Юродство христа ради: Юродивые Христа ради (указатель) — Православный портал «Азбука веры»
Содержание
Юродивые Христа ради (указатель) — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
Даты даны по новому стилю.
- Алексий Ворошин, Елнатский, мч. (С. 25, Иван.; Новомуч.)
- Андрей Константинопольский (Окт. 15)
- Андрей Тотемский (Окт. 23, Волог.)
- Арсений Новгородский (Ил. 25, Новг.; Твер.)
- Афанасий Ростовский (Ростов.)
- Василий Спасо-Кубенский (Каменский), прп. (Авг. 15, Волог.)
- Василий Московский (Авг. 15, Моск.)
- Василий Рязанский (Ряз.)
- Василий Сольвычегодский (Волог.)
- Галактион Белозерский (Волог.; Новг.)
- Георгий Новгородский (Новг.)
- Георгий Шенкурский (Новг.)
- Илия Даниловский, Ярославский (Ростов.)
- Иоанн Верхотурский (Екат.; Сибир.)
- Иоанн Власатый, Милостивый, Ростовский (С. 16; Н. 25, Ростов.)
- Иоанн Можайский (Моск.)
- Иоанн Московский, Большой колпак (Ил. 16, Волог.; Моск.; Ростов.)
- Иоанн Палестинский, прп., спостник прп. Симеона юродивого (Авг. 3)
- Иоанн Сезеновский (Тамбовский), прп. (Лип.; Тамб.)
- Иоанн Соловецкий (Новг.; Солов.)
- Иоанн Соловецкий (другой) (Новг.; Солов.)
- Иоанн Сольвычегодский (Волог.)
- Иоанн Устюжский, прп. (Июн. 11, Волог.)
- Иосиф Заоникиевский (Вологодский), прп. (Ок. 4, Волог.)
- Иродион Сольвычегодский (Волог.)
- Исидор Твердислов, Ростовский (М. 27, Ростов.)
- Киприан Суздальский, Увотский, чудотворец (Влад.)
- Киприан (Иван.)
- Косма Верхотурский (Екат.; Сибир.)
- Лаврентий Калужский (Авг. 23)
- Леонтий Устюжский (Волог.)
- Максим Московский (Авг. 26; Н. 24, Моск.)
- Максим Тотемский, иерей (Ян. 29, Волог.)
- Михаил Клопский, Новгородский (Ян. 24, Новг.)
- Михаил Сольвычегодский (Волог.)
- Николай Кочанов, Новгородский (Авг. 9, Новг.)
- Николай Псковский, Салос (Блаженный) (Март 12⁄13, Псков.)
- Онисифор Романовский, Ярославский (Ростов.)
- Парфений Суздальский (Влад.)
- Прокопий Вятский (Ян. 3)
- Прокопий Устьянский, Важский, Вологодский (Ил. 21, Волог.)
- Прокопий Устюжский (Ил. 21, Волог.)
- Сергий Переяславский, схим. (Ростов.)
- Симеон Палестинский, Емесский, прп. (Авг. 3)
- Симон Юрьевецкий (М. 23; Н. 17, Иван.; Костр.)
- Стефан Ростовский (Ростов.)
- Тимофей Вороничский (Псковский), пастух (Псков.)
- Феодор Новгородский (Ф. 1, Новг.)
- Феофил Киевский, прп. (Н. 10)
- Фома Сирийский, прп. (М. 7)
- Фома Сольвычегодский (Волог.)
- Домна Томская, старица (Сибир.)
- Евдокия Суздальская (Влад.)
- Исидора Тавенская, прп. (М. 23)
- Ксения Петербургская (Ф. 6; Июн. 6, Петерб. )
- Любовь Рязанская (Сухановская) (Ряз.)
- Марфа Московская (Моск.)
- Матрона Анемнясевская (Белякова), исп. (Ил. 29, Новомуч.; Ряз.)
Оглавление
- Гриша
- Иван Яковлевич Корейша
- Иван Босый
- Странники Михаил и Николай
- Аннушка
- Стефан Трофимович Нечаев
Гриша
В 1920‑е прошлого века в одном из русских монастырей появился юродивый Гриша. Ко времени появления в обители ему было 78 лет. Любил спать на сундуке. Очень любил детей, живущих при монастыре и часто беседовал с ними. Иногда Гриша исчезал из монастыря на некоторое время, потом появлялся вновь. Куда он исчезал – никто не знал. В монастыре все знали, что юродивый Гриша прозорлив и монахини любили беседовать с ним. О прозорливости Гриши знали не только в монастыре, многие прихожане стремились поговорить с ним, получить ответ на свой вопрос. В 1932 году юродивого отправили в тюремный дом для сумасшедших, где, скорее всего, и закончилась его жизнь.
В Сборнике “Блаженные Санкт-Петербурга: От святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской” о Грише даются такие сведения:
“Ему часто задавали вопрос:
– А сколько тебе лет, Гриша?
– Десять, – отвечал он.
Никто не знал, конечно, что через десять лет Гришу заберут отсюда навсегда, что ещё десять лет он проживет здесь.
Гришу хорошо знали и любили в городе. Это настолько раздражало власти, что в прессе даже появились издевательские заметки некоего рабочего И. Станковского с названием, которое по сути дела и отражало действительное положение вещей – “Кандидат в святые”.
Со всех концов города приходили люди, чтобы поговорить с Гришей. Когда он исчез, все поняли, что Гришу арестовали. Случилось это 29 Марта 1932 года”. (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)
Иван Яковлевич Корейша
Хотя и был Иван Яковлевичем юродивым московским, но ехали к нему за советом и молитвой со всех концов России. Ясновидящий, прорицатель и блаженный не был канонизирован, но до сих пор на его могилу возле Ильинской церкви в Москве идут люди со своей нуждой. Родился он в семье священника в городе Смоленске, но, закончив Духовную Академию, священником не стал. Определился учителем в Духовное училище им уже там, наставляя отроков, притворялся сумасшедшим. Между тем, жители города Смоленска его и боялись, и обожали.
Он до тончайших деталей предсказывал то или иное событие: смерть, рождение, сватовство, войну. Выбрав юродство сознательно Иван Яковлевич среди блаженных выделялся ореолом романтичности: подписывался, например, «студент холодных вод». Прославляли его самые знаменитые люди 19 века: святитель Филарет (Дроздов), писатели Лесков, Достоевский, Толстой, Островский. И все же результатом всего стало помещение Ивана Яковлевича в сумасшедший дом в Москве на Преображенке.
Оставшиеся 47 лет жизни стен больниц для душевнобольных он уже не покидал. Занимал он в большой комнате маленький уголок у печки, остальное пространство было полностью занято посетителями. Можно сказать, на Ивана Яковлевича ходила вся Москва и многие из любопытства. А посмотреть было на что! Лечил он экстремально: то девицу на колени посадит, то почтенную матрону нечистотами обмажет, то подерется с жаждущим исцеления. Говорят, терпеть не мог настоящих дураков и нелепых вопросов. Зато с такими важными и умными господами как, например, филолог Буслаев, историк Погодин, по одной из легенд – Гоголь, говорил помногу и при закрытых дверях.
Иван Босый
Киевский юродивый Иван Босый (1807–1855). Начало его жизни было вполне благополучным: мальчик рос, опекаемый родителями, успешно учился в гимназии. Но когда ему было 14 лет, он остался круглым сиротою. Гимназию пришлось бросить. К тому же, Ивану предстояло позаботиться о своей маленькой сестре. Поиски заработка привели его на рутинную чиновничью службу. Претерпев многие обиды и унижения, Иван Григорьевич в 1834 году был вынужден выйти в отставку, и оказался совершенно без средств существования. Пристроив сестру, несколько лет он странствовал по святым местам, питаясь одним подаянием, а в 40‑х годах, наконец, смог поселиться в Киево-Печерской лавре, возложив на себя подвиг юродства.
Существует мнение, что личность Ивана Григорьевича Ковалевского послужила художественным материалом для Николая Гоголя, создавшего известный литературный образ Акакия Акакиевича в повести “Шинель”.
Одевался Иван Ковалевский довольно странно: летом ходил в сапогах, а зимой, наоборот, босым, за что и был прозван Иваном Босым. Бывало, собирая цветные стеклышки, камешки, щепки, он дарил их людям с разными притчами и поговорками, в которых те находили для себя особый смысл.
Скончался Иван Григорьевич 7 июня 1855 года и был погребен в Киево-Печерской лавре, но могила его не сохранилась до наших дней. (Из ст.: Трикстер. Алесь Красавин)
Странники Михаил и Николай
В сентябре 1980 года мы с женой приехали в Псково-Печерский монастырь и после литургии оказались в храме, где отец Адриан отчитывал бесноватых. Когда отчитка закончилась, мне захотелось поскорее выбраться из монастыря, добраться до какой-нибудь столовой, поесть и отправиться в обратный путь. Но случилось иначе. К нам подошел Николка. Я заприметил его еще на службе. Был он одет в тяжеленное драповое пальто до пят, хотя было не менее 15 градусов тепла.
– Пойдем, помолимся, – тихо проговорил он, глядя куда-то вбок.
– Так уж помолились, – пробормотал я, не совсем уверенный в том, что он обращался ко мне.
– Надо еще тебе помолиться. И жене твоей. Тут часовенка рядом. Пойдем.
Он говорил так жалобно, будто от моего согласия или несогласия зависела его жизнь. Я посмотрел на жену. Она тоже устала и еле держалась на ногах. Николка посмотрел ей в глаза и снова тихо промолвил:
– Пойдем, помолимся.
Шли довольно долго. Обогнули справа монастырские стены, спустились в овраг, миновали целую улицу небольших домиков с палисадниками и огородами, зашли в сосновую рощу, где и оказалась часовенка. Николка достал из кармана несколько свечей, молитвослов и акафистник. Затеплив свечи, он стал втыкать их в небольшой выступ в стене. Тихим жалобным голосом запел «Царю Небесный». Мы стояли молча, поскольку, кроме «Отче наш», «Богородицы» и «Верую», никаких молитв не знали. Николка же постоянно оглядывался и кивками головы приглашал нас подпевать. Поняв, что от нас песенного толку не добьешься, он продолжил свое жалобное пение, тихонько покачиваясь всем телом из стороны в сторону. Голова его, казалось, при этом качалась автономно от тела. Он склонял ее к правому плечу, замысловато поводя подбородком влево и вверх. Замерев на несколько секунд, он отправлял голову в обратном направлении. Волосы на этой голове были не просто нечесаными. Вместо них был огромный колтун, свалявшийся до состояния рыжего валенка. (Впоследствии я узнал о том, что у милиционеров, постоянно задерживавших Николку за бродяжничество, всегда были большие проблемы с его прической. Его колтун даже кровельные ножницы не брали. Приходилось его отрубать с помощью топора, а потом кое-как соскребать оставшееся и брить наголо.) Разглядывая Николкину фигуру, я никак не мог сосредоточиться на словах молитвы. Хотелось спать, есть. Ноги затекли. Я злился на себя за то, что согласился пойти с ним. Но уж очень не хотелось обижать блаженного. И потом, мне казалось, что встреча эта не случайна. Я вспоминал житийные истории о том, как Сам Господь являлся под видом убогого страдальца, чтобы испытать веру человека и его готовность послужить ближнему. Жена моя переминалась с ноги на ногу, но, насколько я мог понять, старалась молиться вместе с нашим новым знакомцем. Начал он с Покаянного канона. Когда стал молиться о своих близких, назвал наши имена и спросил, как зовут нашего сына, родителей и всех, кто нам дорог и о ком мы обычно молимся. Потом он попросил мою жену написать все эти имена для его синодика. Она написала их на вырванном из моего блокнота листе. Я облегченно вздохнул, полагая, что моление закончилось. Но не тут-то было. Николка взял листок с именами наших близких и тихо, протяжно затянул: «Господу помолимся!» Потом последовал акафист Иисусу Сладчайшему, затем Богородице, потом Николаю Угоднику. После этого он достал из нагрудного кармана пальто толстенную книгу с именами тех, о ком постоянно молился. Листок с нашими именами он вложил в этот фолиант, прочитав его в первую очередь. Закончив моление, он сделал три земных поклона, медленно и торжественно осеняя себя крестным знамением. Несколько минут стоял неподвижно, перестав раскачиваться, что-то тихонько шепча, потом повернулся к нам и, глядя поверх наших голов на собиравшиеся мрачные тучи, стал говорить. Говорил он медленно и как бы стесняясь своего недостоинства, дерзнувшего говорить о Боге. Но речь его была правильной и вполне разумной. Суть его проповеди сводилась к тому, чтобы мы поскорее расстались с привычными радостями и заблуждениями, полюбили бы Церковь и поняли, что Церковь – это место, где происходит настоящая жизнь, где присутствует живой Бог, с Которым любой советский недотепа может общаться непосредственно и постоянно. А еще, чтобы мы перестали думать о деньгах и проблемах. Господь дает все необходимое для жизни бесплатно. Нужно только просить с верой и быть за все благодарными. А чтобы получить исцеление для болящих близких, нужно изрядно потрудиться и никогда не оставлять молитвы.
Закончив, он посмотрел нам прямо в глаза: сначала моей жене, а потом мне. Это был удивительный взгляд, пронизывающий насквозь. Я понял, что он все видит. В своей короткой проповеди он помянул все наши проблемы и в рассуждении на так называемые «общие темы» дал нам совершенно конкретные советы – именно те, которые были нам нужны. Взгляд его говорил: «Ну что, вразумил я вас? Все поняли? Похоже, не все».
Больше я никогда не встречал его прямого взгляда. А встречал я Николку потом часто: и в Троице-Сергиевой лавре, и в Тбилиси, и в Киеве, и в Москве, и на Новом Афоне, и в питерских храмах на престольных праздниках. Я всегда подходил к нему, здоровался и давал денежку. Он брал, кивал без слов и никогда не смотрел в глаза. Я не был уверен, что он помнит меня. Но это не так. Михаил, с которым он постоянно странствовал, узнавал меня и, завидев издалека, кричал, махал головой и руками, приглашая подойти. Он знал, что я работаю в документальном кино, но общался со мной как со своим братом-странником. Он всегда радостно спрашивал, куда я направляюсь, рассказывал о своих перемещениях по православному пространству, сообщал о престольных праздниках в окрестных храмах, на которых побывал и на которые еще только собирался. Если мы встречались в Сочи или на Новом Афоне, то рассказывал о маршруте обратного пути на север. Пока мы обменивались впечатлениями и рассказывали о том, что произошло со дня нашей последней встречи, Николка стоял, склонив голову набок, глядя куда-то вдаль или, запрокинув голову, устремляя взор в небо. Он, в отличие от Михаила, никогда меня ни о чем не спрашивал и в наших беседах не принимал участия. На мои вопросы отвечал односложно и, как правило, непонятно. Мне казалось, что он обижен на меня за то, что я плохо исполняю его заветы, данные им в день нашего знакомства. Он столько времени уделил нам, выбрал нас из толпы, сделал соучастниками его молитвенного подвига, понял, что нам необходимо вразумление, надеялся, что мы вразумимся и начнем жить праведной жизнью, оставив светскую суету. А тут такая теплохладность. И о чем говорить с тем, кто не оправдал его надежд?! Когда я однажды спросил его, молится ли он о нас и вписал ли нас в свой синодик, он промяукал что-то в ответ и, запрокинув голову, уставился в небо.
Он никогда не выказывал нетерпения. К Михаилу всегда после службы подбегала целая толпа богомолок и подолгу атаковала просьбами помолиться о них и дать духовный совет. Его называли отцом Михаилом, просили благословения, и он благословлял, осеняя просивших крестным знамением, яко подобает священнику. Поговаривали, что он тайный архимандрит, но поверить в это было сложно. Ходил он, опираясь на толстую суковатую палку, которая расщеплялась пополам и превращалась в складной стульчик. На этом стульчике он сидел во время службы и принимая народ Божий в ограде храмов. Я заметил, что священники, глядя на толпу, окружавшую его и Николку, досадовали. Иногда их выпроваживали за ограду, но иногда приглашали на трапезу.
Во время бесед отца Михаила с народом Николке подавали милостыню. Принимая бумажную денежку, он медленно кивал головой и равнодушно раскачивался; получая же копеечку, истово крестился, запрокинув голову вверх, а потом падал лицом на землю и что-то долго шептал, выпрашивая у Господа сугубой милости для одарившей его «вдовицы за ее две лепты».
В Петербурге их забирала к себе на ночлег одна экзальтированная женщина. Она ходила в черном одеянии, но монахиней не была. Говорят, что она сейчас постриглась и живет за границей. Мне очень хотелось как-нибудь попасть к ней в гости и пообщаться с отцом Михаилом и Николкой поосновательнее. Все наши беседы были недолгими, и ни о чем, кроме паломнических маршрутов и каких-то малозначимых событий, мы не говорили. Но напроситься к даме, приватизировавшей Михаила и Николку, я так и не решился. Она очень бурно отбивала их от почитательниц, громко объявляла, что «ждет машина, и отец Михаил устал». Услыхав про машину, отец Михаил бодро устремлялся, переваливаясь с боку на бок, за своей спасительницей, энергично помогая себе своим складным стульчиком. Вдогонку ему неслось со всех сторон: «Отец Михаил, помолитесь обо мне!» «Ладно, помолюсь. О всех молюсь. Будьте здоровы и мое почтение», – отвечал он, нахлобучивая на голову высокий цилиндр. Не знаю, где он раздобыл это картонное изделие: либо у какого-нибудь театрального бутафора или же сделал сам.
Картина прохода Михаила с Николкой под предводительством энергичной дамы сквозь строй богомолок была довольно комичной. Представьте: Николка со своим колтуном в пальто до пят и карлик в жилетке с цилиндром на голове, окруженные морем «белых платочков». Бабульки семенят, обгоняя друг друга. Вся эта огромная масса, колыхаясь и разбиваясь на несколько потоков, движется на фоне Троицкого собора, церквей и высоких лаврских стен по мосту через Монастырку, оттесняя и расталкивая опешивших иностранных туристов.
Любовь русских людей к юродивым понятна. Ко многим сторонам нашей жизни нельзя относиться без юродства. Вот только юродство Христа ради теперь большая редкость. Таких, как Николка и отец Михаил, нынче не встретишь. (Александр Богатырев, Православие.ру. Публикуется с сокращениями.)
Аннушка
При Николае I в Петербурге большой популярностью пользовалась юродивая старушка «Аннушка». Маленькая женщина, лет шестидесяти, с тонкими красивыми чертами лица, бедно одетая и с неизменным ридикюлем в руках. Происходила старушка из знатной фамилии, бегло болтала по-французски и по-немецки. Говаривали, что в молодости она была влюблена в офицера, который женился на другой. Несчастная покинула Петербург и явилась обратно в город через несколько лет юродивой. Аннушка ходила по городу, собирала милостыню и тут же раздавала ее другим.
Большей частью проживала она то у того, то у иного добросердного человека на Сенной площади. Бродила по городу, предсказывала события, которые не преминули сбываться. Добрые люди определили ее в богадельню, но там милая старушка с ридикюлем проявила себя на редкость вздорной и отвратительной особой. Устраивала с богаделками частые ссоры, вместо платы за провоз могла отходить извозчика палкой. Зато на родной Сенной площади пользовалась невероятной популярностью и уважением. На ее похороны, которые она сама себе и устроила, на Смоленское кладбище пришли все обитатели этой известной площади: торговцы, мастеровые, чернорабочие, духовные лица.
См. Письма юродивого Стефана Нечаева
- 8.1 тыс. 0
Христа ради юродивые – образцы морали и пастырства
5 ступеней веры
Оглавление
- Введение
- А. “Юродство” и признание юродивых святыми
- 1. Особая форма духовного делания
- 2. Этимологический анализ слова “морос”, “салос” и “салотита”
- 3. Концепция “святости”
Введение
Блаженство во Христе является, пожалуй, самой странной и потрясающей формой православной аскезы. Юродивый означает безумный. Так именовали человека особого, странного или причудливого, по мнению здравомыслящих, поведения. Его образ жизни, его внешность – все, кажется, соответствовало образу человека, который, в большей или меньшей степени, лишился рассудка1. Своего рода безумием во Христе “страдают” и монахи, которые встают на путь юродства-блаженства2.
Как известно, монашество является динамичным духовным устройством, которое оказало глубокое влияние на историю Церкви и ее положение в мире. Монахи, либо как аскеты в лаврах и киновийных (общежительных) монастырях, либо как отшельники в пустыне, становятся избранными членами Церкви, и, хотя внешне кажется, что они далеки от мира, они молятся и живут в этом мире и соприкасаются с его проблемами. В этом случае существует постоянная связь между миром и монахами.
Монахи возглавляют борьбу против ереси и поддерживают христиан в различных гонениях. Но были такие монахи и аскеты, которые удивили и даже потрясли мир, так как люди не в состоянии были сразу откликнуться на услышанное от аскета слово, когда тот строил себе отшельническую хижину и “долгоденствовал” на дереве (дендриты) или на “столпе” (столпники), или пребывал в полном безмолвии, молчальничестве и одиночестве (затворники).
Монахи, относящиеся к этой форме православного духовного делания, т.е. блаженству, отказались от своего достоинства, которое берет свое начало в человеческом разуме и добродетели, и, отказавшись от этого, наполнились доблестью, происходящей от смирения и веры3. Юродство (безумство) сочетает в себе отрешение от себя и героическую самоотверженность, так как ведет личную борьбу против самого сатаны и, как отмечает в своей статье Эрнст Бенц, “безустанно борется в одиночку”, вне безопасности монастыря4. Кроме того, святой Серафим Саровский, в связи с блаженством Пелагии († 1884) из Дивеевского монастыря, пишет: “Господь не призывает слабых на путь этот. Он выбирает самых смелых и сильных”5.
Внутренняя реальность психической жизни юродивого полностью отличается от его внешнего образа. Это происходит потому, что безумство этого человека не является патологическим состоянием, понятием психопатической симптоматики, а выражением и подтверждением наличия редкого и даже яркого интеллектуального потенциала6. Это яркие святые Церкви, которые наполнены Божией благодатью и дарами Святого Духа. Они непрестанно молятся, постятся, бодрствуют, пророчествуют, они видят то, чего все остальные не видят, и чудодействуют. Они с добровольным безумием любят своего ближнего, болеют и страдают из-за его падения. По этой причине Церковь и признала в прошлом как святых, семь Христа ради Блаженных, память которых почитается наравне с другими святыми7.
Евагрий Схоластик, говоря о положении общества блаженных, подчеркивает, в частности, их апатию8 (бесстрасности, греч. α — без, πάθος — страсть – Прим. ред.), которая возвышается над мужским и женским естеством, стяжание бессмертной чистоты, испытание Божественной “смерти при жизни” и воскресения, которые являют суетному миру таких подвижников.
Полностью отойдя от страстей и, конечно, обладая в наибольшей степени умственной энергией и здравомыслием9, юродивый живет в мире ради этого же мира, обычно в городах, бездомный и оторванный от общества, изображая сумасшествие, представляя себя безумными и грешниками в обществе, опирающемся исключительно на логику и моральное достоинство. Безумство юродивых обычно проявляется через их странные и противоречивые поступки, имеющие цель оспорить обыденность морали и церковного устройства, которые утратили свою руководящую роль. Как и следовало ожидать, такие деяния вызывают жесткую реакцию со стороны многих верующих. Но благодать, которой наделяется юродивый с принятием блаженства, направляет и подводит его к другому пути духовной аскезы, отличной от понимания не только мирских людей, но даже монахов. Иногда кажется, что своими поступками юродивые отказываются даже от аскетической добродетели.
Через свое своеобразное духовное делание Христа ради юродивые искореняют не только гордость, но и самого гордого дьявола. Согласно святоотеческому духовному опыту, великим расхитителем духовных трудов является диавол. И как раз от него следует скрывать свои достижения тем, кто идет по мистическому пути духовного трезвения. Юродство является не только “маской” и “личиной”, скрывающей истинно-духовный образ блаженного, но и способом смирения и самопрезрения, поношения перед людьми и демонами. Своими “выходками” они обманывают и обыгрывают злых духов. Об этом нам говорит и Блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Поэтому демоны умоляют Господа не слать им более “таких тиранов”.
Христа ради юродивые являются необычайным случаем святости, потому что сами они, ведя крайне “унизительный” образ жизни, постигают смерть индивидуальности, и этот подвиг, растворяющий любую условность, является воскресением к свободной жизни и любви.
Таким образом, юродство является крайне редким призванием, в котором нелегко отличить ложное от истинного, святость невинности от нечестивой аферы. И это потому, что есть некоторые лже-юродивые, которые претендуют на блаженство, дабы стяжать себе похвалы. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три пути, на которые не следует ступать без особого Божьего призвания: настоятельство, отшельничество и юродство Христа ради. Лже-юродство бесполезно и разрушительно не только для других, но и для того, кто ему следует. Истинное во Христе блаженство в святости сердца улучшает условия жизни окружающих, помогая им пробуждаться от духовной летаргии, в которую он впали.
Духовное делание во Христе приемлемо не для всех. Ведь сами великие блаженные святые отговаривали от этой аскезы тех, кто желал следовать за ними. Авва Исаак Сирин, говоря об этой героической святости “беспорядочных душ, находящихся на самом деле в исключительном порядке”, приходит к выводу: “Да благословит нас Бог достичь такого безумства!”
В этой работе мы постараемся развить тему свободы и чести Христа ради юродивых, которая внедрена в их жизнь и пастырство.
Но сначала мы познакомимся с 1‑й главой, рассмотрим истинную этимологию слова “юродивый”, главным образом, юродство как форму духовного делания. Затем мы исследуем понятие “святости” и признание блаженных святых и их праведности. Во второй главе мы сконцентрируемся над самой главной частью работы, которая выходит за рамки обычного пастырского окормления блаженных Христа ради и свободы морали через их вызывающее для многих поведение.
А. “Юродство” и признание юродивых святыми
1. Особая форма духовного делания
Юродство – особая форма духовного делания, впервые появившаяся в Восточной Церкви, а в дальнейшем ставшая неотъемлемой частью православной духовной жизни. В синаксариях Православной Церкви юродивые являются агиографической “категорией”, как, например, иерархи, мученики, святые… Юродивым считается тот, кто призван Богом, дабы повиноваться и исполнить слова святого Апостола: “Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих”10.
Уже во втором веке нашей эры многие христиане следовали строгой форме аскетизма из-за бытующего в те времена общественного разложения11 и гонений12. Тогда-то и появились очень суровые формы аскезы, которые были установлены строгими аскетами13, затворниками14, столпниками15, дендритами16. Вот что говорил о них Евстафий Фессалоникийский (XII в. ): “Этой жизни принадлежат те, кто отказался ради Христа от своего разума, но не от своего сознания, а сколько их – неизвестно. Частью же этой жизни являются нагие, непостриженные, босоногие, молчальники, пещерники”17. Существуют такие аскеты, которые живут в совершенном одиночестве в пустыне, которые уподобились животным и известны они миру как “пастухи”18. От таких людей старались держаться подальше, такой вид духовного делания не нашел своего места даже в Церковном сознании19.
Как отмечают церковные историки20, в IV веке юродство появляется в виде притворного безумства, глупости21. Юродство было своего рода особой жизнью для некоторых монахов, как мы уже отмечали во введении. Они упражнялись в бесстрастии, потому что много лет жили в пустыне, очень немногие из них приходили из киновийных монастырей22.
Если аскеты борются в пустыне, вдали от соблазнов общества, юродивые боролись в городах, находясь среди людей и для людей. По этой причине, возможно, юродство являлось сложнейшим путем к совершенству.
2. Этимологический анализ слова “морос”, “салос” и “салотита”
Слово «морос» («μωρός») происходит от глагола “морено” («μωραίνω»), что означало «впадать в детство, глупеть, вести себя, как глупец”23. В древнегреческом языке термин “морос” (“мория” равнозначно “глупости”)24 предшествует слову “салос” («σαλός») – “юродивый”. Изначально о нем нет каких-либо упоминаний в Новом Завете. Но в Первом послании к Коринфянам25 появляется более широкое понятие юродства, связанное с благодатью Христовой: “Слово о кресте для погибающих есть юродство, а для нас спасаемых – сила Божиям”26. “Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих”27, что означает: “веду себя, как младенец” 28. Этой “младенческой невинности” как духовной основы и стремились достичь святые.
В Ветхом Завете мы видим, что предками «юродивых во Христе» являются ветхозаветные пророки, которые стали устами Божьими, дабы привлечь внимание людей к Божественной воле29. Тем не менее, термин “юродивый”, встречается довольно редко, например, у пророка Исаии, как “глупость”: «…Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью»30. Наиболее часто используется слово “безумец”31. В противоположность этому, в Новом Завете слово “морос” – “безрассудный”32 используется очень часто, и в проповедях (“Нагорная проповедь Иисуса Христа”33), и в различных притчах34, и в притче о десяти девах35.
Термин “салос” (“юродивый”) появляется впервые в книге “Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов” Палладия Еленопольского, в рассказе о монахине, которая притворялась сумасшедшей и которой овладели демоны36. Что касается этимологии слов “салос” и “салотита” (“юродивый” и “юродство”), здесь наблюдаются некоторые противоречия. Одна из гипотез опирается на пришедшее к нам из сирийского перевода Послание к Коринфянам. Вот что говорит по этому поводу профессор Хр. Стамулис: “Если эта гипотеза верна, тогда юродство берет свое начало в Сирии, а его духовным отцом является апостол Павел”37. По словам профессора Т.Спидлик (T. Spidlik)38, это слово происходит от сирийского слова “Sakhla”, что соответствует греческому слову “морос”. Тот же источник соотносит этимологию слова с греческим словом “салос”, что означает также движение, беспокойство39.
Согласно гипотезе профессора Л.Райдена, этимология слова “салос” довольно сомнительна. Действительно, если исключить вариант его происхождения от сирийского слова “Sakhla”, то тогда это слово уходит своими корнями в историю Египта40. Кроме того, Дж. Ставард предоставляет нам следующую информацию: “Пустыня Египта в 4‑м веке была родиной традиции, которая воспринимала безумие как определенный призыв и дар Святого Духа”41.
В словаре греческого языка термин “салос” этимологически происходит от глагола “салево”, что означает “сдвинуть с места”, “сдвинуться с места”, “беспокойно двигаться”, “что-то делать, чтобы сдвинуть с места”, “потрясти”. Производный от “салево” – термин “салия”, что означает “бунт”, “беспокойство” и “неустойчивое движение”. Сохранился и второй тип глагола “сдвинуться с места”, глагол “сало‑о” и “салево “с тем же значением. Поэтому “салос” означает: “человек, неспокойный умом, глупый, впавший в детство.” Таким образом, этимологически можно подтвердить греческое происхождение этого слова.
То же греческое слово (“салос”) использовалось в России в виде кальки (непереведенным)42. Позднее оно было заменено славянским словом “похаб”, что означает “непристойный”, “оскорбительный”, “аморальный”43. Наконец, широко распространился термин “юродство”, что в переводе означает “сошедший с ума” (слово “юрод” происходит от славянского корня, означающего “странный”)44, “юродство Христа ради” означает “впавший в детство”, что является одной из форм духовного делания, а тот, кто занимается им (юродивый) производит впечатление сумасшедшего ради любви ко Христу. Русская Церковь лучше сохранила традицию Христа ради юродивых, нежели византийцы. Шестнадцать русских юродивых признаны официально, в то время как юродивых греков насчитывается намного меньше. Таким образом, Россия стала страной предпочтения этого вида духовного делания. “Юродство было частым явлением на Руси, юродивых было много, и они пользовались огромной популярностью, большей, чем где-либо еще”45. Кроме того, Николай Aрсеньев в своей книге “Русское Благочестие” говорит: “Из числа Христа ради юродивых, проживших с XIV по XVII века, около тридцати были провозглашены святыми. В XVIII и XIX веках, число этих юродивых, типичных святых, было относительно высоким”46.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что блаженный человек – психически больной человек, т. е. сумасшедший, который ведет себя противоречиво, без всякой логики, потеряв связь с действительностью, он думает и поступает не так, как окружающие его люди. 47 Напротив, “Христа ради юродивые” живут и ведут себя как “сумасшедшие во обретение Христа”, чтобы скрыть достоинства и одаренность, которыми Господь наделил их48.
3. Концепция “святости”
Святые являются не отдельной кастой людей, а теми, кто свободно откликается на призыв Христа, посылаемый Им через евангельские проповеди49. Но для большинства людей святым является тот, кто не грешит, то есть высоконравственный во всех отношениях человек. Кроме того, для христианина святой – это тот, кто живет напряженной духовной жизнью, впадает в забытье и видит то, что недоступно другим смертным, т.е в своих высказываниях и поступках пребывает в сверхъестественном состоянии, в котором есть мистические элементы.
В греческой литературе основа слова “святой” (Αγιος, Агиос) является производной от глагола “azesthai”, который выражает субъективное отношение человека к святому50. Глагол “azomai” в древнегреческой религии имел значение страха перед Богом51. В более древнем словаре термин происходит от слова “άγος” или “άζω “, который имеет значение чистого, святого, почтенного.52
В эллинистическую эпоху святые получают имена от богов своей эпохи (Серапис, Isis, Ваала)53. В Ветхом Завете мы находим слово “святой” как перевод еврейского слова “gadosh” или “godesh”54. Это слово соотносилось с людьми и вещами, предназначенными для поклонения, такими как Бог, человек, пространство, время. Люди, называемые святыми, – это те, кто соблюдают заповеди Бога и избегают греха (Авраам, Исаак, предки)55. В Новом Завете слово “святой” имеет то же значение, что и в Ветхом. Святыми являются Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух, Церковь, члены Церкви и т.д. До сегодняшнего дня все, что связано с Божественной благодатью, является святым (посуда, книги)56.
Согласно святоотеческому мнению, прилагательное “святой” соотносится, прежде всего, с Богом как Сущностью и Источником святости, от которого зависит все святое и священное содержание мира, не всегда являющееся святым от природы, но всегда “τῇ μεθέξει» (во взаимодействии). Термины “gadosh”, “святой” предполагают полную зависимость от Бога57. Также святые отцы заметили, что совершенствование человека является даром Бога человеку, который человек присваивает себе через веру. Те, кто желают стать святыми, должны пройти через определенные стадии духовного роста – от очистительной к просветленной, от мистической к совершенной58, когда человек из раба, который боится наказания, и работника, гонящегося за платой, становится сыном Божиим, который любит Бога и объединяется с Ним в любви59. Ведь “Бог есть любовь”60, а совершенная любовь “изгоняет страх, который есть мучение, живущий в страхе совершенствуется в любви”61.
Святые через борьбу показали свою бесповоротную решимость направлять волю к истинной цели – уподоблению Богу. Эта решимость проявляется в абсолютной свободе. Поскольку существует свободное желание, начинает действовать Божественная благодать62.
Тем не менее, для того, чтобы достичь абсолютного обожествления, необходимо духовное делание63. Слезы (покаяния или славословия) имеют особое значение в тайных учениях святых отцов64. Стоит отметить, что духовное делание направлено не против природы, а на ее освобождение от греха. Духовное делание борется со страстями и изгоняет дьявола из ума. Дьявол борется с человеком из-за ненависти к Богу, ведь он не может повредить Богу, значит, он действует через человека, который создан по образу Господа65.
Мы должны знать, что святость нельзя отождествлять ни с достижениями морали и упражнений, ни с каким-либо сверхъестественным опытом, потому что все это можно найти вне христианства. Святость дается Богом в Духе Святом как доля в жизни святых, ведь они не имеют своей собственной святости, а участвуют в святости Бога, которая является Его природой и только. Это означает, что святые не являются первообразами святости, а образами только Одного Святого – Господа Бога. Иоанн Златоуст сочетал святость с праведной верой и жизнью и утверждал, что святыми являются не только те, кто творят чудеса или изгоняют бесов, а “все вокруг нас”66. Праведное житие есть отрицание греха.
Примечания:
1 Корнаракис Иoаннис, “Тарсо, Христа ради юродивая”, Кельи святого Николая Буразери, 2‑е изд. ред. Святой Афон 2004, стр. 97.
2 Вл. Мартини Пан., “Юродство святого Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви”, (кандидатская диссертация), изд. Тинос, Афины 1988, стр. 9.
3 Евагрий Схоластик, История Церкви, том 1‑й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, стр. 136–138.
4 BENZ Е., «Heilige Narrheit», пер. Кириос, 3, 1938, стр. 9.
5 Блаженная Пелагия Иванова, перевод Ботци П., Афины 1996, стр. 136. См. также Дионисий (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, Святой монастырь Пантократор (Вседержитель) Искупителя Христа, остров Корфу 2004, стр. 502.
6 Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 97.
7 Корнаракис Иоаннис, Тарсо Христа ради юродивая, стр. 98.
8 Евагрий Схоластик, История Церкви, том 1‑й, стр. 2480C – 2481B. См. также Дионисиу (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, там же, стр. 513, Пасху В.П., Эрос православия, изд. Апостольской диаконии Греческой Церкви, Афины 41987, стр. 438.
9 См. Ответ харизматического старца ученику, который добровольно стал на путь блаженства: “Чтобы стать Христа ради юродивым, необходимо обладать разумом, дабы воздалось тебе”. “Херувим Святовасилий”, Якорь надежды, Монастырь Иерапитнис, стр. 33.
10 Кор.3:18.
11 Святой Кирилл Иерусалимский отмечает, что некоторые из его слушателей прибегают к христианскому крещению не из чистых побуждений, а в корыстных целях. См. Кирилл Иерусалимский, Прокатехизис, 5, PG 33, 341C.
12 См. Мартини Пан. Юродство святого апостола Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви, там же, стр. 13.
13 М. Афанасий, Житие Пресвятого Антония, Вепес 33, стр. 18–19 и 35, стр. 236.
14 Иоанн Мосху, Лимон, П. 87c, 2864–2865.
15 Феодориту Киру, Филофейская история, глава 25,Асклипиос, П. 82, е 1473.
16 Иоанн Мосху, Лимон, стр. 2921.
17 Евстафиу Фессалоникский, П. 136, 241. См. также Гроренов Ир. Юродство во Христе, стр. 29.
18 Феодориту Киру, Филофеская история, глава 18, Евсевий,П. 82,е 1428, Иоанн Мосхос.
19 Никифору Каллисто, История Церкви, Книг. 14, глава 50, PG 146, 1235.
20 «О Шести пустынях новопредставленных монахов и лжеюродстве в миру”. Августин Монах (Иорданский), Жизнь и страдания Андрея Юродивого, Иерусалим 1912, предисловие. См. также Евагриос, История Церкви, изд. 4, раздел 34, О преподобном Симеоне Блаженном, PG 86, 2764. Никифор Каллист, История Церкви, глава 22.
21 См. Мартини Пан, Юродство святого апостола Андрея Первозванного и юродство в Православной Церкви, там же, с 13. Сказание о юродивых и отдельных поступках, находится и в аскетической литературе. См. Лолита Милявская, Лавсаики История. Москва.
22 Евангриу Схоластик, История Церкви, том 1‑й, П. 86Б, пл 2480C – 2481B. См. также Дионисиу (митрополит Триккский и Стагон), Восточное православное монашество в святоотеческих текстах, стр. 513.
23 Лидделл и Скотт, Большой толковый словарь греческого языка, вып. 3‑я ред. Анестис Константинидис, Афины 1904, стр. 205. См. также, Мартини Пан, Юродство святого Андрея и юродство в Православной Церкви, стр. 15.
24 Лидделл и Скотт, Большой толковый словарь греческого языка, вып. 3‑й, стр. 206.
25 Иоанн Златоуст говорит нам, что Павел из-за гордости и надменности некоторых христиан в Коринфе, которые гордились своей житейской мудростью, был вынужден понять, что Коринфяне впали в искушение судить проповедь Христа согласно мирским, а не духовным критериям. Таким образом, он призвал их стать безумными в этой жизни, потому что только тогда они смогут достичь истинной мудрости. См. Иоанн Златоуст, 1‑я Проповедь Коринфянам, 81–82.
26 1Кор.20:25.
27 1Кор.3:19.
28 См. диссертацию Нектариу (Нееман) Андра (пресвитера), Учение и мораль в жизни юродивых во Христе, Салоники 2010, стр. 14.
29 См. Грорайнов Ир., Блаженные во Христе. См. также. Петриди, Выжившие «Мы, блаженные во Христе… ” Афины 2008, стр. 10.
30 Ис.44:25.
31 Пар. 1:22 и 10, 1. Серах. 22:13 и Пс.13:1.
32 Синонимы, найденные в Новом Завете, – “юродство” (Лк. 12:20): “младенцы” (Mф. 11:25 и Лк. 10:21). См. также Словарь библейского богословия, где сказано: “Глупо полагаться на богатство, как в притче о богатом глупце” (Лк. 12:20).
33 Мф.5:13 и Лк. 13:34: ” Но если и соль поглупеет “.
34 Мф.7:26.
35 Мф.25:1–13.
36 Палладий, О лжеюродстве, Лавсаики История, глава МА., PG 34. В более поздних источниках иногда отождествляют со святой Исидорой (1 мая). Смотреть Иогт Карри, «La Monial Folle дю Monastère дез Tabbenésiotes”. (1987), стр. 95–108.
37 Стамули Хр, “Юродивые и лжеюродивые в православной агиографии”, Григорий Палама, изд. 721. Фес / ки 1990, стр. 113 и далее.
38 Спидлик Д, Fous pour le Christ en Orient, Том. В ( Париж, 1963), стр. 753.
39 См. Мартини Пан. Юродство св. Андрея и юродство в Православной Церкви, стр. 14.
40 Райден Л., The Holly fool, The Byzantine saint, London 1981. с. 107. См. Мартини Пан., Юродство св. Андрея и юродство в Православной Церкви, стр. 14–15.
41 Савар Дж., Perfect Fools, Folly for Christ᾽s sake in Catholic and Orthodox Spirituality, Oxford University press, 1980, p. 14.
42 Горайнов Ир, Христа ради юродивые, там же, стр. 15.
43 Спидлик Т, Grandi Mistici Russi, Рим 1977, стр. 140.
44 E.Бехр – Сигел, Prière et Sainteté dans l᾽Eglise Russe, изд. дю Серф, Париж 1950, стр. 92.
45 Лев Жийет Хиеомоан, “Une forme d’Ascèse russe”, Иреникон 3, Monastère де Chovetogne, Belgique 1927, стр. 15. А также, Горайнов И., Les fols en Christ, Париж 1983, стр. 191. Г. Федотов “36 юродивых официально признанных Русской Церковью”. Федотов Г., “Русское религиозное сознание”, 1966, стр. 330. См. Мартини Пан., Юродивый св. Андрей и юродство в Православной Церкви, там же, стр. 15.
46 Арсеньев Н., “Русское благочестие”, St. Vladimir Seminary press, 1975, стр. 107. См. Мартини Пан., Юродство св. Андрея и юродство в Православной Церкви, там же, стр.15.
47 Петриди Ик., “Мы, блаженные для Христа … “, стр. 9.
48 Там же, стр. 10–11.
49 1Петр.1:16. См. Coeus Н., Во свободу призванные, Автономия и Разнообразие в этике, изд. А. Стамулис, Афины 2004, стр. 136–137.
50 Пападопулос Aн., Агиология 1, изд. Пурнарас, Салоники 1996, стр. 25.
51 Эдуард Виллигер в труде “Hagios” делит страх человека перед Богом на три категории, означающие: а) боязнь перед сверхъестественной силой, б) природный страх перед мифическим Богом и в) уважение. См. Пападопулос Aн., Агиология 1, стр. 25.
52 Скарлату Византиу, Греческий словарь, стр. 43.
53 Пасху В. П., Святые – друзья Божии, изд. Армос, Афины 1997, стр. 30. См. также, Пападопулос., Агиология 1, стр. 26.
54 Пападопулос Aн. Агиология 1, стр. 26–27.
55 Пасху В.П., Святые – друзья Божии, стр. 30.
56 Там же, стр. 30–31.
57 См. Лампе A. Святоотеческий греческий лексикон, Оксфорд 1961, стр. 18. См. также P. Евдокимов, Молитва Восточной Церкви, (пер. М. Папазаху‑Д. Цербу), изд. Апостольской Диаконии, Афины 1980, стр. 44.
58 Цами Д., Агиология Православной Церкви, изд. Пурнара, Фес-ки 1999, стр. 163–167.
59 Василий Великий, Термины в ширину.
60 1 Ио 4, 16. См. Maдзаридис Г., Христианская этика, изд. Пурнара, Салоники, 2000, стр. 227.
61 1 Ио 4, 18. См. Симеон Новый Богослов, Любви божественные гимны, SC 147, стр. 194.
62 Н. Coeus, Во свободе призванные, Автономия и Разнообразие в этике, стр. 138.
63 Цами Д., Агиология Православной Церкви, стр. 168–176.
64 Симеон Новый Богослов, сотни 1, 23, 29, 32, 35, 49, 60 (стр. 46, 48–50, 53, 56), Л. Дарузен, SC 51, Париж 1957, и 60, 53, 56. Слово 4, На Покаяния и … и что без слез невозможно к чистоте прийти, SC 96, стр. 312–372, изд. Б. Кривошейный, Париж 1963, сотни 3, 8, 12 и 21 (стр. 82, 83 и 86). Симеон опирается на Григория Богослова. Видит причин 29 (3, стр. 180–182) и Григория Богослова, Проповедь 19, 7 PG 35, 1049D – 1052a.
65 Об образе см. Каланзаки Е.Ф., “В начале сотворил Бог”, Анализ толкования на создание описательной части Бытия, Пурнарас, Салоники 2001, стр. 231–285. См. также Зиси Феод. (преподобный ), Спасение человека и мира, под ред. Вриеннием, Салоники 1997, стр. 67–74.
66 “Святой есмь каждый, кто праведной верой в житие своем шли…” См. И. Златоуст, Честн. речь 14, 3, ГУ 62, 575. См. также Coeus N., “Мораль и Догма в работах Г. Софрония”, в сборнике: Старец Софроний – богослов несотворенного света, монастырь Ватопед, 2008, стр. 204–208.
http://www.pemptousia.ru
- 890 0
Стивен Колберт о том, как быть «юродивым во имя Христа»
Если бы десять лет назад кто-нибудь сказал мне, что сегодня я буду писать статью о богословии ведущего ночного ток-шоу, я бы не поверил. . Представляя Джея Лено, Дэвида Леттермана и Конана О’Брайена — я бы подумал: О чем тут писать?
И все же мы живем в день, когда ночные ведущие отказались от цинизма прошлого в пользу основ комедии. Мы улыбаемся заразительной радости Джимми Фэллона и восхищаемся способностью Стивена Колберта сочетать моменты веселья с моментами серьезности, когда он разговаривает со своими гостями.
Реклама на TGC
Вера в ночное телевидение
Я рад видеть этот освежающий сдвиг в ночное телевидение. Я также рад видеть, что в разгар нашей светской эпохи такой комик, как Стивен Колберт, так откровенно говорит о своем католицизме. В недавнем эпизоде Witness, Колберт ответил на вопросы Томаса Росики о личности, которую он создал в The Colbert Report, о потребности в юморе и вере, а также о взаимодействии между верой, фактами и чувствами.
Редко можно увидеть исполнителей такого уровня, говорящих так открыто (и позитивно) о вере — без сомнений и двусмысленностей. Еще более редок исполнитель, демонстрирующий так много знаний об учении и истории своей церкви. Кольбер пересказывает истории из Евангелий, ссылается на Фому Аквинского, резюмирует « письма К. С. Льюиса», и критикует Ансельма Кентерберийского. Примечательно, что общественный деятель говорит не о «вере» вообще, а о вера в частности.
«Дурак для Христа»
В интервью Кольбер описывает свою личность в отчете Кольбера как «ученый муж» — человека, который в блаженном неведении о важных фактах, но уверен в правоте своих чувства. Созданный Кольбером образ действовал согласно тому, что он считал правдой. Он был «благонамеренным», но «плохо информированным идиотом». Юмор исходил из готовности Кольбера девять лет «валять дурака», копаться в глубинах глупости в поисках неожиданного, вызывающего смех.
Согласно Кольберу, «идиотизм» — это когда ваши добрые намерения и чувства подавляют ваши суждения до такой степени, что вы игнорируете факты, которые могут поставить под сомнение ваши убеждения. Невосприимчивое к разуму альтер-эго Кольбера — дурак, «потому что он действует не в соответствии с логикой, социальными нормами и ожиданиями».
Тут же Росика переводит разговор на то, что значит быть «юродивым во имя Христа». Именно тогда Кольбер определяет глупость для Христа как готовность «быть неправильным в обществе или неправильным в соответствии с нашим временем, но правильным в соответствии с нашей совестью, ведомой Святым Духом».
Верность как жизнь по совести
В определении Колберта «юродивого во имя Христа» мы видим снимок того, как много людей в нашем обществе представляют себе верность: жить по совести, независимо от того, что говорит мир. В этом определении есть библейский импульс к несоответствию, а также кивок в сторону свободы совести, права, лежащего в основе любого свободного общества.
Определение Колберта идет дальше, чем совет Джимини Крикета всегда «позволять совести быть вашим проводником», потому что он включает в себя роль Святого Духа. В то же время его определение было бы сильнее, если бы он пошел еще дальше.
В светскую эпоху, когда поиск и выражение своего «подлинного я» является главной целью человечества, желание «жить по совести, независимо от того, что говорит мир» может быть легко захвачено импульсом нонконформизма уже присутствует в наших самых популярных книгах и фильмах. Его можно превратить в не более чем религиозный способ сказать: «Будь собой» или «Будь верен своему сердцу».
Нечто большее, чем ваша совесть
Если «юродство во Христе» должно выходить за рамки обращения к совести, куда еще нам обратиться?
Колберт упоминает Святой Дух. Более традиционный католик мог бы добавить церковь, учитывая видение власти католической церковью. Протестанты, верящие в sola Scriptura , сказали бы Писание. (Лютер воззвал к своей совести, но он назвал свою совесть «пленницей Слова Божьего».)
В любом случае, безусловно, что-то вне нас должно служить высшей инстанцией. В противном случае каждый может следовать велениям своей совести и заявлять, что живет подлинной христианской жизнью.
Если быть «юродивым во имя Христа» означает следовать велениям своей совести (направляемой Святым Духом), значит ли это, что человек готов ошибаться не только в глазах мира, но и в глазах своих Церковь? Или готовы жить по совести, даже если вы обнаружите, что это противоречит Слову Божьему? Кроме того, что происходит, когда чувства одного «юродивого за Христа» расходятся с чувствами другого?
Вера и чувства
Эти вопросы побуждают к дальнейшим вопросам о взаимосвязи между верой и чувствами. В интервью Кольбер ссылается на доказательство существования Бога, данное Ансельмом — доказательство, которое он считает «логически совершенным» и «совершенно неудовлетворительным». Он объясняет:
«Вера в конечном счете не может быть оспорена. Веру нужно чувствовать».
Вера для Кольбера – это твердое убеждение в чувстве, нечто, что нужно выразить и испытать, а не объяснять.
Кольбер тут же поясняет, что не хочет устанавливать дихотомию между верой и чувством. «Надеюсь, вы все еще можете полностью чувствовать свою веру, — говорит он, — и позволить своему разуму вести собственную логическую жизнь. И они не противоречат друг другу, а дополняют друг друга». Затем, допуская, что он может противоречить взглядам Аквината на человеческий разум, Кольбер говорит:
«Логика сама по себе не приведет меня к Богу, но моя любовь к миру и моя благодарность за него приведут».
Я мог бы написать два или три поста в блоге только на одной строчке о благодарности. Всякий, кто знаком с христианской апологетикой, признает пределы аргументации исключительно на основе логики и разума. Христианская убедительность должна включать общее свидетельство церкви, красоту библейской истории и общее откровение о творении. И, как и Кольбер, евангелисты резонируют с идеей о том, что вера — это нечто, что нужно испытать, а не просто объяснить.
Тем не менее, если мы основываем наш высший авторитет на вере, которую мы чувствуем, мы можем свести веру к «личному убеждению». В наш секулярный век вера уходит в личное чувство сердца, где она выглядывает из-за изгороди только тогда, когда становится способом выразить свою идентичность.
Боже, дай нам истинных глупцов
Определение Кольбера является началом того, что значит быть глупым для Христа в глазах мира, но есть еще многое, что можно сказать — более богатое и глубокое безумие, к которому мы должны стремиться к.
Какие верования или обычаи кажутся безнадежно несоответствующими времени, за которые мы готовы прослыть «дураками»?
Как сделать так, чтобы в своем утверждении веры мы не уподобились идиотскому alter ego Кольбера, а стали более похожими на Идиота Достоевского, человека, который излучает непреодолимую радость, даже сталкиваясь с насмешками за то, что он такой «неправильный». по мнению общества?
Более того, как мы можем лучше походить на апостола Павла, который считал все (включая свои добрые дела и все свои религиозные обряды) потерей по сравнению с непревзойденной ценностью познания Иисуса как Господа?
Я никак не ожидал, что мне задаст такие вопросы ночной телеведущий.
Станешь ли ты юродивым ради Христа?
Аудиозапись
Быть верным христианином — послушным слову Божию, истинно мудрым — в Коринфе или в Афинском ареопаге, где Павла называли болтуном. Один из умнейших людей первого века — болтун . Быть христианином, быть послушным слову Божию, быть истинно мудрым в Коринфе, в Афинах и в залах академического учреждения, ты должен стать дураком .
Задумчивые дураки? Быть уверенным. Полные надежд дураки? Быть уверенным. Счастливые дураки с большим количеством серьезной радости? Быть уверенным. Но дураки, тем не менее — бессовестные, счастливые дураки. Не жалеющие себя, не угрюмые, не обороняющиеся, не одинокие, не несчастные, не глупцы типа «о, бедняга», а бесстыдные, счастливые, полные надежды на Христа глупцы.
«Стань глупцом, чтобы стать мудрым — вдумчивым, полным надежд, счастливым юродивым для Христа».
Итак, вот ключевой вопрос для вашего будущего и нашей школы: будем ли мы стыдиться того, что верим в то, чему учит Библия, когда мир называет нас дураками или того хуже? Или мы перерадуемся миру не только вопреки их оскорблениям, но и из-за них? Будем ли мы подобны Павлу, который сказал во 2 Коринфянам 12:10: «Я существую ради Христа» — сделайте глубокий вдох — « содержание с оскорблениями»? Будем ли мы?
Ответим ли мы, как апостолы, когда они были пристыжены как безумные в Деяниях 5:41? «Они вышли из совета, радуясь, что удостоились быть посрамленными за имя».