Валентин сидоров художник: Аукционный дом – СОВКОМ
Содержание
Художник Валентин Сидоров умер от коронавируса — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 1 декабря
EUR ЦБ: 63,05
(-0,34)
Инвестиции, 16:00
Курс доллара на 1 декабря
USD ЦБ: 60,88
(-0,19)
Инвестиции, 16:00
Военная операция на Украине. Главное
Политика, 16:07
Классическая архитектура и комфорт: что такое сити-комплекс «Амарант»
РБК и Амарант, 16:06
Как справиться с любым когнитивным искажением: алгоритм
Pro, 16:05
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Путин счел показателем благополучия россиян количество денег в их кармане
Экономика, 16:02
Экс-седьмую ракетку мира дисквалифицировали за допинг
Спорт, 15:57
Нырышкин заявил о планах Польши аннексировать части трех областей Украины
Политика, 15:55
ПСБ запустил сервис выдачи онлайн-кредитов на платформе «Сравни»
Пресс-релиз, 15:51
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
В Москве заработал сервис по вывозу из жилья старой мебели и электроники
Недвижимость, 15:50
Власти Москвы заявили об отсутствии планов вводить единую школьную форму
Общество, 15:48
Без сборов, штрафов и овербуков: что может сервис для деловых поездок
РБК и Smartway, 15:43
Шойгу предложил применять на Украине перспективные вооружения
Политика, 15:42
ЕК объяснила, почему удалила оценку потерь Украины из видео фон дер Ляйен
Политика, 15:39
Путин поручил в следующем году провести индексацию зарплат бюджетников
Политика, 15:37
Animoca Brands начала собирать $2 млрд для инвестиций в метавселенные
Крипто, 15:31
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Валентин Сидоров
(Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ)
Народный художник СССР, профессор Московского государственного академического художественного института (МГАХИ) имени Сурикова Валентин Сидоров умер на 93-м году жизни из-за перенесенного коронавируса. Об этом сообщается в Facebook института.
«Случилось непоправимое горе, сегодня утром после тяжелой болезни ушел из жизни замечательный русский живописец, академик, прекрасный писатель, выпускник и профессор нашего института Валентин Михайлович Сидоров», — говорится в сообщении института, в котором Сидоров преподавал с 1994 года.
Запись в facebook пользователя 591659594226007
adv.rbc.ru
Сидоров родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопенино в Тверской области. В 1948 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Через четыре года перевелся в МГАХИ им. Сурикова Академии художеств СССР. В 1987–2009 годах возглавлял Союз художников России. С 2009 года был почетным председателем данной организации.
adv.rbc.ru
Сидоров известен своими пейзажными работами, в которых он демонстрирует картины русской природы и русской провинции. Среди его работ — «Плывут над землей облака», «Потянулись птицы к югу», «Святая гора», «Ненастный день. Коровино», «Утро в избе» и «Березовый ветер».
Коронавирус
Россия Москва Мир
0 (за сутки)
Заразились
0 (за сутки)
Умерли
0 (за сутки)
Заразились
0 (за сутки)
Умерли
0 (за сутки)
Заразились
0 (за сутки)
Умерли
Сидоров Валентин Михайлович
Вход в личный кабинет
Народный художник СССР (1988).
Народный художник РСФСР (1979).
Член – корреспондент Академии художеств СССР (1975)
Действительный член Академии художеств СССР (1988).
Член Президиума Российской Академии художеств (1997).
Первый Секретарь правления Союза художников РСФСР (1984 -1987).
Председатель правления Союза художников России (1987-2008).
Президент Международной конфедерации союзов художников (1994).
Профессор кафедры живописи и композиции МГАХИ им.В.И.Сурикова (1996).
Член Союза писателей России (2001).
Действительный член Академии художеств Узбекистана (2004)
Лауреат Государственных премий: РСФСР им. И.Е. Репина (1974), СССР (1984) и России (1997).
Серебряная медаль Академии художеств СССР (1972).
Золотая медаль Российской академии художеств (1996).
Лауреат международной премии им. М.А. Шолохова (2000).
Посещал художественную студию Дома пионеров под руководством А.М. Михайлова, потом учился в Московской средней художественной школе у М. В. Добросердова, В.В.Почиталова, М.А. Маторина, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде у П. Белоусова, Р. Френца, И. Степашкина.
В 1954 г. окончил МГХИ им. В.И. Сурикова, где учился у П.И. Котова, Ф.П. Решетникова и В.Г. Цыплакова, профессор МГАХИ им. В.И.Сурикова.
1954-1960 – Работал в Комбинате живописного искусства в Москве.
1960-66 гг. художественный руководитель Дома творчества Академическая дача.
В 1997 г. художник-постановщик балета «Песнь про купца Калашникова (музыка В. Казенина) в Омском театре оперы и балета.
Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и в музеях многих других городов России, Польши, Чехословакии, Румынии, Италии, Японии, Франции, Англии, Германии, Югославии, Иордании и Китая.
Участие в выставках:
С 1951 г. участвует в городских, региональных, всероссийских и всесоюзных художественных выставках, а также многих выставках изобразительного искусства России за рубежом: в Венеции, Польше, Румынии, Чехословакии, Берлине и Белграде.
1957- «Всесоюзная художественная выставка к 40-летию Октября» (Москва).
1960 — республиканская художественная выставка «Советская Россия» (Москва).
1962 — выставка «30 лет МОСХа» (Москва, выставочный зал «Манеж»).
2007 — юбилейная выставка «250 лет Российской академии художеств» (Москва, выставочный зал «Манеж»).
2011 —
«Этюд. Эскиз. Рисунок. От замысла к воплощению»
(Москва, выставочный зал на Кузнецком мосту).
2012 — групповая юбилейная выставка
«МСХ — 80»
(Москва, Центральный Дом художника).
2014 — Всероссийская художественная выставка
«Россия XII»
(Москва, Центральный Дом художника).
2014 —
«Золотая коллекция Союза художников России»
(Москва, Союз художников России).
Персональные выставки:
Персональные выставки прошли в Москве, Омске, Тамбове, Липецке, Саранске, Рязани (Россия) Минске, Могилеве (Белоруссия), Киеве (Украина) Бишкеке (Киргизия), Ташкенте, Самарканде (Узбекистан), Ереване (Армения), а также в Германии.
2004- 2008- «На тёплой земле» (Минский музей изобразительных искусств, а также прошла в Киеве, Липецке, Саранске, Рязани, Омске, Тамбове, Могилеве, Ереване, Бишкеке, Ташкенте, Самарканде).
2008 — Юбилейная выставка Валентина Сидорова »
Гори, гори ясно…»
(Москва, Третьяковская галерея).
Альбомы:
Образ Родины. III Всероссийская художественная выставка пейзажной живописи. Каталог (Вологда, 2006).
Живописное искусство России (Москва, РАХ, 2007)
Валентин Сидоров. (Москва, Серия «Современные русские живописцы», 2007).
Образ Родины
(
М-Сканрус, 2007).
«Гори, гори ясно
…» Альбом-каталог (Москва, изд-во «Государственная Третьяковская галерея», 2008).
Международная ассамблея художников «Пластовская осень» (Ульяновск, «Корпорация технологий продвижения», 2011).
Романтический реализм. Собрание галереи Арт Прима
(Италия, Papergraf S.r.I., 2015).
Коллекция работ
(для увеличения изображения нажмите на фотографию картины)
Идет загрузка изображений. Пожалуйста, подождите.
Картины (3)
Этюды (0)
1 — 3
Раннее утро. Утки летят, 1987, картон, масло, 86х105 | |
Пора сенокоса, 2005, холст, масло, 120х150 | |
Первые проталины, 1985, холст, масло, 80х114 |
1 — 3
Валентин Сидоров: «Гори, свети ярко, чтоб свет остался жив.
..»
Юбилейная выставка Валентина Михайловича Сидорова — народного художника СССР, действительного члена Российской академии художеств, председателя Союза художников России — проходила в Инженерном корпусе Третьяковской галереи с 13 ноября по 14 декабря. Ретроспектива продолжает серию персональных выставок мастеров поколения 1960-х, «шестидесятников».
Сегодня переоткрытие искусства этого периода является актуальным явлением. Яркими событиями культурной жизни последних лет стали выставки Николая Андронова, Павла Никонова, Гелия Коржева, Дмитрия Жилинского. Современный зритель может по-новому увидеть феномен «шестидесятников», сравнивая творчество разных творческих личностей, зачастую полярных противоположностей. Так, в Третьяковской галерее, наряду с выставкой Валентина Сидорова, находится выставка Оскара Рабина, который в этом году также отметил свое 80-летие. Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в жизни этих художников – периодом становления их творчества стали послевоенные годы, полные лишений. В то время как их манера и индивидуальный стиль так различны, их формальные поиски так разнообразны, а темы и сюжеты так непохожи друг на друга, что искусство их поколения заряжено особым этико-философским содержанием, выделяющим их из общего ряда. художники последующих поколений.
Выставка «Сияй, свети ярко…» — первая крупная ретроспектива творчества Сидорова в Москве, представленная при поддержке Международной конфедерации Союза художников и Союза художников России. На выставке представлено более 70 картин мастера из Третьяковской галереи, Тверской областной картинной галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а также из личных коллекций художника и других. Научным коллективом Третьяковской галереи подготовлен и издан каталог со сборником статей, воспоминаний современников, подробной хроникой жизни и творчества Валентина Сидорова. Вечер с мастером способствовал дальнейшему знакомству с его искусством. В рамках этого мероприятия Валентин Сидоров подарил Третьяковской галерее свою картину «С белым снегом» (1964). Вскоре картина войдет в постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в здании галереи на Крымском валу.
Творчество Валентина Сидорова занимает особое место в истории русского послевоенного искусства. В ранние годы мастер нашел в живописи тему, определившую его будущее творчество. Не случайно его творческое развитие кажется таким последовательным: этюды с натуры сменяются обобщенными композиционными решениями, в то же время сохраняющими особый конкретный, узнаваемый мотив.
Уроженец российской провинции, Сидоров всю жизнь поддерживал связь с местами своего происхождения — деревнями Сорокопенье и Коровино Тверской области, где прошло его детство. Простая и настоящая жизнь в гармонии с природой, уважение к семье, ценность труда и нравственные законы человеческих отношений — все это было основой тех ранних лет. Неизменным ориентиром на всю жизнь Сидорова останется счастливая пора его деревенского детства.
Основная тема творчества Валентина Сидорова — природа мест, где он вырос — неброская, но дорогая сердцу; простой и хорошо знакомый быт деревенских жителей, то есть многообразие событий и образов, лежащих в понятии «малая родина».
Начиная с 1935 года, когда семья Валентина Сидорова переехала в Москву и он пошел в школу, каждое лето он проводил на родине, считая себя скорее деревенским мальчиком, чем горожанином. Он был 13-летним мальчишкой в Коровино, когда началась Великая Отечественная война, прервавшая раз и навсегда привычное течение деревенской жизни и пору счастливого детства.
Отец ушел на фронт в августе 1941 г., а зимой 1942 г. мать с сыном пешком вернулись в Москву. Там им еще было где жить, и была школа и художественная студия при Городском Доме пионеров, где Сидоров начал заниматься с учителем Александром Михайловым в 1940 году, до начала войны.
Но настоящей, серьезной школой мастерства для него стала Московская средняя художественная школа (МСХШ), куда он был принят в 1943 году. С особой благодарностью Сидоров вспоминает своих учителей: Василия Почиталова и Михаила Добросердова, которые научили его не только технике , а способность видеть великое искусство и постигать секреты великих мастеров прошлого.
Оригинальные работы Исаака Левитана произвели сильное впечатление на молодого художника в 1944 году, когда он вместе с другими учащимися художественной школы помогал собирать постоянную экспозицию в Третьяковской галерее после возвращения ее коллекций из эвакуации. По принципам левитановского пейзажа он создал одну из своих ранних работ «Март 1945 года. Подрезково».
Окончив художественную школу, Сидоров продолжил обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Уроки, полученные в его стенах, а также знакомство с богатейшими музейными коллекциями Ленинграда позволили молодому живописцу получить новые впечатления. Сидоров описывает в своих мемуарах знаменательное событие: «Однажды в воскресенье… студентов Академии художеств попросили прийти в Русский музей, чтобы помочь убрать и сам музей, и двор вокруг него. Моих первокурсников отправили убирать чердак… Двигаясь все дальше и дальше, я вдруг увидел на полу что-то, похожее на поверхность картины. .. Я вынул платок, отряхнул… остатки сухой грязи и перенес картину ближе к свету. Передо мной был Врубель, «Шестикрылый Серафим». Мне даже не пришлось переворачивать картину, она предстала передо мной, на меня смотрел святой лик серафима… В тот момент я как будто увидел и услышал что-то, о чем и говорить не следует… Вскоре почти Пришли все наши ребята, прибежали и студенты других курсов. Стоял «Шестикрылый Серафим» перед теми юношами в шинелях и телогрейках, пережившими войну. В этом было что-то мифическое и особенно значительное. Как будто серафим благословлял каждого из нас на избранный путь». В студенческие годы, закончив летнюю «пленэрную» практику на реках Волге и Каме, Сидоров всегда приезжал в родное Коровино. Постепенно к художнику пришло осознание того, как много значит для него эта деревенская жизнь и окружающая природа. «Глядя на коровинские мотивы, я заметил, что в них нет широкой панорамы, нет таких вещей, как синяя даль, широкие просторы, крутые речные берега, овраги — все просто, плоско, без эффектов, без контрастов. Вроде бы ничего особенного — обычные поля, такие же, как и везде, полоса леса. Что в этом выразительного? Что там особенного рисовать? Но что-то тянуло меня в Коровино, рисовать. Что это было? Ну, что бы это ни было, это «что-то» принадлежит мне. Это «что-то» связано с этим домом, этим местом, этой землей, этим миром. Наверное, это то, что мне нужно изобразить. Вот где я. Деревня, сарай в поле, лес, жизнь этих людей — это и моя жизнь»[2].
В 1952 году, незадолго до окончания полной образовательной программы в Ленинграде, Сидоров решил перевестись в Москву, в Суриковский институт. Лето он снова провел в Коровино, собирая материал для своего будущего дипломного проекта.
К сожалению, вскоре радость учебы была испорчена типичным для того времени нелепым напором администрации. Федор Решетников, возглавивший мастерскую после смерти Петра Котова, запретил молодому лирику писать чистый пейзаж в качестве дипломной работы, настоятельно посоветовав ему работать над картиной «Будущий тракторист». «Посадите девушку за руль, и пусть все смотрят на нее — как она едет в первый раз. Куры бегут из-под трактора, бригадир стоит, провожает. Солнечный пейзаж весной. И — диплом твой. В противном случае — иметь сертификат об окончании. …раскрашивайте пейзажи дождями, а теперь рисуйте тракторами, как того требует время. …Я написал двухметровый холст за три недели. Но, нарисовав его, я дал себе слово никогда не писать того, чего нет в душе».[3] Он сдержал свое слово.
Окончив институт, проигнорировав распределение студентов на новую работу и самовольно, Сидоров уехал в Коровино и погрузился в рисование не очень «идейных» или «перспективных» пейзажей и жанровых композиций, как они считались в то время.
Так в конце 1940-х – начале 1950-х годов сложилась серия «Коровино», представленная в отдельном зале выставки десятками произведений: «Бурный день. Коровино» (1952), «Бабушкины сказки», «Утро в избушке» (обе 1954 г.), «Время жатвы», «Тихий теплый вечер. Коровино» (обе 1955 г. ). Эти работы привлекают зрителя тонкой, но точной манерой исполнения, тонкой гармонией ценностей и, конечно же, правдивостью изображения. Молодой мастер заставляет эти, казалось бы, незамысловатые сюжеты — дождь, восход или закат, сумерки — предполагать эффект присутствия и сопричастности зрителя в мгновениях, переживаемых самим художником.
В ранний период своей жизни Сидоров обращается к жанру натюрморта, чего он редко делает в своем более зрелом творчестве: «Ночью был ветер. Антоновка», «Мокрый день. колокольчики» (оба 1955). В это время были задуманы многие композиционные полотна, над которыми мастер продолжал работать много лет спустя: «В начале мая» (2003–2008), «Сияй, свети ярко…» (1960, 2008).
Живописное мастерство Валентина Сидорова окрепло в пленэрные годы на творческой «Академической даче», куда он регулярно выезжал с 1956 года. Вскоре он стал главным инициатором многих новых идей. Уже на первом курсе на «Академической даче» он написал пейзаж «Осень. Листья падали на лодки», в котором показано новое понимание живописной формы.
За время работы на «Академической даче» художник имел возможность познакомиться с известными живописцами старшего поколения и на собственном опыте постигнуть секреты их мастерства. Сидоров с теплотой вспоминает «дядю Жору» — Георгия Григорьевича Нисского и их разговоры о ритме в живописи, нашедшие отражение в том, как молодой художник решал свои многочисленные композиции.
Настоящей творческой удачей Валентина Сидорова является картина «На теплой земле» (1957), которая экспонировалась на биеннале в Венеции в 1963 году. Эта картина положила начало череде других работ.
Начиная с 1966 года Сидоров ежегодно ездил в село Подол, где впервые начал работать в здании старой уездной школы. (Именно там он впервые задумал картину «Моя школа»). В 1974 году Сидоров построил для своей матери дом на Подоле с мастерской на верхнем этаже.
На рубеже 1960-х и 1970-х годов начинается этап подлинной творческой зрелости мастера. Благодаря художественной выдержке и точному выбору сюжетов Сидоров пришел к весьма цельным и содержательным темам. Мыслитель и философ по натуре, художник стремился открыть что-то глубоко внутреннее в каждом из своих, казалось бы, случайных мотивов. Для него передача состояния девственной местной природы и причастности личности к этому вечному жизненному круговороту стала неотъемлемой и неотъемлемой частью его творчества, как и в «На лугу» (1968), «Березовый ветер» (1971-1979), «Сенокос» (1975), «Откуда берется река Дубровка» (1981).
Панорамные пейзажи Сидорова также принадлежат к его основным темам: «Облака плывут над землей» (1985), «Птицы, летящие на юг» (1990), «Два тополя», «Приветствую вас, подрастающее поколение…» (1999), «Родительский камень» (2001), «Священная гора» (2002). Общее чувство радости охватывает весь цикл его пейзажных полотен. Каждое состояние природы дарило художнику безграничные впечатления. Эта свежесть, ощущение первой встречи, открытие скрытой гармонии мира в самом обычном, обыденном дне каждый раз волновали мастера, вызывали отклик в его душе.
Вполне естественно, что у художника есть и литературный дар. Он автор книги «Страна вдохновения», посвященной тверской земле, цикла рассказов и увлекательной автобиографической повести «Сияй, сияй ярко…».
Человек основательный во всем, Сидоров стал одним из главных организаторов Союза художников России, которым он руководит с 1987 года, и движущей силой большей части развития и деятельности Союза. Благодаря ему реализуются планы межкультурного сотрудничества, проводятся крупные выставки разных периодов русского искусства.
Начало нового века стало для Валентина Сидорова временем размышлений о своей жизни и творчестве, хотя, к счастью, он еще полон сил и новых идей, а его мастерская полна новых полотен. Одна из них, «Сияй, свети ярко…», давшая название выставке, была задумана почти полвека назад. На всю жизнь Сидоров запомнил слова бабушки, увидевшей эскиз картины: «Это как «пятнашки». Это была игра в салки — «Гори, гори ясно…» («Сияй, свети ярко»). ). Мы тоже так бегали, и кричали, и радовались, у нас было все… Свети, свети ярко. .. — сказала она со вздохом, — это то же самое, что «живи, живи ярко». . С тех пор прошло много лет — целая жизнь»[4]. Этой цитатой Валентин Сидоров завершает свои воспоминания.
Сегодня в Коровино, на месте древнего Родительского Камня, где прощались селяне перед отъездом на фронт, стоит часовня блаженного Сергия Радонежского. Часовня построена по инициативе Сидорова и на его средства «в память о коровинцах, защищавших Отечество и живших верой и надеждой».
- Сидоров Валентин «Гори, гори ясно…» Москва, 2004. с. 152-153.
- Там же, с. 158.
- Там же, с. 166.
- Там же, с. 174.
СОВКОМ – Аукционный дом
Рождественский аукцион
20 декабря, 19:00
Вид
ПРАЗДНИКИ
Вид
—>
Рождественский аукцион
20 декабря, 19:00
Посмотреть все
ТОП ЛОТ
Яркин В. П.
Лот №11 | У Чернышева моста.
Лыков В.М.
Лот №10 | Вечер на рейде.
Титов Ю.В.
Лот №8 | Праздничная эстафета.
ВЫСТАВКА
Выставка Аукциона №176 работает с 30 ноября по 19 декабря.
ЧАСТНЫЕ ПРОДАЖИ
НОВИНКИ
Вялов К.А.
Крымский курорт.
Пластов А.А.
Зимний вечер.
Игнатьев П.М.
Салют Победы!
Кононов М. .
Зимний день.
Просмотреть все
Новости и
События
Итоги аукциона 23 ноября 2022 года. Продано 82 лота из 155.
Подробнее
Итоги аукциона 20 сентября 2022 года. Продано 72 лота из 154.
Подробнее
Итоги аукциона 19 июля 2022 года. Продано 84 лота из 130.
Подробнее
Итоги аукциона 07 июня 2022 года. Продано 88 лотов из 156.
Подробнее
Итоги аукциона 19 апреля 2022 года.