Великомученик никита житие: Великомученик Никита Готфский, Константинопольский
Содержание
Великомученик Никита Готский († 372 год)
Во второй половине 4-го столетия новой эры где-то на дунайских берегах появился на свет мальчик Никита. По происхождению он был из вестготов.
Это было время активного обращения готских племён в христианство. Подросший юноша всем сердцем принял новую веру и был крещён епископом Феофилом. Священник, как и юноша, был готом, активно участвовал в распространении христианства.
Ещё до крещения Никите было видение во сне. Ему приснился отрок, держащий в руке Крест. Долгое время юноша размышлял о значении сновидения, пока девушка христианской веры по имени Юлиания не посоветовала посмотреть на свою грудь. В изумлении молодой человек обнаружил там изображение Пресвятой Богородицы с младенцем на коленях. Богомладенец держал в руке Крест. Картина была удивительно похожа на виденное им во сне.
Явление Пресвятой Матери с Богомладенцем оказало решающее влияние на жизнь Никиты. Приняв христианство, он стал активно помогать епископу Вульфилу распространять веру среди других готов. Позже в ходе внутриусобной войны соплеменников храбро сражался под знамёнами готского вождя Фритигерна с готами-язычниками.
После победы над врагами веры Христовой Никита активно несёт слово Христово в души своих соплеменников. Он становится одним из активнейших помощников епископа Ульфила, который разработал готскую азбуку, что позволило переложить на язык готов множество священных книг.
Глубокая вера и неустанный труд помогли святому юноше обратить в христианскую веру большое число соплеменников.
Вождь-язычник Афанарих, изгнанный из страны во время соплеменной войны, вскоре возвращается обратно. Ему удалось собрать значительные силы и восстановить свою власть и былое могущество. На христиан-готов обрушиваются неисчислимые бедствия. Их преследуют, подвергают пыткам и казням.
Был схвачен и святой Никита. Его подвергли ужасным пыткам, а затем предали огню. В пламени костра прервалась земная жизнь христианского мученика. Это случилось в 372 году.
Гот Мариан, тоже христианин, отыскал ночью тело друга Никиты. К его удивлению тело мученика не пострадало в огне и к тому же лучилось необыкновенным светом. Верный друг забрал тело с места казни и похоронил его в Киликии. Когда у гробницы святого стали исцеляться верующие, а также совершаться различные чудеса, останки великомученика Никиты решено было перезахоронить в Константинополе. Там большее число верующих могло посетить святые мощи.
В народе святой великомученик Никита известен ещё и под прозвищем бесогон. Согласно легенде, к нему в темницу явился дьявол в облике Ангела Света и предложил вознести жертву языческим идолам ради спасения. Святой разгадал коварство, оковы его чудесным образом спали с рук, и он ими избил беса.
Праздник великомученика Никиты Готского ежегодно празднуется 15(28) сентября по новому стилю. В народе он до сих пор высоко почитаем, а когда-то на Руси практически в каждом городе стояли храмы в его честь.
Добавить комментарий
Житие вмч. Никиты Готфского | Храм во имя вмч.
Никиты Готфского г. Воронеж
Полное житие великомученика Никиты Готфского, Константинопольского
Когда Честный и Животворящий Крест Господень, сие знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный победе святой Никита пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение Святого Креста, сию непобедимую для мира победу, а ныне ублажаем святого Никиту, имя коего означает победителя[1]. Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов Святого Креста в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой за свою жизнь и суетную славу, – иной за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа, – об этом повествуют следующее.
Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по всей вселенной, тогда и в Готской стране[2], по ту сторону реки Истра[3] (Дуная) воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил[4], принимавший участие в Первом Никейском Соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора – просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Спустя немного времени древний завистник – диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется и число христиан всё более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил князю той страны, по имени Фанариху, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента[5]; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носить сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на Кресте Господа.
Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил[6], муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди готов с каждым днем всё более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.
Спустя некоторое время нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.
Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он при всем своем могуществе не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.
Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика – пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.
Тело святого, не поврежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии[7]. По некоторому делу своему он пришел в Готскую землю и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало непогребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика Христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.
При наступлении ночи Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.
Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика[8]. Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.
Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт. 39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2Цар.6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех собиравшихся сюда верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять на благословение своему дому от мощей святого один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.
Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника[9], отправил послание в город Аназарву[10], где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарвы дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарвы просили Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты. И вот без всякой видимой причины мраморный камень, бывший на гробе святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, и раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:
– О, святой мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.
Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никиты и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ[11], совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.
Примечания
[1] Никита – по переводу с греческого «победитель».
[2] Готская страна простиралась от Нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили в нынешней Румынии, по Дунаю.
[3] Истр – старинное название Дуная.
[4] Ум. около 340 года.
[5] Император Валент царствовал с 364 по 378 гг.
[6] Урфил, или Ульфилла – первый готский епископ и ревностный проповедник христианства среди готов; жил от 311 до 383 г.
[7] Город Мопсуестия был расположен на равнине, на берегах реки Пирама.
[8] Кончина св. Никиты последовала 15 сентября 372 г.
[9] Память их празднуется 12 октября.
[10] Аназарв, или Аназарва – город в Киликии.
[11] Епископ Авксентий II жил в половине V века; участвовал в 451 году на IV Вселенском Соборе в Халкидоне.
Эту статью прочитали (2426)
Великомученик Никита — Святая София
Великомученик Никита, которого мы почитаем сегодня, был германским воином из служилого племени западных готов, которые в то время жили в бассейне Дуная на территории современной Румынии и Сербия.
Во времена, когда жил великомученик, готы подвергались сильному натиску со стороны гуннов. Гражданская война между двумя соперничающими þiudanōs (вождями), Friþugairns и Aþanareiks, назревала — частично в ответ на неотложное давление гуннов, а частично в ответ на нашествие христианства среди готского народа. Аханарейки, поклонявшиеся языческим богам, одержали верх над Фригугайрнами, которые либо уже были христианами, либо благосклонно относились к верности Христа. Последний обратился за помощью к римлянам и начал отпор Аханарейкам – даже, в подражание императору Святому Константину, ознаменовался крестным знамением. Он сражался с Асанарейками в кровавой оружейной погоде, но последний вздрогнул и бежал, спасая свою жизнь и горсть своих вещей.
Сам святой Никита сражался в здешнем Фригугайрнсе. Никита был крещен в Православную Церковь в юности готским епископом Феофилом, присутствовавшим на Никейском Соборе и одним из тех епископов, которые утвердили Никейский Символ веры. Никита, воспитанный в христианском учении у епископа Феофила, жил святой жизнью и собственным примером обратил многих своих собратьев-готов в христианство, работая вместе с Феофилом и его преемником, епископом Вульфилой (который впоследствии впал в осужденную арианскую ересь). , который изобрел готический шрифт и использовал его для перевода Писания и многих других священных текстов на готский язык.
Асанарейкс, однако, восстановил свои силы и начал отвоевывать территорию готов у христиан Фригугайрнов. Святой Никита, первый из теннов Фригугайрна, громко обличил Асанарейка как злого и безбожного тирана и призвал свой народ твердо стоять на верности Фригугайрна, даже если это означало бы мученическую смерть. Дерзкое и бесстрашное оружейное дерево вскоре было захвачено язычниками þiudana , которые заставили его пасть и неправедные муки — хотя он стойко выдержал их все, с помощью иконы Богородицы и Младенца Христа, которую он держался за его тело. Его бросили в горящий очаг и там убили, но тело его не пострадало от огня: когда его вынули, оно сияло святым светом.
Товарищ-христианин Мариан забрал тело великомученика у готов-язычников, тайно вывез его и похоронил в Манистре, городе в устье Пирама в Малой Азии. Оттуда он был доставлен в Миклегарт, где была воздвигнута церковь его имени. Святой Никита особенно любим верующими России, Сербии и Румынии – современное имя Никита происходит от имени великомученика.
На этот раз у меня нет задней мысли писать о великомученике Никите; Я просто думаю, что это здорово, что в православной церкви есть готический святой-воин.
Ты победил заблуждение и мученически восторжествовал,
Никита, тезка победы;
За то, что ты покорил ряды врага
И закончил свой поединок огнем.
Моли Христа Бога нашего о даровании нам Своей великой милости.
~ Тяжелый англофильский православный блог, https://heavyangloorthodox.blogspot.com/2017/09/nikitas-great-martyr. html.
***
Святой Никита Гот и великомученик
Святой Никита Великомученик (память 15 сентября)
Стихи
Никите.
Никита воспламеняется и становится победоносцем,
Или, лучше сказать, огненосным победоносцем.
Пятнадцатого Никита был брошен в печь.
Святым мученикам, состязавшимся со святым Никитой.
Благочестивое множество состязалось в Готии,
Изгнав варваров из головы.
Святой Никита (или Никита) был готом и воином, который жил на восточной стороне реки Дунай в границах современной Румынии. Епископ Феофил, известный просветитель готов и участник Первого Вселенского собора 325 г., обратил его в христианство и крестил в юности. Никита с юности был набожным православным христианином, а не арианином, как многие полагают, ибо арианство распространилось среди готов через преемника Феофила, епископа Урфила. 0003
В то время между готами разгорелась ожесточенная война. Во главе одной враждебной стороны стоял князь Афанарих, ярый язычник и ненавистник христиан. Во главе другого стоял Фригентус, христианин. В кровавом столкновении армий победил Афанарих, и Фригент был вынужден бежать в Константинополь. Но вскоре Фригент вернулся на родину, усиленный свежими войсками, предоставленными ему императором Валентом (364–378). Фригентус приказал сделать изображение Святого Креста на штандартах своей армии, как когда-то это сделал император Константин Великий. Произошло второе кровопролитное сражение, и на этот раз Фригентус победил. Но Афанарих с небольшой группой сторонников спасся бегством.
После победы Фригентуса для христианства наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила, епископ Урфил (311–383), создал готский алфавит и перевел на готский многие духовные книги, в том числе и Священное Писание. Святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью очень содействовал утверждению христианской веры среди готов и обратил многих. Близкий друг святого Павлина Нольского, Никита стал епископом Ремезианы в Дакии (современная Румыния и Югославия) и был известен своей успешной миссионерской деятельностью, особенно среди бесси, расы мародеров, которых Паулин увековечивает в стихотворении.
Никита написал несколько диссертаций о Вере, Символе веры, Троице, литургическом пении, и некоторые ученые считают его автором Te Deum . Мы мало знаем о самом Никите, кроме того факта, что по крайней мере два раза он пробирался из страны, которую Паулин считал диким регионом снега и льда, чтобы навестить своего друга в Ноле в Кампании. Святой Иероним также очень высоко оценивает свою работу по обращению жителей Дакии.
Через несколько лет Афанарих вернулся на родину с многочисленным войском, и между готами снова разгорелась ожесточенная война. Победив Фригента, Афанарих поднял жестокое гонение на христиан. Никита, став духовным лидером готов-христиан, обвинил Афанариха в безбожии и жестокости. Он призвал верующих быть стойкими и не бояться мученической смерти. Вскоре Никиту схватили и предали жестоким пыткам. Ум его непрестанно возносился к Богу, и на груди под одеждой он носил икону Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем Христом, стоящим и держащим в руках Крест. Никита носил эту икону, потому что ему явилась Пресвятая Богородица и утешила его. Его бросили в огонь, и он скончался 15 сентября 372 года. Его тело осталось невредимым от огня и озарилось чудотворным светом. Ночью друг мученика, христианин по имени Мариан, вынес тело святого Никиты из земли готов (Валахия и Бессарабия) в город Мопсуестию, где и погребен. Впоследствии он был перенесен в Константинополь, где в его честь была построена церковь. Часть мощей великомученика Никиты позже была перенесена в монастырь Высокие Дечаны в Сербии, где его нетленная рука творит многие чудеса. Молимся святому Никите о сохранении детей от врожденных пороков.
Святитель Димитрий Ростовский пишет о святом Никите:
«Вчера совершили Воздвижение Креста Господня, непобедимого символа победы, сегодня почитаем святого Никиту, имя которого означает «побеждающий». После того, как знамение победы, честный и животворящий Крест Господень, был вознесен над всем миром, под священным знаком прошел тезка победы, святой Никита. Крест, как знамя, чтобы он вел брань против врагов Святого Креста, прославляя Распятого на нем. чтобы стяжать преходящие богатства, а святой Никита подвизался только за единого Господа своего, Иисуса Христа, Который есть Царь всего творения, наша слава и неиссякаемое сокровище».
Примечания:
* Никиту наставил в православной вере епископ Урфил (Ульфила, 311-383). Урфил был уроженцем Каппадокии, попавшим в плен к готам. Он был в посольстве в Константинополь, когда Евсевий Никомидийский посвятил его в епископы готов (341 г.). Он умер в 383 г. Помимо перевода Священного Писания на готский язык, он много работал для обращения германских народов, но, поскольку он принадлежал к «гомоюзианской» партии умеренных ариан, он нес некоторую ответственность за обращенных готов, примкнувших к еретики. Святитель Никита был его учеником, когда Урфил был еще православным, и продолжал дело распространения веры среди готов.
Аполитикион в третьем гласе
Победил еси заблуждение и в мученичестве торжествовал еси, Никита тезка победы: еси ряды неприятельские победил еси и огнём состязание кончил. Моли Христа Бога нашего о даровании нам Своей великой милости.
Кондак во втором гласе
Устоял еси и победил заблуждение и мученический венец принял еси, Никита, тезка победы; ты радуешься с Ангелами. Вместе с ними непрестанно молитесь Христу Богу нашему о спасении наших душ.
ПОХВАЛЬНАЯ ГИМНА: Святому мученику Никите
Святителю Николаю Велимировичу
Истинный патриот, который среди своего народа
Воздвигает истинный жертвенник Живому Господу.
Атенарик Гот правил силой,
И приносил жертвы безжизненным идолам.
Но святой Никита, воин Христа Бога,
Был проповедником вечного спасения.
Он излучал лучи Вечного Света всю ночь,
Рассеивание идолопоклоннической тьмы, окутавшей души.