Упования это: упование | это… Что такое упование?
Содержание
что это? Отвечаем на вопрос. Значение и синоним слова
Часто можно слышать фразу: «Я на вас уповаю». Но что это значит? Разберем существительное «упование». Это наш объект исследования сегодня.
Происхождение
Существительное это хотя и книжное, но оно не в чести у тех, кто говорит о серьезных вещах. Возьмем фразу «Доктор, я на вас уповаю, вы – мое единственное спасение». И тут трудно понять, то ли говорящий иронизирует, то ли нет. Все зависит от контекста. Когда обращаются к доктору, то какая уж тут насмешка, а если к другу – возможны варианты.
Совсем краткий экскурс в историю. Глагол «уповать» заимствован из старославянского, в котором «пъват» – это «надеяться» или «полагаться». Теперь можно легко и свободно установить значение слова «упование».
Смысл
Толковый словарь не был к объекту исследования столь великодушен, чтобы наделить его собственным содержанием. Когда мы отрываем книгу, то видим там такую запись: «То же, что и надежда в первом значении». Поэтому идем по ссылке и натыкаемся на следующее определение: «Вера в возможность осуществления чего-то радостного и благоприятного». Значит, упование – это надежда.
Несмотря на то что рассматриваемому слову частенько придается ироничное звучание, мы хотим с этим поспорить и предложить иной смысл, далекий от юмора и смеха. Кажется, что существительное насыщено собственным серьезным содержанием. Упование – это предельная концентрация надежды, ее последний оплот. То есть когда уже не остается никаких шансов на благоприятный исход, кроме одного-единственного выхода, тогда в дело вступает упование. Читатель может упрекнуть нас в вольности обращения с материалом, но языковая практика подтверждает догадку. Когда человек в крайнем отчаянии, он не надеется на доктора, друга, милиционера, кредитора — он на них уповает, потому что больше обратиться не к кому.
Синонимы
Вышеизложенное – вопрос дискуссионный. Поэтому надо перейти к словам-заменам. Список следует далее:
- чаяние;
- надежда;
- расчет;
- ожидание;
- предвкушение.
Первые две позиции не зря занимают свои места. Полагаем, что именно эти определения полноценно могут заменить объект исследования. А остальные тоже могут, но с оговорками. «Расчет» – холодное слово, оно вычеркивает эмоциональный момент из слова «упование». Хотя, с другой стороны, фраза: «Николай рассчитывал на помощь Анатолия», — звучит тоже весьма обнадеживающе. Но на письме определение «расчет» отталкивает и сочувствия не вызывает. «Ожидание» окрашено нейтрально. «Предвкушение» – слегка пошловатое слово. Но мы отдаем себе отчет, что все синонимы к «упованию» не могут быть одинаковыми, поэтому одни хуже, другие лучше. Это нормально.
Ницше и его трактовка надежды
В книге «Человеческое, слишком человеческое» Ницше написал, что надежда «в действительности есть худшее из зол, ибо удлиняет мучение людей». А ведь в этой фразе заключена целая типология: одни верят, несмотря ни на что, а другие перестают уповать и начинают действовать, если, конечно, это может помочь. Ведь вера в лучшее может принимать и уродливые формы. Например, когда человек смертельно болен, он бросается к гадалкам, шаманам, но, как остроумно заметил Воланд, все эти телодвижения совершенно бессмысленны. Правда, за отрицанием все равно последует принятие, хочет того человек или нет. Так работает психика, организму нужно продолжать жить. Читатель может спросить: «Упование – это плохо или хорошо?» Давайте отложим ответ на этот вопрос, пока не выслушаем еще одну точку зрения.
Стивен Кинг и его книга «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка»
Известная цитата из «мотивирующей вещи» одного из самых популярных писателей на свете: «Надежда — хорошая вещь, возможно, даже лучшая из всех». Хотя, казалось бы, положение главного героя не лучше, чем у смертельно больного: он навеки заточен в тюрьму, из которой не выбрался бы, если бы не удача, воля и трудолюбие. Но справедливости ради надо сказать, что Энди не обрел бы свободы, если бы не стал писать на стене от отчаяния. Другими словами, диалектика отчаяния – это коварная вещь, иногда она может привести тебя к свету, а иногда – бросить в бездну.
Если главный герой повести С. Кинга не надеялся, то у него бы опустились руки, и он не преодолел всего того, через что в итоге прошел.
Чью сторону принять?
Упование – это хорошо или плохо? Надежда есть величайшее зло или благо? К сожалению, ничего определенного сказать нельзя, кроме банальности: все зависит от ситуации и исходной позиции. Если у человека терминальная стадия заболевания, то надеяться можно, но ожидание чуда только отнимает силы и время у действительно важного. А если это задача, пусть и трудная, то надеться все же стоит: а вдруг случится чудо.
Да, история знает примеры, когда человек только верою спасался от смерти, а врачи разводили руками, но такие явления редки. Лучше не уповать на несбыточное, а предотвращать тяжелые заболевания простым и доступным способом – позволять себе исполнять собственные желания. Часто тяжелые болезни – это месть за неосуществленные стремления. Нужно дышать, наслаждаться природой, книгами, фильмами, людьми, и тогда надежда может и не понадобиться человеку в критической, пограничной ситуации. Последняя обойдет его стороной. В любом случае на это можно надеяться. То есть, как ни крути, а человек приходит к упованию. Значение этого слова читателю уже известно.
Упование и вера | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру
Подпишитесь на еженедельный дайджест Толдот.ру!
Авторизуйтесь или просто введите имейл:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Фейсбук
ВКонтакте
Одноклассники
Вотсап
Оглавление
Всё, что человеку нужно, приходит само по себе. Главное — верить Творцу. ↓
Упование на Б-га — двойное благо ↓
Упование не на Б-га, а на обстоятельства и свои силы — двойное страдание ↓
Всё, что человеку нужно, приходит само по себе. Главное — верить Творцу.
[↑]
«Уповай на Всевышнего всем своим сердцем» (Мишлей 3:5) — «Пусть все твое сердце (а не отдельная его часть) будет полно упованием».
«А на свое понимание не опирайся» (там же) — Не говори: «Я буду уповать на Всевышнего, но я обязан действовать и полагаться также и на свой разум». Поэтому сказано: «Не опирайся» — даже в качестве подпорки не опирайся на свой разум, а лишь уповай на Творца всем своим сердцем.
Упование — когда все положенное человеку, приходит от Всевышнего само по себе
Как говорится об этом: «Мудрецы не знали, что значит: Переложи на Всевышнего все свои чаяния, и Он даст тебе все необходимое»[1]. Сказал Рава бар Бар-Хана: «Однажды мы шли вместе с арабским торговцем. Я нес поклажу, и он сказал мне: Возьми свой груз и переложи его на верблюда»[2].
Не может быть, чтобы мудрецы не знали того, что знал этот араб. Дело в том, что они сомневались в том, где проходит надлежащая степень упования: следует ли человеку действовать своим умом, полагаясь на Творца, который сделает все наилучшим в Его глазах образом, или совсем не полагаться на собственные действия и разумения. И сказали: «Конечно, человек обязан действовать по своему разумению и стремиться к тому, что ему кажется нужным, но при этом полагаться и на Творца. Поэтому понятие “переложить чаяния” казалось им не ясным. Нужно было бы сказать “надобности”. Но тут они услышали о происшедшем с Равой бар Бар-Хана, у которого была поклажа и который, рассуждая логически, должен был попросить у араба позволения положить груз на его верблюда. Но все произошло не так. Араб сам обратился к нему с предложением: “Возьми все, что ты несешь, и положи на верблюда”. Т.е. даже там, где у человека есть потребность в помощи другого, если будет на то воля Небес, тот другой сам предложит ему свою помощь. Поэтому используется сочетание “свои чаяния”: даже там, где с тебя могли бы взыскать плату, по воле Небес еще попросят тебя оказать тебе услугу».
(Комментарий Виленского Гаона на Мишлей 3:5).
Вот и доказательство того, что все положенное человеку, приходит само по себе, и нет надобности в других основаниях, как говорил Рамбан.
Упование на Б-га — двойное благо
[↑]
Суть упования раскрыл пророк: «Так сказал Всевышний: Проклят муж, уповающий на человека и своей опорой ставящий плоть! И от Всевышнего отдаляется его сердце… Благословен муж, уповающий на Всевышнего, и Всевышний будет его опорой».
Необходимо разобраться, что имеется в виду. Прежде всего, для чего пророк повторяет свои слова?
Проанализировав суть упования на Б-га, мы можем прийти к выводу, что оно несет в себе двойное благо.
Во-первых, душевный покой. Человека, уповающего на Б-га, не тревожат житейские хлопоты. Ему несвойственно нервозное беспокойство. Он не пойдет на рискованные авантюры, не будет скитаться опасными тропами и прибегать к сомнительным средствам, представляющим угрозу и душе, и телу. Он живет нуждами сегодняшнего дня, не беспокоясь о дне завтрашнем, ибо уверен, что все действительно необходимое он получит и без сцепления причин и следствий, без чрезмерных усилий и тяжелого труда, без того, чтобы погружаться в обман и ложь. .
Он ни в чем не нуждается, не лебезит перед людьми, чтобы добиться всеобщего милостивого расположения. Он уверен в своем пути и крепко стоит на ногах. Свои убеждения он не продаст за чечевичную похлебку. Его мысли постоянно заняты по-настоящему судьбоносными, жизненными вопросами мировоззрения. Такой человек гарантировано не будет ни в чем нуждаться, ибо любые перемены в своем материальном положении он воспринимает с абсолютным спокойствием, ибо твердо и четко знает, что к тому, что отмеренному Творцом, абсолютно ни в чьих силах ни прибавит и ни убавит.
И даже мировые катаклизмы не смогут поселить в его сердце страха о его личном положении. Он полон уверенности в том, что если ему не предопределена злая участь, то ничто на всем белом свете не причинит ему зла. И он идет по жизни полный уверенности, покоя и радости своей участью, без тревог и печали. Он ни в чем не ощущает нехватки в настоящем и не беспокоится о будущем, поскольку знает и чувствует, что если у него есть упование, у него есть все. И все жизненные вопросы и сомнения решаются и разрешаются в рамках упования.
Во-вторых, главное достоинство упования заключается в самом уповании. Для человека, стремящегося к совершенству, это во много раз важнее всех остальных преимуществ, которые этот путь ему дарует. Так, человек сильный, ловкий и смелый может немало заработать в качестве солдата-наемника, но какую бы сумму ни заплатило ему государство за его услуги, все это лишь проценты с его основного капитала силы, ловкости и смелости. И платят ему лишь за проявление этих качеств, но сами качества остаются при нем на всю жизнь, и это — главное. Они — его суть, а деньги — дело временное и наживное.
На примере Моше можем видеть, что упование на Всевышнего включает в себя полное доверие Ему
и веру в Его управление в любой ситуации
Таков и человек полный упования. Душевный покой, когда ничто не смущает его кровь, представляет собой лишь «процент» с основного «капитала»: упования как такового. Порой и в его жизни не все идет гладко, но это никоим образом не отражается на состоянии его души. Так, крупный торговец не впадает в панику, даже если какой-то из дней не принесет ему прибыли. Он-то знает, что его дело в целом приносит большой доход, и столь незначительные потери не играют в его глазах какой-либо существенной роли.
И тот, кто открыл для себя путь упования, не впадает в панику, даже если в какой-то период времени ему чего-либо не хватает. И уж явно он не впадает в ярость и меланхолию. Напротив, он еще больше укрепляется в своем пути, и его упование ведет его к безусловному благу, благу для него самого. Поскольку на своем пути он прилеплен к источнику жизни и корню успеха, осознавая, что никакие ухищрения не принесли бы ему большего блага, чем его путь упования. Более того, вся его энергия является следствием его жизненного пути, и только он гарантирует ему решение всех жизненных вопросов. И тот, кто идет путем упования, имеет всё: вся его жизнь дышит покоем без всяких мучений, сомнений, колебаний. Он пребывает в полной уверенности, что идет путем жизни.
Поэтому пророк еще раз перефразирует свое высказывание. «Благословен муж, уповающий на Всевышнего». Он благословен тем, что имеет решение всех жизненных проблем. Все дается ему без лишних хлопот и беспокойства, он полон уверенности и в материальной, и в духовной стороне своей жизни. Он не причинит себе лишнего вреда чрезмерными стараниями, и никакие беды в мире его не испугают.
И все же, не это главное. Главное — «И Всевышний будет его опорой»: ему есть на Кого положиться. Как вечен Всевышний, так вечна и Его поддержка. Ничто никогда не поколеблет его, даже если горы сравняются с землей, и поникнут горные вершины, ибо твердо, крепко стоит он на своем пути, и ничто в мире на него уже не повлияет.
Упование не на Б-га, а на обстоятельства и свои силы — двойное страдание
[↑]
А того, кто полагается на внешние обстоятельства и на свои силы, ожидает двойное страдание. Во-первых, он находится в постоянном напряжении. Порой он готов рисковать собой, прибегать к опасным махинациям и сомнительным уловкам, за которые ему может грозить суровое наказание вплоть до смертной казни, если только правда всплывет наружу. В менее крайнем случае он просто рискует подорвать свое здоровье, свои силы и, разумеется, свою духовную жизнь. Перед каждым он вынужден лебезить и пресмыкаться, каждому кланяться и бить челом, и жить всю жизнь в расстройстве и страхе за то, что, возможно, недостаточно польстил нужному человеку и не сумел извлечь из него ожидаемую пользу.
Кроме того, находясь в постоянной зависимости от окружающих, он полагает, что и все окружающие (в том числе те, от которых он зависит), в свою очередь находятся в такой же зависимости от своего окружения. И он дрожит, как бы чего не произошло, чтобы после краха одного не рухнули и все остальные. При такой жизни, даже если он в чем-либо преуспеет, такой успех не будет в его глазах ни существенным, ни постоянным. И об этом говорится: «Проклят муж… и от Всевышнего отдаляется сердце его».
Такой человек живет воздушными замками, его путь не имеет ничего общего с вечностью. Он никогда ни в чем не уверен, поскольку все его надежды и чаяния опираются на случайность. И живет он в постоянном страхе, как бы чего не случилось: как бы в дороге на него не напали разбойники, и как бы он не умер с голоду, и как бы он вдруг кому-то не пришелся по вкусу, и как бы кто-нибудь на него не донес и не причинил ему убытки…
Вся жизнь такого человека — боль и ярость, и вряд ли такое вообще можно назвать жизнью. И нет у него никакого определенного жизненного пути. Потребностей у него много, но решений своим жизненным проблемам он не находит, поскольку находятся они на пути упования, от которого он бесконечно далек.
Страх не отпускает его, даже когда его состояние можно назвать вполне надежным. Недаром говорится: «Праведник ест до насыщения своей души, а утроба злодеев не полна» 4. Имеется в виду следующее: если у праведника есть то, что ему нужно сегодня, он не беспокоится о том, что будет завтра. Он насыщается и наслаждается сегодняшним днем. Что будет завтра? Путь упования решает все вопросы «будущего», и ему совершенно не о чем беспокоиться сегодня.
Что же злодей? Он надеется на свои силы, в результате «его утроба — не полна». Беспокоясь о завтрашнем дне, он жалеет съесть лишний кусочек сегодня и никогда не наедается досыта. Вот почему его утроба никогда не полна. В отличие от того, кто уповает не на собственные старания, а на Творца, а потому может позволить себе безбоязненно наесться досыта. Для того, кто стал на путь упования, полностью полагаясь на Творца, все времена одинаковы. И точно так же, как Творец позаботился о его пропитании на сегодня, Он позаботится и о его завтрашних нуждах; поэтому беспокойство о будущем ему вообще незнакомо.
Упование не на Б-га, а на обстоятельства и свои силы — двойное страдание
Иерусалимский Талмуд приводит такую историю[3]. Один прозелит глубоко разбирался в астрологии. Однажды он собрался в путь, но про себя подумал: «Разве сейчас время отправляться в путь? Ведь, согласно положению звезд, путникам сейчас грозит опасность». Он вернулся, но затем передумал: «Не для того ли я присоединился к святому народу, чтоб отдалиться от всего этого?» Как сказано: «А ты — не это дал тебе Всевышний, чтобы ты прислушивался к колдунам и гадателям». И он вышел из дома с Именем Творца на устах. По дороге на него напал дикий зверь. Прозелит спасся, отдав ему своего осла, которого тот зверь и съел.
Что же подвергло его опасности? Сомнения в целесообразности выхода из дома в неблагоприятное время. А что спасло? Его конечное решение и упование на Творца.
Итак, уповающий на Творца обладает такой силой духа, что даже в месте опасности, он совершенно не ничего не страшится. Он уповает на Творца, и это упование спасает его от всех невзгод и опасностей.
[1] Теилим 55:23.
[2] Рош ашана 26а.
[3] Шабат 86, алаха 9.
Надежда ИТ — обучение технологиям детей из малообеспеченных семей
Мышление, люди и структура
Hope IT — это основанная на христианах инициатива, демонстрирующая Божью любовь и надежду малообеспеченным детям в Пасадене путем приобретения навыков в области информационных технологий и работы с компьютером. Мы делаем это своим мышлением, нашими людьми и нашей структурой.
Наше мышление:
Бог любит нас: Божья любовь и надежда важнее всего. Да, образование и хорошая работа — это хорошо, но этого недостаточно. Зная это, Hope IT напоминает детям, что Бог был во всех наших жизнях, в нашем прошлом, прямо сейчас в нашем настоящем, и Бог предназначил для нас хорошее будущее. Все мы. Это важное послание, которое наши дети должны услышать, усвоить и поверить в это для себя. Мы просто делаем это, молясь перед каждой сессией нашего курса. В конце каждого занятия у нас есть короткое библейское размышление. Мы также отправляем это сообщение невербальным способом, чтобы убедиться, что наше пространство для наших курсов является благоприятным. Мы заботимся о том, чтобы наши ученики были в эмоциональной и физической безопасности. Кроме того, темп тем на наших курсах рассчитан на новичков.
Цель: Наша цель состоит в том, чтобы дети в Hope IT, после окончания средней школы, могли принять решение о том, чтобы пойти сразу на работу в области ИТ или поступить в колледж, с различными техническими, лидерскими, сервисными навыками и опытом. Прочитайте наши первоначальные идеи; они будут развиваться по мере того, как мы узнаем, что работает лучше всего.
Наши сотрудники:
Дети : Дети, посещающие курсы ИТ в Hope, недостаточно обслуживаются. Обычно они не фокусируются на IT-темах. Обычно они не взаимодействуют с профессионалами в сфере ИТ. Курсы Kids in Hope по информационным технологиям проводятся в местных церквях на северо-западе Пасадены, в детских домах или в организациях, обслуживающих бездомные семьи, и т.п. Цель компании Hope IT — начать работу с детьми в возрасте от 11 до 13 лет. Преимущество раннего возраста состоит в том, что у них есть время для приобретения навыков и уверенности в себе. Со временем, по мере того, как они посещают больше курсов Hope IT, они приобретают навыки и концепции в области ИТ.
Команда волонтеров: Все члены ИТ-команды Hope являются волонтерами. Большинство из нас имеют многолетний опыт работы в ИТ-индустрии. Делясь своими знаниями и опытом, мы можем помочь детям учиться и исследовать, а также позволить им проложить собственный путь. Соотношение членов команды и детей у нас более чем 1:1. Когда у нас были очные курсы (до COVID), у нас было больше членов ИТ-команды Hope, чем студентов на наших курсах. Сейчас на онлайн-курсах COVID у нас соотношение один-два инструктора на четверых детей.
Наша структура:
Курсы: Мы предлагаем ряд бесплатных курсов, начиная с 2018 года. Надеемся, что ИТ-специалисты стараются создавать увлекательные курсы и знакомить с большими темами ИТ. У нас есть 3 курса в учебный год, в октябре, феврале и июне. Каждый курс длится 4 недели, занятия проходят по субботам утром, обычно по 2 часа каждое занятие. На наших курсах было от 3 до 8 студентов. Это наш основной подход, позволяющий детям из малообеспеченных семей получить навыки в области информационных технологий и работы с компьютером
Партнерство: Hope IT высоко ценит партнерские отношения с местными группами и организациями, будь то обучающие программы и церкви, крупные и малые предприятия и некоммерческие организации. Наши курсы посещают дети из нескольких партнеров в районе Пасадены. В конце концов, Hope IT стремится наладить отношения с компаниями; мы надеемся создать возможности для туров, а также стажировки и работы для детей, проходящих через нашу программу.
Служба поддержки Knox : Hope IT поддерживается пресвитерианской церковью Knox в Пасадене. Мы благодарны, что Knox предоставляет помещения для наших курсов, страхование ответственности наших студентов и членов команды, проверку биографических данных членов нашей команды, а также финансовую поддержку.
Bridges : Надеюсь, ИТ-отдел получит большую поддержку от Bridges. Они являются финансовым спонсором Hope IT, поэтому мы можем получать пожертвования, не облагаемые налогом, а также предоставлять нам другие финансовые услуги, такие как все детали оплаты детей за их работу на беговых курсах, со всеми налогами и компенсациями работникам. Bridges также ежемесячно проводит коучинг, помогая сделать Hope IT сильнее и эффективнее. Компания Hope IT была отмечена на ежегодном мероприятии Bridges 2021.
камер, построенных из Raspyberry Pis в 2019 годукурс
Team — Hope IT
Команда Hope IT состоит из добровольцев. Нам нравится создавать курсы, и нам нравится видеть, как студенты приобретают навыки и отражают, как Бог любит каждого из нас. Вот наша команда. Подумайте о том, чтобы присоединиться к нам.
Майк Вирман – основатель/организатор команды
Майк и его жена женаты более 25 лет, у них трое взрослых детей. Он также был программистом более 25 лет, работал в финансовой сфере и в настоящее время работает в Emanate Health, которая управляет 3 больницами в долине Ист-Сан-Габриэль. Его родители-иммигранты купили компьютер Timex Sinclair в середине 19-го.80-е годы. Это была искра. Вскоре после этого он купил свой собственный компьютер — Commodore 64 — и много часов программировал на втором курсе старшей школы. Это был большой контраст с уборкой 3-х церквей по субботам с его отцом и 2-мя сестрами на протяжении многих лет. Отец Майка сказал ему, что… «они платят тебе больше за то, что ты используешь свой разум, а не мускулы». Майк считает, что есть много малообеспеченных детей, которым нужна такая же искра и возможность. В сочетании с мыслью о том, что Бог приносит нам дары — сообщество и технологии — он основал Hope IT как попытку справедливости, чтобы дать детям шанс преодолеть экономическое и образовательное неравенство.
Марк Брахер – технический директор
(без фото)
На протяжении многих лет Марк работал в небольшом списке интернет-стартапов и технологических компаний, и в настоящее время он работает старшим инженером по персоналу в местной медицинский стартап. С детства он экспериментировал с электроникой и компьютерами, и ему до сих пор нравятся забавные аппаратные проекты, включающие небольшие компьютеры и электронику. Это чувство исследовательского удовольствия во многом благодаря влиянию его отца, инженера. Будем надеяться, что с помощью HopeIT мы сможем передать такое же чувство удивления новому поколению экспериментаторов с аппаратным и программным обеспечением. Марк и его жена живут в Пасадене со своей собакой Сэди.
Джордж Вамос – инструктор
Джордж работает разработчиком программного обеспечения более 40 лет. Он работал в различных областях, от медицины до аэрокосмической промышленности. Он интересуется философией, психологией и искусственным интеллектом (заставляя компьютеры думать), что подтолкнуло его к компьютерным наукам. Эти интересы означали, что написание программного обеспечения было более приятным, чем «зарабатывание на жизнь».
Джордж также интересуется обучением, особенно детей с ограниченными возможностями. Если дети учатся писать программы так же, как они играют с кубиками лего, они могут подготовиться к тому, чтобы стать работающими взрослыми, просто развлекаясь. Веселье и любопытство — это способ обучения природы.
Джейсон Дам — член команды
Джейсон работает разработчиком программного обеспечения более 20 лет.