Вечерня малая: Вечерня — Православный портал «Азбука веры»

Разное

Содержание

Предстоятель Русской Церкви совершил малую вечерню с чтением акафиста преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиевой лавре

 

17-18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева лавра стала центром общецерковных торжеств, посвященных 600-летию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и основания Троицкого собора обители.

17 июля, накануне дня памяти обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Лавру. В Троицком соборе обители, где покоятся честные мощи преподобного Сергия, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение малой вечерни с чтением акафиста Преподобному. Перед началом торжеств, посвященных 600-летию обретения честных мощей преподобного Сергия и основания Троицкого собора Лавры, в древний собор из Третьяковской галереи была принесена знаменитая икона Святой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей, Патриарший экзарх Западной Европы; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Звенигородский Феодорит, ректор Московской духовной академии; архимандрит Макарий (Веретенников), доктор церковной истории, насельник Лавры; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; насельники Лавры в священном сане.

Богослужебные песнопения исполнил братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

На богослужении присутствовали: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; первый заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин; депутат Государственной Думы ФС РФ, председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А. Пахомов.

В соборе молились архиереи, священнослужители, монашествующие и паломники, прибывшие на торжества в Свято-Троицкую Сергиеву лавру.

На телеканалах «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция из Троицкого собора. Многочисленные паломники также молились за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на больших экранах, установленных на Соборной и Красногорской площадях Лавры.

По завершении вечерни с чтением акафиста Святейший Патриарх Кирилл поклонился мощам преподобного Сергия и чудотворной иконе Святой Троицы, а затем обратился со словом к участникам богослужения:

«Дорогие владыки! Отцы, братья, матушки игумении, сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с началом празднования памяти святого богоносного и преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского!

В этом году по моему ходатайству перед властями наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа Святой Троицы, написанного преподобным Андреем Рублевым. Это великая святыня земли нашей. Она соединяет нас с временем преподобного Сергия, тем самым временем, когда наша Русь, находясь в большой опасности от врагов внешних и внутренних, сосредотачивалась для того, чтобы по милости Божией стать в будущем великой державой. И мы знаем, что так и произошло.

Но никогда жизнь нашего Отечества не была спокойной, потому что враги внешние, да и внутренние, стремились к тому, чтобы понизить роль и значение России не только на европейском континенте, но и во всем мире. И мы знаем, что все мировые войны, самые страшные и самые разрушительные, были связаны с тем, что иные силы и иные власти стремились, в первую очередь, разрушить нашу страну. Но мы выдерживали этот невероятный по силе натиск и побеждали. Конечно, не только потому, что у нас были прекрасные военачальники. Конечно, даже не только потому, что мужественным был наш солдат, но потому что такова была воля Божия.

И сегодня для нас очевидно, почему была над нами такая воля Божия: чтобы это значение и это служение Отечества нашего всему миру продолжалось. А служение заключается в том, чтобы не ушла из жизни людей вера в Господа; чтобы христианские ценности, принесенные через заповеди Самого Господа и Спасителя, продолжали вдохновлять людей и на подвиг жизненный, и на изменение своей жизни, и на свое совершенствование духовное и нравственное.

Вот и сегодня, когда наступили, как вы знаете, неспокойные времена, как важно, что вместе с нами образ Святой Троицы. Образ, который не только свидетельствует о единстве и силе Божией, но и являет некий идеал совместной жизни, который выражается в духовном единстве людей.

Так пусть Отечество наше, народы наши, Церковь наша сохраняют то единство, без которого нет силы у земли Русской. И верим, что по молитвам преподобного Сергия Радонежского, под Покровом Пресвятыя Богородицы сохранятся держава Российская и народ наш в единстве, вере и духовной силе. Аминь».

Малая вечерня с чтением акафиста также была совершена клириками Лавры в Сергиевском трапезном храме обители.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Епископ Феодосий и сонм архипастырей совершили малую вечерню и Всенощное бдение — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви

Епископ Феодосий и сонм архипастырей совершили малую вечерню и Всенощное бдение

Вечером 24 сентября, в канун дня перенесения мощей праведного Симеона Верхотурского, в Крестовоздвиженском соборе Свято-Николаевского мужского монастыря состоялись архиерейские богослужения: малая вечерня и всенощное бдение.

Богослужения возглавили архипастыри Русской Православной Церкви: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, а также архипастыри, прибывшие с братским визитом в Екатеринбургскую епархию на празднование дней святого Симеона. Владыкам сослужило многочисленное духовенство Екатеринбургской митрополии.

Преосвященным владыкам сослужило многочисленное духовенство Екатеринбургской митрополии и братия Свято-Николаевской обители в священном сане во главе с наместником игуменом Иеронимом (Мироновым).

За богослужением молились настоятельница Свято-Покровского монастыря игумения Магдалина (Сулеменова) с насельницами женской обители.

Песнопения исполнил хора духовенства Екатеринбургской епархии.

За богослужением был прочитан акафист святому праведному Симеону Верхотурскому.

Со словом проповеди ко всем участникам праздничного богослужения обратился игумен Иероним (Миронов).

По завершении всенощного бдения духовенство и многочисленные миряне поклонились мощам святого праведного Симеона, пребывающим в Крестовоздвиженском соборе обители. Затем было совершено елеопомазание. Помазание елеем символизирует дар милости Божьей.

Прямую трансляцию всенощного бдения провел православный телеканал «Союз».

