Святой преподобный сергий радонежский преподобный: Преподобный Се́ргий Радонежский, игумен
Содержание
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ — Древо
Преподобный Сергий Радонежский |
Сергий Радонежский (1314 — 1392), игумен, преподобный, всея России чудотворец
Память 5 июля в день обретения мощей в 1422 году, 25 сентября в день кончины, в Соборах Владимирских, Московских, Радонежских и Ростово-Ярославских святых
В миру Варфоломей, родился 3 мая 1314 года в селе Варницах, под Ростовом, в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей.
С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
Около 1328 года родители преподобного переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа.
Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, которая была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь.
Варфоломей же остался и в 1337 году принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия. По некоторым источникам святой, также как его родители и старший брат, был пострижен в Хотьковской обители «у Покрова». Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства, и вскоре составилось братство из двенадцати иноков. Так была основана знаменитая Троице-Сергиева Лавра. В 1354 году епископ Волынский Афанасий рукоположил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.
Слава о подвигах преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и патриарх Филофей прислал преподобному благословенную грамоту и советовал устроить общежительный монастырь. Святитель Алексий Московский посоветовал ввести строгое общежитие. Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал новую обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого. Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.
Еще при жизни преподобный Сергий удостоился дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
Однажды святитель Стефан Пермский, глубоко почитавший преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.
Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии преподобному Сергию сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.
Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе преподобного и просил принять управление Русской митрополией, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.
Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.
Достигнув глубокой старости, преподобный Сергий благословил на игуменство своего ученика, преподобного Никона.
Скончался мирно 25 сентября 1392 года. Накануне в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
Разорение Троице-Сергиевой Лавры и похищение мощей прп. Сергия Радонежского. 5-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
Почитание
По мнению академика Голубинского, преподобный Сергий Радонежский «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы» [1]. Документальных известий о том, когда и как началось его почитание, нет.
Житие святого написано в 1418 году прп. Епифанием Премудрым.
Начало местного почитания, видимо, было положено в 1422 году, когда, мощи великого подвижника были обретены нетленными и в честь чего было установлено празднование. В 1427 году на месте родительского дома святого в Варницах был основан Троицкий монастырь.
Сохранились 2 княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий Радонежский называется «преподобным старцем». Возможно, в них он указан пока как местночтимый святой [2]. Свидетельством причисления прп. Сергия к лику святых для общецерковного почитания, по мнению Голубинского, служит грамота митрополита Московского Ионы к князю Дмитрию Георгиевичу Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годами. В ней предстоятель Русской Церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами [3].
В течение веков мощи святого Сергия почивали в основанной им Троицкой Лавре, являясь одной из величайших святынь Русской Церкви. Закономерно они явились одной из первых мишеней антицерковной борьбы после Октябрьской революции 1917 года. Закрытию Лавры предшествовало кощунственное вскрытие мощей преподобного Сергия в 1919 году, являвшееся одним из главных звеньев широкой кампании властей по вскрытию святых мощей. Когда Лавра была закрыта в 1920 году, святые мощи были помещены в музей. Перед этим священник Павел Флоренский и граф Юрий Александрович Олсуфьев по благословению патриарха Тихона тайно от всех сокрыли честную главу преподобного. Лишь в 1946 году, после того как Лавра вместе со святыми мощами была возвращена Церкви, честная глава воссоединилась с телом.
Традиция почитания преподобного Сергия Радонежского в течение первой половины XX века русскими католическими кругами («Русской Католической Церковью восточного обряда») привела к тому, что его имя было внесено в Римский мартиролог [4], обнародованный папой Иоанном Павлом II в 2001 году [5].
Имя преподобного Сергия Радонежского встречается также в календаре Англиканской церкви [6].
Рака прп. Сергия Радонежского |
Молитвословия
Тропарь, глас 4
И́же доброде́телей подви́жник,/ я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га,/ на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней,/ в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих о́браз быв твои́м ученико́м:/ те́мже и всели́ся в тя Пресвяты́й Дух,/ Его́же де́йствием све́тло украше́н еси́. / Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ помина́й ста́до, е́же собра́л еси́, му́дре,/ и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́,/ посеща́я чад твои́х,// Се́ргие преподо́бне, о́тче наш.
Ин тропарь, глас 8
От ю́ности восприя́л еси́ Христа́ в души́ твое́й, преподо́бне,/ и па́че всего́ вожделе́л еси́ мирска́го мяте́жа уклони́тися,/ му́жески в пусты́ню всели́лся еси́,/ и ча́да послуша́ния в ней, плоды́ смире́ния, возрасти́л еси́./ Тем быв Тро́ице вселе́ние,/ чудесы́ твои́ми всех просвети́л еси́, приходя́щих к тебе́ с ве́рою,/ и исцеле́ния все́м подая́ оби́льно./ О́тче наш Се́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас тот же
В чистоте́ жития́ исто́чник слез твои́х,/ испове́дания трудо́вныя по́ты совокупи́л еси́,/ и купе́ль духо́вную источи́л еси́, свяще́нный Се́ргие, преподо́бне,/ омыва́еши сугу́бстве, творя́щим любо́вию па́мять твою́,/ скве́рны обоя́мы душе́вныя и теле́сныя./ Сих ра́ди, ча́да твоя́ су́ще, вопие́м ти:// моли́, о́тче, Святу́ю Тро́ицу о душа́х на́ших.
Тропарь на обретение мощей, глас 4
Днесь пресве́тло красу́ется ца́рствующий град Москва́,/ я́ко светолу́чными заря́ми, мо́лниями чуде́с твои́х осия́емь,/ всю вселе́нную созыва́ет похвали́ти тя, Богому́дре Се́ргие,/ пречестна́я же и сла́вная оби́тель твоя́,/ ю́же во и́мя Святы́я Тро́ицы мно́гими труды́ твои́ми созда́л еси́, о́тче,/ иму́щи в себе́ стада́ учени́к твои́х,/ весе́лия и ра́дости исполня́ется./ Мы же, пра́зднующе пресла́вное обре́тение честны́х моще́й твои́х, в земли́ сокрове́нных,/ я́ко цвет благоуха́нен и кади́ло благово́нно,/ любе́зно я лобыза́юще, разли́чная исцеле́ния прие́млем/ и твои́ми моли́твами грехо́в проще́ния сподобля́емся,/ о́тче преподо́бне Се́ргие,// моли́ Святу́ю Тро́ицу спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак на обретение мощей, глас 8
Днесь я́ко со́лнце пресве́тло,/ возсия́вши от земли́ честны́я мо́щи твоя́, нетле́нны обрето́шася,/ я́ко благоуха́нный цве́т,/ мно́жеством чуде́с сия́юще,/ и все́м ве́рным источа́юще разли́чная исцеле́ния,/ и веселя́ще избра́нное твое́ ста́до,/ е́же му́дре собра́в и до́бре па́ствил еси́,/ о ни́хже и ны́не Тро́ице предстои́ши моля́ся,/ да вси вопие́м ти:// ра́дуйся, Се́ргие Богому́дре.
Литература
- Житие (большое)
- http://www.drevne.ru/lib/radonezh_1.htm
- Житие (большое, разбитое на отдельные страницы-главы)
- http://www.sergievposad.ru/duhovn/sergiy/
Использованные материалы
- Житие (по «Настольной книге священнослужителя»):
- http://www.days.ru/Life/life1602.htm
- Полный Тропарион, Изд-во «Троица», 2006, т. 1, с. 71-73, 81, 82.
- Андроник (Трубачёв), игум., «Судьба главы преподобного Сергия», ЖМП, 2001, № 4, с. 33-53.
[1] Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Рус. Церкви. М., 1903. с. 72
[2] ПСРЛ. Т. 8. С. 21її
[3] Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. c. 71-72: https://www.stsl.ru/lib/book7/part1_1_1.htm#p71
[4] «Sergio de Radonezh, Santo», страница испаноязычной версии портала Catholic. Net, http://es.catholic.net/op/articulos/36848/sergio-de-radomez-…dal.
[5] Семененко-Басин И. Сергий Радонежский // Католическая энциклопедия в V тт. — Том IV. — М: Издательство Францисканцев, 2011, стб. 715-717.
[6] Ткачев Е. В., Канонизация // Православная энциклопедия. т. 30, с. 269-359: https://www.pravenc.ru/text/1470233.html
Сергий Радонежский | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов
О жизни преподобного Сергия мы знаем от Епифания Премудрого – мастера «плетения словес». «Житие Сергия Радонежского» было написано им на склоне лет в 1417-1418 гг. в Троице-Сергиевом монастыре. По его свидетельству, в 1322 г. у ростовского боярина Кирилла и его жены Марии родился сын Варфоломей. Некогда эта семья была богата, но затем обеднела и, спасаясь от преследований слуг Ивана Калиты, около 1328 г. вынуждена была переселиться в Радонеж – город, принадлежавший младшему сыну великого князя Андрею Ивановичу. В семилетнем возрасте Варфоломея стали обучать грамоте в церковной школе, учение давалось ему с трудом. Он рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.
Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. зародился монастырь Троице-Сергиевский монастырь, а Сергий стал его игуменом.
Он руководил монастырем, но это руководство не имело ничего общего с властью в обычном, светском смысле этого слова. Как говорится в «Житии», Сергий был для всех «точно купленный раб». Он рубил кельи, таскал бревна, выполнял трудные работы, исполняя до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».
Также, согласно сведениям Жития он «пользовался всяким случаем завести обитель, где находил то нужным». По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей. В 1365 г. Дмитрий Донской послал его в Нижний Новгород мирить ссорившихся князей. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Умер Сергий 25 сентября 1392 г. и вскоре был канонизирован. Произошло это еще при жизни людей, знавших его. Случай, более никогда не повторявшийся.
Через 30 лет, 5 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет. Поэтому этот день является одним из дней памяти святого.11 апреля 1919 г., во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
Сергий Радонежский воплотил идею общежитийного монастыря на Руси. Ранее монахи, уходя в монастырь, продолжали владеть имуществом. Встречались бедные и богатые монахи. Естественно, бедные скоро становились служками у более обеспеченных собратьев. Это, по мнению Сергия, противоречило самой идее монастырского братства, равенства, устремленности к Богу. Поэтому в своем Троицком монастыре, основанном недалеко от Москвы у Радонежа, Сергий Радонежский запретил монахам иметь частное имущество. Свое богатство они должны были отдавать монастырю, который становился как бы коллективным владельцем. Имущество, в частности земля, нужны были обители, только для того, чтобы инокам, посвятившим себя молитве, было чем питаться. Как мы видим, Сергий Радонежский руководствовался самыми высокими помыслами и боролся с монашеским богатством. Ученики Сергия стали основателями многих монастырей подобного типа. Однако в дальнейшем общежитийные монастыри стали крупнейшими земельными собственниками, обладавшими, кстати, и большим движимым богатством — деньгами, драгоценными вещами, полученными как вклады на помин души. Троице-Сергиев монастырь при Василии II Темном получил невиданную привилегию: его крестьяне не имели права перехода в Юрьев день — так, в масштабе одной монастырской вотчины впервые появилось на Руси крепостное право.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Учение преподобного Сергия, пережившее свое время
Как говорили мудрецы Востока, проклят человек жить во времена резких перемен. Кризисы случаются в жизни людей и отдельных людей. Многие из нас могли бы назвать наше настоящее время скорбным временем, и не без оснований. Неопределенность, скрытые конфликты и глобальная пандемия — лишь некоторые из их отличительных черт. Преподобный Сергий Радонежский жил в один из самых смутных периодов жизни России и оставил нам ценные сведения, сохранившиеся до наших дней.
В житии преподобного Сергия мы находим следующее описание его эпохи. «Всегда слышим об одном князе, едущем к монголам, захватившим Русь, просить их покровительства; слышим о других, которые вторгаются в княжества своих соседей, разоряя или захватывая их. враги с Востока или с Запада напасть на Москву. В этих междоусобицах пролились реки крови, и только мудрость и убеждение таких праведников, как преподобный Сергий, удерживали их от усиления их смертоносных атак».
Когда брат князя суздальского Борис Константинович отказался признать главенство московского князя и захватил Нижний Новгород, Сергий отправился в Нижний, чтобы привести в чувство князя Бориса. Но на уговоры преподобного Сергия он отвечал высокомерием и пренебрежением. «Герцога судит один Бог, и я не подчинюсь чьей-либо воле». Тогда святой преподобный Сергий призвал закрыть все храмы в городе. Что это означало для его соотечественников, легко себе представить — ни церковного богослужения, ни литургии, ни крещения детей, ни браков, ни отпевания усопших. Однако духовная сила преподобного Сергия была так велика, что храмы оставались закрытыми до тех пор, пока мятежный князь не передумал.
Накладная икона преподобного Сергия Радонежского, изготовленная в нашем монастыре*
В чем секрет авторитета святого? В одном из своих интервью Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал следующий ответ. «Последнее чудо святого преподобного Сергия — его личность. Он ушел из светского мира и пришел в центр жизни России. Он сторонился всякой власти — светской или церковной — но стал высшей властью на своей родине и в Церкви. Он нарочно избрал для своих подвигов самое негостеприимное место, но создал вокруг себя большой монастырь и город. Он, смиренный монах, мобилизовал и вдохновил русский народ на восстание и защиту своей родины». Автор жития, Епифаний Премудрый, донес до нас следующие последние слова преподобного Сергия к братьям-монахам. Он сказал: Братья, выйдите из себя первыми! Он не говорил им заниматься исправлением нравов других или пытаться научить их жить благочестивой и праведной жизнью. Он также не приказывал им максимизировать свое богатство или величие для себя, монастыря или своей страны. Он сказал им ставить себя на первое место; заботиться о своем спасении, следуя заповеди Господа нашего: «Ищите прежде Царства Его и правды Его, и это все дано будет и вам» (Мф. 6:33).
Помимо круга его учеников и современников, его учение применимо и к настоящему моменту. Он говорит нам, что тот, кто живет по плоти и ищет мирского уважения и власти над другими, не добьется победы духа. Наши устремления лежат в другом месте. Мы должны желать не господства, а уединения и созерцания; мы не должны стремиться к авторитету и силе — мы должны избегать их.