Труды иоанна златоуста: Святитель Иоанн Златоуст — биография и авторства

Разное

Святитель Иоанн Златоуст — биография и авторства

Дни памяти: 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля) (Собор трех святителей), 14(27) сентября, 13(26) ноября

Детские и юношеские годы

Родился в Антиохии, в знатной семье, приблизительно в 347 году.

Его отец, Секунд, был видным военачальником. Сколь-нибудь сильного влияния на воспитание сына он оказать не успел, так как умер, когда Иоанн был ещё малым ребёнком.

Мать Иоанна, Анфуса, была женщиной благородного происхождения. Овдовев в двадцатилетнем возрасте, оставшись один на один с двумя детьми и наследством, требовавшим надлежащего управления, она столкнулась с немалыми трудностями. В аналогичных ситуациях многие женщины, её современницы, не отказывались от вступления во второй брак, однако Анфуса с твёрдой решимостью отклоняла все поступавшие ей предложения о замужестве. Она нашла в себе силы и для воспитания детей, и для преодоления прочих трудностей. Высокий уровень её нравственности вызывал симпатии даже среди язычников.

Дочь Анфусы, сестра Иоанна, по-видимому, вскоре умерла. Что же касается Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание, которое было возможно с учётом сложившихся обстоятельств.

Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) — у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нём как о самом лучшем ученике.

Вероятно, Анфуса ещё с детства утвердила своего сына, Златоуста, в истинах Священного Писания. Это помогло ему не увлечься языческой литературой, не подпасть под очарование лоска светской языческой жизни.

Молодые годы. Путь в Церковь

Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе он мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.

Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам он не был крещен в раннем детстве. В то время практика откладывание Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.

Через какое-то время Иоанн, всерьёз увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора.

Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нём потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу он может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет Иоанн наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.

К этому времени в Иоанне окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращённого города.

Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шёл. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.

Дальнейшее становление личности

Вскоре после принятия Иоанном Крещения епископ Мелетий возвёл его в звание чтеца. На том историческом этапе должность чтеца нередко служила предварительной ступенью перед принятием священства.

Между тем, в 370 году Мелетий был изгнан из города в связи с внутренней политикой императора Валента, покровительствовавшего арианам и притеснявшего их упорных противников.

В тот период в Антиохии оставались и другие известные учителя: Картерий и Диодор, ставший впоследствии епископом Тарским. В училище этого богослова, наряду с Иоанном, выделялся своими знаниями Феодор Мопсуестский. Однако тогда как Феодор стремился усилить и даже обострить особенности богословия Диодора, Иоанн, напротив, старался избегать крайностей, сглаживал острые углы.

Со временем Иоанн стяжал себе известность среди местных жителей, которые захотели видеть его, как и его друга Василия, на более высоком духовном посту. Однако сам он, смиренно считая себя недостойным иерархического возвышения, подобным желаниям сопротивлялся. Между тем, его друг, Василий, был посвящен в епископское достоинство.

Около 374-375 годов, по смерти любящей матери, Иоанн реализовал свое давнее желание, удалился в одну из монашеских обителей. Здесь, в постах, бдениях и сердечных молитвах, он провел около четырех лет.

Затем, Промыслом Божьим, он удалился и жил в уединенной пещере отшельником. Суровая аскетическая жизнь, непрестанные подвиги сказались на его физическом здоровье: приобретенная им желудочная болезнь преследовала его до конца земной жизни.

Подорвав здоровье, он вынужден был оставить отшельничество и возвратиться в Антиохию. Шёл 380-й год.

Диаконское и священническое служение

В 381 году Иоанн, по инициативе Мелетия, принял диаконский сан. В этот период помимо традиционных для диакона богослужебных обязанностей в зону ответственности Златоуста входило попечение о бедных и обездоленных. На этом служении он проявил себя не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый, сострадательный христианин.

В 386 году преемник Мелетия по епископской кафедре, Флавиан, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника.

В этот период он снискал себе широкую славу, причем не только как ревностный пастырь, но и как пламенный оратор, выдающийся проповедник. Отличительной особенностью его проповедей были ясность, доступность, яркая выразительность, глубина мысли, ортодоксальность. Речи Златоуста уже тогда привлекали внимание широкого круга верующих. Толпы людей стекались к нему, желая внимать его поучениям и наставлениям.

В 388 году, после того как жители Антиохии, недовольные введением специального военного налога, учинили в городе возмущение и снесли статуи императора Феодосия и его супруги Флациллы, а затем, охладев и устрашившись ожидаемой расправы со стороны царской власти, пребывали в состоянии ужаса и отчаяния, Иоанн призвал паству к смирению и покаянию, воодушевил их надеждой на милосердие Божье. Эти речи известны нам по его беседам «О статуях».

Престарелый епископ Флавиан лично ходатайствовал перед императором о помиловании горожан, и по его заступничеству, но главное, по заступничеству Божьему жители избежали сурового возмездия.

Архиерейское поприще

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанна Златоуста вызвали из Антиохии и доставили в столицу, с тем, чтобы передать осиротевшую кафедру под его управление. Причём, уполномоченные на это лица действовали смекалкой и хитростью, небезосновательно опасаясь, что жители, полюбившие Иоанна как пастыря, попросту не захотят его отпустить.

Возведения Иоанна на Константинопольскую кафедру желал сам император Аркадий. Этого желала и лучшая часть местного духовенства, и народ. Несмотря на протесты завистников, интриговавших по поводу этого дела и желавших извлечь из него хоть какую-то личную пользу, в 397 году Иоанн торжественно взошёл на Константинопольский патриарший престол.

Александрийский патриарх Феофил, сопротивлявшийся кандидатуре Златоуста, как мог, не желавшей участвовать в его хиротонии, в конце концов согласился, опасаясь возможного наказания (как считается за реально совершенный им проступок (проступки)).

Дело служения на новом посту, как того и требовали обязанности архиерея, оказалось весьма многотрудным. Общий нравственный уровень жителей Константинополя оставлял желать лучшего. Знать утопала в неге и роскоши, тогда как жизнь низших слоев отличалась бедностью и нищетой. Местное духовенство во многом не соответствовало своему призванию и предназначению.

Чтобы переломить ситуацию, новый предстоятель Константинопольской Церкви предпринимал самые решительные меры: обличал высшие круги, изгонял из клира священнослужителей, запятнавших себя преступлениями и уклонением от исполнения христианского долга, способствовал преобразованиям в сфере монашеской жизни, организовывал помощь бедноте.

Ввиду совершенно несвойственного многим из представителей высшего духовенства стремления к скромности жизни, Иоанн возбуждал в них непонимание, а временами и неприкрытое недовольство. Он существенно сократил расходы на содержание своей кафедры, ограничил свою ежедневную трапезу умеренным ассортиментом продуктов и блюд, а повседневный гардероб — достаточно скромной (для его звания) одеждой.

Высвобождавшиеся в результате благоразумной экономии средства Иоанн Златоуст тратил на благотворительность. На нужды бедных он направлял и те средства, которые выручал с продажи роскошной посуды, штор, мебели, мрамора.

Известный противник святителя, Феофил Александрийский, будучи принятый Иоанном за скромным столом, воспринял этот приём как оскорбление, отчего его злоба и ненависть только усилились.

Такое поведение Иоанна резко контрастировало с поведением прочих архиереев и иереев, служило им обличением. И это вызывало определенную напряженность. Со временем напряженность переросла в борьбу.

Однажды Иоанн Златоуст принял у себя четырёх братий из Нитрийской пустыни, искавших защиты от преследований Феофила. Выслушав их, он обратился к Феофилу с ходатайством. Эти действия были расценены последним как незаконное вмешательство в дела другой епархии. В свою очередь монахи стали искать защиты у императора, обратились к нему и представили против Феофила довольно тяжелые обвинения.

Тот был вызван в Константинополь на суд. Однако, когда состоялось рассмотрение назначенного дела, святитель Иоанн, руководствуясь лучшими побуждениями, счёл уместным от суда уклониться. Феофил же, воспользовавшись ситуацией, принялся интриговать и обвинил Златоуста в оригенизме (это связано с тем, что в оригенизме обвинялись принятые им нитрийские монахи).

В состав организованного по этому случаю Собора, проходившего на предоставленной царем вилле «У дуба», вошли прибывшие с Феофилом египетские архиереи. Союзницей Феофила выступила могущественная императрица Евдоксия, недовольная тем, что Златоуст обвинял её в притязаниях на виноградник одной несчастной вдовы, сравнивая её с нечестивой библейской царицей Иезавелью.

На Соборе в адрес отказавшегося прибыть туда Иоанна Златоуста было выдвинуто несколько клеветнических обвинений, часть из которых базировалась на домыслах, тогда как другая часть — на ложных слухах. Помимо прочего его обвинили в растрате церковных средств (имея в виду продажу им ценностей ради благотворительности).

Несмотря на заступничество дружественных Иоанну служителей, он был осужден. По настоянию Евдоксии император Аркадий приговор утвердил. Святитель был низложен и отправлен в ссылку (недалеко от Никомидии).

Как только весть о случившимся распространилась по улицам Константинополя, произошло народное волнение. Феофилу, например, пришлось спасаться бегством и тайно покинуть столицу.

Вслед за народным волнением произошло землетрясение, отчего императрица, сознававшая свою роль в осуждении Златоуста, и посчитавшая бедствие знамением суда Божьего, пришла в ужас. После того как по настоянию императрицы изгнанник вернулся из ссылки, горожане оказали ему торжественный приём. Вновь созданный Собор отменил приговор предыдущего Собора, снял со святителя обвинения и восстановил в правах.

Однако вскоре затаившаяся ненависть его идейных противников нашла очередной повод для злорадства. Когда недалеко от Константинопольского храма святой Софии воздвигли колонну в честь царицы Евдоксии, а затем, в честь этого события устроили торжества, отдававшие грубым язычеством и мешавшие своим шумом ходу богослужения, Иоанн Златоуст обратился к префекту, указав ему на несоответствие этого действа христианскому благочестию. Не получив должного ответа, он публично обличил императрицу, назвав её беснующейся, неистовствующей Иродиадой.

Это суровое обличение привело Евдоксию в ярость. Однако просто взять и наказать Константинопольского первосвятителя она не могла. Тогда она вновь связалась с Феофилом, побуждая его к очередному суду над святым. Феофил, опасаясь вспышки народного гнева, не дерзнул явиться в столицу лично, однако направил туда специальное посольство: Акакия и Северина. Последние собрали врагов Златоуста, после чего совместным решением был вынесен новый приговор о низложении. Император, поддавшись влиянию Евдоксии, приговор утвердил.

Последние годы жизни

Иоанн Златоуст был взят под стражу в 404 году, в день Пасхи, прямо во время богослужения. Некоторое время он пребывал под домашним арестом, а затем его отправили в Вифинию. Римский Папа Иннокентий I, узнав о случившемся, не смог изменить ситуацию.

Из Вифинии осуждённый был отправлен в Кукуз, небольшое селение в Малой Армении. В Кукузе он провел, в нужде и лишениях, около трёх лет. Здесь занимался богоугодными трудами и молитвенным деланием, вёл переписку. Время от времени его навещали антиохийцы.

Зная о связях низложенного архиепископа с единомышленниками, враги не могли взирать на это спокойно. Под их влиянием император издал указ о переводе его на новое место, в Питиунт, в восточной части черноморского побережья.

14 сентября 407 года Иоанн Златоуст, окончательно обессиленный длительным переходом, почил о Господе, так и не достигнув конечного пункта назначения. Последними его словами были: «Слава Богу за всё».

Вскоре он был оправдан. В памяти Церкви он почитается как выдающийся святой отец, знаменитый христианский писатель.

Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа. / Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак первый, глас 1

Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, // Иоанне Златоусте.

Кондак второй, глас 6

От Небес приял еси Божественную благодать / и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, // яко Божественная являя.

Молитва святителю Иоанну Златоусту

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды гонимым – терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак трем святителям, глас 2

Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, // Едине прославляяй святыя Твоя.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ — Древо

Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика Х в., Софийский собор, Константинополь.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407), архиепископКонстантинопольский, святитель

Об одноимённых грузинских святых см. Иоанн Окропири

Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября — перенесенный день памяти взамен 14 сентября из-за совпадения с праздником Воздвижения и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)

Родился около 347 года в Антиохии, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, примерная христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна. В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение в 367 году от святителя Мелетия Антиохийского который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца. В этой должности Иоанн пробыл три года, усиленно изучая Священное Писание.

После того, как в 372 году святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

Служение в Антиохии

Св. Иоанн Златоуст. Ближневосточная икона

В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был рукоположен наследником святителя Мелетия Флавианом во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, как поучения на праздники и слова апологетические.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

На Цареградской кафедре и в ссылке

Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна Златоуста. Поэтому, когда после смерти святителя Нектария в 397 году освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.

Он начал с главного — с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения, ввел в употребление крестные ходы.

Свт. Иоанн Златоуст

Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой. Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию которыми добился возвращения в Церковь маркионитов; посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора в Крыму.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией в 403 году был инициирован так называемый «собор при Дубе» из личных недругов Златоуста, который осудил и его по мелочным и ложным обвинениям, во главе которых стояло оскорбление императрицы.

Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Кукусе в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (ныне Пицунда, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе». На следующий день, 14 сентября 407 года, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Здесь же, в Команах, и был погребен великий вселенский учитель и иерарх.

Мощи

Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста. Афонский Ватопедский монастырь
Десница свт. Иоанна Златоуста. Афонский Филофеевский монастырь

Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II в 438 году совершилось перенесение честных мощей святителя в Константинополь. Горячо любившая своего святителя цареградская паства была столь тронута словами ученика святого Иоанна, святителя Прокла Константинопольского, что, не дав ему закончить проповедь о Златоусте, стала умолять его ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святого были перенесены в Константинополь. Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: «Приими престол твой, отче!» Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: «Мир всем».

В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.

В 1204 году большая часть святых мощей Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Константинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим. Там они хранились до 27 ноября 2004 года, когда Римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху Варфоломею, после чего святыня была положена в Константинопольском Георгиевском соборе в Фанаре. Части мощей святителя также хранятся на Святой Горе Афон: десница в монастыре Филофей, а реликварий с честной главой — в монастыре Ватопед.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Уст твои́х, я́ко же све́тлость огня́ возсия́вши, благода́ть вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́;/ но, твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6

От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть,/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице Еди́ному Б’огу,/ Ио́анне Златоу́сте всеблаже́нне, преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.

Кондак на перенесение мощей, глас 1

Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь,/ возвраще́нием честны́х твои́х моще́й,/ и сия́ сокры́вши я́ко зла́то многоце́нное,/ пою́щим тя неоску́дно подава́ет моли́твами твои́ми// исцеле́ний благода́ть, Ио́анне Златоу́сте.

Труды

Наследие святого Златоуста огромно и превосходит объем творений любого из святых отцев Восточной Церкви, даже если не считать книг, подлинность которых сомнительна. По большей части это проповеди и беседы, записанные слушателями, главной темой которых является Священное Писание.

Златоуст как экзегет

Как экзегет свт. Иоанн Златоуст стремился приблизить Библию к жизни паствы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Священном Писании с духовной жизнью и поступками христианина. Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека и этим его проповеди стяжали такую любовь современников и потомков.

Ученик Диодора Тарсийского и друг Феодора Мопсуестского, Златоуст был типичным представителем антиохийской школы экзегезы. Он прежде всего искал прямого, исторического смысла Слова Божия и затем уже выводил из него нравственные уроки. Он обращал внимание на жизнь и особенности евангелистов и апостолов чтобы разъяснить смысл их повествований, зачастую не скрывал от слушателей сложностей истолкования оставляя некоторые вопросы открытыми. При этом, Златоуст отнюдь не утверждал, что буквальное понимание всегда есть единственно правильное, с иронией говоря о тех, кто готов был воспринимать антропоморфизмы в Библии как нечто адекватно выражающее истину.

Свои комментарии к Ветхому Завету свт. Иоанн писал по греческому тексту, поскольку не знал еврейского языка, но в толкованиях Нового Завета проявлял тонкое чувство стилиста, мыслителя, отмечающего даже незначительные грамматические оттенки. Применяясь к аудитории, Златоуст полагал, что нужно следовать по стопам самих священных писателей, которые учитывали уровень и особенности тех, к кому обращались.

Судьба творений

Как чтило потомство Златоуста, доказывают сохранившиеся рукописи его произведений. Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Кроме того, из него черпали без конца разные сборники, каталоги и прочее. При всем том нельзя указать языка, на которой не переводились бы его творения. Более полное издание на греческом и латинском принадлежит Монфокону в Париже в 1718-1738 годах в 13 томах, переизданное Минем. Однако, многие рукописи дают текст который полнее и лучше изданного. Так, почти совсем не изучены переводы, особенно славянские. Их значение для критики текста огромно, так как труды Златоуста были очень рано переведены на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.

Публикации творений

  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т.1-12, СПб., 1895-1906.
    • http://www.ispovednik.ru/zlatoust/index.htm
  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т.1-8, СПб., 1898-1914.
  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т.1-8, СПб., 1914-1917.
  • Migne, Patrologia Graeca, t. 47 – 64 (репринт 13-ти томного издания Montfaucon, Paris, 1718 – 1738)
  • Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого, М. : изд. «Дар», 2006.

Литература

Русская библиография

  • Владимирский Ф. С., Св. Иоанн Златоуст, христианский мыслитель и экзегет, ВЦ, 1907, кн.9-10.
  • Григоревский, М., Учение св. Иоанна Златоуста о браке, Архангельск, 1902
  • Леонардов Д., Учение св. Иоанна Златоуста о боговдохновенности Библии, ВиР, 1912, № 3-5, 7-12.
  • Лопухин А.П., «Жизнь и труды св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского», в кн.:Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, т.1, кн.1, СПб., 1895.
    • http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/zlatoust/zlatolop.htm
  • Лебедев В. И., Подробное описание жизни и пастырской деятельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, М., 1860.
  • НЭС, т. 20.
  • ПБЭ, т. 6, с.909-41.
  • Попов И. В., Св. Иоанн Златоуст и его враги, Серг. Пос., 1908.
  • Прозоров Г. Я., Св. Иоанн Златоуст, К., 1902.
  • прот. Сергеенко А., «О жизни и деятельности св. Иоанна Златоуста», ЖМП, 1957, № 3.
  • Харламов П., Св. Иоанн Златоуст и его противники, ЖМП, 1957, № 8 (проч. рус. библиогр. см. в указанных трудах).
  • Никольский, С., История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям, Ставрополь-Кавказский, 1905.
  • Гладков В., «Учение св. Иоанна Златоуста о пастырском служении», Православный Собеседник, 1898, т. I.
  • Голубинский, Е. Е., История русской церкви, т. I, ч. 2, изд. 2-е.
  • Соболевский, А.И., Переводная литература Московской Руси XIV — XVII веков, СПб., 1903.
  • Горский, Невоструев, Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, отд. 2, М., 1857 — 1862;
  • профессор Экземплярский, В., Учение древней церкви о собственности и милостыне, Киев, 1910.
  • профессор Экземплярский, В., статья в сборнике, посвященном Толстому, изд. «Путь» (автор за нее лишен кафедры).
  • Зейпель, Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви, М., 1913.

Западноевропейская библиография

  • Буш, У., Жизнь св. Иоанна Златоуста и его время, СПб., 1898.
  • Пюш Э., (Puech, E.), Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, пер. с франц., СПб., 1897.
  • Фаррар, пер. Лопухина, Жизнь отцов и учителей церкви, СПб., 1902, т. II.
  • Burger D., A Complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom, Evanston (Ill.), 1964.
  • Chase F.H., Chrysostom: a Study in the History of Biblical Interpretation, Cambridge (Eng.), 1887.
  • Connaissance des p–res de l’Eglise, 1984, № 15.
  • Брендле Р., Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик, Пер. с нем., М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.

Использованные материалы

  • Ольга Глаголева, «Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский»
    • http://www.pravoslavie.ru/put/061124142199
  • Жития на портале Православие.ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life2532.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6614.htm
    • http://days.pravoslavie.ru/Life/life320.htm — о перенесении честных мощей святителя.
  • Статья проекта «Русский Биографический Словарь»:
    • http://www.rulex.ru/01090388.htm
  • Полный Тропарион, Изд-во «Троица», 2006, т. 1, с. 42.

Святой Иоанн Златоуст | Биография, сочинения, влияние, праздник и факты

Святитель Иоанн Златоуст

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
347
Антиохия
Турция
Умер:
14 сентября 407 г. (60 лет)
Комана
Турция

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Св. Иоанн Златоуст (род. 347 г. н.э., Антиохия, Сирия — умер 14 сентября 407 г., Комана, Геленопонт; западный праздник 13 сентября; восточный праздник 13 ноября), ранний отец Церкви, библейский толкователь и архиепископ Константинополя. Рвение и ясность его проповедей, особенно обращенных к простому народу, принесли ему греческое прозвище, означающее «златоустый». Его пребывание на посту архиепископа было бурным, и он умер в ссылке. Его мощи были перенесены в Константинополь около 438 г., а позже он был объявлен врачом (учителем) церкви.

Молодость

Джон был сыном высокопоставленного офицера и воспитывался как христианин своей овдовевшей матерью. Хотя он изучал право у выдающегося языческого ритора Либания, он оставил свою профессию, чтобы изучать богословие, в конечном итоге став монахом-аскетом-отшельником. Когда его здоровье ухудшилось, он вернулся в Антиохию и стал рукоположенным дьяконом в 381 году и священником в 386 году. В течение следующих 12 лет он зарекомендовал себя как великий проповедник, и его проповеди (проповеди) пользовались большим уважением. В 387 г. Иоанн успокоил бунтующих граждан Антиохии, которые неуважительно относились к изображениям священных императоров и которым угрожали расправой, знаменитым курсом проповедей, известным как «проповедь о статуях». Его блестящее изложение и нравственное учение имеют ноту универсальности; его слова остаются сильными, а его юмористические выходки по-прежнему такими же острыми, как и тогда, когда они вызывали смех в собраниях Антиохии и Константинополя. Он заботился прежде всего о духовном и мирском благополучии нуждающихся и угнетенных. Он был не единственным среди первых Отцов, выступавшим против злоупотребления богатством. Он считал, что личная собственность не является строго частной, а является трастом. В своем красноречивом, трогательном и неоднократном настоянии на милостыню он часто учил, что то, что является излишним для разумных потребностей, должно быть отдано.

Архиепископ Константинопольский

В 398 г. Иоанн был призван в Константинополь в качестве архиепископа во многом против своей воли. Там он приобрел большое количество последователей среди людей, но его учение о злоупотреблении богатством разозлило богатых и влиятельных людей. Беспринципный союз против него заключили Евдокия, жена восточно-римского императора Аркадия, и архиепископ соперничающего Александрийского престола, могущественный Феофил. В 403 году Феофил созвал синод недовольных или подчиненных сирийских и египетских епископов в Дубе, за Босфором. Это собрание предъявило Джону большое количество обвинений, многие из которых были чисто легкомысленными или досадными. Иоанн отказался предстать перед синодом, после чего он осудил его и заявил, что низлагает его с престола. Поэтому император Аркадий изгнал его из города, тотчас отозвал и, наконец, снова изгнал в следующем году. Его держали в заключении в Кукусе в Армении.

Иоанн обжаловал свое изгнание епископу Рима, Папе Иннокентию I; последний с помощью западного императора Гонория попытался вмешаться, но его усилия были сведены на нет врагами Иоанна. Однако в изгнании Иоанн нашел возможность поддерживать оживленную переписку со своими сторонниками и по-прежнему мог оказывать определенное влияние на свое дело. Его должны были перевезти в еще более отдаленное место на восточной оконечности Черного моря, но он не выдержал изнурительного путешествия. Официальная реабилитация Иоанна Златоуста наступила примерно через 31 год, когда его мощи были перевезены из Команы в Константинополь и торжественно приняты архиепископом Проклом и императором Феодосием II, сыном Аркадия и Евдокии.

Значение и дела

Иоанн Златоуст не был выдающимся ни богословом, ни писателем-богословом; было сказано, что подробную историю христианского богословия можно написать без упоминания его имени. Хотя он был великолепным оратором. В своих проповедях он редко использовал аллегории, но говорил прямо и сочетал проникновение в смысл Писания с гениальностью его личного применения. В каждой его проповеди был свой нравственный или социальный урок. Его произведения состоят из большого количества библейских проповедей и других проповедей, а также некоторых трактатов и писем.

Иоанн также говорил с язвительностью и отвращением к евреям, что было необычно даже среди его сверстников, особенно в его «Восьми проповедях против евреев» ( Adversus Judaeos , 387). Хотя некоторые ученые утверждают, что применение современного понимания антисемитизма к фигуре из 4-го века является анахронизмом, его язык, безусловно, ненавистен и недвусмыслен. Опираясь на антиеврейскую полемику святой Иларии Пуатье (еще одного доктора церкви) и других, Иоанн стремился помешать своей христианской пастве соблюдать еврейские обычаи и нападал на учения иудаизма и еврейский образ жизни. В дополнение к обвинению «морально выродившихся» евреев в жестоком убийстве Христа, он также обвинил современных евреев в миссионерской деятельности, которая угрожала христианским усилиям, превращая их в активную силу против церкви. В ретроспективе его проповеди подчеркивают возможность насилия как следствие потребности ранней церкви в установлении своего богословского и социального авторитета. Помимо понимания антиеврейских настроений крупного Отца Церкви, его проповеди также дали ученым ценную информацию о повседневной жизни и влиянии еврейского населения Антиохии в 4 веке.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Наиболее часто используемая из трех евхаристических служб Восточной Православной Церкви называется Литургия св. Иоанна Златоуста, но доказательства того, что он имел какое-либо отношение к ее составу, неубедительны. Молитва св. Иоанна Златоуста в г. Книга общей молитвы англиканской церкви взята из этой литургии, отсюда и атрибуция молитвы.

Дональд Аттуотер Редакторы Британской энциклопедии

Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в Apple Books

Святой Иоанн Златоуст родился в 349 году нашей эры в Антиохии. Его отец умер вскоре после его рождения, и его воспитывала глубоко набожная мать. Под ее влиянием святой Иоанн также стал набожным и начал изучать Священное Писание под руководством епископа Антиохийского, который впоследствии и крестил его.

Святой Иоанн стремился стать монахом, а когда умерла его мать, удалился в пустыню. Там он написал ряд работ о подвижнической жизни. Через несколько лет он ушел в пещеру, чтобы жить в полной тишине. Он продержался два года, пока его здоровье не ухудшилось, и он был вынужден вернуться в мир. Он был рукоположен в священники в 386 году и в конце концов заслужил прозвище Златоуст (Златоуст) за свои блестящие проповеди. Он был известен своей любовью к Священным Писаниям, и многие из его проповедей были объединены в комментарии.

В 397 году он был избран епископом Константинополя, что было, пожалуй, самой важной христианской должностью того времени. Несмотря на чрезвычайно занятую должность, он, тем не менее, продолжал свою литературную деятельность в виде проповедей, которые он произносил в великой церкви Святой Софии. К сожалению, его часто пламенные проповеди не понравились королевскому двору. Однажды он был изгнан из города императрицей. Затем во второй раз императрица убрала его и насильно увела в отдаленное место. Св. Иоанн не выдержал путешествия и скончался 17 сентября 407 г.

Святитель Иоанн Златоуст оставил огромный след в христианской церкви. Его литургия совершается восточно-православными христианами почти каждое воскресенье, и многие считают его проповеди лучшими из когда-либо созданных.

В этой коллекции собраны все его сохранившиеся произведения на английском языке. В эту электронную книгу включены ссылки на Библию короля

Иакова, где они цитируются св. Иоанном Златоустом в тексте.

Предоставляются следующие работы:

1. Слова на Евангелие от Матфея

2. Слова на Деяния

3. Слова на Послание к Римлянам

4. Слова на Первое Послание к Коринфянам

5. Слова на Второе Послание к Коринфянам

7. Слова к Филиппийцам

8. Слова к Колоссянам

9. Слова к Первому Фессалоникийцам

10. Слова ко Второму Фессалоникийцам

11. Слова к Первому Тимофею

1 к Тимофею 10003

13. Беседы к Титу

14. Беседы к Филимону

15. Толкование к Галатам

16. Беседы к Евангелию от Иоанна

17. Беседы к Посланию к Евреям

3 900.

19. Никто не может причинить вреда тому, кто не причинит себе вреда

20. Два письма Феодору после его падения

21.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts