Житие филарета дроздова: Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского / Православие.Ru

Разное

Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского / Православие.Ru



Святитель Филарет Московский

Святитель Московский Филарет (в миру
Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782
года в городе Коломне. Отец и мать святителя
происходили из потомственного духовенства. 20 декабря
1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую
семинарию. Редкие природные дарования соединялись у
него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом
Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю
отца, направился в лаврскую школу в обители
преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его
душу несказанной радостью.

В начале 1802 года Василий был назначен старшим над
семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился
сострадательной любви к ближним, познавал немощь и
тленность телесной природы человека, его душа навыкала
постоянно памятовать о смерти.

В апреле того же года на него было возложено новое
послушание – проповедование в Трапезной церкви
преподобного Сергия.

На талантливого студента обратил внимание митрополит
Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору
проводивший большую часть времени поблизости от Лавры
– в Вифанском скиту.

По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель
был назначен на вакансию учителя поэзии.

Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским
проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал
превосходство гомилетического дара своего любимца над его
собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил
великодушный архипастырь, – а он пишет
по-ангельски».

Поглощенность преподавательским и проповедническим
послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир
тяготил его.

16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с
наречением имени в честь святого Филарета Милостивого.
Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан
иеродиакона.

Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в
Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием
духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в
северную столицу самых способных преподавателей из разных
учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был
иеродиакон Филарет.

В Петербурге открывалась новая, реформированная академия.
Старая же академия была обращена в семинарию. Ее
инспектором и бакалавром философского класса назначили
отца Филарета.

В феврале 1810 года иеромонаха Филарета перевели из
семинарии и училища в преобразованную Петербургскую
академию бакалавром богословских наук с преподаванием
заодно и церковной истории.

С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс
богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в
академии. Святитель Филарет первым в Петербургской
академии начал читать лекции на русском языке.

В Петербурге иеромонах Филарет много проповедовал. Его
проповеди обратили на себя внимание столицы; о нем
заговорили в придворных кругах как о новом ярком светиле.

11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и
профессором богословских наук; и вскоре после этого он был
определен настоятелем древней обители –
новгородского Юрьева монастыря. В 1812 году на Россию
обрушились бедствия Наполеоновского нашествия. Вместе со
всем духовенством архимандрит Филарет жертвовал из своего
жалования на военные нужды. Через три года после окончания
Отечественной войны архимандрит Филарет по поручению
Синода составил благодарственное молебствие о спасении
Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день
Рождества Христова.

Духовное состояние русского общества в александровскую
эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые
Россией в Отечественную войну, углубили религиозные
настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях
люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко
обращались не к вере своих предков, а к книгам западных
богословов и мистиков.

Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников,
но не верил в пользу и надежность суровых запретительных
мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он
всегда отличал человека заблуждающегося, и с
доброжелательством относился он ко всякому искреннему
движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях
он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное
беспокойство, которое потому только толкало на незаконные
пути, что «недовольно был устроен путь
законный…»

Вот почему он принял горячее участие в деле перевода
Библии на русский язык.

Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом
на Комиссию духовных училищ, и персонально на архимандрита
Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он
взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были
составлены и «Правила» для перевода. В 1819
году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но
на этом труды святителя по переводу Священного Писания не
закончились.

Он был глубоко убежден в том, что перевод нужен для
утоления «глада слышания слова Божия». Но он
хорошо понимал и то, что утолить этот голод может лишь
полноценный доброкачественный перевод, а не скороспелые
опыты.

5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в
Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась
хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского,
викария Петербургской епархии.

15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на
самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан
архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто
совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских
церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.

Много времени он проводил в разъездах по обширной епархии.
Как-то, во время одной из таких поездок, архиепископ
Филарет спросил ямщика, как называется село, через которое
лежала дорога. «Село Нехорошее», –
ответил ямщик. «Все же тут, чай, найдутся и хорошие
люди?» – «Вестимо, что найдутся. А не то
Бог не потерпел бы и села». – «Вот,
– промолвил он в заключение своей беседы со мной,
пишет его биограф, – я хотел поучить ямщика, а вышло
наоборот – ямщик меня наставил».

26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль,
где пробыл около года.

В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять
кафедру первосвятителей Московских.

В мае 1823 года был напечатан его «Христианский
Катехизис Православной Кафолической Восточной
Греко-Российской Церкви». Книга расходилась
нарасхват, и уже до исхода 1823 года понадобилось
выпустить второе издание. «Катехизис» был
переведен на греческий, английский и другие языки.

В 1824 году недоброжелатели святителя хлопотали о его
удалении из Москвы. Когда по Москве распространился слух о
предстоящем перемещении его в Тифлис (Тбилиси), он не
смутился. «Монах, как солдат, – говорил он,
– должен стоять на часах там, где его поставят; идти
туда, куда пошлют». – «Неужели, владыка,
– воскликнула одна барыня, – вы поедете в эту
ссылку?» – «Ведь поехал же я из Твери в
Москву», – сказал ей в ответ владыка. Слух,
однако, оказался ложным.

В 1826 году московский святитель был возведен в сан
митрополита.

В 1836 году обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А.
Протасов. Протасов усвоил убеждение во всесильных
возможностях канцелярского способа управления, во
всемогуществе приказа. И члены Синода скоро почувствовали
на себе его тяжелую руку.

И только бестрепетный московский владыка умел поставить
строптивого обер-прокурора на место. Однажды, вскоре после
назначения на обер-прокурорскую должность, Протасов,
явившись в присутствие Синода, уселся в архиерейское
кресло. Митрополит Филарет обратился к нему с вопросом:
«Давно ли, Ваше сиятельство, получили
хиротонию?» Протасов ничего не понял. «Давно
ли посвящены в священный сан?» – повторил
святитель и объяснил, что за столом, за который он уселся,
восседают члены Синода. «Где же мое место?»
– спросил Протасов. И митрополит Филарет указал ему
его место: стоящий в сторонке обер-прокурорский стол.

В 1832 году митрополит Филарет, по поручению Синода,
составил «Сказание об обретении честных мощей иже во
святых отца нашего Митрофана, первого епископа
Воронежского, и благодатных при том знамениях и чудесных
исцелениях».

Серьезное столкновение между митрополитом Филаретом и
обер-прокурором Протасовым произошло в 1842 году, когда
Московский архипастырь вместе с соименным ему Киевским
митрополитом высказались в Синоде за возобновление
перевода Библии. Митрополит Серафим не поддержал своих
собратий; за этим последовало увольнение от присутствия в
Синоде обоих иерархов, с оставлением за ними членства в
Синоде.

Пребывая после этого безотлучно в Московской епархии,
митрополит Филарет продолжал, однако, участвовать в
деятельности Синода, откуда ему высылались бумаги на
отзыв. Более того, обер-прокурор Н. А. Протасов, виновник
удаления святителя из Петербурга, сам нередко приезжал к
нему в Москву за советом и постоянно вел с ним деловую
переписку.

Авторитет митрополита Филарета рос и помимо его участия в
решении синодальных дел. За наставлениями к нему приезжали
архиереи со всей России. Посещая Москву, каждый иерарх
считал своим долгом навестить «всероссийского
архипастыря».

Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях,
насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно
отделившихся от Православия. Он принял деятельное участие
в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель
был введен в состав комитета по униатским делам и составил
записку, которая послужила руководством для проведения
подготовительных мер к воссоединению.

Непреходящей печалью святителя был старообрядческий
раскол, расторгший духовное, религиозное единство русского
народа. В стремлении к уврачеванию печального разделения
он в 1834 году составил «Беседы к глаголемому
старообрядцу». Эта книга митрополита Филарета, его
многочисленные записки по старообрядческому вопросу, его
миссионерские усилия не остались без благих плодов. В 1865
году под влиянием его увещаний к Православной Церкви на
условиях единоверия присоединились епископы Белокриницкого
согласия: Браиловский Онуфрий, Коломенский Пафнутий,
Тульский Сергий и Тульчинский Иустин.

Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного
христианского мира. О духовном состоянии инославных
церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с
непоколебимой верой в истину Православия и христианской
любовью.

Его биограф так передает слова, сказанные им незадолго до
кончины: «Всякий во имя Троицы крещеный есть
христианин, к какому бы он ни принадлежал исповеданию.
Истинная вера одна – Православная; но и все
христианские верования – по долготерпению
Вседержителя – держатся. Евангелие везде у всех
одно; да не всеми одинаково понимается и изъясняется.
Заблуждения отпавших от Вселенской Церкви – не упрек
от рождения воспитанным в том или другом исповедании.
Простые души – в простоте и веруют по учению, им
заповеданному, не смущаясь религиозными прениями, для них
недоступными. За них ответ дадут Богу их духовные
руководители. Ученые богословы встречаются во всех
христианских народах, и благочестивые люди бывали и будут
как в Греко-кафолической, Православной Церкви, так и в
Римско-католической. Истинная веротерпимость не
ожесточается средостением, разделяющим христиан, а скорбит
о заблуждающихся и молится «о соединении
всех»«.

Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит
Филарет был еще и одним из столпов Российского
государства. К его опытности и мудрости прислушивались
императоры и великие князья, министры и сенаторы,
губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических
событий не оставляло его равнодушным.

Имя митрополита Филарета тесно связано с реформой 1861
года – освобождением помещичьих крестьян от
крепостной зависимости. Именно на него пал выбор, когда
понадобилось составить обращение царя к народу –
«Манифест». Написанный святителем
«Манифест» был обнародован 19 февраля,
послужив умиротворению крестьян, возбужденных ожиданием
больших перемен.



Святитель Филарет Московский

При всем своем законопослушании и
готовности повиноваться самодержцу, святитель
отказывался исполнять царские повеления, когда они
противоречили его христианской совести. В 1829 году
Николай I в память об Отечественной войне приказал
воздвигнуть в Москве Триумфальные ворота. Митрополит
Филарет совершил молебен на основание памятника. Когда
же ворота были сооружены и государь пожелал, чтобы
Московский архипастырь освятил их, бесстрашный
святитель отказался сделать это, заявив, что
«служителю Бога истинного невозможно освящать и
окроплять святой водой изваяния, представляющие
языческие лжебожества». Императору доложили об
отказе митрополита и передали его слова, Николай I не
без иронии заметил: «Я не Петр Великий, он не
Митрофан». Народ, однако, увидел в этом поступке
архипастыря повторение исповеднического подвига
святителя Митрофана Воронежского.

Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской
епархией. Узы обоюдной христианской любви между
архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры,
обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе
медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше,
чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие
Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать
крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит
вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на
коленях молился о прекращении моровой язвы.

На закате земной жизни святителя больше, чем повальный
мор, тревожила другая народная беда – повсеместное
распространение пьянства.

Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей
важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение
Литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое
воскресенье, если только болезнь не приковывала его к
одру. Несмотря на тихий голос, его служение было исполнено
молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни
было в храме прихожан, он благословлял всех, осеняя
каждого неспешным крестным знамением. Большую радость
доставляло святителю освящение храмов; за полувековое
служение в Москве он освятил не один десяток новозданных
церквей.

Почти за каждым богослужением святитель произносил
проповедь. Произносил он их тихим, слабым голосом, почти
никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по
бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний (Медведев)
однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с
народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем
разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши..,»
– «Смелости не достает», – со
смирением ответил великий проповедник, которому дан был от
Бога редкий дар слова.

В управлении епархией митрополит Филарет не придавал
особенно важного значения формальным резолюциям. В
судебных решениях, которые ему приходилось принимать как
епархиальному архиерею, святитель всегда был справедлив, и
по рассмотрении, в одних случаях снисходителен и милостив,
а в других – строг и неумолим, руководствуясь при
этом не пристрастием, а заботой о благе Церкви и о пользе
человеческих душ.

Особенно пристально он наблюдал за состоянием Московской
духовной академии. Без его ведома в академии не
совершалось никакого важного дела. По его благословению и
под его надзором профессора академии принялись за
исключительно важный труд – перевод творений святых
отцов на русский язык.

Любимым детищем святителя был Гефсиманский скит,
устроенный в 1844 году по почину наместника Лавры
архимандрита Антония. При освящении скитского храма
митрополит Филарет облачился в ризу преподобного Сергия.
Святитель так полюбил Гефсиманию, что она казалась ему
раем земным, лучшей обителью на свете.

Высокие иноческие подвиги современников, проявления
святости вызывали у митрополита Филарета глубокий интерес
и благоговение. Он был почитателем преподобного Серафима,
об удивительном житии которого чаще всего узнавал из бесед
с архимандритом Антонием, высоко ценил он духовную
мудрость Саровского старца. «Прекрасен совет отца
Серафима, – писал он, – не бранить за порок, а
только показывать его срам и последствия. Молитвы старца
да помогут нам научиться исполнению».

Многие изречения митрополита Филарета, сказанные в беседах
с посетителями, поражают глубиной мудрости и силой слова.
Один из собеседников в разговоре о частых падениях
философически заметил: «Как быть? Дух бодр, да плоть
немощна!» – «Не наоборот ли бывает,
– возразил митрополит, – плоть бодра, а дух
немощен».

День святителя начинался обыкновенно задолго до рассвета
утренним правилом и совершением богослужения или
молитвенным участием в нем. После литургии пил чай –
и начинались служебные занятия: доклады секретаря и
служащих в консистории, прием посетителей; между вторым и
третьим часом легкий обед; потом час или два отдыха,
который заключался в чтении книг, газет и журналов; и
опять дела – доклады, служебная переписка.

