Византия современное название: Византий. Константинополь. Стамбул | Интерфакс-Туризм

Разное

Византий. Константинополь. Стамбул | Интерфакс-Туризм

Благодаря бурному челночному движению начала 90-х, Стамбул до сих пор у большинства жителей России ассоциируется с торговлей и рынками. Все это здесь есть, но далеко не в том масштабе, как может представляться многим россиянам. Стамбул сегодня – современный динамичный город, и надо признать, не более «восточный», чем Москва.

Это – один из интереснейших городов не только Европы, но и всего мира. Город, где встречается Восток и Запад. Город двух мощнейших мировых культур – византийской и османской. Наконец, город, откуда к нам пришла христианская вера.

И чтобы покончить с мифами одним махом, скажем, что Стамбул — не столица Турции. Ею является Анкара, что никоим образом не умаляет ни достоинств, ни размеров, Стамбула. В городе проживает 15 млн человек, а по площади он превосходит, например, немаленькую Москву в полтора раза. Стамбул – это Турция, которую россияне, отдыхая в этой стране уже больше 15 лет, совсем не знают.

У города уникальное географическое положение: он расположен на северо-западе Турции на обоих берегах пролива Босфор, который соединяет Черное и Средиземное море, а с юга — на берегу Мраморного моря. Таким образом, основная часть города находится в Европе, а меньшая — в Азии. Именно Босфор делит Стамбул на две части света. Расположенный на холмах, в окружении воды, Стамбул незабываемо красив.

У города много имен: до 1930 года Стамбул назывался Константинополем, до 450 года — Новым Римом, до 330 года — Византием. После основания Турецкой республики в 1923 году столица страны была перемещена из Константинополя в Анкару, а 28 марта 1930 года турецкими властями город был переименован в Стамбул, по-турецки – Истанбул.

Основателем Республики является Кемаль Ататюрк, который после победы турецкого национального движения начал европейские преобразования в Турции. Он провел много реформ, в том числе, например, заменил арабский алфавит на латинский, поддержал введение в Турции западного стиля одежды, запретил многоженство.

Портреты Ататюрка можно увидеть во многих местах города, а в окрестностях Дворца Долмабахчи расположена настоящая фотогалерея под открытым небом, которая рассказывает о жизни Ататюрка.

Босфор

Быть в Стамбуле и не полюбоваться Босфором – просто невозможно. Лучше всего совершить прогулку на теплоходе, ведь с воды открывается впечатляющий вид на Стамбул.

Фото: Интерфакс

Босфор по легенде, получил свое название благодаря дочери древнейшего аргивского царя Ио. Прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову – так Зевс пытался скрыть свой грех и избежать гнева законной жены, Геры. Несчастная Ио решила спастись, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором.

Азиатскую и европейскую части города соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров и мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров. В настоящее время под Босфором идет строительство железнодорожного тоннеля Marmaray, который объединит скоростные транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города. Ведь сейчас метро, трамвай и фуникулер расположены только в европейской части города, а две железнодорожные линии действуют в двух частях города, не пересекаясь.

Фото: Интерфакс

По Босфору из Черного моря в Мраморное и обратно в день может проходить не более 135 судов. Это связано со сложным течением в Босфоре, нехваткой лоцманов, а также с опасностью крушений судов в черте города. Проход судов по Босфору бесплатный, однако, владельцам судов необходимо оплачивать услуги лоцмана.

Что посмотреть в Стамбуле

Почти все достопримечательности города расположены в старом городе европейской его части. Причем, до трех главных памятников можно дойти пешком за считанные минуты, например, до дворца Топкапы.

Здесь располагались административный центр Османской империи и дворец, где жили первые 16 султанов с 1465 по 1853 гг. Дворец поражает не только восточным изяществом архитектурных решений, но и вполне материальным богатством: здесь можно увидеть россыпи роскошных украшений и драгоценностей, подаренных султанам правителями других государств.

Дворец очень красивый и осмотреть все его помещения за один день просто невозможно. Но есть одно место, которое не минует ни один экскурсант, — гарем. Гарем, в котором жили жены, наложницы и рабыни султана, состоял из 400 залов. Чтобы обойти его полностью и оценить все его богатства, потребуется не менее 2 часов.

Рядом с дворцом находится церковь Святой Софии, или по-турецки Айя-София, которая была построена в VI веке. Спустя 916 лет османы захватив Византию, переоборудовали церковь в мечеть, замазав все фрески с изображением христианских сюжетов. Тем не менее церковь не подверглась серьезным разрушениям и сохранилась до наших дней.

Фото: Интерфакс

В 1935 году Ататюрк принял решение сделать из собора музей, чтобы он не доставался не мусульманам, не православным. Благодаря тому, что фрески были на протяжении многих веков замазаны, удалось сохранить их первоначальный вид. Не забудьте, кстати, загадать свое желание возле специального столба. Как говорят турки, оно обязательно сбудется.

Третья достопримечательность, расположенная в этом районе, это Голубая мечеть. Она получила свое название благодаря голубым изразцам, которыми отделаны ее интерьеры. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть заложил султан Ахмед I, имя которого и носит мечеть. Внутри мечеть хорошо освещена — свет падает из 260 окон. Рядом с мечетью находится мавзолей, в котором похоронен сам Ахмед I. Мечеть является действующей, поэтому место, где совершаются молитвы отгорожено от остальной части, чтобы туристы не мешали верующим совершать поклонения Аллаху.

В этом же районе, рядом со Святой Софией можно посмотреть древнее водохранилище Базилика, которое было построено по распоряжению византийского императора Юстиниана I в 565 году. Гигантское сооружение имеет четырехугольную форму с длиной 140 метров и шириной 70 метров. Внутри находятся 336 колон, все высотой 9 метров. В качестве постаментов для двух колонн используются изображения голов медуз. В средние века о водохранилище практически забыли, вернули его к жизни уже только в XX веке, когда в 1988 году власти города сделали это место паломничеством для туристов.

Новый дворец султанов Долмабахчи, в котором жили 10 последних императоров, а также основатель республики Ататюрк, расположен на берегу Босфора. Он был построен в XIX веке, однако архитектура дворца и богатство его убранства были призваны напомнить о былом величии Османской империи.

Во дворце находится самая массивная и едва ли не самая дорогая в мире люстра, подаренная султану королевой Викторией. Кстати, почти все часы дворца показывают время 9:05, это время смерти Кемаля Ататюрка, который скончался именно во дворце. Кровать, в которой умер основатель Турции, застелена национальным флагом.

Это только небольшая часть того, что можно посмотреть в этом великом городе. На нормальный осмотр всех достопримечательностей Стамбула потребуется не менее 5 дней.

Стамбул

С историей основания Стамбула связано много легенд. Согласно одной из них, когда сын Посейдона Визант совершал очередное жертвоприношение, появившийся орел схватил сердце жертвенного быка и унес его на мыс, вдающийся в Босфор. Визант принял это за божественный знак и основал на холме у пролива город, названный в его честь. Датой основания Византия (и современного Стамбула) считается 667 год до н.э.

Удачное географическое и стратегическое расположение города, которое позволяло контролировать торговые пути из Европы в Азию и из Черного моря в Средиземное, способствовало бурному развитию и процветанию. Однако по этой же причине Византий много раз подвергался нападениям, пока в 74 году до н.э. не попал под власть Римской империи. Гражданские войны во время правления Септимия Севера в конце II века привели к значительному разрушению города и его дальнейшему упадку.

В 324 году Римский император Константин I Великий развернул масштабное строительство на территории разрушенного Византия, а 11 мая 330 года официально перенес столицу Римской империи в город на Босфоре и нарек его Новым Римом, Константинополем. Благодаря гигантским для тех времен строительным работам, стремительному росту населения, развитию торговли и ремесел, а также столичному статусу Константинополь менее чем за полвека превратился в один из крупнейших городов Европы и Ближнего Востока, выполняя роль политического, культурного и экономического центра обширной империи.

В 395 году Римская империя была разделена на две части, и Константинополь стал столицей Восточной Римской империи, ныне известной как Византийская империя. В 476 году Западная Римская империя окончательно прекратила свое существование, оставив Византию исторической, культурной и цивилизационной преемницей Древнего Рима.

История Константинополя Византийской эпохи была наполнена бурными политическими событиями – дворцовыми интригами, народными восстаниями, убийствами императоров, сменами правящих династий, многомесячными осадами города и походами против восточных и западных соседей. Однако все это не мешало главному городу Византии на протяжении многих веков быть крупнейшим центром культуры и науки, значительно опережая другие мировые столицы по уровню образованности, духовной жизни и развитию материальной культуры.

В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами, которые до 1261 года установили в нем Латинскую Империю. Восстановившаяся под властью династии Палеологов Византия просуществовала до 1453 года, когда Константинополь после длительной осады был захвачен турками-османами. 29 мая 1453 года турецкий султан Мехмед II провозгласил город столицей Османской Империи.

После падения Константинополя османы стали перестраивать город, обратив наиболее значительные православные храмы в мечети. После захвата турками в 1517 году Египта некоторые значимые мусульманские реликвии были перевезены из Каира в Константинополь. Бывшая столица православной империи постепенно превращалась в центр исламского халифата.

В годы Первой мировой войны Османская империя была союзником Германии. 13 ноября 1918 года Константинополь был оккупирован войсками Англии, Франции и Италии. Капитуляция подвела итог под существованием Османской империи, а Севрский мирный договор 1920 года предусматривал раздел территории государства. Однако армия турецких националистов под предводительством Мустафы Кемаль-паши к осени 1922 года вернула под свой контроль почти всю территорию Малой Азии. К началу 1923 года национальное турецкое движение, благодаря значительной финансовой и военной помощи от большевистского правительства РСФСР, освободило Константинополь от Антанты.

В октябре 1923 года Мустафой Кемалем, которому позднее была присвоена фамилия Ататюрк («отец всех турков»), на частях территории бывшей Османской империи была провозглашена Турецкая республика. Столица нового государства была перенесена в Анкару, а Константинополь был переименован в Стамбул.

В сентябре 1955 года в Стамбуле состоялся массовый погром, направленный против греческого меньшинства города, в результате которого 2.5-тысячелетняя история греческого присутствия на территории современной Турции подошла к концу. В начале XX века в Константинополе проживало около 270 тысяч греков, к 1965 году греческое население города сократилось до 48 тысяч, а по данным на 2000 год в Стамбуле осталось лишь 2 тысячи греков. Тем не менее, Стамбул остается центром Константинопольского Патриархата с резиденцией Вселенского Патриарха в квартале Фанар (южная сторона Золотого Рога, современный район Фенер).

Активное развитие Стамбула вновь началось в начале XX века: в городе активно строится метрополитен, вводится новый транспорт, районы застраиваются современными зданиями, появляются новые мосты и спортивные сооружения. Несмотря на потерю столичного статуса, Стамбул остается торговым, промышленным, культурным и туристическим центром страны, ежегодно привлекающим около миллиона туристов.

Название Византийской империи

Цель обучения

  • Описать отличительные черты Византийской империи

Ключевые моменты

  • В то время как Западная Римская империя пала в 476 г. н.э., Восточная Римская империя, центром которой был Константинополь, выжила и процветала.
  • После значительно более позднего падения Восточной Римской империи в 1453 г. н.э. западные ученые стали называть ее «Византийской империей», чтобы подчеркнуть ее отличие от более ранней, латиноязычной Римской империи с центром в Риме.
  • «Византийская империя» теперь является стандартным термином, используемым историками для обозначения Восточной Римской империи.
  • Хотя Византийская империя на протяжении большей части своей истории имела многоэтнический характер и сохраняла романо-эллинистические традиции, она стала отождествляться со все более преобладающим греческим элементом и собственным уникальным культурным развитием.

Термины

Константинополь

Бывшая Византия, столица Византийской империи, основанная ее первым императором Константином Великим. (Сегодня город известен как Стамбул.)

Византийская империя, иногда называемая Восточной Римской империей, была продолжением Римской империи на востоке в период поздней античности и средневековья, когда ее столицей был Константинополь (современный Стамбул, первоначально основанный как Византия) . Она пережила фрагментацию и падение Западной Римской империи в V веке н.э. и продолжала существовать еще тысячу лет, пока не пала перед турками-османами в 1453 году. На протяжении большей части своего существования империя была самой мощной экономической, культурная и военная сила в Европе. И «Византийская империя», и «Восточная Римская империя» — это историографические термины, созданные после распада царства; его граждане продолжали называть свою империю Римской империей и считали себя римлянами. Хотя люди, жившие в Восточной Римской империи, называли себя римлянами, они отличались своим греческим наследием, православным христианством и региональными связями. Со временем культура Восточной Римской империи трансформировалась. Греческий заменил латынь в качестве языка империи. Христианство стало более важным в повседневной жизни, хотя языческое римское прошлое культуры все еще оказывало влияние.

Несколько знаменательных событий с 4-го по 6-й век отмечают переходный период, во время которого греческий восток Римской империи и латинский запад разделились. Константин I (годы правления 324–337) реорганизовал империю, сделал Константинополь новой столицей и легализовал христианство. При Феодосии I (годы правления 379–395) христианство стало официальной государственной религией империи, а другие религиозные обряды были запрещены. Наконец, во время правления Ираклия (годы правления 610–641) имперские военные и административные органы были реструктурированы и приняли для официального использования греческий язык вместо латыни. Таким образом, хотя римское государство продолжалось и римские государственные традиции сохранялись, современные историки отличают Византию от Древнего Рима, поскольку он был сосредоточен в Константинополе, ориентирован на греческую, а не на латинскую культуру, и характеризовался православным христианством.

Подобно тому, как Византийская империя представляла собой политическое продолжение Римской империи, византийское искусство и культура развились непосредственно из искусства Римской империи, которая сама находилась под сильным влиянием древнегреческого искусства. Византийское искусство никогда не теряло из виду это классическое наследие. Например, византийская столица Константинополь была украшена большим количеством классических скульптур, хотя со временем они стали предметом некоторого недоумения для его жителей. И действительно, искусство, созданное во времена Византийской империи, хотя и было отмечено периодическим возрождением классической эстетики, было прежде всего отмечено развитием новой эстетики. Таким образом, хотя Византийская империя на протяжении большей части своей истории имела многоэтнический характер и сохраняла романо-эллинистические традиции, ее западные и северные современники стали отождествлять ее со все более преобладающим греческим элементом и собственным уникальным культурным развитием.

Карта Константинополя, столицы и города-основателя Византийской империи, составленная в 1422 году н.э. флорентийским картографом Кристофоро Буондельмонти. Это старейшая из сохранившихся карт города и единственная, составленная до турецкого завоевания города в 1453 г. н.э.

Впервые термин «византийский» для обозначения поздних лет существования Римской империи был использован в 1557 году, когда немецкий историк Иероним Вольф опубликовал свою работу Corpus Historiæ Byzantinæ , сборник исторических источников. Термин происходит от «Византия», названия города Константинополя до того, как он стал столицей Константина. С этого момента это старое название города будет редко использоваться, кроме как в историческом или поэтическом контексте. Однако только в середине 19век, когда этот термин стал широко использоваться в западном мире; называя ее «Византийской империей», мы подчеркивали ее отличия от более ранней латиноязычной Римской империи с центром в Риме.

Термин «византийский» также был полезен для многих западноевропейских государств, которые также претендовали на роль истинных правопреемников Римской империи, поскольку он использовался для делегитимации притязаний византийцев на истинных римлян. В наше время термин «византийский» также стал иметь уничижительный смысл, используемый для описания чрезмерно сложных или загадочных вещей. «Византийская дипломатия» стала означать чрезмерное использование уловок и закулисных манипуляций. Все они основаны на средневековых стереотипах о Византийской империи, которые развились, когда западные европейцы вступили в контакт с византийцами и были озадачены их более структурированным правительством.

Такого различия не существовало в исламском и славянском мире, где империя более прямо рассматривалась как продолжение Римской империи. В исламском мире Римская империя была известна прежде всего как Рим. Название millet-i Rûm, или «римская нация», использовалось османами на протяжении 20-го века для обозначения бывших подданных Византийской империи, то есть православной христианской общины в османских владениях.

Византийская империя — Энциклопедия всемирной истории

Византийская империя, часто называемая Восточной Римской империей или просто Византией, существовала с 330 по 1453 год. Со столицей, основанной в Константинополе Константином I (годы правления 306–337), размеры Империи на протяжении столетий менялись. время или другое, обладая территориями, расположенными в Италии, Греции, на Балканах, в Леванте, Малой Азии и Северной Африке.

Византия была христианским государством с греческим языком в качестве официального, византийцы разработали свои собственные политические системы, религиозные обычаи, искусство и архитектуру, которые, хотя и находились под значительным влиянием греко-римской культурной традиции, были самостоятельными, а не просто продолжением античной Рим. Византийская империя была самой продолжительной средневековой державой, и ее влияние продолжается и сегодня, особенно в религии, искусстве, архитектуре и праве многих западных государств, Восточной и Центральной Европы и России.

Удалить рекламу

Реклама

Имена и даты

Название «Византийский» было придумано историками 16-го века на основании того факта, что первое название столицы было Византий, прежде чем оно было изменено на Константинополь (современный Стамбул). Это было и остается далеко не идеальным, но удобным ярлыком, который отличает Восточную Римскую империю от Западной Римской империи, что особенно важно после падения последней в V веке. Действительно, по этой причине среди историков нет единого мнения относительно того, к какому периоду времени на самом деле относится термин «Византийская империя». Одни ученые выбирают 330 г. и основание Константинополя, другие — падение Западной Римской империи в 476 г., третьи предпочитают неспособность Юстиниана I (годы правления 527–565) объединить две империи в 565 г., а некоторые даже сливают для c . 650 г. и арабское завоевание восточных провинций Византии. Большинство историков согласны с тем, что Византийская империя прекратила свое существование во вторник 29 г.Май 1453 года, когда османский султан Мехмед II (годы правления 1444–1446 и 1451–81) завоевал Константинополь.

Константинополь стал самым богатым, самым роскошным и самым важным христианским городом в мире.

Обсуждение дат также выдвигает на первый план различия в этническом и культурном смешении между двумя половинами римского мира и отличие средневекового государства от его более раннего римского наследия. Византийцы называли себя «римлянами», их императором был basileon ton Rhomaion или «Император римлян», а их столицей был «Новый Рим». Однако наиболее распространенным языком был греческий, и справедливо будет сказать, что на протяжении большей части своей истории Византийская империя была гораздо более греческой, чем римской в ​​культурном плане.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Константинополь

Истоки Византийской империи лежат в решении римского императора Константина I о переносе столицы Римской империи из Рима в Византию 11 мая 330 года. Народное название Константинополь или «Город Константина» вскоре заменило собственный официальный выбор императора. из «Нового Рима». Новая столица имела прекрасную естественную гавань в заливе Золотой Рог и, располагаясь на границе между Европой и Азией, могла контролировать проход кораблей через Босфор из Эгейского в Черное море, связывая прибыльную торговлю между западом и востоком. Через вход в Золотой Рог протянулась огромная цепь, а строительство массивных Феодосиевых стен между 410 и 413 годами означало, что город был в состоянии противостоять раз за разом согласованным атакам как с моря, так и с суши. На протяжении веков, по мере того как добавлялись все более впечатляющие здания, космополитический город стал одним из лучших в любую эпоху и, безусловно, самым богатым, самым роскошным и самым важным христианским городом в мире.

Карта византийского Константинополя

Cplakidas (CC BY-SA)

Византийские императоры

Византийский император или basileus (или реже basilissa для императрицы) проживал в великолепном Большом Константинопольском дворце и правил как абсолютный монарх огромной империей. Таким образом, basileus нуждался в помощи опытного правительства и широко распространенной и эффективной бюрократии. Несмотря на то, что император был абсолютным правителем, его правительство, народ и церковь ожидали, что он будет править мудро и справедливо. Что еще более важно, император должен был иметь военный успех, поскольку армия оставалась самым могущественным институтом в Византии в реальном выражении. Полководцы в Константинополе и провинциях могли — и действительно — сместили императора, который не смог защитить границы империи или принес экономическую катастрофу. Тем не менее, при нормальном ходе событий император был главнокомандующим армией, главой церкви и правительства, он распоряжался государственными финансами и назначал или увольнял дворян по своему желанию; немногие правители до или после когда-либо обладали такой властью.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Благодаря тщательно организованной преемственности династий, ритуалов, костюмов и имен институт византийского императора смог просуществовать 12 столетий.

Изображение императора появилось на византийских монетах, которые также использовались для обозначения избранного преемника, часто старшего сына, но не всегда, поскольку не было установленных правил наследования. Считалось, что императоры были избраны Богом для управления, но великолепная корона и одежды тирского пурпура еще больше укрепили право на власть. Еще одна маркетинговая стратегия заключалась в том, чтобы скопировать имена прославленных предшественников, особенно Константина. Даже узурпаторы, как правило, обладающие властью и успехом военные, очень часто стремились узаконить свое положение, женившись на члене семьи своих предшественников. Таким образом, благодаря тщательно организованной преемственности династий, ритуалов, костюмов и имен институт императора смог продержаться 12 столетий.

Византийское правительство

Византийское правительство следовало образцам, установленным в имперском Риме. Император был всемогущ, но все еще ожидалось, что он будет консультироваться с такими важными органами, как Сенат. Сенат в Константинополе, в отличие от Рима, состоял из людей, прошедших военную службу, поэтому сенаторского сословия как такового не существовало. Без выборов византийские сенаторы, министры и местные советники в основном получали свое положение благодаря имперскому покровительству или благодаря своему статусу крупных землевладельцев.

Удалить рекламу

Реклама

Юстиниан I

При поддержке греческого банкира Юлиуса Аргентария (CC BY-NC-SA)

Элитные сенаторы составляли небольшой sacrum консисторий , с которым император теоретически должен был консультироваться по вопросам государственной важности. Кроме того, император мог консультироваться с членами своего личного окружения при дворе. Также при дворе находились камергеры-евнухи ( cubeularii ), которые выполняли различные личные обязанности императора, но также могли контролировать доступ к нему. Евнухи сами занимали ответственные должности, главным из которых был держатель императорского кошелька, satellarios, , чьи силы значительно возрастут с 7 века. Среди других важных правительственных чиновников были квестор или главный юрист; приходит sacrarum largitionum кто контролировал государственный монетный двор; magister officiorum , который занимался общим управлением дворцом, армией и ее снабжением, а также иностранными делами; и группа имперских инспекторов, которые следили за делами в местных советах по всей империи.

Однако высшим должностным лицом в Византии был восточный преторианский префект, которому были подотчетны все региональные губернаторы империи. Губернаторы регионов контролировали отдельные городские советы или кураэ . Местные советники отвечали за все общественные услуги и сбор налогов в своем городе и прилегающих к нему землях. Эти советы были географически организованы примерно в 100 провинций, которые в свою очередь были объединены в 12 епархий, по три в каждой из четырех префектур империи. С 7 века областные правители епархий, или фемы , как они стали называться после перестройки, по сути дела, стали провинциальными военачальниками ( strategoi ), непосредственно подчинявшимися самому императору, а преторианские префекты были упразднены. После 8 века управление империей из-за возросшей военной угрозы со стороны соседей и внутренних гражданских войн стало намного проще, чем раньше.

Корпус гражданского права

Византийскому правительству большую помощь оказало создание Кодекса Юстиниана или Corpus Juris Civilis (Свод гражданского права) Юстиниана I. В корпусе, составленном группой экспертов-правоведов, собраны, отредактированы и пересмотрены огромный свод римских законов, который накапливался на протяжении веков — огромное количество императорских указов, юридических заключений и списков преступлений и наказаний. Кодекс, состоящий из более чем миллиона слов, будет действовать в течение 900 лет, сделает законы более понятными для всех, уменьшит количество дел, без необходимости рассматриваемых в судах, ускорит судебный процесс и впоследствии повлияет на большинство правовых систем западных демократий.

Удалить рекламу

Реклама

Византийское общество

Византийцы придавали большое значение фамилии, наследственному богатству и респектабельному происхождению человека. Этими тремя вещами обладали люди на высших уровнях общества. Богатство происходило от владения землей или управления землей под юрисдикцией отдельного администратора. Однако аристократии по крови как таковой в византийском обществе не было, и и меценатство, и образование были средством для подъема по социальной лестнице. Кроме того, раздача милостей, земель и титулов императорами, а также беспорядочное понижение в должности и опасности иностранных вторжений и войн — все это означало, что отдельные компоненты дворянства не были статичными, а семьи возникали и распадались на протяжении веков. Ранг был виден всем членам общества по титулам, печатям, знакам отличия, особой одежде и личным украшениям.

Диптих из византийской слоновой кости

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Большинство в низших классах последовало бы профессии своих родителей, но наследство, накопление богатства и отсутствие какого-либо формального запрета для одного класса переходить в другой, по крайней мере, давало человеку небольшую возможность улучшить свои положение в обществе. Были рабочие с лучшими работами, например, те, кто занимался юридическими вопросами, администрацией и торговлей (не очень уважаемый способ зарабатывать на жизнь для византийцев). На следующей ступени ниже были ремесленники, затем фермеры, владевшие собственными небольшими участками земли, затем самая многочисленная группа — те, кто обрабатывал чужую землю, и, наконец, рабы, которые обычно были военнопленными, но далеко не так многочисленны, как свободные рабочие. .

Роль византийских женщин, как и мужчин, зависела от их социального положения. Ожидалось, что аристократки будут вести домашнее хозяйство и заботиться о детях. Хотя они могли владеть собственностью, они не могли занимать государственные должности и проводили свободное время за ткачеством, покупками, посещением церкви или чтением (хотя у них не было формального образования). Вдовы становились опекунами своих детей и могли наследовать наравне со своими братьями. Многие женщины работали, как и мужчины, в сельском хозяйстве, различных отраслях обрабатывающей промышленности и в сфере общественного питания. Женщины могли владеть своей землей и бизнесом, а некоторые улучшили свое социальное положение благодаря браку. Наименее уважаемыми профессиями были, как и везде, проститутки и актрисы.

Удалить рекламу

Реклама

Территории Византийской империи

Географическая протяженность Византийской империи менялась на протяжении столетий по мере того, как менялись военные успехи и неудачи отдельных императоров. Территории, которые принадлежали в начале истории империи, включали Египет, Сирию, Иорданию, Ливан и Палестину. Греция была менее важна с практической точки зрения, чем как символ взгляда византийцев на себя как на истинных наследников греко-римской культуры. Италию и Сицилию пришлось защищать, в конечном итоге безуспешно, от амбиций пап и норманнов. Балканы до реки Дунай были важны повсюду, а Малая Азия вплоть до побережья Черного моря на севере и Армения на востоке была основным источником богатства, но оба эти региона требовали регулярной и энергичной защиты от различных вечных врагов.

Поскольку политическая карта постоянно перекраивалась с ростом и падением соседних империй, примечательными событиями были успешная защита империи Анастасием I (491–518) как от персов, так и от булгар. Юстиниан I с помощью своего одаренного полководца Велизария (ок. 500–565) отвоевал территории в Северной Африке, Испании и Италии, утраченные западными императорами. Лангобарды в Италии и славяне на Балканах вторглись в Империю во второй половине 6-го века, ситуация в конечном итоге изменилась при Ираклии (годы правления 610-641), фактически положив конец Персидской Сасанидской империи своей победой. в Ниневии в 627 г.

Византийская империя, c.520 — 1204

Симеон Нетчев (CC BY-NC-SA)

Исламские завоевания 7-го и 8-го веков лишили Империю ее территорий в Леванте (включая Иерусалим в 637 г.), Северной Африке и восточной части Малой Азии. По крайней мере, империя стояла прочным оплотом против арабской экспансии в Европу, а Константинополь дважды выдерживал решительные арабские осады (674–678 и 717–18). Однако Византийская империя была потрясена до основания. Потом в 920-го века булгары совершали значительные набеги на северные районы Империи. Возрождение византийских состояний произошло с македонской династией (867-1057) (неуместно названной). Основатель династии Василий I (годы правления 867–886) отвоевал южную Италию, расправился с беспокойными критскими пиратами и одержал победы над арабами на Кипре, в материковой Греции и в Далмации. Уже следующий император, Лев VI (годы правления 886–912), потерял большую часть завоеваний, но в середине 10 века одержал победы в контролируемой мусульманами Месопотамии.

Василий II (годы правления 976-1025), известный как «Убийца булгар» за свои победы на Балканах, стал свидетелем еще одного поразительного подъема византийского состояния. Василий, которому помогала армия свирепых воинов-викингов из Киева, также одержал победы в Греции, Армении, Грузии и Сирии, удвоив размер Империи. Это было, однако, последнее великое ура, поскольку наступил постепенный упадок. После шокирующего поражения от сельджуков в битве при Манцикерте в Армении в 1071 году произошло краткое возрождение при Алексиосе I Комнине (годы правления 1081–1118) с победами над норманны в Далмации, печенеги во Фракии и сельджуки в Палестине и Сирии (с помощью первых крестоносцев), но, казалось, было слишком много врагов в слишком многих регионах, чтобы византийцы могли процветать бесконечно.

В 12-м и 13-м веках султанат Рум захватил половину Малой Азии, а затем произошла катастрофа, когда армии Четвертого крестового похода разграбили Константинополь в 1204 году. Разделенная между Венецией и ее союзниками, Империя существовала только в изгнании до восстановления в 1261 году. К 14 веку Империя состояла из небольшой территории на оконечности южной Греции и участка территории вокруг столицы. Последний удар был нанесен, как уже упоминалось, османским разграблением Константинополя в 1453 г.

Византийская церковь

Язычество продолжало практиковаться на протяжении столетий после основания Византии, но именно христианство стало определяющей чертой византийской культуры, глубоко повлияв на ее политику, международные отношения, искусство и архитектуру. Церковь возглавлял патриарх или епископ Константинопольский, назначаемый или смещаемый императором. Местные епископы, которые руководили крупными городами и прилегающими к ним территориями и представляли как церковь, так и императора, обладали значительным богатством и властью в своих местных общинах. Таким образом, христианство стало важным общим знаменателем, который помог объединить различные культуры в единую империю, в которую входили греки-христиане, армяне, славяне, грузины и многие другие меньшинства, а также представители других религий, такие как евреи и мусульмане, которым было разрешено свободно исповедовать свою религию.

Икона Василия Блаженного

Неизвестный художник (общественное достояние)

Различия между восточной и западной церковью были одной из причин того, что Византийская империя получила такое плохое представление в западных средневековых историях. Часто византийцев изображали упадническими и изменчивыми, их культура застойной, а их религия опасной ересью. Церкви востока и запада расходились во мнениях относительно того, кто должен иметь приоритет, Папа или Константинопольский Патриарх. Также оспаривались доктринальные вопросы, например, имел ли Иисус Христос одну человеческую и одну божественную природу вместе или только божественную природу. Церковное безбрачие, употребление квасного или опресночного хлеба, язык богослужения и использование образов были точками разногласий, которые, с добавлением топлива политических и территориальных амбиций в изменчивую смесь эмоций, привели к церковному расколу. из 1054.

В византийской церкви также были свои внутренние споры, наиболее печально известные иконоборчество или «уничтожение образов» 726–787 и 814–843 годов. Папы и многие византийцы поддерживали использование икон — изображений святых фигур, но особенно Иисуса Христа. Противники икон считали, что они стали идолами, и было кощунством думать, что Бог может быть представлен в искусстве. Этот вопрос также возродил споры о том, имел ли Христос две природы или одну, и поэтому икона представляла только человека. Защитники икон говорили, что они были всего лишь впечатлением художника и помогали неграмотным лучше понять божественное. Во время волны иконоборчества было уничтожено много ценных произведений искусства, особенно во время правления Льва III (годы правления 717-741) и его преемника Константина V (годы правления 741-775), когда преследовались даже люди, почитавшие иконы (иконофилы). Вопрос был решен в пользу икон в 843 г., когда произошло событие, известное как «Торжество Православия»9.0025

Монашество было характерной чертой византийской религиозной жизни. Мужчины и женщины уходили в монастыри, где посвящали свою жизнь Христу и помощи бедным и больным. Там они жили простой жизнью по правилам, изложенным такими важными церковными деятелями, как Василий Великий (ок. 330 — ок. 379). Многие монахи были также учеными, наиболее известным из которых был святой Кирилл (ум. 867), изобретший глаголицу. Заметной женщиной, которая хорошо использовала свое время уединения, была Анна Комнина (1083–1153), написавшая свои Алексиада о жизни и правлении ее отца Алексиоса I Комнина (годы правления 1081-1118). Таким образом, монастыри стали бесценными хранилищами текстов и знаний, а их винодельческие и иконные мастерские также высоко ценились. Одним из самых известных монастырских мест является гора Афон недалеко от Фессалоники, где монахи обосновались с 9 века, в конечном итоге построив там 46 монастырей, многие из которых сохранились до наших дней.

Византийская обложка книги с иконой

Метрополитен-музей (авторское право)

Византийское искусство

Византийские художники отошли от натурализма классической традиции в сторону более абстрактного и универсального, отдав предпочтение двухмерным изображениям. Редкость подписей на произведениях искусства, созданных до 13 века, говорит о том, что художники не пользовались высоким социальным статусом. Произведения, пропагандирующие религиозное послание — в основном потребность в спасении и укреплении веры — производились в огромных количествах, и главными среди них были настенные мозаики, настенные росписи и иконы. Хотя иконы могли быть изготовлены практически из любого материала, наиболее популярными были небольшие расписные деревянные панели. Предназначенные для ношения или подвешивания на стенах, они были сделаны с использованием техники энкаустики, при которой цветные пигменты смешивались с воском и вжигались в дерево в качестве инкрустации. С целью облегчения общения между зрителем и божественным отдельные фигуры обычно полностью фронтальные с нимбом или ореолом вокруг них, чтобы подчеркнуть их святость.

Византийские мозаики, которые сегодня лучше всего видны в соборе Святой Софии в Стамбуле или в церкви Сан-Витале в Равенне, изображали святых, императоров и императриц, церковных чиновников и сцены повседневной жизни, особенно в сельском хозяйстве. Крупномасштабная скульптура, кажется, была менее популярна, чем в более ранней античности, но скульптурные мраморные саркофаги производились в большом количестве. Наконец, изделия из металла, особенно с использованием эмали и полудрагоценных камней-кабошонов, были византийской специальностью, и ремесленники производили множество высококачественных и затейливых тарелок, чашек, всевозможных украшений, книжных обложек (особенно для Библии) и реликвариев. (ящики для хранения святых мощей).

Византийская архитектура

Византийские архитекторы продолжали использовать классические ордера в своих зданиях и черпали идеи из Ближнего Востока, среди прочего. Дизайн стал более эклектичным, чем в древности, особенно с учетом распространенной привычки повторно использовать материалы старых зданий для новых построек. Также был определенный акцент на функции, а не на форме, и большее внимание уделялось интерьерам, а не экстерьеру зданий. Продолжая строить такие типично римские сооружения, как арочные акведуки, амфитеатры, ипподромы, бани и виллы, византийцы добавили в репертуар свои купольные церкви, обнесенные стенами монастыри и более сложные крепостные стены.

Интерьер собора Святой Софии

Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)

Излюбленными строительными материалами были большие кирпичи с раствором и бетоном для скрытого ядра стен. Каменные блоки из тесаного камня использовались в более престижных общественных зданиях, в то время как мрамор, который использовался более экономно, чем в более ранние римские времена, обычно использовался для колонн, дверных и оконных рам и других декоративных элементов. Крыши были деревянными, а внутренние стены часто покрывались штукатуркой, лепниной, тонкими мраморными плитами, картинами и мозаикой.

Самым большим, важным и до сих пор самым известным византийским сооружением является Константинопольский собор Святой Софии, посвященный святой мудрости ( hagia sophia ) Бога. Построенный заново в 532-537 годах, его основная прямоугольная форма имеет размеры 74,6 х 69,7 метра (245 х 229 футов), а его огромный куполообразный потолок возвышается на 55 метров над полом, а его диаметр составляет 31,8 метра. Купол, опирающийся на четыре массивные арки с четырьмя поддерживающими подвесками, был впечатляющим архитектурным достижением того времени. Собор Святой Софии оставался самой большой церковью в мире до 16 века и был одним из самых украшенных великолепными сверкающими мозаиками и настенными росписями.

Христианские церкви в целом были одним из величайших вкладов византийцев в архитектуру, особенно использование купола. Наиболее распространенным стал крестово-купольный план с куполом, построенным над четырьмя поддерживающими арками. Квадратное основание здания затем разветвлялось на ниши, которые сами могли иметь полукупольный или полнокупольный потолок. Еще одна общая черта — центральная апсида с двумя боковыми апсидами в восточной части церкви. Со временем центральный купол поднимался все выше на многоугольном барабане, который в некоторых церквях настолько высок, что имеет вид башни. Многие церкви, особенно базилики, имели рядом с собой баптистерий (обычно восьмиугольный), а иногда и мавзолей для основателя церкви и его потомков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts