Женщина сосуд греха: Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь – Православный журнал «Фома»
Содержание
Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Библия нигде так женщину не называет: единственный фрагмент Писания, где женщина названа «сосудом», находится в Первом послании апостола Петра и выглядит так: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет 3:7). Как видите, апостол требует оказывать женам честь и называет их сонаследницами благодатной жизни. Библия описывает некоторых людей как сосуды гнева, но там речь идет о нераскаянных грешниках независимо от пола.
Писание много раз говорит о том, что путь святости и спасения открыт всем. Как объясняет апостол Павел, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:27—28).
Более того, Библия ставит женщину удивительно высоко, особенно если учесть, что она создавалась в патриархальном обществе. От Деворы-пророчицы до жен-мироносиц Писание рассказывает о примерах женской веры и святости, самым ярким из которых является благословенная Дева Мария — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, которая в Православной Церкви почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», то есть облеченная большей славой и честью, чем ангелы, херувимы и серафимы.
Особым почитанием окружены в Православной Церкви женщины, сопровождавшие Иисуса Христа и апостолов во время Его земной жизни и не оставившие Спасителя после Его смерти и погребения. Это Марфа и Мария — сестры праведного Лазаря, Мария Магдалина и другие. Мы называем этих женщин мироносицами, потому что на следующий день после погребения они, взяв миро — смесь из ароматических масел, пришли ко гробу Иисуса, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать Его тело. Церковь празднует их память в третье воскресенье после Пасхи.
«Антиженские» предрассудки, которые существовали в средневековом европейском обществе, были связаны с дохристианским культурным наследием, а не с Писанием. Там, где цивилизация осталась практически не затронутой христианским влиянием, например, в Индии, статус женщины остался очень низким.
Часто люди, которые говорят о дискриминации женщин в православии, указывают на запрет лицам женского пола входить в алтарь и участвовать в таинствах во время месячных. Действительно, определенные ограничения существуют. Однако они либо не носят абсолютного характера, либо распространяются не только на женщин. Алтарь — особое сакральное пространство внутри храма. Строго говоря, находиться там могут только священнослужители, и запрет входить в алтарь распространяется на мирян в целом. Впрочем, из этого обычая есть исключения: с благословения священника в алтаре могут помогать миряне и пожилые женщины (особенно в женских монастырях). Что касается месячных, то, согласно церковным канонам, они являются препятствием только для Причастия. Этот запрет связан с истечением крови как таковым: во время кровотечения нельзя причащаться не только женщинам, но и мужчинам.
Бывает, что Церковь пытаются противопоставить современному феминистскому движению, обвиняют в том, что она осуждает феминисток. На первый взгляд, это обвинение имеет под собой основания. Однако тут дело не столько в половой принадлежности человека, сколько в феминистической идеологии, которая противоречит христианской морали. Церковь поддерживает правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин, но не может принять отстаиваемое феминистками право женщины на аборт и ряд других положений.
Вопреки мнению представителей «мужского шовинизма», Евангелие прямо говорит о равночестности мужчины и женщины в христианстве, а Богородица — женщина, через которую произошло воплощение Спасителя, — почитается больше чем ангелы. Таким образом, реальное отношение к женщине в Православии и то, как представляет его себе средний, далекий от Церкви обыватель, сильно отличаются. Церковь прославляет подвиг жен мироносиц и других женщин, явивших своей жизнью пример подлинной святости. Критику со стороны Церкви вызывают лишь попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности, заставить ее выполнять несвойственные ей функции, вырвать из традиционного социально-культурного контекста.
книги
Как небольшой новозаветный сюжет о женщине, получившей за танец голову Иоанна Крестителя, стал важнейшим мифом западной культуры и почему его трансформации связаны с изменением гендерных ролей в обществе? Мария Нестеренко рассказывает о книге Розины Нежинской «Саломея. Образ роковой женщины, которой не было».
Уже в Ветхом завете у женщин сложилась неважная репутация: Ева соблазнила Адама запретным плодом и тем самым обрекла все человечество на муки, а первая его жена Лилит, апокрифическая, отказалась ему подчиняться и сбежала от мужа. Самые яркие ветхозаветные героини грешили ради великой цели — например, дочери Лота вступают в сексуальный контакт с собственным отцом и спасают себя, свой род и человечество от вымирания. Точно так же поступает и Тамар: после смерти двух своих мужей, которые были братьями, она понимает, что свекор не спешит выдать ее за третьего, переодевается блудницей и соблазняет самого отца-Иегуду. Через несколько поколений благодаря их связи рождается царь Давид. В конце концов, если бы не грехопадение Евы, то не было бы человеческой истории (хотя в Ветхом завете хватает и абсолютно отрицательных героинь).
Однако в Новом завете взгляд на женщину становится еще более строгим и даже жестким. Розина Нежинская в чрезвычайно интересном исследовании «Саломея. Образ роковой женщины, которой не было» разбирается с самой загадочной отрицательной героиней Библии, прослеживает формирование мифа о ней и изменения ее образа в различные эпохи. По выражению автора, «Эта книга — попытка проблематизировать социальную стигматизацию Саломеи и поставить под вопрос само понятие стигмы». Объем материалов, которые привлекает исследовательница, поистине колоссален: это исторические источники, иконография, живопись разных периодов, литература и музыка. (Но поскольку одна из целей автора — развенчание стигмы Саломеи, в книге заранее задается определенная оптика, которая иногда приводит к «искажению» исследовательского зрения).
Нежинская начинает с самого начала: в исходном сюжете о мучениях Иоанна-Крестителя Саломея была упомянута как случайный персонаж, а не жаждущая крови принцесса. Автор ссылается на «Иудейские древности» Иосифа Флавия, где сказано, что «тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. <…> Иоанн был в оковах послан в Махерон», — то есть за смерть Иоанна был ответственен только Ирод. Из того же источника известно о вполне благополучной судьбе исторической Саломеи, а сюжет с ее танцем всего лишь позднейшая вставка.
Интерес к этой героине вырос в Средние века и понадобился для иллюстрации тезиса о том, что женщина — сосуд греха: «Для Библии и Отцов Церкви женщины делились на три категории: святая, грешница и раскаявшаяся грешница. Образ святой <…> был связан с Девой Марией. Образ грешницы, испытавшей все муки и радость покаяния, — с Марией Магдалиной. Саломею же относили к типу глубоко закоренелой грешницы, не знающей раскаяния, истинной наследницы Евы».
В эпоху Возрождения происходит некоторый сдвиг в восприятии мифической танцовщицы: «Они [художники — прим. ред.] писали ее поясные портреты, соблюдая классические пропорции идеальной женской красоты. Постепенно эти портреты утратили всякое религиозное измерение, хотя Саломея на них по-прежнему изображалась держащей блюдо с отсеченной головой Крестителя». Возникает контраст между идеальной красотой и ужасным поступком Саломеи, она и ее танец постепенно отделяются от сюжета с казнью Иоанна и приобретают самостоятельное значение.
В XIX веке Саломея полностью освобождается от этого контекста и становится femme fatale, которой буквально одержимы и художники, и поэты. Саломея попадает в один ряд с другими легендарными соблазнительницами: «Далилой — вероломной возлюбленной Самсона; Иезавелью — опасной и губительной чужачкой; Юдифью — отважной убийцей Олоферна; Кассандрой; Клеопатрой; Лилит, Ламией». По мнению Нежинской, мужчины изображают женщин как роковое зло, поскольку чувствуют, что в реальности от них исходит настоящая опасность. Автор имеет в виду борьбу женщин за свои права и тот факт, что мужчины вынуждены были постепенно вступать в социальную конкуренцию, поскольку все больше женщин занимались самостоятельным трудом. В 1848 году во Франции прошла волна протестов против законов, ущемлявших женщин в правах, однако на них мало кто обратил внимание из-за предубеждения, выраженного Прудоном, который видел в женщине «куртизанку или домохозяйку». Нежинская пишет: «В нем [создании мифа о женщине — прим. ред.] также воплотилось восприятие женщин мужчинами — настолько же сформированное усилиями мужчин, насколько и меняющимися социальными условиями. Образ Саломеи сосредоточил в себе множество характеристик, отражавших дух XIX столетия. Век стремился доказать, что „женская раса“ является низшей».
Однако Нежинская не учитывает еще один важнейший фактор: в начале XIX века, после некоторого разочарования в эпохе Просвещения, у людей возник интерес ко всему иррациональному, где зло часто выступает обаятельным: начиная с «Фауста» Гете, «Вампира» Полидори, «Манфреда» и «Дона Жуана» Байрона и заканчивая «Цветами зла» Бодлера и, позже, декадентством. Демонических персонажей хватало и среди мужчин.
Пер Факснельд в книге «Сатанинский феминизм. Люцифер как освободитель женщин в культуре XIX век» писал, что романтизм понимал дьявола как силу, противостоящую христианской патриархальной тирании, а грехопадение Евы — как акт освобождения от них. Такая трактовка восходит к поэме Мильтона «Потерянный рай», где дьявол представлен как отчаянный борец за свободу — отсюда демонизация литературных и живописных персонажей, и, конечно, речь идет не только о femme fatale.
Весьма интересное наблюдение делает автор по поводу национальности Саломеи: в XIX веке, особенно в конце столетия, она изображалась как еврейка. Появление еврейства на европейской интеллектуальной сцене — один из главных вопросов эпохи fin de siècle. Об этой «опасности» писали Дрюмон, Чемберлен и особенно Отто Вейнинегер, прямо отождествлявший женщин и евреев. Возможно, в образе Саломеи слились две эти «опасности». Нежинская в своем анализе ограничивается внешними, косвенными факторами, она пишет, что «. ..по общему мнению, подтверждало национальную принадлежность Саломеи, так это то, что покупателями всех удачных картин с ее изображением были исключительно евреи. <…> это не только обсуждалось, но и называлось оскорбительным, поскольку, как считали их авторы, евреям недоставало художественного вкуса, и эти приобретения с их стороны являлись нахальными попытками изобразить из себя ценителей искусства».
Принципиально новый смысл вкладывали в образ Саломеи Стефан Малларме и Оскар Уайльд: «Малларме, например, во времена, когда Иродиада и Саломея воспринимались лишь как femmes fatales, приписал своей Иродиаде новую роль: она стала одновременным воплощением поэта и стихотворения в процессе его создания». Саломея бесконечно обсуждалась двумя авторами. Главу «Поэзия: Стефан Малларме» в некотором смысле можно назвать центральной — в ней происходит «перерождение» нашей героини. В незаконченной поэме «Иродиада» полностью переосмысливается представление о Саломее как роковой женщине: она становится образом-автопортретом поэта. Саломея-Малларме олицетворяет личность поэта, его внутренний мир и философию его творчества. Поэма была делом всей жизни Малларме; он считал, что нужно «изображать не саму вещь, но впечатление, которое она производит», и что «стих, следовательно, должен состоять не из слов, но из намерений, и все слова отступают перед чувственным переживанием». Нежинская пишет, что «Иродиада» должна была стать его литературно-философским манифестом — и одновременно достоверным портретом его души«. В главе, посвященной пьесе Уайльда, Нежинская развивает мысль о том, что и уайльдовская Саломея «в каком-то смысле выражает его житейскую и творческую философию».
Рассуждая об опере Штрауса «Саломея», Нежинская делает акцент на ее скандальности, однако музыкальный критик Алекс Росс в книге, посвященной музыке ХХ века, говорит, что «зрители одобрительно ревели — и это было самым неожиданным. „Ничего более сатанинского и художественного на немецкой сцене не случалось“, — восхищенно писал Дечи. <…> Когда кто-то заявил, что он скорее застрелится, чем запомнит мелодию из „Саломеи“, Штраус, к всеобщему изумлению, ответил: „И я тоже“». Вскоре «Саломею» поставили еще в двадцати пяти городах, но дело, конечно, не в этом (само собой, хватало и недовольных зрителей), а в том, что более тонкий музыковедческий анализ позволил бы лучше понять героиню оперы. Нежинская анализирует в первую очередь визуально-текстовую составляющую и заключает наконец, что «опера Штрауса, посредством музыки размышляющая над персонажами пьесы, превращает Саломею в фигуру почти шекспировского масштаба».
В целом «Саломея» — замечательное исследование, в котором на ярких примерах рассказывается, как не самый значительный библейский эпизод вырос в большой миф о femme fatale, «чрезвычайно усиливший страхи и желания, связанные с женщинами».
Что делает женщин «более слабым сосудом»?
Стенограмма аудиозаписи
Несколько раз в этом подкасте мы рассматривали 1 Петра 3:7, но только кратко и ни разу подробно. Это наш шанс. Сегодняшний вопрос приходит к нам от слушательницы по имени Патрисия. «Здравствуйте, пастор Джон, и спасибо за подкаст! Что имеет в виду Петр в 1 Петра 3:7, когда пишет, что мужья должны жить со своими женами с пониманием, «как с более слабым сосудом»? В частности, какой сосуд слабее? Она слабее физически, слабее эмоционально, слабее духовно или что-то совсем другое? Спасибо за помощь.»
Давайте начнем с буквального перевода стиха, о котором она спрашивает, 1 Петра 3:7. Вот как я бы это перевел:
.
Также, мужья, живите вместе по знанию с вашими женами [ с вашими женами нет в оригинале, но подразумевается живите с ], как с более слабым сосудом, женским, проявляя честь, как и живущий вместе с сонаследниками благодати жизни [что я понимаю как вечную жизнь из-за использования слов благодать и жизнь еще в 1 Петра 1:3 и 1 Петра 1:13], чтобы не было препятствия вашим молитвам.
Итак, Петр говорит мужьям: «Живя со своими женами, помните о двух центральных вещах, которые вам следует знать» — другими словами, живите «согласно знанию». Вот что вам следует знать: во-первых, вы, муж, сильнее, а она слабее сосуда. И другой факт, в свете которого вы должны жить, заключается в том, что она разделяет с вами славу наследницы Божьей. Итак, в этом стихе на поведение мужа-христианина по отношению к жене влияют две вещи: (1) тот факт, что она не разделяет его превосходящей мужской силы, и (2) тот факт, что она разделяет славу наследницы Бога. Это очень важно. Я не думаю, что Петр сделал здесь какую-то ошибку или писал небрежно.
То, что она слабее, вызывает у него одно почитание, а то, что она сонаследница славы, вызывает у него другое почитание. И эти два способа притяжения к этой женщине переплетаются, чтобы создать уникальную христианскую красоту того, что Павел называет главенством и подчинением .
Итак, вопрос Патриции относится конкретно к термину «более слабый женский сосуд» или «более слабый сосуд, женский». Три слова нуждаются в объяснении, верно? Судно (что это?), женский , а слабее .
Сосуды для сокровищ
Начнем с сосуда . Первое, на что следует обратить внимание, это то, что она называется более слабым сосудом , что означает, что муж также является сосудом. У вас есть два сосуда: более слабый и более сильный сосуд. Она не просто сосуд; он тоже сосуд, потому что она слабее, а он сильнее сосуд.
«Различия между мужчинами и женщинами коренятся в созданной Богом природе, а не в грехе».
Вероятно, коренная идея заключается в том, что мужской половой орган — это сосуд, а женский половой орган — своего рода сосуд. Мужской сосуд — это дающий, раздающий сосуд, а женский орган — принимающий, принимающий сосуд. Итак, в самом акте сексуальных отношений, где разница между мужчиной и женщиной анатомически наиболее ясна, и мужчины, и женщины рассматриваются как сосуды разного рода. И вы можете увидеть это значение в 1 Фессалоникийцам 4:4.
Но причина, по которой я говорю, что это основная идея, заключается в том, что я не думаю, что в настоящее время она занимает видное место в голове Питера. На самом деле не имеет особого смысла описывать женский половой орган как более слабый, чем мужской. Что бы это вообще значило, и какое значение это имело бы для их отношений? Скорее, нам нужно увидеть, что такое термин судно стало. Я думаю, укоренившись в этой анатомической взаимодополняемости, из нее вырастает обобщенное использование слова сосуд для обозначения человеческого тела. Женское тело — это сосуд, а мужское тело — сосуд вообще.
Я говорю это по причине 2 Коринфянам 4:7, где Павел, упомянув о драгоценности славы Евангелия, говорит: «У нас есть это сокровище в кувшинах [буквально сосудов ] из глины. ” Итак, все христиане имеют это сокровище Евангелия в глиняных сосудах, «чтобы показать, что превосходящая сила принадлежит Богу, а не нам». Это не означает, что у нас есть Евангелие в наших половых органах. Не в этом смысл. Это означает, что мы несем Евангелие в себе, в наших телах. Наши тела — это храм Святого Духа, делающий Евангелие сильным в нашей жизни, а наши тела хрупки и склонны к разложению.
Итак, я беру термин сосуд в 1 Петра 3:7 в основном для обозначения женского тела. «Также, мужья, живите вместе по знанию с вашими женами, как более слабый женский сосуд » означает это: живите с той, у которой тело слабее. Я думаю, это основной фокус.
Сильный и Слабый
Далее следует слово женского рода , и эта фраза буквально звучит как «как с более слабым сосудом, женским». Смысл этого слова в том, чтобы привлечь внимание к тому факту, что Петр действительно делает общее заявление о мужественности и женственности, или о мужчинах и женщинах, а не только о конкретной жене, на которой вы состоите в браке.
Другими словами, в представлении Питера это реальный, сотворенный Богом мир мужчин и женщин. Бог создал мужчин более сильными, а женщин — более слабыми. Таков план. Это цель Бога. Это часть того, чем на самом деле является женского .
Быть женщиной означает, за некоторыми исключениями, быть слабее мужчины. Это не случайность природы. Это не случайный эффект естественного отбора или эволюции. Так задумал Бог. И если вы сделаете паузу и подумаете об этом, это должно иметь огромное значение, я думаю, особенно для мужчин-христиан, поэтому Петр обращает на это особое внимание и говорит: «Мужья, посмотрите: вы это знаете. Вы должны жить в соответствии с этим знанием. Это часть Божьего замысла для женственности и мужественности. У нее более слабое тело. Примите это во внимание как христианин, когда вы думаете о том, чтобы почтить свою жену».
А вот и последнее слово, на котором стоит остановиться. Именно о нем Патриция особенно спрашивала, а именно о слове слабее . И мы видели, что самым непосредственным значением слабее будет физически слабее или физически слабее.
«На вашей стороне сонаследник Божий, потрясающе славный человек, который будет сиять, как солнце».
Итак, мы живем в культуре, которая отчаянно хочет, чтобы это не было правдой, и находит все возможные способы, чтобы скрыть эту правду и избежать ее влияния на отношения между мужчинами и женщинами. Итак, фильм за фильмом и видео за видео пытаются показать, что женщины столь же жестоки, настолько грубы, настолько же способны нейтрализовать мужскую силу, как и любой мужчина. Любая мысль о том, что женщина могла бы должным образом и с радостью искать в мужчине превосходящей силы, отодвигается на второй план, сводится к минимуму, отрицается или высмеивается.
Итак, мы живем в культуре, которая делает все возможное, чтобы спрятать голову в песок и игнорировать то, что является очевидной истиной, исторической и универсальной, а именно, что мужчины, как правило, физически сильнее женщин.
Мы живем в культурном противоречии. Потому что всем этим культурным усилиям отрицать очевидное противостоит тот факт, что
- на Олимпийских играх ни в одном виде спорта женщины не соревнуются с мужчинами;
- в профессиональном баскетболе, есть лига для мужчин и лига для женщин;
- в профессиональном гольфе есть ассоциация для мужчин и одна для женщин;
- в профессиональном теннисе, есть один для мужчин и один для женщин;
- 98 процентов строительных рабочих в Америке — мужчины;
- 88 процентов полицейских в Америке — мужчины;
- 86 процентов военнослужащих составляют мужчины.
И какой бы греховный шовинизм ни заражал все это, ни одна из этих статистических данных не изменится существенно, если все эти грехи убрать. Эти различия коренятся в созданной Богом природе, а не в грехе.
Теперь я предполагаю, что Патрисия очень вдумчивая женщина, и когда я скажу, что слабее в первую очередь относится к телесной слабости, она поймет — учитывая природу современного мира — что мы знаем сегодня, что тело включает в себя головного мозга и гормональной системы. И различия в этих физических органах и системах производят различия между мужчинами и женщинами не только в грубых мышечных способностях, но и в других отношениях. Все, что нужно сделать, это ввести в Google (вы должны попробовать это): В чем разница между мужским и женским мозгом? Просто введите это в Google, и вы найдете десятки научных исследований, приведших к удивительным открытиям за последние двадцать лет. Но мы должны где-то остановиться в этой обширной теме, так что позвольте мне подвести итог.
Наследница Божья
Давайте сосредоточимся на том, что Питер считает наиболее важным. Петр сосредотачивается на том, как мужья-христиане живут со своими женами и почитают их, и он говорит:
Мужья, примите во внимание, держите это знание в своем фокусе: как муж-христианин вы несете ответственность и бремя обладания превосходящей силой ради защиты, обеспечения и руководства своей женой через угрозы и испытания жизни, все время осознавая, что рядом с вами находится сонаследник Божий, потрясающе славный человек, который «будет сиять, как солнце, в Царстве [ее] Отца» (Матфея 13:43) и который не выйдет замуж за вы в грядущем веке, потому что в грядущем веке не будет брака (Матфея 22:30), но вы будете стоять перед Царем царей как Его светлый и славный подданный.
Итак, смешайте свою заботу, защиту, ведущую силу с чувством удивления и благоговения, что вы можете временно жить с наследницей Бога.
Что имеется в виду в 1 Петра 3:7, говоря о женах как о «более слабом сосуде»?
Домашняя страница > Индекс > Брак и знакомства > Главное > более слабый сосуд
В своем письме к церкви Петр обращается к мужьям и женам с просьбой помочь создать между ними здоровые, прославляющие Бога отношения. Подобные инструкции по домашнему хозяйству мы находим в письмах Павла к Ефесянам (Ефесянам 5:22—6:4) и Колоссянам (Колоссянам 3:18—21). После обращения к женам Петр говорит мужьям: «Живите с женами благоразумно, оказывая честь жене, как немощнейшему сосуду, потому что они сонаследницы с вами благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах ваших». «(1 Петра 3:7). Часто наша первая реакция на то, что женщин называют «более слабыми», особенно в контексте брака, состоит в том, чтобы поверить, что этот стих поощряет сохранение патриархальной системы, которая ограничивает женщин, потому что женщины считаются менее ценными. И этот стих, к сожалению, иногда неправильно использовали именно для этого. Однако эта идея противоречит не только смыслу этого отрывка, но и тому, чему учит Библия.
Вместо того, чтобы изображать женщин ниже мужчин, в контексте остальной части отрывка и остального Писания этот стих делает как раз обратное. Здесь Петр призывает мужей любить своих жен, живя с ними с пониманием и почтением. Слово, которое Петр использует здесь для обозначения чести, означает «оценку, посредством которой устанавливается цена». Это означает, что Бог оценил женщину, и эта ценность неизменна: ни один мужчина не может изменить ее ценности. Как люди, которых Творец оценил как достойных смерти Его Сына, женщины заслуживают определенного уважения и заботы.
Частично причина, по которой жены получают особые почести от своих мужей, заключается в том, что они «более слабый сосуд». Эта фраза, скорее всего, относится к тому факту, что в целом мужчины физически сильнее женщин. Возможно, что женщин можно считать «более слабыми» и по другим причинам. Например, опять же в связи с физическим телом, женщины физически более уязвимы для определенных актов насилия из-за того, что именно они рожают детей. Они также более физически уязвимы во время беременности. Во многих обществах даже сегодня женщины не пользуются такими же привилегиями, как мужчины. Но вместо того, чтобы относиться к своим женам, как предлагает общество, мужья-христиане должны почитать своих жен, служить им и защищать их. Муж призван уважать свою жену и заботиться о ней, вплоть до того, чтобы отдать за нее свою жизнь (Ефесянам 5:25–29).). К «более слабому сосуду» нужно было относиться не как к чему-то менее ценному, а как к тому, кого нужно любить и чтить как равного во Христе.
Слово, переведенное здесь как «сосуд», является греческим словом skeuos , означающим сосуд, орудие или инструмент. Слово совершенно нейтральное, ни мужского, ни женского, ни хорошего, ни плохого. В других местах Нового Завета это слово используется для обозначения всех христиан (2 Коринфянам 4:7). Говоря о сексуальной чистоте, Павел использует его в 1 Фессалоникийцам 4:4, имея в виду именно тело. Когда skeuos используется в качестве метафоры для наших тел в Новом Завете, оно относится как к мужчинам, так и к женщинам, устанавливая идею о том, что наши тела — это сосуды, используемые Богом, которые можно очистить и использовать во благо (2 Тимофею 2). :21). Разница только в том, что мужской «сосуд», вообще говоря, сильнее женского, и поэтому он должен относиться к ней с уважением и пониманием.
Этот стих не ставит женщин в более низкое положение перед Христом. В Библии нет различия между ценностью мужчин и женщин: «Нет ни Иудея, ни Еллина, ни раба, ни свободного, нет мужчины и женщины, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам 3: 28). Библия учит, что и мужчины, и женщины созданы по образу Божьему (Бытие 1:27), и что оба они грешны и нуждаются в Божьей благодати (Римлянам 3:23). Путь спасения и для мужчин, и для женщин лежит через Иисуса Христа, и в Нем и мужчины, и женщины являются наследниками благодати Божией (Иоанна 14:6; Деяния 4:12; 1 Петра 1:3–9). ; Ефесянам 1:3–14). Мужчины и женщины в равной степени призваны Богом и способны исполнять этот призыв во славу Его (Ефесянам 2:8–10; 2 Коринфянам 3:18; Филиппийцам 2:12–13; Колоссянам 3:9–17).
Опять же, Питер не говорит, что женщины менее ценны, потому что они слабее. На самом деле он даже не обязательно говорит, что женщины слабее . Скорее, он говорит мужьям относиться к своим женам с особым почтением как к более слабому сосуду, имея в виду уважать и заботиться о ней как о чем-то более хрупком, чем он сам. Далее Петр говорит, что женщины «наследницы с [мужчинами] благодати жизни», между ними нет разницы в положении перед Богом (1 Петра 3:7). Бог даже строит защиту для женщин как для более слабого сосуда. Когда муж не живет со своей женой в понимании и не оказывает ей почтения, его молитвы перед Богом препятствуют. Установив ценность женщины как получателя Его благодати, Бог ожидает, что муж признает эту ценность и будет относиться к своей жене соответственно.