Виктор слободчиков: Слободчиков Виктор Иванович — Психологическая газета

Разное

Виктор Иванович Слободчиков. Публикации

Виктор Иванович Слободчиков. Доктор
психологических наук, профессор, член-корреспондент
Российской академии образования, директор Института
педагогических инноваций РАО, член Координационного
совета по взаимодействию Министерства образования
Российской Федерации и Московской патриархии Русской
Православной Церкви

Виктор Иванович Слободчиков родился в 1944 году. Его отец
погиб на фронте, мать умерла, когда он был совсем
маленьким. До 12 лет жил с бабушкой, но потом по
состоянию здоровья бабушка вынуждена была отдать его в
детский дом. (Через год она умерла). Директором детского
дома, в котором 5 лет провел будущий психолог, был
воспитанник Макаренко Семен Афанасьевич Калабалин (в
«Педагогической поэме» — Карабанов).

Через год после окончания школы В. Слободчиков поступил в
Московский авиационный институт, но понял, что инженер —
не его призвание, и после 2-ого курса ушел из института.
2 года работал вожатым в круглогодичном пионерском лагере
«Орленок». В 22 года поступил на психологический
факультет Ленинградского университета. Через 2 года
известный психолог Д.Б. Эльконин пригласил энергичного
студента в создаваемую им лабораторию диагностики
психического развития детей. С третьего курса Слободчиков
учился на заочном отделении и работал в лаборатории
Эльконина.

Воспитанник двух совершенно разных психологических школ,
В. Слободчиков рано осознал их общий недостаток —
отсутствие в научной концепции человека. Но, в отличие от
многих, он не разочаровался в психологии (и до сих пор с
уважением и благодарностью вспоминает всех своих
учителей), а постарался восполнить этот недостаток.
Именно он ввел в психологию понятие «со-бытийная
общность», в основе которой лежит принцип неслиянности и
нераздельности. Позже, прочитав религиозных философов,
Евангелие, святоотеческую литературу, он понял, что это
принцип Христа и апостолов, Троицы, соборности. В 1970-е
годы Слободчиков познакомился с верующими людьми, стал
посещать религиозный кружок. С тех пор началось его
воцерковление. До сих пор профессор Слободчиков считает,
что принцип неслиянности и нераздельности выходит за
церковную ограду, пронизывает всю человеческую жизнь. Он
считает, что со-бытийная общность была и в его детском
доме, и в пионерлагере «Орленок». Но для создания такой
общности необходимы усилия самого человека.

В 1990 году В. Слободчиков создал и возглавил Институт
педагогических инноваций РАО. Специалисты этого института
разрабатывали сами и поддерживали разработанные и
внедряемые по всей России программы по обучению детей с
психологическими особенностями вплоть до умственной
отсталости. Не всем мечтам Слободчикова суждено было
осуществиться. Чиновники не дали Институту педагогических
инноваций стать экспертным институтом, а в 2004 году
вообще расформировали его на несколько институтов. С 2004
года Слободчиков возглавляет Институт развития
дошкольного образования.

  1. +-Антропологическая перспектива отечественного образования[недоступно]

    Сегодня в нашем обществе происходит изменение статуса образования. Образование перестает рассматриваться как ведомственная отрасль, обслуживающая интересы других ведомств и социальных практик. Из ведомственной отрасли образование превращается в сферу общественной практики — в сферу развития личности, региона, страны в целом. Из способа просвещения отдельных индивидов образование преобразуется в механизм развития культуры, общества и человека. Развивающая функция образования становится определяющей: оно превращается в «генетическую матрицу» воспроизводства общества, вы­ступает пространством личностного развития каждого человека. Должно быть принципиально переосмыслено само понятие «образование»; оно должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека и форму становления человеческого в человеке. Мировоззренческое значение антропологических идей в образовании состоит в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, в признании человеческой личности как самоценности, ее приоритета перед государством, в рассмотрении образования как атрибута человеческого бытия, а не как функции общества.

    // «Антропологическая перспектива отечественного образования». Москва — Екатеринбург — 2009.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob.psikh./Antropologicheskaja_perspektiva_otechestvennogo_obrazovanija.pdf
  2. +-Антропологические горизонты психологии развития (в сборнике)[недоступно]

    Строго в рамках названия доклада я бы обозначил главный горизонт — это антропологический кризис современной европейской культуры — существенной составляющей которой является и наша — российская культура. Однако чтобы не погружаться в таинства мировой политики, я попытаюсь обрисовать этот общий кризис через три, важные для нас, проекции: кризис европейской модели человека, кризис гуманитарного — прежде всего — психолого-педагогического знания и кризис гуманитарных — прежде всего — образовательных практик

    // Известия ТРТУ № 7 Тематический выпуск ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://izv-tn.tti.sfedu.ru/wp-content/uploads/PDF/2005_7(51).pdf
  3. +

    Антропологический кризис в современной европейской культуре

    Рассматривая кризис собственно человеческого в современном человеке, я имею в виду и кризис самого человека — как живой реальности, и кризис рационального знания о нем — прежде всего в науке. Но вначале — несколько слов о духовной ситуации в мире вообще и в России — в частности. Сегодня уже у всех на слуху две идеологемы, два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь. Эти принципы — глобализация и постмодернизм. Технология глобализации и идеология постмодернизма — эти, можно сказать, две головные боли современного мира — в настоящее время очевидным образом привели к цивилизационному кризису уже не только европейского, но и планетарного масштаба. Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно — призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

    http://www.pravoslavie.ru/280.html
  4. +-Антропологический кризис европейской модели человека[недоступно]

    Раскрыть смысл этого кризиса означает рассмотреть, хотя бы в первом приближении, целый ряд гуманитарных контекстов — культурологический, образовательный, научный — антропологический смысл которых имманентен по определению.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://circleplus.ru/archive/n/36/6
  5. +

    Антропологический принцип в психологии развития

    овременная отечественная психология переживает этапный момент
    своего развития. Идет интенсивное проникновение психологии в
    различные области человеческой деятельности — в политику,
    образование, бизнес, управление, рекламу и т. д.; стремительно
    оформляются различные виды практико-психологической помощи
    населению. Психология перестает быть только академической наукой,
    областью занятий сравнительно немногочисленного профессионального
    сообщества. Она все более обретает облик массовой деятельности,
    становится подлинно практико-ориентированной наукой, призванной
    решать конкретные человеческие проблемы в различных сферах жизни.
    Происходящий парадигмальный сдвиг в системе ориентаций
    современной психологии ставит ее перед лицом принципиально новых
    теоретических проблем, наиболее важные из которых центрируются
    вокруг, может быть, самой главной сегодня проблемы — психологии
    развития человека. На актуальность ее специальной
    философско-психологической проработки указывается в целом ряде
    публикаций. В данной проблеме необходимо выделить два
    категориальных словосочетания — «психология человека» и
    «психология развития»; несомненно, что эти категории — предельные
    для теоретической психологии и исторических перспектив 4 ее
    становления. Однако, как парадоксально это ни звучит, до
    последнего времени сами эти словосочетания продолжают вызывать у
    психологов либо непонимание, либо недоумение.

    http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1998/986/986003.htm
    http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1107593635&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
  6. +

    Без духовной составляющей не понять человека. Интервью

    http://www.pravoslavie. ru/4560.html
  7. +-Выступление на симпозиуме «Христианская психология и гуманитарные практики»[недоступно]

    Предварительно я хочу сделать разметку того пространства, где, на мой взгляд, возможно обсуждать статус, строй, предметность этих двух обозначенных тем «Христианская психология и гуманитарные практики». У меня к вам предложение: напрягите свое пространственное воображение и на своих листочках вы можете сделать такую разметку. Первая разметка этого пространства — это вертикаль, в верхней точке которой должна быть христианская антропология как предельное откровение о сущности и природе человека. В нижней точке этой вертикали, по логике, должна быть психология, так как у нас, я еще раз подчеркиваю, тематизм «Христианская психология». Мы должны найти ту точку, где уместно было бы обсуждать это содержание. Но какая психология? Сегодня — это моя точка зрения и моя позиция — мы имеем, как минимум, две психологии: классическую психологию психики и только что складывающуюся постепенно психологию человека. Это принципиально разные психологии. Психология психики — это учение о свойствах, качествах, структурах, процессах, психических состояниях и т.д. В этой психологии, так называемой «общей психологии», уже незаконна, например, тема «Психология личности». Это не входит в категориальный строй классической психологии. Это заемная тема, она пришла со стороны. По одной простой причине — категория личности это не психологическая категория. Для секулярного сознания это культурологическая категория, для религиозного сознания это религиозная категория. И уж она никак не может быть предметом классической психологии. И вот такое смешение целых пластов человеческой реальности мы имеем. Если вы откроете книгу под названием «Общая психология», там намешано всякое и разное. Но потому она и общая, что это такой гербарий до сих пор. Поэтому мы и не имеем теоретической психологии, мы до сих пор имеем общую лоскутную ботаническую психологию.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://www.xpa-spb.ru/libr/Slobodchikov/vystuplenie.html
  8. +-Духовное развитие ребенка[недоступно]

    ема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы
    обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные
    акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших
    представлениях по данной теме. Это первый момент. Второй момент — так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать,
    прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на
    воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом
    плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих
    проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно
    развести сферы ответственности, сферы действия. То, что
    позволено, и то, что может сказать и сделать психолог — это одно,
    а то, что может сказать и сделать педагог — это другое. Ясно,
    конечно, что современный психо-лог образования должен быть
    педагогически грамотен, но и наоборот — современный педагог
    должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при
    этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном
    смысловом пространстве, а значит — могут стать подлинными
    со-работниками.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://pda.coolreferat.com/%D0%94%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37867.php?ELEMENT_ID=37867&SHOWALL_2=0
  9. +-Индивидуальность как способ духовного бытия человека[недоступно]

    C психологической точки зрения индивидуальность человека — явление многогранное. Для его описания используют определенный
    ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую
    особенность индивидуальности. Любая индивидуальность выступает,
    прежде всего, как нечто единичное. Но она несводима к
    единичности. Единичность указывает лишь на факт существования
    индивидуальности, на ее наличность, но качественная
    определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому
    определение индивидуальности через единичность является
    формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным
    содержанием…

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://www.roman.by/r-3564.html
    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38074.php
  10. +-На пути к христианской психологии[недоступно]

    Как правило, принципиально прорывные теоретические работы не только осуществляются, но и оказываются востребованными в переломные моменты истории — либо в ситуации парадигмального сдвига в самой науке, либо цивилизационного сдвига в рамках определенной культуры, либо — шире — онтологического сдвига в структуре самой цивилизации. Исторические прецеденты этого слишком хорошо известны, чтобы их повторять. Сегодня мы являемся реальными свидетелями и даже — участниками именно таких кардинальных социокультурных, политических и мировоззренческих сдвигов, которые в европейской гуманитарной мысли получили название — постмодернизм. Надо сказать, что почти вся вторая половина ХХ столетия вообще была связана с проблематизацией позитивистского идеала научности, с преодолением ключевой формулы рационализма Нового Времени — субъект-объектной парадигмы, с расшатыванием жестких естественнонаучных установок в гуманитарном познании. В частности — с переосмыслением и преобразованием гносеологического субъекта в субъекта практической жизнедеятельности; в отечественной психологии такое переосмысление блестяще осуществлено, например, в научной школе С.Л. Рубинштейна, наиболее фундаментально — в его работе «Человек и мир».

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46747.php
  11. +

    О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии

    Для обсуждения соотношения категорий «субъект» и «личность» в
    контексте психологической антропологии необходимо вначале выйти
    на сами эти категории — «субъект» и «личность», легкость
    произнесения которых не означает легкости их содержательного
    определения. Сложность нашей темы заключается в том, что ее
    невозможно обсуждать в пределах традиционной классической
    психологии, так как в ней все о психике человека, но не о самом
    человеке Психология человека, в отличие от психологии психики (ее
    свойств, процессов, структур), еще только начинает складываться.
    Ее основные категории очень часто имеют не понятийный, а
    поэтико-метафорический статус. Психология человека как особая,
    антропная наука (в рамках наук о человеке) — не есть теория о
    происхождении его от обезьяны (и в этом смысле — это не
    биологическая, а именно — гуманитарная дисциплина). Она должна
    разрабатывать свое собственное представление о сущности человека,
    о сугубой специфике человеческого способа жизни и его
    принципиального отличия от всякого другого ( до -человеческого и
    сверх- человеческого). В свое время В.В. Давыдов серьезно шутил:
    «Может, кто-то и произошел от обезьяны, но я-то — точно от
    человека: я родителей своих помню!» И главная трудность для
    нашего «просвещенного разума» — именно здесь: она заключается в
    том, что психология человека должна быть не о том, что есть — как
    любая наука о природе, а о том — как должно (или — может) быть.
    Иными словами, исходным основанием для психологии человека
    является учение не об истинности и объективности того, что есть,
    а — о ценности и смысле самого бытия человека. Отсюда и первый
    вывод: гуманитарные (человекоориентированные) науки должны
    строиться в первую очередь на аксеологических (ценностных)
    основаниях.

    http://rl-online.ru/articles/2-05/326.html
  12. +-Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности[недоступно]

    Данная книга — первая в учебном комплексе — «Основы психологической антропологии» (вторая — «Психология развития человека»; третья — «Психология образования человека»). В первой книге изложены предмет, история и методы психологии человека, описаны формы и способы его бытия в мире, представлены основные образы субъективной реальности — индивидный, субъектный, личностный, индивидуальный и универсальный. Заключают книгу словарь основных понятий и учебная программа курса. Пособие адресовано не только преподавателям и студентам педагогических вузов, но также — колледжей, лицеев и всем специалистам гумани- тарных профилей.

    // М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. ISBN 5-88527-081-3

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://co167.ru/upload/userfiles/20/slobodchikov-isaev-osnovy-psihologicheskoi-antropologi-m-1995.pdf
  13. +

    Парадигмы развития современной психологии и образования

    Мое выступление, мой установочный доклад, скорее увеличит число
    вопросов, нежели снимет их. Оно носит некоторый
    санитарно-гигиенический характер, т.е. разгребания мусора и
    расчищения площадки для мысли. Как ни странно это звучит, но
    только в 1984 году (или еще в 1984 году) Даниил Борисович
    Эльконин делал перед психологами блестящий доклад, как раз перед
    своим уходом из жизни, о смысле и сущности принципа историзма и о
    принципе развития. С одной стороны, категория развития существует
    довольно давно. Но в европейском сознании она появилась недавно,
    благодаря Гете, который фактически ввел категорию развития в
    философию, а затем это было распространено и на науки. И хотя
    психологи клялись и божились этой категорией развития, но она и
    до сих пор продолжает оставаться либо общей декларацией, либо
    магической формулой. Вот тут и начинается главный вопрос: в чем
    пафос в отстаивании психологами этого принципа, этой категории?
    Если внимательно посмотреть, то вроде бы классическая психология
    включает исторический принцип и принцип развития в систему
    организации своих знаний. Например, при решении вопроса о
    происхождении психики, А.Н.Леонтьев в работе «Проблемы развития
    психики», за которую он получил Ленинскую премию, как раз
    тяготеет и к истории и к развитию. Чаще всего всякое изменение в
    наших психологических представлениях созвучно с развитием, хотя
    философы возражают против отождествления изменения и развития,
    утверждая что развитие — это другая категория, нежели изменение.
    В результате, использование понятия развития в психологическом
    знании явно проблематично. Внутренняя неудовлетворенность,
    которая была у Даниила Борисовича Эльконина и у других
    психологов, сохраняется и до настоящего времени. По моему, это
    связано с тем, что в качестве предмета классической психологии,
    как правило, рассматривается психическое. Можно даже жестко
    сказать, это психология психики. Что же такое психическое, и что
    такое психика?

    http://charko.narod.ru/tekst/alm3/slob.html
  14. +-Толерантность к нетерпимости (к дискуссии «Психология — с религией или без нее»)[недоступно]

    В советские времена гуманитарные науки либо обслуживали господствующую идеологию и считали ее основанием своей «научности», либо строились на методологических принципах и категориях естественных наук. Настало время освободиться от оккупации научного сознания «всесильным и единственно верным учением — материализмом» на основе заинтересованного и ответственного погружения в содержание размышлений авторитетных отечественных исследователей и мыслителей. По изъяснению святого ап. Павла, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11.1). Универсум психологического знания должен включить в себя и строго научные, и вненаучные, и даже паранаучные знания.

    // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т. 4, No 4. С. 13-17

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    https://psy-journal.hse.ru/2007-4-4/26906813.html
  15. +-Христианская антропология и современная психология[недоступно]

    В Москве с 31 января по 3 февраля 2001 г. в гуманитарном корпусе
    МГУ им. М.В. Ломоносова состоялась ежегодная Богословская
    конференция Свято-Тихоновского богословского института — «дочерней» структуры прославленного университета. В рамках этой
    конференции была объявлена секция «Христианская антропология и
    современная психология». Религиозная и научная парадигмы
    исследования человека встретились, чтобы обрести область
    совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике,
    грехе и нравственности, молитве и психотерапии. Необходимость
    подобного диалога давно осознается обеими сторонами.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://www.library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?subaction=showfull&id=1107779517&archive=1120045907&start_from=&ucat=27&
    http://vos.1september.ru/articlef.php?ID=200102504
  16. +-Христианская антропология и современная психология (zip)[недоступно]

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://www.mtu-net.ru/orthodoxy-psych/Texts/Seminar/VOSKRESNAYA%20SHKOLA.zip

Слободчиков Виктор Иванович — последние новости: выступления и статьи на сегодня

Мы утратили саму способность к строгой, ответственной и инициативной работе

О главных итогах 2022 года в образовании и культуре

31. 12.2022

648

Как воспитать человека Русского мира?

О проекте «Концепция воспитания человека в Российской Федерации»

07.12.2022

699

Образование производит главный продукт, который не имеет цены – человека!

Виктор Иванович Слободчиков о «Национальной доктрине образования»

05.12.2022

858

Концепция воспитания человека в Российской Федерации

Проект

06.11.2022

1529

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Проект

03.11.2022

1845

Психолог не должен превращаться в стукача

О предложении законодателей передавать правоохранителям сведения о выпускниках школ с психическими отклонениями

28. 09.2022

958

Книга наносит вред нравственным ценностям российского общества

Комплексное заключение по книге Е. Малисовой и К. Сильвановой «О чём молчит Ласточка»

04.09.2022

2365

«Книга направлена на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок…»

Комплексное заключение по книге К. Сильвановой и Е. Малисовой «Лето в пионерском галстуке»

22.07.2022

1470

Материалы, пропагандирующие антисемейные ценности

Комплексное заключение на материалы Учебно-методического комплекта «Приходская школа “под ключ”» (авторы – диакон Илья Кокин и др.)

24.10.2021

5179

«Клип Манижи оскорбителен для русских…»

Комплексное заключение (мнение экспертов, ответы специалистов на вопросы)

16. 03.2021

3725

Пути вочеловечивания человека

27.06.2019

1947

Пора возвращаться к полноценному преподаванию «Основ православной культуры»

11.04.2019

1540

Станиславский сказал бы: «Не верю!»

Импортозамещение в сфере образования снова откладывается

27.08.2018

2319

«Публичная демонстрация фильма «Матильда», влекущая грубейшее унижение человеческого достоинства верующих Русской Православной Церкви и оскорбление их религиозных чувств, является совершенно недопустимой…»

Заключение (мнение специалистов, ответы специалистов на вопросы)

01. 11.2017

3163

Аттестат зрелости: будьте совершенны!

19.05.2017

1158

Фильм «Матильда»: грубейшее унижение человеческого достоинства православных верующих, оскорбление их религиозных чувств…»

Заключение. Мнение специалистов, ответы на вопросы

17.04.2017

3449

Специалисты России нанимаются – Загадка Россия

Невозможно представить современную жизнь без экспертов или, как их называли в России, «знающих людей». Они консультируют нас по всем вопросам, от того, куда лучше всего вложить наши деньги, до того, как вылечиться от гриппа; они предлагают правительству предложения по внешней и внутренней политике. Они также играют особую юридическую роль, проводя консультации и занимая высокие должности в юридических фирмах. Однако существовала четкая иерархия в том, с какими экспертами предпочитало консультироваться российское правительство; на протяжении многих лет этой привилегией пользовались экономисты и правоведы. Тем временем авторитеты в области гуманитарных и социальных наук отошли на второй план, неуслышанные и недооцененные. То есть до недавнего времени.

Эта ситуация начала меняться примерно в то же время, когда российское государство заново открыло для себя старую привычку, которая когда-то казалась оставленной с распадом СССР, а именно: идеологический контроль государства над искусством, культурой и наукой. В последние годы наблюдается очевидный сдвиг в сторону консерватизма и «защиты традиционных ценностей», миссии, которая все чаще рассматривается государством как вопрос национальной безопасности. Соответственно, эта тенденция повысила статус консервативных экспертов, которые когда-то были весьма маргинальны с точки зрения их способности влиять на принятие решений. Эти эксперты, активно участвующие в искусстве и культурной жизни, неожиданно приобрели огромное влияние; финансирование кинотеатров, театров или исследовательских проектов в области социальных наук теперь во многом зависит от их мнения. Например, эксперт в области «духовной безопасности», как бы плохо он ни был осведомлен о последних исследованиях в области гуманитарных наук, теперь может рассчитывать на то, что его мнение окажет решающее влияние на государственную политику и право.

Роль и влияние этих экспертов стали весьма заметны в одном конкретном стечении обстоятельств: когда органы власти считают необходимым провести специальную экспертизу с экспертной оценкой тех или иных «информационных материалов». Хотя эти экспертные оценки не являются массовыми, они возникают в ряде ситуаций: при регистрации новой религиозной общины (в этом случае исследуются основополагающие религиозные тексты), при определении рейтинга контента для конкретного фильма (например, для лиц в возрасте 16 лет и старше), или оценка того, считается ли конкретный материал оскорбительным или разжиганием расовой ненависти (в некоторых административных и уголовных делах). Эта политическая экспертиза также играла большую роль в оценке политической деятельности, в том числе не клеймить организацию как «иностранного агента».

Консервативные специалисты в области социальных и гуманитарных наук часто также могут руководствоваться некоторыми диковинными с современной научной точки зрения теориями. Особенно ярким примером стал случай, когда один из таких экспертов, Виктор Иванович Слободчиков, высказал свое мнение о популярном российском телешоу «Comedy Woman». Слободчиков, «доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, главный научный сотрудник лаборатории психологической антропологии и профессионально-педагогического развития Института изучения детства и семьи РАН» провел психологический и лингвистическая экспертиза Comedy Woman совместно с Надеждой Храмовой, доцентом Российского Православного Университета Святого Иоанна Богослова в Москве. Они пришли к выводу, что «записи группы Comedy Woman представляют собой акт психологической диверсии, направленной на разрушение традиционных русских ценностей и культурных нравов, и подпольную попытку реабилитировать фашизм путем пропаганды положительного отношения к Гитлеру».

Из формулировки их заключения совершенно очевидно, что анализ экспертов имел мало отношения к какой-либо научной парадигме. Наоборот, это было глубоко идеологическое осуждение, замаскированное под «научное знание». Проблема в том, что эти истории, кажется, происходят все чаще и чаще, и некоторые из них имеют менее удачный конец. В то время как Comedy Woman сошло с рук извинения, другие дела завершаются судебными процессами, где ответчику грозит штраф или даже тюремный срок. Недавним примером стало нашумевшее дело активистки и блогера Марии Мотузной. «Экспертную оценку» в данном случае предоставила Марина Градусова, оказавшаяся не только философом, но и секретарем Алтайского краевого комитета по противодействию экстремизму, консультантом справочного отдела аппарата губернатора Алтайского края, «региональный консультант по безопасности» в далекой сибирской провинции. Градусова сочла ироничные мемы, которыми Мотузная поделилась в соцсетях, «нарушением религиозной этики», обвинением, которое можно квалифицировать как экстремизм (в итоге в январе этого года дело против Мотузной было прекращено – прим. ред.)

Конечно, то, с чем столкнулась Мотузная, не было ни уникальным, ни первым подобным примером. Сразу вспоминаются дела, возбужденные против Сахаровского центра в 2003 году за выставку «Осторожно, религия» и коллектива «Запретное искусство» в 2007 году. В обоих этих случаях были представлены экспертные оценки, написанные московскими искусствоведами. Один из них, К.В. Цеханская прямо обвинила художников в стремлении «дискредитировать христианство, извратить и исказить значение христианских символов». В то время все, включая прокуратуру, казалось, считали эти два дела исключительными. Но это было десять лет назад; с момента введения новых статей в УК РФ (в частности, новых статей, предусматривающих уголовную ответственность за «оскорбление чувств верующих») подобные дела стали штатной работой российских правоохранительных органов. Как правило, они требуют постоянного участия специально приглашенных консервативных экспертов, которые всегда выступают в поддержку обвинения.

Консервативные эксперты оказываются особенно полезными, когда их представления о «глобальном заговоре против России» соответствуют преобладающей политической повестке дня. На данный момент эта повестка — подавление всего, что предположительно «связано с Западом», в первую очередь с США. Бесконечная «борьба с религиозным экстремизмом» привела к тому, что не только все «нетрадиционные» исламские группы объявляются экстремистскими (просто потому, что они отклоняются от «нормативного» ислама), но и многие другие религиозные конфессии, по-видимому, потеряли популярность у властей из-за их исторических связей с США. Суд над пятью членами Церкви Саентологии в Санкт-Петербурге, запрет Свидетелей Иеговы, попытка запретить проповедовать американскому пастору, проблемы, с которыми столкнулись мормоны, высланные из страны за нарушение закона, и ряд сравнительно мелких все уголовные дела объединяет одна динамика: сочетание разрастающегося антиэкстремистского законодательства и антиамериканских настроений. Как метко выразился один российский телеканал: «Все тоталитарные культы зародились в США».

Не менее яркими являются примеры экспертизы при регистрации религиозных объединений. Эта форма исследования часто сводится к «отождествлению с нормой». То есть анализ опирается на сравнение данной религии с определенной формой традиционной религиозности, определенной экспертами. В результате решение о регистрации религиозного объединения или об отказе в нем принимается на основе экспертизы с ярко выраженным консервативным уклоном.

Все вышеперечисленные случаи (а также еще несколько описанных ниже) иллюстрируют, что роль «экспертной оценки» в России сегодня на самом деле заключается не в уступке научному знанию, а в легитимации консервативной повестки через символический капитал науки. Экспертные оценки по религиозным вопросам далеко не единственный пример.

После добавления в УК РФ статьи 354.1, запрещающей «реабилитацию нацизма», специалисты по экстремизму неожиданно стали историками. Между тем, настоящие историки понимают огромные сложности, связанные с клеймением любой дискуссии о прошлом как «реабилитации». Но в мире российских правоохранительных органов отчетливо просматривается попытка «реабилитации» в распространении любых материалов о роли СССР в оккупации Польши в 1939. Владимир Лузгин, житель города Перми, убедился в этом на собственном горьком опыте, когда суд обязал его выплатить крупный штраф за репост статьи под названием «15 фактов о Бандере, или о чем умалчивает Кремль». Статья, явно авторская, содержала некоторую информацию об уровне сотрудничества между СССР и нацистской Германией с 1939 по лето 1941 года. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Вертинский пришел к выводу, что информация была «заведомо ложной» и «не соответствовала международно признанной позиции». Однако похоже, что настоящей причиной осуждения стал кризис в отношениях с Украиной, из-за которого текст, которым поделился Лузгин, привлек такое повышенное внимание со стороны правоохранительных органов. Рассказ Лузгина свидетельствует о том, что историки в этих условиях выступают в роли «хранителей норм» и защитников «государственных интересов», даже если это означает защиту, по сути, заведомо ложного утверждения о том, что никакого сотрудничества между СССР и нацистской Германией никогда не было.

В ряде регионов России сформировался пул консервативных экспертов, готовых служить по вызову. Многие из них либо тесно связаны с государственными или правоохранительными органами, либо работали на них в прошлом. Например, профессор Владимир Рукинов, поддерживавший обвинение по нескольким делам об «иностранных агентах» в Санкт-Петербурге, является бывшим сотрудником МВД и «Регионального фонда поддержки сотрудников и ветеранов ФСБ и военной контрразведки». Принадлежность к таким учреждениям может принимать и другие формы. В 2002 году профессор Самарского государственного социально-педагогического университета Шамиль Махмудов был приговорен к восьми годам условно за вымогательство взяток у студентов. Чудом Махмудов продолжал читать лекции. В 2009, дал экспертную оценку в пользу обвинения по делу об «экстремизме» в фильме «Россия-88» (псевдодокументальный фильм о российских неонацистах — прим. ред.) В 2018 году Махмудов утверждал, что статья на ЛГБТ-движение составили «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» (за что активистка из Самары Евдокия Романова, которая поделилась статьей в социальных сетях, была оштрафована на 50 000 рублей). обязательства, которые профессор добросовестно выполняет.

Решающая роль экспертной оценки во многих случаях, естественно, вызывает вопросы о квалификации тех, кто ее предлагает. В большинстве случаев компетентность экспертов прокуратуры по анализируемым ими вопросам выглядит в лучшем случае сомнительной. Например, несколько академиков, выступающих в залах суда в качестве экспертов по экстремизму из Санкт-Петербургского государственного университета, имеют совершенно разное академическое образование. Преподаватель факультета журналистики университета, специалист по истории периодической печати в СССР Борис Мисонжиков часто выступает в российских судах в качестве эксперта. В очень откровенном тексте о роли экспертов в судебном процессе Мисожников утверждает, что они должны быть «объективными», но тут же подчеркивает, что необходимо извлекать уроки из прошлого, чтобы «правильно оценивать» политическое заявление. Иными словами, эксперт, который достаточно четко выразил свою политическую позицию, например, сказав: «Я не люблю либералов», считает ее «объективной» и «независимой». Настоящей задачей судебного эксперта этот эксперт считает защиту государства и его интересов; задача, которая не всегда совпадает с необходимостью помочь следствию и суду правильно понять оскорбительное высказывание, каким бы критическим или радикальным оно ни было.

Таким образом, консервативный поворот в российской политике был осуществлен с помощью специально отобранного пула экспертов из всех слоев академического мира; от языкознания к истории. Проблема, которую это подчеркивает, заключается не только в их профессионализме (который, по общему признанию, сильно различается). По сути, проблема заключается в мобилизации консервативной когорты ученых, работающих в области гуманитарных и социальных наук. По мнению этих ученых, их роль заключается в защите консервативных идеологических норм в общественной жизни. Они считают, что общественные представления о семье, вере, свободе слова и истории должны соответствовать тем консервативным стандартам, которых требует неотрадиционализм, возобновление влияния которого, возможно, является самым мрачным следствием их мобилизации. Государство в очередной раз пытается включить социальные и гуманитарные науки в свой идеологически ангажированный репрессивный аппарат. Для выполнения этой задачи у него теперь есть друзья внутри.

Крупнейшее в мире онлайн-сообщество по ставкам на спорт!

ThePlayer.com — крупнейшее в мире онлайн-сообщество по ставкам на спорт!

Стать участником

Войти

Учитесь, делитесь и делайте ставки как профессионал

911 340
Пари

Более 1000 новых ставок каждый день

Мы не можем найти страницу, которую вы ищете

Упс! Что-то пошло не так. Кажется, мы не можем найти страницу, которую вы ищете

Имя пользователя

Пароль

Или подключиться через

Входя в систему, регистрируясь или подключаясь через Facebook или Twitter, вы подтверждаете, что достигли совершеннолетия.

Политика конфиденциальности

Условия

Забыл пароль

Отменить

Имя пользователя

Электронная почта

Пароль

Повторить пароль

Я прочитал и согласен с условиями

Пожалуйста, пришлите мне еженедельный информационный бюллетень

Или подключиться через

Входя в систему, регистрируясь или подключаясь через Facebook или Twitter, вы подтверждаете, что достигли совершеннолетия.

Политика конфиденциальности

Условия

Отмена

Ваш адрес электронной почты

Отменить

  • Авторизоваться
  • регистр

Имя пользователя

Пароль

Забыли пароль

Или подключиться через

Входя в систему, регистрируясь или подключаясь через Facebook или Twitter, вы подтверждаете, что достигли совершеннолетия.

Политика конфиденциальности

Условия

  • Авторизоваться
  • регистр

Имя пользователя

Электронная почта

Пароль

Повторить пароль

Я прочитал и согласен с условиями

Пожалуйста, пришлите мне еженедельный информационный бюллетень

Или подключиться через

Входя в систему, регистрируясь или подключаясь через Facebook или Twitter, вы подтверждаете, что достигли совершеннолетия.

Политика конфиденциальности

Условия

Электронная почта

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваш опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы