Теория идей платона кратко и понятно: Философия Платона – кратко — Русская историческая библиотека
Содержание
Философия Платона – кратко — Русская историческая библиотека
Содержание:
Сущность философии по Платону
Платон о диалектическом методе философского познания
Мир вещей и мир идей у Платона — кратко
Устройство вселенной по Платону
Учение Платона о душе — кратко
Учение Платона о государстве – кратко
читайте также статьи Философия Сократа – кратко, Философия Аристотеля – кратко, Платон — биография, Платон – краткая биография, Диалоги Платона – краткое содержание, Диалоги Платона – анализ, Диалектика у Платона, Мир идей и мир вещей у Платона, Платон о Вселенной, Учение Платона о душе, Учение Платона о государстве, Платон «Государство» – краткое содержание, Платон «Законы» – краткое содержание, Аристотель – биография и Аристотель – краткая биография, Пифагор и пифагорейцы, Пифагорейская школа философии
Сущность философии по Платону
Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.
Философия Платона. Кратко. Слушать аудиокнигу
Платон о диалектическом методе философского познания
Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно. Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и применения философской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах. (См. также Учение Платона о познании.)
Мир вещей и мир идей у Платона – кратко
Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы.
Великий греческий философ Платон
Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей является только его бледным призраком. Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком. В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной, бескачественной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием.
Учитель Платона, Сократ
Автор фото — Eric Gaba
Устройство вселенной по Платону
В философских представлениях Платона о космосе и вселенной чувствуется сильное влияние мифологии – возможно, даже восточных традиций, воспринятых им во время его многолетних путешествий. Бог – зодчий вселенной – при её создании соединил в ней идеи с вещественной материей. Сущность универсума подобна человеческой: он имеет разумную душу и является личностью. «Зодчий мира» распределил материю на пять стихий и дал Вселенной форму той геометрической фигуры, в которую можно заключить (вписать) все остальные – шара. Это шар внутри состоит из концентрических сфер, по которым движутся планеты и небесные светила. Закономерный, а не произвольный характер движения этих светил служит, по мысли Платона, лучшим доказательством того, что космос управляется разумной волей — мировой душой. (См. статью Платон о мироздании.)
От разума неотделимы идеи красоты и гармонии. Расстояния между орбитами планет соответствуют первым трем числам, их квадратам и кубам: 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27. Если дополнить ряд этих цифр вставкой между ними пропорциональных чисел, получатся математическая последовательность, соответствующая отношениям между тонами лиры. Отсюда Платон утверждает, что вращение небесных сфер создаёт музыкальную гармонию («гармония сфер»).
Но так как во вселенной соединены идеальное и материальное начала, она управляется не одним разумом, а и второй – инертной, слепой и косной – силой: законом необходимости, который Платон образно именует роком. Движения планет в направлении, противоположном движению звездного неба, доказывают, то, что во вселенной действуют силы, противоположные одна другой. При создании Вселенной разум преобладал над законом материальной необходимости, но в некоторые периоды злой рок может достигать преобладания над разумом. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос.
Учение Платона о душе – кратко
Платоновское учение о душе изложено в диалогах «Тимей» и «Федр». По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни. После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет.
Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян.
Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождена от грубо-чувственных влечений. Такая любовь и получила с тех пор название «платонической».
Учение Платона о государстве – кратко
На вышеизложенных представлениях о трёх частях души основана государственная философия Платона. Каждой из этих трёх частей следует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гармонии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедливость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.
Идеальный город. Картина, приписываемая Пьеро делла Франческа или одному из его учеников и навеянная мотивами идеального государства Платона
Источник изображения
«Справедливость, – говорит Платон, – водворится только тогда, когда философы станут царями или цари философами». Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произведения умственного творчества следует подчинить строгому правительственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные, полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулироваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин.
Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.
© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без разрешения правообладателя запрещены!
Более подробные статьи о взглядах Платона на отдельные вопросы философии — см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»
Читайте также статьи Философия Иоанна Скота Эриугены, Философия Фомы Аквинского — кратко, Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Паскаля – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Просвещения — кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Фейербаха – кратко, Философия Огюста Конта – кратко, Философия Ницше – кратко
21.
Теория идей Платона
Особое место в
философии античной классики принадлежит
философу Платону, главным стержнем и
достоинством философии которого,
является теория идей, которую Платон
продолжал развивать всю свою жизнь.
По теории Платона
какие-либо вещи физического мира имеют
свои высшие причины в невидимом мире
идей, и существуют только за причастности
этих идей. Идеи становятся как источник
бытия вещей. Задача человека, по мнению
Платона, приблизится к настоящему миру
— мира иерархично расположенных идей,
верхнее место из которых занимает идея
Блага. Идея Блага из слов Платона —
причина всего правильного и прекрасного.
Согласно Платону,
окружающий нас видимый материальный
мир является всего лишь “тенью”
умопостигаемого мира “идей”. В то время
как “идея” является неизменной,
неподвижной и вечной, вещи материального
мира постоянно возникают и гибнут.
Противопоставление материи и идей
Платон дополнял противопоставлением
тела и души. Тело смертно — душа
бессмертна. Назначение тела — быть
временным вместилищем души.
Платон верит в то,
что все воспринимаемое нами предметы
и вещи повседневного опыта, – есть
просто видимость. Подлинной реальностью
обладает только мир идей, порождающий
эту видимость. Таким образом, можно
сказать, что определенная черная лошадь
получает свой облик от универсальной
формы лошади и от идеи черноты.
Воспринимаемый нами с помощью чувств
физический мир находится в постоянном
изменении. Универсальный мир идей,
воспринимаемый умом, напротив, неизменен
и вечен.
24. Аристотель и особенности его философии
Аристотель —
великий греческий философ, систематически
разработавший все отрасли знания своего
времени. Основатель своей философской
школы в Афинах.
Философию
Аристотель делил на три вида:
• теоретическую,
• практическую —
• творческую
–
Целью первичной
философии было выявление сверхчувственных,
неизменных и вечных начал бытия. Таких
начал по Аристотеля было 4:
форма, или «что»;
материя, или «из
чего»;
движение, или
«творящее начало»;
цель, или «ради
чего».
Другими словами,
форма определяет внешний облик и
внутреннюю структуру предмета. Материя
– его содержание. Движение обеспечивает
взаимодействие формы и материи, а цель
определяет то, во что выльется это
взаимодействие.
Рассматривая
проблему бытия, Аристотель выступил с
критикой философии Платона, согласно
которой окружающий мир делился на «мир
вещей» и «мир идей», и «мир
вещей» в целом, как и каждая вещь в
отдельности, являлся лишь материальным
отображением соответствующей «чистой
идеи». Аристотель дает свою трактовку
данной проблемы: не существует «чистых
идей», не связанных с окружающей
действительностью, отображением которых
являются все вещи и предметы материального
мира, существуют только единичные и
конкретно определенные вещи, которые
называются индивидуумами. Индивидуумы
являются первичной сущностью, а виды и
роды индивидуумов (кони вообще, дома
вообще и т. д.) — вторичной.
32)Общая характеристика средневековой философии
Специфика философии
средневековья обусловлена становлением
христианства. На всех этапах – примерно
первые 14 веков – средневековая философия
строится на интерпретации идей Платона,
Аристотеля, неоплатоников. І-ІІІ
вв. можно
считать переходными от античности к
средневековой философии. Можно выделить
след этапы средневековой философии:
Патристика. Начало
обоснования и защиты христианского
учения на основе использования и
переработки греческой философии.
разработка основных богословских
проблем в патристике. Становление
догматики христианства после официального
его признания и прекращения гонений.Переходный период
от патристики к схоластикеСхолистика –
ранняя, средняя и поздняя.
Она
представлена множеством имен, различных
школ и направлений. Вместе с тем она
отличается рядом присущих ей в целом
особенностей. 1. Тесная связь со Священным
Писанием, которое является исчерпывающей
и универсальной парадигмой философского
знания о Боге, мире, человеке и истории.
Философия средневековья имела два
основных источника своего формирования.
Первый из них – древнегреческая
философия, прежде всего в ее неоплатоновской
традиции. Второй источник – Священное
Писание. 2. Единство Священного Писания
и Священного Предания, которые взаимно
дополняют и поясняют друг друга. 3. В
основе философии и культуры Средних
веков лежит текст и слово. Отсюда огромная
роль искусства толкования, интерпретации.
Благодаря полисемантизму текстов
Священного Писания открывается
возможность философского творчества
в рамках единого канона и единой традиции.
4. Все философски вопросы решались с
позиции теоцентризма, креацинизма,
провиденциализма. Теоцентризм— (греч.
theos — Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего
выступает Бог. Он центр мироздания,
активное и творящее его начало. Принцип
теоцентризма распространяется и на
познание, где в соответствии с этим
принципом на высшую ступеньку в системе
знания помещается теология — «наука»
о Боге; ниже ее — находящаяся на службе
у теологии философия; еще ниже — различные
частные и прикладные науки.
Таким
образом, несмотря на идеалистический
характер всей средневековой философии,
в ней продолжалось противоборство линий
Платона и Демокрита, хотя оно и облекалось
чаще всего в логические термины.
Средневековый спор о природе универсалий
значительно повлиял на дальнейшее
развитие логики и гносеологии, особенно
на учения таких крупных философов нового
времени, как
Гоббс
и Локк. Элементы номинализма встречаются
также у Спинозы, а техника номиналистической
критики онтологизма универсалий была
использована Веркли и Юмом при формировании
доктрины субъективного идеализма.
Итак,
средневековая философия внесла
существенный вклад в дальнейшее развитие
гносеологии, разработав и уточнив все
логически возможные варианты соотношения
рационального, эмпирического и априорного,
соотношения, которое станет впоследствии
уже не только предметом схоластических
споров, но фундаментом для формирования
основ естественнонаучного и философского
знания.
В
рамках средневековой философии поставлены
и разрешены следующие проблемы:
-универсалий
-соотношение
божественной воли и человеческого
разума
-теоцентризма
и креационизма
-сущности
Бога и человеческого существования
Аристотель, искусство и греческая трагедия | |
На протяжении веков философы боролись Чтобы понять точку зрения Аристотеля на искусство, важно Для Платона, поскольку искусство есть подражание подражанию, Последнее возражение Платона искусству, на которое отвечает Аристотель, звучит так: Другим аспектом искусства, который комментировал Аристотель, была его социально-политическая Последняя концепция искусства, которую следует изучить, прежде чем двигаться дальше Теперь, когда читатель имеет четкое представление о концепциях Аристотеля Любимой трагедией Аристотеля был «Царь Эдип» Софокла. Для Аристотеля «Царь Эдип» — совершенная трагедия. Он имеет достойную Третья трагедия в трилогии Софокла об Эдипе называется « Антигона» — еще одна любимая трагедия Аристотеля. Софокл Как было показано, Аристотель имел очень сжатое представление о природе ____________________________ | |
по Специальность: математика и философия Ожидается Прежде чем стать | |
Отличник Дом |
Список для чтения Платона – 6 лучших книг для чтения знаменитый ученик Аристотель. Комментируя огромное влияние Платона, философ XX века Альфред Норт Уайтхед однажды заметил:0012
Самая надежная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой просто серию сносок к Платону.
Действительно, в своих работах (написанных между 399 г. до н.э. и 347 г. до н.э.) Платон излагает большинство основных тем, на которых с тех пор сосредоточилась западная философия, включая эпистемологию, метафизику, этику и политику.
Написанные почти полностью в форме диалогов, произведения Платона обычно представляют своего учителя Сократа, обсуждающего различные вопросы с собеседниками из древнего афинского общества. Сократ использует сократовский метод, чтобы раскрыть темы, начиная от того, что означает «справедливость», до того, как мы можем что-либо знать об окружающем нас мире (вывод Сократа: все, что мы можем знать с уверенностью, это то, что мы ничего не знаем).
Учитывая, что сам Сократ никогда ничего не записывал, ученые упорно трудились, чтобы определить, какая часть работ Платона представляет собой нейтральную запись взглядов Сократа, а какая часть Платона просто использует Сократа как рупор для своих собственных идей. Учитывая, что Платон продолжал изображать Сократа главным героем своих диалогов даже после смерти Сократа, ученым трудно распутать эти два понятия, особенно в некоторых ранних работах Платона.
Независимо от истинного «владельца» идей, представленных в диалогах, они неизменно блестящие, заставляют задуматься, развлекать и стимулировать — и нам очень повезло, что мы можем получить к ним доступ спустя почти 2500 лет.
В этом списке для чтения представлены лучшие книги Платона и о нем. После ее прочтения и переноса в древние Афины у вас будет полное понимание того, почему работа Платона до сих пор оказывает такое влияние на западную мысль. Давайте прыгать!
1. Платон: очень краткое введение, Юлия Аннас
Опубликованная в 2003 году книга Юлии Анны «Платон: очень краткое введение» — это прекрасное начало для всех, кто проявляет зарождающийся интерес к Платону или древнегреческой философии в целом. Аннас вовлекает читателя в мир древних Афин, представленный в диалогах Платона, обсуждая ключевые темы, такие как добродетель, природа вселенной, а также анализ отношения Платона к женщинам, сексу и любви. Аннас также дает полезные советы о том, как читателю подходить к диалогам Платона. В доступных 144 страницах это очень хорошая отправная точка для Платона.
Платон: очень краткое введение
ДЖУЛИЯ АННАС
Просмотреть на Amazon
2. The Cambridge Companion to Plato, Ричард Краут
Кембриджский компаньон Платона под редакцией Ричарда Краута. Краут объединяет четырнадцать эссе различных исследователей Платона, в которых обсуждаются взгляды Платона на знание, реальность, математику, политику, этику, любовь, искусство и религию. Этот сборник эссе, состоящий из 576 страниц, наполненных глубоким пониманием, станет прекрасным дополнением для тех, кто ищет более глубокого понимания мысли Платона.
Кембриджский компаньон к Платону
РИЧАРД КРАУТ
Просмотреть на Amazon
3. Последние дни Сократа, Платон
Переходя от введения к первоисточникам, с чего лучше начать, чем с фолианта, который до сих пор обожают и изучают студентов бакалавриата философии по сей день? «Последние дни Сократа» Платона включают в себя четыре великолепных диалога — «Евтифрон», «Апология», «Критон» и «Федон», в которых рассказывается о суде над Сократом и его смерти в 399 году до нашей эры. Служа идеальным введением в стиль Платона и форму диалога в целом, произведения в этом сборнике являются одними из самых ранних произведений Платона и представляют Сократа, обсуждающего природу благочестия, справедливости, смерти и бессмертия души в блестящей, очень заряженной прозе. Чрезвычайно занимательный и мудрый — сборник, который бросит вызов любому, кто считает философию скучной или банальной — «Последние дни Сократа» должен быть на книжной полке любого, кто интересуется Платоном, Сократом или событиями древних Афин.
Последние дни Сократа
ОТ ПЛАТОНА
Посмотреть на Amazon
4. Симпозиум, Платон
Оживленный пьяный банкет с красочными персонажами, обсуждающими природу любви, желания и смысла жизни: Симпозиум находит Платона в прекрасной форме, производя вечный диалог остроумия, мудрости и случайных противоречий. Платон блестяще сплетает воедино различные мнения и точки зрения, восхваляя Эроса, бога любви и желания, и обсуждает (через Сократа) идею о том, что истинная любовь выходит за пределы своего земного происхождения, чтобы достичь духовной трансцендентности. Прекрасная книга для чтения «Симпозиум» необходима всем, кто интересуется Платоном.
Симпозиум
ОТ ПЛАТОНА
Просмотреть на Amazon
5. Республика, Платон
Пожалуй, самый известный из диалогов Платона, «Государство» пытается ответить на вопрос «Что такое справедливость?» — и при этом Платон не только дает прекрасный комментарий (через Сократа) о значении справедливости как таковой, но также делится своим видением того, как идеальное общество могло бы ее достичь. И угадайте, что? Идеальное общество Платона управляется не народно-демократическими средствами, а авторитарными царями-философами. Поучительная и противоречивая по сей день, «Государство» Платона является важным текстом для всех, кто интересуется тем, как Платон заложил основы западного мышления по таким вопросам, как что такое добро, что такое реальность, что такое знание и как выглядит хорошее общество.
Republic
BY PLATO
Посмотреть на Amazon
6. Plato: Complete Works, by Plato
Если вы ищете универсальный магазин для всего, что связано с Plato, нет ничего лучше, чем Plato: Complete Работы, отредактированные и представленные Купером и Хатчинсоном.