Святителей московских и всея россии чудотворцев: Святители Московские и всея России чудотворцы. Православный календарь на 18 октября

Разное

Святители Московские и всея России чудотворцы. Православный календарь на 18 октября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

18 октября (5 октября по церковному юлианскому календарю, более известному как «старый стиль»). Пятница 18-й седмицы по Пятидесятнице (восемнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 12 Святителей Московских и всея России чудотворцев и ещё 9 известных нам поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

* * *

Святители Московские и всея России чудотворцы. Первосвятители Земли Русской, люди, чьё служение и наследие связывают все эпохи бытия Святой Руси: от её рождения в Днепровской купели до московского возвышения в преемственности от Второго Рима – Царьграда. Перечислим причисленных к лику святых московских архипастырей в хронологическом порядке.

Святитель Пётр Московский, Митрополит всея Руси (1308-1326). Уроженец Волыни. Перенёс русскую митрополичью кафедру в Москву. Именно при нём родился духовно будущий Третий Рим.

Святитель Алексий Московский, Митрополит всея Руси (1354-1378). Дипломат и чудотворец. Укрепил русское духовное единство. Исцелив ханшу Тайдулу, получил ордынский ярлык, освобождающий Церковь от притеснений.

Святитель Иона Московский, Митрополит всея Руси (1448-1461). В условиях падения Константинополя и проникновения в греческие земли Флорентийской унии утвердил автокефалию Русской Церкви.

Святитель Макарий Московский, Митрополит всея Руси (1542-1563). Последователь Иосифа Волоцкого. На Стоглавом соборе 1551 года утвердил основы Русского Православия. Открыл первую московскую типографию.

Святитель Филипп Московский, Митрополит всея Руси (1566-1568). Старался смягчить суровые нравы своего времени. Как проповедью Слова Божия, так и личным примером – молитвенника, аскета и нестяжателя.

Святитель Иов Московский, Митрополит, а затем – Патриарх всея Руси (1586-1605). Первый русский Патриарх. Просветитель народов Поволжья и Сибири. Отказался признать самозванца Лжедмитрия I и был изгнан им из Москвы.

Священномученик Ермоген Московский, Патриарх всея Руси (1606-1612). Патриарх воинствующей Церкви. Духовный лидер русского народного ополчения. Отдал жизнь за освобождение России от западных оккупантов.

Святитель Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский (1821-1867). Крупнейший православный богослов XIX века. Собеседник Пушкина, организатор перевода Библии на современный русский язык. И вместе с тем убеждённый консерватор.

Святитель Иннокентий (Вениаминов), Митрополит Московский и Коломенский (1868-1879). Великий миссионер и просветитель. Обратил в Православие десятки тысяч людей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Русской Америке.

Святитель Макарий (Невский), Митрополит Московский и Коломенский (1912-1917). Многолетний руководитель Алтайской духовной миссии. Убеждённый монархист. Беззаконно изгнан с Московской кафедры леволиберальным Временным правительством.

Святитель Тихон Московский, Патриарх всея России (1917-1925). В условиях жесточайших богоборческих гонений смог сохранить Русскую Церковь. Прославился своей мудростью, кротостью и глубочайшей молитвенностью.

Священномученик Пётр Крутицкий, Патриарший Местоблюститель (1925-1937). Бескомпромиссный борец с обновленцами. Строгий ревнитель церковных правил и бессребреник. Расстрелян богоборцами и погребён в безымянной могиле.

* * *

Мученица Харитина Амисийская (Понтийская). Святая страдалица начала IV столетия, принявшая мученический венец за верность Христу и Его Церкви в период антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Мученицу Харитину подвергли страшным пыткам и истязаниям, она отошла ко Господу в 304 году.

Мученица Харитина Амисийская (Понтийская). Фото: www.pravoslavie.ru

Священномученик Дионисий, епископ Александрийский. Святитель Церкви Христовой III столетия, обращённый в христианство знаменитым учителем Церкви Оригеном. Но если Ориген впоследствии уклонился в ересь, то его ученик Дионисий, напротив, стал последовательным защитником христианской ортодоксии, был наставником Александрийской огласительной школы, а в 247 году от Рождества Христова стал епископом Александрийским. Святитель Дионисий немало претерпел во времена антихристианских гонений императоров-язычников Декия и Валериана, а потому, несмотря на то что скончался мирно в 264 или 265 году от Рождества Христова, был причислен к лику святых именно как священномученик.

Священномученик Дионисий, епископ Александрийский.  Фото: www.pravoslavie.ru

Мученица Мамелхва Персидская. Языческая жрица, принявшая христианство и сразу после Таинства Святого Крещения забитая язычниками камнями до смерти. Святая Мамелхва приняла мученический венец за Христа и Его Церковь в 344 году от Рождества Христова.

Преподобный Григорий Хандзтийский. Святой Грузинской Православной Церкви, совершавший монашеские подвиги в IX столетии от Рождества Христова. Отстаивал Святое Православие в борьбе с еретиками-иконоборцами и монофизитами, утверждая грузинское монашество в чистоте православной веры. Многое сделал для укрепления церковно-государственных отношений, посетил разные святые места мира, привезя в Грузию множество святынь. Отошёл ко Господу в 861 году от Рождества Христова.

Преподобный Григорий Хандзтийский. Фото: www.pravoslavie.ru

Преподобные Дамиан, Иеремия и Матфей Печерские. Русские святые, совершавшие монашеские подвиги в первом монастыре Святой Руси – легендарной Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре ещё в XI столетии от Рождества Христова, на заре русского монашества.

Преподобная Харитина, княжна Литовская. Русская святая XIII столетия, княжна Литовской Руси, переселившаяся в Русь Новгородскую в те времена, когда в литовских землях стало широко распространяться католичество. Приняла монашеский постриг в Петропавловском монастыре Великого Новгорода, где совершала духовные подвиги вплоть до своей блаженной кончины в 1281 году от Рождества Христова.

Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Православный священнослужитель, архимандрит, претерпевший немало страданий в эпоху советских богоборческих гонений, проведя многие годы в ссылках, тюрьмах и лагерях. Только в 1954 году отец Гавриил, впервые арестованный в 1931 году, был освобождён по болезни, а в 1955-м – полностью реабилитирован. Мирно скончался 18 октября 1959 года, прославлен в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

* * *

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Теги:

религия
христианство
православие
Православие в мире
Русская церковь
Православный календарь
святители московские
чудотворцы
Россия

Читайте также:

Похищение по-мигрантски: Подробности охоты на пятилетнюю Анечку
Кто вылупляется из красной икры: тайна новогоднего стола раскрыта
Деньги приносит тараканище: Тайный бизнес Невзорова в России
Святители Гурий и Варсонофий. Православный календарь на 17 октября

Святители Московские. Память 18 октября | 18.10.2020

Сегодня Святая Церковь отмечает память святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев. 

Своей праведной жизнью и безупречным пастырством эти Первосвятители земли Русской много сделали для утверждения православной веры и укрепления нашего государства. Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

Празднование в один день памяти святителей Петра, Алексия и Ионы было установлено святым Патриархом Иовом 5 октября 1596 года. Впоследствии к сонму Московских Первосвятителей стали добавляться имена их святых наследников. В 1875 году по ходатайству митрополита Московского святителя Иннокентия к ним был причислен святитель Филипп, а в 1913 году — святитель Ермоген. Вплоть до конца XX века соборным празднованием Московских и всея России чудотворцев чтилась память этих пяти святителей. Имена еще семи святых Предстоятелей Русской Православной Церкви: патриархов Иова и Тихона и митрополитов Макария, Филарета, Иннокентия, Макария и Петра были включены в Собор Московских святителей согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года.

Святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси († 1326). 
Святой митрополит Петр стоял у истоков Московской государственности. В 1325 году по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело огромное значение для всей Руси. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. По его благословению в Московском Кремле был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого Первосвятителя земли Русской. В 1326 году святитель Петр отошел ко Господу и был погребен в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил. Множество чудес совершилось по молитвам этого угодника Божия.

Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. При его гробе нарекались и избирались многие русские Первосвятители.

Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси († 1378).
Родился в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. Постриженик Московского Богоявленского монастыря, святой митрополит всю свою жизнь отдал служению единству Руси. Духовный отец и воспитатель великого князя Димитрия Донского, дипломат и чудотворец, святитель Алексий укрепил русское духовное единство. Много потрудился, чтобы примирять и смирять строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял и трудов по устройству новых обителей. Исцелив слепую ханшу Тайдулу, получил ордынский ярлык, освобождающий Церковь от притеснений. Погребен по его завещанию в Чудовом монастыре Московского Кремля. Ныне мощи святителя находятся в Богоявленском патриаршем соборе Москвы. 

Святитель Иона, митрополит Киевский и всея Руси († 1461).
Святитель Иона был последним святителем, имевшим кафедру в Москве, но носившим титул митрополита Киевского. В 1459 году соборным решением закрепил новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов: на Соборе русских епископов и с согласия московского князя. Таким образом было положено начало фактической автокефалии Русской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию. Именно при святителе Ионе Русская Церковь получила самостоятельность от Византии. Он оказывал большое влияние на деятельность великого князя Василия II и принимал активное участие в объединении разрозненных русских княжеств. Митрополит Иона изображен на памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
27 мая 1472 года, при перестройке Успенского собора, совершилось обретение его нетленных мощей.  

Святителям Петру, Алексию и Ионе обязана Москва своим возвышением, а Русь — освобождением от татар. 

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси († 1563).
Митрополит Макарий, последователь Иосифа Волоцкого, утвердил в 1551 году основы русского православия на Стоглавом Соборе. Много усилий приложил он к организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных и богослужебных книг. Еще в бытность свою архиепископом Новгородским святитель Макарий задался целью собрать «все чтомые книги, яже в земле Русской обретаются». Плодом его трудов, которые он продолжил в Москве, будучи митрополитом, стали двенадцать фолиантов Великих Четьих Миней. В годы его первосвятительства состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви. Святитель Макарий известен как выдающийся церковный просветитель, совершивший огромную работу по составлению житий и канонизации русских святых. Мощи святого находятся в Успенском соборе Московского Кремля.  

Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569). 
Святитель Филипп принадлежал к младшей ветви известного боярского рода Колычёвых. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Старался смягчить суровые нравы своего времени как проповедью слова Божия, так и личным примером молитвенника, аскета и нестяжателя. Когда началась очередная волна террора царя Иоанна Грозного, митрополит Филипп из-за несогласия с его политикой и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора был лишен сана и в колодках и кандалах сослан в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

В 1652 году по инициативе Патриарха Никона мощи святителя Филиппа были перенесены в Москву и положены в серебряную раку в Успенском соборе, около иконостаса. Позднее рака была покрыта серебряной доской, которая была утрачена при захвате Москвы войсками Наполеона. Из серебра, отбитого у французов М.И. Кутузовым, была изготовлена новая доска на раку святителя. 

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси († 1607).
Главной целью деятельности святителя Иова — митрополита, а затем первого русского Патриарха — было укрепление в стране православия и Русской Церкви. По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии, другие епархии стали архиепископиями. При нем были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов отдавал на милостыню и строительство храмов. Проявлял неустанную заботу об укреплении дисциплины духовенства.

Патриарх проявил великое мужество во время смуты начала XVII века, нашел в себе силы противостоять самозванцу Лжедмитрию I, ставленнику поляков и католиков, которого поддерживали многие влиятельные люди. После убийства Фёдора Годунова Патриарха арестовали, сорвали облачение и отправили в изгнание, а на патриаршую кафедру возвели грека Игнатия, которого никто не признал, и до самой своей смерти в 1607 году Патриарх Иов оставался единственным законным главой Русской Церкви.

Скончался святитель в Старицком Успенском монастыре. В 1652 году святые мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. 

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси 
(† 1612).

Патриаршество святителя Ермогена пришлось на смутное время. Своей деятельностью он внес весомый вклад в сохранение Православной Церкви и государственности в России в эти годы. С декабря 1610 г. Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. По благословению Патриарха из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, ставшая главной святыней ополчения. Бескомпромиссная позиция Патриарха стала причиной репрессий против него, и 17 февраля 1612 г., находясь в заключении, он мученически скончался от голода и жажды.

Почитание святителя Ермогена как исповедника началось еще при его жизни. В 1652 г. мощи святителя, оказавшиеся нетленными, были по инициативе Патриарха Никона перенесены из рассыпавшегося гроба в Чудовом монастыре в Успенский собор Московского Кремля.  

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России († 1925).
Будущий Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Беллавин) родился в семье потомственного священника. Пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона Задонского. В 1898 году назначен епископом Алеутским и Аляскинским. Попечением архиепископа Тихона в США были открыты десятки новых храмов, в состав епархии вошло множество униатских общин. При его активном участии завершился перевод богослужебных текстов на английский язык, были открыты приходские школы и приюты для детей, первая в США православная духовная семинария, 
В 1917 году святитель Тихон был избран на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита. На Всероссийском Поместном Соборе ему выпал жребий на патриаршество. Новому Первосвятителю пришлось решать вопрос об отношениях с новой властью, враждебно воспринимавшей Церковь, ему также предстояло сделать все возможное, чтобы сохранить православие в тяжелый период лихолетья.

Патриарх Тихон прославился своей мудростью, кротостью и глубочайшей молитвенностью. Активно противостоял обновленческому расколу. Личной проповедью и твердым исповеданием христианской правды, неустанной борьбой с врагами Церкви Патриарх Тихон вызвал на себя ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его заключали в тюрьму, содержали под домашним арестом в московском Донском монастыре. Жизнь Его Святейшества все время была под угрозой: на него трижды совершались покушения, тем не менее, он выезжал для совершения богослужений в различные храмы Москвы и за ее пределами. В условиях жесточайших богоборческих гонений ему удалось сохранить Русскую Церковь.
Святейший Патриарх Тихон скончался 7 апреля 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре. Со временем место погребения было утрачено. В начале 1992 г. в Малом соборе Донского монастыря произошел пожар; при восстановительных работах были обнаружены мощи святителя Тихона. В настоящее время они покоятся в Большом соборе Донского монастыря Москвы.

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий († 1937). 
Митрополит Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 году в семье сельского приходского священника Воронежской губернии. Окончил Костромское духовное училище, Воронежскую семинарию, в 1892 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Женат не был, однако ни сана, ни монашества не принимал. Преподавал в духовных училищах, занимал должность младшего помощника правителя дел Учебного комитета при Святейшем Синоде, принимал участие в работе Поместного Собора, войдя в состав его секретариата. Оставшись без работы, устроился в 1918 году главным бухгалтером в кооперативной артели «Богатырь».

В конце 1919 — начале 1920 года Патриарх Тихон предложил Петру Полянскому принять постриг, священство и епископство и стать его помощником в делах церковного управления. Это было время, когда некоторые, опасаясь за свою жизнь и судьбу близких, отказывались от сана, а будущий святитель, несмотря на то, что прекрасно понимал, чем это может для него закончиться, принял его. Объясняя это решение, он сказал своим родственникам: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то я буду предателем Церкви, но когда соглашусь, — я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». Постриг его в монашество с именем Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского, совершил митрополит Сергий (Страгородский)
Бескомпромиссный борец с обновленцами, строгий ревнитель церковных правил и бессребреник, в своем управлении Русской Церковью митрополит Петр шел по пути святителя Тихона — пути твердого стояния за православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу. Это вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. До самой своей мученической смерти он оставался верен первосвятительскому служению. В 1937 году священномученик Петр был расстрелян богоборцами и погребен в безымянной могиле.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (†1867).
Митрополит Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов), крупнейший православный богослов XIX века, автор ряда религиозных сочинений, в т.  ч. «Пространного христианского катехизиса Православной Кафолической Восточной Церкви», родился в 1782 году в городе Коломна, Московской губернии. Отличался трудоспособностью, эрудицией, писательским талантом. Принял участие в создании ряда важнейших государственных документов. За время пребывания на Московской кафедре по его благословению был основан ряд монастырей и скитов. Был организатором перевода Библии на современный русский язык.

Святитель Филарет погребен в Троице-Сергиевой лавре, в пристроенном к храму Сошествия Святого Духа приделе святого Филарета Милостивого. Ныне мощи святителя Филарета — являются одной из святынь Храма Христа Спасителя в Москве.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский († 1879).
Современники называли великого миссионера и просветителя Иннокентия (Попова-Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, «Апостолом нашего времени». Одно лишь перечисление мест его миссионерских трудов: Северная Америка, Алеутские и Командорские и Курильские острова, Камчатка, Приамурье, Чукотка, Восточная Сибирь, побережье Охотского моря — говорят о размахе его деятельности. Совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большой опасностью для жизни, он обратил в православие десятки тысяч людей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Русской Америке. Святитель строил храмы, при которых основывал школы, и сам обучал в них христианской вере. Замечательный проповедник, он говорил: «Чтобы действовать на сердце, надо говорить от сердца». Проводя большую часть жизни в миссионерских путешествиях, будущий святитель изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Он перевел на несколько языков Слово Божие и Богослужение; написал одно из лучших пастырских миссионерских произведений «Указание пути в Царство Небесное», переведенное на все языки малых народов Сибири и выдержавшее более сорока изданий.
Погребен святитель Иннокентий в Троице-Сергиевой лавре, в церкви Филарета Милостивого.

Святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский († 1926).
Святитель Макарий (в миру Михаил Парвицкий-Невский), подвижник-аскет, молитвенник, писатель-богослов родился в 1835 году в семье бедного причетника сельского храма Владимирской губернии. Окончив Тобольскую семинарию одним из лучших, он отказался от поступления в Духовную академию, избрав себе иной путь: двадцатилетний юноша-миссионер отправился на Алтай, где начал свое служение в качестве псаломщика и учителя церковного пения. Освоив язык местных местных жителей, он ревностно благовествовал не только в храме, но во всех местах, которые посещал: приходы, школы, общины. В 1861 году был пострижен в монашество с именем Макарий. Святитель сопровождал миссионеров в их поездках в самые дикие и труднодоступные места Горного Алтая, а весь свой досуг посвящал переводу богослужебных книг на алтайский язык. В 1873 году архимандрит Макарий был назначен начальником Алтайской миссии. 

В 1884 году он становится епископом Бийским, в 1891 году — епископом Томским и Семипалатинским, а с 1908 года — архиепископом Томским и Алтайским. Митрополит Макарий имел дар умной сердечной молитвы, был строгим монахом и аскетом, своим словом и примером подвигал людей к благочестию. Он много заботился о просвещении и обучении детей и взрослых, развернул работу по созданию новых приходов, строительству храмов, открытию учебных заведений, церковно-приходских школ и других учреждений, выступал против пьянства, сквернословия, обмана, увеселений в те дни, когда следовало молиться Богу. Современники называли его «Апостолом Алтая», «Сибирским столпом православия», «живым русским святым». 

В 1912 году был назначен митрополитом Московским и Коломенским и членом Святейшего Синода. В Москве, как и в Томске, владыка большое внимание уделяет катехизации народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню» Церкви Божией. 

В 1917 году святитель отказался присягнуть Временному правительству. Светские власти не допустили его на Всероссийский Поместный Собор 1917–1918 годов и под угрозой заключения в Петропавловскую крепость вынудили подать в отставку. Это было явным беззаконием, так как московские митрополиты благодаря своему особому статусу никогда не увольнялись на покой — ни по причине болезни, ни по старости. Был сослан в Николо-Угрешский монастырь. Последние годы святой старец, забытый и покинутый почти всеми, находился в параличе, но не потерял способность говорить. Большую радость доставляло владыке посещение духовно близких ему людей: не раз навещал его Святейший Патриарх Тихон, приезжал к нему и архиепископ Феодор (Поздеевский), настоятель Данилова монастыря.  

Скончался митрополит Макарий в 1926 году и был похоронен у алтаря церкви села Котельники (близ станции Люберцы), где жил с 1925 года после закрытия Николо-Угрешского монастыря. В 1957 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, останки его были перенесены для захоронения в Троице-Сергиеву лавру. Они оказались нетленными и были положены в нижней части Успенского собора лавры — пещерном храме Всех святых, в земле Российской просиявших. 

~
Тропарь святителей Московских, глас 4-й

Первопристольницы Российстии, истинии хранителие апостольских преданий, столпи непоколебимии, православия наставницы, Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, Владыку всех молите мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.

Кондак святителей Московских, глас 3-й

Во святителех благочестно пожисте, и люди к богоразумию настависте, и добре Богу угодисте; сего ради от Него нетлением и чудесы прославистеся, яко ученицы Божия благодати.

Святитель Иона Чудотворец, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461)

Святой град Ионин родился Галича в благочестивую христианскую семью. Его благочестивого отца звали Феодор. Монашеский постриг юноша принял в Благовещенском монастыре в Галиче, когда ему было всего двенадцать лет. Оттуда он перешел в Московский Симонов монастырь, где долгие годы нес различные послушания.

Однажды святитель Фотий, митрополит Московский (память 27 мая), посетил Симонов монастырь. После молебна он благословил архимандрита и братию, а также пожелал благословить тех монахов, которые несли послушание в обители.

Придя в пекарню, он увидел святого Иону спящим, измученным работой. Пальцы правой руки святого были сложены в жесте благословения. Святой Фотий сказал не будить его. Он благословил спящего монаха и предсказал присутствующим, что этот монах будет великим иерархом Русской Церкви и многих наставит на путь спасения.

Сбылось предсказание святого Фотия. Через несколько лет святитель Иона был поставлен епископом Рязанским и Муромским.

Святитель Фотий скончался в 1431 году. Через пять лет после его смерти святитель Иона был избран митрополитом Киевским и всея Руси за добродетельную и святую жизнь. Новоизбранный митрополит отправился в Константинополь для утверждения в сане митрополита униатским патриархом Иосифом II (1416-1439). Незадолго до этого гнусный Исидор, болгарин, уже был поставлен Патриархом митрополитом. Проведя короткое время в Киеве и Москве, Исидор отправился на Флорентийский собор (1438 г.), где принял католицизм.

Собор русских иерархов и духовенства низложил митрополита Исидора, и он был вынужден тайно бежать в Рим, где и скончался в 1462 году. Святитель Иона был единогласно избран митрополитом Киевским и всея Руси. Он был рукоположен русскими иерархами в Москве, без согласия униатского патриарха Константинопольского Григория III (1445-1450). Это был первый случай, когда русские епископы рукоположили своего митрополита. Святитель Иона стал митрополитом 15 декабря 1448 года. Хотя неполучение благословения из Константинополя не было преднамеренным, это означало начало фактической самостоятельности (автокефалии) Московской (Северо-Восточной) части Русской Церкви. Как и его непосредственные предшественники, он постоянно проживал в Москве и был последним московским Предстоятелем Русской Церкви, сохранившим традиционный титул по отношению к Киеву. С архипастырским усердием он приводил свою паству к добродетели и благочестию, проповедуя православную веру словом и делом. Несмотря на свое высокое положение, он, как и прежде, продолжал свои монашеские подвиги.

В 1451 году татары неожиданно двинулись на Москву; они сжигали окрестности и готовились к штурму города. Митрополит Иона возглавил крестный ход вдоль стен города, со слезами на глазах умоляя Бога спасти город и людей. Увидев умирающего монаха Чудова монастыря Антония, прославившегося своей добродетельной жизнью, святой Иона сказал: «Сын мой и брат Антоний! Моли Милостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении города и всех православных христиан».

Смиренный Антоний ответил: «Великий святитель! Благодарим Бога и Его Пречистую Матерь. Она услышала твою молитву и помолилась своему Сыну. По вашим молитвам будет спасен город и все православные христиане. Враг скоро обратится в бегство. Господь определил, что я один должен быть убит врагом». Как только Старейшина сказал это, в него попала вражеская стрела.

Предсказание старца Антония было сделано 2 июля, в праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы. Среди татар произошло смятение, и они в страхе и ужасе бежали. На своем дворе святитель Иона построил церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, в память избавления Москвы от врага.

В последние годы своей жизни он пожелал, чтобы его постигла болезнь, чтобы он мог страдать и через боль полностью очиститься перед уходом в мир иной. Согласно его желанию, Бог допустил язву на его ноге, чему предшествовало видение некоему священнику Иакову. От этих ран святитель скончался и поселился среди небесных граждан 31 марта 1461 года. Погребен в Успенском соборе в Москве. Кремль.

Много чудес произошло над его мощами. К мощам святителя привели некоего немого, по имени Иоанн. Иоанн поцеловал руку Ионы, и, как он рассказывал позже, рука схватила его за язык, и он почувствовал острую боль. Когда рука освободила его язык, Иоанн вернулся к тем людям, которые его привели, и заговорил так, как будто он никогда не был немым.

В 1472 году были обретены нетленные мощи митрополита Ионы и положены в Успенском соборе Кремля (Перенесение святых мощей празднуется 27 мая). Собор Русской Церкви в 1547 году установил память святителя Ионы, митрополита Московского. В 1596 октября Патриарх Иов приобщил святителя Иону к Собору Московских иерархов (5 октября).

Ермоген, Патриарх Московский всея Руси, священномученик, чудотворец

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, родился в Казани около 1530 года, происходил из донских казаков. По собственному свидетельству Патриарха, он служил священником в Казани в храме во имя святителя Николая (6 декабря и 9 мая), недалеко от Казанского базара. Вскоре он стал монахом, а с 1582 года архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 г.он был рукоположен во епископа и стал первым митрополитом Казанским.

В бытность его священником в Никольском храме в 1579 году в Казани была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери (8 Июля). По благословению архиепископа Казанского Иеремии он перенес новоявленную икону с места его открытия церкви Святого Николая. Обладая недюжинным литературным талантом, святитель в 1594 году составил повествование о явлении чудотворной иконы и о совершенных ею чудесах. В 1591 святитель собрал новокрещенных татар в соборную церковь и несколько дней наставлял их в вере.

Мощи святителя Германа, второго архиепископа Казанского (память 25 сентября, 6 ноября и 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года во время чумы, перенесены и погребены в Никольской церкви в 1592 году. по благословению патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген перезахоронил мощи в Свияжском Успенском монастыре.

9 января1592 г. Святитель Ермоген обратился с письмом к Патриарху Иову, в котором просил позволения увековечить в его Казанском престоле тех православных воинов, которые жизнь свою отдали за Веру и народ в битве с татарами. В прошлом было принято вносить в диптихи имена всех павших в боях православных воинов и поминать их.

При этом он упомянул о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру во Христа, один из которых был русский, именем Иоанн (память 24 января), родившийся в Нижнем Новгороде и плененный татарами. Двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), были новообращенными татарами.

Святитель выразил сожаление, что эти мученики не вставлены в диптихи, читаемые в Неделю Православия, и что им не пропета «Вечная память». В ответ святителю Ермогену Патриарх издал указ от 25 февраля, в котором говорилось: «Совершить в Казани и во всей Казанской митрополии панихиду по всем православным воинам, убиенным в Казани и окрестностях Казани, в субботу после праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), и вписать их в великий Синодик, читаемый в Неделю Православия», а также повелел вписать трех казанских мучеников в Синодик, предоставив святителю Ермогену установить день их памяти. Святитель Ермоген распространил Патриарший указ по всей своей епархии и обязал все храмы и монастыри совершать литургии, панихиды и литии о трех казанских мучениках 24 января.0015

Святитель Ермоген проявил ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций и посвятил себя просвещению казанских татар верой Христовой.

В 1595 году, при деятельном участии святителя Ермогена, мощи казанских чудотворцев преподобных Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и святителя Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, апр. 11) были обнаружены и раскрыты. Царь Феодор Иоаннович (1584-159 гг.)8) повелел воздвигнуть в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте первой, где были погребены святые.

Когда были обнаружены гробницы святых, приехал святой Ермоген с собранием духовенства. Он повелел вскрыть могилы и, увидев нетленные мощи и одежды святых, известил патриарха и царя. По благословению патриарха Иова и по повелению царя в новом храме были помещены мощи новоявленных чудотворцев. Сам святой Ермоген составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

Признанный достойным патриаршего престола, митрополит Гермоген был избран на первопрестольный престол и 3 июля 1606 года поставлен Патриаршим сонмом святителей в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху жезл святителя Петра, Московского чудотворца (5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь преподнес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и жезл . По старинному обычаю патриарх Гермоген въехал верхом на осле.

Деятельность патриарха Гермогена совпала с тяжелым периодом для Русского государства: появлением лжецаревича Димитрия и польского короля Сигизмунда III. Все свои силы первоиерарх посвятил служению Церкви и народу.

Патриарх Гермоген был не одинок в этом подвиге: его самоотверженные земляки последовали его примеру и помогали ему. С особым вдохновением Святейший Патриарх выступил против предателей и врагов народа, желавших распространить униатство и западное католичество по всей России и уничтожить Православие, поработив русский народ.

Когда самозванец прибыл в Москву и поселился в Тушино, Патриарх Гермоген послал два письма русским предателям. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты нашей Православной Веры, в которой мы рождены, крещены, вскормлены и воспитаны. Ты нарушил клятву свою и крестное целование стоять насмерть за дом Пресвятой Богородицы и за Московское царство, но пал за своего ложного горе-царевича… Душа моя болит, сердце мое тошнит, все во мне агонизирует, и все мое тело содрогается; Плачу и рыдая плачу: Помилуй, помилуй, братия и чада, души свои и родителей своих усопших и живых… Подумайте, как опустошается и разоряется народ наш иноплеменниками, наносящими оскорбление святым иконам. и церкви, и как проливается невинная кровь, вопиющая к Богу. Думать! Против кого вы вооружитесь: не против ли Бога, сотворившего вас? Разве это не против ваших собственных братьев? Разве ты не опустошаешь свою страну?.. Заклинаю тебя именем Бога, откажись от своего предприятия, еще есть время, чтобы ты не погиб в конце». Во втором документе святитель взывает: «Ради Бога опомнитесь и обратитесь, порадуйте родителей, жен и детей; и мы стоим, чтобы молить Бога о вас…»

Вскоре на Тушинского Разбойника пал праведный суд Божий: он был убит своими приближенными 11 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как поляки и изменники, верные Сигизмунду III, остались в город. Документы, разосланные патриархом Ермогеном по городам и селам, увещевали русский народ освободить Москву от врагов и избрать законного русского царя.

Москвичи подняли восстание, а поляки сожгли город, запершись в Кремле. Вместе с русскими предателями они насильно схватили патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудов монастырь.

В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки часто посылали к Патриарху гонцов с требованием приказать русскому ополчению покинуть город, угрожая казнью в случае отказа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Святитель Иона Московский (День памяти — 31 марта)