Домашняя обстановка его и в Троицком подворье в Лаврских
покоях была проста и скромна. Людские похвалы, которые
доходили до слуха святителя, он считал вредными для души и
укорял тех, кто обращался к нему словами хвалы, даже и
искренно сказанными. «Сделайте милость, –
писал он, – не говорите мне о моем смирении,
которого я не достиг, и не прилагайте мне имен, которые
понести я недостоин».

17 сентября 1867 года митрополит Филарет по окончании
ранней Литургии в лаврской крестовой церкви сказал своему
духовнику архимандриту Антонию: «Я ныне видел сон, и
мне сказано: береги 19 число». –
«Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и
искать в них какого-нибудь значения?» –
усомнился отец Антоний. Но святитель с твердой
уверенностью проговорил: «Не сон я видел – мне
явился родитель мой и сказал мне те слова. Я думаю с этого
времени каждое 19 число причащаться Святых Тайн». 19
октября, причастившись в домовой церкви, он опять отбыл в
Гефсиманию и, попрощавшись с ней навсегда, возвратился в
Москву на Троицкое подворье. В эти дни он никому не
отказывал в приеме, но желающим его навестить еще раз
говорил, чтобы они приходили до 19 ноября.

За два дня до исхода святитель почувствовал себя бодрее
обыкновенного и сам разгадал причину внезапно наступившего
улучшения: «Перед кончиной, – сказал он,
– старые люди всегда чувствуют себя свежее и
легче». 19 ноября 1867 года, в воскресенье,
митрополит Филарет совершил Литургию в Троицком подворье.
После службы принимал посетителей. Проводив гостей,
архипастырь перешел в кабинет заниматься делами.
Келейнику, который несколько часов спустя пригласил его
обедать, он сказал: «Погоди немного. Я
позвоню». Но звонка не последовало. Тогда
обеспокоенный келейник вошел в кабинет. Митрополита там не
оказалось. Из кабинета он поспешил в боковую комнату
– и там увидел архипастыря на коленях около
умывальника.

Святитель был бездыханен. Умыв лицо свое, он испустил дух.

Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в
трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета
покоятся в Троице-Сергиевой Лавре, вместе с мощами
святителя Иннокентия Московского.

Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом
всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые
являлись через него людям.

В одном дворянском семействе брат и сестра не сходились во
мнении о митрополите Филарете. Сестра почитала его за
прозорливца, а брат высказывался о нем скептически.
Однажды брат вознамерился обманом испытать его
прозорливость. Он переоделся в бедное платье и отправился
на Троицкое подворье. Митрополиту он сказал, что его
постигло несчастье – сгорела усадьба – и
попросил о помощи. Святитель вынес ему деньги со словами:
«Вот вам на погоревшее имение». Вернувшись
домой, он с похвальбой рассказал сестре об обмане, чем
огорчил ее. А на другой день из его деревни пришло
известие о пожаре. Пораженный этим событием, погорелец
отправился на Троицкое подворье просить прощения у
святителя.

Еще при земной жизни митрополита Филарета многие из
болящих и отчаявшихся в помощи врачей искали чрез него,
чрез его благословение и молитву всесильной помощи от
Бога.

Дочь одного московского диакона была при смерти.
Несчастный отец, отправляясь в церковь, где должен был
сослужить митрополиту Филарету, простился с ней, не
надеясь уже застать ее в живых. Перед Литургией диакон
попросил святителя помолиться об умирающей дочери.
Святитель сказал: «Мы вместе с тобой
помолимся», – и вынул за нее часть просфоры.
«Не унывай, Господь милосерд», –
промолвил он, благословляя диакона по совершении Литургии.
Дома диакон, к великому изумлению и несказанной радости,
застал дочь вне опасности. Вскоре она совершенно
выздоровела.

У московского купца случилось воспаление в руке и врачи
решили отнять ее. Накануне операции к жене больного пришла
знакомая старообрядка. Узнав о тяжелом состоянии купца,
она с насмешкой сказала: «Почему же вы не обратитесь
к вашему митрополиту, ведь вы почитаете его за
святого». Злую издевку жена купца приняла за
вразумление и тотчас отправилась к святителю просить его
помолиться о тяжко страждущем муже. Митрополит Филарет,
выслушав просьбу, вызвал к себе их приходского священника
и велел ему причастить больного и 40 дней поминать его о
здравии за Литургией. Вечером того же дня больной увидел
во сне митрополита, благословляющего его. На другой день,
после того, как купец причастился, к нему приехали доктора
делать операцию, но с немалым удивлением они увидели
решительную перемену в состоянии больного, и нужда в
операции отпала.

Один крестьянин по пути в Москву сбился с дороги и, не
находя ее по случаю сильной метели, в изнеможении упал. Но
вот он видит приближающуюся к нему тень и, полагая, что
это какой-нибудь зверь хочет его растерзать, он начинает
молить Бога о прощении грехов своих и призывает на помощь
всех святых. По приближении тени он видит старца
небольшого роста в черной рясе и шапочке, который
спрашивает его: «Кто ты и откуда?» И когда
крестьянин объяснил ему все подробно, старец берет его за
руку, говоря: «Что ты так упал духом, встань, я
доведу тебя до селения». Крестьянин, чувствуя, что
его силы обновились, встал, и они вдвоем легко дошли до
селения. Дошедши старец и говорит: «Оставайся,
Господь с тобою, теперь ты вне опасности».
Крестьянин со слезами благодарности, упав на колени,
спрашивает: за кого он должен молиться. Старец говорит.
«Молись за Филарета Московского», и с этими
словами стал невидим.

Долго потом ходил этот человек в Москве по разным
монастырям, стараясь отыскать своего избавителя и, хотя
находил монашествующих этого имени, но не узнавал в них
своего помощника. Прожив в Москве несколько дней, он уже
собрался в обратный путь. Проходя мимо Никольских ворот
Кремля, он встречается с неизвестным купцом, который, видя
его печальным и полагая, что он нуждается в пособии,
намеревался подать ему милостыню, но тот не принял ее. На
вопрос незнакомца о причине его скорби он рассказал о
случившемся. Выслушав его рассказ, незнакомец говорит:
«Вероятно, тебя спас наш митрополит», и указал
ему дорогу на Троицкое подворье, куда крестьянин
отправился немедленно и пришел в то самое время, когда
владыка, возвратясь из Синодальной конторы, выходил из
кареты. Крестьянин тотчас узнал его и, кинувшись на
колени, воскликнул: «Вот мой избавитель!»
Владыка велел ему замолчать и следовать за собою в
комнаты, где крестьянин рассказал ему все подробно.
Выслушав его, Владыка сказал: «Не приписывай этого
мне, но молись преподобному Сергию – это он тебя
сохранил». При этом Владыка дал ему образок
преподобного Сергия.

Память святителю Филарету, канонизированному в 1994 году,
совершается 19 ноября – в день блаженной кончины.

святитель Филарет Московский (Дроздов)

Дни памяти: 5(18) октября (Московских святителей), 19 ноября (2 декабря)

Детские и молодые годы

Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства.

В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям.

По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре.

Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы.

По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии.

В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина), подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя.

Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее.

Монашеская жизнь

16 ноября 1808 года Василий отрешился от мирской жизни и постригся во ангельский образ, получив новое имя — Филарет, в честь и память святого угодника Божия, Филарета Милостивого.

Через несколько дней митрополит возвёл новопостриженного в сан иеродиакона.

Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург.

В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того он преподавал церковную историю.

Удостоившись звания иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нём говорили даже на дальних окраинах Петербурга, и даже в самых высоких светских кругах.

В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской.

Вскоре Промыслом Божьим отец Филарет был поставлен на должность настоятеля Юрьевой Новгородской обители.

Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества.

В послевоенный период он принял участие в переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно.

Святительское служение

В августе 1817 года архимандрит Филарет был рукоположен во епископа Ревельского. С этого времени он исполнял обязанности викария Петербургской епархии.

В марте 1819 года святитель Филарет был посвящен в архиепископа, получил назначение на самостоятельную кафедру в Тверь. Возглавляя Тверскую епархию, он совершал поездки по вверенной ему территории, лично участвовал в богослужениях, много проповедовал, общался с духовенством и мирянами, вникая в их нужды, чем мог помогал.

В 1820 году его перевели в Ярославль, а на следующий год — на Московскую кафедру.

В 1823 году был издан его Катехизис. Благодаря чёткости содержащихся в нём формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер. Вскоре после выхода его в широкую печать, понадобилась его переиздание. После этого он переиздавался снова и снова. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.

В 1826 году святитель был возведен в достоинство митрополита. Несмотря на столь высокое духовное звание в быту его окружала достаточно скромная обстановка.

Митрополит Филарет мужественно отстаивал интересы Церкви. По роду своей деятельности и прямолинейности характера ему приходилось вступать в споры с разными власть имущими людьми, вызывать раздражение и интриги со стороны тайных и явных противников.

Много внимания он уделял вопросам о преодолении расколов, возвращению в Церковь заблудших людей, в частности униатов и старообрядцев.

Когда в 1830 году Москву потрясла вспышка холеры, митрополит Филарет организовывал молебны и крестные ходы. Его борьба за здоровье паствы сказывалась и в противодействии повальному пьянству.

Согласно свидетельствам современников, Бог, по молитвам святителя, исцелил множество людей: одна девочка излечилась от болезни ног; другая девица, крестьянка, избавилась от немоты; третья, дочь купца, оправилась от ревматизма.

Московские жители питали к владыке чувство высокой любви. Толпы народа регулярно поджидали его в местах возможного появления, ища напутствий и пастырских благословений. Вплоть до глубокой старости святитель старался лично участвовать в храмовом богослужении. Обыкновенно, по завершении служб, он благословлял каждого.

Святителю Филарету Московскому была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. «Ничего достойного нет во мне, владыка, — смиренно отвечал иерей. — Единственно, что на сердце у меня лежит — это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных». «Ну, благодари их», — сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.

Одной из важнейших задач он считал просвещение верующих. По его пастырскому благословению и при его непосредственном участии преподаватели Московской академии начали перевод сочинений отцов Церкви на русский язык. В то же время он остерегался просвещения по Западному образцу, видя в этом большую опасность и предрекая возможные катастрофы.

Незадолго до смерти, в 1867 году, святитель узрел в сонном видении отца. Тогда его любимый родитель сказал ему, чтобы он берёг 19-е число. Как именно следовало понимать эти слова, явившейся не раскрыл. Но святитель отнесся к ним с должной мерой серьёзности и решил в этот день каждого месяца обязательно причащаться Святых Даров.

В последние дни своей жизни он предупреждал желавших его навестить, чтобы приходили до 19-го ноября. В этот день, в 1867 году, митрополит Филарет мирно скончался и отошёл к Богу.

Проводить архиерея собралась почти вся Москва. Тело митрополита схоронили в Троице-Сергиевой обители, в храме Святого Духа.

Литературное наследие

Круг вопросов, рассмотренных митрополитом в его произведениях, достаточно широк. Он писал и научные трактаты, и пособия, предназначенные для простого читателя. Среди прочих творений уместно отметить: Пространный Православный Катeхизис Православной Кафолической Восточной Церкви, Слова и речи, Христианское учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных, Учение о семейной жизни, Толкование на Книгу Бытия, Молитвы, Начатки христианского учения или краткая Священная История, Мысли и изречения, Беседа к глаголемому старообрядцу о Стоглавном соборе и о истинном согласии с Православной Церковью, Значение церковной молитвы о соединении церквей, Государственное учение святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями, О стологадании, О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческаго седмидесяти толковников и славенскаго переводов Священнаго Писания и др.

Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4

Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, / моли даровати Церкви утверждение, // людем и душам нашим спасение.

Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2

Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, / добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете, / яко пастырь праведный и исповедник непорочный, / по святем преставлении / от безбожных поругание и поношения приял еси, / Бог же знаменьми и чудесы тя прослави // и заступника Церкве нашея яви.

Преставление святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского

Тропарь и кондак

Святитель Филарет (Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в Коломне, предместье Москвы, и в крещении был наречен Василием. Его отец был дьяконом (впоследствии стал священником).

Юный Василий учился в Коломенской семинарии, где курсы велись на латыни. Он был маленького роста и далеко не крепкий, но его таланты отличали его от одноклассников.

В 1808 году, будучи студентом Московской духовной академии при Свято-Троицкой лавре, Василий принял монашеский постриг и был наречен Филаретом в честь святителя Филарета Милостивого (память 1 декабря). Вскоре после этого он был рукоположен во диакона.

В 1809 году он отправился преподавать в Духовную академию в Петербурге, только что вновь открытую. Иеродиакону Филарету было не по себе в Петербурге, но он был очень хорошим учителем, стремившимся сделать богословие доступным для всех. Поэтому он добивался, чтобы уроки преподавались на русском языке, а не на латыни.

Филарет был рукоположен во епископа в 1817 году и назначен викарием Петербургской епархии. Вскоре он дослужился до архиепископа, служил в Твери, Ярославле и Москве. В 1826 году он был поставлен митрополитом Московским и оставался на этом посту до самой смерти.

Митрополит считал своим долгом просвещать и просвещать свою паству об учении и традициях Церкви. Поэтому он проповедовал и писал о том, как жить по-христиански, опираясь на мудрость святых отцов. Его КАТЕХИЗМ 1823 года был влиятельной книгой в России и других странах в течение почти двухсот лет.

Реформы царя Петра Великого упразднили патриаршество и сильно ограничили Церковь, поставив многие аспекты ее жизни под государственный контроль. Митрополит Филарет пытался восстановить часть свободы Церкви в управлении своими делами, рассматривая Церковь и государство как два отдельных субъекта, работающих в гармонии. Не все разделяли его взгляды, и он, безусловно, нажил немало врагов. Тем не менее, он добился определенного успеха в осуществлении изменений.

Однажды архимандрит Антоний (Медведев), ученик преподобного Серафима Саровского (память 2 января), нанес визит своему епархиальному иерарху. Во время беседы отец Антоний говорил о святоотеческом учении о непрестанной молитве и, возможно, рассказал митрополиту что-то о преподобном Серафиме. Святитель Филарет чувствовал глубокое духовное родство с отцом Антонием, который вскоре стал его старцем. Ни одно важное решение, касающееся епархиальных дел или своей духовной жизни, он не принимал, не посоветовавшись с отцом Антонием. Преподобный Серафим однажды сказал отцу Антонию, что он станет игуменом большого монастыря, и дал ему совет, как себя вести. Именно святитель Филарет назначил его игуменом Свято-Троицкой Лавры.

Митрополит Филарет хотел, чтобы Священное Писание было переведено на современный русский язык, чтобы люди могли его читать и понимать. Отец Антоний, однако, критиковал неортодоксальный дух Русского библейского общества, популярного в царствование Александра I. Стремясь добиться перевода Библии на современный русский язык, святитель Филарет поначалу поддерживал Библейское общество, не понимая, насколько опасны некоторые его идеи были. Первый русский перевод Библии был напечатан при царе Александре II.

Под руководством своего старца митрополит Филарет достиг больших успехов в духовной жизни. Он также получил дары непрестанной молитвы, ясновидения и исцеления. Не будет преувеличением предположить, что сам святитель Филарет был одной из сил духовного возрождения в России девятнадцатого века. Он защищал старцев Оптиной пустыни, когда они были неправильно поняты и подверглись нападкам со стороны многих. Он покровительствовал монахиням Свято-Серафимовского Дивеевского монастыря, поддерживал издание святоотеческих текстов Оптиной пустыни.

Митрополита Филарета попросили освятить новые Триумфальные ворота в Москве, при этом присутствовал и царь Николай I. Увидев на воротах статуи языческих богов, митрополит отказался их благословить. Царь разгневался, и многие осуждали отказ святого от участия. Он чувствовал, что в этом вопросе следовал своей совести, но все же чувствовал это смущение, и так молился, пока наконец не заснул. Его разбудили около 5 утра. по звуку того, как кто-то открывает дверь, которую он обычно держал запертой. Митрополит сел и увидел преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября), склонившегося над своим ложем. «Не волнуйся, — сказал он, — все пройдет». Затем он исчез.

За два месяца до смерти святой Филарет увидел во сне своего отца, предупредив его о 19-м числе месяца. 19 ноября 1867 года он в последний раз отслужил Божественную литургию. В два часа дня они пошли в его камеру и нашли его тело. Похоронен в Свято-Троицкой Лавре.

Святитель Филарет прославлен Русской Православной Церковью в 1995 году.

Филарет Дроздов, Митрополит | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

(1782–1867), митрополит Московский, богослов, церковный деятель.

На протяжении всей своей долгой карьеры Филарет (Василий Михайлович Дроздов) играл центральную роль в важных делах церкви, государства и общества: как движущая сила русского перевода Библии, как учитель православной веры через свою знаменитую катехизис, проповеди и учебники, а также как реформатор церкви, особенно ее монастырей. Его широко распространенная репутация человека глубокой веры и большой честности сделала его естественным выбором правительства для составления манифеста об освобождении, положившего конец крепостному праву в 1861 году. Когда он умер в 1867 году, страна погрузилась в траур. Как писал в день отпевания митрополита будущий обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев: «Настоящая минута очень важна для народа. Весь народ считает погребение митр[полита] делом народным. »

В начале карьеры Филарета основное внимание уделялось реформе религиозного образования, которое он перенес с латинской школьной программы восемнадцатого века на русскую и библейскую в начале девятнадцатого века. В 1816 году он написал два русских учебника, открывающих новое православное библейское богословие: Очерк церковно-библейской истории ( Начертание церковно-библейской истории ) и Заметки на Книгу Бытия ( Записки на книгу Бытия 9 ).0046). К этому времени он также активно занимался современным русским переводом Библии, который должен был нести христианскую весть русскому народу более эффективно, чем славянская Библия, изданная в предыдущем столетии. Он лично перевел Евангелие от Иоанна. В 1823 году он написал новый православный катехизис со всеми библейскими цитатами на русском языке. Его способности и работа быстро продвинули его карьеру. Он стал членом Святейшего Синода в 1819 году и архиепископом Московским в 1821 году (митрополитом в 1826 году).

Новая Библия и катехизические инициативы Филарета вызвали противодействие в церковных и правящих кругах, которые увидели в них признаки углубляющейся зависимости Православия от протестантизма. Критики вскоре остановили перевод Библии, сожгли его завершенные части и перенаправили церковное образование на то, что Филарет назвал «обратным курсом к схоластике». Его катехизис был переиздан в 1827 г. в исправленном виде и на славянском языке. В этих условиях Филарету пришлось переосмыслить собственную позицию и идеи.

Хотя Филарет никогда не отступал от своей веры в то, что церковь должна передавать свои учения на языке, понятном людям (в конце концов, он добился публикации русского перевода Библии во время более либерального царствования Александра II), Филарет теперь дал своим идеям более явное святоотеческое обоснование, о чем свидетельствует догматическое богословие, которое он красноречиво и поэтично выражал в своих проповедях. Кроме того, он спонсировал издание писаний святых отцов в русском переводе 9.0046 (1843–1893). Один выдающийся русский богослов определяет новую работу как решающий момент в «пробуждении Православия» в новое время, момент, когда русское богословие начало восстанавливать учения восточных отцов церкви и определять себя в отношении как католицизма, так и протестантизма. .

Хотя многие аспекты деятельности Филарета как руководителя Русской церкви на протяжении более чем сорока лет заслуживают упоминания, его усилия по реформированию и укреплению монашества выделяются. Он пропагандировал созерцательный аскетизм ( исихазм ) на территории Святой Троицы–Св. Сергиев монастырь и др. Он считал, что полностью реформированные монастыри могут вдохновить на возвращение старообрядцев и вновь обратить католиков византийского обряда (униатов) в Польше. Он призвал неформальные женские общины стать монастырями и в 1860-х годах разработал крайне необходимые правила для всех монастырей, подчеркивая, где это возможно, что они следуют правилу святого Василия с его обязательством общего стола, общественной собственности, работы и молитвы. Филарет был причислен к лику святых в 19 г.92.

См. также: митрополит; русская православная церковь; святых

Флоровский Георгий. (1979–1985). Пути русского богословия, том. 1, гл. 5. Бельмонт, Массачусетс: Нордланд.

Николс, Роберт Л. (1990). «Филарет Московский как подвижник». В г. Наследие святого Владимира: Византия, Россия, Америка, -е изд. Дж. Брек, Дж. Мейендорф и Э. Силк. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии.

Роберт Николс

Энциклопедия истории России

Подробнее Из encyclopedia.com

Митрополит Филарет , ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ (1782–1867) был митрополитом Московским и главой Русской православной церкви. Филарет родился в церковной «… Русской язык, русский язык, именуемый также великорусским, входящий в восточнославянскую группу славянского подсемейства индоевропейской семьи языков (см. Сл… русские американцы, Подробнее о русской истории и культура, см. Т. 4: Русские.
Термин «русские американцы» несколько сбивает с толку, поскольку его можно использовать для… Nikon , NIKON
НИКОН (1605–1681), патриарх Московский, реформатор Русской православной церкви. Никон на короткое время доминировал на российской политической и церковной сцене… Фольклор, Фольклор сыграл жизненно важную роль в жизни русского народа и оказал значительное влияние на литературу, музыку, танцы и др.… Александр Николаевич Островский, ОСТРОВСКИЙ, АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
(1823–1886), драматург и защитник прав драматургов.
Александр Николаевич Островский написал и соавтор…

Об этой статье

Обновлен О содержимое Encyclopedia.com Печать статьи

Вы также можете как
поблизости

Filaret (Vasiliči Mikhailovich Drozdov)

Filare Lavec )

Нити

Fila США

FILA

fil.

Фикотова, Ольга (1932–)

Фикотова, Ольга (1932–)

Файкс, Джей Кортни

Fijian

Fiji Water LLC

FIJ

FIITech

FIISec

FIInfSc

FIIM

FIIC

FIIA

FII

FIHT

FIHsg

FIHospE

FIHort

FIHE

Филарет Дроздов, Митрополит

Филарет Романов, Патриарх

Филарет, И.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы