Успение божией матери икона: Икона Божьей Матери «Успение» Киево-Печерская

Разное

Икона Божьей Матери «Успение» Киево-Печерская

Празднование

28 августа

16 мая

История

Ки­е­во-Пе­чер­ская ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы — од­на из древ­ней­ших яв­лен­ных икон в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца вру­чи­ла ее 4-м ви­зан­тий­ским зод­чим, ко­то­рые в 1073 го­ду при­нес­ли ико­ну пре­по­доб­ным Ан­то­нию и Фе­о­до­сию Пе­чер­ским. Зод­чие при­шли в пе­ще­ру к пре­по­доб­ным и спро­си­ли: «Где хо­ти­те вы на­чать цер­ковь?» Свя­тые от­ве­ти­ли: «Иди­те, Гос­подь на­зна­чит ме­сто». — «Как вы, пред­ска­зы­вая се­бе ско­рую смерть, не на­зна­чи­ли еще ме­ста? — уди­ви­лись зод­чие. — А еще да­ли нам столь­ко зо­ло­та». То­гда пре­по­доб­ные при­зва­ли всю бра­тию и ста­ли рас­спра­ши­вать гре­ков, го­во­ря: «Ска­жи­те нам ис­ти­ну, кто вас по­слал и как вы по­па­ли сю­да?». Зод­чие ста­ли рас­ска­зы­вать: «Од­на­жды, ко­гда мы спа­ли в сво­их до­мах, ра­но, на вос­хо­де солн­ца, при­шли к каж­до­му из нас бла­го­об­раз­ные юно­ши и ска­за­ли: «Зо­вет вас Ца­ри­ца во Влахер­ну». Мы при­шли все в од­но вре­мя и, рас­спро­сив­ши друг дру­га, узна­ли, что ту же речь Ца­ри­цы слы­шал каж­дый из нас и од­ни и те же по­слан­ные бы­ли за все­ми на­ми. На­ко­нец, мы уви­де­ли Ца­ри­цу со мно­же­ством во­и­нов. Мы по­кло­ни­лись Ей, и Она ска­за­ла: «Я хо­чу по­стро­ить Се­бе Цер­ковь на Ру­си, в Ки­е­ве, и вот, ве­лю вам это сде­лать. Возь­ми­те зо­ло­та на 3 го­да». — Мы же, по­кло­нив­шись, спро­си­ли: «Гос­по­жа, Ца­ри­ца! Ты по­сы­ла­ешь нас в чу­жую стра­ну, к ко­му мы там при­дем?» — Она от­ве­ча­ла: «Я по­сы­лаю вас вот с ни­ми, с Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем». — Мы уди­ви­лись: «За­чем же, Гос­по­жа, Ты да­ешь нам зо­ло­та на 3 го­да? Им и при­ка­жи за­бо­тить­ся о нас, что нам есть и что пить, и нас ода­ришь, чем Са­ма зна­ешь». — Ца­ри­ца воз­ра­зи­ла: «Этот, Ан­то­ний, толь­ко бла­го­сло­вит и отой­дет от это­го све­та в веч­ный по­кой. А этот, Фе­о­до­сий, отой­дет по­сле него через 2 го­да. Итак, бе­ри­те зо­ло­та до из­быт­ка. А что до то­го, чтобы по­чтить вас, то ни­кто не мо­жет сде­лать это так, как Я. Дам вам, че­го и ухо не слы­ша­ло, и глаз не ви­дел и что на серд­це че­ло­ве­ку не всхо­ди­ло. Я Са­ма при­ду смот­реть Цер­ковь и бу­ду в ней жить». — Она да­ла нам так­же мо­щи свя­тых му­че­ни­ков: Ар­те­мия, По­ли­евк­та, Леон­тия, Ака­кия, Аре­фы, Иа­ко­ва, Фе­о­до­ра — и ска­за­ла: «Это по­ло­жи­те в ос­но­ва­ние». — Мы взя­ли зо­ло­та боль­ше, чем нам нуж­но бы­ло, и Она ска­за­ла: «Вый­ди­те на двор, по­смот­ри­те ве­ли­чи­ну Церк­ви». — Мы вы­шли и уви­де­ли Цер­ковь на воз­ду­хе. Во­шед­ши опять к Ца­ри­це, мы по­кло­ни­лись и ска­за­ли: «Гос­по­жа Ца­ри­ца, ка­кое имя Церк­ви?» — Она от­ве­ти­ла: «Я хо­чу на­звать ее Сво­им Име­нем». — Мы не сме­ли спро­сить, как Ее Имя, но Она опять ска­за­ла Са­ма: «Бо­го­ро­ди­цы­на бу­дет Цер­ковь». — И, дав­ши нам эту ико­ну, ска­за­ла: «Она бу­дет в ней на­мест­ной». Мы по­кло­ни­лись Ей и по­шли в свои до­ма, неся с со­бой ико­ну, по­лу­чен­ную из рук Ца­ри­цы». Вы­слу­шав это, все про­сла­ви­ли Бо­га, и пре­по­доб­ный Ан­то­ний ска­зал: «Де­ти, мы ни­ко­гда не вы­хо­ди­ли из это­го ме­ста. Звав­шие вас бла­го­об­раз­ные юно­ши бы­ли свя­тые Ан­ге­лы, а Ца­ри­ца во Влахерне — Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. А что до на­ше­го об­ра­за и дан­но­го как бы через нас зо­ло­та, то Гос­подь ве­да­ет, как Он из­во­лил со­тво­рить это со Сво­и­ми ра­ба­ми. Бла­го­сло­вен при­ход ваш, доб­рую спут­ни­цу вы име­е­те, чест­ную ико­ну Гос­по­жи». Три дня мо­лил­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний, чтобы Гос­подь Сам ука­зал ему ме­сто для церк­ви. По­сле пер­вой но­чи по всей зем­ле бы­ла ро­са, а на свя­том ме­сте су­хо. На дру­гое утро по всей зем­ле бы­ло су­хо, а на свя­том ме­сте ро­са. На тре­тье утро, по­мо­лив­шись, бла­го­сло­ви­ли ме­сто и из­ме­ри­ли зо­ло­тым по­я­сом ши­ри­ну и дли­ну церк­ви. (Этот по­яс еще дав­но при­нес ва­ряг Ши­мон, ко­то­ро­му бы­ло ви­де­ние о по­строй­ке церк­ви.) Огонь, спад­ший с неба по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ука­зал, что Бо­гу угод­но на­чи­на­ние. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло Бо­же­ствен­ной Церк­ви.

Ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. Два дру­га, Иоанн и Сер­гий, по­бра­та­лись пе­ред ней. Спу­стя мно­го лет Иоанн смер­тель­но за­бо­лел. Он от­дал свою часть иму­ще­ства в Пе­чер­ский мо­на­стырь, а часть 5-лет­не­го сы­на пе­ре­дал на со­хра­не­ние Сер­гию; ему же от­дал и сы­на За­ха­рию на по­пе­че­ние. Ко­гда За­ха­рии ис­пол­ни­лось 15 лет, он за­хо­тел взять при­над­ле­жав­шее ему иму­ще­ство, но Сер­гий упор­но го­во­рил, что Иоанн все роз­дал ни­щим. Он до­шел до то­го, что при­шел в Успен­скую цер­ковь и по­клял­ся пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной, что не брал ни­че­го. Ко­гда он за­хо­тел по­це­ло­вать ико­ну, то не смог при­бли­зить­ся к ней; по­шел к две­рям и вдруг за­кри­чал: «Свя­тые Ан­то­ний и Фе­о­до­сии! Не ве­ли­те уби­вать ме­ня это­му неми­ло­сти­во­му и мо­ли­тесь Гос­по­же Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, чтобы Она ото­гна­ла от ме­ня это мно­же­ство бе­сов, ко­то­рым я пре­дан. Пусть бе­рут зо­ло­то и се­реб­ро: оно за­пе­ча­та­но в мо­ей кле­ти». За­ха­рия от­дал все иму­ще­ство в Пе­чер­ский мо­на­стырь, где и сам по­стриг­ся. С тех пор ни­ко­му не да­ва­ли клясть­ся чу­до­твор­ной ико­ной. Ико­на не раз за­щи­ща­ла стра­ну от на­ше­ствия вра­гов. В 1677 го­ду, ко­гда тур­ки оса­жда­ли Чи­ги­рин и Ки­е­ву гро­зи­ла опас­ность, ико­ну по­чти в те­че­ние все­го дня 27 ав­гу­ста об­но­си­ли во­круг го­ро­да. Бо­го­ро­ди­ца бла­го­слов­ля­ла рус­ские вой­ска, шед­шие на Пол­тав­скую бит­ву (1709 г.). В 1812 го­ду ико­ну сно­ва об­но­си­ли во­круг Ки­е­ва. Празд­но­ва­ние иконе по­ло­же­но два­жды в год: 3 мая и 15 ав­гу­ста;

Развернуть

Случайный тест

иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси / Православие.Ru



Ил. 1. Успение Богоматери. Икона. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Праздник Успения Пресвятой Богородицы
– светлый и радостный для каждого христианина. В
день блаженной кончины Богоматери все человечество
обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу
пред Господом. Значение этого великого торжества
определяется церковным уставом – этот
Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня
попразднства, а восемь, столько же, сколько один из
величайших господских праздников –
Крещение[1]. Отмечаемому событию
предшествует строгий пост, по степени воздержания
занимающий первое место после Великого поста.



Ил. 2. Успение Богоматери. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Достоверные сведения об истории
праздника Успения начинаются лишь с конца VI века.
Принято считать, что он установлен при византийском
императоре Маврикии (592–602). По всей видимости,
до этого времени Успение было в Константинополе
поместным, не общецерковным праздником[2]. Утверждению Успения в
церковном календаре способствовало растущее почитание
Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие
ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери
после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях
сохранило церковное предание. Именно поэтому
иконографическими источниками для образов Успения в
Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко
распространенные апокрифические сказания: «Слово
Иоанна Богослова на Успение Богородицы»,
«Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а
также древнейшее праздничное слово на Успение
Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова
святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха
Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все –
VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении
неодинаковы по своему объему и разнятся в
подробностях[3].



Ил. 3. Успение Богоматери. Икона. Первая четверть XIV в., Псков. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сложение зрелой иконографии Успения
относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века
датируются две пластины из слоновой кости – для
оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской
библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в
Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в
обоих памятниках станет традиционна для искусства
Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в
центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие
апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери,
изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых
балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в
монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви
Богородицы «Одигитрии» в Печской
патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах
будет изображаться с крыльями.

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из
монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав
праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать
апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово,
символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни
будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое
толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно
уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов
двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по
сторонам от него – их присутствию на евхаристии и
причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл
собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых
памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало,
возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ
апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, –
на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения
изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами
предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия
Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата
Господня, по преданию, присутствовавших при Успении
Богоматери, символизировали причащение архиереем
священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в
сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для
принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в
качестве диаконов[4]. Согласно традиции,
Успение изображали как событие, происходящее в доме
Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской
горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на
апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные
постройки.



Ил. 4. Успение Богоматери. Фреска. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Середина XII в.

Примерно с XI века получает широкое
распространение расширенный вариант иконографии
Успения, так называемый «облачный тип». В
верхней части композиции (например, на фреске из церкви
Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются
апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках.
Согласно «Слову Иоанна Богослова»,
апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед
Своей кончиной, были чудесным образом восхищены
ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим,
причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей
были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером «облачного Успения» на
Руси является икона начала XIII века, происходящая из
новгородского Десятинного монастыря (ныне в
Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней
части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с
золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу
Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь
этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери
красные туфельки. Это символ оставления Ею земного
пути[5].

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или
несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко
Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV
века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в
чашу – это один из поэтических символов Богоматери,
встречающийся в византийской и древнерусской
гимнографии[6]. Пресвятая Дева
уподобляется золотой стамне с манной небесной,
изготовленной по повелению Моисея[7]. Ближайшей
иконографической аналогией рассматриваемой иконе
является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря
в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках
повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену
фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены
плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у
апостолов отсутствуют нимбы, а «славу»
– мандорлу Христа – держат ангелы,
окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с
изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого
иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках –
Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно,
популярность сюжета в то время и в XVI столетии была
связана с борьбой против еретических движений. Впервые же
этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии
Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв. ), а в
древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского
монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.



Ил. 5. Успение Богоматери. Икона. Около 1479 г. Успенский собор Московского Кремля

В русских иконах Успения второй половины
XV столетия – из Успенского собора Московского
Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря
(1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского
собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени
Андрея Рублева) – представлена подробная
иконографическая схема. Апостолы изображены
путешествующими на облаках, у ложа Богоматери –
рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на
переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В
верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса,
к которым Богоматерь во «славе» возносят
ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на
Успение» святого Андрея Критского:
«Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять
в небесное царство… Пренебесную Дверь
Божию»[8]. Исследуя икону из
Успенского собора (ил. 5), Е. Я. Осташенко отмечает не
имеющий аналогий в других памятниках рисунок и цвет
«славы» возносящейся Богоматери[9]. Вместо традиционных
голубых оттенков здесь внешние очертания
«славы» состоят из двух оттенков красного,
а внутренние части включают в себя сияние с короткими
лучами. По всей видимости, красный цвет
«славы» и лучи внутри нее связаны с рядом
поэтических образов Богородицы, например с образом
«Жены, облеченной в солнце» (Откр. 12: 1) и
образом Церкви, которая оделась «Солнцем Правды
– Христом».



Ил. 6. Успение Богоматери. Икона. XV в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Особенностью названной выше иконой
Успения 1497 года из Кирилло-Белозерского монастыря
является изображение эпизода с вручением Богоматерью
своего пояса апостолу Фоме. Согласно одному из сказаний
об Успении, Фома прилетел с опозданием, когда
Богоматерь уже возносилась на небо, и получил пояс из
Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он
рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым
свидетельствуя о Ее вознесении на небо.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными
иконографическими типами, в это же время был распространен
и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском
музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на
которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на
облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа
Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным
лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель
и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры
святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это
связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда
происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть
на образе Успения святых покровителей своей семьи.



Ил. 7. Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Интересной иконографической особенностью
выделяется икона Успения середины XVI века из
Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех
рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего
изображался фронтально, держа душу Богоматери двумя
руками, то здесь Он представлен в развороте,
благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на
одре[10]. Эта деталь, по всей
видимости, появляется в «облачном» варианте
Успения в первой половине XVI века и широко
распространяется в XVI–XVII столетиях.
Благословляющим Богоматерь Спаситель представлен и на
иконе XVI века из собрания Русского музея (ил. 7). На
ней также представлено вознесение Богоматери, сидящей
на престоле, к раскрытым вратам рая, за которыми видны
ангельские чины, Небесный город (в виде крестообразной
по форме башни) и несколько райских деревьев[11].

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены
Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского
собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске
этот сюжет помещен над конхой алтаря[12], что позволяет
трактовать эту композицию, исходя из представлений о
символике алтарного пространства как места горнего,
райского.



Клеймо иконы «Успение Богоматери, со сказанием об Успении». Конец XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

В XVII столетии появляются
монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся
клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об
Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского
собора Московского Кремля в клеймах изображено моление
Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с
близкими, путешествие апостолов, их беседа с
Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об
Успении Богородицы заканчивается изображением
Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же
повествование об Успении содержат клейма иконы Успение
конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8).
В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной
иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за
ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа
Богоматери стоят не только апостолы – в правом
нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные
праведники, среди них можно отметить пророков Давида и
Даниила. Присутствие при Успении Богоматери
ветхозаветных праведников, а также благоразумного
разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую
указывает на то, что изображенное на иконе событие
происходит не на земле, а на небе, а точнее – в
раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет
рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно
этот цвет с самого рождения христианского искусства
символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н.
Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне
следует понимать как сопричастие раю»[13]. Традиционно на белом
фоне изображают такие сцены, как «Сотворение
Адама и Евы», «Авраамово лоно»,
«Встреча в раю благоразумного разбойника с
пророками Илией и Енохом» (в иконах
«Сошествие во ад»), «Спас Недреманное
Око».

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются
лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили
на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что
главные престолы соборов многих русских городов (Москвы,
Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том
числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского),
были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

[1] Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2004. С. 114–115.

[2] Там же. С. 121–122.

[3] См.: Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и в искусстве // Труды VI Археологического съезда в Одессе. 1884. Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–235.

[4] Этингоф О. Е. Литургическая символика расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери (по росписям Студеницы и Градаца) // Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2004. С. 216–217.

[5] Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. С. 58.

[6] Там же. С. 93.

[7] Стамна в чаше у ложа Богоматери изображена также на иконе Успения первой четверти XV в. из Кирилло-Белозерского музея-заповедника. См.: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005. С. 52. Кат. 2.

[8] Цит. по: Скабалланович М. Успение Пресвятой Богородицы. Киев, 2001. С. 95.

[9] Осташенко Е. Я. «Успение» – храмовая икона Успенского собора Московского Кремля: К вопросу о развитии живописи Москвы во второй половине XV в. // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV – начало XVI века. М., 2005. С. 50.

[10] См.: Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 30. С. 176.

[11] «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея / Сост. Н. В. Пивоварова. СПб., 1995. С. 48–49.

[12] Самойлова Т. Е. Ведущие аспекты программы росписи Архангельского собора // Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль: Материалы и исследования. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневековой Руси. C. 167.

[13] Овчинников А. Н. Символика белого цвета // Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999. С. 118.

Икона Вознесения Господня — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(51 соответствующий результат)

Церковный тур | Православная церковь Успения Пресвятой Богородицы

НАША ЦЕРКОВЬ — ФОТОГАЛЕРЕЯ

Интерьер и экстерьер храма

(28 изображений)

посмотреть слайд-шоу >

ГЛАВНЫЕ ИКОНЫ НАШЕЙ ЦЕРКВИ

Икона: Крещение Господне
Дата праздника: 6 января

Крещение Христа в реке Иордан ознаменовало начало проповеднического служения Христа. На этой иконе Иисус изображен стоящим в том, что кажется «холмом воды посреди широкой и глубокой пропасти, которая есть темный мир» (Мартин, 188). Рядом с Ним стоит св. Иоанн Креститель с поднятой правой рукой, изображающей возлияние воды на голову Спасителя. Три луча света в верхней части картины раскрывают реальность Святой Троицы и вызывают в памяти следующие евангельские стихи: «И Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и раздался с неба глас, сказал: «Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе мое благоволение» (Луки 3:22).

Подробнее:
статья на английском языке
статья на русском языке

Икона: «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Дата праздника: 25 марта

На иконе «Благовещение» ангел Гавриил изображен как грядущий свыше, чтобы возвестить Деве Марии, что Она будет Матерью Христа. В верхней части картины изображен Бог Дух Святой, сходящий на Деву Марию в виде голубя, чтобы исполнить пророчество Исаии: «Посему Сам Господь даст вам знамение: се, Дева будет зачни и роди Сына, и наречешь Ему имя Еммануил» (Исайя 7:14). Три луча света, исходящие с неба, изображают тот факт, что вся Троица действует в совершении этого великого таинства.

Подробнее:
статья на английском языке
статья на русском языке

Икона: Рождество Господне
Дата праздника: 25 декабря

Икона изображает рождение Иисуса Христа. На этой конкретной картине Дева Мария изображена полулежащей на длинном матрасе. Однако в истории храма были иконы, на которых Богородица изображена сидящей, чтобы научить, что Она безболезненно родила Христа. Черная фигура позади Богородицы представляет собой пещеру, где родился Иисус, и напоминает нам, что «Он — свет, рожденный во тьме» (Мартин, 185).

Подробнее:
статья на английском языке
статья на русском языке

Икона: Вход Господень в Иерусалим
Дата праздника: Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи)

На иконе изображен день, когда Христос смиренно въехал на осле в святой град Иерусалим, исполнив тем самым пророчество Захарии, «Скажи дочери Сиона: вот, Царь твой грядет к тебе, Низкий, и сидит на осле, молодом осленке» (Зах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts