Сретение господне это что такое: Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? | Справка | Вопрос-Ответ
Содержание
Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? | Справка | Вопрос-Ответ
Елена Пацар
Примерное время чтения: 10 минут
555757
Категория:
Досье
15 февраля (2 февраля по старому стилю) православные отмечают великое Сретение Господне.
В этот день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелии от Луки — встречу со старцем Симеоном младенца Иисуса в иерусалимском храме на сороковой день после Рождества.
Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник — его всегда отмечают 15 февраля.
Что означает слово «сретение»?
Сретение Господне. Джеймс Тиссо.
На церковно-славянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память об описанной в Евангелии от Луки встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова. В тот день Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить установленную законом благодарственную жертву Богу за первенца.
Какую жертву нужно было совершить после рождения младенца?
По ветхозаветному закону женщине, родившей мальчика, в продолжение 40 дней (а если рождалась девочка — то и все 80) было запрещено входить в храм. Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных».
Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства.
Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной.
Кто такой Симеон Богоприимец?
По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец.
Двустороняя икона-таблетка второй четверти XV века. Сергиево-посадский музей заповедник (Ризница)
Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание».
Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий.
Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» (девственница) на «Жена» (женщина). Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк 2:25-26).
В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32). Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.
В VI веке мощи его были перенесены в Константинополь. В 1200 году гроб святого Симеона видел русский паломник — святитель Антоний, будущий архиепископ Новгородский.
Сретение. Андреа Селести. 1710.
Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…». В воспоминание об этом евангельском событии в православном богослужении каждый день звучит Песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши».
Кто такая Анна-пророчица?
В день Сретения в Иерусалимском храме произошла ещё одна встреча. В храме к Богоматери подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова». Горожане за вдохновенные речи о Боге называли её Анна-пророчица. Она много лет жила и трудилась при храме, «постом и молитвой служа Богу день и ночь» (Лк 2:37 — 38).
Анна-пророчица поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии Мессии, избавителя Израиля. «И она в то время, подойдя, славила Господа и пророчествовала о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 36 — 38).
Как начали праздновать Сретение Господне?
Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви и завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании Сретения на христианском Востоке относятся к концу IV века. Тогда Сретение в Иерусалиме ещё не было самостоятельным праздником, а называлось «сороковым днём от Богоявления». Сохранились тексты проповедей, что произносили в этот день Святители Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие известные иерархи. Но до VI века этот праздник совершался не так торжественно.
Сретение. Рогир ван дер Вейден. Фрагмент
При императоре Юстиниане (527-565), в 544 году Антиохию поразила моровая язва, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В эти дни одному из христиан было явлено указание совершать празднование Сретения Господня торжественнее. Бедствия действительно прекратились, когда в день Сретения было совершено всенощное бдение и крестный ход. Поэтому Церковь в 544 году установила торжественно праздновать Сретение Господне.
С V века укоренились наименования праздника: «праздник Встречи» (Сретение) и «праздник Очищения». На Востоке его и теперь называют Сретеньем, а на Западе он назывался «праздником Очищения» до 1970 г., когда было введено новое именование: «Праздник Жертвования Господнего».
В Римско-католической церкви праздник Очищения Девы Марии, посвящённый воспоминанию о принесении младенца Иисуса во храм и очистительном обряде, совершённом его матерью на сороковой день после рождения первенца, называется Chandeleur, т. е. светильник. Светильник, праздник Божией Матери Громничной (праздник Огненной Марии, Громнииы) — так его называют католики.
Наш Богослужебный Устав — Типикон ничего не говорит о освящении свеч (и воды) в Праздник Сретения Господня. Не содержат ничего такого и старые требники. Только после 1946 года в требниках стали печатать Чин освящения свечей на Сретение Господне, и это было связано с переходом из унии населения областей Западной Украины. Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня перенесён в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажжёнными светильниками. У нас латинский сретенский обряд так и не укоренился, а чин, благодаря Петру Могиле, остался (ни у греков, ни у старообрядцев его и в помине нет). Поэтому во многих епархиях Русской Церкви свечи освящают либо после заамвонной молитвы (наподобие чина Великого водоосвящения, который «вставлен» в литургию), либо после литургии на молебне. И есть места, где нет обычая освящать свечи. «Магическое» отношение к сретенским свечам является пережитком языческого ритуала почитания огня, связанного с культом Перуна, и получившего название «громницы».
Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут.
Что значит икона «Умягшение злых сердец»?
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется « Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение». На ней символически изображено пророчество святого Симеона Богоприимца, произнесённое им в Иерусалимском храме в день Сретения Господня: «Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2, 35).
Богоматерь изображена стоящей на облаке с семью пронзившими сердце мечами: по три справа и слева и один внизу. Существуют и поясные изображения Богородицы. Число семь означает полноту горя, печали и сердечной боли, испытанных Богородицей в её земной жизни. Иногда образ пополнен изображением на коленях Богоматери умершего Богомладенца.
Какие приметы существуют на Сретение?
На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».
По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и тёплая, если холодный день — жди холодной весны. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несёт — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».
Читайте фрагмент из стихотворения Иосифа Бродского «Сретенье» здесь>>
Сретение Господнерелигиозные праздники
Что означает Сретение Господне 2021? История и традиции праздника
Православные христиане в России в понедельник, 15 февраля, отметят Сретение – один из своих главных праздников. О его истории и традициях, связанных с этим днем, – в справке РИА Томск.
Сретение Господне – один из древнейших христианских
праздников, отмечается с IV века. В православной традиции Сретение
входит в число 12 наиболее значимых праздников и отмечается всегда в одну и ту
же дату, 15 февраля. В переводе с церковнославянского языка слово
«сретение» означает «встреча». В этот праздник вспоминают
встречу старца Симеона и младенца Иисуса, произошедшую в Иерусалимском храме на
сороковой день после Рождества.
История
Согласно евангельской истории, на сороковой день после рождения Иисуса Дева Мария и Иосиф принесли младенца в Иерусалимский храм,
чтобы, следуя ветхозаветному обычаю, посвятить его Богу. В храме их встретил
старец Симеон.
По преданию, старцу было обещано, что он не умрет до того,
как встретится с мессией – Христом. Симеон взял младенца на руки, благословил и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с
миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех
народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Эти
слова Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона
Богоприимца».
Встреча Симеона и младенца Иисуса символизирует встречу
человечества с Богом.
В храме в тот момент также была благочестивая вдова
Анна-пророчица, она узнала в младенце Спасителя, прославила Бога и рассказывала
об Иисусе всем в Иерусалиме.
Традиции и приметы
С праздником Сретения связан обычай освящения свечей. Эта
традиция пришла в православную церковь из католической в XVII веке. Свечи,
освященные на Сретение, хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.
В народе Сретение было связано с встречей зимы и весны.
Отсюда такие поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась»,
«В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последние
зимние морозы было принято называть «сретенскими».
В былые времена верили, что «какая погода на Сретенье – такой и весна будет», а снег на Сретенье – к затяжной и дождливой весне.
Согласно народной традиции, в Сретение запрещаются любые работы (включая уборку и стирку), помимо тех, что служат людям на
благо. Греховным занятием считается зарабатывание денег. Исключение
составляют профессии, направленные на помощь окружающим. Также существовал запрет на употребление алкоголя и сквернословие.
В день Сретения с 1992 года также отмечается Всемирный день
православной молодежи. В этот день православные молодежные организации проводят
конференции, балы и другие праздничные мероприятия.
Справка составлена по материалам открытых источников
Представление Христа во храм
2 февраля
Икона Представление Христа, написанная рукой Афанасия Кларка и используемая с его разрешения. © Греческая Православная Архиепископия Америки
Введение
Этот праздник, отмечаемый 2 февраля, известен в Православной Церкви как Сретение Христа во храме. Другое название праздника – Сретение Господне. Римско-католические и протестантские христиане называют праздник Очищением Пресвятой Богородицы. Около 450 г. н.э. в Иерусалиме появился обычай держать зажженные свечи во время Божественной литургии в этот праздничный день. Поэтому некоторые церкви на Западе называют этот святой день Сретением. Праздник Сретения завершает обряды, связанные с Рождеством Христовым, период, открывшийся 15 ноября началом Рождественского поста.
Библейская история
История представления рассказана в Луки 2:22-29. Мария и Иосиф были верными евреями и соблюдали свои религиозные обычаи. Важным обычаем для пары было брать своего первенца в Храм. Младенца отнесли в храм через сорок дней после его рождения и посвятили Богу. Кроме того, если родители были богаты, они должны были принести ягненка и молодого голубя или горлицу, чтобы принести их в жертву в Храме. Обычай предусматривал, что если родители были бедны, они должны были принести в жертву двух голубей или двух горлиц.
Иосиф и Мария не были богаты, поэтому они взяли с собой двух горлиц, чтобы принести их в жертву в Храме.
Когда Иисусу было сорок дней, Мария и Иосиф отвели Его в Иерусалимский храм. Они не были богаты, поэтому взяли с собой двух горлиц, чтобы принести их в жертву в храме. Когда они прибыли в храм, Марию и Иосифа встретил очень старый человек по имени Симеон. Он был святым человеком и был отмечен как очень умный ученый. Симеон провел много времени, изучая пророков Израиля. Именно во время учебы он узнал о пришествии Мессии. Еврейский народ ждал прихода Мессии и избавления Израиля от его завоевателей. С того времени Симеон стал молиться о приходе Мессии. Он провел много лет в молитве. Наконец, когда Симеон молился, он услышал голос Божий. Бог пообещал Симеону, что он не умрет, пока не увидит Мессию.
Симеон, увидев Иисуса, взял младенца на руки, благословил Господа и сказал:
«Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром по обетованию Твоему, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет, чтобы нести откровение язычникам и славу народу Твоему Израиль. »
Симеон взял Иисуса на руки и прославил Бога.
Также в Храме была Анна Пророчица. Она была вдовой много лет. Анне было около восьмидесяти четырех лет, и она проводила время в храме, поклоняясь Богу, постясь и молясь. Увидев Младенца Христа, она прославила Бога и говорила о Нем всем, ожидавшим Мессию.
После того, как Иисуса представили в Храме, семья вернулась в Галилею, в город Назарет. Библия говорит нам, что Иисус рос и укреплялся и исполнялся мудрости.
Икона Праздника
Святая икона показывает, что собрание происходит внутри Храма и перед алтарем. На алтаре есть книга или свиток, и он покрыт балдахином. Богородица стоит слева и протягивает руки в жесте подношения. Одна рука Богородицы покрыта плащом или, как известно, мафорионом. Она только что передала своего Сына Симеону.
Богородица протягивает руки в жесте подношения и смирения.
Христос изображен младенцем, но не в пеленках. Он одет в маленькое платье, и его ноги босые. Иисус, кажется, дает благословение. Симеон держит Иисуса обеими руками, которые покрыты. Это показывает благоговение Симеона перед Мессией. Симеон непокрыт, и ничто не указывает на то, что он священник. Некоторые исследователи Библии говорят, что Симеон, вероятно, был священником Храма или доктором права.
Иосиф стоит за Богородицей. Он несет двух горлиц для жертвоприношения. Анна Пророчица также стоит за Богородицей и указывает на Младенца Христа.
Иосиф приносит в жертву бедную семью, в то время как пророчица Анна восхваляет Бога и «говорит о ребенке всем, ожидавшим искупления Иерусалима». Луки 2: 38
Слова, которые Симеон произнес при виде Младенца Христа, известны как «Молитва св. Симеона». Эта молитва поется ежедневно за вечерней вечерней службой Православной Церкви.
В Православной Церкви и мальчиков, и девочек приносят в церковь на сороковой день после рождения. Это делается в память о том, как Богородица и Иосиф несли младенца Иисуса в храм.
Православное празднование праздника Сретения Господня
Этот праздник Господень празднуется Божественной литургией святителя Иоанна Златоуста, которая совершается в день праздника и которой предшествует утреня. Накануне праздника совершается Великая вечерня. Чтения Священного Писания на праздник следующие: на Великой вечерне – выдержки из Исход 12:15–13:16; Левит 12 и Числа 8; Исаия 6:1–12 и 19:1,3-5,12,16,19-21; на утрени – Луки 2:25-32; на Божественной литургии – Евреям 7:7-17 и Луки 2:22-40.
Ресурсы
История икон доктора Мэри Палумпис Халлик.
Праздничная Минея в переводе Матери Марии (Южный Ханаан, Пенсильвания: Издательство Свято-Тихоновской семинарии, 1969) с. 60.
Воплощенный Бог: Праздники Иисуса Христа и Девы Марии, Кэтрин Асланофф, редактор, и Пол Мейендорф, переводчик (Крествуд, Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 199).5).
Праздничные иконы христианского года Джона Бэгли (Крествуд, Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 2000), стр. 40-47.
Встреча Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа в храме
Тропарь и кондак
Встреча Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа описана в третьем Евангелии (Луки 2:22-40). Через сорок дней после Его рождения Божественное Младенец был принесён в Иерусалимский храм для представления Господу. Согласно Закону Моисееву (Лев. 12:2-8), женщине, родившей ребенка мужского пола, запрещалось входить в Храм в течение сорока дней. По окончании времени своего очищения мать шла с ребенком в храм, чтобы принести в жертву Господу молодого ягненка, двух горлиц или голубей. Пресвятая Дева не нуждалась в очищении, ибо родила Источник чистоты и святости. Однако из смирения она выполнила требования Закона.
В это время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон (память 3 февраля). Ему было открыто, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию. По божественному вдохновению преподобный Симеон пришел в храм в тот самый момент, когда Пресвятая Богородица и святой Иосиф принесли Младенца Иисуса для исполнения Закона.
Святой Симеон принял на руки Божественного Младенца, 1 и, возблагодарив Бога, произнес слова, повторяемые Церковью каждый вечер на вечерне: «Господи, ныне отпусти раба Твоего с миром, по слову Твоему». ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех человеков, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Луки 2:29).-32). Святой Симеон сказал Пресвятой Деве: «Се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Луки 2:34-35).
При храме находилась 84-летняя вдова, святая Анна пророчица, дочь Фануила (память 3 февраля), «которая не отходила от храма, но постом и молитвами день и ночь служила Богу». именно тогда, когда святой Симеон встретил Божественное Младенца, она также благодарила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим искупления Иерусалима» (Лк. 2:38). В иконе Праздника она держит свиток, на котором написано: : «Этот Младенец утвердил Небо и Землю».
До рождения Христа праведники жили верой в обещанного Мессию и ожидали Его прихода. Праведный Симеон и пророчица Анна, последние праведники Ветхого Завета, удостоились встречи с Ним в храме.
Праздник Сретения Господня — один из древнейших праздников Христианской Церкви. У нас есть проповеди святых епископов Мефодия Патарского (+ 312), Кирилла Иерусалимского (+ 360), Григория Богослова (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400) и Иоанн Златоуст (+ 407). Несмотря на свое раннее происхождение, этот праздник не праздновался так пышно до VI века.
В 528 году, во время правления Юстиниана, землетрясение унесло жизни многих людей в Антиохии. За этим последовали другие несчастья. В 541 году в Константинополе разразилась страшная чума, уносившая ежедневно несколько тысяч человек. В это время всеобщих страданий в праздник Сретения Господня был совершен торжественный молебен (лития) об избавлении от напастей, и моровая язва прекратилась. Возблагодарив Бога, Церковь установила более торжественное празднование этого праздника.