Вера надежда любовь и их матерь софья: День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Разное

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И СОФИЯ

Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София

София Римская (+137 г.), мученица

Память 17 сентября

Благочестивая вдова-христианка София жила во II веке, в царствование императора Адриана (117-138 гг.), в Италии. Назвав своих дочерей, Веру, Надежду и Любовь, именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.

Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде — 10 и Любови — 9 лет) оставались непреклонны.

Тогда все трое были подвергнуты жесточайшим мучениям. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены, случилось это в 137 году. Софию не подвергали испытанию, может быть, по расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей.

Император разрешил святой Софии взять тела дочерей. Она положила останки в ковчег и отвезла за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте.

Святая София, претерпевшая за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Торжеству́ет Це́рковь перворо́дных,/ и свесели́тся прие́мля ма́терь о ча́дех веселя́щуюся,/ я́же я́ко му́дрости тезоиме́нитая/ тро́йственным богосло́вским доброде́телем равночи́сленныя породи́./ Ты́я с му́дрыми де́вами зри́т уневе́стившияся Жениху́ Бо́гу Сло́ву,/ с не́ю и мы́ духо́вне в па́мяти и́х свесели́мся, глаго́люще:/ Тро́ицы побо́рницы,/ Ве́ро, Любве́ и Наде́ждо,// в ве́ре, любви́ и наде́жде утвержда́йте на́с.

Кондак, глас 1 (Подобен: Гроб Твой, Спасе:)

Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви, Ве́ра и Наде́жда и Любо́вь, показа́вшеся,/ му́дрость обуи́ша е́ллинскую благода́тию,/ и пострада́вше, и победо́носицы яви́вшеся,/ венце́м нетле́нным// от все́х Влады́ки Христа́ увязо́шася.

Мощи святой мученицы Софии в Эльзасе

Саркофаг из песчанника XIV века, в котором до Революции хранились честные мощи свв. Софии и ее дочерей. С 1938 года в нем содержится одна из двух частиц мощей св. Софии, принесенных из Рима в том же году.

Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо[1]. Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму» [2].

В честь святой Софии монастырь в Эшо стал называться аббатством Святой Софии.

Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном «римском пути», ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».

В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.

После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены «историческим памятником», начинается ее постепенное восстановление.

3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.

Источники

  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life1553.htm
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life6502.htm
  • http://la-france-orthodoxe.net/ru/sviat/sophie


[1]  Eschau, ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как «ясеневый остров»

[2]  завещание Ремигия, 15 марта 778 г.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София


Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать София была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви (греч. Πίστης, Ελπίς, Αγάπη – Пистис, Элпис и Агапи; лат. Fides, Spes, Caritas), София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.  


София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117-138). Тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу. Они просили, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. 


Когда святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию. Казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны. 


Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Их обезглавили.


Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила их останки в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город, и похоронила на высоком месте. Три дня София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи мучениц с 777 г. покоятся в Эльзасе (Франция), в церкви святого Трофима города Эшо.


На Руси изначальные имена святых мучениц были переведены на русский язык, только имя Софии («мудрость») сохранило оригинальное греческое звучание.


Тропарь мцц.  Вере, Надежде, Любови и Софии, глас 4


Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.


Кондак мцц.  Вере, Надежде, Любови и Софии, глас 1

Софии честныя священнейшия ветви/ Вера, и Надежда, и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,/ венцем нетленным// от всех Владыки Христа увязошася.

Молитва мцц. Вере, Надежде, Любови и Софии

О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

30 сентября 2019

Поделиться

Святых София, Вера, надежда и любовь в качестве моделей для нашей жизни

Святые мученики София, Эльпис, Пистис, Агапи (День праздника — 17 сентября)

от Protopresbyter fr. Георгий Папаварнавас

Три мученицы Вера, Надежда и Любовь были дочерьми святой Софии, подобно тому как добродетели веры, надежды и любви являются порождением мудрости, истинной мудрости, которая «сходит свыше» и рождает страх Бога; «Начало мудрости — страх Божий».

Три дочери святой Софии, двенадцати, десяти и девяти лет соответственно, имели все добродетели, на что указывают их имена, и были полны веры и надежды во Христа и любви к Богу и человеку. И матерью их была София и словом, и делом. У нее была настоящая любовь, которая больше, чем естественная любовь, так называемый материнский инстинкт, поэтому она искала духовные интересы своих детей. Она побуждала их идти на смерть из любви ко Христу, зная, что таким образом она обеспечит им истинную жизнь, ибо «праведники живут во веки» (Премудрость Соломона 5:1).

Модель поведения святой Софии показывает меру любви, которую она питала к своим детям, которые не были собственностью своих биологических родителей, а были одухотворенными и разумными дарами Бога родителям, соработникам у Бога в деле творчество. Настоящая любовь бескорыстна и не ищет отдачи, не ждет взаимности. Мы любим наших детей, потому что мы любим Бога, Который дал их нам, и они действительно любят нас, если мы научили их любить Бога. Во имя любви мы не должны посягать на свободу наших детей, истинная свобода не существует без любви. Любовь без свободы — это диктатура, а свобода без любви — это анархия. Что трогает сердца детей больше, чем слова, так это молиться за них и подавать правильный пример.

Дети, испытавшие в своей семье настоящую свободу и бескорыстную любовь, научились любить и щедро жертвовать без дискриминации. Противоположное происходит с детьми, лишенными любви и свободы. Они становятся авторитарными, реакционными, асоциальными, замкнутыми в себе, агрессивными и подозрительными. Уважению свободы других учит Сам Бог, Который наделил человека свободой воли и уважает то, что кто-либо делает с человеческой свободой.

Православное образование помогает преодолевать любые проблемы и трудности в жизни, не создавая и не позволяя душе оставаться подавленной, нередко приводящей к неприятным ситуациям. Многие родители, к сожалению, «вымещают» свои подавленные эмоции на детях. Что бы им не удалось сделать или кем они были в жизни, они хотят сделать или стать ими и всячески стараются добиться этого, нарушая тем самым всякое понятие свободы и демократии, поскольку демократия и диктатура — это образ жизни и повседневное поведение. Святая София была демократкой во всех смыслах этого слова. Она поощряла и позволяла, не навязывая. Она знала, что ее дочери принадлежат Богу, и предложила их. Любовь к Нему превосходит материнскую боль. Она верила в вечную жизнь и жила надеждой на вечное благо. Она была временно разлучена со своими детьми, чтобы воссоединиться с ними в Царстве Божьем. Она подошла к их могиле и умоляла Бога забрать ее жизнь, чтобы быть рядом с ними. Она была уверена, что ее дети существуют, что они живы, и она встретит их, и что она увидит их снова.

Те, кто сегодня жестоко обращается с молодежью, я думаю, несправедливы. Сегодняшняя молодежь, по свидетельству многих педагогов и других лиц, работающих с молодежью, более честна и прямолинейна, чем молодежь прошлого. Их агрессивное поведение, в некоторых случаях, и крайние реакции, я считаю, связаны с тем, что они требуют от общества, таких как нежность, любовь и искренность, но вместо этого они сталкиваются с жестокостью, бессердечием и лицемерием. Везде, где они встречают человечность и доброту, они становятся другими людьми, и тому есть много примеров.

Вера, Надежда и Любовь были достойными детьми своей славной Матери. Они были вскормлены невинным молоком веры, надежды и любви к Богу, поэтому им удалось осуществить цель жизни, свое благополучие, которое заключается в том, чтобы быть вместе со Христом в Царстве Божием, где жизнь никогда не кончается. .

Источник: Ekklesiastiki Paremvasi , «ΠΙΣΤΙΣ, ΕΛΠΙΣ, ΑΓΑΠΗ ΚΑΙ ΣΟΦΙΑ», сентябрь 1997 г. Перевод Джона Санидопулоса.

17 сентября 2008 г. + Святая София: святые женщины и потребность в подходящих образцах для подражания для девочек сегодня

Элейн Гунарис Ханна

Из The Word , декабрь 1998

Надежда, чье имя означает три дочери, София, Надежда, имя которой означает «три мудрости», сознательно названная Софией. Святая София была набожной христианкой, жившей во времена великих гонений римского императора Адриана. Вскоре после рождения третьей дочери она овдовела. Вместе с тремя детьми она предстала перед магистратом и приказала отречься от Христа и принести благовония языческому божеству Артемиде. Ей сказали, что если она откажется, то будет вынуждена смотреть, как ее три маленькие дочери умирают ужасной смертью. Представьте, через какие страдания пришлось пройти этой матери! Тем не менее она набралась смелости, чтобы остаться верной Христу, и призвала своих дочерей двенадцати, десяти и девяти лет терпеть, говоря: «Твой небесный Возлюбленный, Иисус Христос, есть вечное Здоровье, невыразимая Красота и Вечная Жизнь. Когда тела ваши будут умерщвлены мучениями, Он облечет вас в нетление, и раны на телах ваших будут сиять на небе, как звезды». Три маленькие девочки мужественно перенесли пытки и, наконец, мученическую смерть. Бог по Своей великой милости даровал их матери Софии через три дня уснуть в Нем, чтобы воссоединиться со своими драгоценными дочерьми в Его Царстве.

Сколько из нас выдержали бы, чтобы пожертвовать своими детьми ради Христа? Надеюсь, всем нам, но это было бы самое трудное и мучительное решение, которое нам когда-либо приходилось принимать.

Наше общество постоянно призывает нас так или иначе отречься от Христа. Возможно, не так драматично, но в каком-то смысле общество также просит нас принести в жертву наших детей. Искушения могут быть тонкими или кажущимися незначительными, но на самом деле они наносят духовный ущерб. В современном обществе, например, воскресенье часто рассматривается как день отдыха, спортивных или школьных мероприятий или развлечений, , а не как день Господень. Семьи, которые в противном случае посещают церковь, исчезают на время спортивного сезона, потому что их ребенок состоит в спортивной команде, которая тренируется или играет в свои игры по утрам в воскресенье. Стремление ко Христу отсутствует, его заменяет более сильная верность какому-то другому богу. Мы должны учить наших дочерей, которые станут матерями, каковы должны быть наши приоритеты как православных христиан, чтобы они, в свою очередь, могли учить своих детей.

Они могут чему-то научить своих детей даже через имена, которые они им дают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts