Святой вырицкий: преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев)

Разное

Преподобный Серафим Вырицкий. «Всему свое время»

Содержание статьи

  • Серафим Вырицкий
  • «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»
  • Серафим Вырицкий. По ступеням
  • Серафим Вырицкий. На кресте
  • Читайте также:

Серафим Вырицкий

3 апреля — память преподобного Серафима Вырицкого.

…В ту ночь келейница батюшки Серафима видела странный сон: бежит он в белом халате по заснеженному полю, а от него буквально рассыпаются немецкие полки. Обнаружив утром на кухне разложенные у печки белый мокрый халат и валенки, она застыла в недоумении, а батюшка Серафим, взглянув на нее веселыми глазками, к вящему ее изумлению спросил: «Ну как, видела?».   Появление мокрых вещей на кухне объяснилось довольно просто — старец молился всю ночь на дворе, прямо под открытым небом, а для маскировки, накинул на плечи белый больничный халат. Всего через несколько дней в Вырицу пришло известие о прорыве на Ленинградском фронте — блокада снята, началось наступление…

«Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Расквартированные в Вырице немецкие офицеры батюшку Серафима  побаивались. Самые смелые — отчаялись даже прийти к нему «на совет», надеясь получить благоприятный ответ о будущем Гитлеровской армии. Надежда эта, как им казалось, была «оправдана» тем, что старец был из числа пострадавших от Советов. Однако смелость его ответов была способна обескуражить даже видавших виды офицеров: было ясно, что он говорит не от себя, это была та самая смелость древних библейских пророков, чье благое слово невозможно было заполучить ни щедротами, ни угрозами, ни лестью. Немощный с виду, он ничуть не боялся вопрошавших, тушевались они   — перед Тем, Кто был за ним, Тем, у кого «нет лицеприятия», Кто «не терпит лжи» и «поругаем не бывает». С опущенными головами выходили они от священника, предсказывавшего им поражение в России и то, что Ленинград им не взять никогда.

Сколько бы ни старался отец Серафим Вырицкий избегать мирской известности, духовные дарования, которыми он был щедро наделен от Бога, еще задолго до его кончины стали известны большому числу людей. В век материализма и науки, в век самых отчаянных и жестоких социальных экспериментов, он был явлением другого мира, «запрещенного», объявленного мифическим, причисленного к «пережиткам проклятого прошлого».

Советская наука не признавала ни дара откровения о будущем, ни факта исцеления неизлечимых больных, страдавших «странными недугами», не вмещающимися ни в какие представления об известных болезнях и   «необъяснимым образом» обострявшихся в моменты приближения подверженных им людей к православным святыням, — недугов, которые на языке духовном издавна назывались одержимостью. Слова «молитва», «старчество», «благодать» в Советском Союзе официально были отнесены к «анахронизмам» царского времени. Власть делала все возможное для того, чтобы пресечь в обществе любые разговоры о таких людях, как Серафим Вырицкий или Амфилохий Почаевский, — способных оказывать помощь в тех случаях, когда медицина была абсолютно бессильна. Их «запрещали», однако к ним тайно устремлялись дети «первых лиц в государстве». Они словно подтверждали силу известного высказывания Блеза Паскаля: «Замолчи, глупый разум, слушай Бога!»

Случалось и так: когда тюрьмы и ссылки, которым власть подвергала старцев, оказывались слишком ничтожным средством, она прибегала к убийству. Но и то, и другое для этих известных священников становилось лишь ступенями святости, поводом для свидетельства о Силе Святого Духа, о воскресении души, прошедшей через горнило страданий за веру, за Христа.

Молиться за немощных, страдающих, заблудших, живых и усопших, невзирая ни на что, вопреки всему, отмаливать Россию   — таков долг истинного монаха. Не искал и не мог искать для себя иного жребия тот, кто еще в юности проникся желанием всю свою жизнь без остатка посвятить служению Богу.

Серафим Вырицкий. По ступеням

Однако первое, чему Господь научает настоящего подвижника, — послушание, исполнение Его Святой воли. Не сразу получил Василий Николаевич Муравьев, будущий старец Серафим Вырицкий, благословение на монашество.

Родом из крестьян, он был, казалось,  самими обстоятельствами жизни более многих сверстников подготовлен к прохождению монашеского пути, требующего особенно на первых степенях и физических сил, и выносливости, и многих практических навыков. Десять лет было Василию, когда умер его отец, и он остался «за старшего» с больной матерью. Беда научит молиться. Так вышло и у него: не к миру, а из мира, в храм, поближе к Богу стремился он с юности.   Но когда встал перед ним вопрос о выборе пути, одним из схимников Александро-Невской Лавры дано было ему благословение:   «пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Совершить же его перед Богом и совестью», создав благочестивую семью, и лишь спустя годы посвятить оставшиеся лета жизни, по соглашению с супругой, монашескому подвигу.

Избранницей Василия Николаевича стала Ольга Ивановна Найденова — простая, благочестивая, скромная, и тоже подумывавшая прежде о жизни монашеской. Однако и она как Волю Божию приняла ответ на свою молитву от старицы Иверского женского монастыря, схимонахини Пелагеи: жить в миру, выйти замуж и уже спустя годы принять постриг .

Читайте также — Преподобный Серафим, или Непридуманная история

Пути Господни   — тайна для нас сокрытая. Одних Он призывает еще в молодости, других же для   будущего высокого «послушания» готовит среди людей, и научая, и испытывая терпением. Василию Николаевичу годы, проведенные в миру, были даны для приобретения житейской, всесторонней опытности, необходимой пастырю в тех обстоятельствах, которые ожидали Россию.

Трудолюбивый и богобоязненный, Василий Николаевич исполнил Божие повеление, а за усердие получил и успех в начатом деле   — торговле, став из бедняков крупнейшим в России поставщиком пушнины. Германия, Австрия, Дания, Франция, Великобритания и даже Нью-Йорк были в списке его «партнеров».

Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. Ему только тридцать, а он раздает большую часть своего состояния, делает значительные вклады в монастыри, жертвует милионные суммы на благоустройство и восстановление храмов, на сиротские приюты и больницы для бедняков! Его любовь к России и народу была поистине безгранична.

По сохранившемуся преданию, за время своих заграничных поездок, Василий Муравьев успел побывать и на Афоне, и тогда-то, в 33 года, состоялось событие, определившее его дальнейшую судьбу. По возвращении, он пришел за духовным советом к о. Иоанну Кронштадтскому, а тот назвал его по имени и сказал, что Царица Небесная благословила его на служение России.

Принятое уже в зрелые годы монашество стало для него долгожданной наградой. И сколько подарков приготовил для него Господь!  Его духовником еще в миру был известный старец Троице-Сергиевой Лавры —   Преп. Варнава Гефсиманский, а постриг над ним совершает будущий исповедник и митрополит   —   Николай (Ярушевич).   Знал о. Серафим Вырицкий и множество священников, которым предстоял путь исповедничества в годы гонений на Церковь.

Читайте также — Батюшка Серафим…

Еще в предреволюционные годы открылся у него дар прозорливости и благодатных исцелений, а через десять лет после октябрьского переворота, в   1927 г ., старец принимает схиму с именем Серафим   —   в честь Преп. Серафима Саровского   —    и приходит в Александро-Невскую Лавру, где братия избирает его духовником. Перед миром это сулило неизбежные скорби     —   наступление на Православную Церковь бурлило уже «во всю ширь».

Именно старец Серафим Вырицкий в те годы помогал лаврской братии не потерять присутствие духа, «был для всех всем», соединяя духовное окормление монахов с заботами о хлебе насущном для ближних, помогая и тем, кто нуждались в помощи и приходили в обитель, как на свет свечи из ледяного мрака, царившего вокруг.

Духовно Серафим Вырицкий окреп настолько, что не только отверг предложение покинуть Россию и сохранить свою жизнь для Церкви, но и убедил своего собеседника —   будущего Патриарха Алексия (Симанского) отказаться от мысли об эмиграции, открыв уготованное ему поприще будущего служения. А между тем, Лавру ожидало то же, что и сотни других обителей. Одна из ночей стала для братии ночью «гефсиманской молитвы» —   все насельники монастыря были арестованы. А дальше были ссылки, этапы, лагеря… Многие приняли мученическую кончину.

Твердо веруя, что «сила не в силе, а сила в любви», по слову одного из своих друзей     —   митрополита Серафима (Чичагова), старец Серафим Вырицкий разделил участь гонимого с сотнями тысяч православных священников, претерпев аресты, нелепые допросы, ужасы заключения. И на всяком месте, Серафим Вырицкий продолжал свой подвиг —   духовника, старца, отогревая людей, поддерживая, ободряя одним своим видом.

Серафим Вырицкий. На кресте

В 1933 году, после возвращения из заключения, о. Серафим поселился в Вырице. Господь сохранил его во время испытаний, как светильник для тысяч священников и мирян, приезжавших к нему в место его последнего земного пристанища и неизменно получавших у него помощь и укрепление.

Власти «не оставляли его надолго без внимания», хотя нежданных «визитеров» он по болезни часто вынужден был принимать лежа. Но случалось и так, что эти «обыски-устрашения» заканчивались самым неожиданным образом. Подозвав однажды к себе одного из чекистов, старец, не переставая молиться, ласково назвал его по имени, и дрогнуло что-то внутри у того от неземной, голубиной доброты и кротости… Завязался разговор, стушевались, смягчились и остальные участники обыска.

Всю жизнь избегавший прижизненных «воздаяний», людям, приходившим к нему со слезами благодарности, старец замечал: «Что я? Преподобного Серафима благодарите — это по его молитвам нисходит к немощам нашим Небесный Врач…», «Это Всеблагая Царица Небесная из беды вас вызволила — по вере вашей да будет вам…»

Во времена испытаний от Бога поставляется избранник, имеющий дерзновение молиться за народ. В 1812 г . в далеком Сарове вымаливал победу русской армии преп. Серафим Саровский, а в 1940-х гг.   одним из таких дерзновенных молитвенников был Преп. Серафим Вырицкий, оставивший нам образец христианского незлобия, всепрощения и крепости в вере…

Вы прочитали о преподобном Серафиме Вырицком.

Читайте также:

  • Преподобный Серафим – всемирный светильник
  • Преподобный Серафим: житель Святой земли

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Преподобный Серафим Вырицкий | Официальный сайт Гатчинской епархии

С Гатчинской епархией неразрывно связано имя преподобного Серафима Вырицкого.  

Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв) родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Ярославской губернии, в семье истинно верующих, благочестивых крестьян – Николая Ивановича и Хионии Алипьевны Муравьёвых. Девяти лет от роду мальчик лишился отца, а в десятилетнем возрасте, по приглашению односельчанина, уехал в Санкт-Петербург на заработки. Отрок получил работу рассыльного в одной из лавок Гостиного двора. С первых же шагов Василий проявил такое усердие, исполнительность и старательность, что заслужил полное доверие хозяина. В дальнейшем владелец конторы, где работал мальчик, стал поручать ему все более и более сложные дела, которые Василий всегда выполнял с усердием и в срок.

Однако, находясь под влиянием часто читавшихся в семье житий древних подвижников, Василий носил в своём сердце тайное, но неугасимое стремление к монашеской жизни. Однажды, когда ему было около четырнадцати лет, он в горячем порыве пришёл в Александро-Невскую лавру и поведал безызвестному нам старцу-схимнику о своём заветном желании. В ответ Василий услышал наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Вся дальнейшая его жизнь в миру стала подготовкой к жизни иноческой.

Свободное время Василий делил между молитвой, чтением душеполезных книг и самообразованием. Обладая хорошими математическими способностями, Василий быстро овладевал коммерческими дисциплинами. Хозяин Василия высоко ценил нравственные и деловые качества своего работника — необычайное трудолюбие, исполнительность и несомненный коммерческий талант. Когда Василию исполнилось 16 лет, он назначил юношу на должность приказчика, а еще через год Василий Николаевич стал старшим приказчиком. В будущем же владелец конторы возлагал на него надежды как на компаньона. Это был удивительный и редчайший случай, ибо для того чтобы дослужиться до старшего приказчика, обычно требовалось не менее 10 лет.

По служебным делам молодому приказчику приходилось выезжать в Москву, неизменно бывал он и в обители Преподобного Сергия Радонежского. Здесь Василий Николаевич познакомился с известным духовником своего времени, старцем Варнавой Гефсиманским. Их духовное общение продолжалось около 20 лет. По благословению отца Варнавы Василий постоянно совершенствовал себя в чтении молитвы Иисусовой, всё время старался блюсти чистоту ума и противостоять греховным помыслам, а его духоносный наставник всегда помогал ему советами и святыми молитвами, оберегая молодого подвижника от мирских соблазнов и готовя его ко вступлению в будущем на иноческий путь.

Пока же Василию необходимо было выбрать себе спутницу жизни. Ею стала Ольга Ивановна, с которой в 1890 году по благословению отца Варнавы Василий и обвенчался.

Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, в 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело: организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу — в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Торговая деятельность была для него не способом умножить капитал, а необходимым средством для оказания помощи Церкви и ближним. В семье Муравьёвых уже тогда сложился обычай — после литургии в дни больших праздников в доме накрывали многие столы с самыми разнообразными кушаньями и зазывали с улицы на трапезу всех неимущих. После чтения «Отче наш» Василий Николаевич обычно произносил небольшую речь, рассказывая историю и смысл наступившего праздника, а затем поздравлял всех, кто пришёл под кров его дома. После трапезы хозяин всегда благодарил присутствующих за то, что они посетили его дом. На дорогу супруги обычно щедро наделяли гостей деньгами, вещами, продуктами и приглашали к следующему празднику.

В 1895 году в их семье родился сын Николай, а затем появилась на свет и дочь Ольга. Однако последняя отошла ко Господу еще младенцем, и после её кончины по обоюдному согласию и благословению отца Варнавы Василий и Ольга стали жить, как брат и сестра. Молитвы духовного отца помогали им устоять в этой решимости.

Молодой предприниматель всегда старался всемерно повышать уровень знаний и эрудиции. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе.

В 1905 году Василий Николаевич Муравьёв стал действительным членом Ярославского благотворительного общества — одного из крупнейших в России. Постоянными участниками общества являлись многие известные в то время иерархи и деятели Русской Православной Церкви, включая отца Иоанна Кронштадтского. Служение в обществе требовало от его членов не только материальной благотворительности, но и глубокой христианской любви к ближнему. В течение многих лет Василий Николаевич вносил свою лепту в добрые дела, совершаемые обществом. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих. Случалось, что он не раздумывая отдавал из дома последнее и при этом радовался несказанно.

В 1917 году для семьи Муравьёвых наступил новый период жизни. Мятеж и перемена власти лишили их торгового дела, и в этот период времени Василий Николаевич, свободный от мирских забот, как бы подытоживает прожитые годы, погружается в чтение творений святых отцов, изучение богослужебных книг, уединённую молитву.

13 сентября 1920 года В. Н. Муравьёв подал прошение в Духовный Собор Александро-Невской лавры с просьбой принять его в число братии. 29 октября 1920 года наместник лавры архимандрит Николай (Ярушевич) постриг послушника Василия Муравьёва в монашество с наречением ему имени Варнава в честь духовного отца, старца Варнавы Гефсиманского. Тогда же в Воскресенском Новодевичьем монастыре Петрограда была пострижена в монашество Ольга Ивановна Муравьёва с наречением ей имени Христина. Все имевшееся Муравьёвы пожертвовали на нужды обителей.

Вскоре брата Варнаву рукоположили в иеродиакона, поставив заведовать кладбищенской конторой. Послушание на кладбище доставшееся отцу Варнаве, было одним из наиболее сложных в обители. Страну охватило пламя междоусобной брани. В храмах Александро-Невской лавры отпевание следовало за отпеванием, панихида за панихидой. Провожать почивших, утешать родных и близких погибших… Это была первая школа духовного врачевания и наставничества, которую прошел будущий отец Серафим, вырицкий старец-утешитель. Активное участие принимал отец Варнава в деятельности Александро-Невского братства защиты святой православной веры

11 сентября 1921 года, в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи — подвигоположника и покровителя монашества — митрополит Вениамин (Казанский) возвёл отца Варнаву в иеромонаха.

Служение отца Варнавы всегда отличалось неподдельной искренностью. Как вспоминают очевидцы, за Литургией лицо его озарялось духовной радостью, и не случайно, что на богослужения с участием иеромонаха Варнавы (Муравьёва) всегда собиралось множество народа. Все стремились послушать его проповеди, отличавшиеся простотой и доступностью. Сказывался многолетний опыт подвижничества в миру. Бывший петербургский купец хорошо знал жизнь людей разных сословий от простолюдина до утончённого интеллигента, их духовные нужды и затруднения. Именно в это время души многих верующих потянулись к простому и кроткому отцу Варнаве. Всё шире становился, круг его духовных чад, а у дверей его келий всё чаще стали появляться посетители, пришедшие за духовным советом и утешением.

Нелегко было монашествующим сохранять внутренний мир в это смутное время. Тем заметнее для всех в лавре были спокойствие отца Варнавы и его покорность воле Божией, удивительным образом сочетавшиеся с непреклонной решимостью следовать истине. В эти тревожные годы он стал настоящей опорой для братии, тяжко переживавшей как нападки на Церковь извне, так и внутрицерковные разделения и соблазны. Во всём: и в молитве, и на послушании, и в самоотверженном служении людям — подавал отец Варнава пример истинно монашеской ревности о Господе, трудолюбия и терпения. Отдавая безусловное предпочтение духовному, отец Варнава вместе с тем служил образцом собранного и скрупулезного ведения монастырских дел. Неудивительно поэтому, что в скором времени после описанных событий руководство и братия лавры решили избрать иеромонаха Варнаву (Муравьёва) членом Духовного Собора с назначением его на один из ключевых административных постов лавры — пост казначея.

В течение второй половины 1926 года архимандрит Сергий (Бирюков) стал готовить отца Варнаву к принятию послушания духовника. Перед тем как начать своё старческое служение, отец Варнава выразил желание облечься в великую схиму. При постриге он был наречён именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, чудотворца, которому всеми силами стремился подражать отец Варнава в течение всей предыдущей жизни.

На поприще духовника Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьёв) пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Главный храм лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней. Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки (сколько чужого горя принимал на себя старец!) постепенно дали о себе знать, и здоровье отца Серафима резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми. Настал день, когда отец Серафим просто не смог подняться с постели.

Медики настоятельно советовали выехать старцу из города в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица. К лету 1930 года отец Серафим покинул город святого апостола Петра. Вместе с ним по благословению владыки в Вырицу отправились схимонахиня Серафима (в миру — Ольга Ивановна Муравьёва) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита — юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря. Они и прежде часто приезжали в лавру, навещая отца Серафима. Теперь уход за ним и забота о его здоровье стали главным их послушанием.

В то время, когда с куполов сбрасывали кресты, тысячами разоряли обители и храмы, когда в лагерях и тюрьмах томились десятки тысяч священнослужителей, Господь воздвиг в Вырице храм нерукотворный, живой — чистое сердце отца Серафима. В истории Церкви не раз случалось, что во времена самых жестоких гонений и упадка веры Господь посылал в помощь людям Своих особых избранников — хранителей чистоты Православия. Таким избранником в России 30-40-х годов стал святой преподобный Серафим Вырицкий.

Поначалу вырицкого подвижника посещали только самые близкие духовные чада, но вскоре к блаженному старцу вновь устремился нескончаемый людской поток. Ехали к нему богомольцы из северной столицы и других городов, стекались жители Вырицы и окрестных селений. В иные дни это были сотни посетителей, которые с раннего утра и до глубокой ночи «осаждали» келию старца. Часто приезжали целыми группами или семьями.

Обеспокоенные родные пытались оградить батюшку от излишних встреч, опасаясь за его и без того слабое здоровье, но в ответ подвижник твердо сказал: «Теперь я всегда буду нездоров… Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!»

Для множества страждущих отец Серафим был благодетелем, который не только помогал духовно, но и практическими советами, устройством на работу, а также и деньгами через добрых людей. Благодарно принимая пожертвования от посетителей, старец зачастую сразу же раздавал их тем, кто терпел нужду. Сама жизнь старца была молитвою за весь мир, но она не удаляла его и от частного служения людям. Чем грешнее был человек, который приходил к отцу Серафиму, тем больше батюшка жалел его и слезно за него молился.

Подражая своему небесному учителю, вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне — стал совершать его ежедневно. Известно, что в самой Вырице, как и было предсказано старцем, не пострадал ни один жилой дом и не погиб ни один человек. С первых дней войны отец Серафим открыто говорил о предстоящей победе русского оружия.

В последние годы отец Серафим был совершенно прикован к постели. В некоторые дни состояние здоровья батюшки ухудшалось настолько, что он даже не мог отвечать на записки, которые передавали через келейницу. Но как только наступало хотя бы небольшое облегчение, батюшка сразу начинал прием страждущих.

Святой преподобный Серафим Вырицкий отошел к вечности 3 апреля 1949 года, в день празднования воскрешения праведного Лазаря.

Отпевание отца Серафима отличалось редкой торжественностью. «Мы не прощались с батюшкой, а провожали его в жизнь вечную», — вспоминают многие. 1 октября 2000 года, на юбилейном Архиерейском соборе иеросхимонах Серафим (Муравьёв) был прославлен в лике преподобных Русской Православной Церкви.

Житие по книге: Филимонов В. П. Житие преподобного Серафима Вырицкого. СПб.: «Сатисъ», 2000. С. 4-71.

 

Наш святой и почтенной отец Серафим из Вирицы

Сент -Серафим Виритсы (День праздников — 21 марта)

Святой Серафим Виритсы (Васили Никаева. (ст. ст.)/13 апреля (н.с.) 1866 г. Крещен через две недели после рождения с именем Василий (Василий) в честь преподобного отца Василия Нового Исповедника. Он получил прекрасное образование, женился и был очень успешным бизнесменом. У него родился сын Николай. Когда Николай подрос, оба его родителя — Василий и Ольга — по соглашению решили уйти в монастыри.

13 сентября 1920 года Василий Муравьев поступил в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербурге. Именно здесь Василий Мурьянов воспитывал свою божественную ревность в течение 45 лет.

19 октября 1920 года по благословению владыки Вениамина архимандрит Николай Ярушевич постриг и Василия, и Ольгу — Василий с именем Варнава в честь его и Ольги духовника, преп. Воскресенский Новодевичий монастырь. Первое послушание преподобного Варнавы было в качестве звонаря. Очень скоро он был рукоположен во иеродиакона и управляющего кладбищенской канцелярией.

Это было время Гражданской войны в России. У них была одна панихида (панихида в храме) за другой, и первой духовной школой преподобного Варнавы было слушать и утешать людей.

11 сентября 1921 года архиепископ Вениамин рукоположил Варнаву во иеромонаха. На Руси продолжались гонения на верующих людей, и никто из монахов, идущих утром в церковь, не знал, вернутся ли они ночью в свои кельи. Уже очень много людей в то время старались посещать богослужения, когда служил иеромонах Варнава. Его лицо во время Божественной литургии просветлялось радостью. Его проповеди были очень искренними, простыми и доходили до самых разных людей. Его 9Причиной тому был 0023 подвиг (подвижничество) как бывший купец в миру.

Вскоре после этого, прежде чем стать старцем и духовником Александро-Невской лавры, отец Варнава был пострижен в великую схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Ольга Муравьева, инокиня Христиана, впоследствии получила Великую схиму с именем Серафима.

Была мистическая связь Василия Муравьева с двумя святыми отцами — его духовником преподобным старцем Варнавой и преподобным Серафимом Саровским, в честь которого был назван Василий еще при монашеской жизни. В писаниях старца Варнавы можно найти место, где он упоминает одного из своих духовных чад В. Н.М (Инициалы Василия Николаевича Муравьева), видевшего прекрасный сон:

«Шла я на службу в Никольский монастырь через лес, пытаясь найти тропинку. Вдруг увидела старца с мешком за плечом и топориком. Никольский монастырь и старец ответили: «Пойдемте, я вам покажу. Я сам туда еду». Я присмотрелся к этому старцу повнимательнее и узнал в нем преподобного Серафима Саровского и спросил: «Батюшка, вы отец Серафим?» Старец ответил: «Да, я Серафим», и они пошли дальше. Отец Серафим остановился возле небольшого пня, сел на него и поставил на землю свой мешок и топор. Я сел рядом с ним. сбоку очень неожиданно появился отец Варнава и сел рядом со мной так что я оказалась между обоими старцами, которые очень обрадовались, обнялись и поцеловались друг с другом и начали говорить, но я не могла понять о чем они говорили и проснулась.. ..»

Когда Василий рассказал о своем сне своему старцу Варнаве, старец засмеялся: «Ты сидел между нами, все слышал и не мог понять, о чем мы говорили?»

Уже в конце 1920-х годов старец Серафим был известен как целитель. Одна бесноватая женщина исцелилась сразу после того, как старец Серафим помолился над ее головой и помазал ее святым маслом из своей лампады.

Почти 3 года духовником Александро-Невской Лавры был иеросхимонах Серафим. К нему на исповедь приходило так много людей, что иногда он мог по два дня выслушивать исповеди, стоя на холодном каменном полу, без перерыва. Но о. Серафим не думал о себе. Разумеется, такие физические и душевные нагрузки (сколько горя стольких людей он возьмет на себя!) вскоре обернулись серьезными проблемами со здоровьем. Вскоре врачи диагностировали межреберную невралгию, ревматизм и венозный застой ног. Долгое время о. Серафим никому об этом не сказал и продолжал служить. И на его лице всегда была такая светлая и радостная улыбка, что никто из братства и подумать не мог, что их Старейшина испытывает такую ​​физическую боль. Только его голос иногда становился очень тихим. Однако однажды отец Серафим просто не мог встать с постели.

Отец Серафим со смирением принял болезнь, как новое послушание. Он прославлял имя Божие: «Я грешник и не заслуживаю даже этой болезни. Есть так много людей, которые страдают от более страшных болезней!» Врачи прописали смену климата, но о. Серафим знал о грядущих для братства темных временах и хотел разделить с ними страдания. Однако у Бога был другой план для него.

Митрополит Серафим (Чичагов), врач по образованию, изучил историю болезни о. Серафима и тут же благословил его на переезд в Вырицу. К лету 1930-х годов старец Серафим покинул Благословенный Град апостола Петра, как называют Санкт-Петербург. По благословению митрополита схимонахиня Серафима (в миру Ольга Ивановна Муравьева) и их двенадцатилетняя внучка Маргарита, юная послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря, часто посещавшая о. Серафима в Александро-Невской лавре, пошел к нему по послушанию, чтобы помогать и заботиться о нем.

Вскоре кровавая волна репрессий захлестнула всю Петербургскую епархию. В ночь с 18 на 19 февраля32 большевики арестовали более пятисот монахов. Монастыри были полностью разрушены. Не раз случалось в церковной истории, что в самые жестокие времена гонений на Православную Веру Бог посылает особых мужей Божиих, являющихся хранителями чистоты Православия. В 30-40-х годах одним из них стал преподобный Серафим Вырицкий. В то время он писал стихи как пророчества о будущем России. Эти стихи запомнились очень многим, дошли до тюрем и лагерей. Он тогда был очень болен, но в Вырице уже не ходил к врачам, говоря: «Да будет на все воля Божия. Болезнь — это школа смирения, где действительно узнаешь о своей немощи». Вскоре потоки людей двинулись на Вырицу. У кельи старцев днями и ночами собиралось множество людей. Когда его родственники беспокоились о нем и состоянии его здоровья, старец Серафим отвечал им: «Теперь я всегда буду болеть. Пока я могу поднять руку, чтобы благословить людей, я буду встречаться с ними».

Отец Серафим всегда приглашал в первую очередь тех, кто больше всего в нем нуждался. Каждый раз выходила послушница и звала кого-то по имени и городу, где этот человек стоял и откуда приехал. Было загадкой, откуда Старейшина мог все это знать.

Для очень многих о. Серафим был благотворителем, который помогал им не только духовно, но и дельными советами, помогая найти работу и деньги через добрых людей. Очень часто он с благодарностью принимал деньги от своих посетителей, но о. Эти деньги Серафим сразу отдал тем, кто в них нуждался. Если кто-то давал ему одежду, о. Серафим всегда находил, кому их отдать.

Старец Серафим всегда был очень строг к себе. Он всегда был в посте, всенощном бдении и молитве. По понедельникам, средам и пятницам старец вообще ничего не ел. Иногда он не ел ничего по несколько дней. Окружающие его люди иногда думали, что он уморил себя голодом. Трудно назвать едой то, что он ел в те дни: в некоторые дни он съедал часть просфоры и пил немного святой воды. В другие дни он не ел ни одной картофелины, а ел тертую морковку. Очень редко он выпивал чашку чая с очень маленьким кусочком хлеба. Священники храма Казанской иконы Божией Матери на Вырице ежедневно причащали его.

Подражая своему небесному учителю, преподобному отцу Серафиму Саровскому, он предпринял на себе новый подвиг. Он молился в саду на коленях на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это происходило в те дни, когда его здоровье было очень плохим. Первые свидетельства о молении преподобного Серафима Вырицкого на скале относятся к 1935 году, когда на Церковь вновь обрушились гонители. Десять лет терпел старец этот подвиг. На самом деле это было мученичество во имя любви к ближнему. Со многими горячими слезами святой старец молился Богу о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира.

Люди действительно не знали, когда он спал. Всякий раз, когда кто-нибудь открывал дверь его камеры, он находил его на коленях плачущим и молящимся, воздев руки к небу, не замечая ничего вокруг себя.

Фр. У Серафима было много посетителей. Много раз в 30-е годы к нему в камеру приходили чекисты и обыскивали его вещи. Однажды пришли чекисты арестовывать старца, но люди, жившие с о. Серафим в доме попросил вызвать врача для подтверждения его состояния здоровья. Когда пришел врач, он подтвердил, что здоровье о. Серафим был в очень тяжелом состоянии и не позволил перевезти его в другое место. В другой раз, когда снова пришли чекисты, о. Любовь Серафима покорила их. Внезапная духовная перемена в душе начальника заставила их покинуть дом, не тронув смиренного старца.

Львы были послушны преподобным отцам Антонию Великому и Зосиме, медведи преподобным Сергию Радонежскому и Серафиму Саровскому. И самые жестокие звери в образе человека были послушны о. Серафим Вырицкий.

В 1941 г. Николай Муравьев, сын о. Серафима, был арестован и расстрелян. Новое горе пришло в жизнь старца.

Фр. Серафим знал о грядущей Второй мировой войне и о страшных годах ее для России. Когда нацисты напали на Россию, о. Серафим стал каждый день молиться на камне в своем саду. В 1941 Фр. Серафиму было 72 года, и здоровье его было плохим, и родственники помогали ему дойти до той скалы, а иногда просто несли его туда. Близкие просили его прекратить эту молитву на скале, так как видели, как тяжело ему физически. Икону поставили на молодой яблоне у той скалы. Он будет молиться на скале столько, сколько сможет. Иногда час, иногда два, иногда несколько часов. Без слез нельзя было смотреть на его страдания. Его просили прекратить этот подвиг и помолиться в своей келье, но он не пощадил себя. Сам Бог помог ему совершить этот подвиг! Так продолжалось все четыре года войны для России.

Известно, со слов самого Старца, что ни один дом на Вырице не был разрушен во время той войны. И ни один мужчина из Вырицы не был убит. Еще одним чудом было то, что когда фашисты были готовы занять Вырицу, они отправили туда тех солдат, которые были православными румынами. И если церковь Казанской иконы Божией Матери была закрыта, но, Слава Богу!, не разорена большевиками в 1938 году, то по многочисленным просьбам народа она была вновь открыта. Поначалу люди чувствовали себя в храме очень неловко, рядом с ними стояли оккупанты в нацистской форме, но, увидев, что они молятся и крестятся, как того требует церковь, перестали волноваться.

Когда нацисты услышали о пророчествах Старца, они тоже пошли к нему в гости. И как прежде с чекистом, о. Серафим мог обезоружить незваных гостей с помощью свыше. Прежде всего они были поражены, когда он приветствовал их своим хорошим немецким языком, которому он научился еще в годы, когда был купцом и часто бывал в Берлине и Вене, работая с немецкими и австрийскими компаниями. Один нацист спросил его, когда немцы возьмут Петербург. Старец ответил, что этого никогда не будет и немцы скоро уйдут из России, и человек, задавший этот вопрос, не вернется домой живым и будет убит под Варшавой. Один из тех румынских офицеров, посетивших Вырицу в 1980-х поклониться могиле старца. Он нашел людей, живших в Вырице во время войны, и подтвердил судьбу человека, задавшего этот вопрос.

В 1945 году скончалась схимонахиня Серафима (Ольга Николаевна Муравьева, жена Василия Муравьева, будущего преподобного Серафима Вырицкого). о. Серафим знал и говорил о том, что разлука ненадолго и скоро они встретятся в вечной жизни.

В последние годы жизни старец Серафим был прикован к постели. Ему был открыт час его упокоения. Накануне он благословил своих домочадцев иконами преподобного Серафима Саровского и велел матушке Серафиме, своей келейнице (мирянке), помнить о ее ребрах во время его отпевания. (Это предостережение было пророческим — во время отпевания, так как из-за очень большого скопления народа у матушки Серафимы было сломано два ребра.)

Рано утром явилась ему Пресвятая Богородица в сиянии. Правой рукой она указала на небо. Старец Серафим рассказал об этом своим домочадцам и сказал: «Сегодня не могу принимать гостей», и благословил позвонить о. Алексей Кибардин. Были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, Святителям Николаю и Серафиму Саровским. После причащения старец Серафим благословил читать Псалтирь и Святое Евангелие. Ближе к вечеру батюшка попросил посадить его на стул, и он начал молиться. Во время молитвы он иногда спрашивал, который час. Около 2-х часов ночи он благословил прочитать молитву об исходе души, затем перекрестившись со словами: «Господи, спаси и помилуй весь мир!», удалился в небесную обитель.

Три дня нескончаемый поток людей посещал гроб Старейшины. Все заметили, что руки старца были очень мягкими и теплыми, как будто он был живым. Некоторые люди чувствовали запах аромата возле его гроба.

В первый день после кончины старца Серафима исцелилась слепая девушка. Мать подвела ее к своему гробу и сказала: «Поцелуй дедушке руку». Вскоре после этого девушка начала видеть.

На почетном погребении преподобного Серафима Вырицкого было три больших хора: Казанского, Петропавловского на Вырице и Духовной Академии и Семинарии. В этот день по благословению митрополита Петербургского Григория занятия в Академии и Семинарии были отменены. Одним из студентов, стоявших у гроба старца, был будущий патриарх всея Руси Алексий II.

Святой и преподобный отец Серафим Вырицкий скончался 3 апреля 1949 года.

Святой отец Серафим, моли Бога о нас!

В.П. Филимонов, Журнал «Церковный вестник»

Перевод Миры Паркер

См. также:
http://serafim. com.ru/site/nstr_3.html
http://serafim.com.ru/site/nstr_1_01.html
http://serafim.com.ru/site/nstr_1_02.html

Примечание переводчика: Чудо преподобного Серафима Вырицкого

Вот так… Я здесь, в Америке, перевожу эту очень интересную статью о преподобном Серафиме Вырицком в течение последних нескольких недель, просматриваю очень много фотографий, подробностей его жизни, его икон и т. д. Вырица находится недалеко от Санкт-Петербурга. В Петербурге, и я читал, как преподобный Серафим молился во время Великой Отечественной войны за всех солдат, за Россию, за весь мир, и как он говорил румынским нацистам, которые приходили задавать вопросы, что немцы никогда не возьмут Ленинград…

I тронут…

Занимаясь всей этой работой, я вспоминаю о своем дяде, которого никогда не видел, погибшем во время ВОВ под Ленинградом (Санкт-Петербург). Моя семья не знала, где находится его могила и когда это произошло. Мама сказала, что в 1943 получили телеграмму о том, как он пропал. Это старший брат моей мамы. Моя мама много раз рассказывала мне эту историю. Его жена была очень красивой и больше никогда не выходила замуж, потому что ждала его возвращения домой. Моя бабушка ждала его всю свою жизнь. Дочь росла, не помня его.

Итак… Читаю и в какой-то момент подумал: «Мой дядя был там на войне, когда преподобный Серафим Вырицкий молился на скале 1000 дней. Дядя был так близко к тому месту… Хорошо бы когда-нибудь найти его могилу…» Я знаю, что мои родственники пытались это сделать и раньше, но безуспешно.

Я отправил свой перевод Джону Санидопулосу, который хочет опубликовать его в своем блоге. А на следующий день (вчера) мне позвонила Мама и сказала, что нашли в Интернете, где мой дядя был похоронен в январе 1943 года под Санкт-Петербургом. В братской могиле.

Она мне об этом рассказала, и я вспомнил одну из фотографий преподобного Серафима Вырицкого, которая мне так нравится. Я знал, что это он помог. Знаете, я много думал о нем в эти несколько недель, о его жизни, его семье, его жене, его подвиге. И в течение нескольких лет я молился за своего дядю, которого никогда не видел. И теперь его дочь собирается посетить его могилу в этом месяце.

Раньше такого не было. Это произошло не через месяц и не через неделю. Это случилось как раз в то время, когда я читал, переводил и думал о нем здесь, в Америке, и мои родственники снова начали искать информацию о моем дяде в ЭТО время, находясь там, в Казахстане. Разве это не ЧУДО? 🙂

Слава Богу за все!

Преподобный Серафим Вырицкий — Православная Церковь в Америке

Тропарь и кондак

Василий Муравьев (будущий преподобный Серафим) родился в 1865 году в городе Черемовский Ярославской губернии. Его родители, Николас и Чионе, были крестьянами. Когда Василию исполнилось десять лет, умер его отец, и он остался на попечении больной матери и сестры Ольги.

Добрый сосед взял Василия с собой в Санкт-Петербург и нашел ему работу продавца в магазине. У мальчика было тайное желание стать монахом, поэтому однажды он отправился в Александро-Невскую лавру, чтобы поговорить об этом с одним из старцев. Старец посоветовал ему остаться в миру и создать семью, а затем, когда дети вырастут, он и его жена должны служить Богу в монашеской жизни.

Василий воспринял эти слова как волю Божию и прожил свою жизнь так, как указал старец. Вернувшись в магазин, Василий продолжал работать и отправлять деньги домой семье. В двадцать четыре года Василий женился на своей жене Ольге.

Он начал свой собственный бизнес в качестве меховщика и стал очень богатым. У него были сын Николай и дочь Ольга. После смерти их дочери Василий и его жена согласились жить вместе как брат и сестра с этого времени.

Когда ему было около тридцати, Василий раздал большую часть своего состояния, пожертвовав деньги различным монастырям. Когда Николай подрос, Василий и Ольга пошли в монастыри служить Богу. Ольга приняла постриг в 1919 году с именем Христина и жила в Воскресенско-Новом Дивеевском монастыре в Санкт-Петербурге. Позже она была пострижена в схиму и получила имя Серафима. Умерла в 1945 году.

Мы не знаем, где Василий принял монашеский постриг (некоторые говорят, что на Афоне), как и какое новое имя он получил тогда.

В 1927 году он прибыл в Свято-Александро-Невскую лавру, где стал духовником монахов. Там он был пострижен в схиму с именем Серафим. Вскоре выяснилось, что преподобный Серафим получил от Бога дары прозорливости и врачевания, и многие люди приходили к нему за помощью и советом.

Епископ Новгородский Алексей (Шиманский) приходил к старцу в 1927 году с вопросом, не следует ли ему покинуть Россию, так как многим епископам и священникам грозил арест и казнь под коммунистическим игом. Прежде чем епископ успел произнести хоть слово, преподобный Серафим сказал: «Многие теперь хотят уйти из России, но нечего бояться. Ты нужен здесь. Ты станешь патриархом и будешь править двадцать пять лет».

Для Лавры настало время испытаний. Монахов арестовывали, ссылали и отправляли в трудовые лагеря. Многие из них были казнены. Начиная с 1929 года старца арестовывали четырнадцать раз. Свое священническое служение он продолжал в лагерях для военнопленных, где укреплял и ободрял своих сокамерников.

В 1933 году Старец вернулся из лагерей и поселился в Вырице. Это было очень красивое место с лесами и рекой, известное своим целебным климатом. В лагерях здоровье преподобного Серафима ухудшилось, он много раз подвергался побоям.

Деревянный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы был построен в Вырице в 1913 году в ознаменование трехсотлетия дома Романовых. Верхний храм имеет два престола: один посвящен Казанской иконе, другой — Святителю Николаю. Нижний храм был посвящен преподобному Серафиму Саровскому.

После некоторого выздоровления отец Серафим стал принимать посетителей, которые приходили к нему за советом и утешением. По его молитвам многие из страдающих от болезней получали исцеление. Власти вскоре заметили большое количество людей, приходивших к нему. Его камеру неоднократно обыскивали, обычно ночью. Однажды приехала милиция арестовывать старца, но врач сказал им, что отец Серафим не выдержит поездки из-за своих многочисленных недугов. Его решили оставить в покое, и так Господь сохранил жизнь Своему слуге.

Немцы вошли в Вырицу в сентябре 1941 года, но никто не пострадал, грабежей не было. Во время войны отец Серафим ослабел и теперь лишь изредка служил в часовне преподобного Серафима. С 1945 года отец Алексей Кибардин начал служить в Казанской церкви.

К весне 1949 года преподобный Серафим сильно ослаб и был вынужден оставаться в постели. Тем не менее, он разрешал посетителям приходить к нему по-прежнему.

Незадолго до кончины преподобному Серафиму явилась Пресвятая Богородица и велела ему ежедневно причащаться. Отец Алексей Кибардин причащал его в 2 часа ночи, но однажды он проспал и пришел только в 4 часа. Он извинился перед старцем за опоздание и заметил, что вокруг святого было какое-то сияние. Старец сказал: «Отец, не беспокойся. Святые ангелы уже причастили меня». Увидев его лицо, отец Алексей понял, что это абсолютная правда!

Старец велел отцу Алексию ехать в Москву и сообщить патриарху Алексию I, что через две недели отойдет ко Господу. Когда отец Алексий передал послание, Патриарх повернулся к святым иконам и перекрестился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts