Жанры древнерусской литературы 5 класс: Особенности и жанры древнерусской литературы
Содержание
Особенности и жанры древнерусской литературы
Древнерусской (или русской средневековой, или древней восточнославянской) литературой называют совокупность письменных произведений, написанных на территории Киевской, а затем Московской Руси в период с 11 по 17 века. Древнерусская литература является общей древней литературой русского, белорусского и украинского народов.
Карта Древней Руси
Крупнейшими исследователями древнерусской литературы являются академики Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Александрович Рыбаков, Алексей Александрович Шахматов.
Академик Д.С. Лихачёв
Древнерусская литература не являлась результатом художественного вымысла и обладала рядом особенностей.
1. Вымысел в древнерусской литературе не разрешался, так как вымысел – это ложь, а ложь греховна. Поэтому все произведения носили религиозный или исторический характер. Право на вымысел было осмыслено лишь в 17 веке.
2. По причине отсутствия вымысла в древнерусской литературе отсутствовало понятие авторства, так как произведения либо отражали реальные исторические события, либо представляли собой изложение христианских книг. Поэтому у произведений древнерусской литературы есть составитель, переписчик, но не автор.
3. Произведения древнерусской литературы создавались в соответствии с этикетом, то есть по определённым правилам. Этикет складывался из представлений о том, как должен разворачиваться ход событий, как должен вести себя герой, как составитель произведения обязан описывать происходящее.
4. Древнерусская литература развивалась очень медленно: за семь веков было создано лишь несколько десятков произведений. Это объяснялось, во-первых, тем, что произведения переписывались от руки, а книги не тиражировались, так как до 1564 года на Руси не существовало книгопечатания; во-вторых, число грамотных (читающих) людей было очень мало.
Жанры древнерусской литературы отличались от современных.
Жанр | Определение | Примеры |
ЛЕТОПИСЬ | Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам. | «Повесть временных лет», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись» |
ПОУЧЕНИЕ | Духовное завещание отца детям. | «Поучение Владимира Мономаха» |
ЖИТИЕ (АГИОГРАФИЯ) | Жизнеописание святого. | «Житие Бориса и Глеба», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума» |
ХОЖДЕНИЕ | Описание путешествий. | «Хождение за три моря», «Хождение Богородицы по мукам» |
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ | Описание военных походов. | «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» |
СЛОВО | Жанр красноречия. | «Слово о Законе и Благодати», «Слово о погибели Русской земли» |
Возникновение и периодизация древнерусской литературы
Начальное русское летописание
Жанры древнерусской литературы в таблице – основные кратко основные с примерами (9 класс)
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 651.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 651.
В данной статье, которая предназначена для учеников 9 класса, рассмотрим, что такое жанры древнерусской литературы, как происходило их деление, каковы особенности первичных и объединяющих жанров.
Определение
Жанр – это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.
Жанры древнерусской литературы исследователи делят на первичные и объединяющие.
Первичные жанры
К основным первичным жанрам относятся:
- житие – описание духовных подвигов и добрых дел святых;
- слово – образец торжественного красноречия;
- поучение – проникновенная беседа о духовных ценностях;
- повесть – повествование о важных исторических событиях;
- хождение (хожение) – описание различных путешествий в иные земли или приключений;
- летописный рассказ – развернутое описание;
- летописное сказание – повествование с отсылкой к устному фольклорному преданию;
- погодная запись – краткое сообщение о каком-либо историческом событии в летописи.
Объединяющие жанры
К объединяющим жанрам древнерусской литературы относятся:
- летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности;
- хронограф – описание времени 15-16 вв.;
- четьи-минеи – собрание произведений о святых людях;
- патерик – описание жизни святых отцов.
Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров.
Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров.
Летопись, являющаяся одним из самых древних жанров, играла огромную роль в древнерусской литературе и в Древней Руси в целом. Говоря кратко, летопись была не только свидетельством об исторических событиях прошлого, но и политическим и юридическим документом.
Таблица
Приведенная ниже таблица «Жанры древнерусской литературы» включает в себя названия жанров с примерами из древнерусской литературы:
Жанр | Произведение древнерусской литературы |
Житие | «Житие Александра Невского» |
Слово | «Слово о Законе и Благодати» |
Поучение | «Поучение Владимира Мономаха» |
Повесть | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» |
Хождение (хожение) | «Хожение за три моря» (Афанасий Никитин) |
Летописный рассказ | Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского |
Летописное сказание | Сказание о мести Ольги древлянам |
Погодная запись | Погодные записи из «Повести временных лет» |
Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.
Что мы узнали?
Жанры древнерусской литературы делятся на первичные (житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописный рассказ, летописное сказание, погодная запись и др.) и объединяющие (летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик). Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров. В одной книге часто были собраны произведения разных жанров. Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Фируза Амирова
5/5
Денис Баленков
5/5
Lilnait Student
5/5
Татьяна Баландаева
5/5
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 651.
А какая ваша оценка?
Введение | История русской литературы
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Kahn, Andrew and, др. ,
‘ВВЕДЕНИЕ’
,
История российской литературы
(
Oxford,
2018;
онлайн Edn,
Oxford
,
, EDN,
Oxford
,
, EDN,
Acadecram
,
. май 2018 г.
), https://doi.org/10.1093/oso/9780199663941.003.0001,
, по состоянию на 14 ноября 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicИстория русской литературыЛитературные исследования — WorldBooksJournals
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Извлечение
Формы истории литературы
Россия обладает одной из самых богатых и почитаемых литератур Европы, восходящей к одиннадцатому веку. Наши История русской литературы представляет собой всесторонний отчет о русской письменности от ее самых ранних истоков в монастырских произведениях Киева до наших дней, которая все еще изобилует творческими экспериментами постсоветской литературной жизни. Читатели найдут здесь сведения о жанрах, в том числе героические песни и духовная поэзия ( духовные стихи ), роман, элегия и любовная поэзия; движения, такие как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, авангард и постмодернизм. И читатели найдут обсуждение известных и менее известных писателей, которые внесли свой вклад в эту влиятельную и жизненно важную традицию для каждого из этих периодов и жанров.
Нужны ли читателям двадцать первого века истории национальных литератур сейчас, когда одержимость глобальным практически вытеснила интерес к дискретным традициям? Одним словом, да. Подъем мировой литературы и ощущение того, что новые глобальные каноны, утратившие свою актуальность, формируются на наших глазах, не обесценивают по своей сути национальную литературную историю. Глобальная история может подтолкнуть к предположению, что национальное по определению статично или одномерно. Пересечение границы, которое доминирует в глобализированной литературе, кажется явно более динамичным, чем любая отдельная традиция. Close Тем не менее, эти пересечения границы могут помочь нам понять собственную литературную историю России, которая явно противоречит идее обособленности. Карта русской литературы никогда не была тождественна границам России: ее центры творческого производства занимают территории как внутри России, так и за ее пределами, и она включает в себя произведения, написанные на русском языке (пусть и не всегда в России и не обязательно этническими русскими). Изоляция времен холодной войны никогда не была единственной проблемой для литературной традиции и культуры, которая была открыта византийскому и балканскому влиянию в средневековый период и русинскому, польскому и латинскому веяниям в семнадцатом веке. Русская литература продолжала оставаться явно космополитичной и ориентированной на Европу (главным образом на Францию и Германию) в XVIII веке; она стала одной из великих европейских литератур в девятнадцатом веке, а затем распространилась на новые территории в фазах диаспоры в современный период, начиная с изгнания романтиков девятнадцатого века и нескольких волн эмиграции из девятнадцатого века. 20-х до 2010-х годов.
Предмет
Литературоведение – Мир
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Понимание моего увлечения русской литературой | Майкл Китто
Я не совсем понимаю, откуда взялся мой интерес к русской литературе. Я думаю, это началось с увлечения холодной войной, что привело к желанию понять сложную природу Советского Союза, как его политики, так и людей. Первым русским романом, который я прочитал, был « Анна Каренина » Льва Толстого, однако моя одержимость русской литературой пришла вскоре после этого. Когда я впервые стал читателем, я использовал 1001 Книги, которые вы должны прочитать перед смертью список в качестве руководства, чтобы решить, что читать. Хотя я хотел бы завершить полный список, он выполнил свою задачу, которая заключалась в том, чтобы познакомить меня с хорошей литературой во всех жанрах, что позволило мне понять, в чем заключаются мои литературные вкусы.
Моя одержимость русской литературой выросла из моего интереса к сатире, начиная с «Супер-грустной истории настоящей любви » Гэри Штейнгарта, антиутопии о глобализации. Однако при всем при этом это автобиографический роман русского эмигранта. Мне нравилось открывать для себя историю, скрытую за сюжетом, и я быстро обнаружил, что русская литература — кладезь для этого. У России очень сложная история; это часто отражается в его литературе и делает его важной частью русской культуры.
Краткая история русской литературы, уходящая своими корнями в рыцарские романы, былины и летописи о русской жизни. Именно здесь, в ее истоках, мы устанавливаем важность иронии и сатиры в литературе. Именно усилия Петра Великого по модернизации России уступили место русской литературе в 18 веке. Хотя я не читал ни одного из этих авторов того времени, такие авторы, как Антиох Кантемир и Василий Тредиаковский, внесли заметный вклад в его литературу. 19ХХ век — золотой век русской литературы, когда Николай Гоголь, Федор Достоевский, Антон Чехов, Иван Тургенев и Лев Толстой создали одни из величайших произведений русской литературы. Именно здесь зародилось литературное движение «Русский романтизм», которое исследует метафизическое недовольство обществом и собой у таких известных авторов, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Серебряный век начала ХХ века был сосредоточен вокруг поэзии и авангарда. Поэты, часто связанные с серебряным веком, включают Марину Цветаеву и Бориса Пастернака.
Затем последовала советская эпоха, время расцвета соцреализма, русского формализма и футуризма. В то время как советская эпоха была чрезвычайно сложным периодом для литературы и охватывает так много различных литературных стилей, легче собрать воедино все произведения советской эпохи. Если вы хотите вырваться из советской эпохи, вы можете сделать это с помощью Самиздата, Тамиздата и Госиздата. Самиздат «самиздат» — распространение литературы, изданной нелегально (часто под копирку машинописного текста) и распространяемой среди других россиян. Это похоже на метод, использовавшийся в царскую эпоху, и позволял не подвергавшейся цензуре литературе таких авторов, как Михаил Булгаков и Александр Солженицын, достигать аудитории. Тамиздат «там» — это когда советский писатель печатает свои произведения на Западе, потому что они не могли издаваться в России. Большинству советских авторов приходилось полагаться на этот метод для публикации своих произведений, наиболее ярким примером Тамиздата является «Доктор Живаго » Бориса Пастернака . Госиздат «Государственное издательство» — термин, используемый для официально разрешенных изданий. Честно говоря, я не могу вспомнить ни одного современного классика советской эпохи, который изначально был издан государством. Хотя журналы русской литературы, в которых впервые были опубликованы многие произведения, были бы государственными.
Постсоветская эпоха охватывает всю литературу, изданную после распада СССР. Хотя цензура советской эпохи была официально снята, писатели по-прежнему подходили к острым темам аналогичным образом. Отчасти политическим/экономическим хаосом постсоветской эпохи, отчасти следованием традициям великой русской литературы. Хотя такие авторы, как Борис Акунин, пользуются огромным успехом в популярной фантастике, сочиняя исторические детективные сериалы. Сюда не входят авторы, бежавшие из России или Советского Союза и ставшие авторами после получения гражданства в другом месте, такие как Айн Рэнд, Исаак Азимов и Владимир Набоков.
Несмотря на богатую историю русской литературы, часто встречаются общие темы, которые проявляются на протяжении веков. В первую очередь это борьба за стабильность; Русская история была вихрем войн и тирании. Эта борьба часто переводится как искупление через страдание. Это может быть борьба с религией, философией, обществом или даже с самим собой. Эту борьбу можно увидеть в различных романах, таких как « Братья Карамазовы » до научно-фантастического романа Владимира Сорокина 2006 года «9».0075 День опричника . Хотя моя жена могла бы согласиться с русским литературным критиком Виктором Шкловским, который сказал : «Русская литература посвящена описанию неудачных любовных приключений».
Авторы в России часто попадают в социальный класс (я не думаю, что мне нужно объяснять роль класса в России), известный как интеллигенция. Этому классу интеллекта поручено направлять или критиковать культуру и политику общества. Вот почему русская литература играет такую огромную роль в русской культуре, а также объясняет, почему в советское время литература находилась под таким контролем. Союз советских писателей был создан Сталиным для управления литературой в СССР. Членство не было обязательным, но если автор не был членом, у него были очень ограниченные возможности для публикации. Несмотря на все их усилия, к счастью, у нас все еще есть богатый выбор советской литературы, критикующей культуру и политику того времени.
И в царской России, и в Советском Союзе авторам приходилось следить за тем, что они говорили, многих сослали в трудовые лагеря за то, что они написали. Поэтому часто использовались литературные приемы, чтобы сказать то, что нужно было сказать, более творчески.