Старец софроний старец силуан: Старец Силуан Афонский — преподобный Софроний (Сахаров)
Содержание
Старец Силуан Афонский — преподобный Софроний (Сахаров)
преподобный Софроний (Сахаров)
Скачать
epub
fb2
Оригинал: pdf33Мб
Аудио
Предисловие
Часть первая. Жизнь и учения старца Силуана
I. Детство и молодые годы
Время военной службы
Приезд на Святую Гору
II. Монашеские подвиги
III. Внешность и беседы старца
IV. Учение старца
О познании воли Божией
О послушании
О Священном Предании и Писании
Об Имени Божием
Мысли Старца: о растениях и животных
О красоте мира
О храмовом богослужении
О уподоблении человека Христу
Об искании Бога
Об отношении к ближнему
О единстве духовного мира и о величии Святых
О духовном видении мира
О двух образах познания мира
О признаках благодати и прелести
Мысли о свободе
О личном отношении человека к Личному Богу
О любви к врагам
Различение добра и зла
Путь Церкви
О различии христианской любви и человеческой справедливости
Непрерывность молитвы Старца
V. Об умном безмолвии и чистой молитве
О трех образах молитвы
О развитии помысла
Сущность «безмолвия»
В основе безмолвия лежит заповедь Христа: любить Бога всем умом и всем сердцем
Антропологическая основа умного безмолвия
Опыт вечности
Начало духовной жизни – борьба со страстями
VI. О видах воображения и о борьбе с ним
VII. О прозорливости и видах ее
VIII. О Несозданном Божественном свете и образах созерцания его
О богоподобном бесстрастии
О мраке совлечения
IX. О благодати и о рождаемом ею догматическом сознании
X. Духовные испытания
XI. «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся»
XII. О Слове Божием и о пределах возможностей твари
О значении молитвы за мир
Последнее слово
XIII. Кончина старца
XIV. Некоторые посмертные отзывы о старце
Послесловие
О комментариях игумена Никона
Часть вторая. Писания старца Силуана
Предисловие
I. Скучание о Боге
II. Слово о молитве
III. О смирении
IV. О мире
V. О благодати
VI. О воле Божией и о свободе
VII. О покаянии
VIII. О познании Бога
IX. О любви
X. Мы – чада Божии и похожи на Господа
XI. О Божией Матери
XII. О святых
XIII. О пастырях
О духовниках
XIV. О монахах
О монастырском экономе
XV. О послушании
XVI. О духовной войне
Великая наука
XVII. О помыслах и о прелести
XVIII. Адамов плач
XIX. Повествования о пережитом опыте и о некоторых встречах и беседах с подвижниками
Отец Иоанн Кронштадтский
Отец Стратоник
Молодой монах
Орел и петух
Беседы с детьми
XX. Аскетические мысли, советы и наблюдения
Мысли об исходе
Часть третья. Об основах православного подвижничества
Предисловие
ОТКРОВЕНИЕ о Боге говорит: «Бог есть любовь», «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Иоан. 4, 8, 1:5).
Как трудно нам, людям, согласиться с этим. Трудно потому, что и наша личная жизнь, и окружающая нас жизнь всего мира свидетельствуют, скорее, об обратном.
На самом деле, где же этот СВЕТ ЛЮБВИ ОТЧЕЙ, если все мы, подходя к концу своей жизни, вместе с Иовом в горечи сердца осознаем: «Лучшие думы мои, достояние сердца моего, разбиты. Дни мои прошли; преисподняя станет домом моим… где же после этого надежда моя?», и то, что от юности тайно, но сильно искало сердце мое, «кто увидит?» (Иов. 17, 11–15).
Сам Христос свидетельствует, что Бог внимательно промышляет о всей своей твари, что ни одна малая птица не забыта Им, что Он заботится даже об убранстве травы, и что о людях его забота еще и несравненно большая, что «у нас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30).
Но где же этот внимательный до последней мелочи промысл? Все мы подавлены зрелищем неудержимого разгула зла в мире.
Миллионы жизней, часто едва начавшихся, прежде, чем достигнуто самое осознание жизни, с невероятной жестокостью вырываются. Итак, зачем же дана эта нелепая жизнь? И вот, жадно ищет душа встречи с Богом, чтобы сказать Ему:
«Зачем Ты дал мне жизнь? … Я пресыщен страданиями: тьма вокруг меня; зачем Ты скрываешься от меня? … Я знаю, что Ты благ, но почему Ты так безразличен к страданию моему?
Почему Ты так… жесток и беспощаден ко мне?
Я не могу Тебя понять!»
* * *
ЖИЛ НА ЗЕМЛЕ человек, муж гигантской силы духа, имя его Симеон. Он долго молился с неудержимым плачем: «помилуй меня»; но не слушал его Бог.
Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы.
После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая.
О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово.
Со времени Иоанна Богослова, за истекшие девятнадцать веков, прошли целые сонмы таких свидетелей, но сей последний особенно нам дорог потому, что он был нашим современником. Частое явление среди христиан – желание, вполне естественное желание видимых знамений нашей веры, иначе изнемогают они в своем уповании, а повествования о чудесах давно минувших дней в их сознании становятся мифом. Вот почему так важно повторение подобных свидетельств, вот почему нам так дорог этот новый свидетель, в лице которого было возможно видеть самые драгоценные проявления нашей веры. Мы знаем, что и ему поверят лишь немногие, как немногие поверили в свидетельство прежних Отцов: и это не потому, что свидетельство ложно, а потому, что вера обязывает к подвигу.
Мы говорим, что за девятнадцать веков христианской истории прошли целые сонмы свидетелей любви Христовой, и все же в необъятном океане человечества их так мало, они так редки.
Редки подобные свидетели потому, что нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь: потому, что нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви: и нет проповеди более возвышающей, чем проповедь любви.
Взгляните на жизнь Христа. Он пришел в мир, чтобы сообщить людям благовестие о вечной Божественной жизни, которое Он преподал нам в простых человеческих словах, в своих двух заповедях о любви к Богу и ближнему, и из евангельского повествования мы видим, каким искушениям подвергся Он от диавола, который сделал все, что мог, чтобы вынудить Христа хотя бы в чем-нибудь нарушить эти заповеди, и тем отнять у Него «право» давать их человеку.
Посмотрите, что было в пустыне (Мф. 4; Лк. 4). По ответам Христа мы видим, что там была борьба за первую заповедь, т. е. о любви к Богу. Победителя в этой борьбе – Христа, исшедшего на проповедь, диавол окружает атмосферой непримиримой убийственной вражды, преследуя Его на всех путях, но и тут не достигает он своей цели. Последние удары, нанесенные Христу: предательство ученика-апостола, общее отступление и неистовые крики облагодетельствованной толпы: «Распни, распни Его»; но и здесь побеждает любовь Христа, о чем Сам Он категорически свидетельствует: «Дерзайте, Я победил мир» и еще: «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
Итак, диавол не смог отнять у Него право дать миру новую заповедь. Господь победил, и победа Его вечно пребывает, и уже никогда, и никто, и ничто не умалит этой победы.
* * *
Иисус Христос безмерно возлюбил мир: и эту любовь дано было действенно пережить Старцу Силуану, который и сам в ответ полюбил Христа и долгие годы провел в чрезвычайном подвиге за то, чтобы никто и ничто не отнял у него этого дара, и под конец жизни он мог бы, подобно великому Павлу, сказать: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?. .. Я уверился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь, не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35–39).
Остановившись на словах Апостола Павла, мы поймем, что так говорить он мог лишь пройдя через все эти испытания. И всякий, идущий вслед Христу, как показал опыт веков, проходит чрез множество испытаний.
Прошел чрез них и Старец Силуан.
* * *
Блаженный старец схимонах Силуан в течение сорока шести лет подвизался на Афонской горе в Русском монастыре Святого Великомученика Пантелеимона. В этом монастыре нам пришлось прожить около четырнадцати лет. В последние годы жизни Старца, с 1931 г. по день кончины его – 11/24 сентября 1938 г., просьбы вынудили нас написать его «житие». Задача для человека, не имеющего ни дара, ни опыта «писать», – нелегкая: но мы все же решаемся, потому что глубоко и искренно убеждены в том, что на нас лежит долг поведать людям об этом воистину великом человеке.
Настоящая книга по своему содержанию предназначается для узкого круга людей, интересы которых сосредоточены на христианском подвижничестве, и потому главной заботой нашей является не литературное искусство, а возможно более точный «духовный портрет» Старца.
Все наше внимание при общении с ним было поглощено его духовным обликом с единственной целью личной «пользы». Мы никогда не имели идеи писать его биографию, и потому многое, что, естественно, должно было бы интересовать биографа, нам осталось неизвестным. О многом мы обязаны умолчать потому, что это связано с людьми еще живыми. Мы приводим здесь лишь небольшое количество фактов из жизни Старца, рассказанных им по разным случайным поводам во время наших частых бесед или же услышанных нами от других подвижников Святой Горы, друзей Старца. Мы полагаем, что складность сведений о его внешней жизни не составит существенного недостатка нашего труда. Мы были бы вполне удовлетворены, если бы нам удалось хотя бы отчасти выполнить более важную задачу, а именно – нарисовать духовный образ Старца тем, которые не имели счастья непосредственного живого общения с ним. Насколько мы имеем возможность судить и поскольку нам приходилось соприкасаться с людьми, это был единственный бесстрастный человек, которого нам было дано встретить на нашем жизненном пути.
Теперь, когда его нет с нами, он представляется нам каким-то исключительным гигантом духа.
Когда Господь жил на земле, то смиренное явление во плоти закрывало от взоров людей Его подлинное Божественное величие, и лишь по Вознесении Господнем и по сошествии Святого Духа открылось умному взору учеников и Апостолов – Божество Христа.
Нечто подобное произошло с нами в отношении к Старцу Силуану. При жизни он был так прост и доступен, что при всем благоговении к нему, при всем сознании высокой святости этого мужа, мы все же не могли в полноте ощутить его величия, и лишь теперь, когда в течение целого ряда лет мы не встречаем на своем пути ничего равного, мы с опозданием начинаем понимать подлинное величие того, кого по непостижимому Промыслу Божию нам довелось так близко знать.
Иеромонах Софроний
Источник: Преподобный Силуан Афонский / схиархимандрит Софроний (Сахаров). — 3-е изд. — Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2011. – 528 с. ISBN 978-5-903102-31-0
Преподобный Силуан Афонский
Преподобный Силуан Афонский (1866–1938) прославлен Константинопольской Церковью в 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1992 г.
Память празднуется 24 сентября (преставление) и на Святой Горе Афон во второе воскресенье по Пятидесятнице (Собор всех Святых на Горе Афонской просиявших).
Семен Иванович Антонов — будущий старец Силуан, родился в Тамбовской губернии в селе Шовском в крестьянской семье в 1866 г.
В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: “Прими — это благодать”, душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что “всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень”, — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других “возводящих на небо” учений, питающих гордость человеческую.
Об истинности этого пути свидетельствует и особая злоба, с которой обрушивались на подвижника силы ада, после того как он не принял смущающий его помысел и не прельстился чудом. Мучительность демонических нападений возрастала и повергла в страшное состояние богооставленности, томления и тоски. В тот же день, когда ему довелось пережить страшные муки, в церкви св. пророка Илии во время вечерни он увидел живого Христа, и это предопределило дальнейшую жизнь преподобного. Старец постоянно вспоминал явление Господа и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить…” “И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.
Автор: Архимандрит Софроний (Сахаров)
Исполнитель: В. Клементьев
Год выпуска: 2013
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
10:43
1. Вступление
10:43
2. Детство и молодые годы
14:53
3. Голос Божией Матери
16:34
mp3″ data-rand-id=»3″>5. Чувство греха и покаяния у брата Симеона
11:25
6. Монашеские подвиги
15:55
7. Второе великое искушение. Держи ум свой во аде и не отчаивайся
14:39
8. Новый этап духовной жизни
12:36
9. Внешность и беседы старца. Описание внешности
09:41
10. Беседы старца с о. Стратоником
16:28
11. Беседа старца за экономским столом
15:45
12. Беседа старца на лесопильне
17:14
ru/audio/audio1/Zhitija-i-tvorenija-svjatykh/siluan_afonski/13-pisaniya-starca-predislovie.mp3″ data-rand-id=»31″>14. Скучание о Боге
46:30
15. Слово о молитве
11:17
16. О смирении
28:06
17. О мире
16:41
mp3″ data-rand-id=»0″>19. О воле Божией и о свободе
24:15
20. О покаянии
16:09
21. О познании Бога
18:15
22. О любви
29:39
23. О любви (продолжение)
28:28
ru/audio/audio1/Zhitija-i-tvorenija-svjatykh/siluan_afonski/24-my-chada-bozhii-i-pohozhi-na-gospoda.mp3″ data-rand-id=»34″>25. О Божией Матери
08:54
26. О святых
11:32
27. О пастырях. О духовниках
16:52
28. О монахах. О монастырском экономе
28:22
ru/audio/audio1/Zhitija-i-tvorenija-svjatykh/siluan_afonski/29-o-poslushanii.mp3″ data-rand-id=»22″>30. О духовной войне. Великая наука
39:18
31. О помыслах и о прелести
16:30
32. Адамов плач
15:41
33. Повествования о пережитом опыте и встречах
43:50
ru/audio/audio1/Zhitija-i-tvorenija-svjatykh/siluan_afonski/34-otec-ioann-krondshtadskiy-o-stratonik-i-drugie.mp3″ data-rand-id=»1″>35. Беседа старца о курении
01:58
36. Аскетические мысли, советы и наблюдения
33:14
4. Явление Господа молодому послушнику брату Симеону
14:47
13. Писания старца. Предисловие
12:32
18. О благодати
28:23
24. Мы — чада Божии и похожи на Господа
09:14
29. О послушании
06:45
34. Отец Иоанн Кронштадтский, о. Стратоник и другие
31:58
- 181 тыс. 9
-
21 -
- Святые
Сестры и Братья об архимандрите Софронии (Сахарове)
22 сентября день рождения архимандрита Софрония (Сахарова), ученика и биографа преподобного Силуана Афонского, основателя Иоанно-Предтеченского монастыря в селе Толлесхант Рыцари недалеко от Малдона (Эссекс, Англия). Своей духовной жизнью, пониманием Православия, подвижничеством и любовью к Богу и людям отец Софроний стал вехой в духовной жизни нашего монастыря и многих других общин.
Для многих наших сестер и братьев отец Софроний стал ступенькой к Богу и примером, который вдохновляет и наставляет нас по сей день. Несколько лет назад на одном из собраний нашей общины, где мы обсуждали актуальные духовные темы, некоторые из них поделились мыслями о своем любимом подвижнике.
Монахиня Таисия (Яковлева):
В 2007 году наши программисты поделились папкой с оригинальными беседами старца Софрония, записанными в 90-е годы. Эти записи содержали голос Старейшины, его шутки и его прозрения. Для меня эти беседы стали настоящим подарком от Бога. Я проводил все свободное время, слушая их. Сегодня его очень прямолинейная проповедь о Живом Боге по-прежнему является частью моей жизни.
Что особенного в старце Софронии среди других святых отцов? В первую очередь своей откровенностью. Он открыто говорит о своих неудачах, своих выводах и результатах действия Бога. Учитывая его преклонный возраст, удивительно, насколько красочно, точно и подробно он описывает события 50-летней давности. Меня очень впечатлила его речь, в которой он описал свое решение после смерти преподобного Силуана уйти в пустыню по благословению старца. Он подробно описывает, кто присутствовал тогда на совете старцев монастыря и что именно они говорили. Затем отца Софрония попросили дождаться Великого поста, прежде чем покинуть монастырь. Несколько недель мои мысли были в том месте, где собрались все, чтобы решить судьбу подвижника. Я был поражен смирением, терпением, снисходительностью и послушанием отца Софрония. Прекрасно, с какой любовью он говорит об игумене Михаиле, через которого Бог сохранил его в своем монастыре. В этой беседе я увидел истинного монаха во всех смыслах этого слова. Такие вещи становятся источником вдохновения, которое длится долго…
Еще одним таким вдохновением были беседы старца Софрония с Давидом Бальфуром в библиотеке Свято-Пантелеимоновского монастыря в 1932. Они произошли в период отступления Бальфура от Бога. Эти разговоры показывают невероятную высоту любви человека к ближнему. В них нет ни осуждения, ни критики, только душевная боль Старца и, конечно, его молитва о «заблудшей овце», и его вера в спасение этой больной души. Эта книга показала мне, что в жизни не бывает случайностей и неразрешимых проблем. Это стало моей надеждой, что Господь помилует меня на Страшном Суде.
Высказывания Старца о России ясно показывают, каким он был истинным патриотом. Живя вне родины, он всегда был с Россией духом. Его слова, сказанные в девяностые годы о Патриархе, а также о судьбе России и Церкви, актуальны и сегодня.
Сердечно поздравляю любимого старца Софрония с днем рождения! В Боге живы все, особенно те, чей дух при земных жизнях обитал на небе. Я очень рад, что Бог познакомил меня с отцом Софронием через его книги, его беседы и через нашего духовника Андрея Лемешонка, который часто цитирует старца. Большое утешение иметь таких духовных лидеров.
Старшая Вероника (Старенькая):
Большинство служб [в Иоанно-Предтеченском монастыре] проходят очень необычно. Традиционные службы, за исключением церковных праздников, заменены чтением Иисусовой молитвы на разных языках. В храме очень темно, только две лампады горят рядом с иконами Спасителя и Божией Матери. Невозможно даже увидеть, сколько людей в церкви. Почему-то сразу погружаешься в невероятную атмосферу тишины, покоя и благодати. Все внимание приковано к иконе Спасителя. Подсвечивается горящей бдительной лампадой, что, конечно же, очень помогает сконцентрироваться.
Наш первый визит был во время Пасхи. После долгого чтения Иисусовой молитвы, в конце службы, в храме неожиданно зажегся тусклый свет, и Сестры в хоре запели Пасхальный канон на церковно-славянском языке (видимо, зная, что там русскоязычные гости). в монастыре). В отличие от нашей отечественной традиции, где этот канон исполняется торжественно и громко, Сестры пели очень спокойно. Однако […] это звучало и молитвенно, и радостно.
Потом мы поужинали вместе с монашескими братьями и сестрами. Фрески на стенах были написаны отцом Софронием и сестрами его монастыря. Мы также смогли увидеть знаменитую мозаику высотой в 3-4 этажа, изображающую животных, входящих в Ноев ковчег. Это было очень красиво и имело такой трогательный сюжет.
Затем мы посетили склеп с могилой отца Софрония. Рядом со старцем стояли гробы других монахов. Мы все подошли к могиле отца Софрония, помолились и взяли его благословение. Он действительно является одним из наших главных духовных лидеров. Отец Андрей Лемешонок часто обращается к словам старца в своих проповедях. Стараемся следовать его указаниям.
В этом монастыре я чувствовал себя как дома, хотя мы были за сотни миль от нашего монастыря. Я чувствовал там единство. Слава Богу за всё!
Матушка Лариса Нежборт:
Это было в 1995–1996 годах, до основания нашего Обители или Сестричества. Во время встреч с прихожанами Петропавловского храма отец Андрей Лемешонок читал и комментировал книги архимандрита Софрония (Сахарова). Затем мы читаем «Старец Силуан» и «Мы увидим Его таким, какой Он есть». Эти встречи собирали и объединяли тех, кто впоследствии стал ядром Сестричества и Обители. В то время прошло всего два-три года со дня кончины старца Софрония (преставился в 19 г.93).
Отец Андрей поделился с нами тем, как книги старца Софрония и наставление старца Силуана «во аде хранить ум и не без отчаяния» воскресили его и сильно поддержали в трудную минуту . Отец Андрей не пересказывал нам катехизис во время этих встреч. Он не сказал нам, как правильно креститься и что есть во время Великого поста. Вместо этого мы читаем эти высокие, глубокие, непостижимые откровения архимандрита Софрония. Прихожанами были обычные бабушки, тёти, дяди и студенты, уставшие после работы и учёбы. Тем не менее, мы сидели в зале и стояли в проходах, очень внимательно прислушиваясь к каждому слову.
Изучая творения старца Софрония, отец Андрей хотел задать нам высокую планку. С одной стороны, сам старец Софроний говорит в своих писаниях, что не следует начинать с высоких вещей, вроде молитв за весь мир и т.п., чтобы не оказаться «пустым барабаном». [По словам старца], нужно начинать с малого и естественным образом перейти к молитве за весь мир. При этом он подчеркивал необходимость иметь «путеводную звезду», высокую цель, к которой нужно каждый день делать маленькие, но реальные шаги. Он также писал, что покаяние, молитва и связь с Богом составляют важнейший канал единения с Ним. Еще одна из центральных мыслей старца – видеть и слышать ближнего, заботиться о каждом человеке вокруг себя: «Наш брат – наша жизнь».
Я помню, как шел домой поздно ночью где-то в 2000-2001 году и услышал голос старца Софрония из открытого окна монастырской молитвенной комнаты. В то время Интернет не был широко распространен, и книга его «Духовных бесед» еще не была издана. Беседы старца были доступны только на кассетах. Помню, я подумал: «Эти счастливые избранные сидят у ног Христа вместе с Марией». Слушать эти записи на общих собраниях сестер было невозможно, так как запись была очень тихой и голос отца Софрония слаб.
В конце 90-х — начале 2000-х в нашей иконописной мастерской сформировалось сообщество иконописцев и алтарников. Я участвовала в этом как жена служителя алтаря. Ежедневные службы тогда начинались в четыре утра, и братья оставались в монастыре на ночь, спали прямо в мастерской. Мы вместе обедали, делясь лапшой, зеленым горошком и хлебом, разговаривая и читая молитвы. Мы так шутили и смеялись за ужином, что стены монастыря тряслись. Это было хорошее время.
Все мы до сих пор помним один забавный случай. Мы сидели и слушали записи старца Софрония, которые мы переписали для себя. Старческий голос отца Софрония слаб, а запись плохо слышна, к тому же старец делает длительные паузы, ожидая, когда его слова переведут на другие языки (монастырь у него интернациональный). В конце концов, старец Софроний сказал что-то важное, и один из наших братьев закричал: «Что? Я не расслышал!» В этот момент голос старца Софрония на пленке медленно и отчетливо произнес: «Повторяю!..», и он полностью повторил свою предыдущую фразу. Мы все упали со стульев от изумления и смеха. Нас очень впечатлил «диалог» старца Софрония с нашим братом!
Помню, как все дарили друг другу качественные фотографии старца Софрония, когда они стали доступны. Потом его книги стали издаваться одна за другой. Когда Троице-Сергиева Лавра опубликовала «Увидим Его, как Он есть», отец Андрей сказал: «Это победа. Это общецерковное признание опыта отца Софрония в святоотеческом учении». В то время некоторые влиятельные преподаватели богословия отрицательно относились к трудам архимандрита Софрония (Сахарова).
У меня всегда была фотография Старца на видном месте, часто обращаюсь к нему с просьбами. Как иконописцы, мы с нетерпением ждали, когда Константинопольская Церковь канонизирует его, гадая, кому выпадет честь написать его первую икону.
Понятно, что нынешняя рознь между Русской Церковью и Константинопольским Патриархатом не может не беспокоить, но я думаю, что святыми молитвами старца это разделение будет излечено.
В моей жизни был светлый период, когда каждый Великий пост я начинала со слушания бесед старца Софрония, черпая вдохновение для подвига. Я знал, что отец [наш духовник] Андрей ничего не ел до первой пятницы Великого поста (освящения колывы), прислуживая и молясь на всех без исключения службах первой седмицы. Я всегда думал, что это невозможно для меня. Я подумал: «Зачем мне так себя мучить?» В какой-то момент меня осенило: старец Софроний потерял 3/4 желудка (может быть, из-за сурового поста), но о своем желудке он не думал, дожил до 96 лет, и теперь в вечности с Богом! Тогда я понял, что Сам Бог заботится о человеке, который не жалеет себя и совершает дела веры ради Бога. Благодаря (в том числе) рассказам старца Софрония о первой неделе Великого поста я за пару лет смогла нормально поститься и часто ходить на службы. Это было светлое время!
Для меня самым замечательным событием помощи отца Софрония было то, что я долго мучился от дурных мыслей и не мог избавиться от них. Было чрезвычайно тяжело, больно и тошно осознавать, как противно Богу смотреть на меня и что это полностью моя вина. …И что если бы я действительно хотел, то давно бы избавился от этого греха. Однако тот факт, что я не сделал этого, сделал меня еще более виноватым перед Богом и еще более противным для Него смотреть на меня. Это вызвало у меня огромное одиночество, бессилие и отчаяние. В один из апогеев этих мучений слова старца Софрония как-то пришли мне в сердце (а не в голову). Хотя это не было полным искуплением, эти слова принесли мне сладкий покой, которого я не знала много лет. Я до сих пор вспоминаю их в трудные минуты: «Бог знает каждое наше страдание, даже когда мы не правы. Он знает это и Он сострадателен».
Сегодня я так желаю, чтобы по молитвам старца Софрония хоть капля ревности и устремления к Богу зажглась в моем погрязшем в мирских делах сердце.
Есть синяя книжечка с собственными ежедневными литургическими молитвами к Богу отца Софрония. Я помню время, когда добавлял их в свое молитвенное правило. Сейчас все по-другому, но я очень надеюсь, что это светлое время вернется.
По крайней мере, я надеюсь, что эти молитвы оставили для меня след где-то в вечности.
Старец Софроний часто говорил, что ни одна пролитая слеза и ни одно слово, сказанное от сердца к Богу, никогда не будет потеряно или забыто в вечности. Оно имеет значение в судьбе этого мира, даже если кажется незначительным, как маленькая звездочка в кромешной тьме.
Священник Олег Коваленко:
В 2001 году я провел лето в Англии и впервые посетил монастырь отца Софрония. Старец тогда уже ушел из жизни, но остались его ученики. Мои впечатления были настолько сильными, что их трудно выразить словами. Я говорил об этом монастыре несколько раз на наших монастырских собраниях много лет назад.
Отец Андрей читал книги отца Софрония и комментировал их во время встреч с прихожанами Петропавловского собора. Я начал посещать эти собрания, когда он читал книгу «Мы увидим Его таким, какой Он есть». Он читал, останавливался и затем комментировал. Это было мое первое знакомство со Старцем. Вскоре его книга «Старец Силуан» стала одной из первых православных книг, которые я прочитал.
Писания старца Силуана, а также комментарии и пояснения отца Софрония очень просты и понятны. Их можно сравнить с сложнейшей теоретической физикой, изложенной простым языком, с наглядными примерами и изображениями. С другой стороны, отец Софроний говорит о высшем богословии, которое, по словам старца, есть состояние молитвы.
Еще одна мысль, которую отец Софроний унаследовал от старца Силуана, заключается в том, что никакие дела не мешают нам любить Бога. «Нет такой работы, которая может унизить человека». Даже если это простая работа вроде уборки дома, варки каши, мытья посуды или чего-то подобного. Ничто в этих работах не заставило бы человека казаться маленьким. Только грех унижает человека.
Во время приходских собраний отец Андрей часто проигрывал кассету с выступлениями старца Софрония и восторженно комментировал некоторые отрывки. Оказывается, таких кассет в нашем монастыре было несколько, и многие их слушали. В нашей зарождающейся студии звукозаписи монахиня Иоанна (Орлова) нашла профессионального звукорежиссера, который смог оцифровать эти записи и даже устранить шум.
Через несколько лет отец Николай, иеромонах монастыря в Эссексе, подарил нашему монастырю несколько десятков записей (их текст вошел в двухтомник «Духовных бесед отца Софрония»). Затем этот аудиоматериал был отредактирован в соответствии с книгами и выпущен нашим монастырем на двух компакт-дисках.
Я часто слушаю эти разговоры и иногда перечитываю книги. Особенно трогательно слышать живой голос старца: «…Как сказал апостол Павел, надо быть неразумным (см. : 1 Кор. 3: 18), чтобы верить в Откровение о грядущем веке, данное нас через Иисуса Христа Духом Святым. Наш Символ веры заканчивается словами: «Ожидаем Воскресения мертвых и Жизни будущего века. Аминь». Повторяйте эту молитву и, пожалуйста, не позволяйте никому украсть у нас истинный смысл того, что мы говорим в церкви. Когда мы говорим «Отче наш», эти удивительные слова приносят осознание Его присутствия, заставляя нас чувствовать себя такими ничтожными, такими маленькими! Когда мы говорим: «Ожидаем воскресения мертвых», в этом ожидании заключена живая сила веры, которая воскресит нас. Таким образом, мы, монахи, каждый день сталкиваемся с одной и той же задачей, несмотря на наш возраст. Если мы будем жить трезво и сознательно перед лицом Божиим, то мы получим Его действительное действие, известное нам как благодать».
Отец Андрей часто обращается к словам отца Софрония в своих проповедях и беседах. Действительно, Старца можно цитировать бесконечно. Я закончу его наставлением относительно молитвы о единстве, которую он составил для братии своего монастыря. Отец Андрей благословил наших мирян и монашествующих сестер и братьев читать эту молитву с самого начала нашей общины: «…Мое завещание, моя молитва и моя просьба, чтобы все вы, которым я вверяю будущее Обители, могут быть объединены в одно лицо. Когда мы установим это желаемое единство в духе, тогда вся жизнь пойдет иначе, потому что все ваши мысли, молитвы и призывания имени Божия будут тогда совершаться в атмосфере вашего единства в Боге».
О. Софрония Молитва о единстве
ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, Ты, Агнец Божий, грех мира взявший на Себя, восшествием Твоим на Голгофу от клятвы искупивший нас Закон и восстановил Твой падший образ; Который простирал на Кресте пречистые руки Твои, собрав воедино рассеянных чад Божиих, и сошествием Пресвятого Духа призвал всех людей к единству; ТЫ, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ светило Отца, прежде чем выйти на сие великое и священное дело спасения мира, молился Отцу Твоему, да будут все едины, как и Ты един с Отцом и Святым Духом: Ты даруй и нам благодать и мудрость каждый день исполнять эту заповедь и укрепи нас стремиться к той любви, которую Ты заповедал нам, говоря: «ВЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА, КАК Я ВАС ВОЗЛЮБИЛ». Духом Твоим Святым дай нам силу смиряться друг перед другом, помня, что кто более любит, тот более смиряется. Научи нас молиться друг за друга, в терпении нести бремена друг друга и соедини нас неразрывными узами любви во имя Твое святое. Даруй нам видеть в каждом брате и сестре образ Твоей неизреченной славы и никогда не забывать, что брат наш есть жизнь наша.
Да, Господи, собравший нас по Твоему благому провидению, сотвори нас воистину в одну семью, живущих одним сердцем, одной волей, единой любовью, как одного человека, по предвечному совету Твоему для Адама первенец. Духом святого страха Твоего наполни дом наш, и да осенят его молитвы Пресвятой Твоей Матери, Предтечи Твоего Иоанна и святых отцов наших Силуана и Серафима, благословляя и защищая каждого из обитающих в нем (Имена) , оберегая нас от пагубных помыслов, от неблаговидных слов или побуждений сердечных, могущих разрушить мир и согласие; да устроится дом сей на камне евангельских заповедей Твоих, как место молитвы, освящения и спасения, для нас самих и для всех приходящих к нам, подвизающихся и обремененных братьев и сестер, чтобы все мы в Тебе обрели покой, наш кроткий и смиренный Царь, ныне и навсегда; мир без конца. Аминь.
Жизнеописание архимандрита Софрония Сахарова
Слова великого русского святого Серафима Саровского «Стяжи дух мира, и тысячи душ вокруг тебя спасутся» когда-то воздействовали на умы многих верующих во всем мире.
Книга архимандрита Софрония (Сахарова) Сочинения старца Силуана дает подробное изложение, разъясняющее эту мудрость. Эта книга вызывает желание перечитывать ее снова и снова, потому что она написана в духе, и содержит ответы на многие вопросы современности.
Универсальность образа старца Софрония (Сахарова)
«Простые события биографии отца Софрония указывают на универсальный, всеобъемлющий характер его личности. Его земная жизнь охватывает почти весь ХХ век. Старец Софроний родился в России и впоследствии жил на Западе. Происходя из городской семьи, он начал свою карьеру как живописец. Он был воспитан как христианин и позже приобрел некоторый опыт в восточном мистицизме. Будучи успешным парижским художником, погруженным в образованную среду русских интеллигенция, бросил все и жил простым монахом в монастыре, а потом отшельником в полной нищете. Как священник, он продолжал служить тысячам людей, отдав всего себя этому служению». (иеромонах Николай (Сахаров))
Детство и юность
Старец Софроний — один из немногих подвижников, не скрывавших от людей свой личный опыт и факты биографии. Он много рассказывал о себе в своих книгах и в беседах с братией основанного им монастыря, а также в письмах к разным людям.
Сергей Семенович Сахаров (мирское имя отца Софрония) родился 22 сентября 1896 года в Москве, в многодетной верующей семье. Наряду с матерью мальчика огромное духовное влияние на Сергея в раннем детстве и отрочестве оказывала его няня.
Мир и любовь царили в семье Сергея, члены которой были духовно утонченными, чуткими и самоотверженными людьми. В молодости Сергей внимательно изучал многие произведения русской классической литературы, открывая в произведениях Пушкина, Тургенева, Толстого и Достоевского глубину и трагизм жизни.
Настоящей страстью мальчика с раннего детства было рисование: «Весь мир я воспринимал как изобразительное искусство. Тайна этого видения постоянно держала меня как бы прикованным к самому себе… Иногда чувство прекрасного во мне доходило до такой степени, что чувство времени совершенно терялось… И мысли мои терялись в ощущении загадка природы».
Картины Сергея Сахарова (архимандрита Софрония): Автопортрет; Натюрморт с блюдом для фруктов
В возрасте семнадцати-восемнадцати лет Сергей прошел через период богооставленности и даже богоборчества, что, увы, было свойственно многим образованным людям России начала ХХ века.
Юноша начал искать пути к бессмертию в других сферах, читая книги о буддизме, йоге и погружаясь в восточную мистику.
В 1915 году Сергей Семенович поступил в Академию художеств. Во время Первой мировой войны недолгое время служил в инженерных войсках. с 1918 лет продолжил обучение в Московских высших художественно-технических мастерских (так называемых Вхутемас).
Дважды в годы Революции его арестовывала ЧК, но молитвами родных его пощадили.
В 1921 году уехал из России. Посетив Италию и Германию, в 1922 году он поселился в Париже, где пережил стремительный взлет своей карьеры. Имя молодого художника появилось в заголовках газет за считанные месяцы.
На Пасху 1924 года он пережил видение Нетварного Света, Божественное посещение, дарованное, возможно, только нескольким людям в поколениях. Это побудило его оставить искусство и поступить в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.
Зрелые годы. Монашество и духовное руководство
4 декабря 1925 года Сергей Сахаров присоединился к братии Свято-Пантелеймоновского Русского монастыря на Афоне в Греции. 18 марта 1927 года в том же монастыре был пострижен в монахи с именем Софроний.
Расофор монах Софроний (Сахаров)
В 1930 году рукоположен во иеродиакона. В том же году отец Софроний стал духовным учеником преподобного Силуана Афонского. Его личный опыт, выраженный во фразе: «Стой на грани отчаяния, а когда почувствуешь, что падаешь, отступи назад», подтверждался подобным же богооткровенным словом, данным преподобному Силуану: «Держи ум твой во аде». и не отчаивайся».
В лице преподобного Силуана отец Софроний столкнулся с тремя основными богословскими принципами — «молитва за весь мир», «христоподобное смирение» и «любовь к врагам».
Перед смертью в 1938 году старец Силуан благословил о. Софрония «уйти в пустыню» — встать на путь отшельнической жизни.
С 1939 по 1941 год отец Софроний жил в пещере-келье в пустынных скалах Карули близ монастыря св. Павла. Условия жизни там были крайне тяжелыми — даже пустая консервная банка считалась сокровищем, ведь из нее можно было пить воду.
Старец Софроний за работой
После этого отец Софроний жил уединенно в скиту Живоначальной Троицы и в Андреевском скиту, проведя «в пустыне» в общей сложности восемь лет — ровно столько, сколько провел «у ног блаженного старца Силуана».
В начале 1941 г. о. Софроний стал духовником греческого монастыря св. Павла, где в 1941 году принял сан священника.
В 1941 году Священный кинот Святой Горы направил письмо Адольфу Гитлеру с просьбой уберечь его монастыри от разрушения. На Афон прибыла группа немецких офицеров, от доклада которых зависело в то время будущее всего монастырского полуострова.
Важно было, чтобы человек, который их встречал, был одновременно духовным и образованным. Для этой миссии был избран отец Софроний.
Своей образованностью, воспитанностью и скромностью отец Софроний произвел большое впечатление на немецкое командование, и отчет, который они представили в ставку Гитлера после посещения Афона, был самым благоприятным. В результате ни один из монастырей Святой Горы не пострадал во время оккупации.
Однако в 1946 г., во время Гражданской войны в Греции, некоторые греческие монахи-националисты начали распространять слухи о сотрудничестве отца Софрония с немецкими нацистами. Это беспощадное гонение явилось одной из причин (наряду с тяжелой болезнью), заставившей старца покинуть место своих многолетних подвигов и вернуться во Францию.
Сочинения старца Силуана
В 1947 году в Париже отец Софроний предстал перед новым судом — Свято-Сергиевский институт, где он намеревался завершить свое богословское образование, потребовал от него отчет о его отношении к Русской Православной Церкви Московской Патриархии.
Отец Софроний никогда не скрывал своих симпатий к Московской Патриархии в послереволюционные годы, считая ее Церковью мучеников, гонимых за свою веру. В связи с переходом в Западно-Европейский экзархат Московского Патриархата отец Софроний не был принят в институт и стал служить священником в «Русском доме престарелых» в Сент-Женевьев-де-Буа, 35 км. из Парижа.
В 1948 году отец Софроний издал 500 печатных экземпляров первого издания своей книги Старец Силуан . Четыре года спустя, в 1952 году, вышло первое типографское издание книги. Отец Софроний называл записки старца Силуана откровением, данным Богом нашему веку, и считал их издание «вселенским служением Православия».
Икона «Христос во славе», автор Софроний Сахаров, 1974 г.
Книга Старец Силуан переведена на 22 языка. Только в России она выдержала около трех десятков переизданий. Многие обратились в православие под влиянием этой книги. Для многих он стал путеводной звездой к истинно христианской жизни в современном мире.
Основание православного монастыря на Западе
В 1956 году отец Софроний основал монашескую общину на хуторе Колара близ Сент-Женевьев-де-Буа во Франции. Однако ему не удалось основать полноценный монастырь во Франции.
В конце 1950-х годов отец Софроний предпринял попытку вернуться в Россию и присоединиться к братии Троице-Сергиевой Лавры, крупнейшего ставропигиального монастыря, расположенного в 70 км от Москвы. Однако советские власти не позволили ему этого сделать, и отец Софроний был вынужден искать другое убежище. Неожиданно он нашел его в небольшой деревушке Толлешант Найтс недалеко от Малдона, в графстве Эссекс в Великобритании.
Ставропигиальный Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе, Англия, основанный Софронием Сахаровым
Весной 1959 года им был основан здесь Иоанно-Предтеченский монастырь, находящийся в каноническом подчинении Сурожской епархии (Москва) Патриархат). В 1965 году, вероятно, из-за конфликта между архимандритом Софронием и правящим епископом Сурожским Антонием (Блумом), по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I монастырь перешел в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриархата.
Старец Софроний стал первым настоятелем монастыря, которым он оставался с 1959 по 1974 год. Затем он ушел с игуменства, оставаясь духовником монастыря.
С самого начала монастырь складывался как многонациональная община. В связи с этим его утренние и вечерние будничные службы состоят в основном из чтения Иисусовой молитвы на разных языках. Однако духовным сердцем монастыря является Божественная литургия. Старец Софроний построил духовную жизнь монастыря на основе учения преподобного Силуана Афонского. Позже в честь этого святого была освящена одна из монастырских церквей.
Еще одной характерной особенностью Иоанно-Предтеченского монастыря является то, что он состоит из мужской и женской монашеских общин, объединенных совместным богослужением и духовным окормлением.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
В последние тридцать лет своей жизни отец Софроний написал книги Увидим Его таким, какой Он есть и О молитве . Игумен Николай (Сахаров), внучатый племянник и духовное чадо старца, однажды с проницательностью высказался о смысле этих книг: «Книги отца Софрония помогают многим людям, зашедшим в жизненный тупик, найти выход … Наше богословие испытывается, когда мы находимся в жизненном тупике… Лично для меня дыхание вечности чувствуется в богословии отца Софрония».
Помимо работы над книгами, старец считал необходимым вести духовные беседы с братией и сестрами монастыря (иногда присутствовали и гости), что по сути можно назвать завещанием старца. Это великая милость Божья, что эти разговоры были записаны.
Духовные беседы с монашествующими
Еще при земной жизни старца магнитофонные записи с его беседами попали в Россию и вскоре стали тиражироваться по всей стране. В 2003 году вышел двухтомник под названием «9Опубликован выпуск 0015 «Духовные беседы ». Книга основана на записях, сделанных Эссексским монастырем. Для многих людей, нуждающихся в духовном руководстве Старца, « Беседы » стали откровением о том, «что такое духовная жизнь и как на нее настроиться».
Названия бесед (хотя и условные) указывают на главные проблемы нашей эпохи — О заблуждениях, О непорочности в духовной жизни, О смирении, К вопросу о союзе Церквей, О строительстве монастыря .
Все, чему учил людей старец Софроний, стремясь передать свой опыт будущим поколениям, родилось из сокровенной молитвы. Во время этих бесед старец часто повторял: «Жду слова от Бога». Он оплакивал недостаток человеческих слов, неспособных полностью передать духовную реальность.
Некоторые беседы старца Софрония так или иначе были связаны с Россией. Эта связь иногда скрыта. Например, ссылаясь на разговор Об управлении монастырем . Сам старец сказал: «Я сказал это в отношении России».
Отец Софроний неоднократно говорил, что главное для Русской Церкви – сохранить свою структуру, то есть оставаться верной Патриарху и действующим в ее рамках духовным авторитетам. Говоря о Патриархе Алексии II, старец сказал, что он «Богоданный Патриарх», предвидя подвиг Святейшего в тяжелое время после распада Советского Союза в XIX в. 90-х, как он ведет корабль Русской Церкви через рубеж эпох.
Старец Софроний признавался в своих беседах, что все годы на Афоне, а затем в Европе он «с глубоким плачем молился о России». Позже он радовался, когда Церковь стала получать свободу восстановления. Однако он беспокоился об утрате аскетической духовной традиции в годы гонений, предостерегая своих учеников от узости и замкнутости внутри «народной Церкви».
Служение старца Софрония мирянам
Любовь, которую проявлял к людям старец Софроний, невозможно было забыть. Одна встреча с ним произвела на людей неизгладимое впечатление, которое продолжало жить в их сердцах долгие годы.
Не раз отец Софроний, почти всю жизнь страдавший болезнями плотскими, своими молитвами поднимал с смертного одра неизлечимых больных. По его молитвам происходили очевидные чудеса. Одно из наиболее значительных из них – обращение в Православие большого числа западных людей.
Архимандрит Софроний (Сахаров)
Отец Софроний в своем смирении пытался скрыть свой дар прозорливости, но люди часто замечали, как то, о чем старец упомянул мимоходом, потом открывалось в своем истинном значении, как предупреждение или подтверждение в испытаниях.
Дар проницательности, или духовного совета, у отца Софрония проявлялся прежде всего в том, что он открывал людям горизонты духовной жизни, показывая им важность не погрязать в деталях и не цепляться за свои проблемы. «Надо идти дальше», — повторял отец Софроний и передавал приходившим к нему собственное состояние постоянного духовного горения.
Духовные дарования старца проявились и в «материальной» сфере — он написал иконы, фрески, написал ряд замечательных богослужебных молитв.
Икона «Преподобный Силуан Афонский», автор Софроний Сахаров
11 июля 1993 года, в возрасте 96 лет, отец Софроний отошел ко Господу. 27 ноября 2019 года Константинопольский Патриархат канонизировал его как святого Софрония Эссекского.
Основанная старцем община продолжает дело его служения людям. Паломники со всего мира стекаются в Иоанно-Предтеченский монастырь, ставший одним из важнейших центров знакомства Запада с Православием и могучим свидетельством его вселенской истины.