Спаси себя сам и вокруг тебя спасутся тысячи: Мудрость от преподобного Серафима Саровского и немного феноменологических размышлений

Разное

Содержание

Мудрость от преподобного Серафима Саровского и немного феноменологических размышлений

Текст ниже был написан мной 22 января 2010 года.

После очередного прочтения цитаты «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», сформулировалась следующая идея.

Людей можно разделить на два типа: первый — это Источники света; второй — Стеклянные фигуры.
Источники могут светить тусклее или ярче, но они полны света и распространяют его безусловно.
Стеклянные фигуры прозрачны и могут лишь пропускать через себя свет источников. Они могут быть чисты, тогда свободно пропускают и рассеивают свет вокруг себя. Могут быть затемнёнными, тогда они становятся преградой на пути распространения света.

Ориентируясь на указанную выше цитату, можно говорить что путь спасения заключается в «усилении» своего внутреннего источника света или как альтернатива — в «очищении» стеклянной фигуры, чтобы, даже не являясь источником, содействовать в распространении света вокруг себя.

Позже, была найдена более точная цитата: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» — говорил преподобный Серафим Саровский.

Ниже пояснение (возможность отыскать оригинал предоставляется читателю):

Как это понимать? Преподобный святой учит нас, что прежде всего надо водворить порядок и мир в своей душе, и тогда уже мир и любовь будут распространяться вокруг нас.

Батюшка Серафим оставил православным людям замечательное учение о спасении. «Истинная цель нашей христианской жизни, — говорил он, — состоит в стяжании Духа Святого. Пост же, бдение, молитва и добрые дела суть лишь средства для стяжания Духа». Стяжание означает приобретение; приобретает же Дух тот, кто кается во всех своих грехах и творит добродетели, противоположные содеянным грехам. У такого человека Дух начинает действовать в сердце и сокровенно устраивает внутри него Царство Божие. «Как же мне узнать, — спросил у преподобного один юноша, — что я нахожусь в благодати Духа Святого? Я хочу понять и прочувствовать это хорошенько». Разговор этот происходил в зимнем лесу, на заснеженной поляне; юноша очень любил преподобного Серафима и приходил к нему за советами.

Ответ преподобного Серафима был действительно чудесным. Он крепко взял юношу за плечи и сказал ему: «Мы оба теперь с тобой в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?» Юноша отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, а у меня глаза ломит от боли». Преподобный на это сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! и вы теперь сами так же светлы стали, как и я. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Смотрите просто мне в глаза и не бойтесь!»

«Я взглянул после этих слов в лицо его, — вспоминал позже юноша, — и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет, ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца».

Ссылка по теме:
Что значит «стяжать мирный дух»?

Tags: мудрость, мысль, цитата

«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Духовная весть христиан о мире в наше время / Статьи / Патриархия.ru

Главная / Межрелигиозные отношения

Версия для печати

16 сентября 2019 г. 11:58

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на открытии международной конференции «Мир без границ», состоявшейся в Мадриде 15 сентября 2019 года.

Господин Президент!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Ваши Превосходительства!

Уважаемый профессор Риккарди и члены Общины святого Эгидия!

Дорогие братья и сестры!

Великий подвижник Русской Православной Церкви преподобный Серафим Саровский наставлял своих духовных чад словами: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Духовная глубина этих слов такова, что в каждую новую эпоху их истина звучит с новой силой. Кажется, будто они сказаны для нашего времени, отмеченного многочисленными конфликтами, войнами, терактами, социальной несправедливостью и глобальным экологическим кризисом.

В наставлении преподобного Серафима, продолжающего традицию христианского подвижничества, содержится глубокая истина: преображение окружающего мира начинается с преображения внутреннего мира человека. Другими словами, если мы хотим изменить обстоятельства нашей жизни, в первую очередь, мы должны начать с себя. «Когда человек придет в мирное настроение, — говорил преподобный, — тогда может от себя и на прочих изливать свет просвещения разума».

Нам известны многочисленные примеры попыток радикального переустройства общества, которые, как правило, несли насилие, ненависть и гражданское противостояние. Они были неудачны именно потому, что, стараясь изменить общество, человек не стремился изменить себя и был движим духом вражды, а не мира. К сожалению, в наши дни мы становимся свидетелями эскалации насилия, прикрывающегося религиозными лозунгами. Радикальные группировки устраивают теракты, в результате которых погибают тысячи ни в чем неповинных людей. Террористы доходят до такого кощунства, что совершают свои акции даже во время богослужения в храмах, тем самым ясно свидетельствуя, каким духом они руководствуются. Это не Дух Божий, ибо, по слову святого апостола Павла, «плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). В ходе исторической встречи в Гаване Его Святейшество Папа Римский Франциск и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с новой силой подчеркнули: «Абсолютно неприемлемы попытки оправдания преступных деяний религиозными лозунгами. Никакое преступление не может быть совершено во имя Бога, «потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33)» (п. 13).

Христос по воскресении Своем из мертвых приветствовал Своих учеников словами: «Мир вам!» и заповедал апостолам благовествовать этот мир Божий даже до края земли. Эта миссия возложена на всех, кто называет себя учениками и последователями Иисуса Христа. Христиане призваны «стяжать дух мирен», то есть возрастать в духе мира и любви ко всему творению, уподобляясь своему Творцу, и нести мир и любовь окружающим ради их спасения. Пророк Исаия, говоря о высоте этого призвания, восклицает: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение» (52:7).

История христианства являет поистине прекрасные примеры служения мира в лице многочисленных святых, через которых действовал Дух Божий. Это примеры кротости, милосердия, прощения и долготерпения: достаточно назвать имена Серафима Саровского, изливавшего любовь и на людей, и на животный мир, и Франциска Ассизского, проповедавшего мир мусульманам и любовно относившегося ко всему творению.

Святой Дух и в наши дни воздвигает тружеников на ниве миротворчества, которые отдают свои силы преодолению предубеждений, поиску диалога, достижению взаимопонимания между религиями и народами. Один из ярких примеров служения делу мира в наше время являет Община святого Эгидия, которая каждый год организует международную встречу высоких представителей различных христианских Церквей и других религий, мира политики и культуры с одной целью — навести мосты между представителями разных убеждений и культур во имя прекращения вражды и установления прочного и благотворного мира. Все мы здесь собрались благодаря неустанным усилиям членов Общины святого Эгидия, и я хотел бы выразить сердечную признательность ее основателю уважаемому профессору Андреа Риккарди, президенту профессору Марко Импальяццо и всем дорогим друзьям из Общины за верность служению, вдохновляемому Словом Божиим вот уже более 50 лет.

Пользуясь случаем, хотел бы особо поздравить архиепископа Болоньи монсеньора Маттео Дзуппи с предстоящим 5 октября возведением в сан кардинала. Данное решение Его Святейшества Папы Франциска является красноречивым признанием трудов Его Высокопреосвященства, в том числе и в области миротворчества, а также заслуг всей Общины святого Эгидия в самых разных сферах ее служения. Убежден, что это признание послужит вдохновением для новых инициатив по продвижению диалога между религиями и народами.

Сейчас такой диалог становится все более востребованным и актуальным. Хотел бы снова напомнить слова, обращенные Папой Франциском и Патриархом Кириллом к представителям разных религий: «В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог. Различия в понимании религиозных истин не должны препятствовать людям разных вер жить в мире и согласии. В нынешних условиях религиозные лидеры несут особую ответственность за воспитание своей паствы в духе уважения к убеждениям тех, кто принадлежит к иным религиозным традициям» (п. 13). Только диалог во имя мира поможет народам подняться выше сиюминутных интересов и сплотиться, чтобы противостать насилию и терроризму, принести слово мира и утешения туда, где еще недавно свирепствовала война. Это станет возможным только тогда, когда мир воцарится в наших душах, когда проповедь о мире будет не только словами, но свидетельством всей жизни, воплощаемым в конкретных делах каждого дня.

«Стяжание духа мирна» — это школа духовного совершенствования, предполагающего возрастание в любви. Именно поэтому Папа Франциск и Патриарх Кирилл в Совместном заявлении обращают особое внимание на воспитание верующих в духе уважения к другим. С этого элементарного уважения к другой личности, простого внимания к нуждам ближнего, заботы об окружающем мире начинается усвоение человеком духовных даров, одним их которых является внутренний мир.

Отрадно, что уже сейчас верующие разных религий объединяют усилия для достижения мира и уврачевания ран, нанесенных войной. В России уже несколько лет действует группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, в которой бок о бок работают не только христиане различных исповеданий, но и мусульмане. Благодаря трудам этой группы обездоленные войной сирийские жители разного вероисповедания получают необходимую помощь. Такое сотрудничество становится школой мира для всех его участников, потому что учит преодолевать свой эгоизм и открывать сердце навстречу другому.

Все мы, собравшиеся на этот форум в Мадриде, желаем внести свой посильный вклад в дело проповеди и укрепления мира, призывая в помощь нашей человеческой немощи милосердие Божие. Поэтому в завершение своего выступления хотел бы обратить ко всем собравшимся слова пастырского призыва Папы и Патриарха: «Призываем всех христиан и всех верующих в Бога к сугубой молитве Творцу и Промыслителю мира, дабы Он сохранил Свое творение от разрушения и не допустил новой мировой войны. Для того, чтобы мир был прочным и надежным, необходимы особые усилия, направленные на возвращение к общим, объединяющим нас ценностям, основанным на Евангелии Господа нашего Иисуса Христа» (п. 11).

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство» [Статья]
Митрополит Волоколамский Антоний принял участие во встрече с главой Духовного управления мусульман Татарстана
Председатель ОВЦС выступил на конференции Валдайского клуба «Религиозное многоголосие и национальное единство»
Представители Церкви приняли участие в Московском межрелигиозном молодежном форуме
Состоялась встреча митрополита Астанайского Александра с послом Ватикана в Казахстане
Мелькитский Патриарх встретился с представителем Русской Православной Церкви и послом России
В Санкт-Петербургской духовной академии прошла встреча молодых богословов, посвященная истории немецкого церковного присутствия в России
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви [Статья]

Другие статьи

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»
Выступление митрополита Волоколамского Антония на закрытии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий
Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Антония на открытии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий
Межрелигиозный диалог и мир между религиями
Комментарий митрополита Волоколамского Илариона относительно возможности встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским Франциском
Выступление председателя ОВЦС на межрелигиозной встрече «Религия и образование»
Православное понимание Евхаристии
Дамир Мухетдинов о диалоге Русской Православной Церкви с исламским миром.

Насколько верны его оценки?

О положении христианского населения стран Африки

 

Что имел в виду преподобный Серафим — Слава Богу за все

· о. Стивен Фриман

«Стяжи Дух Мира, и тысячи душ вокруг тебя будут спасены». Это, пожалуй, самая известная цитата великого русского святого Серафима Саровского. На многих его иконах есть это изречение. Я никогда не встречал никого, кому это не нравилось. С другой стороны, я думаю, что многие этого не понимают. И понимание того, что он имел в виду, может привести вас в самое сердце Православия.

«Стяжать дух мира» имеет чудесное звучание, и большинство из нас предполагает, что это плод долгих лет строгой монашеской практики великого святого. Несомненно, что многие дарования преподобного Серафима столь сильно проявились благодаря его многолетнему молчанию и молитве.

Но его заявление об обретении Духа Мира вовсе не так сложно и загадочно, как некоторые могут подумать.

Во многом это просто расширение евангельской притчи о талантах:

Ибо будет, как если бы человек, отправляясь в путь, призвал рабов своих и доверил им свое имущество: одному он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его. Затем он ушел. Тот, кто получил пять талантов, тотчас пошел и торговал ими; и он сделал еще пять талантов. Так и тот, у кого было два таланта, прибавил еще два таланта. А получивший один талант пошел, копал землю и спрятал серебро господина своего. По прошествии долгого времени пришел господин тех слуг и рассчитался с ними. Подошел и получивший пять талантов, принес другие пять талантов и сказал: господин! пять талантов ты дал мне; вот еще пять талантов я заработал. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и имевший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот еще два таланта я приобрел». Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; поэтому я испугался, и я пошел и спрятал твой талант в землю. Вот твое. Но господин его сказал ему в ответ: лукавый и ленивый раб! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассеял? Тогда вам следовало бы вложить мои деньги в банкиров, и я, придя, получил бы свое с лихвой. Возьми же у него талант и отдай тому, у кого десять талантов. ибо всякому имеющему дано будет и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. и выбросил негодного раба во тьму внешнюю; там люди будут плакать и скрежетать зубами» (Матфея 25:14-30).

Эта очень знакомая притча довольно странная. Христос намекает на что-то в образах «талантов» серебра (или золота). Что бы это ни было, оно было дано управителям бесплатно, но ожидается, что управители что-то сделают с подарком. Его нужно вернуть с прибылью.

Во-первых, притча не о талантах: игре на фортепиано и тому подобном. И дело не в публичных выступлениях и даже не в том, чтобы быть хорошим учителем детей. Дело не в талантах. Речь идет о сумме денег, но это не притча об «управлении» в том смысле, что Христос не пытается сказать нам быть уверенными и зарабатывать деньги.

Это притча о благодати , о Святом Духе.

Преподобный Серафим в своем учении был бы почти груб. Он сказал своим ученикам «стяжать Святого Духа» и использовал грубые сравнения бизнесмена, вкладывающего свои деньги, чтобы заработать больше. Его собственный отец был купцом. Он знал, о чем говорил, но образность переносилась на духовную жизнь, и ее цель в высшей степени описывалась как «стяжание Святого Духа».

Тогда более широкий вопрос (и он применим и к притче): как мы обретаем благодать – или Святой Дух?

Обратите внимание, что я не говорю о том, чтобы заработать больше благодати и совершать дела, чтобы обрести Святого Духа.

Благодать есть не что иное, как Жизнь Бога . В собственно богословских терминах (Восточной Церкви) благодать есть нетварных Божественных энергий . Но эта фраза, если ее правильно не понять, может сбить с толку. Я предпочитаю говорить либо о благодати, либо о собственной жизни Бога, дарованной нам.

Во-первых, благодать — это дар. Вам не нужно никуда идти, чтобы получить то, что вам уже дали. Что нам нужно сделать, так это позволить благодати Божьей действовать в нас так, как задумал Бог.

Св. Павел увещевал: «Умоляем вас не принимать благодать Божию напрасно! (2 Коринфянам 6:1)

Каждому из нас (конечно, в нашем Крещении и Миропомазании) дана благодать Божия для нашего спасения – то есть для того, чтобы произвести плод Духа и уподобить нас образу Божию во Христе. Вопрос в том, что мы с этим делаем?

Это вопрос о повседневных мелочах. Мы молимся? Начинаем ли мы день с того, что крестимся еще до того, как наши ноги коснутся пола? Воздерживаемся ли мы от искушения роптать и вместо этого благодарим? Осуждаем ли мы других, даже если могли бы промолчать? Прощаем ли мы, когда могли бы затаить обиду?

На каждую из этих вещей и тысячи других есть благодать. Мы способны, потому что Бог сделал нас способными. Благодать, используемая в нашей жизни, приносит дивиденды благодати. Преподобный Серафим стал тем, кем он был, не сиюминутным даром, а прижизненным подвижничеством и «перевложением» данной ему благодати.

Несколько слов от великого святого о мелочах дня:

Нельзя быть слишком нежным, слишком добрым. Избегайте даже грубого отношения друг к другу. Радость, лучезарная радость струится с лица дающего и зажигает радость в сердце принимающего.

Все осуждение от дьявола. Никогда не осуждайте друг друга… вместо того, чтобы осуждать других, стремитесь к внутреннему миру.

Молчать, воздерживаться от суждений. Это поднимет вас над смертоносными стрелами клеветы, оскорблений и оскорблений и защитит ваши горящие сердца от всякого зла.

Вот что имел в виду преподобный Серафим.

О о. Стивен Фриман

Фр. Стефан – священник Православной Церкви в Америке, почетный пастор Православной церкви Святой Анны в Ок-Ридже, штат Теннесси. Он также является автором серии подкастов Everywhere Present и Glory to God.

ОбращениеБогопознаниеПравославиеМолитваСвятыеПуть веры

«Стяжи Дух Мира, и тысячи душ вокруг тебя будут спасены». прп. Серафима Саровского

Преподобный Серафим Саровский

Память 2 января, открытие мощей 19 июля. ».

«Стяжи дух мира, и тысячи душ вокруг тебя будут спасены».

Старец заглядывал в сердца людей и, как духовный врач, исцелял их недуги душевные и телесные молитвой и своим благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его огромную любовь и нежность. В любое время года он всех встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Особенно он любил детей. Однажды молодая девушка сказала своим друзьям: «Отец Серафим только на старика похож. Он и вправду ребенок, как и мы».

«Нет ничего лучше мира во Христе, ибо он приносит победу над всякой нечистью на земле и в воздухе. Когда мир обитает в сердце человека, он дает ему возможность созерцать благодать Святого Духа изнутри. Тот, кто пребывает в мире, собирает духовные дары как бы черпаком, и он изливает на других свет знания. Все наши помыслы, все наши желания, все наши усилия и все наши действия должны побуждать нас постоянно говорить с Церковью: «Господи, подари нам мир!» Когда человек живет в мире, Бог открывает ему тайны…»
«Господь иногда попускает преданным Ему людям впадать в такие страшные пороки; и это для того, чтобы они не впали в еще больший грех – гордыню. Твое искушение пройдет, и ты проведешь оставшиеся дни своей жизни в смирении. Только не забывай своего греха».

«О, если бы вы знали, какая радость, какая сладость ожидает праведную душу на Небесах! Решил бы ты в этой земной жизни с благодарностью сносить любые печали, гонения и клевету. Если бы эта самая келья наша была наполнена червями, и эти черви должны были питаться нашей плотью всю нашу жизнь на земле, то мы должны согласиться на это с полным желанием, чтобы не утратить ни в коем случае той небесной радости, которую Бог приготовил для любящих Его».

«Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердце и внутренности. Итак, если чувствуем в сердце своем холод, который от диавола исходит, — ибо диавол холоден, — призовем Господа. Он придет, чтобы согреть сердца наши совершенной любовью не только к Себе, но и к ближнему, и холод ненавидящего добро бежит от жара лица Его».

«Тот, кто избрал отшельническую жизнь, должен чувствовать себя постоянно распятым… Эти искушения можно только быть преодолеть с помощью молитвы ».

«Истинная надежда ищет единого Царствия Божия и уверена, что все необходимое для этой земной жизни обязательно будет дано. Сердце не может иметь покоя, пока не обретет этой надежды. Эта надежда умиротворяет его полностью и приносит ему радость. Именно об этой надежде говорили святейшие уста Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28)».

Одному монаху он сказал: «Сейте, отец Симон, сейте! Сейте повсюду пшеницу, которую вам дали. Где-то оно прорастет, вырастет и принесет плоды». Под этим он имел в виду, что монах должен всем рассказывать об Иисусе Христе и Его Царстве Небесном.

«Когда я умру, приходи ко мне на мою могилу, и чем чаще, тем лучше. Что бы ни было в твоей душе, что бы ни случилось с тобой, приди ко мне, как когда я был жив и стоял на коленях на земле, брось всю свою горечь на мою могилу. Расскажи мне все, и я тебя выслушаю, и вся горечь улетит от тебя. И как ты говорил со мной, когда я был жив, сделай это сейчас. Ибо я живу и буду вечно».

Помолимся и мы, радость моя, преподобному Серафиму, чтобы он вдохновил нас стать более похожими на него, горя в наших сердцах любовью к Богу.

***

Тропарь преподобного Серафима Саровского, глас 4

Христа от юности возлюбил еси, блаженная, и Ему одному желая трудиться, подвизался в пустыне с непрестанным молитва и труд. С покаянным сердцем и великой любовью ко Христу умилостивлена ​​ты Богородицей. Темже вопием ти: Спаси нас молитвами твоими, Серафим, праведный отче наш.

О великий угодник Божий, преподобный и богоносный отец наш Серафим! Призри от славы вышней на нас, смиренных и немощных, обремененных многими грехами, и испроси Твоей помощи и утешения. Приклонись к нам в милости Твоей и помоги нам исполнять заповеди Божии незапятнанно… Да, о Святитель Божий, внемли нам, молящимся Тебе с верой и любовью… Ибо мы возлагаем нашу надежду на Тебе, о милосердный отче, будь еси нам во спасение вождем, и к немеркнущему свету вечной жизни приведи нас, добрым предстательством твоим пред престолом Пресвятой Троицы, да прославим и воспоем со всеми Святые, имя достойное поклонения, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts