Великомученик никита житие: Великомученик Никита Готфский, Константинопольский

Разное

Великомученик Никита Готский († 372 год)

 

Во второй половине 4-го столетия новой эры где-то на дунайских берегах появился на свет мальчик Никита. По происхождению он был из вестготов.

Это было время активного обращения готских племён в христианство. Подросший юноша всем сердцем принял новую веру и был крещён епископом Феофилом. Священник, как и юноша, был готом, активно участвовал в распространении христианства.

Ещё до крещения Никите было видение во сне. Ему приснился отрок, держащий в руке Крест. Долгое время юноша размышлял о значении сновидения, пока девушка христианской веры по имени Юлиания не посоветовала посмотреть на свою грудь. В изумлении молодой человек обнаружил там изображение Пресвятой Богородицы с младенцем на коленях. Богомладенец держал в руке Крест. Картина была удивительно похожа на виденное им во сне.

Явление Пресвятой Матери с Богомладенцем оказало решающее влияние на жизнь Никиты. Приняв христианство, он стал активно помогать епископу Вульфилу распространять веру среди других готов. Позже в ходе внутриусобной войны соплеменников храбро сражался под знамёнами готского вождя Фритигерна с готами-язычниками.

После победы над врагами веры Христовой Никита активно несёт слово Христово в души своих соплеменников. Он становится одним из активнейших помощников епископа Ульфила, который разработал готскую азбуку, что позволило переложить на язык готов множество священных книг.

Глубокая вера и неустанный труд помогли святому юноше обратить в христианскую веру большое число соплеменников.

Вождь-язычник Афанарих, изгнанный из страны во время соплеменной войны, вскоре возвращается обратно. Ему удалось собрать значительные силы и восстановить свою власть и былое могущество. На христиан-готов обрушиваются неисчислимые бедствия. Их преследуют, подвергают пыткам и казням.

Был схвачен и святой Никита. Его подвергли ужасным пыткам, а затем предали огню. В пламени костра прервалась земная жизнь христианского мученика. Это случилось в 372 году. 

Гот Мариан, тоже христианин, отыскал ночью тело друга Никиты. К его удивлению тело мученика не пострадало в огне и к тому же лучилось необыкновенным светом. Верный друг забрал тело с места казни и похоронил его в Киликии.  Когда у гробницы святого стали исцеляться верующие, а также совершаться различные чудеса, останки великомученика Никиты решено было перезахоронить в Константинополе. Там большее число верующих могло посетить святые мощи.  

В народе святой великомученик Никита известен ещё и под прозвищем бесогон. Согласно легенде, к нему в темницу явился дьявол в облике Ангела Света и предложил вознести жертву языческим идолам ради спасения. Святой разгадал коварство, оковы его чудесным образом спали с рук, и он ими избил беса. 

Праздник великомученика Никиты Готского ежегодно празднуется 15(28) сентября по новому стилю. В народе он до сих пор высоко почитаем, а когда-то на Руси практически в каждом городе стояли храмы в его честь.

 

Добавить комментарий

Житие вмч. Никиты Готфского | Храм во имя вмч.

Никиты Готфского г. Воронеж

Полное житие великомученика Никиты Готфского, Константинопольского

Ко­гда Чест­ный и Жи­во­тво­ря­щий Крест Гос­по­день, сие зна­ме­ние по­бе­ды, был воз­не­сен вы­со­ко над ми­ром, то со­имен­ный по­бе­де свя­той Ни­ки­та при­шел под его сень. На­ка­нуне се­го дня мы празд­но­ва­ли Воз­дви­же­ние Свя­то­го Кре­ста, сию непо­бе­ди­мую для ми­ра по­бе­ду, а ныне убла­жа­ем свя­то­го Ни­ки­ту, имя ко­е­го озна­ча­ет по­бе­ди­те­ля[1]. Сей доб­рый во­ин Иису­са Хри­ста стал под кре­стом, как бы под зна­ме­нем, чтобы ве­сти брань про­тив вра­гов Свя­то­го Кре­ста в честь Рас­пя­то­го на нем. Один во­ин­ству­ет за ца­ря зем­но­го, дру­гой за свою жизнь и су­ет­ную сла­ву, – иной за вре­мен­ные бо­гат­ства, а свя­той Ни­ки­та во­ин­ство­вал за Еди­но­го Гос­по­да сво­е­го Иису­са Хри­ста, Ко­то­рый есть Царь вся­ко­го со­зда­ния и на­ша сла­ва и ни­ко­гда не ис­ся­ка­ю­щее бо­гат­ство. А где и ка­ким об­ра­зом сей во­ин под­ви­зал­ся за Хри­ста, – об этом по­вест­ву­ют сле­ду­ю­щее.

Ко­гда в цар­ство­ва­ние свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го свя­тая ве­ра на­ча­ла рас­про­стра­нять­ся по всей все­лен­ной, то­гда и в Гот­ской стране[2], по ту сто­ро­ну ре­ки Ис­т­ра[3] (Ду­ная) вос­си­я­ло, как свет во тьме, свя­тое бла­го­че­стие. В той стране был рож­ден, кре­щен и по­лу­чил вос­пи­та­ние свя­той Ни­ки­та. Гот­ский епи­скоп Фе­о­фил[4], при­ни­мав­ший уча­стие в Пер­вом Ни­кей­ском Со­бо­ре, ис­по­ве­дав­ший дог­ма­ты пра­во­слав­ной ве­ры и под­пи­сав­ший опре­де­ле­ния со­бо­ра – про­све­тил Ни­ки­ту све­том ве­ры и кре­стил его во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха.

Спу­стя немно­го вре­ме­ни древ­ний за­вист­ник – диа­вол, не вы­но­ся то­го, что свя­тая ве­ра Хри­сто­ва рас­про­стра­ня­ет­ся и чис­ло хри­сти­ан всё бо­лее и бо­лее уве­ли­чи­ва­ет­ся, воз­двиг в сей вар­вар­ской зем­ле, омра­чен­ной идо­ло­слу­же­ни­ем, борь­бу и силь­ное го­не­ние про­тив ис­по­ве­ду­ю­щих имя Хри­ста и ве­ру­ю­щих в Гос­по­да. Дух зло­бы вну­шил кня­зю той стра­ны, по име­ни Фа­на­ри­ху, уби­вать хри­сти­ан и ис­тре­бить с зем­ли сво­ей да­же па­мять о них. В то вре­мя про­изо­шло у го­тов раз­де­ле­ние и меж­до­усоб­ная брань. Они раз­де­ли­лись на две ча­сти: од­на часть име­ла во­ждем сво­им неко­е­го Фри­ти­гер­на, а дру­гою ру­ко­во­дил же­сто­кий му­чи­тель Афа­на­рих. Ко­гда сии еди­но­пле­мен­ни­ки со­шлись друг с дру­гом на бой и про­изо­шло ве­ли­кое кро­во­про­ли­тие, Афа­на­рих, имев­ший боль­ше си­лы и храб­ро­сти, одо­лел и по­бе­дил сво­е­го про­тив­ни­ка и об­ра­тил его вой­ско в бег­ство. По­беж­ден­ный Фри­ти­герн бе­жал в Гре­цию, где ис­кал по­мо­щи у хри­сто­не­на­вист­но­го ца­ря Ва­лен­та[5]; им­пе­ра­тор при­ка­зал все­му вой­ску, быв­ше­му во Фра­кии, ид­ти на по­мощь Фри­ти­гер­ну. По­сле се­го Фри­ти­герн со все­ми остав­ши­ми­ся сво­и­ми во­и­на­ми и с со­бран­ным во Фра­кии гре­че­ским вой­ском вы­сту­пил про­тив сво­е­го со­пер­ни­ка. Пе­ре­хо­дя через ре­ку Истр (Ду­най), он при­ка­зал сде­лать изо­бра­же­ние свя­то­го кре­ста и но­сить сие изо­бра­же­ние пред сво­и­ми пол­ка­ми. Так он на­пал на Афа­на­ри­ха. Про­изо­шло ужас­ное сра­же­ние, но хри­сти­ане с по­мо­щью кре­ста одо­ле­ли Афа­на­ри­ха и по­бе­ди­ли всё его вой­ско: од­них уби­ли, дру­гих взя­ли в плен, так что сам он с неболь­шой дру­жи­ной ед­ва успел убе­жать. С то­го вре­ме­ни хри­сти­ан­ская пра­во­слав­ная ве­ра всё бо­лее и бо­лее ста­ла рас­про­стра­нять­ся сре­ди го­тов, ибо мно­гие, уви­дев непре­одо­ли­мую си­лу кре­ста, про­явив­шу­ю­ся в бит­ве, уве­ро­ва­ли в Рас­пя­то­го на Кре­сте Гос­по­да.

Ко­гда умер епи­скоп Фе­о­фил, на его ка­фед­ру всту­пил Ур­фил[6], муж бла­го­ра­зум­ный и бла­го­че­сти­вый. Он изоб­рел для го­тов пись­ме­на и пе­ре­вел с гре­че­ско­го язы­ка на гот­ский мно­го книг, так что свя­тая ве­ра хри­сти­ан­ская рас­про­стра­ня­лась сре­ди го­тов с каж­дым днем всё бо­лее и бо­лее. Утвер­жде­нию там ве­ры во Хри­ста спо­соб­ство­вал сво­им рве­ни­ем и свя­той Ни­ки­та, один из бла­го­род­ней­ших и слав­ней­ших лиц той зем­ли. Сво­им бла­го­че­сти­ем и бо­го­вдох­но­вен­ны­ми сло­ва­ми он мно­гих при­вел ко Хри­сту.

Спу­стя неко­то­рое вре­мя нече­сти­вый Афа­на­рих сно­ва воз­вра­тил­ся к се­бе на ро­ди­ну. До­стиг­нув вла­сти и си­лы, он, на­уча­е­мый бе­сом, воз­двиг в сво­ей об­ла­сти страш­ное го­не­ние на хри­сти­ан, ста­рал­ся от­мстить за свое уни­же­ние, так как он был по­беж­ден и по­срам­лен хри­сти­а­на­ми в бит­ве.

То­гда свя­той Ни­ки­та, рас­па­ля­е­мый рев­но­стью к Бо­гу, вы­шел на борь­бу с обо­и­ми вра­га­ми, неви­ди­мым и ви­ди­мым: борь­бу про­тив неви­ди­мо­го вра­га он вел, об­ра­щая невер­ных в ис­тин­ную ве­ру и преду­го­тов­ляя ве­ру­ю­щих к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу; борь­бу же с ви­ди­мым вра­гом он вел, об­ли­чая му­чи­те­ля Афа­на­ри­ха и уко­ряя его за его без­бо­жие и бес­че­ло­веч­ность, за то что он пре­да­вал мно­же­ство ве­ру­ю­щих раз­лич­ным му­кам; та­ким об­ра­зом свя­той Ни­ки­та по­бе­дил обо­их: и диа­во­ла по­прал, и су­ро­вость му­чи­те­ля пре­одо­лел. Раз­лич­ные му­ки, ко­и­ми у доб­ро­го стра­даль­ца Хри­сто­ва хо­те­ли вы­ну­дить от­ре­че­ние от Хри­ста, бы­ли бес­силь­ны, и сам му­чи­тель был в недо­уме­нии, по­че­му он при всем сво­ем мо­гу­ще­стве не мог пре­кло­нить к сво­е­му зло­че­стию од­но­го ра­ба Хри­сто­ва, твер­до­го в сво­ем ис­по­ве­да­нии по­доб­но креп­ко­му и непо­ко­ле­би­мо­му стол­пу.

Что же за­ду­мал то­гда без­за­кон­ный? Он за­ду­мал уни­что­жить ог­нем то­го, ко­го не мог убить мно­ги­ми ра­на­ми, ис­тя­за­ни­ем пло­ти и раз­дроб­ле­ни­ем чле­нов. Но че­го же до­стиг нече­сти­вый? Он бо­лее сам се­бя сжег сво­ею яро­стью, чем му­че­ни­ка – пла­ме­нем: свя­той Ни­ки­та, хо­тя и на­хо­дил­ся в огне, од­на­ко те­ло его не сго­ре­ло от ог­ня, ду­ша же его воз­ро­ди­лась для но­вой веч­ной бес­смерт­ной жиз­ни. Меж­ду тем му­чи­тель и без ог­ня сго­рел от сво­е­го без­бо­жия: он омерт­вел сво­ею ду­шою и те­ло свое преду­го­то­вил в ад. Так свя­той Ни­ки­та во­ин­ство­вал за Хри­ста под зна­ме­ни­ем кре­ста и по­ка­зал се­бя по­бе­ди­те­лем; не толь­ко по име­ни, но и на са­мом де­ле он был та­ко­вым.

Те­ло свя­то­го, не по­вре­жден­ное ог­нем, оста­ва­лось без по­гре­бе­ния и ле­жа­ло, бу­дучи бро­ше­но с бес­че­сти­ем. В то вре­мя про­жи­вал там од­ни бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин, по име­ни Ма­ри­ан. Сей муж был ро­дом из Ки­ли­кий­ской стра­ны, из го­ро­да Моп­су­е­стии[7]. По неко­то­ро­му де­лу сво­е­му он при­шел в Гот­скую зем­лю и здесь оста­но­вил­ся на до­воль­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя. Ма­ри­ан по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Ни­ки­тою и при­об­рел его друж­бу и лю­бовь; в осо­бен­но­сти же он воз­лю­бил его то­гда, ко­гда уви­дел, что свя­той по­движ­ник сто­ял за свя­тую ве­ру Хри­сто­ву да­же до го­тов­но­сти про­лить за нее кровь свою. И вот, ко­гда те­ло свя­то­го ле­жа­ло непо­гре­бен­ным, Ма­ри­ан за­ду­мал, как бы ему взять те­ло воз­люб­лен­но­го сво­е­го дру­га и му­че­ни­ка Хри­сто­ва и от­не­сти в свою род­ную стра­ну. Но он бо­ял­ся при­ве­сти в ис­пол­не­ние свое на­ме­ре­ние из стра­ха пред кня­зем, при­ка­зав­шим, чтобы ни­кто не смел по­гре­бать те­ла му­че­ни­ка. То­гда Ма­ри­ан за­ду­мал тай­но но­чью взять его.

При на­ступ­ле­нии но­чи Ма­ри­ан го­тов был вый­ти на за­ду­ман­ное де­ло; но ночь бы­ла тем­ной и дожд­ли­вой, так что ему труд­но бы­ло ид­ти. Ма­ри­ан был силь­но опе­ча­лен этим, ибо он не ви­дел, ку­да ид­ти и где най­ти отыс­ки­ва­е­мое те­ло му­че­ни­ка. Ко­гда он силь­но скор­бел о сем, Бог вся­ких уте­ше­ний, неко­гда ука­зав­ший волх­вам звез­дою путь в Виф­ле­ем (Мф.2:2), уте­шил и Ма­ри­а­на в скор­би и ука­зал ему бла­го­при­ят­ный путь к об­ре­те­нию те­ла свя­то­го: Он по­слал некую небес­ную си­лу в ви­де звез­ды, ко­то­рая, вос­си­яв пред Ма­ри­а­ном, по­ве­ла его, ку­да бы­ло нуж­но. Сия звез­да пред­ше­ство­ва­ла пред Ма­ри­а­ном и раз­го­ня­ла ноч­ной мрак; он же с ра­до­стью сле­до­вал за нею. До­стиг­нув то­го ме­ста, где на­хо­ди­лось те­ло свя­то­го, звез­да оста­но­ви­лась над ним. То­гда Ма­ри­ан, об­вив те­ло му­че­ни­ка чи­стой пла­ща­ни­цей, по­нес его в дом, где про­жи­вал.

Так Ма­ри­ан по­лу­чил ис­ко­мое со­кро­ви­ще. Скрыв его на вре­мя у се­бя в жи­ли­ще с боль­шим тща­ни­ем, он вско­ре по­сле се­го воз­вра­тил­ся в оте­че­ство и при­нес с со­бою те­ло свя­то­го му­че­ни­ка[8]. При­шед­ши в го­род Моп­су­е­стию, Ма­ри­ан с че­стью по­хо­ро­нил его в сво­ем до­ме.

Бог нис­по­слал бла­го­сло­ве­ние до­му Ма­ри­а­на ра­ди стра­сто­терп­ца Сво­е­го, свя­то­го Ни­ки­ты, как неко­гда Он бла­го­сло­вил мно­ги­ми бо­гат­ства­ми дом Пен­те­ф­рия ра­ди Иоси­фа (Быт. 39:5) и дом Авед­да­ров ра­ди Ки­во­та За­ве­та (2Цар.6:11). Дом Ма­ри­а­на стал изоби­ло­вать боль­шим бо­гат­ством: и ве­ще­ствен­ным, и ду­хов­ным, ибо от гро­ба свя­то­го по­да­ва­лось мно­го да­ров всем нуж­да­ю­щим­ся и нис­по­сы­ла­лось бо­ля­щим мно­го ис­це­ле­ний. Весь го­род и окрест­ные жи­те­ли со­би­ра­лись ко гро­бу свя­то­го, так что дом Ма­ри­а­на не мог вме­стить всех со­би­рав­ших­ся сю­да ве­ру­ю­щих; по­се­му все ре­ши­ли по­стро­ить цер­ковь во имя свя­то­го Ни­ки­ты и по­ло­жить там мо­щи му­че­ни­ка. При­няв­шись со рве­ни­ем за сие де­ло, ве­ру­ю­щие в ско­ром вре­ме­ни воз­двиг­ли храм. По окон­ча­нии стро­е­ния, ко­гда храм был укра­шен с по­до­ба­ю­щим бла­го­ле­пи­ем, гроб свя­то­го му­че­ни­ка от­кры­ли и, взяв ков­чег, по­нес­ли его в но­во­со­здан­ную цер­ковь и здесь по­греб­ли в зем­ле. Толь­ко од­но­му Ма­ри­а­ну уда­лось взять на бла­го­сло­ве­ние сво­е­му до­му от мо­щей свя­то­го один перст, ко­то­рый он и хра­нил у се­бя с бла­го­го­ве­ни­ем; бо­лее ни­кто не мог взять ни од­ной ча­сти­цы от мо­щей свя­то­го Ни­ки­ты.

Од­на­жды бла­жен­ный Авк­сен­тий, епи­скоп Моп­су­е­стий­ский, со­здав цер­ковь в честь свя­тых му­че­ни­ков Та­ра­ха, Про­ва и Ан­д­ро­ни­ка[9], от­пра­вил по­сла­ние в го­род Ана­за­рву[10], где по­чи­ва­ли мо­щи сих трех свя­тых; в сво­ем по­сла­нии он про­сил граж­дан Ана­за­рвы дать неко­то­рую часть мо­щей свя­тых му­че­ни­ков для вновь вы­стро­ен­но­го хра­ма. То­гда граж­дане Ана­за­рвы про­си­ли Авк­сен­тия, чтобы он вза­мен дал им неко­то­рую часть мо­щей свя­то­го Ни­ки­ты на бла­го­сло­ве­ние их го­ро­ду. Же­лая ис­пол­нить их прось­бу, епи­скоп при­ка­зал от­крыть гроб свя­то­го му­че­ни­ка Ни­ки­ты. И вот без вся­кой ви­ди­мой при­чи­ны мра­мор­ный ка­мень, быв­ший на гро­бе свя­то­го, рас­пал­ся на две по­ло­ви­ны. Один из при­сут­ство­вав­ших здесь дерз­но­вен­но кос­нул­ся сво­ей ру­кой свя­тых мо­щей, но тот­час же ру­ка его вы­сох­ла, а на него са­мо­го на­пал ужас. В то же вре­мя раз­дал­ся с неба силь­ный удар гро­ма и блес­ну­ла яр­кая мол­ния; все при­шли в страх. То­гда епи­скоп по­нял, что Бог не бла­го­слов­ля­ет раз­дроб­лять мо­щи свя­то­го, и рас­ка­ял­ся в сво­ем на­ме­ре­нии. Взяв за ис­сох­шую ру­ку че­ло­ве­ка, дерз­ко при­кос­нув­ше­го­ся к мо­щам свя­то­го, он сно­ва до­тро­нул­ся ею до мо­щей и стал мо­лить­ся:

– О, свя­той му­че­ник Хри­стов Ни­ки­та! Те­бе бо­лее по­до­ба­ет ис­це­лять, чем вре­дить, ибо ты благ и под­ра­жа­ешь Все­бла­го­му Гос­по­ду, и ес­ли ты ско­ро на­ка­зал се­го че­ло­ве­ка, то не еще ли ско­рее по­ми­лу­ешь его.

Лишь толь­ко епи­скоп про­из­нес сии сло­ва, тот­час ис­це­ле­ла вы­сох­шая ру­ка то­го че­ло­ве­ка, и все удив­ля­лись чу­де­сам свя­то­го му­че­ни­ка Ни­ки­ты и про­слав­ля­ли Бо­га. Не осме­ли­ва­ясь уже бо­лее ка­сать­ся мо­щей угод­ни­ка Бо­жия, епи­скоп[11], со­вер­шив над ни­ми бла­го­го­вей­ное пе­ние, сно­ва с че­стью за­крыл его гроб­ни­цу, сла­вя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха, Еди­но­го в Тро­и­це Бо­га, Ко­е­му по­до­ба­ет вся­кая сла­ва, честь и по­кло­не­ние во ве­ки. Аминь.
При­ме­ча­ния

[1] Ни­ки­та – по пе­ре­во­ду с гре­че­ско­го «по­бе­ди­тель».

[2] Гот­ская стра­на про­сти­ра­лась от Ниж­ней Вис­лы до Чер­но­го мо­ря; глав­ным об­ра­зом го­ты жи­ли в ны­неш­ней Ру­мы­нии, по Ду­наю.

[3] Истр – ста­рин­ное на­зва­ние Ду­ная.

[4] Ум. око­ло 340 го­да.

[5] Им­пе­ра­тор Ва­лент цар­ство­вал с 364 по 378 гг.

[6] Ур­фил, или Уль­фил­ла – пер­вый гот­ский епи­скоп и рев­ност­ный про­по­вед­ник хри­сти­ан­ства сре­ди го­тов; жил от 311 до 383 г.

[7] Го­род Моп­су­е­стия был рас­по­ло­жен на рав­нине, на бе­ре­гах ре­ки Пи­ра­ма.

[8] Кон­чи­на св. Ни­ки­ты по­сле­до­ва­ла 15 сен­тяб­ря 372 г.

[9] Па­мять их празд­ну­ет­ся 12 ок­тяб­ря.

[10] Ана­за­рв, или Ана­за­рва – го­род в Ки­ли­кии.

[11] Епи­скоп Авк­сен­тий II жил в по­ло­вине V ве­ка; участ­во­вал в 451 го­ду на IV Все­лен­ском Со­бо­ре в Хал­ки­доне.

 

 

Эту статью прочитали (2426)

Великомученик Никита — Святая София

Великомученик Никита, которого мы почитаем сегодня, был германским воином из служилого племени западных готов, которые в то время жили в бассейне Дуная на территории современной Румынии и Сербия.

Во времена, когда жил великомученик, готы подвергались сильному натиску со стороны гуннов. Гражданская война между двумя соперничающими þiudanōs (вождями), Friþugairns и Aþanareiks, назревала — частично в ответ на неотложное давление гуннов, а частично в ответ на нашествие христианства среди готского народа. Аханарейки, поклонявшиеся языческим богам, одержали верх над Фригугайрнами, которые либо уже были христианами, либо благосклонно относились к верности Христа. Последний обратился за помощью к римлянам и начал отпор Аханарейкам – даже, в подражание императору Святому Константину, ознаменовался крестным знамением. Он сражался с Асанарейками в кровавой оружейной погоде, но последний вздрогнул и бежал, спасая свою жизнь и горсть своих вещей.

Сам святой Никита сражался в здешнем Фригугайрнсе. Никита был крещен в Православную Церковь в юности готским епископом Феофилом, присутствовавшим на Никейском Соборе и одним из тех епископов, которые утвердили Никейский Символ веры. Никита, воспитанный в христианском учении у епископа Феофила, жил святой жизнью и собственным примером обратил многих своих собратьев-готов в христианство, работая вместе с Феофилом и его преемником, епископом Вульфилой (который впоследствии впал в осужденную арианскую ересь). , который изобрел готический шрифт и использовал его для перевода Писания и многих других священных текстов на готский язык.

Асанарейкс, однако, восстановил свои силы и начал отвоевывать территорию готов у христиан Фригугайрнов. Святой Никита, первый из теннов Фригугайрна, громко обличил Асанарейка как злого и безбожного тирана и призвал свой народ твердо стоять на верности Фригугайрна, даже если это означало бы мученическую смерть. Дерзкое и бесстрашное оружейное дерево вскоре было захвачено язычниками þiudana , которые заставили его пасть и неправедные муки — хотя он стойко выдержал их все, с помощью иконы Богородицы и Младенца Христа, которую он держался за его тело. Его бросили в горящий очаг и там убили, но тело его не пострадало от огня: когда его вынули, оно сияло святым светом.

Товарищ-христианин Мариан забрал тело великомученика у готов-язычников, тайно вывез его и похоронил в Манистре, городе в устье Пирама в Малой Азии. Оттуда он был доставлен в Миклегарт, где была воздвигнута церковь его имени. Святой Никита особенно любим верующими России, Сербии и Румынии – современное имя Никита происходит от имени великомученика.

На этот раз у меня нет задней мысли писать о великомученике Никите; Я просто думаю, что это здорово, что в православной церкви есть готический святой-воин.

Ты победил заблуждение и мученически восторжествовал,
Никита, тезка победы;
За то, что ты покорил ряды врага
И закончил свой поединок огнем.
Моли Христа Бога нашего о даровании нам Своей великой милости.

~ Тяжелый англофильский православный блог, https://heavyangloorthodox.blogspot.com/2017/09/nikitas-great-martyr. html.

***

Святой Никита Гот и великомученик

Святой Никита Великомученик (память 15 сентября)

Стихи

Никите.
Никита воспламеняется и становится победоносцем,
Или, лучше сказать, огненосным победоносцем.
Пятнадцатого Никита был брошен в печь.

Святым мученикам, состязавшимся со святым Никитой.
Благочестивое множество состязалось в Готии,
Изгнав варваров из головы.

Святой Никита (или Никита) был готом и воином, который жил на восточной стороне реки Дунай в границах современной Румынии. Епископ Феофил, известный просветитель готов и участник Первого Вселенского собора 325 г., обратил его в христианство и крестил в юности. Никита с юности был набожным православным христианином, а не арианином, как многие полагают, ибо арианство распространилось среди готов через преемника Феофила, епископа Урфила. 0003

В то время между готами разгорелась ожесточенная война. Во главе одной враждебной стороны стоял князь Афанарих, ярый язычник и ненавистник христиан. Во главе другого стоял Фригентус, христианин. В кровавом столкновении армий победил Афанарих, и Фригент был вынужден бежать в Константинополь. Но вскоре Фригент вернулся на родину, усиленный свежими войсками, предоставленными ему императором Валентом (364–378). Фригентус приказал сделать изображение Святого Креста на штандартах своей армии, как когда-то это сделал император Константин Великий. Произошло второе кровопролитное сражение, и на этот раз Фригентус победил. Но Афанарих с небольшой группой сторонников спасся бегством.

После победы Фригентуса для христианства наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила, епископ Урфил (311–383), создал готский алфавит и перевел на готский многие духовные книги, в том числе и Священное Писание. Святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью очень содействовал утверждению христианской веры среди готов и обратил многих. Близкий друг святого Павлина Нольского, Никита стал епископом Ремезианы в Дакии (современная Румыния и Югославия) и был известен своей успешной миссионерской деятельностью, особенно среди бесси, расы мародеров, которых Паулин увековечивает в стихотворении.

Никита написал несколько диссертаций о Вере, Символе веры, Троице, литургическом пении, и некоторые ученые считают его автором Te Deum . Мы мало знаем о самом Никите, кроме того факта, что по крайней мере два раза он пробирался из страны, которую Паулин считал диким регионом снега и льда, чтобы навестить своего друга в Ноле в Кампании. Святой Иероним также очень высоко оценивает свою работу по обращению жителей Дакии.

Через несколько лет Афанарих вернулся на родину с многочисленным войском, и между готами снова разгорелась ожесточенная война. Победив Фригента, Афанарих поднял жестокое гонение на христиан. Никита, став духовным лидером готов-христиан, обвинил Афанариха в безбожии и жестокости. Он призвал верующих быть стойкими и не бояться мученической смерти. Вскоре Никиту схватили и предали жестоким пыткам. Ум его непрестанно возносился к Богу, и на груди под одеждой он носил икону Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем Христом, стоящим и держащим в руках Крест. Никита носил эту икону, потому что ему явилась Пресвятая Богородица и утешила его. Его бросили в огонь, и он скончался 15 сентября 372 года. Его тело осталось невредимым от огня и озарилось чудотворным светом. Ночью друг мученика, христианин по имени Мариан, вынес тело святого Никиты из земли готов (Валахия и Бессарабия) в город Мопсуестию, где и погребен. Впоследствии он был перенесен в Константинополь, где в его честь была построена церковь. Часть мощей великомученика Никиты позже была перенесена в монастырь Высокие Дечаны в Сербии, где его нетленная рука творит многие чудеса. Молимся святому Никите о сохранении детей от врожденных пороков.

Святитель Димитрий Ростовский пишет о святом Никите:

«Вчера совершили Воздвижение Креста Господня, непобедимого символа победы, сегодня почитаем святого Никиту, имя которого означает «побеждающий». После того, как знамение победы, честный и животворящий Крест Господень, был вознесен над всем миром, под священным знаком прошел тезка победы, святой Никита. Крест, как знамя, чтобы он вел брань против врагов Святого Креста, прославляя Распятого на нем. чтобы стяжать преходящие богатства, а святой Никита подвизался только за единого Господа своего, Иисуса Христа, Который есть Царь всего творения, наша слава и неиссякаемое сокровище».

Примечания:

* Никиту наставил в православной вере епископ Урфил (Ульфила, 311-383). Урфил был уроженцем Каппадокии, попавшим в плен к готам. Он был в посольстве в Константинополь, когда Евсевий Никомидийский посвятил его в епископы готов (341 г.). Он умер в 383 г. Помимо перевода Священного Писания на готский язык, он много работал для обращения германских народов, но, поскольку он принадлежал к «гомоюзианской» партии умеренных ариан, он нес некоторую ответственность за обращенных готов, примкнувших к еретики. Святитель Никита был его учеником, когда Урфил был еще православным, и продолжал дело распространения веры среди готов.

Аполитикион в третьем гласе

Победил еси заблуждение и в мученичестве торжествовал еси, Никита тезка победы: еси ряды неприятельские победил еси и огнём состязание кончил. Моли Христа Бога нашего о даровании нам Своей великой милости.

Кондак во втором гласе

Устоял еси и победил заблуждение и мученический венец принял еси, Никита, тезка победы; ты радуешься с Ангелами. Вместе с ними непрестанно молитесь Христу Богу нашему о спасении наших душ.

ПОХВАЛЬНАЯ ГИМНА: Святому мученику Никите

Святителю Николаю Велимировичу

Истинный патриот, который среди своего народа

Воздвигает истинный жертвенник Живому Господу.

Атенарик Гот правил силой,

И приносил жертвы безжизненным идолам.

Но святой Никита, воин Христа Бога,

Был проповедником вечного спасения.

Он излучал лучи Вечного Света всю ночь,

Рассеивание идолопоклоннической тьмы, окутавшей души.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Задания по развитию речи для дошкольников: эффективные упражнения и игры

Как развить речь ребенка дошкольного возраста. Какие задания и упражнения помогут расширить словарный запас, улучшить грамматический строй речи и связную речь дошкольника. Игровые методики для

Разное

Массаж при простуде без температуры: эффективные техники и рекомендации

Можно ли делать массаж при ОРВИ без температуры. Какие виды массажа помогут облегчить симптомы простуды. Как правильно выполнять массаж при простудных заболеваниях. Противопоказания к массажу