Толкование откровение иоанна богослова апокалипсис: Глава 1, Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова — архиепископ Андрей Кесарийский — читать онлайн и скачать
Содержание
Читать онлайн «Апокалипсис глазами современника. Толкование книги «Откровение» Апостола Иоанна Богослова», Аркадий Воеводин – ЛитРес
© Аркадий Воеводин, 2022
ISBN 978-5-0050-2182-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Внуку моему Максиму и всем молодым людям, с любовью и надеждой на их благоразумие, посвящаю.
Автор
Всякое Откровение, исходящее от Бога, содержит в себе непреходящие (абсолютные) истины, и потому наполненные глубочайшим мистическим смыслом. В соответствии с этим, аллегория образов является совершенно естественным и неизбежным атрибутом Откровений свыше, ибо небесные сущности не адекватны сущностям мат. мира. Поэтому разгадывать Божественные «ребусы» – занятие нерациональное и бесперспективное. В связи с этим возникает правомерный вопрос: для чего же Бог даёт Свои Откровения, если невозможно понять их смысла? Ответ прост, Откровения даются тем, кто рано или поздно способен их постичь.
Несомненно, если не всем, то большинству людей хотелось бы узнать истинную суть Божественных Откровений. Свидетельством тому являются множественные попытки экзегетов минувших веков проникнуть за завесу тайны не только этой пророческой книги, но и в тайны Откровений, полученных ветхозаветными пророками.
Но каковы же критерии, позволяющие постичь Откровения Божии? Прежде всего – время. То или иное Откровение предназначено, прежде всего, тем, кто окунётся в предсказанные события, или соприкоснётся с ними. Никогда не сможет человек, силой своего ума, постичь то, что за пределами его восприятия. Второй признак, который позволит познать запечатлённое в Откровении предсказание, это способность самого субъекта разглядеть осуществляемое событие. Ведь ни для кого не секрет, что все мы, по-своему воспринимаем окружающий мир и по-своему интерпретируем события в нём происходящие, а кто-то может и не заметить этих событий.
Нет сомнения в том, что, как и всякое Откровение, явленное свыше, и это Откровение Иисуса Христа, данное Иоанну Богослову, является лишь аллегорией Божественных истин, потому что все пророческие образы в нём мистичны и символичны. А это значит, что по поводу истинной сути тех или иных образов, можно лишь строить догадки, но их истинный смысл будет открываться лишь по мере свершения пророчеств в реалиях земной истории.
Взявшись за труд по разъяснению богословских истин, искажённых предшествующими экзегетами, воспитанными на церковных догматах, и я буду предлагать читателю своё понимание содержания и своё восприятие образов Откровения. А это значит, что богословские истины в моём толковании этой книги откроются в ином аспекте, непривычном для общепринятого теологического мышления. Кроме того, и апокалиптические образы зверей последней богоборческой эпохи (гл. 13), как и образ великой блудницы, описанный в гл. 17—18, я увидел иначе, нежели толкователи предыдущих эпох.
Необходимо сказать и ещё об одной, весьма важной специфической особенности этой книги. Будучи пророческой, она мало что говорит о уже свершившейся многовековой истории христианства. Напрасно христианские экзегеты прежних эпох, концентрируя своё внимание на Церкви Христовой, пытались свести всё сказанное в книге на рельсы христианства, между тем как в Откровении, в основном, говорится не о Церкви Христа, а о Церкви Бога. Да, и то, что говорится в этой книге о Христе, и христианах сказано, как о членах Царства Божия, как о членах скинии небесной. У Христа нет Свой Собственной Церкви вне Церкви Бога Отца.
Ныне можно с уверенностью сказать, что ни Вселенские соборы, ни расколы, почти постоянно потрясающие Церковь Христову, ни появление новых религий на земле, никак не отразились в этой книге. Поэтому можно сказать, что основная суть этой пророческой книги сосредоточивается на событиях последних времён, предваряющих конец света. Именно поэтому само слово «апокалипсис» стало синонимом таких понятий как «конец света», «конец мира». И надо сугубо отметить, что именно в наше время эта книга становится особенно актуальной.
Из сказанного следует, что все попытки предшествующих экзегетов разглядеть истинную суть пророчеств книги св. апостола Иоанна, были не просто бесплодными, но и бессмысленными. Это ясно прослеживается на примерах интерпретации тех или иных образов Откровения в свете минувшей истории. Например, образ зверя с семью головами и десятью рогами, рассматривается как некогда бывшие, но исчезнувшие царства. Так А. П. Лопухин пишет: «Зверь есть мировая сила в её историческом развитии, в её смене одних царств другими. Эти царства падают одно за другим, изменяя предыдущее последующим. В этом смысле и может быть сказано, что ко времени Иоанна пало уже пять царств (царей), шестое существовало, седьмое последует за ним».1 См. также толкования других экзегетов на Откр. 17:10. А между тем, эта книга не говорит о минувшем, ибо она пророческая. На самом деле в Откр. 17:10, речь идёт о правителях государств последних времён перед пришествием антихриста.
Смею утверждать, что и другие образы Откровения были неправильно поняты и превратно истолкованы. Например, такие знаменательные явления нашего времени как телевидение и глобальная компьютерная система, не нашли отражения в толкованиях предшествующих экзегетов. А это значит, что их место заняли иные явления, надуманные толкователями и не имеющие никакого отношения к реалиям, запечатлённым в этой непростой для понимания книге.
Когда мы будем говорить о «небе» не как о воздушном или космическом пространстве, а как о духовной сфере, то мы будем писать это слово с большой буквы, например, Царство Небесное, скиния Небесная.
При написании 17 и 18 глав, сориентироваться в духовной сути некоторых телепрограмм, существенную помощь мне оказали братья во Христе Иисусе: Яроцкий Руслан Михайлович, Шарай Юрий Георгиевич, Байда Николай Владимирович, за что я им весьма признателен.
Все иллюстрации к книге заимствованы на сайте: «Yandex.by Апокалипсис. Бесплатные фото». Иллюстрация к обложке взата на сайте: «Yandex.by» [Электронный ресурс] / Режим доступа: Откровение Иоанна Богослова. картинки.
Глава 1
(1) Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
«Откровение Иисуса Христа», – означает, что Откровение исходит от Иисуса и показано оно Иисусом, но слова: «…которое дал Ему Бог», – свидетельствуют, что не Сам по Себе Иисус преподаёт это Откровение, но источником его является Бог. В самом деле, все будущие события ве́домы только Богу, так как Он вне времени. Даже Иисусу не известно то, что знает Бог, ибо Иисус Человек.2 И в данном случае, как и в Своей земной жизни, Иисус, будучи Человеком, является Ангелом Божиим. Только Бог может давать Откровения людям Духом Своим. Но, как мы знаем, Бог во Христе живёт и действует во всей Своей природной полноте, поэтому Он может через Иисуса давать Свои Откровения, как если бы Сам это делал без посредников.
Слова: «…чтобы показать рабам Своим», – говорят, что Бог захотел показать рабам Своим, а не рабам Иисуса Христа. Толкователи говорят, что Откровение показал Иисус Иоанну через Своего Ангела. То есть, Откровение Бог даёт Иисусу Христу, а Иисус, через Ангела Своего, показывает его Иоанну. Но это неверное понимание слов Откровения! О такой ступенчатой передаче Откровения: Бог → Иисус → Ангел → Иоанн, могли подумать только люди, не знающие ни природы Бога, ни природы Ангела, ни природы Христа, ни природы человека3.
Сразу заметим, что в «Откровении» апостол Иоанн говорит только об одном Боге и Иисус Христос не называется Богом. В Евангелие ап. Иоанна, Иисус Христос 43 раза говорит о Себе как о Посланнике (Ангеле) Бога Отца, при этом 17 раз Господь произносит слово «послал», и 25 раз говорит об Отце, Пославшем Его. Значит, во всех случаях Иисус является Ангелом Божиим.
И данный стих надо понимать так, что Бог показал Откровение рабам Своим, через Ангела Своего (Иисуса Христа) рабу Своему Иоанну. Иисус никогда не называл ни людей, ни учеников Своих Своими рабами, кроме особых случаев, как в Откр. 2:20; но будем всегда помнить, что в Иисусе Христе Бог Отец воплотился, и всегда находится во всей Своей непреложной полноте. Поэтому Иисус с полным правом не только как Бог может называть нас Своими рабами, но и как искупленных Его Кровью (1Пет. 1:18—19; 1Кор. 6:20, 7:22—23).
Именно Бог, показывает Откровение через Иисуса Христа, как через Ангела Своего, рабу Своему Иоанну. Поэтому, когда мы будем встречать такие свидетельства, в которых показывающий Откровение Ангел (Иисус Христос) говорит от имени Бога, например: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1:8,10; 22:13), – мы должны понимать, что это устами Христа Человека говорит Бог Отец, воплотившийся в Сыне посредством Своей ипостаси Слово.
Но толкователи, воспитанные на церковных догматах, не желают видеть во Христе Человеческой Личности и не называют Его Человеком в том смысле, как мы все привыкли понимать. Они признают Его только Богом (рождённым от Бога), а о человеческой природе Его говорят не как о Личности, а неопределённо: «по человечеству». Так архиеп. Аверкий (Таушев) пишет: «Выражение Апокалипсиса об откровении Иисуса Христа, что „оно дано Ему от Бога“, надо понимать относящимся ко Христу по человечеству, ибо и Сам Он во время земной Своей жизни говорил о Себе, как о не всезнающем (Мк. 13:32) и получающем откровения от Отца (Ин. 5:20)»4. Да, и многие другие «богословы» обо всех человеческих свойствах Христа, равно как и о Его страданиях, неизменно говорили: «Он страдал по Своему человечеству», то есть Бог страдал по Своему человечеству. Странный Бог, страдающий на кресте, неправда ли?
(2) который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
Здесь ап. Иоанн говорит о себе в третьем лице как о свидетеле слова Божия, то есть он, как свидетель, повторял то, что говорил Бог. В словах «свидетельство Иисуса Христа», – Иисус выступает как Свидетель. В самом деле, и в 5 стихе этой главы, и в главе 3, стих 15, Иисус называется свидетелем верным. Из приведённого стиха видно, что Иоанн, до своего заточения в ссылке, выступал, не только как свидетель слова Божия, но и как свидетель Свидетеля (Иисуса Христа) и говорил о том, что видел, находясь около Иисуса в качестве ученика, за что и был сослан на остров Патмос.
(3) Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко.
Этим апостол утверждает, что виденное им Откровение описано, а не оставлено как устное предание. Причём, он называет блаженными тех, кто читает и слушает то, что написано, ибо записанное исходит от Самого Бога. Но нынешние православные священники, особенно молодые, отмахиваются обеими руками от этой книги пророчеств. «Не нам судить о том, в последние ли времена мы живём. Древние св. отцы ошибались, полагая, что настали последние времена. А кто мы такие?», – говорят они. Их можно было бы понять, если бы не горькое сознание того, что именно для них, сожителей и соучастников последних времён и близкого конца мира, написана эта книга, а они не чувствуют духа времени, не ощущают близости смрадного дыхания антихриста. Рассматривая 17—18 главы, я со всей ясностью обнажу эту печальную истину духовной слепоты, постигшей, по сути, всё человечество, прельщённое великой блудницей, которую видел ап. Иоанн, но, возможно, не смог постичь её реальную сущность во всей полноте. К великому сожалению, и нашим современникам невдомёк, что телевидение и великая блудница Божественного Откровения – одна и та же сущность.
(4) Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся перед престолом Его,
Ап. Иоанн передаёт семи церквам благодать и мир от Бога, и от семи духов, находящихся перед престолом Божиим. Многие толкователи, под семи духами, разумеют ипостась Св. Духа, обладающую семи благими дарами. А. П. Лопухин пишет: «Это – не силы или добродетели Божии, не высшие Ангелы, – ибо Ангелы сами по себе никогда не называются подателями благодати и мира, как существа тварные, хотя бы и высшие. Большинство толкователей [Андрей Кесар., Викторин, Ebrard, Жданов.] под семью духами разумеют Св. Духа. Право на такое толкование дают те аналогии, которые мы находим в других местах св. Писания (Ис. 11:2—3; Зах. 4:6—10). Единая Ипостась Св. Духа символически изображается седмерицею духов (ни более, ни менее) потому, что число семь – как бы печать духа и выражает собою полноту благодатных даров, раздаваемых от Св. Духа (1Кор. 12:4—11)».5
Но с этим мнением нельзя согласиться по нескольким причинам. Во-первых, сказано о семи духах, а не об одном (Св. Духе), и различные дары Св. Духа не есть разные духи, как признаёт то и сам А. П. Лопухин, ссылаясь на (1Кор. 12:4—11), поэтому ссылка на (Ис. 11:2—3; Зах. 4:6—10) не корректна. Во-вторых, Ипостаси Бога нераздельны, они являют собой единое Существо Бога, сидящего на престоле, поэтому ипостась Св. Духа не может быть пред престолом Божиим, тем более в виде семи различных духов. Кроме того, ссылка на Андрея Кесарийского, якобы считающего эти семь духов единой ипостасью Св. Духа не вполне правомерна, ибо сам святитель Андрей высказал это лишь как одну из возможных версий. Он полагал также, что: «Под семью духами можно разуметь семь Ангелов (получивших управление церквами), не сочисляемых с Богоначальною и Царственною Троицею»,6 – то есть противоположное утверждению А. П. Лопухина, что духи не могут быть Ангелами. Последнее мнение Андрея Кесарийского мне кажется более близким к истине. Но я полагаю, что семь духов, находящиеся перед престолом Божиим, не Ангелы, но они есть духи совокупной духовности тех церквей, к которым было обращение Иисуса Христа через ап. Иоанна.
Поясню. Дело в том, что все духовные сущности имеют бытие от Бога, все они разные в своей индивидуальности, но все они в Боге и пред Богом. Семь Асийских церквей, к которым обращается ап. Иоанн, тоже духовные сущности на земле. Разумеется, дух всякой церкви разнороден, ибо состоит из множества человеческих духов, но этот дух, дух конкретной церкви, предстоит пред Богом как нечто единое, во всех деталях ве́домое Богу. Именно об этих духах говорит ап. Иоанн, и именно от этих семи духов церквей, находящихся пред Богом, передаётся пожелание благодати и мира земным церквам вместе с благодатью и миром от Самого Бога. Ведь дух конкретной церкви не сам по себе имеет бытие, но в нём, так же, таинственно живёт и действует Бог.
В данном случае я не нахожу противоречий, как может показаться на первый взгляд, будто дух церкви посылает пожелание благодати и мира самой себе (церкви). Во-первых, дух церкви един, но состоит из многих духов прихожан. Во-вторых, находясь в единой церкви, разве мы не желаем друг другу и себе мира и духовной благодати? Кроме того, как я уже сказал, и Божий дух действует в церкви, среди этих многих духов. Поэтому пожелание мира и благодати семи церквам Асии от Бога и от духов этих церквей, находящихся пред престолом Божиим, вполне правомерно.
Более того, число семь, как справедливо считают толкователи, является числом символическим, обозначающим совершенную полноту, поэтому семь духов Божиих, может означать полноту Божественной благодати в этих церквах, а не семь даров Св. Духа, как полагает, например, Апрингий, ибо даров Божиих (равно даров Св. Духа) невозможно исчислить. Нельзя отождествить эти духи и с высшими Ангелами, как считают Экумений, Феофан Затворник и проф. А. В. Иванов, ибо мы знаем только о семи, но их, наверное, больше.
(5) и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею
Пожелание благодати и мира ап. Иоанн передаёт и от Иисуса Христа, называя Его свидетелем верным, ибо всё, что говорит Иисус, от Бога исходит. Иоанн называет Христа и первенцем из мертвых, желая этим сказать, что Ему принадлежит первенство среди всех смертных, ибо Ему во всём принадлежит первенство (Кол. 1:18).
И здесь, как мы видим, Иисус не называется Богом. Совершенно чётко различаются Бог и Иисус Христос, как разные Сущности, разные Личности. Кто посмеет утверждать, что Иисус, как Личность, есть Бог, во всём равный Богу, о Котором в единственном числе говорит Иоанн и Который дал Откровение Иисусу Христу, через Которого и показывает Откровение ап. Иоанну? Нет равных Богов, как и нет разных Богов, ибо есть только один Бог, и Он во Христе, но не как в Боге, а как в Человеке, посланном от Бога.
(6) и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.
Да, Иисус Христос особое Существо, и, как Спаситель мира, особенная Человеческая Личность, отличающаяся от всех адамитов (потомков Адама), но все Его отличительные свойства, не исключают Иисуса Христа из среды человеческих личностей. Бог – Его Отец, но у Него есть и Мать, ибо Он рождён Девой Марией. А у истинного Бога нет ни Отца, ни Матери, ибо Он всегда был, есть и будет, и Ему не свойственно ни рождать (Бога Сына (предвечно)), ни рождаться (от Бога Отца (прежде всех веков)), ибо Бога Сына не существует.
Иисус соделал (Своим подвигом) нас (всех спасённых) царями и священниками Богу и Отцу Своему. Являясь владыкой царей земных, Иисус будет первенствующим, среди всех спасённых Им и царствующих с Ним.
(7) Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь.
Этот стих о втором пришествии Иисуса Христа. Узрят его и те, кто Его распинал (пронзил), значит, сначала произойдёт всеобщее воскресение.
(8) Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.
Эти слова о Боге. Только Он вправе говорить: «Я есмь Альфа и Омега», ибо только Он всему начало и всему конец, так как всё, что имеет бытие, получило бытие от Него, и всё существующее, рано или поздно, завершает своё бытие и возвращается в Него. Все энергии и всякая сущность образованы Им Самим, из Его энергий, из Его Сущности, и, в конце концов, все тварные энергии возвращается в Его нетварные энергии, в Его Сущность. преобразование энергий зиждется на незыблемом законе сохранения энергии, ибо Бог бессмертен (не уничтожим), неуничтожимы и Его энергии, преобразованные в тварные энергии7.
(9) Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Ап. Иоанн говорит, что сослан на остров за слово Божие, то есть за слово, которое говорил Бог, и за свидетельство Иисуса Христа, то есть за то, что свидетельствовал Иисус Христос о Себе как о Мессии и о Боге Отце. Во 2 стихе я уже показал значение этих слов, Ап. Иоанн был свидетелем Свидетеля Божия Иисуса, Который, ходя по земле говорил о сошествии на землю Самого Бога, в Нём (Человеке) пребывающего (Ин. 10:30, 38, 12:45).
(10—11) Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
«Я был в духе», – то есть в таком духовном состоянии, которое отключает телесные чувства человека и восприятие реалий мат. мира. Человек, находясь в таком состоянии, не ощущает окружающей его действительности, но созерцает мир духовный, который открывается в Боге. В этом состоянии он услышал голос Божий. Этот голос исходил от Иисуса Христа, стоящего позади Иоанна, ведь Бог, как Личность, находится во Христе во всей полноте Своей триединой природы. Надо не забывать, что Бог действует во Христе со всей силой и властью, особенно сейчас, после прославления Иисуса на небе. Именно поэтому Бог послал Иисуса как Ангела Своего, чтобы через Него показать будущее, а не минувшее.
(12—13) Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир8 и по персям опоясанного золотым поясом:
Обратившись, — Иоанн это сделал, находясь в духе, в реальности же тело его было неподвижно, ибо в состоянии духовного восхищения замирают все телесные чувства, происходит некое оцепенение тела, – Иоанн увидел подобного Сыну Человеческому. В четырёх Евангелиях мы находим свидетельства того, что Иисус 19 раз называет Себя Сыном Человеческим, и архидиакон Стефан, побиваемый камнями, засвидетельствовал: «Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56). Мы знаем, что в Человеке Иисусе Бог явился в мир, и явился как Сын Человеческий, ибо родился во плоти Сына Своего от Девы Марии, по этой причине именующейся Богородицей. Вот почему голос Иисуса и Его облик были так экзотичны.
(14—15) глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих.
Нет ничего удивительного в том, каким увидел Иисуса Христа ап. Иоанн, ибо он увидел Христа в небесной славе. Именно Бог говорил громоподобно, при этом облик Иисуса был более чем необычный, не присущий людям. Да ведь и после Своего воскресения, как мы знаем, Господь являлся к ученикам неузнаваемым, а тут Он явился во всей Своей небесной славе, в совершенной полноте Божественной славы Отца.
(16—17) Он держал в деснице Своей семь звёзд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мёртвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний,
Вот каково Богочеловеческое Существо Иисуса Христа во всей Своей Небесной силе и славе. В этом двуедином Существе Человек, обо́женный всей полнотой Бога Отца, и говорит, и действует силою и властью Бога Отца. Здесь, скорее, не Человека обоженного видел Иоанн, а вочеловечившегося Бога, как и сам о том сказал: увидел подобного Сыну Человеческому. Да, это Бог, в теле Сына Своего, явился подобным Сыну Человеческому.
Меч, выходящий из уст Христа – символ разящего слова. Сияющее как солнце лицо Иисуса, это следствие действия во Христе Божественной благодати и славы. Но невозможно во Христе отделить Бога от Человека, или Человека от Бога, ибо Они – единое Существо. В Нем Бог и Человек, соединены: неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно, поэтому можно говорить, что Бог вочеловечился, а Человек обо́жился. Но при этом Бог Отец не стал Человеком, то есть не превратился в Человека, а Человек Иисус не стал Богом, не превратился в Бога.
(18) и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти.
Умирал на кресте, конечно же, не Бог, умирал Человек, а с Ним и всё Богочеловеческое Существо. Ведь как двуединое Существо, Человек Иисус неразлучен и неразделен со Своим Отцом Богом с са́мого Своего зачатия. Поэтому на кресте умерло Богочеловеческое Существо, не стало Человека, не стало в Нём и Бога, Бог как бы умер вместе с Человеком.
Надо правильно уразуметь основную суть человеческой природы. Человек создан Богом для того, чтобы в нём обитал Бог. Мы живём в этом мире, а Бог живёт в нас, значит, и Бог, живя в нас, живёт в этом мире, живёт нашей жизнью, так как Он является частью человеческой природы, в духе человека. Умирает тело человека – умирает человек, вместе с ним в этом мире умирает и Бог (как часть человеческой природы). Вот почему убийство человека является смертным грехом.
После Своего воскресения Иисус, как Богочеловеческое Существо, и как Личность Человека, стал бессмертен во веки веков. И так как Ему дана Богом всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18), то Он получил и ключи ада и смерти, то есть получил власть над смертью и право освобождать (или не освобождать) грешников от вечных мук.
(19) Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
Это весьма значимый стих, утверждающий, что в этой книге нет ничего о минувших временах, бывших до Христа, а значит, в ней не говорится об умерших царях и исчезнувших царствах, но в ней будет написано только то, что видел ап. Иоанн, что есть, и что будет после сего (ви́дения и повеления).
(20) Тайна семи звёзд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звёзд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
Звёзды (Ангелы церквей) в руке Иисуса Христа, это настоятели церквей, ответственные пред Богом за все события, происходящие во вверенных им церквях. Настоятели церквей всегда находятся в руке Господа. Сами церкви (собрание людей), как светильники, горящие пред Богом духовной жизнью всех её членов. Каждый член церкви, конечно же, обладает своей собственной духовностью, поэтому дух церкви в целом, определяется совокупной духовностью всех прихожан.
Читать «Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В 24 словах и 72 главах» — Святитель (Кесарийский) Андрей — Страница 1
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской
Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова: В 24 словах и 72 главах
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-303-0267
Текст печатается по: Святого Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 24 словах и 72 главах / Пер. с греч. Владимира Юрьева. М., 1911.
Предисловие к современному изданию
Вниманию благочестивого читателя предлагается издание экзегетического трактата «Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской, жившего в конце VI — начале VII веков. Данное произведение датируется предположительно первыми двумя десятилетиями VII века[1]. Ничего больше о самом св. Андрее нам не известно, так как церковные источники не сохранили о нем никаких сведений. Св. Андрей, упоминая о Иерусалиме, впрочем, ничего не говорит о захвате его врагами Византийской империи — персами в 614 по 627 год и арабами в 638 году. Следовательно, написание произведения предполагается либо до 614 года, либо между 627–638 годами[2].
Толкованием Апокалипсиса целиком занимались немногие церковные авторы. На христианском Востоке — Ориген, блж. Икумений, св. Андрей Кесарийский, Арефа Кесарийский, а также отдельные авторы, объяснявшие отдельные места из этой книги, следствием чего является относительная немногочисленность этих комментариев. Некоторые комментарии встречаются и на латинском Западе у таких авторов как св. Викторин Петавский, Тихоний, св. Кесарий Арелатский, Беда Достопочтенный и др. Во многом это связано с тем, что церковные писатели и экзегеты по смирению не чувствовали себя достойными толковать эту самую таинственную и загадочную книгу Нового Завета, содержащую в себе высочайшие эсхатологические пророческие видения грядущих событий, предшествующих концу мира: о Пришествии Христа, о судьбах Церкви и отдельного человека, Воскресении, Страшном Суде и Царстве будущего века. Ибо все это было открыто отчасти Самим Господом Иисусом Христом в Евангелиях, а также Духом Святым — Апостолам. При этом многое изложено в загадочных образах и символах, и для своего толкования требует такого же духовного пророческого дара. «Когда человек изучает Новый Завет и приступает к Откровению, он чувствует себя перенесенным в иной мир. Эта книга вовсе не похожа на остальные книги Нового Завета. Откровение не только отличается от других новозаветных книг, оно и чрезвычайно сложно для понимания современного человека и потому его часто оставляли без внимания…»[3] Поэтому в своем предисловии свт. Андрей сообщает, что принимается за изъяснение этой книги не по своей воле, но по долгим просьбам своих друзей и паствы. Стоит также отметить, что не всё, что встречается в Откровении св. Иоанна, св. Андрей истолковывает однозначно и ясно. Относительно некоторых эсхатологических предметов он предлагает различные толкования, а также признается в своем благом неведении относительно них, иначе ему пришлось бы стать «вторым Иоанном Богословом» или равным ему.
«Толкование же на Апокалипсис Андрея Кесарийского является общепринятым для византийской традиции. Его важность заключается не только в историческом значении, но также и в том, что Андрей использует комментарий Икумения»[4] — первого греческого комментатора всего текста «Апокалипсиса».
Произведение св. Андрея делится на 24 слова и 72 главы, что заключает в себе определенный числовой символизм. В Откровении упоминаются 24 старца, число которых помножается на 3 — в соответствии с тройственной структурой смыслов Священного Писания[5]: «тело», «душа» и «дух», введенной в христианскую теорию библейской герменевтики еще Оригеном в III веке и отражающей три основных смысла Священного Писания — буквальный, нравственный и догматический (или мистический). Структура «Толкования» состоит в последовательном, стих за стихом, приведении текста Апокалипсиса и следующем к ним комментариям самого св. Андрея.
Свт. Андрей Кесарийский при толковании прибегает и к комментариям предшествующих экзегетов «Апокалипсиса»: блж. Икумения, епископа Трикки во Фракии — жившего по некоторым предположениям в VI веке (которого он, правда, не называет по имени), Папия Иерапольского (70–155), св. Иустина Философа и Мученика (120–166), св. Иринея Лионского († 202), св. Ипполита Римского († 258), св. Мефодия Патарского († 312). Кроме того, он обращается и к иным святым отцам: св. Григорию Богослову, св. Епифанию Кипрскому, св. Кириллу Александрийскому, св. Дионисию Ареопагиту и некоторым другим.
«Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» святителя Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской распространилось и стало весьма популярным в разных странах. Основываясь на нем написал свое толкование на Апокалипсис Арефа, архиепископ Кесарии Каппадокийской, в IX веке. В X и XI веках толкование св. Андрея было переведено на грузинский, армянский и славянский языки. «В середине XIII века текст был переписан новгородским книжником пономарем Тимофеем»[6] и получил широкое распространение на Руси. В XVII веке перевод на русский язык был сделан Лаврентием Зизанием и так переиздавался в XVIII веке. На более привычный нам и современный русский язык перевод был сделан в XIX веке М. С. Боголюбским и В. М. Юрьевым.
Текст «Толкования» в предлагаемой читателю книге издается по переводу В. М. Юрьева (М., 1911), который сам сверял свой перевод с предшествующим переводом М. С. Боголюбского (М., 1882). Кроме того, для нашего издания использовалась книга «Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского» в издании Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря (М., 1901; переиздание: Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992). Помимо этого редактор снабдил текст указаниями страниц (колонок) издания греческого и латинского текстов «Толкования» в 106 томе «Патрологии» Ж. П. Миня и местами сверил текст перевода с греческим оригиналом. Также по возможности были определены цитаты различных святых отцов Церкви, встречающиеся в тексте св. Андрея[7]; указания на них даны в примечаниях в конце книги, среди прочих примечаний (в основном исторического характера), помогающих читателю лучше понять текст св. Андрея. Сам текст книги Откровения св. Иоанна Богослова, а также все новозаветные цитаты для доступности самому широкому кругу современных читателей приводятся не на церковнославянском языке, но на русском по Синодальному переводу. Цитаты из Ветхого Завета даны местами на церковнославянском, местами на русском языке.
Кроме того, редакция нашла возможным заменить некоторые устаревшие выражения и слова «Толкования» на новые — более понятные и привычные для широкого круга читателей.
Редакция надеется, что эта книга станет для отечественных читателей источником познания духовного света Христовой истины, а также весьма актуальной в контексте особого современного интереса к эсхатологической тематике.
П. К. Доброцветов
Предисловие к изданию 1911 года
вернуться
1
A. di Berardino. Patrology. The Eastern Fathers from the Council of Chalkedon (451) to John of Damascus († 750). Cambrige, 2006. P. 121.
вернуться
2
A. di Berardino. Patrology. The Eastern Fathers from the Council of Chalkedon (451) to John of Damascus († 750). P. 121.
вернуться
3
Уильям Баркли. Толкование Откровения Иоанна. Пенсильвания, 1987. С. 1.
вернуться
4
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Т. 12: Книга Откровения Иоанна Богослова. Тверь, 2009. C. XVIII.
вернуться
5
A. di Berardino. Patrology. The Eastern Fathers from the Council of Chalkedon (451) to John of Damascus († 750). Р. 122.
вернуться
6
Макаров А. И. Св. Андрей Кесарийский // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 367.
вернуться
7
Стоит отметить, что св. Андрей цитирует других авторов не в «академической манере», то есть достаточно свободно, и потому его цитаты далеко не всегда совпадают с собственными текстами св. отцов. Кроме того, далеко не все цитаты удалось отождествить.
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Безопасность водного экстракта листьев Senna alata (L.) Roxb. (Leguminosae-Caesalpinioideae), растение, используемое в Бенине для лечения инфекций()
Максимин Сену, Рене Деу, Фелисьен Агбогба, Паскаль Чогоу, Йолланде Абисси, Альбан Хунгбеме, Гутемберг Кпоссу, Эжени Анаго, Эжен Аттакпа
Journal of Biosciences and Medicines Vol. 10 No.12, 16 декабря 2022 г.
DOI: 10.4236/jbm.2022.1012008
14 загрузок 93 просмотраОпределение факторов, ограничивающих урожайность сорго, и критериев фермера в Восточном и Северо-Западном Нигере()
Ардали Абду Усейни, Мамаду Айссата Ибрагим, Джон Спаситель Яв Элеблу, Квадво Офори, Иссака Бурейма Хамани
Журнал библиотеки открытого доступа Том 9№12, 16 декабря 2022 г.
DOI: 10.4236/oalib.1109543
9 загрузок 56 просмотровВзаимосвязь между формой коррозии и элюирующим поведением поверхностей медных трубок с различным содержанием остаточного углерода()
Юма Кано, Итару Икеда, Такаши Иясу, Юна Ямагучи, Ютака Ямада, Осаму Сакурада
Материаловедение и приложения Том 13 № 12, 16 декабря 2022 г.
DOI: 10.4236/MSA.2022.1312037
7 загрузок 46 просмотровВлияние некоторых физико-химических факторов воздействия на содержание карбоцистеина во вскрытом фармацевтическом продукте()
Жан-Кисито Куаме, Мариэтт Дезире Йеэ, Карин Нина Эйбл, Винсент Де Поль Ови, Эрве Тазо Бро, Клод Беренже Нгалемо Нганчуко, Гильдас Коменан Гбасси
Американский журнал аналитической химии Том 13 № 12, 16 декабря 2022 г.
DOI: 10.4236/ajac.2022.1312033
9 загрузок 57 просмотровАнтибактериальная активность экзогенного глутатиона и его синергизм в отношении антибиотиков в метициллин-ассоциированных клинических изолятах с множественной лекарственной устойчивостью Staphylococcus aureus ()
Клейфорд Сенра, Минерва А. Гарсия, Донг Х. Квон
Достижения микробиологии Том 12 № 12, 16 декабря 2022 г.
DOI: 10.4236/цель.2022.1212044
10 загрузок 59 просмотровБыстрый алгоритм для обучения крупномасштабных машин опорных векторов()
Майова Кассим Арегбесола, Игорь Грива
Journal of Computer and Communications Том 10 № 12, 16 декабря 2022 г.
DOI: 10.4236/jcc.2022.1012001
10 загрузок 53 просмотров
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2022 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
Вершина
Откровение святого Иоанна (Апокалипсис) (1497-98)
Серия гравюр на дереве: Откровение святого Иоанна (Апокалипсис) (1497-98)
Серия гравюр на дереве: Откровение святого Иоанна (Апокалипсис) (1497-98)
Альбрехта DRER
Апокалипсис в переводе с греческого означает «раскрытие». Вера первых христиан, живших в условиях гонений, поддерживалась ожиданием скорого второго пришествия Христа. Это нашло литературное выражение в Откровении Иоанна, написанном в конце первого века нашей эры, аллегории, предсказывающей гибель нечестивых, низвержение сатаны и установление царства Христа на земле, «Нового Иерусалима». Он следовал традиции иудейского апокалиптического письма, восходящего к Даниилу во II веке до н. э., в котором предвиделось избавление Израиля от его угнетателей внезапным актом божественной воли и из которого автор Откровения заимствовал многое из своего образы. Народное мнение, которому нет исторических подтверждений, отождествляло писателя, которого звали Иоанн, с Иоанном Богословом, и именно так он представлен в апокалиптических сюжетах. Хотя автор намекает на современное положение христиан в Римской империи, последующие века по-своему интерпретировали эту аллегорию. Таким образом, образ Зверя, или Антихриста, который представляет собой языческого императора (либо Нерона, либо Домициана, оба из которых пролили кровь многих мучеников), стал символом ислама для христиан, участвовавших в крестовых походах; для католиков во времена Реформации он означал протестантскую ересь, а лютеране сделали его символом коррумпированного папства. Череда фантастических образов с их часто неясной символикой — авторские «видения» — образует свободный цикл тем, встречающихся в религиозном искусстве эпохи каролингского Возрождения. Их можно увидеть в иллюминированных рукописях, в скульптуре, витражах и фресках церквей, в гравюрах и гобеленах.
Величайшим гравюрным достижением ранних лет Дрера был «Апокалипсис», набор из 15 гравюр на дереве, посвященных откровениям святого Иоанна. Рассказывая историю о конце света и приходе Царства Божьего, эта серия больших гравюр демонстрирует великое воображение и силу. Знаменитая серия повлияла на более позднюю трактовку этой темы в Северной Европе, особенно во Франции.
Апокалипсис имел немедленный успех. Ужасающие видения ужасов конца света, знамений и предзнаменований, предшествующих ему, никогда прежде не представлялись с такой силой и мощью. Нет никаких сомнений в том, что воображение Дрера и интерес публики питались общим недовольством церковными учреждениями, которое было распространено в Германии к концу средневековья и в конце концов вылилось в Реформацию Лютера. Для Дрера и его публики странные видения апокалиптических событий приобрели что-то вроде злободневного интереса, поскольку многие ожидали, что эти пророчества сбудутся еще при их жизни.
Предварительный просмотр | Данные изображения | Информация |
---|---|---|
Откровение святого Иоанна: Титульный лист к изданию 1498 г. 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: титульный лист второго латинского издания 1511 года 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 1. Мученичество святого Иоанна Богослова 1497-98 Гравюра на дереве, 395 х 282 мм Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 2. Видение Христа святым Иоанном и семь светильников 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 3. Святой Иоанн и двадцать четыре старца на небесах 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 4. Четыре всадника Апокалипсиса 1497-98 Гравюра на дереве, 399 x 286 мм Kupferstichkabinett, Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 5. Снятие пятой и шестой печатей 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 6. Четыре ангела, сдерживающие ветры и подписывающие избранных 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 7. Ангелам даны семь труб 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 8. Битва ангелов 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 9. Святой Иоанн пожирает книгу 1497-98 Ксилография, 398 х 289мм Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 10. Женщина, облеченная в солнце и семиглавый дракон) 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 11. Святой Михаил, сражающийся с драконом 1498 Ксилография, 392 x 283 мм Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 12. Морское чудовище и зверь с бараньим рогом 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 13. Поклонение Агнцу и гимн избранным 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 14. Вавилонская блудница 1497-98 Ксилография, 39 x 28 см Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ | ||
Откровение святого Иоанна: 15. Ангел с ключом от бездонной ямы 1497-98 Ксилография, 398 x 286 мм Staatliche Kunsthalle, Карлсруэ |
Резюме гравюр на дереве Альбрехта Дрера |
1489-1500 | 1501-10 | 1511-20| 1521-28 |
Apocalypse (1497-98) |
Большая страсть (1497-1500) |
Жизнь девственницы (1511) |