Старцы и старицы нашего времени ныне здравствующие: Святые наших дней, современные старцы России

Разное

Святые наших дней, современные старцы России

13 июня 2013 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил хиротонию архимандрита Сергия (Булатникова) во епископа Клинцовского и Трубчевского (Брянская митрополия).

Свет и святость — понятия близкие. Митрополит Сурожский Антоний говорил, что важно хотя бы однажды увидеть сияние вечной жизни в глазах другого человека. Архимандрит Сергий (Булатников), настоятель Казанской Богородицкой Площанской пустыни, знал многих таких, «сияющих», людей. «Я удивляюсь, — говорит он, — какие были люди, какая вера. Даже их вид был совершенно особенный: все они светились. Такие вот святые наших дней».  

Ниже мы публикуем воспоминания отца Сергия о его встречах со «святыми наших дней», прозвучавшие в эфире радиопрограммы «Благовещение».

Старцы Псково-Печёрские: «Их закалили гонения»

  Отец Сергий, Вы видели в жизни многих старцев, расскажите, пожалуйста, о них!  

– Благодарю Господа, что Он сподобил меня узреть дивных отцов. Когда я жил в Псково-Печёрском монастыре, там подвизались архимандрит Александр, в то время игумен, архимандрит Нафанаил, тогда архидиакон, всем известный схиигумен Савва (Остапенко), отец Иоанн (Крестьянкин), схиигумен Онисифор, архимандрит Алипий (Воронов). Это были настоящие монахи-подвижники. А сейчас монашество ослабело.

— Чем те монахи отличались от современных?

— Они трудились день и ночь, никогда не сидели без дела. Был у нас келарь, он заведовал съестными припасами, игумен Иероним (позже стал архимандритом), который пришёл с фронта, ножки одной у него не было, ходил на протезике. Когда оканчивалась братская трапеза, он собирал все оставшиеся кусочки хлеба (а тогда было 30 человек братии и ещё паломники), приглашал кого-нибудь из нас. Мы эти кусочки резали и сушили. Постом эти сухарики ели или клали в гороховый суп, то есть, ничего не пропадало, хозяйство велось экономно. Ещё варили квас. На Родительскую субботу бесчисленные паломники привозили 2-3 грузовика хлеба (тогда ведь это был единственный, кроме Лавры, мужской монастырь в России)! Хлеб мы сушили, а потом делали из него дивный квас в огромных кадках. Отец Иероним был старцем удивительной доброты. Когда мы потрудимся, он полезет в свои закрома, достанет для нас баночку лосося, например, кофе растворимый или конфетку. А в то время это всё были деликатесы!

Архимандрит Алипий, тоже необыкновенный человек, он юродствовал немного, мог при случае пошутить, ввернуть крепкое словцо. Стоит, к примеру, он у себя на балконе (дом этот сохранился), видит – старушка идёт. «Что пришла?» — говорит. «Батюшка, корова у меня пропала… Как жить?» Батюшка в карман полезет, кинет ей: «На тебе на корову». Уж не помню, сколько тогда корова стоила, но дорого. Приходят к нему: «Батюшка, крыша потекла!» «Вот вам на крышу». Он всем деньги раздавал, помогал всем. Иконы дивные писал. Ему перед кончиной Матерь Божия явилась. У него развивалась водянка, ложиться он уже не мог и поэтому сидел в кресле. С ним были иеромонах Агафангел, Ириней-эконом и отец Александр. Вдруг он им говорит: «Дайте, дайте скорее карандаш! Я Её нарисую, вот Она пришла! Какая Она прекрасная…» И стал рисовать. Так и умер с карандашом в руках.

Архимандрит Нафанаил, дивный, очень строгий старец и монастырский казначей, он считал монастырские деньги, берёг их, вёл все книги. Иногда мог поругать за проступок. Но интересно, что он никогда в баню не ходил и всё время был чистенький. Чаю не пил вовсе, только кипяточек. Такой вот подвижник. Он был сыном протоиерея Николая Поспелова, новомученика, расстрелянного за веру, прекрасно знал Священное Писание. И сам написал своему отцу тропарь, когда того прославили. Архимандрит Нафанаил пришёл в монастырь во время войны, в 1944-м году. Умер, наверное, лет 5 назад. И за всё это время, т.е. более чем за 50 лет, он из монастыря не выходил и не знал, что за стенами делается. И таких было много. Братия собралась удивительная. Гонения и притеснения их закалили и сплотили.

Такими были монахи Псково-Печёрского монастыря или все православные люди?

 — Почти все православные люди того времени. Я говорю: это был другой мир. Взять сегодняшнюю жизнь и 30 лет назад – небо и земля!

  А что изменилось?

 – Да всё изменилось — верующие, духовенство. Дух мира сего довлеет. А Господь что нам говорит? «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей». А мир пленяет, смущает людей всяческими земными удобствами, наслаждениями, колеблет слабую человеческую душу. Нельзя ничего этого любить, если мы любим Бога.

Большинство монахов, духовенства того времени прошли ссылки, испытания, тюрьмы, и были людьми, закалёнными во всём. Страдания даровали им совсем другое духовное состояние, они верили, что так их испытывает Господь.

Матушка Еннафа: Пасха на болоте

– Матушка Еннафа рассказывала мне, что они работали на лесоповале. Представляешь, женщин заставляли валить лес! Они валили деревья, обрубали сучья, лес вывозили. Молиться, как обычно, они не могли: у них отобрали все привезённые с собой книги, читали молитвы на память.

Однажды на Пасху их выгнали на работу. Пришли они, а там болото. Они там и стали Пасху петь. Комаров – страшное количество. Из болота вышли, вся кожа синяя была, так комары погрызли. А когда они в болоте Пасху пели, им с берега кричали: «А ну, чернохвостые, выходите, сейчас всех перестреляем!» Монахини не слушались и продолжали петь. И, пока пасхальный канон не пропели, не вышли. Вылезли, думали, что сейчас их прямо тут и пристрелят. Но сошло с рук, просто посадили на голодный паёк. Я говорю: «Матушка, а чем же вас там кормили?» «Мы, — говорит, — выживали тем, что, когда ходили в лес, ели сырые грибы и ягоды. А так давали баланду, проржавевшую селёдку, да хлеб, будто глина».

Иногда я спрашивал её: «Матушка, как же вы там жили?» «Ой, деточка, слава Богу, так хорошо!» «Да что ж хорошего-то?» «Сидим мы с одной монашкой, когда на этап нас посылали, я её спрашиваю: слушай, Агафья, сколько у тебя скуфеек было?

– Три, — говорит.

– Как три?!

– Одна выходная, бархатная, две простые.

– А самоваров сколько?

– Два, — говорит. – Один большой, другой маленький.

– Вот видишь, хотела с таким грузом в Царство Небесное войти. Спасибо советской власти, от всего нас избавила!»

А потом добавляла: «Последнее время, деточка, нам уже хорошо жилось! Монашки мы все рукодельные. Было нас трое, и начальство приказало шить им френчи да одежду. Они за это нас подкармливали. Потом меня начальник лагеря взял в прислуги. Я у него жила, за детьми ухаживала, убирала квартиру. Даже на базар меня посылал, знал, что не убегу. Так что, слава Богу, последнее время хорошо жила».

Вот такая старица матушка Еннафа, Царство ей Небесное. Лицо её помню, глаза такие пронизывающие, лучезарные.

Матушка Фомаида: Грядущую ко мне не изжену вон

– Матушка Фомаида умерла в 102 года, я тогда ещё даже священником не был. Она жила у добрых людей, которые отдали ей баньку, в ней она устроила кельицу. До революции, ещё девушкой, пешком ходила в Иерусалим. Это путешествие заняло около года. Тогда пешком шли до Одессы, пароходом переправлялись в Турцию. У царского правительства со всеми странами, через которые проходили русские паломники, существовало соглашение. Вот так она побывала на Святой Земле.

Рассказывала о своём приходе в монастырь. Ездила-ездила по монастырям, думала, в какой из них поступить. Раз приехала в обитель где-то под Иркутском. «Зашла в храм – и словно всегда тут была и всех знаю», — говорит. Осталась. Потом её переслали на подворье в Москву. Революция застала её в Москве. А в монастырь она поступила так: «Пришла я к игуменье, матушке Каллерии. Поклонилась и говорю:

– Матушка, возьмите меня в монастырь.

А она мне:

– Ой, деточка, ты такая молоденькая, ты нашей жизни не понесёшь. У нас трудов много. Монастырь бедный, надо много трудиться.

– Матушка, всё буду делать, что только скажете.

– Нет-нет, деточка, ты ещё молодая, не могу я тебя взять.

А у меня такое дерзновение!

– Приду, — говорю, — встану перед воротами и буду именем Господа молить, чтобы меня взяли в монастырь. Что ж Вы, ворота закроете?

Она заплакала и говорит:

– Нет, не могу ворота закрыть. Господь сказал: «Грядущего ко Мне не изжену вон». Должна тебя принять.

И приняла меня в монастырь».

Такая старица была, матушка Фомаида! Она ведь с бесами сражалась, как с дикими зверями. Хозяева, у которых она жила, Наталья и Павел, рассказывали, что слышали по ночам, как она их гоняла. А глаза у неё были – прямо-таки серафимские очи. Много интересного мне рассказывала о церковной жизни тех времён. Но все эти рассказы документально не подтверждены, это, скорее, предания. Вспоминала она, например, об одном батюшке, отце Петре. Это был старый священник, ещё царского посвящения, служил на приходе в Смоленской области, настолько бедном, что когда он умер, то приход закрылся. Было это году в 1970-м-1972-м. Село называлось Леонтьево. Батюшка отбывал срок в степях Казахстана. Его забрали   где-то в 30-е годы, когда духовенство подвергалось изощрённым издевательствам. Поставят, например, бочку с тюремными нечистотами на салазки и заставляют заключённых её тащить. Потом их расстреливали, тела сбрасывали в выкопанные заранее ямы и заливали содержимым из этой бочки.

Были ночи, когда расстреливали по 70-80 и даже 300 человек. Батюшку не расстреляли, а ранили в руку, и он незамеченным лежал в яме с нечистотами под кучей тел. Ночью выбравшись из ямы, полз по степи. Ночь тёмная, ничего не видно. Уже думал, что погибает и молился, готовясь умереть. Вдруг видит маленький мерцающий огонёк, подошёл ближе: избушка-мазаночка, в ней лампадка горит. Постучал. А там оказались люди, которые молились. Они приютили его, и он жил у них в подполе 8 лет. Ночью выходил подышать воздухом, чтобы никто не видел, а днём прятался.

Много они рассказывали подобных этой историй. Я удивляюсь, какие были люди, какая у них была вера, какая крепость. Даже их вид был совершенно особый: они светились. Такие вот святые наших дней, которых мне удалось увидеть.

Матушка Алипия: Ключи от небесных келий

Блаженная Алипия   (в миру Агапия Тихоновна Авдеева) родилась в 1910 году в Пензенской области в благочестивой семье. В 1918 году родителей Агапии расстреляли. Всю ночь восьмилетняя девочка читала по ним Псалтирь. Недолго проучившись в школе, она отправилась странствовать по святым местам. В годы безверия 10 лет провела в тюрьме, несмотря ни на что, старалась соблюдать пост, молилась, всю Псалтирь знала наизусть. Во время войны Агапия была отправлена на принудительные работы в Германию. После возвращения принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до её закрытия. При постриге в монашество получила имя Алипия. Три года по благословению прожила в дупле дерева. После закрытия Лавры поселилась в домике около Голосеевской пустыни. Сюда за советом и помощью приходили и местные жители, и   верующие люди со всех концов России. За день, бывало, матушка принимала 50-60 человек. Скончалась она 30 октября 1988 года. Перед смертью старица просила у всех прощения и приглашала приходить к ней на могилку, рассказывать о своих бедах и болезнях [1] .

 – А в Киеве жила матушка Алипия, не слышали? Её, наверное, скоро во святых прославят. Старица дивная! У неё было море кошек и котов, причём все больные. Она их собирала и кормила. Из леса к ней лось выходил, она его тоже кормила. Ещё курочки были. Когда она выходила, вся живность к ней сбегалась.

На спине – я смотрел и думал: что это такое – горб, не горб? – она носила икону мученицы Агапии, в миру-то она была Агафья. А спереди – целую связку ключей. «Матушка, а что у тебя за ключи-то?». А она: «Кельи, деточка, открываю этими ключами, кельи». Уж, какие кельи – не знаю, наверное, небесные…

Она юродствовала. Жила в Киево-Печерской Лавре до её закрытия, помогала старчикам. И себя называла в мужском роде: «я ходил», «я был». Однажды в конце 70-х годов мы с Володенькой отправились к матушке Алипии. А он покушать любил и говорит: «Хочу сала хохлацкого попробовать». Наелся сала с картошкой. Идём по дороге, он спрашивает: «Как ты думаешь, причащаться мне завтра или нет?» Я отвечаю: «Как же причащаться? Ты же сала наелся! Потом, в другой раз причастишься». Заходим, матушка Алипия вытаскивает чугунок. А у неё всегда был один обед: борщ, да чугунок каши гречневой (и сейчас, когда празднуют день её памяти, на кладбище угощают приходящих к ней борщом и кашей).

Заходим, а у Володи ноги очень болели. Матушка у печи. Мы ей: «Матушка, благословите. Здравствуйте». Она тянет чугунок с печи и приговаривает: «Вот видишь, я, когда жил в Киево-Печерской Лавре, никогда сала не ел. А тут – наелся сала, и причащаться хочу идти!» Мы стоим, а Володя говорит: «Ой, так это ведь я же сало ел…» «Так она про тебя и говорит». Он ей: «Матушка, ноги очень болят». Она ему: «Сейчас я тебя угощу». Ставит на стол кружку литровую, под пиво такие раньше были, и в неё льёт и коньяк, и пиво, и водку, и вино, и газировку – всё вместе. Смешала, даёт ему: «На, пей». «Как же я это буду пить?» «Пей, говорю!» Он выпил. Думал, плохо ему будет – нет, ничего. Сидели, говорили, потом попрощались и пошли. А ноги у него болеть перестали. Так по сей день и не болят, как он ту кружку выпил.

Советская власть её преследовала, ведь к ней народ ходил, а хаточка её стояла на бугорке. Один раз какой-то партиец приказал старицу выгнать, а домик снести. Приехал трактор сносить дом с предписанием: «Если старуха не уйдёт – вместе с ней сносить». То есть, власти серьёзно взялись за дело. Трактор подъехал, матушка вышла – трактор заглох. Никакими силами его не могли завести. Пришлось цеплять тросом и оттаскивать. Когда его утащили, трактор завёлся с пол-оборота, а ведь уже хотели ремонтировать. С тех пор больше матушку не трогали. А умерла она в 1988-м году. Глаза её, совершенно необыкновенные, знаете, такие чистые, как только у детей бывают, излучали мир и покой.

Все эти матушки рассказывали что-нибудь, и духовный мир и покой навевали. И сами прямо-таки светились.

Подготовила Александра Никифорова.

 

[1] Использована информация сайта www .alipiya.kiev.ua

Словарь «Правмира» — Святые, святость

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Читать онлайн «Православные старцы. Просите, и дано будет!», Виктория Карпухина – ЛитРес

©Карпухина, В., 2013

©ООО «Издательство АСТ», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

От отцов-пустынников до духовников России. Предисловие

В этой книге собраны рассказы о православных старцах наших дней.

По молитвам старцев наступает исцеление, восстанавливается покой в душе, разрешаются жизненные проблемы, приходит благополучие в семью. Православные старцы покровительствуют нам в пути, заступаются при неудачах на работе, оберегают от роковых поступков.

У Бога все живы, поэтому и после окончания земной жизни православные молитвенники не оставляют свое христианское служение: помогают тем, кто нуждается в молитвенной помощи. Когда Церковь переживает тяжелые времена, верующим может показаться, что традиция старчества прекратилась и мы беззащитны перед судьбой. Но история Церкви учит, что верующие люди никогда не были брошены и одиноки. Всегда неподалеку от нас живут православные старцы или продолжают духовное окормление прихожан с неба. Стоило только узнать о старце, обратиться к нему в молитве, а лучше побывать на его могиле.

Со времен преподобного Антония Печерского старчество, то есть христианское молитвенное подвижничество, распространилось по всей России. Москва и Троице-Сергиева лавра, основателем которой является преподобный старец Сергий Радонежский, Глинская и Оптина пустыни, Дивеево, Валаам – нет места на нашей земле, не освященного старчеством.

Православные старцы всегда молились перед Спасителем и Пресвятой Богородицей за Церковь, за страну в годы лихолетья, за каждого верующего, обратившегося к ним за помощью. Самый быстрый путь к спасению идет через усердного молитвенника, Божиего угодника. Господь всегда открыт к молитвам православных старцев, а старцы готовы ради любви и веры передавать Ему наши мольбы о спасении.

Старцы, о которых рассказывается в этой книге, известны многим верующим. Трое из них, слава Богу, продолжают жизненный путь и подвижническое служение, другие почили совсем недавно. Могилы их стали местом паломничества, где верующие находят защиту и исцеление.

В этой книге вы найдете рассказы о православных старцах из разных уголков России.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – место служения старца Иоанна (Крестьянкина), почившего в 2006 году, и ныне здравствующего старца Адриана (Кирсанова). Отца Иоанна называли пасхальным батюшкой за его душевность, открытость, приветливость. Его могила в пещерах Псково-Печерской лавры открыта для паломников. В противопоставление отцу Иоанну отца Адриана зовут великопостным батюшкой – он строг и сосредоточен. Для своего монашеского служения отец Адриан выбрал тяжелейший долг – возвращать к обычной жизни душевнобольных людей. Весть о жизненном подвиге отца Адриана давно достигла самых отдаленных епархий Русской Зарубежной церкви.

Имя старца Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, известно всем верующим. Его называют духовником России, и о здоровье его молятся во всех храмах Русской православной церкви.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь – обитель великих старцев. Дух старчества здесь особенный. Недаром духовником Патриарха Московского и Всея Руси является оптинский старец Илий (Ноздрин). Как и старца Кирилла (Павлова), старца Илия называют духовником России. Он полон сил и принимает верующих на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры. И довольно часто отец Илий приезжает в любимую Оптину Пустынь.

Житие старца Феодора (Ожиганова), почившего в 1995 году, связано со Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем. Старца называли невидимым духовником дивеевским, потому что дар прозорливости он скрывал от многих глаз. Могила старца находится за алтарем Свято-Троицкого собора – главного храма обители.

Об отце Николае (Гурьянове), несшем служение на острове имени Залита в Псковской области, знают многие. Но не многие знают, что батюшка стал прообразом старца из кинофильма режиссера Лунгина «Остров». Старец Николай, прозорливец, пророк и поэт, почил в 2002 году и похоронен на своем Острове.

Неподалеку от Киево-Печерской лавры расположена Киевская Китаевская Пустынь, известная многим верующим. С Китаевской Пустынью связана жизнь старца Феофила (Россохи), упокоившегося здесь в 1996 году. «Ревностный подвижник» – так о старце Феофиле отзывался его сокурсник по Московской духовной академии старец Кирилл (Павлов).

Блаженную старицу Любушку (Любовь Лазареву) называли живым продолжением блаженной Матроны. Любушка упокоилась в 1997 году. Ее могила находится в Тверской области на территории женского монастыря Казанской иконы Божией Матери в Вышнем Волочке. Старица Любушка установила для этой обители закрытый уклад жизни. Но для паломников на ее могилу насельницы монастыря обязательно открывают ворота – в любой день. Блаженная Любушка в наше время продолжила подвиг блаженной Ксении Петербургской. Ее часто называют «блаженная Ксения ХХ века» и особо почитают в Санкт-Петербурге.

Старица Макария (Феодосия Артемьева), почившая в 1993 году, жила в селе Тёмкино Смоленской области. Село расположено неподалеку от Гжатска, родины Юрия Гагарина (ныне – город Гагарин). Анна Тимофеевна Гагарина, мама Юрия Алексеевича, была частой посетительницей матушки Макарии. По просьбам Анны Тимофеевны и сам Юрий Алексеевич несколько раз бывал у тёмкинской старицы. Сейчас могила матушки Макарии в Тёмкино – место паломничества верующих.

Последние годы жизни схимонахиня Нила (Новикова) служила при храме Иоанна Златоуста в Воскресенске (Московская область). На территории храма в часовне находится ее могила. Сюда приходят, чтобы унести горсть песочка как знак заступничества старицы.

Блаженная старица Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) – святая Русской православной церкви, почила в 1952 году, канонизирована в 1999 году. Телесно незрячая от рождения, утратившая возможность передвигаться, она обладала духовной прозорливостью и учила людей идти по Божьему пути. Ежедневно Матронушка принимала множество людей, приходивших к ней в горе и в болезни. Матушка не отказала никому, помогала бескорыстно. Просила только никогда не обращаться в беде и болезни к ворожеям, говорила так: «Для того, кто вошел добровольно в союз с силой зла, занялся чародейством, выхода нет. Нельзя обращаться к бабкам, они одно вылечат, а душе повредят».

Исцеляя больного, матушка Матрона требовала от него возвращения к Богу, веры, искупления грехов.

Молитвы Блаженной Старице Матроне Московской

Молитва первая

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Подвижники благочестия

Среди верующих людей, в церковных общинах большим авторитетом пользуются служители, о которых говорят почтительно «старец» или «старица». Их имена у всех на слуху, получить их благословение считается большим благом. В случае болезни верующие устремляются к старцам как к богоугодным лекарям и весть об исцелении приносят в церковь как свидетельство о чуде.

В лихолетье к старцам обращались малой или большой церковной общиной, прося заступничества перед Господом для города или страны. И старцы, провидя народное горе, подвижнически несли свой молитвенный труд.

Кого называют православными старцами

Для какого же служения призывает Господь старцев? Апостолом Павлом были названы такие церковные служения: апостольское, пророческое и наставничество.

К живым подвижникам или к свежим могилам упокоившихся старцев приходят за помощью, утешением, исцелением, благословением на важный жизненный шаг. Старцы не только не оставляют без попечительства своих прижизненных духовных чад, но и, освобожденные от земных забот, увеличивают количество духовно окормляемых верующих людей.

Апостолы – это ученики Христа, они свидетельствуют о нем миру и созидают Христову церковь. Пророки, обладая даром прозорливости, открывают Божию волю. Их духовное зрение достигает особой возможности видеть прошлое и будущее не только одного человека, но и общности людей – города, государства… Прозорливость – это не только награда Божиему угоднику, это благодатный дар и спасение для всей паствы. Церковь получает такие дары в дни своего расцвета как свидетельство добродетельной богоугодной жизни. В худшие дни благодатные дары бывают сокрыты.

 

Старец-пророк – это наставник, заступник, целитель всей монастырской братии и мирян, устремляющихся к нему за духовным окормлением. Божья воля осуществляется через старцев – они указывают духовным чадам путь развития. Старец знает Господа и ангелов, но он также знает и зло, которое часто скрыто от христиан ангельской личиной. Простые верующие люди порой не могут отличить благодати от прелести духовной, а иногда и не хотят задумываться над возможностью прельщения.

Какую опасность таит в себе «прелесть духовная»? В наше время это слово претерпело смысловое изменение, поэтому термин требует истолкования.

Слово «прелесть» происходит от славянского «лесть», то есть «ложь», и означает самообман, прохождение по ложному пути. Под воздействием собственных страстей человек может пребывать в состоянии ложного самосознания и воздействия на душу (и плоть) лукавой силы. При этом воздействие такое прельщенный греховно истолковывает как «небесную благодать» и «дух святой».

Старцы различают духов и призваны предупреждать о проявлениях и воздействии лукавой силы на человека и на церковную общину – для этого Господь наделяет их даром рассуждения: «Вы – Свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы» (Мф. 5:14).

Пророчество и прозорливость – это бесценные духовные дары. Преподобные старцы получают свободу действий, Всевышний всегда открыт к их мольбам. Поэтому они обладают даром целительства и влиянием на исход событий. Старцы могут быть церковными иерархами, но могут ими и не быть. Старчество – это заслуга за подвижнический путь. Такой путь дано пройти не всем, но свобода испробовать себя есть у каждого. Поэтому старцем может стать каждый, кто совершил духовный подвиг.

Члены Церкви не обязаны подчиняться старцам, если они не являются церковными иерархами. Члены Церкви могут не искать встречи со старцем, а найдя старца – могут не просить его о наставничестве. Истинный старец и сам увидит колебания верующего человека и не будет принуждать к ученичеству. Так осуществляется человеческая свобода. Но если верующий добровольно выбрал старца учителем, поступать против его наставлений – грех, потому что старец высказывает волю Божию по отношению к верующему.

Меньшая доля женщин в возрасте 65 лет и старше, живущих в одиночестве

После неуклонного роста в течение почти столетия, доля пожилых американцев, живущих в одиночестве, снизилась с 1990 года, в основном потому, что женщины в возрасте от 65 до 84 лет все чаще живут со своим супругом. или их детей. Вероятность одиночества выросла с 1990 года для пожилых мужчин и женщин в возрасте 85 лет и старше.

В период с 1900 по 1990 год доля одиноких взрослых в возрасте 65 лет и старше увеличилась почти в пять раз, с 6% до 29%.%. Этот рост был вызван множеством факторов, в том числе улучшением здоровья и долголетия среди пожилых американцев, а также экономической безопасностью, которую обеспечили программы социальной защиты, такие как Social Security и Medicare. 1

Новый анализ данных Бюро переписи населения США, проведенный Pew Research Center, показывает, что с 1990 по 2014 год доля одиноких пожилых людей снизилась на 3 процентных пункта до 26%.
Среди пожилых женщин эта доля снизилась до 32% в 2014 году с 38% в 1990 году. Среди пожилых мужчин доля одиноких мужчин увеличилась до 18% в 2014 году с 15% в 1990.

Одно из объяснений этой тенденции состоит в том, что увеличение продолжительности жизни, особенно среди мужчин, повышает вероятность того, что пожилые женщины будут жить со своими супругами, а не вдовами.

Среди женщин в возрасте от 65 до 84 лет — группы, которая почти исключительно является движущей силой общего снижения доли пожилых американцев, живущих в одиночестве, — доля одиноких пожилых американцев снизилась на 8 процентных пунктов с 1990 года, достигнув 30% в 2014 году.
За тот же период доля этой группы, проживающей с супругом, увеличилась с 41% до 46%. В 2014 году женщины этой возрастной группы также чаще оставались незамужними и жили со своими детьми или с другими родственниками или неродственниками9.0003

С другой стороны, пожилые мужчины в возрасте от 65 до 84 лет, по сравнению с 1990 годом, несколько реже живут с супругой, хотя большинство из них все еще живут. Условия жизни мужчин в этой возрастной группе стали более разнообразными, поскольку растет доля разведенных и не вступивших в повторный брак.

В целом, женщины по-прежнему составляют большинство из 12,1 миллиона пожилых взрослых жителей США, живущих в одиночестве, но их доля значительно снизилась за последнюю четверть века – с 79% в 1990 году до 69% в 2014 году.

Недавнее исследование Pew Research Center результаты подчеркивают, насколько пожилые люди ценят свою независимость и хотят жить в собственном доме, даже когда они больше не могут заботиться о себе. В ходе опроса, проведенного с 27 октября по нояб. 24, 2014, среди 1,692 взрослых, примерно шесть из десяти взрослых в возрасте 65 лет и старше (61%), говорят, что если бы наступило время, когда они больше не могли жить самостоятельно, они бы остались в своем собственном доме, и кто-то там о них позаботился.
И пожилые мужчины и женщины с одинаковой вероятностью говорят это. Еще 17% пожилых людей говорят, что они переедут в дом престарелых, а 8% говорят, что они переедут к члену семьи.

Результаты опроса также подчеркивают потенциальные недостатки одинокой жизни. Пожилые люди, которые живут одни, чувствуют себя более стесненными в финансовом отношении, чем пожилые люди, которые живут с другими людьми. 2 На вопрос о финансовом положении своего домохозяйства только 33% одиноких ответили, что живут комфортно. Напротив, около половины (49%) пожилых людей, живущих с другими людьми, говорят, что живут комфортно.

В некотором смысле те, кто живет один, также чувствуют себя несколько более изолированными от общества. Опрос исследовательского центра Pew, проведенный с 23 февраля по 23 марта 2009 г. среди 2969 взрослых американцев (включая 1328 взрослых в возрасте 65 лет и старше, которые ответили на вопросы об их жилищных условиях), показал, что пожилые люди, живущие в одиночестве, реже, чем пожилые люди, которые живут с другими, чтобы сказать, что с возрастом у них появляется больше времени со своей семьей. А одинокие мужчины (но не женщины) менее удовлетворены количеством друзей, чем мужчины, живущие с другими. Тем не менее, пожилые люди, живущие одни, и те, кто живет с другими людьми, с одинаковой вероятностью говорят, что получают необходимую помощь от своих детей.

В этом отчете используются данные Бюро переписи населения США для описания тенденций в условиях жизни пожилых людей за последние 25 лет с акцентом на различиях по полу и возрасту.

Используя данные опросов Pew Research Center, в отчете также анализируется благополучие пожилых американцев, живущих в одиночестве, с учетом их экономического положения, их удовлетворенности ключевыми аспектами своей жизни и их отношений с детьми и внуками.

Другие основные выводы:

  • Доля американцев в возрасте 85 лет и старше, живущих в домах престарелых или других групповых квартирах, резко сократилась. В 2014 году 11% жили в домах престарелых или других групповых кварталах — по сравнению с 24% в 1990 году.
    Это снижение было встречено увеличением числа других условий жизни, включая проживание в одиночестве или проживание с супругом или ребенком.
  • Одинокие пожилые женщины чаще, чем мужчины, говорят, что тратят больше времени на свои увлечения. Целых 65% женщин, живущих в одиночестве, говорят, что с возрастом они тратят больше времени на свои хобби и интересы, по сравнению с 49%% мужчин.
  • Пожилые люди, живущие в одиночестве, также менее часто контактируют со своими детьми и внуками, чем взрослые, живущие с другими людьми. 3 Среди пожилых людей, имеющих внуков, 43%, живущих одни, говорят, что они общаются со своими внуками по крайней мере раз в неделю, по сравнению с 60% тех, кто живет с другими людьми.

Терминология

Термин «пожилые люди» используется в данном отчете для описания взрослых в возрасте 65 лет и старше.

«Одинокие» относятся к людям, которые живут в собственных домах, а не в коллективных квартирах. Групповые кварталы — это места, где люди живут в группе, которая принадлежит или управляется организацией, предоставляющей жилье и/или услуги для своих жителей. Групповые помещения включают дома престарелых, стационарные хосписы, психиатрические больницы, групповые дома и другие институциональные и неинституциональные условия проживания. Как правило, дома престарелых не считаются групповыми помещениями. Таким образом, лица, проживающие в доме престарелых, могут считаться проживающими в одиночестве, если в их помещении нет других жильцов. Подробнее см.: https://www.census.gov/popest/about/terms/housing.html

«Женатые, проживающие с супругом» включает только тех, кто состоит в браке с супругом, присутствующим в домашнем хозяйстве. Те, кто состоит в браке, но супруг отсутствует в домашнем хозяйстве, группируются с «неженатыми» взрослыми. Лица, состоящие в браке и проживающие с супругом, могут также проживать с другими родственниками или неродственниками.

«Незамужние» взрослые – это лица, проживающие отдельно друг от друга, разведенные, овдовевшие или никогда не состоявшие в браке. В эту группу также входят взрослые, состоящие в браке, но супруг отсутствует в домашнем хозяйстве.

Пожилые люди чаще живут одни в США, чем где-либо еще в мире

(Hiroyuki Ito/Getty Images)

Жизнь с расширенным кругом родственников является наиболее распространенным типом домохозяйства для пожилых людей во всем мире, по данным в недавнем исследовании Pew Research Center. Но в Соединенных Штатах пожилые люди гораздо реже живут таким образом и гораздо чаще живут одни или только с супругом или партнером. В США 27% взрослых в возрасте 60 лет и старше живут одни, по сравнению с 16 % взрослых в 130 исследованных странах и территориях. Во многих странах Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки к югу от Сахары и Ближнего Востока и Северной Африки, таких как Афганистан, Мали и Алжир, менее 5% пожилых людей живут в одиночестве.

Взрослые американцы в возрасте 60 лет и старше также чаще, чем их сверстники во всем мире, живут как пара без маленьких детей дома. Почти половина американцев в этой возрастной группе (46%) живут в одном доме только с одним супругом или партнером, по сравнению с тремя из десяти во всем мире (31%). Пожилые люди в странах Африки к югу от Сахары (9%) вряд ли будут жить в таких условиях.

Во всем мире проживание в домохозяйствах с расширенной семьей, включающих таких родственников, как внуки, племянники и супруги взрослых детей, является наиболее распространенным вариантом для людей в возрасте 60 лет и старше. Почти четыре из десяти пожилых людей (38%) живут в таких условиях, в том числе две трети и более в Ираке, Намибии и Индии. Для сравнения, в США таких людей в возрасте 60 лет и старше всего 6%9.0003

Как мы это сделали

Для этого анализа мы рассмотрели данные о домохозяйствах людей в 130 странах и территориях, в которых проживает 91% населения мира. Выводы были первоначально опубликованы в отчете «Религия и условия жизни в мире».

Агрегированный набор данных включает 82,6 млн человек из 20,8 млн домохозяйств. Данные поступают из различных переписей и обследований, проведенных в период с 2010 по 2018 год, в том числе демографического и медицинского обследования, кластерного обследования по многим показателям и европейского социального обследования. Для анализа требовались данные о религиозной принадлежности и списки домохозяйств – списки всех членов домохозяйства с указанием их возраста, пола и отношения к респонденту опроса. Списки использовались для кодирования типов домохозяйств, таких как расширенная семья, пара, одиночка, взрослый ребенок и двое родителей.

Население, рассматриваемое в этом посте, не включает людей, живущих в учреждениях, таких как дома престарелых или тюрьмы. Однако доля пожилых людей в домах престарелых, как правило, очень мала; в США менее 5% взрослых в возрасте 60 лет и старше живут в учреждениях такого типа.

В исследовании представлены результаты для шести основных религиозных групп: христиан, мусульман, нерелигиозных, индуистов, буддистов и иудеев. Люди, связанные с другими религиозными группами, были включены в общие глобальные, региональные и страновые результаты, но о них не сообщалось отдельно.

Вот методология отчета и список источников данных по странам.

Пожилые люди в США также отличаются от многих своих коллег по всему миру, когда речь идет о домашнем хозяйстве размера . Средний человек в возрасте 60 лет и старше в США живет примерно с одним человеком, в результате чего размер домохозяйства составляет 2,1 человека. Это сопоставимо со средним мировым показателем в 3,4 человека.

Домохозяйства относительно невелики в других странах с развитой экономикой, включая Данию (где в среднем пожилой взрослый живет в семье из 1,7 человек), Великобританию (1,9) и Южной Корее (2,2). Но они намного больше в менее экономически развитых странах, включая Гамбию (12,8), Сенегал (12,5) и Мали (11,9).

Экономические и культурные факторы играют роль

Хотя условия жизни пожилых людей в США существенно отличаются от условий во многих других странах, они соответствуют условиям в других богатых странах.

Как правило, домохозяйства меньше в более благополучных странах, что определяется рядом показателей, включая образование, продолжительность жизни и экономический результат. (Прокрутите вниз, чтобы увидеть интерактивную функцию, исследующую эту взаимосвязь.)

В странах с более развитой экономикой люди, как правило, имеют относительно мало детей и рожают их в более позднем возрасте; они также с большей вероятностью доживут до детородного возраста. Правительства в более богатых странах также могут предлагать финансовую помощь или медицинские льготы пенсионерам, что делает проживание пожилых людей более доступным в их собственных домах. Например, во многих европейских странах уровень одиноких пожилых людей даже выше, чем в США

В более бедных странах более распространены домохозяйства с расширенными семьями: финансовые ресурсы расширяются, а домашние дела легче выполнять, если они разделены между несколькими взрослыми, живущими вместе. А в странах, где правительства предоставляют меньше пенсионных пособий или других социальных сетей для пожилых людей, семьи несут большую ответственность за заботу о стареющих родственниках.

Хотя экономическое развитие тесно связано с условиями проживания в семье, культурные и религиозные факторы также могут играть роль. При просмотре бытовых моделей на религия , например, из всех основных религиозных групп индусы чаще всего живут в более широком кругу родственников (семь из десяти пожилых индусов в мире живут в расширенных семьях). Подавляющее большинство индусов в мире живут в Индии, и в Индии также одна из самых высоких в мире долей расширенных семей (семь из десяти всех пожилых индийцев живут в расширенных семьях).

Данные из Канады показывают, что индуисты за пределами Индии, которые часто являются иммигрантами или детьми иммигрантов из Южной Азии, чаще, чем их соседи, живут в расширенных семьях. В Канаде 47% индусов в возрасте 60 лет и старше живут в больших семьях. Это более чем в четыре раза превышает долю пожилых людей в Канаде (10%).

Если оставить в стороне эти различия, у большинства стран мира есть несколько общих черт: Пожилые женщины значительно чаще, чем пожилые мужчины (20% против 11%), живут в одиночных домохозяйствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts