Татьяна великомученица история: Святая мученица Татьяна (Татиана): житие
Содержание
Святая мученица Татьяна (Татиана): житие
Содержание статьи
- Святая мученица Татьяна: житие
- Святая мученица Татьяна: икона
- Святая мученица Татьяна: молитва
- Молитва первая
- Молитва вторая
- О святой мученице Татьяне:
- Фильмы о святой мученицы Татьяне:
Святая мученица Татьяна — 25 января день памяти: житие, икона, молитва
Святая мученица Татьяна: житие
Родилась святая Татьяна в Риме около 200-го года по Р.Х. Родители её были богатые и знатные граждане, которые в то же время были и тайные христиане.
Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тогда тесно связана с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, — все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, — все шли в храмы и воскуряли фимиам перед “гением императора. ” Начинался ли новый год, — всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов, что ты исполняешь все обряды народной религии!
Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, — но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны.
Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали её с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещённым масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь.
Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:
— Я хочу быть святой, — шептала она. — Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей! Когда св. Татьяна выросла, эта её мечта исполнилась. За свою благочестивую жизнь, за свою преданность Богу и постоянную готовность что-то сделать для других она была посвящена в диаконисы. В её обязанности входило учить вере оглашенных женщин и девушек, готовить их к святому Крещению, прислуживать при совершении этого таинства, заботиться о бедных, о больных и сиротах.
В это время опять вспыхнуло в Риме гонение на христиан. Велено было, чтобы все граждане принесли жертвы богам, и хватали всех, кто отказывался исполнить это веление. Среди схваченных оказалась и св. Татьяна.
— Принеси жертву Аполлону! — сказали ей. Вместо этого св. Татьяна стала молиться Христу. И вдруг земля заколебалась, статуя Аполлона упала и разбилась на мелкие куски, стены храма задрожали, и послышались стоны.
— Это стенают духи зла и лжи, — сказали про себя христиане, — чувствуют они, что приходит конец их обманам. Между тем св. Татьяну повлекли на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил их, и они увидели четырёх ангелов, окружавших святую. Тогда они пали к ногам святой Татьяны и стали молить её:
— Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя. Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Новообращённые мученики громко славили Христа и после короткого, но жестокого мучения все они, числом восемь, были усечены мечём и отошли к Господу, приняв крещение в собственной крови.
Читайте также — Верим, что по молитвам святой Татианы Господь избавит Отечество от мрака невежества!
На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить св. Татьяну. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, что на ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать св. деву принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Как знамение её чистоты, из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием, подобным благоуханию св. мира, ибо Татьяна, подобно св. миру была исполнена Св. Духа.
Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой, так как ангелы Божии, как и прежде, невидимо стояли около неё, ободряли её и отводили от неё удары на тех, кто пытался причинить ей страдания. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.
Святая же, встав, обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их — бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.
Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней. Утром её снова привели на суд и снова все были поражены её прекрасным видом. В этот день святая сокрушила своей молитвой храм богини Дианы и снова претерпела за это страшные мучения. На другое утро св. Татьяну привели в цирк и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: бестрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. Но теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство.
Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Толпа, подумав, будто это был какой-то ручной или слабосильный лев, заволновалась и потребовала, чтобы его убрали с арены. Некоторые зрители, возглавляемые одним знатным сановником, кинулись исполнять пожелание толпы. Но лев, кинувшись на сановника, тут же растерзал его. После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Язычники пришли тогда к заключению, что чудеса эти совершаются только силой волос Татьяны. Её остригли и заключили в храм Зевса.
Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Зевса лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая пребывает в радости, молясь Богу. Тогда Ульпиан произнёс смертный приговор, и св. Татьяна была обезглавлена. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году.
_____________________________
« Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? » ( Рим. 8:35). Эти слова св. апостола Павла буквально исполнились в жизни св. Татьяны: ничто не смогло поколебать её веры в Господа Иисуса Христа, Которому она отдала свою молодую жизнь.
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: молитва
Молитва первая
О святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святая мученице Татиано! Невесто Сладчайшаго Жениха твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия! Страданьми, яко одеждами царскими одеянная, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечней! От дней младых Богу обещавшаяся святая служительнице Церкве, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошением нашим сердечным, и не отвергай молений наших! Даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетелей веди нас, Ангельское охранение испроси у Бога нам. Наши раны и язвы телесныя сотвори безболезненны, в злострадании терпение даруй. Греховныя язвы уврачуй. Юность нашу огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози! Поминай наши скорби, и отраду даруй! Посети нас, сущих в темнице греха: на покаяние настави скоро, возжжи пламень молитвы! Не оставь нас сирых! Да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу сил, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О святой мученице Татьяне:
- Татьянин день (25 января): сила веры и воли
- Почему Татьянин день — праздник студентов?
- Если бы святая Татиана была студенткой…
- День мученицы Татианы – имеет особое значение для России
Фильмы о святой мученицы Татьяне:
Поскольку вы здесь. ..
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Святая мученица Татиана Римская — Русская вера
Святая Татиана — раннехристианская мученица, пострадавшая в Риме в III веке при императоре Александре Севере. В России святая Татиана считается покровительницей просвещения, студентов, образования. Поэтому и день ее памяти 25 января (12 января ст. ст.) называется Днем студентов. У нее просят помощи в освоении наук, защиты от злых сил.
Содержание
- Житие святой мученицы Татианы
- Почитание мученицы Татианы. Кондак, тропарь и канон святой
- Святая мученица Татиана. Иконы
- Храмы во имя святой мученицы Татианы
Житие святой мученицы Татианы
Мученица Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье консула. Ее родители являлись христианами и воспитывали свою дочь в благочестии. По достижении совершеннолетия Татиана отказалась от замужества. За глубокую веру и добродетельную жизнь Татиана была поставлена в диакониссы. Она участвовала в богослужении, в круг ее обязанностей входила также подготовка людей к таинству Крещения, помощь в этом обряде. Неустанно она проповедовала слово Божие, посещала больных, делами исполняя заповедь Господа о любви к ближним. Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антонин Гелиогабал (204-22 гг.), на царский престол был возведен шестнадцатилетний Александр Север (208-235 гг.). Его мать, Юлия Авита Мамея, была христианской. Она научила сына почитать Христа, но несогласно с верой Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и поклонялся им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея и других. Сам Александр, как сын христианки, не преследовал христиан, но его наместники, правители областей и консулы, сильно притесняли христиан. Так как сам Александр был слишком молод, управление государством было поручено некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх Улепиан, жесткий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они разослали повсюду повеление, чтобы христиан всюду принуждали поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения страшными мучениями и смертью. Тогда и в Риме, и во всех областях государства полилась кровь христиан. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали смерти.
Во время гонений была схвачена и Татиана. Ее привели в храм Аполлона, где пытались заставить поклониться статуе этого языческого бога. Татиана вознесла молитву Господу, и произошедшее землетрясение разрушило статую Аполлона и обрушило часть храма, под которой погибло много людей: «Диавол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху». После этого Татиану подвергали пыткам, но следы мучений исчезали с ее тела. Во время пыток по молитве святой мучителям явились четыре ангела и голос с небес, обращенный к Татиане. Эти чудеса заставили мучителей уверовать во Христа. После этого ее мучители сами были казнены. Также известно, что среди чудес, которые произошли во время мучений святой, были разрушение храма языческой богини Дианы и усмирение льва, которому Татиана была брошена на съедение. После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, ее бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и длинных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Палачи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли ее на два дня в храме Зевса. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Зевсу, обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой. После этого ей был вынесен смертный приговор, и она была усечена мечом вместе со своим отцом, который, видя страдания своей дочери, не пожелал оставаться тайным христианином и пошел на страдания вместе с ней. Это произошло 25 января (12 января ст. ст.) 226 года.
Почитание мученицы Татианы. Кондак, тропарь и канон святой
Мученица Татиана почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко ее почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татиана считается русским и употребляется только в некоторых, по большей части славянских, странах. После того, как 25 (12 января ст. ст.) января 1755 года императрицей Елизаветой Петровной (1709-1762 гг.) был подписан указ об открытии Московского университета, Татьянин день стал праздноваться ежегодно сначала как день рождения Университета, а позднее и как праздник всех студентов.
Тропарь, глас 4
Агница Твоя Исусе Татияна зовет велиим гласом, Тебе Женише мой любящи, и ищущи стражду и сраспинаюся, и спогребаюся крещением Твоим, и муки приемлю Тебе ради, яко да царствую с Тобою, и умираю надежду имея на Тя, яко да живу у Тебе. Но яко жертву непорочну приими мя с любовию пожершуютися. Тоя молитвами Христе Боже спаси душа наша.
Кондак, глас 4
Светле во страдании своим восия страстотерпице, от кровей своих преиспрещена. Яко красная голубица, к небеси возлете Татияно. Моли присно за чтущия тя.
Библиотека Русской веры
Канон святой мученице Татиане →
Читать онлайн
Святая мученица Татиана. Иконы
На иконах святая мученица Татиана изображается в рост или по пояс. В правой руке она держит крест — обычная деталь на иконах святых, которые приняли мученическую смерть за Христа.
Святая мученица Татиана. Современная икона
Мученица Татьяна. Доленко Н.В. (выпускница Иконописной школы 1997 г.)
Святая мученица Татиана. Минея Январь (фрагмент). Русский Север. I половина XVI в. Из коллекции Н.И. Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург | Святая мученица Татиана. Минея Январь (фрагмент). Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии |
Храмы во имя святой мученицы Татианы
Старообрядческих храмов, освященных во имя мученицы Татианы, нет. Также нет сведений о сохранившихся дораскольных церквях во имя святой мученицы Татианы. Татианинские храмы более позднего периода существуют в Москве при МГУ (построен в 1833-1836 гг.), во Владивостоке при при ДВГТУ (построен в 2000 г.), в Туринской слободе Свердловской области (построен в 2003 г.), в с. Бобрава Белгородской области (построен в 2004 г.), в Луганске (построен в 2007-2010 гг.), в Одессе (построен в 2006 г.) и в Варшаве при мужской гимназии (построен между 1820 и 1823 гг.).
Храм Святой великомученицы Татьяны в Одессе
На территории Одесской национальной юридической академии им. С.В. Кивалова – храм всех, кто продолжает учиться. На самом деле считается, что храм великомученицы Татианы – это святое место всех студенчества.
Немного истории
Сергей Кивалов, народный депутат нескольких созывов, президент Национального университета Одесская юридическая академия, решил построить храм для всех студентов и преподавателей Украины. Как всем известно, покровительницей всех студентов является святая Татьяна, жившая во времена правления императора Римской империи Александра Севера. Это единственный храм в Украине, куда могут обратиться за помощью и студенты, и аспиранты, и школьники, и преподаватели.
Во времена Римской империи очень сильно били языческие корни религии. Но юная девушка Татьяна, хотя и предстояла страшная смерть, не отказалась от молитвы Господу Богу Иисусу Христу. За это церковь признала ее святой. Она покровительствует всем, кто учится. Храмовый праздник – Татьянин день (но о нем мы поговорим чуть позже).
В 2006 году митрополит Одесский и Измаильский Агафангел освятил храм. Строительство велось на пожертвования. Преподаватели, студенты и простые жители города вылетели у Храма. Определенную сумму средств смог выделить Сергей Кивалов. Студенты не только жертвовали на Храм, но и оказывали посильную помощь в строительстве. На самом деле они были помощниками.
Храм Святой Великомученицы Татьяны сегодня
За 13 лет своей истории Храм стал культовым местом для всех школьников Украины. В Татьянин день здесь собираются тысячи прихожан не только из Одессы и области, но и со всей Украины. Перед началом занятий студенты просят помощи у покровительницы Татьяны. Здесь люди создают свои молодые семьи.
Венчает и крестит настоятель храма протоиерей Олег Мокряк. Здесь всегда можно исповедоваться и причаститься. На молитвы и богослужения в Храм приходят не только студенты, но и преподаватели: академики, доценты, кандидаты наук и рядовые преподаватели. Храм никогда не пустует.
На данный момент ведутся строительные работы. На территории Храма строится церковно-приходская школа.
Празднование Дня великомученицы Татьяны
Ежегодно, 25 января (в 2020 году — это будет суббота) здесь проходят праздничные литургии. На службу едут студенты, учителя и Татьяна со всего города и области. Они просят заступничества. После литургии всех прихожан ждет благотворительный ужин. Это настоящая традиция. Студенты варят кашу с тушенкой прямо на улице, на костре. Каждый год не менее 1000 человек готовят ужин. Пища благословляется и освящается настоятелем Храма.
Храм находится на 4-й станции Большого Фонтана. Двери всегда открыты для прихожан со всего мира. Главной святыней Храма является частица мощей святой великомученицы Татианы.
Материал подготовлен в поддержку конкурса «Храмы и станции» @jurgan.
Авторы материалов: @jurgan и @altenor
______________________________________________________________
[Торговля, обмен и вывод криптовалюты на банки и карты ПС](https://livecoin. net/?from=Livecoin-dtfQaHGF)
________________________________________________
[Раздача бесплатных сатоши](https://7-go.ru/BitcoinOpenProjectBot?start=332447)
Святая Новомученица Татьяна Гримблит
Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство уготован вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Матфея 25:34-36, 40).
То, что мы живем во все более секуляризованном обществе, о чем так часто сетуют современные христиане, неоспоримо. Тем не менее, многие ли из нас могут честно заявить, что страдали от чего-либо помимо малейшего неудобства или смущения из-за своих убеждений? Хотя это правда, что проявления явной религиозности в общественных местах вызывают все большее неодобрение, личная вера по-прежнему ценится. Дела милосердия и филантропии, независимо от того, совершаются ли они отдельными верующими или религиозными организациями, повсеместно восхваляются. Как бы ни менялась волна, немногим из нас стоит беспокоиться о том, что она может увлечь нас, пока мы стоим твердо. В этом нам очень повезло.
Не так давно – да, на памяти живущих – в Советском Союзе была совсем другая ситуация. Молодая женщина по имени Татьяна Николаевна Гримблит, ничем не выдающаяся, кроме своей добродетели, неоднократно подвергалась арестам и ссылкам и, наконец, казнена только за то, что помогала и поддерживала других, также арестованных и сосланных. Такова была природа воинствующего атеистического режима 20-30-х годов прошлого века, что эти простые акты христианского милосердия, совершаемые обычной молодой женщиной без какой-либо политической принадлежности, рассматривались как антиреволюционная агитация, заслуживающая смертной казни. Нельзя не вспомнить пророчество св. Антония Великого, записанное в Изречения отцов-пустынников : «Наступает время, когда люди сойдут с ума, и когда они увидят кого-то, кто не безумен, они нападут на него, говоря: «Ты сумасшедший, ты не такой, как мы».
Юная Татьяна со своей семьей
Родившись в 1903 году в Томске, город на юге Сибири, Татьяна получила типичное для своего времени и места воспитание. К 1920 году, когда гражданская война перекинулась на Сибирь и страну стали охватывать политические репрессии, Сибирь для многих стала местом ссылки и заключения. Юная Татьяна, которой было всего семнадцать лет, начала использовать собственные заработки (она тогда работала воспитательницей в доме для трудных детей) и все, что ей удавалось собрать в местных церквях, на приобретение продуктов для заключенных в местной тюрьме. Ее практика заключалась в том, чтобы посетить тюрьму, узнать у администрации, кто из заключенных не получил посылок с продуктами, а затем попросить выдать им привезенную ею провизию.
В 1923 году, когда Татьяне было 20 лет, она ездила с провизией для заключенных в Иркутск, за 1500 верст, что даже в нынешних условиях больше, чем сутки езды от Томска. Здесь ее арестовали и обвинили в антиреволюционной деятельности: проще говоря, за проявление христианского милосердия к заключенным. Она была освобождена после четырех месяцев в тюрьме, но затем снова была ненадолго заключена в тюрьму в 1925 году, в возрасте двадцати двух лет, снова за помощь сокамерникам. За это время Татьяна, которая всегда была искренне верующей, — любовь к Богу и Церкви привил ей дед, протоиерей Антоний Мисюров, — познакомилась со многими выдающимися архиереями и священнослужителями, находившимися в заключении в Сибири.
Татьяна после ареста
Ее дела милосердия стали привлекать больше внимания властей, которые начали собирать показания о ее деятельности, в результате чего была получена следующая оценка: «Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства то есть в Нарымской области, Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Она осуществляет сборы и отправляет их частями по почте, обычно с письмом. У Гримблит тесные связи во всех тихоновских приходах, среди которых она проводит сборы». [1]
6 мая 1925 г. начальник секретного отдела ОГПУ допросил 22-летнюю Татьяну о том, помогает ли она священнослужителям и через кого ей доставляются посылки с провизией. [2] Она охотно объяснила свою деятельность, сказав, что в течение последних пяти лет она организовывала отправку или доставку посылок епископам, клиру, мирянам и совершенно незнакомым ей людям. Все это время она отказывалась называть кого-либо из священнослужителей, которым она помогала, или кого-либо еще, кто помогал ей в обеспечении и доставке этих продуктов. На следующий день она была арестована и после этого находилась в каторжной ссылке — сначала по Сибири, затем через Казахстан и, наконец, в Туркестан — до 19 марта.28. Ей было двадцать четыре года, когда она освободилась от третьего срока заключения.
Церковь Св. Николая в Пыжах (Москва)
Вскоре после освобождения Татьяна переехала в исторический район Москвы, Замоскворечье. Там она пела на клиросе при Никольской церкви в Пыжах, настоятелем которой был ее близкий знакомый архимандрит Гавриил (Мелекесский, 1888-1959), впоследствии прославленный как исповедник веры. Не испугавшись невообразимых страданий, через которые ей, должно быть, пришлось пройти, Татьяна не только возобновила свои дела милосердия, но даже увеличила их.
Архимандрит Гавриил
К двадцати пяти годам, после нескольких арестов и двух лет заключения, Татьяна уже стала всенародной благотворительницей. Помогая заключенным, посещая их, снабжая их материальными благами и предлагая им моральную поддержку, она стала средством служения Христу и ближнему. С точки зрения ее благотворительной деятельности и помощи, ее надежности и настойчивости, а также широты круга людей, которым она помогла, не было никого подобного ей. Для многих она стала новым Филаретом Милостивым.
В начале тридцатых годов по стране прокатилась новая волна религиозных гонений, в ходе которой были арестованы десятки тысяч священнослужителей и верующих. 14 апреля 1931 года Татьяну арестовали в четвертый раз. На допросе через несколько дней она снова охотно призналась, что помогала заключенным и сосланным. Она объяснила, что помогала всем, кому могла, особенно в начале, независимо от того, принадлежали они к Церкви или нет, и независимо от того, были ли они заключены в тюрьму по политическим или уголовным обвинениям. Ее беспокоило только то, что они нуждались в помощи, а помочь им было некому.
Через несколько дней, 30 апреля 1931 года, Татьяну приговорили к трем годам лишения свободы и отправили в Вишерский трудовой лагерь Пермской области. Здесь она нашла новый способ помогать соседям, выучившись на фельдшера. В 1932 году, выйдя на свободу с ограничением передвижения, она предпочла переехать в старый город Юрьев-Польский Владимирской области. После снятия ограничений в 1933 году Татьяна уехала в старинный город Александров того же района, где устроилась работать фельдшером в местную больницу. Свой последний ход она сделала в 1936, на этот раз в село Константиново Московской области (совсем недалеко от Троице-Сергиевой Лавры), где устроилась в областную больницу медсестрой и лаборантом.
Епископ Иоанн (Пашин) после ареста
Татьяна продолжала не только всеми доступными средствами оказывать материальную помощь заключенным священнослужителям и верующим, но, что не менее важно, писала им письма, часто становясь для них единственным источником моральная поддержка со стороны внешнего мира. Один из ее заключенных корреспондентов, епископ Рыльский Иоанн (Пашин) (1881-1938), прославленный потом Новомучеником, писал ей из лагеря, в котором он находился, следующее:
«Моя родная, дорогая Татьяна Николаевна! Я получил твое письмо и не знаю, как отблагодарить тебя за него. Он дышит таким теплом, любовью и хорошим настроением, что день, когда я получил его, был одним из самых счастливых для меня. Я прочитал ее три раза подряд, а потом еще раз прочитал своим друзьям: владыке Николаю и о. Сергий, мой духовный отец. Да! У вас доброе сердце, и вы счастливы – за что вы должны благодарить Господа. Это не от нас; это дар Божий.
Икона епископа Иоанна (Пашина)
«Ты, по милости Божией, понял, что самое большое счастье здесь, на земле, любить и помогать людям. А ты – слабая, бедняжка – с божьей помощью согревай несчастных, как солнце, своей добротой, помогая им, чем можешь. Вспомни слова Божии, изреченные устами святого апостола Павла: сила моя совершается в немощи. Дай вам Господь сил и здоровья идти по этому пути много-много лет и смиренно творить добро во имя Господа. Твой рассказ о болезни [3] тоже был трогательным, как и твои дальнейшие приключения. Как мудро и милосердно устроил Господь, чтобы ты, испытав тяжелую болезнь,[4] пошел дальше изучать медицину и теперь трудишься в области лечения больных и страждущих, попутно зарабатывая небольшие, необходимые тебе деньги. жить дальше и помогать другим. Сколько слез утрется, сколько страданий облегчит этот святой труд… Вы работаете в лаборатории, в аптеке? Замечательно! Вспомни святого великомученика Пантелеймона Целителя с его ящиком с лекарствами в руках (каким он изображен на иконах) и трудись во имя Господне, трудись во славу Божию. Пусть крестоносное знамение охраняет все лекарства, рассыпанные в порошок или разлитые во флаконы. Слава Господу Богу!»
Другой ее корреспондент, архиепископ Волынский и Житомирский Аверкий (Кедров) (1879-1937), сам впоследствии расстрелянный, писал Татьяне из места ссылки в Бирск, город в Башкортостане, расположенный на правом берегу р. Белая:
Архиепископ Аверкий (Кедров)
«Получил ваше запечатанное письмо, а потом вашу открытку. И за то, и за другое я приношу вам свою сердечную благодарность. Слава Богу – они по-прежнему полны бодрости и света, крепкой веры и твердого упования на промыслительную руководящую руку Всевышнего. Слава Богу! Пусть никогда не иссякает и не убавляется в душе твоей этот живительный источник, который здесь, на земле, облегчает принятие жизненных невзгод, несчастий, ударов, неудач и разочарований. Путь жизни твоей, благословенный Господом, еще не долог, но сколько бурь пролетело над твоей головой. И не только над головой: как острое оружие, они пронзили и твое сердце. Но они не поколебали его и не сдвинули с краеугольного камня, скалы, на которой он покоится, под которой я разумею Христа Спасителя. Эти бури не погасили пламя веры, горящее ярко и горячо. Слава Богу: радуюсь и преклоняюсь перед твоим подвигом непоколебимой преданности Творцу и перед теми мучительными скорбями, испытаниями и нравственными страданиями, через которые прошел твой путь, ведущий к победе в твоей душе Христа над Велиаром. , неба над землей, света над тьмой. Да спасет, защитит и поможет тебе Христос и впредь бесстрашно и непоколебимо стоять на Божественном страже святых Своих угодников…»
Из всех мест на земле Татьяна больше всего любила Дивьево, дом женского монастыря, имевшего такое место в сердце преподобного Серафима Саровского. Ее духовник, протоиерей Павел Перуанский, впоследствии преставившийся в заключении в первый день Пасхи 1938 года, служил настоятелем храма Казанской иконы в Дивеево. В письме архиепископу Аверкию (Кедрову) от 5 сентября 1937 года, находившемуся тогда в ссылке в Бирске, Татьяна выразила свою любовь к Дивьеву: «Дорогой владыка Аверкий! Почему-то я давно не слышал от вас новостей. Я побывал в Дивьево и Сарове, проведя там замечательный месяц. Замечательно хорошо. Нет, в Раю не может быть слаще, потому что больше ничего нельзя любить. Да благословит Господь тех людей, чьи прекрасные души сейчас передо мной. Я глубоко влюбился в это место, и меня всегда тянуло туда. Я уже третий год там, каждый раз остаюсь дольше. Я бы остался там навсегда, но у меня нет на это благословения. Но все благословили поездку туда на каникулах».
Казанская церковь в Дивьево, где служил духовник Татьяны
В тот же день, когда она написала это письмо, Татьяна была арестована в последний раз. Офицеры НКВД застали ее за письмом к священнику в ссылке, оборвав ее на полуслове. [3] Отправляясь в тюрьму, она оставила подруге простую, спокойную записку с подробными инструкциями для информирования матери. Она закончила записку такими словами: «Крепко обнимаю вас всех. Я благодарю вас всех за все. Надев свой крест, тот, что на мне, я знал, что снова пойду. Я не только в тюрьму пойду за Бога, но и в могилу с радостью».
Сотрудники НКВД после допроса самой Татьяны допросили ее коллег из больницы в Константиново о ее деятельности там. Один рассказал о ее отношениях с пациентами:
«Я знаю, что Гримблит посещала в больнице пациента, с которым у нее не было никаких отношений в плане медицинского обслуживания. В результате наутро больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи, подвалы и т. д. Этот факт навел меня на мысль, что Гримблит вел с пациентами беседы о религии».
Другой коллега, говоря о твердом исповедании Татьяны веры, сообщил:
«Гримблит, зимой 1937 года, сидя с тяжелобольным в палате, встал и демонстративно перекрестил больного в присутствии пациентов и медицинского персонала. В беседах, сравнивая положение в тюрьмах при царском режиме с нынешним, Гримблит говорил: «При советской власти можно найти столько же возмутительного, что и раньше». трачу деньги на вино и фильмы, а я тратил их на помощь заключенным и церкви.» На вопрос о кресте, который она носит на шее, Гримблит неоднократно отвечала: «Я отдам свою голову за крест, который ношу на шее. Пока я жив, его никто не удалит. Если кто-нибудь попытается снять мой крест, он должен будет снять его вместе с моей головой, так как он носится вечно».
Другой обвинил ее в превышении полномочий:
«Я знаю, что Гримблит очень религиозный человек, который ставит религию превыше всего… Более того, Гримблит использовала свое служебное положение для привития религиозных чувств госпитализированным пациентам. При исполнении служебных обязанностей Гримблит выдавала больным лекарства со словами: «С Господом Богом!» Одновременно она крестила больных. Гримблит надевает кресты на шею слабых пациентов».
Наконец, еще одна коллега рассказала о чувствах Татьяны к подрастающему поколению:
«Относительно воспитания детей в настоящее время Гримблит не раз говорил: «Что можно ожидать от сегодняшних детей в будущем, если их родители сами не верят и запрещают верить своим детям». в упрек родителям, она говорила: «Даже если ты отвернешься от Бога, рано или поздно Он за все ответит». крест, за который она дала ей угощение».
После этих показаний Татьяну снова допросили. На вопрос о том, как она проявляла свои религиозные убеждения по отношению к советской власти и окружающим ее людям, Татьяна ответила: «Перед властью и окружающими я старалась показать себя честным и добросовестным работником, тем самым демонстрируя, что религиозный человек тоже может быть нужным и полезным членом общества. Я не скрывал своей религиозности». На вопрос, признает ли она свою вину в проведении антисоветской агитации во время работы в больнице, она ответила: «Никогда нигде антисоветской агитации не вела. Когда люди жалели меня и говорили: «Лучше бы ты лучше одевался и ел, чем посылал кому-то деньги», я отвечал: «Ты можешь потратить свои деньги на красивую одежду и на отборную еду, но я предпочитаю больше одеваться». скромнее и питаться проще, а оставшиеся деньги использовать для отправки тем, кто в них нуждается» 9.0003
После допроса Татьяну поместили в тюрьму в Загорске (известном до и после советских времен как Сергиев Посад, город, в котором находится Троице-Сергиева Лавра). 13 сентября 1937 года следствие было завершено и составлено обвинительное заключение. 21 сентября, перед вынесением обвинительного акта на суд, Татьяне была задана последняя серия вопросов:
«Вас обвиняют в антисоветской агитации. Вы признаете свою вину?»
«Я не признаю своей вины. Я никогда не занимался антисоветской агитацией».
«Вас обвиняют в совершении диверсий и умышленном убийстве пациентов в больнице села Константиново. Вы признаете свою вину?»
«Я не признаю своей вины. Я никогда не занимался подрывной деятельностью».
22 сентября Татьяну приговорили к смертной казни. На следующий день ее отправили в тюрьму в Москве, где ее сфотографировали для своего палача. Расстреляна 23 сентября 1937 года и похоронена в безымянной братской могиле в Бутово. Ей было тридцать три года.
Икона Новомучеников Бутовских
+++
Татьяна Николаевна Гримблит была официально реабилитирована в последние месяцы существования Советского Союза, 11 октября 1991 года. Но это, конечно, не имело решающего значения. Что еще более важно, она официально причислена к лику святых указом Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года. Новомучеников и Исповедников Российских (ближайшее к 25 января/7 февраля воскресенье) и Собора Новомучеников Бутовских (четвертая суббота по Пасхе).
Тропарь, глас III :
Женам-мироносицам в добродетели подражая, сущим в темницах и кандалах усердно служил еси; и образ евангельского милосердия нам явив, мученическую кончину за Христа приняла еси, всеславная Татиана; стоя сейчас перед престолом Божьим, молись, чтобы наши души были спасены.
+++
Сохранилась тетрадь со стихами св. Один комментатор хорошо описал впечатление, произведенное этими стихами: «Не величие поэтического слога привлекает читателя этих стихов, а прежде всего безграничная и вечная любовь ко Христу, выраженная в слове и засвидетельствованная самой жизнью и смертью святой мученик». Названия стихотворений дают некоторое представление об их содержании: «Вечная память», «У креста», «Всенощное бдение», «Тихо», «В темнице», «Тайна Сибири», «Молитва», «Слезы», «В изгнании», «Ангелу-хранителю», «Помилуй меня, Боже» и многие другие. Используя простую схему рифмовки ABAB, они содержат размышления о ее жизни, ее вере в Бога и судьбе ее нации.
В заключение мы предлагаем наше исполнение двух ее стихотворений на английском языке:
Вечная память
Ложь и клевета я получу
За мою любовь и мой труд,
Любое мое имя каждая душа забудет.
Твое воспоминание обо мне — величайшая милость.
О мой Христос, неужели Ты не помнишь мое имя?
Твоя вечная память даруй мне, умоляю.
И вот! С радостью иду дальше.
Ушло горе, и муки больше нет.
Кто моему скорбному сердцу утешил,
И любовью и радостью наполнил его,
В великие дела обратил столь тяжкий труд
И облагородил мой тяжкий труд?
Я юность свою облек в ткань покаяния
И выпил эту чашу до дна,
Ты наградишь меня вечной памятью Твоей,
В моей вере, когда я буду похоронен.
Двенадцать лет
Двенадцать лет подходят к концу,
Мой конец приближается.
Так пришли ко мне мои детские надежды,
Дни, которые я оставил позади.
Душе отрадовать хотят,
Веселье их изобилует,
Молитва их чиста, сердце легко,
Верою звучат они.
Мое утешение не в игре,
В шалости и веселой игре.
Тебя я призывал и Тебе молился,
И рано избрал свой путь.
Господи, я отдаю Тебе всю свою молодость,
Мою энергию и мою силу,
Я буду твердо стоять за Истину Твою»,
В шестнадцать лет я так молился.
«Мое сердце чисто. Бедами мира
Еще не порабощен.
Возьми его, сделай его Твоей обителью,
От греха воздержись».
Я всегда молился перед Крестом Твоим. Ко мне
Ты терпеливо приклонил Свой слух,
Я знаю, что такое тюрьма с семнадцати лет,
Ты дал мне силу и взял мой страх.
И здесь я тринадцать лет
На службе Твоей воли,
Моя сила и молодость, мои радости и слезы,
Я кладу пред Твои стопы.
Господи, прими меня на путь мой,
Конец мой приближает ночь.
Прости меня в Твоей любви. И даруй
Твое подобие моим проводником.