Все мы имеем нужду в милости но не все достойны милости: Псалтирь, Глава 32, стих 5

Разное

Содержание

Толкования Священного Писания. Толкования на Пс. 6:3

Содержание

  • Толкования на Пс. 6:3

    • Свт. Григорий Нисский

    • Свт. Афанасий Великий

    • Свт. Иоанн Златоуст

    • Прп. Анастасий Синаит

    • Блж. Феодорит Кирский

    • Евфимий Зигабен

    • Еп. Ириней (Орда)

    • Лопухин А.П.

    • Прот. Григорий Разумовский

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Свт. Григорий Нисский

Ст. 3-5 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе? Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости твоея

В худом я положении; уврачуй меня по милосердию; потому что по немощи впал я в страсть. Какая же это немощь? Из мест своих вышли «кости» мои, разорвалась взаимная между ними связь. Костями же называет целомудренные помыслы, поддерживающие собою душу. «Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя». И объясняет загадочную речь, присовокупив к сказанному: «душа моя смятеся зело». Посему, что медлишь исцелением? говорит Пророк. «И Ты, Господи, доколе» не окажешь «милости?» Не видишь ли, как близка к смерти жизнь человеческая? Решительную минуту жизни нашей предупреди обращением души моей, чтобы застигшая смерть не сделала бездейственным всякого средства к уврачеванию. Ибо в смерти никому не будет уже возможности болезнь, причиненную ему грехом, уврачевать памятованием о Бог; потому что исповедь имеет силу на земле; а во аде сего нет.

Толкование на Псалом шестой.

Свт. Афанасий Великий

Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя

Помилуй мя Господи, яко немощен есмь. Всякая душа не прежде впадает в грех, как изнемогши в силах. Подразумевает же ту немощь, которая происходит от упадка в духе и сетования.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя

«Помилуй меня, Господи, ибо я немощен». Такое воззвание должны произносить все мы, хотя бы мы совершили тысячи добрых дел, хотя бы достигли самой высокой правды. Потому и он впоследствии гово­рит: «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс.142:2); и еще: «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» (Пс.129:3)? И Павел говорит: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1Кор. 4: 4). И другой говорит: «кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч. 20:9) Итак, все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, ищет достой­ного, как сам Бог сказал Моисею: «кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею» (Исх.33:19). Поэтому, кто сделал что-нибудь достойное милости, пусть говорит: «помилуй меня»; а кто лишил себя возможности получить прощение, тот напрасно будет говорить: «помилуй». Если бы милость прости­ралась на всех, то никто не был бы наказан; но она делает некоторый выбор, ищет достойного и способного принять ее.

Часто многие бывали виновны в одних и тех же гре­хах, и получали неодинаковое наказание, потому что различные причины имели на них влияние. Если угодно, остановимся теперь на этом предмете. Согрешили все иудеи, когда поклони­лись идолу, и, однако, не все получили одинаковое наказание, но одни пали, а другие получили прощение. В грехах прини­мается во внимание не только сущность дела, но и душевное расположение, и время, и повод, и действия, следующие за гре­хом, именно: остался ли кто во грехах, или раскаялся, слу­чайно ли согрешил, или по обольщению, или с намерением. И многое другое принимается во внимание – и различие времени, и общественное устройство. Например: грешили жившие в вет­хом завете, грешат и живущие в новом; но те и другие получают неодинаковое наказание, а последние – более тяжкое. Это показывает и Павел, когда говорит: «если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:28,29) Сло­вами: «то сколь тягчайшему наказанию повинен будет», он выражает уси­ленное наказание. Грешили жившие прежде закона, грешили и жившие под законом; но первые подвергаются наказанию более легкому. Показывая это, Павел говорит: «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут», – «не имея закона», т.е. не тяжким, но более легким образом, – «а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся» (Рим.2:12). Почему? Потому, что одни имеют своим обвинителем природу, а другие вместе с природою и закон; те, которые получили большее наставление, подвергнутся и большему наказанию. Также и достоинства лиц имеют влия­ние на это, как можно видеть из жертвоприношений. За весь согрешивший народ приносилась такая же жертва, какая за одного священника. Это показываете, что чем выше достоинство лиц, тем тягчайшее полагается им наказание за грехи. Вот почему простая женщина прелюбодействовавшая умерщвлялась, а дочь священника сжигалась. И по другим обстоятельствам бывает прощение, или усиление наказания, – когда, например, согрешивший терпит здесь наказание, а другой наслаждается удовольствиями. Последний получит большее наказание там, а первый меньшее, если здесь не воздаст всего. Объясняя это, Христос представляет Авраама говорящим богатому: «вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25).
Этот получил полное наказание в тех страданиях, которые терпел он здесь; другие же по­лучают не полное, но отчасти, потому и там наказываются лег­ким образом. Также от большего или меньшего знания про­исходит различие наказания, как говорит Господь: «раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк:12:47,48). И многое другое можно представить такое, что производит раз­личие в наказаниях и различие в милости и человеколюбии. Посмотри и на первозданных людей. Согрешила Ева, согре­шил и Адам, совершив один и тот же грех; оба вкусили от плодов древа, но оба получили неодинаковое наказание. Со­вершил убийство Каин, совершил его и Ламех; но один помилован, а другой наказан. Некто собирал дрова в субботу, и не получил прощения; а Давид совершил убийство и прелюбодеяние, и удостоился прощения. Займемся же исследова­нием этого, потому что гораздо лучше исследовать, чем зани­маться пустословием и провождением времени в собраниях на площадях. И весьма полезно не только найти разрешение этого, но даже искать его, хотя бы и не нашли. Принудим же себя заниматься этим и проводить в этом все время. Итак, по­чему (нужно обратиться к вышесказанному), почему из всех иудеев, сделавших тельца, одни были наказаны, а другие нет? Потому что одни раскаялись и, несмотря на природу, по благо­честивой ревности убивали своих близких, а другие остались во грехе; грех был равный, а последствия неравные. Почему Адам и Ева наказаны не одинаковым наказанием, хотя грех их был один и тот же? Потому что не одно и тоже – быть обольщенным от жены, или от змия. Потому Павел и на­звал это обольщением: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим.2:14). Почему и собиравший дрова не получил прощения? Потому что нарушить заповедь, лишь только данную, было великим преступлением; притом нужно было и другим внушить великий страх. Тоже было с Ананиею и Сапфирою. Так и мы, когда согрешаем, будем смотреть, достойны ли мы милости, сделали ли что-ни­будь такое, за что бы получить помилование, покаялись ли, сде­лались ли лучшими, отстали ли от греха. Ведь и спасение рас­каявшегося есть дело милости. Так и Псалмопевец здесь испрашивает спасения за слезы, за рыдания: «каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (ст. 7), т.е. за сокрушение. «Кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена» (ст. 3, 4). Говорит это не вдруг, но наперед указывает на слабость природы: «помилуй меня», говорит, «Господи, ибо я немощен». Так он сказал, внушая, что одной немощи природы недостаточно, потому что, если бы этого было доста­точно, то мы все бы спаслись, так как все мы – люди. Впрочем, если сказать точнее, то, может быть, пророк и не это разумеет здесь, а указывает на немощь, происходящую от искушений, представляя и в этом немалое основание к получению милости и снисхождения. Тоже выразил он и далее в словах: «обветшало от всех врагов моих» (ст. 8). Ведь и скорбь, переносимая с благодарностью, может служить осно­ванием к великому снисхождению и делать Бога милостивым к нам. Ее-то, кажется мне, он и разумеет здесь, когда го­ворит: «исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены». Не сказал: отпусти мне, или: прости мне, но: «исцели» просит, чтобы исцелены были прежние раны. Под «костями» здесь разумеет он всю силу; под «потрясением» – пора­жение, наказание, мучение. «Исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена». В деле врачевания схо­дятся три, или – лучше – четыре или даже пять предметов: врач, искусство, больной, болезнь и сила лекарств, и у них бывает некоторое сопротивление и борьба: если вместе с врачом, искус­ством и лекарствами будет действовать и воля больного, то болезнь побеждается; а если больной не станет действовать вместе с ними, то он усилит болезнь свою; или, если при своей слабости станет действовать против врача, лекарств и искусства, то погубит себя. Так точно бывает с нами и здесь, или – лучше – не так, но гораздо удивительнее. У врачей часто, не смотря на то, что больной действует согласно с бо­лезнью, искусством и лекарствами, не бывает никакого успеха, потому что, когда ослабевает природа, тогда и искусство недей­ствительно, и сила лекарств исчезает по какой-то причине. У Бога же не бывает так, но, если ты станешь действовать вместе с Врачом, то всякая рана непременно исцелится, потому что здесь не человеческое искусство, которое может оста­ваться недействительным, но божественная сила, которая побеж­дает и природу, и болезни, и пороки, и всякое зло. Поэтому и пророк, прибегая к Богу, как врачу, со слезами говорит: «исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены». Впрочем, неко­торые полагают, что он говорит здесь о том смятении, кото­рое происходит от греха, потому что, как в то время, когда сильные ветры нападают на море, все возмущается, песок из глубины поднимается вверх, и плывущие подвергаются опасности, так точно и у нас здесь душа возмущается, тело содрогается, все наполняется смятением, наша ладья совершенно расстраи­вается, распространяется великая тьма и великое смущение, и все волнуется, сбившись с своего места. Это особенно бывает во время порочных пожеланий, гнева и несчастий. От всего этого и душа и кости приходят в смятение, и взор извра­щается, и глаза смотрят беспорядочно. Как кони, когда возница приходит в смущение, несутся в беспорядке, так и у нас, когда расстраивается ум, все приходит в беспорядок, все извращается и сбивается с своего пути.

Беседы на псалмы. На псалом 6.


Немощна моя совесть, немощен мой разум. Дни мои прошли в суете, и уже приближается конец течения. Но отверзи мне, Господи, недостойному, стучащему, и не затвори двери милости Твоей, но открой мне дверь и протяни руку твою валяющемуся в бездне похотей, и не затвори предо мною. Если Ты не успеешь, кто успеет? И если Ты не поспешишь, кто нам поможет? Совершенно никто. Но Ты, человеко­любивый по природе, дай нам время жизни, дай нам время обраще­ния. Победи мое окаменение и достигни моего исправления. Дай мне еще немного времени и укажи мне способ спасения. Ведь, если Ты не по­можешь, сколько бы я ни старался, все будет бесполезно и бессмы­сленно. Господи, не покидай совсем, но предупреди свое создание.

Ты сказал: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Ускори же обращение души моей и течение моей жизни. Я рабствую при­роде, но еще более рабствую моей скверной привычке. «Помилуй меня, Господи, ибо я немощен». Изнурил меня враг мой, враги мои по­прали меня, довели до слабости и изнеможения. А слабый и изне­могший не может исцелить сам себя, немощный не может поднять самого себя, не может помочь сам себе, не может укрепить себя. Наконец: «помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои». Сокрушены и разбиты все кости души моей. А с разбитыми костями не может человек искать врача, не может бежать и защититься от врагов. Но сам Ты, о, Господи, найди меня, Ты, пришедший взыскать погибшее. Впадшего вторично в разбойники Ты возьми и спаси. Не полумертвым оставили они меня, но совершенно мертвым. Но «исцели меня, Господи, и исцелен буду» (Иер.17:14). Исцели меня, Господи, потому что коварный змей всего меня сделал бессильным и гнилым. Немощный и гнилой весь, я лежу на земле, весь изъязвлен, бессильный труп, (который) только голосом зовет врача, только взывает и ищет спасающего, едва открывает глаза и осматривается, когда придет, когда окажет помощь Тот, Кто укрепляет расслабленных, спасает отчаявшихся и ободряет со­крушенных. Телесно и душевно объяло, говорит, меня, Господи, смятение, плотские страсти мною овладели, тело и душу сде­лали игралищем демонов. «Исцели меня, Господи, ибо потряслись кости мои«, связывающие и скрепляющие моего внутреннего человека. Какие это кости? Вера, разумение, надежда, любовь, целомудрие, благочестие, кротость, смирение. Вот какие кости у меня сокрушены.

Беседа на псалом Давида о восьмом дне.

Прп. Анастасий Синаит

Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя

Помилуй мя Господи, яко немощен есмь. Немощен я плотью, немощен душой; немощным делает меня произволение, немощным делает меня помысел. «Оставила меня сила» (Пс.37:11), оставило время, «исчезоша в суете дние» мои (Пс.77:33), и я вижу, что конец приближается. Но протяни мне руку, обуреваемому пучиной [безумных] наслаждений. Отвори, Владыко, и мне недостойно стучащему; и не затворяй передо мной дверь милости Твоей. Ибо если Ты ее затворишь, кто же тогда отопрет? Если Ты не предваришь, кто предварит? Если Ты не поспешишь, то кто же, в конце концов, поспешит к нам на помощь? Никто. Но Ты Сам, естеством Бог, дай нам время для жизни и время для обращения. Победи [мою] бесчувственность и исправь меня. Дай мне еще немного времени и сотвори мне образ спасения. Ибо, если Ты не сотворишь образа, все, что я мог бы сделать – без Тебя слабо и нетвердо. Что бы я ни предпринял испытать – без Тебя бессильно и хрупко. Все, за что бы я ни взялся, – без Тебя негодно и несовершенно. Посему не отвергни меня, Владыко, но спаси создание Твое. Владыко! Ты сказал, что «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5). Приложи к обращению души моей время жизни моей. Ибо угнетает меня враг мой, угнетает помысел, угнетает естество, угнетает злая воля, более же всего угнетает меня лукавый обычай. Поэтому помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Враг обессилил меня, сделал меня немощным и сокрушенным. Немощный и сокрушенный не может сам себе помочь. Так что помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Немощный не может действовать, помилуй мя, Господи, яко немощен есмь; исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. Потрясены и сотрясены душевные мои кости. А у кого сотрясены кости, тот не может подняться и найти врача, не может побежать и спастись от врагов. Посему, Владыко, Ты взыщи меня, пришедший взыскать и спасти погибшее. Ты снова ко мне, попавшему [в руки] разбойников, приступи и поспеши на помощь. Ибо они не какую-то малую часть, но всего меня предали смерти. Посему исцели меня, Господи, и я исцелюсь; спаси меня, и я спасусь. Исцели меня, Господи, потому что лукавый змей всего меня сделал немощным и согнившим. Немощный же и согнивший весь обращен долу и бездейственен. Лишь только взывает и ищет Избавителя. Лишь только возводит очи и смотрит: не придет ли Он, не посетит ли его исцеляющий «сокрушенных сердцем» (Пс.146:3) и спасающий потерявших всякую надежду.
«Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя и душа моя смятеся зело». Прикоснись ко мне, Владыко, говорит [пророк], пораженному телом и душой. Я пал [под тяжестью] душевных и телесных страстей, сделав и тело и душу игралищем [злых сил]. «Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя», которые врачуют и исправляют внутреннего моего человека. Какие это кости? – Вера, разум, надежда, любовь, целомудрие, воздержание, праведность, благочестие, кротость, смиренномудрие. Сии-то кости у меня сокрушены, потрясены и повреждены. У святых же Своих, Господи, Ты хранишь «все кости их, и ни одна из них не сокрушится» (Пс.33:21), даже если и сокрушены тленные кости Твоих мучеников.
«Исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя и душа моя смятеся зело». Ибо я вижу, что пришел час разлучения души моей, время мое кончилось, конец приблизился, старость подоспела, лето мое на исходе и к жатве я подошел: жнец мой спешит, показывает сери, заносит секиру, время вырубки назначено, и душа моя смятеся зело. Вижу, что я не только не исправился, но ежедневно преуспеваю в худших делах и душа моя смятеся зело. Вижу, как вор приближается и спешит похитить меня из сей жизни, и душа моя смятеся зело. Созерцаю исход из сей жизни к будущей и долг, но не имею необходимого для пути, и душа моя смятеся зело. Вижу, как приблизился заимодавец, чтобы поймать меня. Вижу, что льготный срок окончился и угрожает мне нищетой. Вижу, как описчик потрясает передо мной долговой распиской и узы мои уже скрежещут. Вижу многих обвинителей и ни одного защитника, и душа моя смятеся зело. Я содрогаюсь и смущаюсь, трепещу и потрясаюсь и не знаю, что делать: просить ли продолжения жизни? Но боюсь, как бы не преумножить грехов и не уйти из сей жизни совсем неготовым. Каким же образом я буду взирать на Судию? Не ведаю; но вижу, что беззакония мои достигли предела. Злодей не перестает тяготить меня; враги не отступают с поля битвы, брань собственной моей плоти не перестает возмущать меня, злые помыслы никак не умолкают.

Слово на шестой псалом.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 3-5 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе?
Обратися, Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея

«Помилуй мя Господи, яко немощен есмь». Подобныя слова приличны согрешившим. Если предшествует немощь; то преодолевает нас грех. Если не будет немоществовать наш разум: то не возмятутся страсти. Когда возница крепок, искусно поворачивает и правит коней; они не будут метаться в стороны.

«Исцели мя Господи, яко смятошася кости моя. И душа моя смятеся зело». Костями Пророк называет здесь помыслы. Поелику кости по природе тверды и поддерживают собою тело; то в переносном смысле наименовал костями помыслы, которыми водится живое существо. Смятение их, говорит Давид, возмутило и поколебало меня. Потому умоляю, даруй мне изведать Твое человеколюбие и от Него получить исцеление.

«И Ты, Господи доколе?. Обратися Господи, избави душу мою, спаси мя ради милости Твоея». Не в виде жалобы говорит: «доколе», а как страждущий умоляет поспешить помощию. Но весьма прилично присовокупил: «ради милости Твоея». Не на себя уповаю, говорит он, не своей праведности приписываю Твою помощь, но молю сподобить ея по милости Твоей. Сказано же: «обратися Господи» в значении: внемли мне, и не отвращай лица Твоего от меня. Образ речи заимствован от тех, которые, когда гневаются, отвращаются и не хотят смотреть на провинившихся.

Евфимий Зигабен

Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь

Если бы, говорит, ум мой не был немощен; то страдания не могли бы его сломить. Или же: пророк хочет выразить этим ту мысль, что он оказывается немощным для борьбы с невидимым своим врагом, который явно и тайно коварствует против него. Или также: что он как бы сделался немощным, сокрушаемый страстями. Таким образом пророк как бы так говорит, обращаясь к Богу: прими Боже в уважение мою немощь и не осуди меня совершенно; ведь я не добровольно поддаюсь моему врагу. В таком воззвании к Господу, как взывал пророк, т.е. помилуй мя,—вcе мы имеем нужду ежечасно. Ибо в одном месте тот же пророк говорит: Аще беззакония, назриши Господи, Господи, кто постоит (Псал. 129,3)? И еще: Яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Псал. 142,2). Равным образом и другой пророк говорит так: кто похвалится еже имети сердце чисто, или кто речет чисть быти от скверны. Да, все мы имеем нужду в Божием милосердии, но не все получаем его; ибо милосердие Божие взыскивает только человека достойного сего. И немощны также все мы; ибо: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие (Псал. 126,1). И: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Псал. 126,1).

Исцели мя, Господи, яко смятошася (потряслись) кости моя. Скорбь от испытаний во мне, говорит, сильна до такой степени, что она доходит до моих костей, и даже их она потрясла, не смотря на то, что они лишены чувствительности. Этим пророк хотел изобразить самую крайнюю степень, которой достигла испытываемая им душевная скорбь. Или также: под костями можно разуметь силы и способности ума, которыми он сопротивляется испытаниям.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 3-4 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе

Больной душевно и телесно, он молится, чтобы Бог не отверг его (да не яростию обличиши), не предал его смертной казни, но сжалился над ним – бедным; тем более это Он может сделать, что с смертию псалмопевца Он потеряет ревностного своего хвалителя, так как в шеоле (во аде) как месте забвения (Пс. 87:13, 113:17; Ис. 38:18), не вспоминают больше о Боге и поэтому не могут Его там прославлять.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело: и ты, Господи, доколе

Страдания Давида были и физические, в глубокой болезни, поразившей весь его организм («кости мои потрясены» см. XXVII Пс 6-7 ст. ) и душевные, в сознании своих грехов пред Богом.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе

Немощен есмь (от слова «немощь») значит – не могу, не имею силы, бессилен, слаб не телом только, но и душею. Словами смятошася кости моя пророк выражает слабость телесную, а словами душа моя смятеся зело выражает слабость души, которая, с одной стороны, служит причиной поползновения ко греху и нетвердости, неустойчивости в добродетели, а с другой, является последствием страха суда Божия за грехи. Болезни и различные страдания телесные являются последствием греха (Ин. 5:14). Испытав на самом себе то и другое состояние, Давид выражает это в молитвенном исповедании пред Богом: смятошася кости моя, т.е. кости мои потрясены и душа моя сильно потрясена; а потому и просит у Господа Бога исцеления, и как бы так говорит: «Ты, Господи, Праведный Судия, но вместе и Милостивый Владыка, накажи меня по правде Твоей, но и помилуй по милости Твоей; воззри на мои грехи не как на преступные действия злой воли, но как на несчастные проявления слабости души моей, моей немощи, воззри на них со свойственным Тебе милосердием и состраданием и, как Всеблагий Врач душ и телес, исцели меня, чтобы мне не погибнуть от гнева Твоего. Я заслужил праведный гнев Твой, Господи, и раскаиваюсь во грехах, ожидаю милости». И Ты, Господи, доколе – я изнемогаю под бременем греховных искушений и чувствую на себе тяжесть гнева Твоего; но доколе продолжится такое тяжкое состояние мое?

Объяснение священной книги псалмов.

предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание

Любовь к ближнему

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39)

Нет иной стези к духовной любви, которою начертывается в нас невидимый образ Божий, если прежде всего человек не станет милосердным по подобию Небесного Отца, явившего нам Свое совершенство в милости. Господь заповедал повинующимся Ему полагать милость в основание богоугодной жизни.

Не променяй любви к брату твоему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любовью к брату ты стяжал внутри себя Того, Кто драгоценнее всего в мире. Преподобный Исаак Сирин.

Авва Иоанн Колов говорил: невозможно выстроить здание, начиная с крыши, нужно строить от основания вверх. Его спросили: что должно разуметь здесь под основанием? Он отвечал: основание — ближний, когда помогаем ему и приобретаем его, потому что на нем основаны все заповеди Христовы. Авва Иоанн Колов.

Авва Агафон говорил: «Если бы я мог взять тело прокаженного и отдать ему мое, сделать это было бы для меня наслаждением». Такова совершенная любовь.

Авва Агафон говорил: «Насколько это зависело от меня, я никогда не засыпал со скорбью в сердце на кого-либо и никому не позволил заснуть с какой-либо скорбью на меня».

Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь». Авва Агафон.

Повергающий себя перед Богом в разуме и повинующийся заповедям в смиренномудрии, достигает любви. Любовь вводит в бесстрастие.

Не делайте того, чем, по соображению вашему, оскорбится брат ваш.

Если ум укрепится и решится последовать любви, то погашаются все страсти плоти и духа. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится» (1 Кор. 13, 4), делает естественным для сердца постоянство и не попускает ничему противоестественному насильственно порабощать ум… Преподобный авва Исаия.

Некто спросил старца: «Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?» Старец ответил: «Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать».

Старец сказал: «Я никогда не желал дела, полезного мне и неполезного брату моему, веруя, что приобретение брата есть мое приобретение».

Согрешивший должен отлучить себя от всякой любви человеческой, пока не убедится, что Бог принял его покаяние: любовь мира сего отлучает от любви Божией. Изречения безымянных старцев.

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Если кто услышит огорчительное слово и, будучи в состоянии отвечать таким же словом, преодолеет себя и не скажет или, если кто, будучи обманут, перенесет это и не станет мстить обманщику, тот полагает душу свою за ближнего. Преподобный Пимен Великий.

Сближайся с праведными — и через них приблизишься к Богу. Общайся с имеющими смирение — и научишься их нравам. Ибо если смотреть на них полезно, то тем более учиться у них. Возлюби нищих, чтобы через них и тебе улучить милость. Не сближайся с любящими спорить, чтобы не быть тебе принужденным утратить тишину свою. Без отвращения переноси телесные недостатки больных и особенно убогих, потому что и ты обложен телом. Не упрекай скорбящих сердцем, чтобы тебя не поразил жезл их, и тогда будешь искать утешителей и не найдешь. Не уничижай увечных, потому что в ад пойдем все в равном виде. Люби грешников, но ненавидь дела их и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они. Помни, что и ты причастен земному естеству, и делай добро всем. Не укоряй требующих молитвы твоей и не лишай их добрых слов утешения, чтобы они не погибли и с тебя не были взысканы души их. Напротив, помни, что врачи при воспалениях снижают жар, а при противоположных состояниях употребляют согревающие средства.

Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его. Приветствуй его лобзаниями с великой честью… и хвали его даже за то, чего он не имеет. А когда разлучишься с ним, говори о нем все хорошее и самое достойное. Ибо этим и подобным этому привлечешь его к добру, заставишь его стыдиться того приветствия, которым ты приветствовал его, и посеешь в нем семена добродетели. От такой приобретенной тобою привычки отпечатлеется в тебе добрый образ, ты приобретешь высокое смирение и без труда преуспеешь в великом. А сверх этого, если чествуемый тобою и имеет какой недостаток, он легко примет от тебя врачевание, устыдившись той чести, какую ты оказал ему. Пусть всегда будет у тебя этот нрав — со всеми быть приветливым и почтительным. Никого не огорчай, никому не завидуй — ни силе веры, ни, наоборот, плохим делам его. Но берегись кого-либо и в чем-либо порицать или обличать, потому что есть у нас нелицеприятный Судия на Небесах. Если же хочешь обратить кого-либо к истине, то скорби о нем и со слезами и с любовью скажи ему слово или два, а не воспаляйся на него гневом, и да не увидит он в тебе признака вражды. Ибо любовь не умеет раздражаться или огорчаться на кого-нибудь, или укорять кого-нибудь с досадой. Указанием истинной любви и понимания служит смирение, которое рождается от доброй совести о Христе Иисусе, Господе нашем. Преподобный Исаак Сирин.

Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого.

Кто любит ближнего, как самого себя, у того нет ничего излишнего перед ближним.

Как Бог дает всем возможность равно приобщиться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и одинаково сильный свет любви.

Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя. Святитель Василий Великий.

Что может сравниться с любовью? Ничто. Это — корень, источник и мать всех благ. Это — добродетель, сопряженная с удовольствием и приносящая одну непрерывную радость искренне усвоившим ее.

Все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, но ищет достойного.

Как огонь сжигает терние, так и человеколюбие раздражает людей бесчеловечных и жестоких, потому что оно служит обличением их нечестия. Святитель Иоанн Златоуст.

Блажен человек, который всякого человека почитает как бы богом после Бога. Преподобный Нил Синайский.

Не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир. Преподобный Исаак Сирин.

Спаситель говорит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Не обращай внимания на то, как далеко ты отстоишь от этой добродетели, чтобы не начать ужасаться и говорить: «Как можно возлюбить ближнего, как самого себя? Могу ли я заботиться о его скорбях, как о своих собственных, и особенно о скрытых в его сердце, которых не вижу и не знаю, как свои?» Не увлекайся такими размышлениями и не думай, чтобы добродетель превышала твои силы и была неисполнима. Но положи начало с верою в Бога, покажи Ему твое произволение и старание — тогда увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит вверх на Небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле между ними. Не думай и не говори: «Как я могу взлететь от земли и очутиться вдруг на Небе?»… Это, конечно, невозможно, да и Бог не требует этого от тебя, но берегись, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй. А позже начнешь мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается. И так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо мало-помалу, помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это значит возлюбить «ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Преподобный авва Дорофей.

Человеколюбие есть подобие Богу, так как оно благотворит всем людям, и благочестивым и нечестивым, как и Сам Бог благотворит. Преподобный Симеон Новый Богослов.

Любовь к Богу не имеет меры, как любимый Бог — предела и ограничения. Но любовь к ближним имеет предел и ограничение. Если ты не будешь держать ее в подобающих пределах, она может отдалить тебя от любви к Богу, причинить большой вред, даже погубить тебя. Воистину ты должен любить ближнего, но так, чтобы этим не причинить вреда своей душе. Делай все просто и свято, не имей в виду ничего, кроме угождения Богу. И это охранит тебя в делах любви к ближним от всяких неверных шагов. Преподобный Никодим Святогорец.

«Не любящий брата пребывает в смерти»,- пишет апостол (1 Ин. 3, 14). Такой хотя телом и живет, но душою мертв. Ибо как тело душою, так душа Духом Христовым оживляется. А где нет христианской братской любви, там нет Духа Христова. «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3, 10). Но там, вместо того, дух неприязни: ибо душа или находится в благодати Божией и благодатью оживляется, или не имеет благодати и лишается жизни духовной. Одно из этих двух непременно следует: где нет жизни духовной, там смерть духовная, так же как где нет жизни телесной, там телесная смерть. За смертью духовной следует смерть вечная, если душа не воскреснет истинным покаянием. Святитель Тихон Задонский.

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу, потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого нашего ближнего, а во Христе — Бог.

Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию,- что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви.

Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты — в горестном самообольщении.

Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым Духом.

Совершенство христианина — в совершенной любви к ближнему.

Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.

Милосердие к ближним и смирение перед ними в соединении с чистотою сердца… составляет основание и силу молитвы.

С членами Христовыми — христианами — нужно обходиться очень осторожно и благоразумно: нужно сострадать им в их недугах и отсекать только те, которые, не подавая никакой надежды на выздоровление, лишь заражают своим недугом Других.

Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения.

Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним.

Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя.

Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище — любовь к Богу.

Сердце ваше да принадлежит единому Господу, а в Господе и ближнему.

Любовь, отдающая должное людям по мере их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всех Христа.

Хотя заповедь о любви к Богу настолько возвышенней заповеди о любви к образу Божию — человеку, насколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу.

Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига.

Причина… любви (к ближним) одна — Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем.

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним.

Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу.

Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего.

Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям. Епископ Игнатий (Брянчанинов).

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31)

Коренная, источная заповедь: люби. Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, «как самого себя» (Мф. 22, 39), «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6, 31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими, так чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби «ближнего твоего, как самого себя», Он хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше «я», то не жди добра. Епископ Феофан Затворник.

Не делай того, что печалит ближнего, но будь вежлив в обращении со всяким.

Ничто так не приводит душу к спасению и не побуждает ее к трудам, как если найдется среди нас учитель, делами проповедующий добродетель.

Нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться от горького рабства греху и от мучительства диавола.

Если заповедано нам полагать душу друг за друга, тем более обязаны мы оказывать друг другу послушание и покорность, чтобы подражать Господу. Преподобный Ефрем Сирин.

Совести и закону Божию отвечает правило: чего не хочешь себе, того не твори ближнему. Этого правила держись, христианин, и не погрешишь в обхождении с ближним. Что возбраняет оно, то возбраняет совесть и закон Божий. Не хочешь, чтобы кто-нибудь тебя обидел, здоровье и жизнь у тебя отнял, что-нибудь твое у тебя похитил и украл; не хочешь, чтобы тебя обманули в чем-нибудь; не хочешь, чтобы плохую вещь за хорошую,. одну за другую, гнилую за здоровую, дешевую за дорогую продали; не хочешь, чтобы кто-нибудь тебя оклеветал, осудил, обругал, обесчестил и прочее,- и сам не твори того ближнему. Ты не хочешь всего того для себя — не хочет и он. Зло для тебя есть все это — зло и для ближнего твоего. Когда ближний твой делает тебе, чего ты себе не хочешь,зло тебе делает, но когда и ты ближнему твоему делаешь то, чего он себе не хочет, зло ему делаешь. Если грешишь против этого правила: чего не хочешь себе и прочее — грешишь и против совести и закона Божия, и так обличаешься совестью и законом Божиим как законопреступник. Святитель Тихон Задонский.

«Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1)

Умереть для ближнего — значит ощущать грехи свои и не помышлять ни о ком другом, хорош ли он или худ. Не делай никому зла и ни о ком не мысли зла в сердце твоем. Не презирай того, кто поступает худо. Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому. Не укоряй никого, но говори: Бог знает каждого. Не соглашайся с клеветником, не забавляйся его злоречием, но и не питай ненависти к тому, кто поносит ближнего своего. Вот что значит не осуждать, по Писанию: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). Не имей вражды ни с кем и не питай вражды в сердце твоем, не ненавидь и того, кто враждует с ближним твоим. В этом-то и состоит мир. Утешай себя тем, что труд — кратковремен, а упокоение за него вечно, по благодати Бога Слова. Авва Моисей.

Ненависть к лукавству состоит в том, чтобы возненавидеть свой грех и оправдать брата.

Когда человек рассматривает, осуждает и укоряет себя, тогда возвышается перед ним достоинство брата его, когда же человек признал достоинства в себе, тогда брат его представляется ему недостойным. Преподобный Пимен Великий.

Если ты призываешь правосудие Божие на ближнего, тем самым ты увеличиваешь тяжесть своих грехов. «Если ты желаешь,- скажет Бог,- чтобы Я был строгим Судией проступков, сделанных против тебя, то как ты просишь о снисхождении к тому, в чем ты согрешил против Меня?»

Если ты отпустишь ближнему согрешения, то все твои грехи, которые должны будут открыться на Суде, будут истреблены уже здесь, и ты отойдешь отсюда, не неся на себе бремени своих грехов.

Прощая ближним, не будем думать, что мы благодетельствуем им или что проявляем к ним большую милость: мы оказываем благодеяния себе и извлекаем большую пользу. Если же мы не прощаем их, мы не причиняем им особенного вреда, но себе готовим страшное наказание в геенне. Святитель Иоанн Златоуст.

Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная любовь к ближнему, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях. Преподобный Иоанн Лествичник.

Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это член твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоею немощью.

Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто не примечаемым презрением ближних.

Если… Господь сподобит положить тебе в основание молитвенного подвига незлобие, любовь, неосуждение ближних, милостивое извинение их, тогда с особенной легкостью и скоростью победишь противников твоих, достигнешь чистой молитвы. Епископ Игнатий (Брянчанинов).


1 Настольная книга священнослужителя. Т. 6. М, 1988. С. 285-308

Что такое милосердие и зачем оно нам нужно: библейский смысл и примеры

Милосердие подпитывает сострадание, давая многообещающие проблески света в темном мире. Это доброта, прямое прощение и сочувствие. Милосердие предпочитает не обижаться и с состраданием видит за обидными словами больное сердце. Милосердие Божие отражено в кресте Христовом, прямое отражение Его любви к нам. Милосердие — это продолжение и выражение любви, «акт доброты, сострадания или благосклонности».   Милосердие — характеристика Единого Истинного Бога.

Фото предоставлено: Unsplash©

Что Библия говорит о милосердии?

«Постоянная любовь Господа никогда не прекращается; его милости никогда не заканчиваются; они новые каждое утро; велика твоя верность». (Плач 3:22-23 ESV)

Божий план проистекает из Его милосердной любви к Своему народу. Зная, что мы ничего не можем сделать, чтобы заслужить себе дорогу в Его присутствие, Он проложил путь через распятие Христа. Победив смерть, Иисус открыл нам доступ к Богу. Благодаря молитве, Слову Божьему и Святому Духу, живущему в нас, каждый день приносит новую милость. Каждое утро Бог верен, хотя каждый день мы ошибаемся. Милосердие есть дар Божий кающемуся сердцу. Следующие стихи определяют этот элемент Божьей любви:

«Ты, Господи, Прощающий и Благий, многолюбящий ко всем призывающим Тебя». (Псалом 86:5 NIV)

«Но по Своей великой любви к нам Бог, богатый милостью, оживотворил нас со Христом, даже когда мы были мертвы в преступлениях — благодатью вы спасены». (Ефесянам 2:4-5 NIV)

«Он спас нас не по нашим праведным делам, а по Своей милости. Он спас нас омовением возрождения и обновления Святым Духом». (Титу 3:5 NIV)

Фото предоставлено: Thinkstock

Что такое Божье милосердие?

Мудрость свыше прежде всего чиста. Он также миролюбив, нежен во все времена и готов уступить другим. Он полон милосердия». (Иакова 3:17 NLT)

Милосердие Божие близко сродни прощению. То, что мы делаем в ответ на Божью милость, посылает важное сообщение людям в нашей жизни. Иаков очень ясно дает понять в своем письме, что, хотя для того, чтобы заслужить благоволение Бога или быть христианином, не требуются дела, раскаявшееся сердце, любящее Бога, несомненно, будет видно в нашей жизни. В своей статье «Помилуй меня» Дэвид Матис говорит: «Когда Бог проявляет Свою милость, Он делает это с предельной преднамеренностью и силой, и мы, Его творения, получаем глубочайшее представление о том, кем Он является не только в своем суверенитете, но и в своей доброте. ».

Бог избрал , чтобы быть милостивым к Своему народу. Милосердие — это выражение того, кто Он есть, и Его любви к нам. (Исход 34:6-7)

Фото предоставлено: Thinkstock

Каковы преимущества Божьего милосердия?

«Любите своих врагов, делайте им добро и давайте взаймы, не ожидая ничего взамен. Тогда награда ваша будет велика, и вы будете детьми Всевышнего, потому что Бог добр к неблагодарным и злым. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд». (Луки 6:35-36 NIV)

К преимуществам Божьей милости относятся мир, любовь и радость. Ни одно из поведений, о которых говорит Люк, не приходит само собой. Во Христе встречаются милость и истина. Люди, сосредоточенные на Христе, видят мир Его глазами, и Его любовь течет через их жизнь. Когда мы милосердны к другим, это приносит радость и в их сердца, и в наши. Когда мы подчиняемся Его милостивым путям, мы принимаем решение признать мир. Без Христа это невозможно. К счастью, Его милости обновляются каждое утро. Псалом 86:15 -16 говорит: «Но Ты, Господи, Бог сострадательный и милосердный, долготерпеливый, многолюбящий и верный. Обратись ко мне и помилуй меня; покажи свою силу ради раба твоего; спаси меня, потому что я служу тебе».

« Милосердие» является краеугольным камнем характеристики Бога, о чем свидетельствует его повторение в Писании. Он упоминается 262 раза в версии Короля Иакова, 157 раз в английской стандартной версии, 99 раз в Новой американской стандартной Библии, 170 раз в Расширенной Библии и 146 раз в Новом английском переводе, согласно Bible Gateway. Однако он упоминается дополнительно как «милость» и «милосердие».

Фото предоставлено: Thinkstock

Связаны ли милосердие и благодать?

«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». (Ефесянам 4:32 ESV)

Любовь является общим знаменателем между милосердием и благодатью. «Милосердие — это то, что избавляет нас от неприятностей», — пишет доктор Рэй Притчард . «Благодать дает нам то, чего мы не заслуживаем». По благодати Иисус спас нас, и милость исходила из последних слов Иисуса: «Прости им, ибо не ведают, что творят»   (Луки 23:24). Милосердие и благодать, любовь и прощение являются характеристиками Единого Истинного Бога, действующего в тандеме, когда Он суверенно восседает на небесном престоле. Тайна нашего Триединого Бога связывает эти черты вместе в прекрасный гобелен искупления и восстановления для всех нас.

Фото предоставлено: Thinkstock

Четыре примера милосердия в Библии

1.

Израильтяне в пустыне

«О, если бы мы умерли от руки Господа в Египте! Там мы сидели вокруг котлов с мясом и ели столько, сколько хотели, но вы вывели нас в эту пустыню, чтобы уморить голодом все это собрание». (Исход 16:3 NIV)

Бог определенно решил быть милостивым к Своему народу; Он любил их, несмотря на их бунт и неблагодарность. Божий завет с ними был заключен по Его милости. Он решил благословить их тем, чего они не заслуживали. «Я слышал ропот израильтян. Скажи им: «В сумерки будете есть мясо, а утром насытитесь хлебом». Тогда ты узнаешь, что Я Господь, твой Бог». (Исход 16:12 NIV) Он ответил на их жалобы пищей, водой, защитой и обеспечением. История Исхода много раз повторяется в Библии и упоминается в отношении многих характеристик Бога, включая милосердие.

2. Царь Давид

«Помилуй меня, Боже, по неизменной любви Твоей». (Псалом 51:1 NIV)

Давид, человек по сердцу Бога, победитель великана Голиафа и избранный царь, совершил прелюбодеяние с чужой женой, а затем убил ее мужа в бою (2 Царств 11-12). Грех может овладеть даже самыми усердными последователями Христа. Последствия всегда станут нашей реальностью, как это было для Давида, но Бог никогда не поколеблется в Своей милости к нам.

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух твердый обнови во мне» (Пс. 50:10). Давид взмолился, и Бог услышал Его. «Господь снял с тебя твой грех. ты не умрешь» (2 Царств 12:13 NIV). Хотя последствия нашего неправильного выбора тяжелы и суровы, наш милосердный Бог никогда не оставляет нас.

3. Пол

«Пока его побивали камнями, Стефан молился: «Господи Иисусе, прими мой дух. Затем он упал на колени и закричал: «Господи, не вини их в этом грехе»… И Саул был там, одобряя его смерть». (Деяния 7:59-8:1 NIV)

Павел, бывший Савл, поддержал крестовый поход против христианства. Он был ответственен за смерть христиан. Затем он столкнулся с Иисусом. «Я Иисус, Которого вы гоните, — ответил Он» (Деяния 9:5). Савл ослеп, но открыл глаза и увидел Иисуса. Милость Иисуса простить его воспламенила его веру и подтолкнула его вперед. Павел продолжал переживать кораблекрушения, тюрьмы, побои и другие бедствия, все время писал письма, чтобы ободрить церкви, которые он основывал по пути. «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол и избранный для благовествования Божия» (Римлянам 1:1 NIV). Павел в каждом написанном им письме превозносил милосердие. Он испытал это на себе.

4. Прелюбодейная женщина

«Иисус наклонился и написал на прахе перстом… Но тот, кто никогда не грешил, пусть первый бросит камень!» (Иоанна 8:6-8 NIV)

Мы не знаем, что он писал на прахе, но милость Иисуса говорила достаточно громко, чтобы все услышали и были обличены. Мужчины разбежались, а женщине Иисус сказал: «Где твои обвинители? Неужели ни один из них не осудил тебя?» «Нет, Господи», — сказала она. И Иисус сказал: «Я тоже. Иди и впредь не греши» (Иоанна 8:10-11 NIV). Милосердие — это прощение и сострадание к тем, кто этого не заслуживает. Обвинители и прелюбодеи. Он решает проявить милость к нам, и Он неизменен. Мы не можем потерпеть неудачу на пути к Божьей любви.

Фото: Lightstock

Что означает милосердие для христиан?

» Всякий раз, когда можешь, делай добро тем, кто в этом нуждается.» (Притчи 3:27 НЗТ)

Общество укоренено с правами наряду с постоянно преобладающими нуждающимися и угнетенными. Мы не должны сидеть без дела. «Наша естественная склонность — действовать греховно, эгоистично; только с преображенным сердцем мы можем быть по-настоящему милосердны к кому-то другому», – пишет редактор Crosswalk.com Лиз Каной. Милосердие высвобождает человеческое понимание, чтобы принять повеление любить людей, которых Он помещает в нашу жизнь. Рик Уоррен написал в своей статье «Семь характеристик милосердия», что «учась быть агентом милосердия, мы меняем наши отношения».

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». (Матфея 5:7   ESV)

«Боже, помилуй. Господи, помилуй. Иисус, помилуй». Когда мы так молимся, мы обретаем милость, в которой нуждаемся от Бога», — пишет доктор Рэй Причард . Милосердие позволяет нам испытать любовь, прощение, сострадание, мир и радость, заслуживаем мы этого или нет. Когда мы видим, как другие стремятся увидеть другую сторону чьего-то гнева, пересекают линию пикета, чтобы простить, или останавливаются, чтобы помочь заблудшей душе, тогда любовь, поддержка и радость пронизывают густой туман замешательства и права. В ежедневных молитвах Crosswalk.com «Первые 15» говорится: «Мы были бы полностью потеряны, если бы не обильная милость нашего Небесного Отца». Он милует нас, поэтому мы должны быть милостивы к другим.

Фото предоставлено: Thinkstock/Брайан А. Джексон

Что милосердие раскрывает о Божьем характере?

«Любовь исполняет требования Божьего закона». (Римлянам 13:10 NLT)

Милосердие показывает, насколько справедливым и справедливым, но любящим и сострадательным является Бог. Мой гимн моим детям: «Вы всегда прощены и никогда не любили меньше». Я не хочу, чтобы они ассоциировали себя с ошибками, которые им приходится совершать каждый день. Ошибки могут повлиять на нашу самооценку, если мы не перестанем вдохнуть «Яхве» в наши ситуации и не напомним себе, что мы Его дети.

«Итак да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евреям 4:16). Мы прощены по милости Божией. И явившись по виду как человек, смирил Себя, быв послушным до смерти – даже на кресте!” (Филиппийцам 2:8 NIV). Дэвид Матис пишет: «Божья милость не только показывает нам, кто Он такой, но и говорит нам кое-что о нас самих». Мы дети Единого Истинного Бога. Он написал наши имена как граждан на небесах по Своей милости.

Фото: Unsplash

Молитва благодарности Богу за Его милость

Отец,

Сегодня мы славим тебя за милосердие. Как вы видите нас такими, какие мы есть, с беспорядком и всем остальным, и решаете принять нас полностью. Всегда прощал, никогда не любил меньше. Мы приходим к вам с сокрушенными сердцами, молясь об искупительном росте, который вы желаете от наших сердец, и о прощении грехов, которые мы совершаем ежедневно. Ошибки, которые мы совершаем, бесконечны и грядут, поэтому ваша милость так важна для нашей радости и надежды. Каждый день твои милости новы. Ежедневно мы можем приходить к вам за прощением и знать, что мы по-прежнему любимы, призваны и целеустремленны. Спасибо за жертвенную смерть Христа, которая открыла канал общения через Ваше Слово и молитву. Пошлите свой Дух, чтобы помочь нам понять и принять вашу истину, применяя ее в нашей повседневной жизни. Отец, благослови и исцели наши раны. Принесите исцеление боли, которая затрагивает нашу жизнь и жизнь тех, кто нас окружает. Напоминай нам каждый день, ты молодец.

Во имя Иисуса,

Аминь.

Фото предоставлено: Thinkstock


«Мегс» пишет о повседневной жизни в любви Христовой. Она вышла из своей зоны комфорта и своей маркетинговой карьеры, чтобы повиноваться Божьему призыву оставаться дома и быть «мамой» в 2011 году. На этом шаге послушания родился ее блог Sunny&80, способ сохранить забавные повседневные моменты жизни. материнство. (https://sunnyand80.org) Мэг также является писателем-фрилансером и автором книги «Друзья со всеми». Ей нравится преподавать Слово Божье и вести изучение Библии по утрам в понедельник, быть мамой, бегать на длинные дистанции и фотографировать. Мэг живет в Северном Огайо со своим мужем, двумя дочерьми и Голден-Дудлом… всеми заядлыми фанатами «Кливленд Браунс».

38 стихов из Библии о милосердии и сострадании

В Библии добродетели милосердия и сострадания упоминаются в различных формах сотни раз, особенно при описании природы Бога. Вместо того, чтобы дать нам то, что мы заслуживаем, Бог снова и снова проявлял милость, но не для того, чтобы снять с нас ответственность, а чтобы дать нам шанс покаяться и спастись. Мы можем спросить себя: что мы сделали с этой возможностью?

Нам, недостойным получателям Божьей милости, ничего не подошло бы, кроме того, что мы сами проявляем безоговорочное милосердие и сострадание к другим людям. Действительно, нам заповедано быть  милостив, как милостив Бог ! Библия даже говорит о сострадании и заботе о животных. Сострадание заключается в том, чтобы разделить боль и страдания других и активно работать, чтобы помочь им. Величайшим примером для нас в этом является Сам Иисус, принявший на Себя человеческую природу, отдавший Свою жизнь, чтобы открыть нам путь к вечному спасению.

Можем ли мы также открыть свои сердца другим, друзьям и незнакомцам, и научиться бескорыстно любить, как любили нас? Рассмотрим выборку из сотен библейских стихов о милосердии и сострадании:

Стихи о сострадании и милосердии Бога и Иисуса к нам

«Господь, Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех…»  Исход 34:6-7.

«Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, хранящий завет и милость в тысячу родов с любящими Его и соблюдающими заповеди Его…»  Второзаконие 7:9.

«С милосердными Ты явишь Себя милосердным…»  2 Царств 22:26.

«Все пути Господни — милость и истина к тем, кто соблюдает завет Его и откровения Его».  Псалом 25:10.

«Но Ты, Господи, Бог сострадательный и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный».  Псалом 86:15.

«Праведность и справедливость — основание Твоего престола; милость и истина предстанут перед лицом Твоим».  Псалом 88:14.

«Господь милостив и сострадателен, медлен на гнев и велик в милосердии. Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его».  Псалом 145:8-9.

«По милости Господа мы не истреблены, потому что Его сострадание не иссякает. Они новые каждое утро; велика Твоя верность».  Плач 3:22–23.

«Кто такой Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий вину остатку наследия Своего? Он не вечно гневается, потому что любит миловать. Он снова помилует нас и укротит беззакония наши. Ты ввергнешь все наши грехи в глубины морские». Михей 7:18-19.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».  От Иоанна 3:16.

«Но Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (благодатью вы спасены)…» Ефесянам 2:4-5.

«Иисус, выйдя, увидел множество людей и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Поэтому Он начал учить их многому».  Марка 6:34.

«Поэтому Он должен был во всем уподобиться Своим братьям, чтобы Он мог быть милостивым и верным Первосвященником в том, что касается Бога, чтобы совершать умилостивление за грехи людей. Ибо, как Сам пострадал, будучи искушаем, может и искушаемым помочь».  Евреям 2:17–18.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы не имеем Первосвященника, который не мог бы сочувствовать нашим немощам, но был бы во всем искушен, как и мы, но без греха. Итак приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для помощи во время нужды».  Евреям 4:14–16.

Стихи о милосердии и сострадании, применимые к нам

«Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд».  Луки 6:36.

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби, с утешение, которым Бог утешает нас самих».  2 Коринфянам 1:3–4.

«К тому, кто в беде, его друг должен проявить доброту, даже если он оставит страх перед Всевышним».  Иов 6:14.

«Прямым восходит свет во тьме; Он милостив, полон сострадания и праведен».  Псалом 112:4.

«Да не покинут вас милость и истина; повяжи их на шею твою и напиши их на скрижали сердца твоего, и таким образом обретешь благоволение и почтение пред Богом и людьми».  Притчи 3:3–4.

«Милостивый благотворит душе своей, а жестокий вредит плоти своей».  Притчи 11:17.

«Праведник печется о жизни своего скота, Но милосердие нечестивых жестоко».  Притчи 12:10.

«Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милует бедного, тот счастлив».   Притчи 14:21.

«Кто притесняет бедного, тот поносит своего Творца, а кто чтит Его, тот милует бедного».  Притчи 14:31.

«Он показал тебе, о человек, что хорошо; Чего требует от тебя Господь, как не поступать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим?»  Михей 6:8.

«Так говорит Господь Саваоф: «Совершайте истинную справедливость, оказывайте милосердие и сострадание каждый к своему брату». Не притесняйте вдову или сироту, пришельца или бедняка. Никто из вас да не замышляет зла ​​в сердце своем против брата своего».  Захария 7:8–10.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».  Матфея 5:7.

«Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам отмерят».  Матфея 7:1–2.

«Итак, все, что хотите, чтобы с вами поступали люди, поступайте и с ними, ибо в этом Закон и Пророки». Матфея 7:12.

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Ибо вы платите десятину с мяты, аниса и тмина и пренебрегаете более важными вопросами закона: справедливостью, милосердием и верой. Это вы должны были сделать, не оставляя незавершенными остальные.  Матфея 23:23.

«‘… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; Я был наг, и вы одели Меня; Я был болен, и вы посетили Меня; Я был в темнице, и Ты пришел ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили, или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли, или нагим и одели? Или когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь ответит и скажет им: «Истинно говорю вам, так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших , ты сделал это со Мной. … Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».  Матфея 25:35–40,45.

«Носите бремена друг друга, и так исполните закон Христов». Галатам 6:2.

«Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает; ибо что посеет человек, то и пожнет. Ибо сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, пока есть возможность, будем делать добро всем, особенно своим по вере». Галатам 6:7-10.

«Всякое раздражение, ярость, гнев, крик и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. И будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».  Ефесянам 4:31–32.

«Итак, как избранные Божии, святые и возлюбленные, облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение; снисходя друг ко другу и прощая друг друга, если кто имеет жалобу на другого; как Христос простил вас, так и вы должны поступать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts