В русской культуре пасха в: Пасха, Русские традиции

Разное

пасхальные блюда, песни, танцы, игры, хороводы, обычаи.

Пасха, или Светлое Христово Воскресение, — главный православный праздник. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда — куличи, творожные пасхи, — красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями.

Вспоминаем, как отмечали Пасху в старину.

Игры

Агнесса Линдеман. Катанье пасхальных яиц (фрагмент). Открытка. 1905. Ярославский художественный музей, Ярославль

Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко — с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах — и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).

Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В каждом регионе образовались свои правила игры. Например, в Псковской области игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если участник добивался цели, то брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось. Часто использовали деревянные искусно расписанные яйца, иногда специально для этого развлечения изготавливали целые наборы таких яиц. В «каталочки» до сих пор играют в некоторых регионах.

Также на Пасху ставили карусели и большие качели, в Псковской области их называли «зыбки». Считалось, что от качания на них зависит будущий урожай. Именно поэтому качались чаще всего с Пасхи до Троицы, как раз во время активного роста пшеницы. Также существовало поверье, что качели помогают быстрее найти мужа или жену. В русских селах Удмуртской Республики это убеждение сохранилось в пасхальных песнях и частушках, которые пели во время качания: «Красное яичко! / Скажи жениха. / Не скажешь ты его — / Закачаем тебя», «На горе стоят качели, / Пойду покачаюся. / Нынче лето отгуляю, / Зимой повенчаюся», «Закачаем, залучаем, / За себя взамуж возму».

Качельная песня «Красное яичушко» в исполнении Д.П. Дубовцевой и Е.М. Барминой из города Ижевска Удмуртской Республики

Среди популярных была забава, известная под названием «в орла», «в орлянку». В нее чаще всего в играли на деньги. Самый простой способ игры: один из участников подбрасывал монету, а когда она падала на землю, вто­рой должен был не глядя отгадать, какой стороной она упала кверху. Аверс (орел) всегда означал выигрыш, реверс (решка) — проигрыш. Поэтому игра и получила свое название — «в орла». В некоторых селах она сохранилась и до сегодняшнего дня, например в селе Кадышево Ульяновской области.


Песни

Филипп Малявин. Деревенский танец (фрагмент). 1920. Частное собрание

До революции пасхальные песни передавались из поколения в поколение. С приходом советской власти в семьях эта традиция почти исчезла, однако фольклорные ансамбли при клубах часто знали и пели их.

Главное пасхальное песнопение — тропарь «Христос воскресе из мертвых» — исполняли во время церковной службы. Но в некоторых деревнях он звучал не только в храме. Например, в Смоленской области исполняли свою, народную версию тропаря. Называлось это «кричать Христа». Женщины, которые пели его, голоса не жалели. «Христа кричали» в любой обстановке — за работой, на улице, во время гуляний и праздничных застолий.

В некоторых регионах к каноническому тексту тропаря добавляли и слова от себя. Бога просили о главном: здоровье, достатке, хорошем урожае. Такие песни пели в Бежецком районе Тверской области. Здесь же долгое время сохранялась традиция на Пасху обходить деревню с иконой Богоматери — сельчане верили, что так защищали себя от всяческих бед.

В Псковской области девушки и женщины пели песни в первый же день Пасхи, а в казачьем хуторе Яминский Волгоградской области широкие гулянья начинались позже — в первое воскресенье после Пасхи (Красную горку), а заканчивались на Троицу. Отмечать здесь начинали, как правило, после обеда. Казаки собирались вместе на двух противоположных сторонах хутора, накрывали столы и пели песни — «люлейки» — так их называли из-за припева «ой, люли, люли». Затем двигались в центр хутора и накрывали общий стол на улице.


Танцы и хороводы

Надежда Никулина. Хоровод (фрагмент). 1964. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств, Ирбит, Свердловская область

С окончанием Великого поста снимался и запрет на танцы. Неотъемлемой частью пасхального гулянья были хороводы, которые водили под особые песни. В деревне Стропицы Курской области водили танки́ — особые хороводы двух видов: круговые и продольные. Круговые были похожи на театральное представление. Танцоры пели сюжетные песни и играли в них разные роли. Продольные танки́ действовали по принципу ручейка. Эти танцы исполняли только один раз в году, на Красную горку.

Карагодная песня «Бросай, нянюшка, работу работать» в исполнении фольклорного ансамбля «Крестьянка» из села Русская Тростянка Острогожского района Воронежской области

В Брянской области хороводы назывались карагодами. В первые два дня празднования Пасхи они были особенными: в них участвовали мужчины, которые перевоплощались в старцев. Для этого они надевали старую одежду, разлохмачивали волосы, мазали грязью лица. «Старцы» становились внутрь карагода и танцевали, а девушки и женщины «ходили под песню» вокруг них. Сегодня карагоды можно увидеть на сельских и школьных праздниках — хороводная традиция передается новому поколению.

Во время пасхальных гуляний в селах Белгородской области исполняли танец с пересеком. Его основу составлял все тот же хоровод, но его дополнял пересек — пляска, в которой несколько людей выбивали каблуками два или три разных ритма, как бы пересекая друг друга. В настоящее время этот танец исполняют фольклорные коллективы на сельских праздниках и гуляньях.


Пасхальный стол

Михаил Гардобей (Гардубей). Пасхальный день (фрагмент). 1997. Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень

Утренняя трапеза после строгого Великого поста была важным моментом празднования Пасхи. В обычные дни люди ели ржаной хлеб, овощи, крупы, а к празднику обязательно пекли сладкие куличи из белой муки, готовили творожные пасхи и красили яйца. Эти блюда освящали в храме во время службы и приносили домой.

Считалось, что освящённые в храме яйца обладали особыми чудодейственными и целительными свойствами. Во время трапезы отец семейства очищал первое яйцо, разрезал его и раздавал по кусочку каждому домочадцу. Всю пасхальную неделю яйца дарили родственникам, соседям и знакомым, угощали гостей, раздавали нищим.

В основном праздничный стол мало чем отличался от региона к региону. На него ставили куличи, пасху, яйца, пироги, мясные блюда. Но в некоторых местах пасхальная еда была очень необычной. Например, в Татарстане у кукморских удмуртов главным блюдом считалась гусиная каша. Кроме нее женщины готовили с утра пресные лепешки, омлет, запеченный в печи и небольшие шарики из крутого сдобного теста, поджаренные на сковороде, а затем смазанные маслом.

Различия в праздновании Пасхи в этом регионе объясняются тем, что христианский праздник совпадает по времени с местным — Акашко́й. Он символизирует начало весны и земледельческого года. Согласно обряду Акашка члены семьи читают молитвы перед едой, поют особые застольные песни, ходят в гости к родственникам по отцовской линии, символически засевают поле. Сегодня этот праздник отмечают не неделю, как раньше, а один-два дня.


Традиции пасхальной недели

Борис Кустодиев. Встреча. Пасхальный день (фрагмент). 1917. Частное собрание

Целую неделю после Пасхи во многих деревнях люди обходили дворы и поздравляли хозяев с праздником. Волочёбники, так называли тех, кто ходил по домам, пели специальные волочёбные песни. Считалось, что такой визит приносит хозяевам удачу и процветание, и за него было принято благодарить чем-то съестным или деньгами. В Псковской области хозяева одаривали волочёбников крашеными яйцами, домашней колбасой, салом, пирогами, маслом, сыром, мёдом. В одних селах «волочились» только женщины, в других — только мужчины, а в некоторых были целые пасхальные артели волочёбников.

Волочёбная песня «Волочилися волочёбнички» в исполнении У. В. и Е.В. Поздняковых из деревни Борисково Невельского района Псковской области

В Костромской области в первое воскресенье после Пасхи обходили дворы молодоженов. Этот обряд назывался «Вьюнец». Утром дети окликали новоиспеченных супругов под окнами и пели песню «Молодая молодица». Юноши и девушки приходили окликать молодоженов в середине дня, а взрослые — после обеда. Обходчики-вьюнишники сначала пели на крыльце, затем их приглашали в дом и угощали за столом.

У кукморских удмуртов также существовал обычай, напоминавший традиционные русские обходные обряды. Молодые девушки и парни верхом на празднично украшенных конях заезжали в каждый двор и пели хозяевам закличку «Урай!», вызывая их на улицу. Позже все садились за сто, и гостей угощали праздничной едой.

История и традиции Пасхи в России

27 апреля 2019, 08:57

Православная Пасха

ТАСС-ДОСЬЕ. 28 апреля 2019 года православные верующие в России будут отмечать Пасху, или Светлое Христово Воскресение — великий (главный) праздник христианской церкви, посвященный воскрешению Иисуса Христа. Это событие является центральным в Священной истории. Сведения о нем содержатся во всех четырех Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

История праздника в России

В дореволюционной России Пасха являлась государственным праздником, первые дни Светлой недели были нерабочими. После Октябрьской революции 1917 года ситуация начала меняться в связи с борьбой с религиозными предрассудками. Сам праздник отмечался, но выходными оставались лишь собственно Светлое воскресенье и следующий за ним понедельник. В 1928 году все дни пасхальной недели стали рабочими. Официального запрета на празднование не последовало, однако власти попытались заменить Пасху светскими мероприятиями, например, собраниями коммунистической молодежи (известны как «красные пасхи», или «комсомольские пасхи»). Посещать открыто церковные службы прихожанам было небезопасно, это могло стать основанием для увольнения с работы, а также уголовного преследования по политическим мотивам.

Открыто отметить праздник советские власти позволили верующим лишь однажды, после начала Великой Отечественной войны. В ночь на 5 апреля 1942 года в Москве был отменен комендантский час. В столице и области прошли пасхальные службы, которые, по данным московского управления НКВД, посетили 85 тыс. человек. Богослужения также состоялись в блокадном Ленинграде, в некоторых других городах и населенных пунктах страны.

Негласный запрет на празднование Пасхи сохранялся на протяжении последующих 40 лет. В конце 1980-х годов, в канун 1000-летия крещения Руси (1988), начался пересмотр государственной политики в отношении церкви и прав верующих. В ночь на 7 апреля 1991 года была организована первая телевизионная трансляция главного пасхального богослужения из Богоявленского кафедрального собора в Елохове, расположенного в Москве (с 2001 года эти службы проводятся в храме Христа Спасителя). 18 апреля 1993 года на пасхальных торжествах впервые присутствовал президент РФ Борис Ельцин. С тех пор посещение богослужений на Пасху первыми лицами государства стало традицией.

Подготовка к Пасхе

Подготовка к празднику начинается во время Страстной недели — последней недели Великого поста. Каждый ее день посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Особенное значение в церковном календаре имеют четверг, пятница и суббота. Страстной, или Чистый четверг, связан, в первую очередь, с воспоминаниями о Тайной вечере, во время которой Христос установил главное церковное таинство — Святое причастие. Поэтому в этот день верующие приходят в храм и причащаются. Во время богослужения в кафедральных соборах совершается особый обряд (чин): архиерей моет ноги 12 священникам или монахам в память о том, как Христос омыл ноги своим ученикам, показав им пример смирения. Кроме того, в этот день принято наводить порядок в доме, приступать к выпечке пасхальных куличей и крашению яиц.

В Страстную пятницу верующие вспоминают о распятии и мученической смерти Иисуса Христа, литургии не проводятся, вечером совершается служба с выносом плащаницы (ткань с изображением лежащего в гробу Иисуса Христа). Затем священнослужители читают канон, известный как «Плачь Богородицы». Страстная пятница — единственный день в году, когда в церквях не звонят в колокола. Предписан особенно строгий пост, вплоть до полного воздержания от пищи.

Суббота — последний день поста и одновременно канун Светлого воскресенья. Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа и его сошествии в ад, откуда он вывел души праведников. В православных храмах до начала пасхальной службы прихожане ждут Благодатного огня, который священнослужители доставляют из Храма Гроба Господня в Иерусалиме. От него зажигают церковные свечи, многие верующие уносят лампаду с огнем домой, где стараются поддерживать его в течение года.

Пасхальные торжества

Все 40 дней — с Пасхи до Вознесения — в церковных канонах считаются праздничными, но наиболее торжественно отмечается первая неделя. Она называется Светлой, как и каждый из ее дней, и празднуется «как един день». В это время ежедневно проводят торжественные богослужения, открывают Царские врата (двери в алтарь), которые в обычные дни закрыты, и повсюду звонят колокола.

Пасхальное торжественное богослужение начинается в ночь на Светлое воскресенье, обычно около 23:00, и длится несколько часов. Первая его часть называется полунощница, во время которой в алтарь на престол кладут плащаницу, которая будет находиться там 40 дней, до Вознесения Господня.

О начале праздника возвещает колокольный звон, именуемый благовест. Ровно в полночь начинается торжественная ранняя служба (заутреня). Под колокольный звон священнослужители и прихожане трижды совершают шествие вокруг храма (крестный ход) — против хода Солнца или против часовой стрелки, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. При этом крестный ход также символически повторяет шествие к гробу Христа жен-мироносиц, которые первыми и узнали о чуде воскрешения.

Во время богослужений произносится пасхальное приветствие и ответ на него: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Затем служат божественную литургию и освящают особый хлеб — артос («квасной хлеб» с греч.), или «просфора всецелая». Он является символом того хлеба, который апостолы оставляли на столе во время трапезы для своего незримо присутствующего учителя. В православной традиции артос представляет собой высокий круглый хлеб с изображением креста и тернового венца, или иконы Воскресения Господня. Во время служб Светлой недели хлеб лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а между богослужениями — перед открытыми Царскими вратами или иконой Христа. Во время крестного хода, совершаемого на пасхальной неделе ежедневно, артос обносят вокруг храма, затем возвращают на прежнее место. В Светлую субботу освященный хлеб делят между всеми участниками богослужения.

Для совершения богослужений священнослужители облачаются в особые одежды. Основные цвета пасхальной службы — белый и красный: первый символизирует божественный свет, второй — любовь Бога к роду человеческому.

Традиции

В субботу в храмах начинают освящать куличи, творожные пасхи, окрашенные яйца и другое. Пасхальный кулич представляет собой домашний аналог артоса — цилиндрической формы хлеб из сдобного теста. Его пекут с изюмом, цукатами, сухофруктами, орехами, шоколадом и прочим. Освященный кулич во время пасхальной трапезы так же, как артос, символизирует для верующих присутствие рядом с ними Господа.

Пасха изготавливается из творога в форме усеченной пирамиды — по аналогии с гробом, в котором лежало тело Иисуса. Наверху пасхи должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе», на боковых сторонах — изображения креста, копья, цветов и прочего, символизирующих страдания и воскрешение Господа.

Обычай красить яйца был распространен у восточных славян еще до зарождения христианства и связан с весенними языческими культами. Христианская традиция вложила в это новый смысл: пасхальное яйцо — символ жизни, а красный цвет скорлупы — крови Христовой, пролитой ради спасения людей. Окрашенные в один цвет яйца («крашенки») и расписанные узорами («писанки») принято дарить родным и гостям.

Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.

Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница.  

Теги:

РоссияПравославная Пасха

ваш путеводитель по России

С мая на пороге Россия готовится к празднованию Пасхи , самого священного праздника для православных христиан . Это священное событие, которому предшествовали Масленица и 40-дневный Великий пост , знаменует воскресение Иисуса Христа . Поддерживаемые многими во времена советской антирелигиозной пропаганды, сегодня торжественные празднования Пасхи требуют внимания как верующих, так и неверующих. Получить ваш полный путеводитель по православной Пасхе в России .

© iStock/Martina_L

Знакомство с праздником 

Даже для неглубоко верующих людей чудесным событием Пасхи является торжественная ночная служба, крестный ход, звон колоколов, кулич и крашеные яйца.

В Русская культура, Пасха также известна как Пасха . Оно происходит от еврейского «pasque», что означает «Пасха», и восходит ко времени избавления евреев из Египта. Чтобы укрепить веру в эту победу над смертью, в воскресенье люди приветствуют друг друга словами «9».0003 Christos voskres », что означает « Христос воскрес ». В ответ говорят «Войстину воскрес» («Воистину, Он воскрес») — выражая фундаментальную веру в восходящую и вечную жизнь.

© iStock/Syntheticmessiah

Как и в католическом мире, Православная Пасха празднуется весной. Но поскольку дата не фиксирована (каждый год весеннее полнолуние бывает в разное время), это может быть любое время между апрелем и маем. Еще одна вещь, которую нужно иметь в виду: Православное пасхальное воскресенье рассчитывается на основе юлианского календаря вместо  григорианского календаря , который в основном используется в католической традиции . Эта разница может составлять до одного месяца.

Традиции, за которыми нужно следить 

В течение последнего Воскресенья перед Пасхой верующие обычно вспоминают Вход Иисуса в Иерусалим . Хотя его встречали с пальмовыми ветвями, в русской культуре , заменены на ивовые. Со времен древней Руси верба обозначала весну, новую жизнь, грядущее обновление. В православной традиции вербы также часто называют «вербами добродетели».

© iStock/АнСываныч

Среди других необходимых приготовлений перед  Пасхой является Великий пост . Важно не только воздерживаться от определенных продуктов, но и мириться с обидчиками и поклоняться . Но даже если человек не постился, это не значит, что вход в церковь запрещен, в это святое время приветствуются все желающие. Пасха обычно начинается с ночной церковной службы в канун субботы, за которой следует литургическое пение и раунды блаженного пения и объятий.

Символы Пасхи

Основными символами Православной Пасхи в России являются кулич – русское полусладкое Хлеб пасхальный сыр пасха – сладкое блюдо из творога с изюмом и яйцами. Кулич обычно выпекают из квасного теста (квас — традиционный славянский напиток брожения), при этом его процесс также метафорически рассматривается как Воскресение Христово. Когда тесто закисает, оно потом снова оживает, как когда-то Христос . Часто кулич имеет символ ХВ, что означает « Христос воскрес» .

© kp.ru/Полина Русак

Еще один символ Пасха — это яйцо которое   символизирует новую жизнь. В отличие от шоколадных яиц или кроликов на Западе, россиян используют настоящие яйца. Хотя возможны разные цветовые вариации, есть красный цвет с особым значением. Это означает кровь Христа.

© iStock/Alisa24

Почувствуйте русскую Пасху

Хотите почувствовать Православную Пасху в Сибири ? Затем отправляйтесь в музей-усадьбу В.П. Сукачева . За неделю до праздника в музее проходят многочисленные мастер-классы по изготовлению пасхальных подарков своими руками. Посетители могут работать с различными материалами, такими как сизалевое волокно, кружево, лен, картон, гипс, фоамиран и другие. Все работы можно забрать с собой потом.

© kp.ru/Юлия Пыхалова

Музей-усадьба В.П. Сукачева, г. Иркутск

ул. Декабрьские события, 12, Иркутск, Иркутская область, Россия, 664011

Если вы оказались в Россия во время православной Пасхи и хотите присоединиться к общему празднованию, не забудьте это подробное руководство .

Привет, я Елена. 28 лет, из Сибири. Энтузиаст коммуникаций и любитель природы, я провожу много времени, рассказывая об устойчивом туризме, тропах и местах, где можно попробовать хорошую пиццу. Присоединяйтесь ко мне, чтобы получить несколько советов и рекомендаций по самому холодному региону в мире, известному как Сибирь.

Празднование Пасхи в России — Маленький Пим

Наташа Миллер

Вокруг света

Наташа Миллер

Вокруг Света

Весна начинает расцветать множеством цветов, и дети повсюду наслаждаются сезонными температурами. А еще мы только что отметили праздник, знаменующий начало весны – Пасху. Американцы, которые отмечают этот особый праздник, могут посещать церковные службы в пасхальное воскресенье и участвовать в охоте за пасхальными яйцами, украшать яйца, посещать парады и / или посещать пасхального кролика. Но есть одна страна, которая только готовится отметить этот большой праздник. Пасха в России будет 1 мая. Давайте посмотрим на празднование Пасхи в России. Православные пасхальные службы

Для россиян Пасха — очень религиозный праздник. Вечером перед Пасхой проводится церковная служба, которая начинается незадолго до полуночи и длится до рассвета воскресенья. Большие церкви заполнены прихожанами, которые участвуют в праздничной службе. Тысячи свечей зажжены и наполняют прекрасную церковь.

Еда

Русские люди наслаждаются вкусным пасхальным завтраком, когда церковная служба завершена. Три популярных пасхальных блюда включают кулич, паску и крашеные яйца. Кулич — это русский сладкий хлеб, который выглядит как ванильный кекс с белой глазурью и посыпкой. Паска — это «наваристая и очень сладкая сырная пудинг». Большой праздник длится семь дней, когда люди посещают семью, друзей и соседей.

Детские мероприятия

Русские дети наслаждаются Пасхой играми и весельем, как и американские дети. Одна из таких игр, в которую играют русские дети, связана с пасхальными яйцами. Дети пытаются разбить друг другу яйца, пока катят их с горки. Конфеты также часто используются в игре. Пасхальные яйца красиво оформлены и расписаны. Пасхальное утро начинается с того, что дети посещают соседние дома и раздают пасхальные яйца.

Социальная деятельность

Русское празднование Пасхи связано с некоторыми интересными общественными мероприятиями. Один такой обычай начинается вечером перед Пасхой во время ночного богослужения и длится сорок дней; люди произносят определенное приветствие друг другу. Первый человек скажет «Христос воскрес!», что означает Христос воскрес! Следующий человек должен ответить: «Войстину воскрес», что означает истинно воскресший! За приветствием следуют традиционные объятия и поцелуи три раза. Это называется «поцелуй мира».

Также, следуя старым русским обычаям, люди будут дарить подарки бедным, сиротам и тем, кто находится в больницах или тюрьмах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts