФСБ и на пожертвования многих его сотрудников. В марте 2002 года Святейший Патриарх Алексий II освятил его в присутствии директора ФСБ Николая Патрушева. В нем находится икона блаженной Матроны и редкий образ св. адмирала Федора Ушакова, недавно причисленного к лику святых.
Старообрядческие уголки Москвы. Часть 3. Моленная на Софийской набережной
В двух предыдущих публикациях (Тайны филипповского Братского двора и Вверх по Дурному переулку) мы совершили прогулку в окрестностях Спасо-Андроникова монастыря. На этот раз читатели попутешествуют в самом центре столицы — по Софийской набережной, расположенной непосредственно напротив кремлевских стен и Васильевского спуска.
Софийская набережная — центр Москвы, одно из самых известных и красивых мест города. Свое название набережная получила от храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Сам Софийский храм спрятан во дворах, тогда как архитектурной доминантой набережной является трехъярусная ажурная колокольня. Ее строительство длилось шесть лет, с 1862 по 1868 год, как раз в то время, когда разворачивались интересующие нас события.
Именно колокольню так любили воспроизводить на винтажных открытках начала ХХ века. Часто мы видим ее и на современных фото-ведутах.
На Софийской набережной, в 1-м квартале Якиманской части, в приходе храма Святой Софии, находился дом № 69. В нем издавна, еще до 1816 года, существовала домашняя моленная «по Рогожскому кладбищу». В 1826 году, благодаря давности основания, моленная была внесена в Ведомость о состоящих в Москве старообрядческих часовнях и моленных. И это в свою очередь давало домо́вому храму некую, очень относительную, гарантию безопасности.
Напомним, что император Николай I, взошедший на престол в 1825 году, развернул настоящую борьбу со старообрядчеством и наложил на противников церковной реформы невыносимо тяжкое законодательное бремя. Уже в 1826 году он подписал приказ о том, что все моленные, созданные менее чем за 10 лет, должны быть ликвидированы. Иными словами, ликвидировались моленные, созданные после 1816 года. Также Николай I запретил строительство новых и возобновление старых молитвенных домов. В связи с этим указом составляется «Ведомость о состоящих в Москве и в губернии старообрядческих и раскольнических часовнях и молельнях», и только вошедшие в данный список храмы могли продолжить свое существование.
Точная дата основания моленной в доме № 69 по Софийской набережной нам пока неизвестна, вполне вероятно, что это произошло в самом начале XIX века. В те годы Софийская набережная выглядела примерно так.
В середине XIX века дом № 69 принадлежал супругам Матвею и Пелагее Павловым. Гораздо более точное представление о застройке Софийской набережной именно в это время нам дает Атлас столичного города Москвы, составленный топографом Алексеем Хотевым и изданный в 1852-1853 годах.
В 1852 году моленная была закрыта якобы по воле домовладелицы Павловой. Доподлинно обстоятельства этого закрытия пока не ясны. Полицией, однако, «было дознано, что в эту моленную, во время отправления службы на Рогожском кладбище, раскольники для богомолья почти не собирались, хотя моленная и оставалась в прежнем виде».
Но 7 июля 1856 года — в самом начале царствования императора Александра II (1855–1881) — были запечатаны алтари храмов на Рогожском кладбище. Чуть позже в полицейских рапортах будет отмечено, что «по закрытии же в Рогожском богаделенном доме алтарей и воспрещения там службы, в моленную эту раскольники снова стали собираться в особенности же в 1857 году». В этот период службу в моленной совершал иногда сам хозяин дома, купец Павлов, до своей смерти, произошедшей в 1858 или 1859 году, а иногда некий мещанин Мусорин [1].
После кончины Матвея Мироновича Павлова (1858/1859) домом владела его вдова Пелагея Архиповна Павлова. Моленная, соответственно, находилась в ее же распоряжении. Интересно отметить, что полиции было известно не только то, что «для моления в оную собираются раскольники поповщинской секты по воскресным и праздничным дням, но не в большом числе», но полицейским в деталях было известно внутреннее устройство молитвенной комнаты.
Из секретного рапорта, отправленного обер-полицмейстером московскому военному генерал-губернатору, мы знаем, что при ней моленная выглядела следующим образом. Она состояла из одной комнаты. При входе со двора в квартиру на правой стороне находится комната величиною 8 аршин в длину и 4,5 аршин в ширину (примерно 5,5х3 метра). В комнате одно окно, выходящее в сени, ко входной лестнице. В комнате 2 двери: одна из небольшой передней комнаты, а другая из смежной с моленной большой комнаты, выходящей окнами на Софийскую набережную [2].
Как мы видим из этого описания, внутри особнячка домашняя моленная располагалась очень сокровенно, окруженная прочими помещениями: сенями, передней комнатой и большой комнатой с окнами на набережную. Моленная не граничила с входной лестницей и не выходила окнами непосредственно на улицу.
Тем не менее о домовом храме стало известно полиции, что повлекло за собой обыск с подробным составлением описи имущества моленной. Сейчас, в эпоху тотальной фото- и видео-фиксации, само собой разумеется, при подобных следственных мероприятиях помещение было бы тщательно сфотографировано, а фотоснимки рано или поздно попали бы в прессу. Однако в середине XIX столетия фото-фиксацию заменяло составление подробного описания. Две последние страницы такого документа представлены на иллюстрации ниже.
Приведем цитату из данного полицейского рапорта:
«В моленной иконостас простого дерева, окрашен темной краскою и устроен во всю заднюю стену, то есть 4,5 аршин в ширину и 4 аршина в вышину. В нем находятся 34 иконы на простых досках старинной живописи и разной величины, из них 13 икон в ризах аплеке и 21 икона без риз. Сверх того, одна большая икона помещена особо на стене моленной, а на другой противоположной стене имеются в простых рамках за стеклами четыре печатные молитвы.
При иконостасе три деревянные складные с кожаными верхами налоя, покрытые и обтянутые мишурною парчею, на них находятся складной медный образ, небольшой медный крест и Евангелие в бархатном переплете. Перед аналоями поставлены три больших подсвечника аплеке, величиною каждый 1,5 аршина, а перед иконами повешаны маленькие лампадки: одна аплеке, две медные, три стеклянных. Кроме сего в моленной находятся три деревянных налоя, складные, с кожаными верхами, для книг; четыре пелены разной материи, каждая в аршин; медная кадильница и пять книг: Псалтырь, часослов, ермосы, каноник и Златоуст» [3].
Купец Матвей Миронович Павлов умер в 1858 или 1859 году. Дом его на аукционе после 1859 года приобретают супруги Банкетовы: купец 1-й гильдии Григорий Григорьевич и его жена Мария Анисимовна (именно она стала официальной домовладелицей). Однако при продаже дома было важное обстоятельство: вдова Пелагея Архиповна Павлова продала дом и, соответственно, находившуюся в нем моленную, но «без икон, которые в числе тридцати хочет взять с собою» [4]. Новые же владельцы дома, супруги Банкетовы, не возражали и дали прежней владелице несколько месяцев времени, чтобы выехать и перевезти иконы. Пока Пелагея Павлова готовилась к переезду, купец Банкетов «привез в этот дом для моленной другой иконостас, подержанный, красного дерева, и поставил его подле той моленной в ближней комнате» [5]. Все эти обстоятельства пристав Якиманской части подробно доносил своему начальству в конце 1861 года.
Но уже спустя два-три месяца, в марте 1862 года, московский обер-полицмейстер сообщает московскому генерал-губернатору, что купец Банкетов в доме на Софийской набережной не находится, «а проживает Пятницкой части, 2 квартала». Дом же на набережной, по причине ветхости, Банкетов решил перестраивать с наступлением весны, «для чего уготовляется уже материал» [6].
Начатая поздней весной перестройка дома № 69 продлилась до августа. И именно этот факт стал той юридической зацепкой, чтобы закрыть моленную. Летом к борьбе с моленной подключился митрополит московский Филарет.
1 августа 1862 года он отправил Московскому военному генерал-губернатору Тучкову секретное послание. Приведем послание целиком [7].
«1 августа 1862 года
Его Высокопревосходительству
Господину Московскому Военному Генерал-Губернатору
Павлу Алексеевичу Тучкову
Секретно
Ваше Высокопревосходительство
Милостивый Государь!
В приходе Софийской, что на набережной, церкви издавна существовала раскольническая моленная в доме, принадлежавшем прежде Павловой, с 1860 же года принадлежащем купеческой жене Банкетовой. В сей моленной собиралось немало раскольников. В настоящее время дом сей фундаментально исправляется.
Поелику раскольнические часовни или моленные, устроенные ранее 1826 года, терпимы с таким ограничением, что не позволяется ни возобновлять их, ни перестраивать, то, доводя вышеизложенное до сведения Вашего Высокопревосходительства, долгом поставляю покорнейше просить, чтобы в капитально исправленном доме не была вновь устроена моленная.
С совершенным почтением и преданностью
имею честь быть Вашего Высокопревосходительства
Милостивого Государя
покорнейший слуга
Филарет Митрополит Московский»
Это послание митрополита Филарета задало работе московской полиции особый темп. 18 сентября полиция располагала точными сведениями о том, что «моленная, помещающаяся в доме купчихи Банкетовой, по случаю перестройки этого дома, перенесена из одной комнаты в другую, оставшуюся неразломанною, где раскольники по-прежнему сбираются для богослужения» [8]. Эта «неразломанная» комната находилась на первом этаже дома [9]. 19 сентября полиция уже имела предписание уничтожить моленную. А 25 сентября 1862 года изъятые при закрытии моленной иконы и богослужебные принадлежности были отправлены в Московскую Духовную Консисторию [10].
В разоренной моленной Банкетовых полиция оставила только пустые опечатанные (!) киоты, в которых ранее помещались изъятые иконы — в Консистории посчитали, что в изъятии киотов особой надобности нет [11]. Факт закрытия моленной в доме Павлова-Банкетова в 1862 году констатировал в отчете-донесении и протоиерей Софийского на набережной храма Александр Нечаев, Благочинный Замоскворецкого сорока [12].
Дом Банкетовых, капитально отремонтированный, но в связи с этим потерявший моленную, мы можем видеть на фотографии конца XIX века из знаменитых альбомов Н.А. Найденова. На снимке это трехэтажный дом с въездной аркой во двор. Окна второго этажа украшены прямоугольными каменными наличниками, окна верхнего этажа имеют полуциркульное завершение и тоже обрамлены в каменные наличники.
Двумя годами позже, в феврале 1864 года, Московская Духовная Консистория предписала протоиерею Софийского храма Александру Нечаеву «сделать дознание» о находящихся в его приходе старообрядческих моленных. Докладывая про моленную на Софийской набережной, о. Александр пишет: «в сентябре месяце 1862-го года сия моленная была закрыта, а иконы из нея взяты были полициею, и с тех пор до настоящаго года собраний раскольников в доме Банкетова или вовсе не было, или они происходили чрезвычайно скрытно» [13].
Вслед за этим о. Александр Нечаев описывает настолько замечательное происшествие, что имеет смысл привести это повествование дословно:
«С наступлением настоящаго (1864 – Т.И.) года начал я подозревать возобновление моленной и собрания раскольников в доме Банкетова, и только случая вполне удостовериться в том, чтобы немедленно донести о сем Вашему Высокопреосвященству [не было].
Сего же мая 9-го дня во время ранней Литургии, проходя мимо означеннаго дома в церковь, я встретил два посторонних лица, вошедшия в сей дом, а потом увидел еще два лица, приехавших в экипаже и туда же вошедшия.
Вслед за ними вошел и я до самой квартиры хозяина, во втором этаже дома, где на месте прежде существовавшей моленной увидел на восточной стороне комнаты поставленный из шелковой материи краснаго цвета иконостас с подобием Царских и северных дверей и с небольшими в нем иконами.
Вслед за последнеприбывшими лицами, вошедшими в северныя двери означаннаго иконостаса, вошел и я, и за иконостасом увидел подобие алтаря с Престолом и жертвенником, из коих из первых успел осязать лежавшее Евангелие. Прибывшие два лица по входе в свой алтарь скрылись за завесу, находившуюся против подобия престола, а я тотчас был выведен вон в темную прихожую комнату неизвестным мне лицем, который, затворив дверь в моленную, не допустил уже меня войти в нее опять, и я принужден был [уйти].
По прошествии не более 20 или 30 минут, когда я вместе со старостою нашей церкви и с несколькими из его людей вошел опять в означенное место, без всякаго препятствия со стороны хозяина дома, то не нашел уже ничего, кроме пустой, — даже без всякой мебели, комнаты, соседившейся с восточной стороны с другою посредством створчатых дверей».
Не вызывает сомнения, что в доме Банкетова о. Александр Нечаев «успел осязать» походную полотняную старообрядческую церковь. Особенностям устройства и бытования походных церквей мы посвятим следующую публикацию.
В завершении отметим, что в конце 1880-х годов 1-й квартал на Софийской набережной был значительно перестроен. Дома по Фалеевскому переулку и часть домов на самой набережной были снесены, а на их месте появился Дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц.
Это колоссальное строение стена к стене граничило с домом № 69.
К сожалению, сегодня дом Банкетовых — трехэтажный, с каменными наличниками — дом № 69 мы не увидим. Он был снесен или до неузнаваемости перестроен.
[1] ЦИАМ Ф. 203. Оп. 330. Д. 1. Дело о двух раскольнических моленных, находящихся в приходах благочиния Замоскворецкого сорока. Начало 15 июля 1860 года. Л. 2.
[2] ЦИАМ Ф. 16. Оп. 110. Д. 1369. Дело о намерении купца Банкетова устроить раскольническую моленную. Начато 22 декабря 1861 года. На 11 листах. Л. 3 об.
[3] Там же. Л. 3 об. 4
[4] Там же. Л. 1.
[5] Там же. Л. 1-1 об.
[6] Там же. Л. 3.
[7] Там же. Л. 5-5 об.
[8] Там же. Л. 8.
[9] ЦИАМ Ф. 203. Оп. 330. Д. 1. Л. 8.
[10] ЦИАМ Ф. 16. Оп. 110. Д. 1369. Л. 8, 10.
[11] Там же. Л. 10-10 об.
[12] ЦИАМ Ф. 203. Оп. 330. Д. 1. Л. 5.
[13] Там же. Л. 8.
Храм Святой Софии — Москва, Москва
Хотя мы делаем все возможное, чтобы обеспечить точность наших списков, некоторые места могут быть временно закрыты без предварительного уведомления. Пожалуйста, подтвердите статус на веб-сайте места проведения, прежде чем строить какие-либо планы.
А.Савина (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)
«Архитектурная красота»
Софийский собор — потрясающе красивый молельный дом Московского Патриархата. Эта приходская церковь расположена в самом центре столицы Москвы и восходит к 17 веку. Расположенная всего в двух шагах от прекрасного Московского Кремля, эта церковь выделяется на горизонте Балчуга своей богато украшенной колокольней, построенной в уникальном архитектурном стиле возрождения.
Софиская Наберезнайя, Москва, Российская Федерация, 115035
+7 495 953 6477
Сегодня: 08:00 — 07:00. с 00:00 до 19:00
«Архитектурная красота»
Софийский собор — потрясающе красивый молельный дом Московского Патриархата. Эта приходская церковь расположена в самом центре столицы Москвы и восходит к 17 веку. Расположенная всего в двух шагах от прекрасного Московского Кремля, эта церковь выделяется на горизонте Балчуга своей богато украшенной колокольней, построенной в уникальном архитектурном стиле возрождения.
Добавить в коллекцию
Адрес электронной почты
Регистрация
Выписка
Гости и номер
Поиск
Номер
Взрослый
Дети 900 YOUR THANKBOK2 900 YOUR THANKBO!
Вы будете уведомлены по электронной почте.
Имя гостя
Номер бронирования
Регистрация
Регистрация отъезда
Гость и номер
Сумма
Продолжить просмотр
Что рядом?
Церковь Святой Софии — Москва
См. Больше
0,10 1448 290 0 883079 Церковь Святой Софии — Москва
Аналогичные места
Близкие отели
Близкие рестораны и бары
Близкие аттракционы
6969969. 138,9|214|1241 0 А.Савин (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Moscow_05-2012_StSophia_Church.jpg https://creativecommons.org/licenses/by-sa/ 3.0/ Российская Федерация
Transit
СТАРТ:
Конец:
Совместно:
или скопируйте ссылку:
Приглашение друзей внести свой вклад:
. Заезд:
Выезд:
Гости и комнаты:
Электронная почта:
Сумма:
Статус:
7
Имя0002 Частный?
Нет Да 0
Категория:
Местонахождение какого типа вы собираете?
Размещение
Рестораны и кафе
Nightlife
Attractions
Покупки
Ключевые слова:
Описание:
0
Cathedral of St. Sophia. , есть Новгород.
Так говорят в России уже 1000 лет, с тех пор, как был построен собор Софии Премудрости Божией в 11 веке . Собор был основан Ярославом Мудрым и его сыном года Владимиром года. Собор должен был стать главным храмом города. Даже по прошествии многих веков в Софийском соборе продолжают совершаться богослужения, и все желающие могут увидеть древнюю православную святыню. Собор открыт каждый день с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проходят по телефону в 10:00 и 18:00. В то же время собор является городом некрополем . В его южной галерее были захоронены самые известные горожане города, епископы, князья, посадники.
Подробнее об истории Собора
Собор строился с 1045 по 1050 год и таким образом является древнейшим каменным зданием России . Новгородцы всегда поклонялись храму. Например, они считали, что только благодаря покровительству святой Софии их город никогда не был захвачен татарами . Известно, что их войска повернули назад, не дойдя до города. Горожане считали это знамением Бога. В 1391 город был спасен от страшной чумы. И снова новгородцы связывали это с покровительством святой Софии. Стоит отметить, что к концу строительства храм был единственным каменным зданием в Великом Новгороде. Собор строился талантливыми киевскими и византийскими мастерами, и им удалось отразить общие черты новгородского северного характера: скромность, суровость, грандиозность, мощь.
Легенда гласит, что при росписи купола, где должен был быть изображен Христос с раскинутой правой рукой, рука Иисуса сжалась в кулак . Фреска несколько раз перерисовывалась, пока художнику не приснился сон, в котором Иисус Христос сказал ему, что он нарочно сжал кулак, чтобы удержать там Новгород.
Собор имеет 5 куполов. Центральный купол был позолочен в году 15 века, что сделало храм еще более величественным. Вместе с позолотой к кресту прикрепляли свинцового голубя, символизирующего Святого Духа. На Руси тех времен было еще одно сооружение такого же типа – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. Новгородский собор отличался от киевского меньшими размерами и строгостью форм.
Время не пощадило интерьер собора. Однако кое-что сохранилось. Например, в Мартирьевской паперти сохранились удивительные изображения святых Константина и Елены . Уникальность этой фрески в том, что она выполнена не по сырой известковой штукатурке, а по сухой. Эта уникальная техника, использованная древним художником, придает этой фреске особый, « летящий » вид. Исследователи считают, что этот прием применялся в древних деревянных церквях на Руси. К сожалению, ни один из них не пережил время.0003
Оформление интерьеров Софийского собора было завершено в XII веке. По сохранившимся фрагментам видно, что центральный барабан был украшен трехметровыми фигурами пророков . Алтарь был украшен мозаикой и фигурами святых. Там было изображение Деисуса, иначе говоря, канонические изображения Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя.
Из алтаря XI века сохранились только 2 иконы :
- Savior Entroned
- Апостолы Петра и Пол
. |
Новый иконостас, намного выше, был поставлен в Софийском соборе значительно позже, в 14-16 вв. .
Магдебургские ворота
В настоящее время посетители могут войти в собор через северные ворота. Однако главными считаются западные ворота. Их открывают во время торжественных служб. Эти ворота необычны. В Новгород они попали как военный трофей из Швеции в 12 веке. Ворота изготовлены в Германии, в г. Магдебург г. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, рисунок которого можно увидеть на воротах вместе с немецкими мастерами Вейсмутом и Риквином.
Икона Божией Матери «Знамение»
Одна из самых значительных икон, выполненная в 1170 , считается чудотворной. Эта икона до сих пор хранится в Софийском соборе. Речь идет об иконе Божией Матери «Знамение », которая, по преданию, спасла Новгород от суздальских воинов. Это событие сыграло настолько большую роль в истории города, что и сейчас отмечается как религиозный праздник. Кроме того, это событие стало основой для другой известной иконы «Битва новгородцев с суздальцами».
Граффити
Археологи, когда-то исследовавшие Помпеи , могли получить много информации из надписей на стенах домов, которые писали обычные люди. Такая же ситуация в Новгороде. На стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные « писало », орудием для письма на бересте. На бересте писали до 15 века. И к тому времени было создано много надписей. Известно, что Владимир Великий запретил любые надписи на стенах храмов в 10 веке. Однако народ не выполнял приказа князя, поэтому в Новгороде, не затронутом татарами, можно прочитать надписи, сделанные простыми людьми на стенах одного из древнейших каменных зданий Руси. Большое количество надписей свидетельствует о том, что многие новгородцы были грамотны. Надписи в основном обращены к Богу, но есть и такие, которые содержат признаки язычества. По общему признанию, некоторые надписи имеют чисто общие цели.
Благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, принимавших участие в строительстве и декорировании этого шедевра русской архитектуры. Это Георгий, Стефан и Сежир.
Помимо Софийского собора, эти надписи можно увидеть на храмах Спаса Преображения на горе Нередица, храмах Феодора Стратилата на Ручье и других храмах Новгорода.
Роспись XI века
Известно, что после постройки собор был расписан лишь частично. Основные работы по росписи были начаты только в 1108 году. Эти работы частично перекрыли более ранние фрески, но были обнаружены при реставрации собора в конце 19 века.век. Именно тогда были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елены. Фигуры стоят по обе стороны от большого креста.
Судя по всему, новгородцы проводили параллели между византийскими и местными воеводами . Так что, глядя на Константина и Елену, они могли предположить, что это их собственный князь Владимир Великий, христианизировавший Русь, и святая Ольга. Или они могли вообразить, что видели князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, и княжну Анну Киевскую. Эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора. А дни рождения тех, кто сыграл значительную роль в истории города, отмечают и по сей день.
Чудотворные иконы собора
Сейчас в Софийском соборе два иконостаса: главный, Успенский , и второй, Рождественский . Перед Успенским иконостасом находится чудотворная икона Божией Матери «Знамение».
Среди всех икон Рождественского иконостаса есть две иконы, которые считаются чудотворными. Это:
- Пресвятой Богородицы Тихвинской
- Спас на престоле
Богородица Тихвинская — одна из самых почитаемых икон. Это точная копия другого значка того же типа. Считается, что эта копия обладает всеми характеристиками оригинала. Считается, что эта икона написана в конце 15 или начале 16 века.