Новости, Новости епархии | 25 сентября 2022

Архипастырское служение Екатеринбургская митрополия святой праведный Симеон Верхотурский

Вам может быть интересно:
Екатеринбургская митрополия
  • Екатеринбургская епархия
  • Нижнетагильская епархия
  • Каменская епархия
  • Серовская епархия
  • Алапаевская епархия
Сайты епархии
  • Отдел религиозного образования и катехизации Нижнетагильской епархии
  • Миссионерский отдел Нижнетагильской епархии
  • Социальный отдел Нижнетагильской епархии
  • Молодёжный отдел Нижнетагильской епархии
  • Отдел по утверждению трезвости и профилактике зависимостей
  • Православная гимназия г. Нижний Тагил
  • Духовно-просветительский центр «Сретение»
  • Скорбященский женский монастырь
  • Свято-Троицкий кафедральный собор

© 2022 Информационный отдел Нижнетагильской епархии Русской Православной Церкви

Всенощная — Православная Вики

Вечерня ( εσπερινός ) — первая служба Ежедневного Цикла богослужений, совершаемых в Православной Церкви. Поскольку литургический день начинается с заходом солнца, вечерня традиционно служится ранним вечером. Для многих приходов вечерня является основной вечерней службой.

Службы Православной Церкви
Евхаристия: Божественная Литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика
Ежедневный Цикл (Божественный Офис)
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион
Прочие услуги
Акафист | Параклезис | Молебен
Великое благословение воды | Артоклазия
Служба Крещения | Святое Елеосвящение
Служба посвящения | Брачная служба
Ритуальные услуги | Поминальная служба

Содержание

  • 1 Общая структура Великой вечерни
  • 2 Вечерние службы
    • 2. 1 Основные формы
    • 2.2 Специальные формы
    • 2.3 Всенощное бдение
    • 2.4 Литургия Преждеосвященных Даров
    • 2.5 Вечерняя Божественная Литургия
    • 2.6 Вечерняя Божественная Литургия
  • 3 Богословское значение вечерни
  • 4 Выбранные онлайн-тексты
  • 5 источников

Общая структура Великой Вечерни

  • Непосредственно перед Великой Вечерней читается Девятый Час, как он находится в Часослове, с Аполитикией и Контакией дня, прочитанными на своих местах. Продолжительность «Девятого часа» составляет от 10 до 15 минут.
  • Великая вечерня открывается восклицанием священника Благословен Бог наш…
  • Чтец читает «Приидите поклонимся…» и Первопрестольный псалом 103 Благослови, душа моя, Господа… Читается , во время которой священник тихо молится семимолитвами при «Вожжении лампад».
  • Диакон возглашает Великую Ектанию, в конце которой Священник возглашает «Ибо Тебе. ..»
  • Прочитана назначенная на этот день Псалтирь Кафизма. В субботу днем ​​читается 1-я кафизма Псалтири. После кафизмы диакон возглашает малую ектению, в конце которой священник возглашает: «Яко Твое есть Владычество…»
  • Хор поет «Господи воззвах…», на глас недели, если это Великая вечерня в субботу днем, или на глас первой стихиры прославленного святого, если это другой день недели. После поется «Да возгорится молитва моя, как ладан…», а затем поются попеременно правым и левым хорами стихи «Поставь, Господи…». В субботу днем ​​вставляют Стихиру Воскресенскую с десятого до последнего стиха «Выведи из темницы душу мою…». На память святого, приходящуюся на будний день, начинаются обычно с шестого до последнего стиха: «Если Ты, Господи, заметишь…», а иногда с восьмого до последнего стиха: «Из глубины воззвал я к Тебе…». В субботы, как сказано, поется 10 стихир, шесть на Воскресение Господне в гласе седмицы от Октоиха, а затем четыре на святой день от Минеи. Во время пения «Да изложится молитва моя…», в момент, когда лик поет «Яко фимиам…», диакон совершает великое каждение всего храма.
  • Поется «Слава…», за которым следует Идиомелон Святого. Это называется «Доксастикон». В субботу после обеда *может* быть назначен один, для Святых, у которых праздничная служба, всегда назначен один.
  • Поется «И ныне…», за которым следует «Догматик Богородичный» гласа недели (в субботу днем). Для святых, празднуемых в будние дни, поется «Догматикон Богородичный» на глас Пресвятого Доксастикона. Однако в пятницу после обеда *всегда* поется «Догматикон Богородичный» предыдущей субботы, будь то Ежедневная или Великая Вечерня.
  • Во время «Догматика Богородичного» Священник благословляет кадило и передает его Диакону. Диакон кадит алтарь, а за ним следует священник через северную дверь в середину храма. Священник, идя, молча читает молитву: «Вечером, и утром, и в полдень…», а когда доходит до конца паникадила, диакон просит иерея благословить вход, говоря: Благослови Владыку Святой Вход. ..». Священник отвечает: «Благословен вход во святилища твои…». Диакон кадит из-под большой паникадила иконостас, хоры, миряне и снова иконостас. Когда Хор заканчивает Догматик Богородичный, он становится лицом к Царским Вратам и поднимает кадильницу, восклицая: «Премудрость! Верно!»
  • Читается (или поется) гимн «О Свете Радостный…». Во время части «Славим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Бога…» диакон и иерей совершают Вход.
  • После прочтения или пения «О Свете Радостный…» Дьякон немедленно восклицает «Вечерний Прокимен!» — пел Вечерний Прокимен. В субботу днем ​​прокимен «Господь Царь…», поется трижды в двух стихах. В будние дни это ежедневный прокимен, который можно найти в Часослове. Его поют дважды без стихов, а затем один раз с назначенным стихом. Для праздничных Святых следуют три чтения Ветхого Завета. Их читает Читатель под большой люстрой. Он восклицает заголовок, например «Чтение мудрости Соломона…» Дьякон восклицает: «Мудрость! Послушаем!»
  • Диакон возглашает ектению усердного моления, в конце которой священник возглашает «О милостивом. ..»
  • Вечерняя молитва Благослови, Господи читается Чтецом.
  • Диакон произносит ектению Совершения, в конце которой священник восклицает: «Ибо Ты благ Бог…»
  • Священник восклицает: «Мир всем…», а диакон произносит: «Склоним головы…».
  • Священник про себя читает «Молитву преклонения глав…» и затем восклицает «Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое…».
  • Если служба святой празднична, здесь следует лития. Если не предписаны идиомелы, (в таком случае и служба не праздничная, и чтений нет, и на утрени нет ни Полиелея, ни Евангелия о святом), то переходим сразу к Апостихе. Идиомела Литии поется с «Слава. И ныне». Священник и диакон выходят из алтаря и поклоняются иконе святой. Священник берет ее в руки, а диакон кадит икону, пока они идут в нартекс. Там, по окончании пения Идиомелы, диакон возглашает молитву «Спаси, Боже, люди Твои…». Лик отвечает «Господи, помилуй…» три, сорок и три раза. Возглашаются обычные прошения «Помилуй нас, Боже. ..», на которые хор отвечает «Господи, помилуй…» по три раза каждому. Затем возглашаются прошения: «Еще помолимся о всякой страдающей христианской душе…» и «Еще помолимся, чтобы Господь Бог избавил…». На каждое из них Хор отвечает: «Господи, помилуй…» три, сорок и три раза. Диакон восклицает: «Опять помолимся, чтобы Он…», на что хор отвечает: «Господи, помилуй…», один раз. Священник возглашает молитву «Услыши нас, Боже, Спаситель наш, всех упование…», а затем восклицает: «Ибо Ты еси…». Хор отвечает «Аминь». Священник «Мир всем…». Хор «И духом Твоим…» Священник «Господу головы склоним…» Хор «Тебе, Господи…» Священник возглашает молитву «Владыко, богатый милостию.. .», после чего Хор отвечает «Аминь». Лития с ее праздничной идиомелой и молитвами о спасении мира теперь закончена. Диакон и священник теперь возвращаются с праздничной иконой в главный храм. Хор начинает петь «Апостиха…»
  • Теперь читаются Апостичи. Если это Великая вечерня в субботу днем, всегда поются Апостихи Воскресения. Если у Святого также есть Апостиха (Праздничная служба), они отбрасываются.
  • Поется «Слава», а затем Доксастикон Святителя, если таковой имеется.
  • Поется «И ныне», а затем Богородичный на Глас Святителя. У святителя Доксастикона нет, то «Слава. И ныне». поется, а затем Богородичен в гласе седмицы.
  • Чтец читает молитву «Ныне отпусти с миром раба Твоего, Владыко…».
  • Чтец читает трисвятые молитвы.
  • Священник восклицает: «Ибо Твое есть…»

Поется Аполитикион Воскресения (Глас недели). — Слава. И то, и другое. и Богородичен Воскресенский, если это субботний день. Если это будний день, то поется праздничный Аполитикион святого: «Слава. И ныне». и Богородичен Воскресенский в гласе Аполитикия святого. Если память празднуемого святого приходится на воскресенье, то поется Аполитикион Воскресенский, «Слава» святителю, «И ныне» Богородичен Воскресенский на глас Аполитикия святого.

  • Диакон возглашает «Премудрость», Лик «Благословите», иерей «Блажен Сущий. ..»
  • Чтец читает молитву «Установи Господа Бога…»
  • Священник восклицает: «Пресвятая Богородица спаси нас!»
  • Чтец читает «Честнейшая…» и «Славься. И ныне» «Господи помилуй» (трижды) «Святый Отче благослови!»
  • Священник читает Отпуск «Слава Тебе, Боже наш… Да воскресший из мертвых, Христос истинный Боже наш…»
  • Священник восклицает: «По молитвам…», и Великая вечерня подходит к концу.
  • Малое повечерие читаем сразу, если нет, то читаем сами перед сном.

Вечерняя служба

Основные формы

Вечерня проводится в трех основных формах: Великая вечерня , Ежедневная вечерня и Малая вечерня .

  • Великая вечерня следует порядку, описанному выше, и назначается для служения в субботние вечера и накануне всех праздников выше четвертого класса.
  • Ежедневная вечерня является сокращенной формой Великой вечерни и служится в любой день, когда Великая вечерня не назначена. Как правило, ежедневная вечерня служится священником в одиночку без помощи дьякона, хотя в этой практике есть некоторые вариации. В таком случае части дьякона завершаются священником. На Ежедневной вечерне Малый вход обычно опускается; меньше стихр вставлено в Господи, к Тебе воззвах ; а Ектения, следующая за прокименом, сокращена и перенесена вслед за аполитикионом. Служба заканчивается Маленьким Отпуском.
  • Малая вечерня назначается для служения только в дни, когда должно быть Всенощное бдение. Малая вечерня идентична по форме ежедневной вечерне, но в ней отсутствуют Мирная ектения, кафизма и следующая за ней Малая ектения, Горячая молительная ектения и Преклонение глав. Ектения, следующая за аполитикией, также сокращена. Также в нем не более 4 стихир на «Господи воззвах» , и, в отличие от Великой вечерни или Ежедневной вечерни, переменные части Малой вечерни никогда не объединяются из нескольких источников (таких как двойное поминовение минеи или сочетание минея с октоихом).

Специальные формы

  • Великопостная Ежедневная Вечерня служится в будние дни Великого поста, если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Для вечеров с понедельника по четверг общая форма Ежедневной вечерни изменяется за счет включения в нее особой постной аполитикии, поклонов, особых постных молитв (в том числе молитвы преподобного Ефрема Сирина) и дополнительного чтения Псалтири. Заключительная ектения опущена. В пятницу вечером постная аполитика не включается, а последняя ектения сохраняется.
  • Вечерня Великого поста служится в воскресные вечера Великого поста. Служба начинается Великой вечерней. После Малого входа поется одна из двух великих постных прокимен и произносится молитва Сподоби, Господи . Остальная часть службы следует порядку Великой Ежедневной Вечерни с небольшими изменениями.
  • Прощеная вечерня служится вечером Прощеного воскресенья и является первой службой Великого поста. Прощенная вечерня следует порядку Великой воскресной вечерни, но после Великого прокимена священнослужители меняют свои светлые облачения на темные, и хор начинает использовать характерные постные тона. После увольнения община отмечает трогательный и красивый обряд взаимного прощения. См. также Великий пост.
  • Вечерня Недели Православной совершается вечером в первое воскресенье Великого поста (Неделю Православия). Традиционно это должно следовать порядку воскресной постной вечерни; однако в Северной Америке стало популярным обычаем для всех православных приходов и миссий в определенном месте отмечать Воскресенье Православия на специальной совместной всеправославной вечерне, в сопровождении духовенства различных представленных юрисдикций. Хотя форма этого совместного богослужения варьируется от места к месту, оно часто включает в себя крестный ход со святыми иконами и повторяет сокращенную форму Синодика Православия, принятого Седьмым Вселенским Собором. Часто после богослужения проводится постная братская трапеза.
  • Вечерня Страстной пятницы (иногда называемая Вечерней расковыривания ) следует обычному порядку Великой вечерни, но опускает кафизму и включает чтение Послания и Евангелия после чтений Ветхого Завета. Во время этой службы священнослужители снимают с креста посредине нефа корпус (сому) иконы Христа, оборачивая ее белой тканью. Затем эпитафия помещается в гробницу и почитается верующими.
  • Вечерня Агапэ служится в пасхальный вечер. Он следует порядку Великой вечерни. После прокимена читается евангельский рассказ о пустом гробе (Ин. 20:19-25). Эту перикопу принято читать на многих языках, демонстрируя универсальный характер Благой вести о победе Христа над грехом и смертью. Также принято, чтобы духовенство и народ совершали крестный ход вокруг храма во время пения апостиха.
  • Коленопреклоненная вечерня служится в вечер Пятидесятницы. В этой службе вновь вводится в литургическую жизнь Церкви поза коленопреклонения — поза покаяния, которой избегают во время славного, радостного празднования Пасхи. Священник произносит несколько «коленопреклоненных молитв», пока верующие преклоняют колени.

Всенощное бдение

В канун праздников I, II и некоторых III классов Великая вечерня может сочетаться с другими службами Всенощного бдения.

Литургия Преждеосвященных Даров

По средам и пятницам Великого поста, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы вечерня сочетается с евхаристической раздачей и некоторыми элементами Божественной литургии, образуя Литургию Преждеосвященных Даров. .

Вечерняя Божественная Литургия

Великая Вечерня сочетается с Божественной Литургией святителя Василия Великого в Великий Четверг и Великую Субботу. Это сочетание также назначено служить в канун Рождества Христова и Богоявления, когда эти праздники приходятся на любой другой день, кроме воскресенья или понедельника.

По некоторым традициям, когда праздник Благовещения приходится на будни Великого поста или первые три дня Страстной седмицы, праздничная Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста сочетается с Великой вечерней в день самого праздника .

Вечерняя Божественная литургия

С 1975 года Антиохийская Архиепископия разрешила приходам, находящимся в ее юрисдикции, отмечать определенные важные праздники, выпадающие на дни, отличные от воскресенья и понедельника, на Вечерней Божественной литургии, совершаемой накануне (т.е. накануне) праздник. Вечерняя Божественная литургия сочетает в себе Великую вечерню и праздничную Божественную литургию несколько иначе, чем традиционная Вечерняя Божественная литургия. Форма службы разработана Отделом литургики и переводов Архиепископии.

Введение вечерних богослужений рассматривается некоторыми как разумное пастырское приспособление к реалиям американской жизни — из-за занятости на работе и учебе большинство семей не могут организовать свое расписание таким образом, чтобы с готовностью разрешать посещение утренних служб в будние дни. Другие утверждают, что эта практика является нововведением, нарушающим литургический цикл и продолжающим негативную тенденцию к сокращению богослужений.

Некоторые епархии ПЦА также разрешают совершать Вечерние Божественные Литургии.

Богословское значение вечерни

Вечерня (первое богослужение литургического дня) призвана напомнить нам о ветхозаветном периоде, сотворении мира, первых грехопадениях людей, их изгнании из рая , их покаяние и молитва о спасении, надежда человечества в соответствии с обетованием Бога о Спасителе и заканчивающееся исполнением этого обетования.

Служба начинается с открытия Царских Врат и безмолвного каждения Престола и всего святилища, так что облака благовоний наполняют глубины святилища. Безмолвное каждение представляет собой начало сотворения мира. Безвидно и пусто, и Дух Божий носился над первоначальной материальной землей, дыша на нее животворящей силой, но творящее слово Божие еще не начинало звучать.

103-й псалом описывает сотворение мира и прославляет мудрость Божию. Во время пения священник выходит из святилища и совершает каждение всего храма и верующих в нем. Это священное действо напоминает не только о сотворении мира, но и о блаженной жизни в раю первых людей, когда среди них ходил Сам Господь Бог. Открытые Царские врата означают, что в то время райские врата были открыты для всех людей.

Чтобы символизировать, как человек был обманут дьяволом и преступил против воли Божией и впал в грех, Царские Врата закрыты. Из-за их падения человечество лишилось блаженной жизни в Раю. Их изгнали из Рая и закрыли для них врата. Диакон выходит из алтаря и становится перед запертыми Царскими вратами, как стоял Адам перед запечатанным входом в рай, и возглашает Великую ектению, прося мира свыше и ниспослать на нас «свыше» мир Небеса и что Он спасает наши души.

Во время пения этих стихов диакон еще раз кадит церковь. Весь этот период богослужения, начиная с открытия Царских врат, чрез прошения Великой Ектении и псалмопения, представляет то жалкое состояние человечества, которому оно было подчинено грехопадением отцов наших. . С грехопадением в нашу жизнь пришли все лишения, боли и страдания, которые мы переживаем. Мы взываем к Богу, «Господи, помилуй» и просим мира и спасения для наших душ. Мы чувствуем раскаяние, что вняли нечестивому совету дьявола. У Бога испрашивается прощение наших грехов и избавление от бед, и вся надежда на Его милость возлагается на Бога. Каждение в это время означает жертвы ветхозаветные, а также и собственные молитвы людей, возносимые Богу.

Ветхозаветные стихи этих псалмов «Господи воззвах» чередуются с новозаветными гимнами, составленными в честь святого или праздника дня. Последний стих называется Богородичным, или Догматиком, так как поется в честь Богородицы и в нем излагается догмат о воплощении Сына Божия от Девы Марии.

Во время пения Богородичного открываются Царские врата и совершается Вечерний вход. В это время лик поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: «О Радостный Свет» . В гимне Сын Божий именуется Нежным Светом, исходящим от Небесного Отца , потому что Он пришел на эту землю не в полноте божественной славы, а в кротком сиянии этой славы. В этой песне также говорится, что только благоговейными голосами, а не грешными устами Он может быть достойно вознесен и совершено необходимое прославление. Запись напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно с обетованием Божиим, явленным в прообразах и пророчествах, ожидали пришествия Спасителя и как Он явился в мир для спасения рода человеческого. Кадильница у входа знаменует, что молитвы наши, предстательством Господа нашего Спасителя, возносятся Богу, как фимиам. Это также означает присутствие Святого Духа в церкви. Благословение крестным знамением показывает, что посредством Креста Господня вновь открываются двери в рай.

Христос восхваляется как Свет, освещающий тьму человека, Свет мира и Царства Божия, которому не будет вечера.

В это время поется прокимен, а в более важные праздники читаются отрывки из Писаний, в которых есть пророчество или прообраз, относящийся к празднуемому событию, или в которых излагаются назидательные учения, которые относятся к святому, поминаемому в этот день.

Вечерня завершается чтением молитвы святому Симеону Богоприимцу, «Ныне отпусти раба Твоего с миром » За этой молитвой следуют чтение Трисвятого и Отче наш и пение приветствия Богородице, «Богородице и Дево, Радуйся!…, или тропарь праздника, и, наконец, троекратная молитва псалмопевца: « Благословенно имя Господне отныне и до века». Затем поется 33-й псалом до стиха «Но ищущие Господа не будут лишены какого-либо блага». Затем следует священническое благословение, «Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Служба ведет к размышлению о Слове Божием и прославлению Его человеколюбия. Оно наставляет и позволяет нам славить Бога за отдельные события или лица, память которых празднуется и представляется нам в Церкви. Он готовит нас ко сну ночи и рассвету нового грядущего дня. Накануне Божественной литургии она начинает движение к совершеннейшему общению с Богом в таинствах таинств.

Избранные онлайн-тексты

  • Проект «Божественная музыка» 1000 страниц византийской музыки для вечерни на английском языке
  • Великая вечерня — из Служебной книги священника , переведенной и составленной архиепископом Дмитрием (ПЦА).
  • Ежедневная вечерня — с веб-сайта Свято-Рафаиловского духовенства (Антиохийская Архиепископия)
  • Орден вечерни западного обряда — от Православной церкви Св. Николая, Спокан, Вашингтон (Антиохийская архиепископия)
  • Вечерня как читалка

Источники

  • Литургикон: Книга богослужений для иерея и диакона , Епископ Василий (Очерк) Уичитский (ISBN 0962419001)
  • Веб-сайт Свято-Рафаиловского духовенства Уичитско-Среднеамериканской епархии

Всенощная — Православная Вики

Вечерня ( εσπερινός ) — первое богослужение Ежедневного Круга богослужений Православной Церкви. Поскольку литургический день начинается с заходом солнца, вечерня традиционно служится ранним вечером. Для многих приходов вечерня является основной вечерней службой.

Службы Православной Церкви
Евхаристия: Божественная Литургия | Когда нельзя совершать Евхаристию: Типика
Ежедневный цикл (Божественное управление)
Вечерня | повечерие | Полуночный офис | Утреня
Маленькие часы (Prime,Terce,Sext,None) | Королевские часы | Мезорион
Прочие услуги
Акафист | Параклезис | Молебен
Великое благословение воды | Артоклазия
Служба Крещения | Святое Елеосвящение
Служба посвящения | Брачная служба
Ритуальные услуги | Поминальная служба

Содержание

  • 1 Общая структура Великой вечерни
  • 2 Вечерние службы
    • 2.1 Основные формы
    • 2.2 Специальные формы
    • 2. 3 Всенощное бдение
    • 2.4 Литургия Преждеосвященных Даров
    • 2.5 Вечерняя Божественная Литургия
    • 2.6 Вечерняя Божественная Литургия
  • 3 Богословское значение вечерни
  • 4 Избранные онлайн-тексты
  • 5 источников

Общая структура Великой Вечерни

  • Непосредственно перед Великой Вечерней читается Девятый Час, как он находится в Часослове, с Аполитикией и Контакией дня, прочитанными на своих местах. Продолжительность «Девятого часа» составляет от 10 до 15 минут.
  • Великая вечерня открывается восклицанием священника Благословен Бог наш…
  • Чтец читает «Прииди поклонимся…» и Первопрестольный псалом 103 Благослови, душа моя, Господа… читается, во время которого священник тихо молится семикратными молитвами при «Вожжении лампад». »
  • Диакон возглашает Великую Ектанию, в конце которой Священник возглашает «Ибо Тебе…»
  • Прочитана назначенная на этот день Псалтирь Кафизма. В субботу днем ​​читается 1-я кафизма Псалтири. После кафизмы диакон возглашает малую ектению, в конце которой священник возглашает: «Яко Твое есть Владычество…»
  • Хор поет «Господи воззвах…», на глас недели, если это Великая вечерня в субботу днем, или на глас первой стихиры прославленного святого, если это другой день недели. После поется «Да возгорится молитва моя, как ладан…», а затем поются попеременно правым и левым хорами стихи «Поставь, Господи…». В субботу днем ​​вставляют Стихиру Воскресенскую с десятого до последнего стиха «Выведи из темницы душу мою…». На память святого, приходящуюся на будний день, начинаются обычно с шестого до последнего стиха: «Если Ты, Господи, заметишь…», а иногда с восьмого до последнего стиха: «Из глубины воззвал я к Тебе…». В субботы, как сказано, поется 10 стихир, шесть на Воскресение Господне в гласе седмицы от Октоиха, а затем четыре на святой день от Минеи. Во время пения «Да изложится молитва моя…», в момент, когда лик поет «Яко фимиам. ..», диакон совершает великое каждение всего храма.
  • Поется «Слава…», за которым следует Идиомелон Святого. Это называется «Доксастикон». В субботу после обеда *может* быть назначен один, для Святых, у которых праздничная служба, всегда назначен один.
  • Поется «И ныне…», за которым следует «Догматик Богородичный» гласа недели (в субботу днем). Для святых, празднуемых в будние дни, поется «Догматикон Богородичный» на глас Пресвятого Доксастикона. Однако в пятницу после обеда *всегда* поется «Догматикон Богородичный» предыдущей субботы, будь то Ежедневная или Великая Вечерня.
  • Во время «Догматика Богородичного» Священник благословляет кадило и передает его Диакону. Диакон кадит алтарь, а за ним следует священник через северную дверь в середину храма. Священник, идя, молча читает молитву: «Вечером, и утром, и в полдень…», а когда доходит до конца паникадила, диакон просит иерея благословить вход, говоря: Благослови Владыку Святой Вход…». Священник отвечает: «Благословен вход во святилища твои. ..». Диакон кадит из-под большой паникадила иконостас, хоры, миряне и снова иконостас. Когда Хор заканчивает Догматик Богородичный, он становится лицом к Царским Вратам и поднимает кадильницу, восклицая: «Премудрость! Верно!»
  • Читается (или поется) гимн «О Свете Радостный…». Во время части «Славим Отца, и Сына, и Святаго Духа, Бога…» диакон и иерей совершают Вход.
  • После прочтения или пения «О Свете Радостный…» Дьякон немедленно восклицает «Вечерний Прокимен!» — пел Вечерний Прокимен. В субботу днем ​​прокимен «Господь Царь…», поется трижды в двух стихах. В будние дни это ежедневный прокимен, который можно найти в Часослове. Его поют дважды без стихов, а затем один раз с назначенным стихом. Для праздничных Святых следуют три чтения Ветхого Завета. Их читает Читатель под большой люстрой. Он восклицает заголовок, например «Чтение мудрости Соломона…» Дьякон восклицает: «Мудрость! Послушаем!»
  • Диакон возглашает ектению усердного моления, в конце которой священник возглашает «О милостивом. ..»
  • Вечерняя молитва Благослови, Господи читается Чтецом.
  • Диакон произносит ектению Совершения, в конце которой священник восклицает: «Ибо Ты благ Бог…»
  • Священник восклицает: «Мир всем…», а диакон произносит: «Склоним головы…».
  • Священник про себя читает «Молитву преклонения глав…» и затем восклицает «Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое…».
  • Если служба святой празднична, здесь следует лития. Если не предписаны идиомелы, (в таком случае и служба не праздничная, и чтений нет, и на утрени нет ни Полиелея, ни Евангелия о святом), то переходим сразу к Апостихе. Идиомела Литии поется с «Слава. И ныне». Священник и диакон выходят из алтаря и поклоняются иконе святой. Священник берет ее в руки, а диакон кадит икону, пока они идут в нартекс. Там, по окончании пения Идиомелы, диакон возглашает молитву «Спаси, Боже, люди Твои…». Лик отвечает «Господи, помилуй…» три, сорок и три раза. Возглашаются обычные прошения «Помилуй нас, Боже. ..», на которые хор отвечает «Господи, помилуй…» по три раза каждому. Затем возглашаются прошения: «Еще помолимся о всякой страдающей христианской душе…» и «Еще помолимся, чтобы Господь Бог избавил…». На каждое из них Хор отвечает: «Господи, помилуй…» три, сорок и три раза. Диакон восклицает: «Опять помолимся, чтобы Он…», на что хор отвечает: «Господи, помилуй…», один раз. Священник возглашает молитву «Услыши нас, Боже, Спаситель наш, всех упование…», а затем восклицает: «Ибо Ты еси…». Хор отвечает «Аминь». Священник «Мир всем…». Хор «И духом Твоим…» Священник «Господу головы склоним…» Хор «Тебе, Господи…» Священник возглашает молитву «Владыко, богатый милостию.. .», после чего Хор отвечает «Аминь». Лития с ее праздничной идиомелой и молитвами о спасении мира теперь закончена. Диакон и священник теперь возвращаются с праздничной иконой в главный храм. Хор начинает петь «Апостиха…»
  • Теперь читаются Апостичи. Если это Великая вечерня в субботу днем, всегда поются Апостихи Воскресения. Если у Святого также есть Апостиха (Праздничная служба), они отбрасываются.
  • Поется «Слава», а затем Доксастикон Святителя, если таковой имеется.
  • Поется «И ныне», а затем Богородичный на Глас Святителя. У святителя Доксастикона нет, то «Слава. И ныне». поется, а затем Богородичен в гласе седмицы.
  • Чтец читает молитву «Ныне отпусти с миром раба Твоего, Владыко…».
  • Чтец читает трисвятые молитвы.
  • Священник восклицает: «Ибо Твое есть…»

Поется Аполитикион Воскресения (Глас недели). — Слава. И то, и другое. и Богородичен Воскресенский, если это субботний день. Если это будний день, то поется праздничный Аполитикион святого: «Слава. И ныне». и Богородичен Воскресенский в гласе Аполитикия святого. Если память празднуемого святого приходится на воскресенье, то поется Аполитикион Воскресенский, «Слава» святителю, «И ныне» Богородичен Воскресенский на глас Аполитикия святого.

  • Диакон возглашает «Премудрость», Лик «Благословите», иерей «Блажен Сущий. ..»
  • Чтец читает молитву «Установи Господа Бога…»
  • Священник восклицает: «Пресвятая Богородица спаси нас!»
  • Чтец читает «Честнейшая…» и «Славься. И ныне» «Господи помилуй» (трижды) «Святый Отче благослови!»
  • Священник читает Отпуск «Слава Тебе, Боже наш… Да воскресший из мертвых, Христос истинный Боже наш…»
  • Священник восклицает: «По молитвам…», и Великая вечерня подходит к концу.
  • Малое повечерие читаем сразу, если нет, то читаем сами перед сном.

Вечерняя служба

Основные формы

Вечерня проводится в трех основных формах: Великая вечерня , Ежедневная вечерня и Малая вечерня .

  • Великая вечерня следует порядку, описанному выше, и назначается для служения в субботние вечера и накануне всех праздников выше четвертого класса.
  • Ежедневная вечерня является сокращенной формой Великой вечерни и служится в любой день, когда Великая вечерня не назначена. Как правило, ежедневная вечерня служится священником в одиночку без помощи дьякона, хотя в этой практике есть некоторые вариации. В таком случае части дьякона завершаются священником. На Ежедневной вечерне Малый вход обычно опускается; меньше стихр вставлено в Господи, к Тебе воззвах ; а Ектения, следующая за прокименом, сокращена и перенесена вслед за аполитикионом. Служба заканчивается Маленьким Отпуском.
  • Малая вечерня назначается для служения только в дни, когда должно быть Всенощное бдение. Малая вечерня идентична по форме ежедневной вечерне, но в ней отсутствуют Мирная ектения, кафизма и следующая за ней Малая ектения, Горячая молительная ектения и Преклонение глав. Ектения, следующая за аполитикией, также сокращена. Также в нем не более 4 стихир на «Господи воззвах» , и, в отличие от Великой вечерни или Ежедневной вечерни, переменные части Малой вечерни никогда не объединяются из нескольких источников (таких как двойное поминовение минеи или сочетание минея с октоихом).

Специальные формы

  • Великопостная Ежедневная Вечерня служится в будние дни Великого поста, если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Для вечеров с понедельника по четверг общая форма Ежедневной вечерни изменяется за счет включения в нее особой постной аполитикии, поклонов, особых постных молитв (в том числе молитвы преподобного Ефрема Сирина) и дополнительного чтения Псалтири. Заключительная ектения опущена. В пятницу вечером постная аполитика не включается, а последняя ектения сохраняется.
  • Вечерня Великого поста служится в воскресные вечера Великого поста. Служба начинается Великой вечерней. После Малого входа поется одна из двух великих постных прокимен и произносится молитва Сподоби, Господи . Остальная часть службы следует порядку Великой Ежедневной Вечерни с небольшими изменениями.
  • Прощеная вечерня служится вечером Прощеного воскресенья и является первой службой Великого поста. Прощенная вечерня следует порядку Великой воскресной вечерни, но после Великого прокимена священнослужители меняют свои светлые облачения на темные, и хор начинает использовать характерные постные тона. После увольнения община отмечает трогательный и красивый обряд взаимного прощения. См. также Великий пост.
  • Вечерня Недели Православной совершается вечером в первое воскресенье Великого поста (Неделю Православия). Традиционно это должно следовать порядку воскресной постной вечерни; однако в Северной Америке стало популярным обычаем для всех православных приходов и миссий в определенном месте отмечать Воскресенье Православия на специальной совместной всеправославной вечерне, в сопровождении духовенства различных представленных юрисдикций. Хотя форма этого совместного богослужения варьируется от места к месту, оно часто включает в себя крестный ход со святыми иконами и повторяет сокращенную форму Синодика Православия, принятого Седьмым Вселенским Собором. Часто после богослужения проводится постная братская трапеза.
  • Вечерня Страстной пятницы (иногда называемая Вечерней расковыривания ) следует обычному порядку Великой вечерни, но опускает кафизму и включает чтение Послания и Евангелия после чтений Ветхого Завета. Во время этой службы священнослужители снимают с креста посредине нефа корпус (сому) иконы Христа, оборачивая ее белой тканью. Затем эпитафия помещается в гробницу и почитается верующими.
  • Вечерня Агапэ служится в пасхальный вечер. Он следует порядку Великой вечерни. После прокимена читается евангельский рассказ о пустом гробе (Ин. 20:19-25). Эту перикопу принято читать на многих языках, демонстрируя универсальный характер Благой вести о победе Христа над грехом и смертью. Также принято, чтобы духовенство и народ совершали крестный ход вокруг храма во время пения апостиха.
  • Коленопреклоненная вечерня служится в вечер Пятидесятницы. В этой службе вновь вводится в литургическую жизнь Церкви поза коленопреклонения — поза покаяния, которой избегают во время славного, радостного празднования Пасхи. Священник произносит несколько «коленопреклоненных молитв», пока верующие преклоняют колени.

Всенощное бдение

В канун праздников I, II и некоторых III классов Великая вечерня может сочетаться с другими службами Всенощного бдения.

Литургия Преждеосвященных Даров

По средам и пятницам Великого поста, а также в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы вечерня сочетается с евхаристической раздачей и некоторыми элементами Божественной литургии, образуя Литургию Преждеосвященных Даров. .

Вечерняя Божественная Литургия

Великая Вечерня сочетается с Божественной Литургией святителя Василия Великого в Великий Четверг и Великую Субботу. Это сочетание также назначено служить в канун Рождества Христова и Богоявления, когда эти праздники приходятся на любой другой день, кроме воскресенья или понедельника.

По некоторым традициям, когда праздник Благовещения приходится на будни Великого поста или первые три дня Страстной седмицы, праздничная Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста сочетается с Великой вечерней в день самого праздника .

Вечерняя Божественная литургия

С 1975 года Антиохийская Архиепископия разрешила приходам, находящимся в ее юрисдикции, отмечать определенные важные праздники, выпадающие на дни, отличные от воскресенья и понедельника, на Вечерней Божественной литургии, совершаемой накануне (т.е. накануне) праздник. Вечерняя Божественная литургия сочетает в себе Великую вечерню и праздничную Божественную литургию несколько иначе, чем традиционная Вечерняя Божественная литургия. Форма службы разработана Отделом литургики и переводов Архиепископии.

Введение вечерних богослужений рассматривается некоторыми как разумное пастырское приспособление к реалиям американской жизни — из-за занятости на работе и учебе большинство семей не могут организовать свое расписание таким образом, чтобы с готовностью разрешать посещение утренних служб в будние дни. Другие утверждают, что эта практика является нововведением, нарушающим литургический цикл и продолжающим негативную тенденцию к сокращению богослужений.

Некоторые епархии ПЦА также разрешают совершать Вечерние Божественные Литургии.

Богословское значение вечерни

Вечерня (первое богослужение литургического дня) призвана напомнить нам о ветхозаветном периоде, сотворении мира, первых грехопадениях людей, их изгнании из рая , их покаяние и молитва о спасении, надежда человечества в соответствии с обетованием Бога о Спасителе и заканчивающееся исполнением этого обетования.

Служба начинается с открытия Царских Врат и безмолвного каждения Престола и всего святилища, так что облака благовоний наполняют глубины святилища. Безмолвное каждение представляет собой начало сотворения мира. Безвидно и пусто, и Дух Божий носился над первоначальной материальной землей, дыша на нее животворящей силой, но творящее слово Божие еще не начинало звучать.

103-й псалом описывает сотворение мира и прославляет мудрость Божию. Во время пения священник выходит из святилища и совершает каждение всего храма и верующих в нем. Это священное действо напоминает не только о сотворении мира, но и о блаженной жизни в раю первых людей, когда среди них ходил Сам Господь Бог. Открытые Царские врата означают, что в то время райские врата были открыты для всех людей.

Чтобы символизировать, как человек был обманут дьяволом и преступил против воли Божией и впал в грех, Царские Врата закрыты. Из-за их падения человечество лишилось блаженной жизни в Раю. Их изгнали из Рая и закрыли для них врата. Диакон выходит из алтаря и становится перед запертыми Царскими вратами, как стоял Адам перед запечатанным входом в рай, и возглашает Великую ектению, прося мира свыше и ниспослать на нас «свыше» мир Небеса и что Он спасает наши души.

Во время пения этих стихов диакон еще раз кадит церковь. Весь этот период богослужения, начиная с открытия Царских врат, чрез прошения Великой Ектении и псалмопения, представляет то жалкое состояние человечества, которому оно было подчинено грехопадением отцов наших. . С грехопадением в нашу жизнь пришли все лишения, боли и страдания, которые мы переживаем. Мы взываем к Богу, «Господи, помилуй» и просим мира и спасения для наших душ. Мы чувствуем раскаяние, что вняли нечестивому совету дьявола. У Бога испрашивается прощение наших грехов и избавление от бед, и вся надежда на Его милость возлагается на Бога. Каждение в это время означает жертвы ветхозаветные, а также и собственные молитвы людей, возносимые Богу.

Ветхозаветные стихи этих псалмов «Господи воззвах» чередуются с новозаветными гимнами, составленными в честь святого или праздника дня. Последний стих называется Богородичным, или Догматиком, так как поется в честь Богородицы и в нем излагается догмат о воплощении Сына Божия от Девы Марии.

Во время пения Богородичного открываются Царские врата и совершается Вечерний вход. В это время лик поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: «О Радостный Свет» . В гимне Сын Божий именуется Нежным Светом, исходящим от Небесного Отца , потому что Он пришел на эту землю не в полноте божественной славы, а в кротком сиянии этой славы. В этой песне также говорится, что только благоговейными голосами, а не грешными устами Он может быть достойно вознесен и совершено необходимое прославление. Запись напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно с обетованием Божиим, явленным в прообразах и пророчествах, ожидали пришествия Спасителя и как Он явился в мир для спасения рода человеческого. Кадильница у входа знаменует, что молитвы наши, предстательством Господа нашего Спасителя, возносятся Богу, как фимиам. Это также означает присутствие Святого Духа в церкви. Благословение крестным знамением показывает, что посредством Креста Господня вновь открываются двери в рай.

Христос восхваляется как Свет, освещающий тьму человека, Свет мира и Царства Божия, которому не будет вечера.

В это время поется прокимен, а в более важные праздники читаются отрывки из Писаний, в которых есть пророчество или прообраз, относящийся к празднуемому событию, или в которых излагаются назидательные учения, которые относятся к святому, поминаемому в этот день.

Вечерня завершается чтением молитвы святому Симеону Богоприимцу, «Ныне отпусти раба Твоего с миром » За этой молитвой следуют чтение Трисвятого и Отче наш и пение приветствия Богородице, «Богородице и Дево, Радуйся!…, или тропарь праздника, и, наконец, троекратная молитва псалмопевца: « Благословенно имя Господне отныне и до века». Затем поется 33-й псалом до стиха «Но ищущие Господа не будут лишены какого-либо блага». Затем следует священническое благословение, «Благословение Господне на вас, по Его благодати и человеколюбию, всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Служба ведет к размышлению о Слове Божием и прославлению Его человеколюбия. Оно наставляет и позволяет нам славить Бога за отдельные события или лица, память которых празднуется и представляется нам в Церкви. Он готовит нас ко сну ночи и рассвету нового грядущего дня. Накануне Божественной литургии она начинает движение к совершеннейшему общению с Богом в таинствах таинств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts