Вавилон законы царя хаммурапи: Законы царя Хаммурапи — урок. История, 5 класс.
Содержание
Законы Хаммурапи – кратко — Русская историческая библиотека
Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р. Х.), самый известный царь Вавилона, издал свои знаменитые Законы (см. подробную статью о них на нашем сайте), вероятно, ок. 1755 г. до Р. Х. Они переписывались потом полторы тысячи лет как великий памятник мудрости – как позднее римское право или кодекс Юстиниана. Однако, новизны в них, скорее всего, было мало – объединив Месопотамию, Хаммурапи просто внедрил по всему её пространству законодательные установления, большинство которых использовалось уже и раньше. Главной новой чертой в кодексе Хаммурапи стало усиление роли государства в экономике, регулировка им цен, арендных отношений, долговых процентов, водопользования. После краха древних шумерских «социалистических» империй значение государства в хозяйственной жизни заметно ослабло, но теперь оно вновь возросло, хотя далеко не до прежних размеров.
Законы Хаммурапи. Краткая характеристика. Видеоверсия этой статьи
Защищая бедных от богачей, Законы Хаммурапи установили предельный срок долгового рабства – 3 года. Они запрещали отбирать для покрытия долга не только землю, но и урожай. Каждые 10-15 лет Хаммурапи его преемники «указами справедливости» освобождали долговых рабов и кассировали часть долгов вообще.
Тем не менее, эти Законы отнюдь не устраняли сословной неравноправности. Низший слой месопотамского общества делился в эту эпоху на три основных сословия: авилумы (крестьяне свободных, самоуправляющихся общин), мушкенумы («склоняющиеся под покровительство» – крепостные или полукрепостные арендаторы царской земли) и вардумы (частные рабы, которые, правда, часто имели собственное имущество и семью). Кодекс Хаммурапи не отменял этого деления, и ущерб, нанесённый личности авилума, в нём карался сильнее, чем в случае, если бы пострадал мушкенум. Однако в браках людей разных сословий дети должны были наследовать права более привилегированного родителя. Рабам разрешалось выступать на суде в свою пользу. Обращённый в рабство на чужбине вавилонянин по прибытии на родину немедленно освобождался без выкупа.
Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи
Принцип талиона (наказания «равным за равное») Законы Хаммурапи проводили в самом буквальном смысле. Выбивший глаз или зуб лишался собственного глаза или зуба. За необоснованное обвинение клеветник наказывался карой, которая угрожала бы ответчику, если бы обвинение оказалось истинным. Смертная казнь применялась широко – в том числе и за многие виды воровства. При шумерах широко применялись наказания штрафами, но в кодексе Хаммурапи их почти не было. Впрочем, самые распространённые уголовные преступления (большинство видов воровства, убийство) в Законах почти не упоминаются: они решались по обычному праву, которое Хаммурапи не собирался менять. Зато он уделял большое внимание семейному праву.
Изданный им сборник законов Хаммурапи считал главным достижением своей жизни, возглашая: «Мои законы отменны и не имеют равных» Он запретил преемникам уничтожать или менять их (хотя некоторые учёные полагают: в этом запрещении он имел в виду лишь то, чтобы с его собственным именем никто не связывал никакого другого кодекса). До нас дошло около 40 копий Законов Хаммурапи – столько не имеет ни один иной клинописный текст. Их продолжали делать даже тогда, когда в Месопотамии действовало уже другое законодательство.
Назад
Вперёд
Хаммурапи | |
1792-1750 до н. э. | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ | ХаммурапиХаммурапи. XVIII в. до Р. Х. Хаммурапи (Hammurabi) (1792–1750 гг. до н.э.), шестой царь династии аморитов, Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Искусный полководецХаммурапи, царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии в 1792-1750 Хаммурапи взошел на трон очень молодым. Как и многие цари Двуречья до В 1764 г. до Р. Х. Хаммурапи возобновил войны с соседями и сокрушил их Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Марксистский взгляд:Хаммурапи, царь Вавилонии в Использованы материалы Советской военной энциклопедии Вавилонский царьХаммурапи — сын Синму-баллита, вавилонский царь (1792-1750 гг. В начале царствования Хаммурапи вынужден был признать зависимость от царя Ашшура Опасаясь, как бы ассирийский царь Шамши-Адад I не положил конец его успехам, Достигнув быстрого успеха на юге, Хаммурапи обратил внимание на север Около 1760 г. Хаммурапи двинул свое войско в Северное Междуречье. Зимрилим Усиление Вавилона встревожило Зимрилима; царь Мари понял, какую ошибку совершил, В годы своего продолжительного царствования Хаммурапи создал обширный свод Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. Далее читайте:Вавилон Законы Хамураппи. Старовавилонский период Вавилонское царство в XVIII в. до н.э. (карта) Город Вавилон (карта) Литература:Авдиев В. И. История Древнего Востока. Изд. 3-е. М., 1970; Разин Е. А. История военного искусства. Т. 1. М., 1955.
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
Кодекс Хаммурапи: Древние вавилонские законы
Кодекс Хаммурапи написан на этой семифутовой базальтовой стеле. Сейчас стела находится в Лувре.
(Изображение предоставлено: jsp | Shutterstock а>)
Кодекс Хаммурапи относится к своду правил или законов, принятых вавилонским царем Хаммурапи (годы правления 1792–1750 гг. до н. э.). Кодекс управлял людьми, живущими в его быстрорастущей империи. Ко времени смерти Хаммурапи его империя включала большую часть современного Ирака, простираясь от Персидского залива вдоль рек Тигр и Евфрат.
Существует около 300 законов, в которых обсуждается широкий круг вопросов, включая убийства, нападения, разводы, долги, усыновление, гонорары торговцев, методы ведения сельского хозяйства и даже споры, касающиеся пивоварения.
Код наиболее известен по стеле из черного диорита высотой более семи футов (2,25 метра), которая сейчас находится в Лувре в Париже. Стела была найдена на месте Сузы, в современном Иране, археологами под руководством Жака де Моргана в начале 20-го века. Ученые считают, что он был завезен в Сузы в 12 веке до н.э. правителем эламитов, который впоследствии стер часть ее, готовясь к созданию собственной надписи.
Первоначально Хаммурапи должен был выставить стелу на месте Сиппара в современном Ираке, вероятно, в известном храме. В древние времена Сиппар был домом бога солнца Шамаша, и на вершине стелы изображен Хаммурапи перед этим богом, с лучами, исходящими от плеч Шамаша. Ученые широко полагают, что другие, ныне утерянные стелы существовали в других городах Вавилона, которые контролировались Хаммурапи.
После смерти Хаммурапи его система законов стала чем-то вроде классики в древнем мире, и ученые нашли примеры их написания на табличках, которые были скопированы еще в V веке до нашей эры, более чем через тысячелетие после смерти Хаммурапи.
Термин «Кодекс» Хаммурапи — современный, названный так в честь «Кодекса Наполеона» XIX века. Ученые сегодня спорят о значении стелы, которая сейчас находится в Лувре, и о том, действительно ли правила, принятые Хаммурапи, представляют собой полный свод законов.
Независимо от ответов на эти вопросы, сам Хаммурапи заявляет в прологе к своим законам, что его право создавать их было дано самими богами.
«Ану и Энлиль посвятили Хаммурапи, набожного князя, боящегося богов, демонстрировать справедливость на земле, уничтожать зло и нечестие, мешать сильным эксплуатировать слабых, возвышаться подобно Шамашу над массами человечества, освещая земля…» (Перевод из «Нового полного кодекса Хаммурапи», Х. Дитер Виль, University Press of America, 2012)
Суровый и неравный закон
Каждый закон состоит из потенциального дела, за которым следует предписанный вердикт. Приговоры могут быть действительно очень суровыми, и профессор Колумбийского университета Марк ван де Мироп отмечает в своей книге «Царь Вавилона Хаммурапи» (Blackwell Publishing, 2005), что смертная казнь упоминается в качестве наказания не менее 30 раз. Это было наказание даже за «кражу храмового или дворцового имущества или предоставление убежища беглому рабу», — пишет ван де Мироп.
Кроме того, назначенные наказания ни в коем случае не были одинаковыми, а скорее зависели от социального положения обвиняемого и обвинителя. Наказания были только «око за око», если два вовлеченных человека были социально равными.
Например, ван де Мироп отмечает, что если член элиты ослеплял простолюдина или ломал ему кость, этот элитный человек должен был заплатить один фунт серебра в качестве штрафа. С другой стороны, если человек ударил человека более высокого социального статуса, то этого человека может ожидать суровое наказание:
«Если член элиты ударит по щеке представителя элиты, имеющего более высокий социальный статус, чем он, он подлежит публичной порке 60 ударами кнута», — говорится в одном законе (перевод с книгу ван де Миропа).
Женщины также не могли рассчитывать на равное обращение. Один закон гласит: «Если на жену мужчины указали пальцем из-за какого-то самца, но она не была поймана за совокуплением с другим самцом, она должна прыгнуть в реку ради своего мужа» (перевод Х. Дитера). Виэль).
С другой стороны, женщина могла, в зависимости от обстоятельств, получить наследство. Существовали законы, защищающие женщину в случае, если ее муж попал в плен на войне и был вынужден жить с другим мужчиной, когда у нее закончилась еда. Существовали также законы, регулирующие поддержку, которую храмовая женщина должна получать от своих братьев после смерти ее отца.
Бремя обвинителя и судей
В законах четко указано, что бремя ложится не только на обвиняемого, но и на обвинителя, если он не может доказать свою правоту.
Например, наказание за убийство гласит, что «если человек выдвинул обвинения против другого человека, и он предъявил ему обвинение в убийстве, но не может обосновать свою вину, тот, кто выдвинул обвинения против него, должен быть убит». (Перевод Х. Дитера Виля)
Судьи также подчинялись определенным законам. Хаммурапи правил огромной империей и не был бы в состоянии сам решать все дела. Ван де Миеруп отмечает, что в отсутствие царя комитет мужчин из вовлеченных общин мог действовать в качестве судьи вместо Хаммурапи.
Наказания судьи, пытающегося изменить запечатанный приговор, были суровыми: «он должен выплатить 12-кратную сумму ущерба, причинившего судебное разбирательство», — говорится в рассматриваемом законе.
Фрагмент Кодекса Хаммурапи. Законы были высечены на базальтовой стеле клинописью. (Изображение предоставлено: jsp (открывается в новой вкладке) Shutterstock (открывается в новой вкладке))
Как формировались законы?
Хаммурапи был не первым правителем на Ближнем Востоке, написавшим законы. Доминик Шарпен, профессор École Pratique des Hautes Études в Париже, пишет в своей книге «Письменность, право и царствование в древневавилонской Месопотамии» (University of Chicago Press, 2010), что ученым известно о существовании трех сводов законов, изложенных царями, предшествовавшими Хаммурапи.
Самая старая из них была написана Ур-Намму, царем Ура, правившим в 2111–2094 годах до н. э., примерно за три столетия до Хаммурапи. «Эти старые кодексы, очевидно, вдохновили Хаммурапи», — пишет Шарпен.
Кроме того, Хаммурапи, вероятно, опирался на свой личный опыт при составлении своих законов, частично основывая их на прошлых делах, по которым он выносил решения.
Полный свод законов?
Ученые отмечают проблемы с толкованием законов Хаммурапи как полного свода законов в современном понимании. Например, ван де Мироп отмечает, что кодекс не распространяется на все споры, которые могли возникнуть, и содержит несоответствия.
«Один закон требует смертной казни, когда что-то принимается на хранение без надлежащего документа, потому что получатель — вор», — пишет ван де Мироп. С другой стороны, родственный закон просто гласит, что «если человек дает вещи на хранение без свидетелей или договора, и они отрицают, что он дал их, то в этом случае нет оснований для претензии».
Ван де Мироп также отмечает, что «в обширной документации судебных дел, рассмотренных в правление Хаммурапи и впоследствии, нет ссылок на свод законов, который был основанием для решения».
Предназначение стелы
Другая проблема, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, для чего предназначалась стела, которая сейчас находится в Лувре и первоначально должна была быть выставлена в Сиппаре? Шарпен отмечает, что, даже если бы кто-то умел читать, стелу было бы трудно использовать в качестве справочного материала для поиска закона.
Ван де Мироп пишет, что ответ на эту загадку, по-видимому, лежит в эпилоге стелы, в разделе письма после того, как были даны законы. В нем Хаммурапи делает два основных замечания: во-первых, любой в его царстве мог подойти к статуе, увидеть (или услышать) слова на ней и «понять его проблему, и пусть он будет доволен в своем сердце». Другими словами, это был памятник королевскому чувству справедливости и способ заставить его подданных чувствовать себя лучше, когда они чувствовали, что с ними поступили несправедливо.
Второе замечание эпилога заключается в том, что цари, сменившие Хаммурапи, не должны изменять или игнорировать эти законы или пытаться изменить личность человека, который их установил.
Если какой-либо будущий правитель попытается, Хаммурапи наложит на него длительное проклятие. «Ану, отец богов, тот, кто назначил меня править, непременно лишит его великолепия владычества, будет ли этот человек царем, владыкой, наместником или лицом, назначенным на какую-либо другую должность, и он сокрушит свой посох и проклянет свою судьбу…» — гласит часть проклятия Хаммурапи (перевод Х. Дитера Виля). Другими словами, стела также была памятником, утверждающим, что чувство справедливости Хаммурапи должно править землей вечно.
-Оуэн Джарус
Оуэн Джарус — постоянный автор Live Science, который пишет об археологии и прошлом человечества. Он также писал для The Independent (Великобритания), The Canadian Press (CP) и Associated Press (AP) и других. Оуэн имеет степень бакалавра искусств Университета Торонто и степень журналистики Университета Райерсона.
Хаммурапи — факты и информация
На этом изображении 1934 года царь Хаммурапи идет на войну.
Иллюстрация предоставлена частной коллекцией/Look and Learn/Bridgeman Images
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Правитель амореев Хаммурапи (неизвестно — 1750 г. до н. э.), коронованный как царь Вавилона около 1792 г. до н. э., был заядлым воином и проницательным администратором, который чтил традиции Шумера, Аккада и других земель, которые он подчинил своей власти. Он мог быть безжалостным к врагам, разрушая города, которые бросали ему вызов. Но он также обеспечил единство и стабильность своей империи, составив свод законов или правовых прецедентов, которые применялись ко всем его подданным.
Кодекс, высеченный на камне на памятнике, изображающем Хаммурапи, благословленного богом солнца Шамашем, регулировал домашние споры, а также преступления, совершенные вне дома. Его цель, заявил он, состояла в том, чтобы заставить справедливость «подняться, как солнце, над людьми и осветить землю».
Кодекс Хаммурапи частично основывался на шумерских законах, но предусматривал более суровые наказания за некоторые правонарушения, включая смерть или нанесение увечий за преступления, совершенные простолюдинами и повлекшие за собой телесные повреждения. Подобно древним израильтянам, амореи, возможно, когда-то применяли принцип «око за око и зуб за зуб» к тем, кто причинял вред другим.
Кодекс, безусловно, отдавал предпочтение богатым и знатным людям, от которых требовалось только платить штраф, если они причиняли вред простолюдинам. Кодекс также отдавал предпочтение мужчинам, а не женщинам. Прелюбодеяние мужа может остаться безнаказанным, но неверная жена будет казнена.
Скульптура, изображающая вавилонского царя Хаммурапи и божество Шамаша.
Фотография ВИКТОРА Р. БОСВЕЛЛА-МЛАДШЕГО
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Несмотря на такое неравенство, законы, обнародованные Хаммурапи, предлагали некоторую защиту женщинам, простолюдинам и рабам. Например, жены, подвергшиеся жестокому обращению со стороны своих мужей, могли подать в суд на развод, а все ответчики были в некоторой степени ограждены от лжесвидетельства законом, предписывающим смертную казнь для свидетелей, давших ложные показания. Закрепление законов в письменной форме отпугивало судей от произвольных решений и продвигало идею справедливости как универсальной и непреходящей. Кодекс Хаммурапи не допускал личных актов мести; уже одно это является значительным вкладом в обеспечение правопорядка в гражданском обществе.
Хаммурапи и другие древние завоеватели не гнушались мести. Не существовало правил, запрещающих королям или императорам нападать друг на друга, даже если они заключили союзы и поклялись в вечной дружбе. Например, Хаммурапи восстал против своего давнего союзника царя Мари, правителя цветущего города в верховьях Евфрата. Хаммурапи разрушил дворец своего соперника вместе с храмом Шамаша. При этом он проигнорировал надпись, которая проклинала любого, кто осквернит святыню, и умоляла богов перерезать глотку преступнику и уничтожить его потомство.
В раздираемой междоусобицами Месопотамии такие проклятия часто исполнялись. Династия Хаммурапи просуществовала всего несколько поколений, прежде чем рухнула. Но его свод законов создал жизненно важный и прочный прецедент. Правители вплоть до Наполеона Бонапарта издавали свои собственные кодексы, чтобы объединить государства, в которых проживали люди с самыми разными обычаями и представлениями о справедливости, и отбить у них охоту брать закон в свои руки.
Этот текст является выдержкой из специального выпуска National Geographic Самые влиятельные фигуры древней истории .
Читать дальше
Переночевать на этом маяке — захватывающее 32 мили в открытом море
- Путешествовать
Переночевать на этом маяке — захватывающее 32 мили в открытом море
Когда-то маяк для кораблей, плывущих по морю Коварное побережье, Башня Сковороды обрела вторую жизнь в качестве морского аванпоста и эко-домика.