Житие петра московского: Житие святого Петра, митрополита Киевского и всея России – Жития святых свт. Димитрия Ростовского
Содержание
Житие святого Петра, митрополита Киевского и всея России – Жития святых свт. Димитрия Ростовского
святитель Димитрий Ростовский (Туптало)
Жития святых
Житие 1125Житие 1127
Скачать
epub
fb2
Память 21 декабря
Святой Петр, митрополит Киевский и всея России, родился в земле Волынской8619, от благочестивых христианских родителей8620. Когда он был еще во утробе матери, на рассвете одного воскресного дня мать его видела такое видение: ей представилось, будто она держит на руках своих агнца, посреди рогов которого выросло густолиственное дерево, имеющее множество плодов и цветов, посреди ветвей его было множество свечей – светящих и издающих благоухание.
Проснувшись, мать недоумевала о чудном видении, но впоследствии Господь оправдал видение, обогатив Своими дарами ее сына.
Семи лет от рождения святой Петр был отдан в обучение Божественному Писанию, но сначала он учился плохо, о чем немало печалились родители его. Сие же было ради того, чтобы он более от Бога, нежели от людей получил книжную премудрость. И действительно, святой Петр получил ее таким образом.
Однажды он увидел во сне, что к нему пришел некий муж в святительских одеждах и сказал ему:
– Чадо, отверзи, уста твои!
Когда Петр сделал это, явившийся прикоснулся правою рукою к языку его и, благословив его, исполнил сладости гортань его.
Проснувшись, отрок никого не видел, но только ощутил в сердце своем как бы некую сладость и веселие.
С этого времени святой Петр стал быстро понимать, чему учил его наставник, в скором времени он изучил все Священное Писание и превзошел в учении всех сверстников.
Когда Петру исполнилось двенадцать лет, он ушел в близкий к месту его рождения монастырь, и принят был в число братии; там нес он монастырские послушания, носил в поварню воду и дрова, мыл братии власяницы и ни зимою, ни летом нисколько не оставлял своего правила. Прежде всех приходил он к церковной службе и уходил последним, в церкви стоял с благоговением, прилежно слушая Божественное Писание, никогда не прислоняясь к стене, – наставнику своему всегда оказывал послушание и с готовностью служил братии в смирении и молчании. По воле настоятеля, он был произведен в диакона, а потом и в пресвитера. Научился он писать и святые иконы8621 и, когда писал, всем умом и мыслию удалялся от земного и, исполняясь богомыслия, ревностно стремился к добродетельному житию.
После довольно продолжительного пребывания в том монастыре по благословению настоятеля, святой Петр удалился в одно пустынное место и устроил себе обитель при реке Рате8622. Здесь построил он церковь во имя Спаса нашего Иисуса Христа, и в короткое время собралось к нему сюда много братии.
Святой был добр и незлобив и считал себя самым последним из всех; поучал всех с кротостью, усердно подавал милостыню, никогда не отпуская без помощи просящего нищего и странника, так что слух о его добродетельном житии дошел до князя. Посему всеми он был почитаем, и все принимали от него слово наставления.
В то время прибыл на Русь из Константинополя митрополит Максим8623, поучая народ богопреданному учению. Явившись к нему с своею братиею для получения благословения, святой Петр поднес ему икону Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, которую сам написал. Святитель же Божий благословил его и братию и, приняв святую икону, берег ее у себя в великой чести.
Спустя немного времени – когда преставился святитель Максим, – некто Геронтий8624 дерзнул восхитить святительство, взять святительскую одежду, ризницу и пастырский жезл, а также и ту икону, которую написал Петр и поднес святителю Максиму, и отправился в Константинополь, желая сделаться русским митрополитом.
Тогда князь страны Волынской8625 стал предлагать блаженному Петру, – то сам прося, то склоняя через бояр – идти в Константинополь для посвящения на престол Киевской митрополии, ибо Геронтию никто не сочувствовал за его дерзость, с каковою он без совета и избрания поспешил восхитить святительский сан: «не дверью входил, но перелазил инуде» (Ин. 10:1).
Блаженный же Петр долго не хотел и отказывался, но, наконец, будучи упрошен князем, боярами и собором святителей, отправился, а князь послал о нем послание к святейшему патриарху и ко всему его собору, высказывая желание видеть Петра на святительском престоле.
Когда Геронтий отправился по морю в Константинополь, плавание для него оказалось неблагоприятным: поднялась сильная буря, противные ветры и волны, так что он на пути замедлил немало времени. Для блаженного же Петра был на том же море тихий и попутный ветер и он, точно во сне, переплыл море.
В это же время Геронтию явилась в видении вышеупомянутая икона Пресвятой Владычицы, которая сказала ему:
– Напрасно ты, старец, трудишься, ибо не достанется тебе святительский сан, которого ты ищешь. Но тот, который написал меня – Ратский игумен Петр – служитель Сына Моего и Бога и Мой, будет возведен на престол святительский и право упасет людей Своих, за которых Сын Мой – Христос Господь – пролил кровь Свою, от Меня воспринятую, и богоугодно пожив, в старости доброй с радостью отойдет к Владыке всех.
Геронтий в страхе проснулся и поведал всем о видении.
Наконец, святой Петр достиг Константинополя, патриархом Константинопольским был тогда Афанасий – муж дивный, украшавший своими добродетелями престол вселенский8626. Когда Петр пришел к патриарху, храм наполнился благоуханием; просвещенный свыше патриарх уразумел, что такое благоухание было ради пришествия Петра, и с радостью благословил его. Затем, узнав о причине его прибытия, патриарх созвал собор святителей и они учинили обычное рассмотрение дела. Петр был признан достойным святительского сана, будучи предуказан к сему прежде своего рождения.
Итак, патриарх, во время совершения божественной службы, посвятил сего дивного Петра на святительское служение8627, при этом лицо угодника Божия, во время посвящения, так просияло, что все дивились и говорили:
– Воистину человек сей пришел к нам по повелению Божию, – и все исполнились духовной радости.
Спустя несколько дней, прибыл в Константинополь и Геронтий и (хотя и против воли) рассказал обо всем, что с ним случилось. Патриарх же, взяв у него святительские одежды, честную икону, пастырский жезл и церковную утварь – все отдал в руки истинному пастырю – Петру.
Затем святейший патриарх, достаточно наставив в течение многих дней святого и блаженного Петра и благословив его, с честью отпустил из Константинополя.
Святой Петр, прибыв в свою митрополию, преподал всем мир и благословение и прилежно поучал врученное ему Богом стадо, переходя с одного места на другое8628.
Но лукавый враг не вытерпел сего и измыслил против святого Петра козни, внушив некоторым не признавать его святителем. Впрочем, из таковых потом многие раскаялись, приняли святителя и, покорившись ему, получили от него прощение.
Спустя некоторое время, лукавый враг возбудил зависть к святому Петру в Андрее, епископе Тверском8629, который, не обуздывая языка своего, стал распространять о праведнике ложные изветы и, написав много ложных и хульных слов, послал к святейшему патриарху Афанасию. Удивился патриарх и счел это невероятным, однако, послал одного из церковных клириков в землю русскую, и тогда созван был собор в городе Переяславле8630. На соборе том присутствовали епископ Ростовский Симеон, преподобный Прохор, игумен Печерский, князья, бояре, священники, иноки и великое множество других. Когда призван был на собор Тверской епископ Андрей, стали расследовать дело, и когда выступили против Петра лжесвидетели, произошло великое смятение. Виновник зла не утаился, но перед всеми был обнаружен. Злоба и клевета Андрея были обличены, и лживый клеветник перед всеми был посрамлен и уничижен. Святой же Петр не сделал ему никакого зла, но простил и, довольно всех поучив, отпустил с миром собор. Сам же прилагал к трудам труды, умножая во сто данный ему талант и являясь отцом для сирот.
В то время появился некоторый еретик Сеит8631, который проповедовал противное Церкви Христовой и православной вере учение; святитель Божий предал его отлучению, – и злонравный еретик погиб вскоре злою смертью.
После сего угодник Божий Петр прибыл в славный город Москву, которая в то время находилась во владении благоверного великого князя Иоанна Данииловича8632, украшенного всякими добродетелями, милостивого к нищим и духовенству, любившего храмы и прилежавшего к священным книгам. Святитель очень полюбил его и начал жить в том городе больше, чем в иных местах8633. Советовал он благоверному князю построить в Москве каменную церковь во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, так убеждая его:
– Если ты послушаешь меня, сын мой, и создашь храм Пресвятой Богородице, то и сам прославишься больше князей других и город твой будет прославлен: святители поживут в нем и взыдут руки его на врагов его и Бог в нем прославится, и кости мои здесь положены будут.
Послушав совета святителя, князь начал заботиться о построении церкви8634. Когда церковь была заложена, ежедневно происходили работы по ее постройке, и сам святитель наблюдал, чтобы дело непрерывно подвигалось вперед.
Незадолго до блаженной кончины святителя Петра князь Иоанн Даниилович видел следующий сон. Ему представилась высокая гора, вершина коей была покрыта снегом, и вот внезапно снег растаял и исчез. Когда князь пересказал святителю поразивший его сон, святой сказал:
– Высокая гора – ты князь, а снег – я смиренный, который скоро должен отойти из сей жизни в жизнь вечную.
Провидев, по Божественному откровению, свою близкую кончину, святитель Божий сам своими руками устроил себе гробницу близ жертвенника в созидаемом храме Пресв. Богородицы. И когда гробница была готова, снова было ему от Бога откровение о кончине. Исполнившись радости, святитель пошел в церковь и совершил божественную службу, помолившись за всех православных царей и князей, за своего духовного сына – благочестивого князя Иоанна – и за всех благочестивых христиан земли русской; затем он сотворил поминовение о почивших и причастился Святых Тайн. Возвратившись из церкви, он призвал весь причт и, преподав по обычаю наставление, отпустил их. В то время он раздавал много милостыни нищим и убогим, церквам, монастырям и духовенству. Между тем он быстро ослабевал телом. Когда настал день кончины его, святой призвал к себе тысяцкого Вельяминова, управлявшего тогда городом (так как самого князя в то время в городе не было), и сказал ему:
– Вот, чадо, я отхожу от жития сего, сыну же моему возлюбленному, князю Иоанну и его потомству на век оставляю милость и мир, и благословение Божие.
Затем, сделав и другие распоряжения, св. Петр вручил ему мешок с деньгами для того, чтобы докончить постройку церкви. Преподав всем мир, он начал петь вечерню, и когда молитва была еще на устах его и сам он воздел руки к Богу, душа его отошла ко Господу8635.
Князь, услышав о преставлении святителя, в печали поспешил со всеми боярами в город, весь народ плакал и скорбел о его преставлении. Положив на одре честное тело его, понесли его по обычаю к церкви8636.
В то время некоторый человек, одержимый неверием, подошел среди православного народа к телу святителя и в мыслях своих стал творить ему поношение, думая:
– Кто этот мертвец, которого провожают сам князь и столько народу и почему воздается ему такая почесть?
Когда он подумал это, тотчас увидал святителя сидящим на одре и благословляющим на обе стороны народ во все время, пока не был принесен к гробнице. Тогда уверовал человек тот в святость угодника Божия и рассказал народу о виденном. Принеся святые мощи Петра во храм, положили их в приготовленной самим им каменной гробнице, где и доныне они почивают, источая различные чудеса с верою притекающим к ним. Некоторый юноша от рождения имел расслабленные и совершенно неподвижные руки, так что не мог их поднести к устам. Он пришел к гробнице сего святителя, молясь со слезами, и тотчас руки его укрепились и стали здоровы. Также одного скорченного святой исцелил, и даровал слух глухому. А одному, бывшему много лет слепым, когда он пришел и помолился, внезапно отверз очи. Много и иных благодеяний и доныне чудодейственно источается с верою приходящим к честной раке святителя Петра – в честь и славу в Троице славимому Богу вовеки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Яже прежде безплодная земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире, и исцелевающа недуги и болезни наша. его ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй.
Другой тропарь, глас 8:
Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща: той бо немощи врачует, и недуги яко тьму прогонит от вопиющих ему: радуйся иерарше Бога Вышняго, тобоя сия пастве твоей соделовающаго.
Кондак, глас 8:
Взбранному и дивному нашея земли чудотворцу, днесь любовию к тебе притекаем, песнь богоносе плетуще: яко имея дерзновение ко Господу, многообразных избави нас обстояний, да зовем ти: радуйся утверждение граду нашему.
* * *
8619
Волынь – юго-западная часть России.
8620
Родители св. Петра были люди – состояния достаточного и принадлежали к сословию боярскому, или же купеческому, почему св. Петр впоследствии и имел возможность соорудить на свои средства монастырь.
8621
По свидетельству древнего жития, св. Петр обучился искусству иконописания в такой степени, что стал «иконник чуден». Памятниками сего доселе служат находящиеся в Московском большом Успенском соборе две иконы Богоматери, им написанные: Успение Божией Матери и другая, по его имени, нарочито известная под именем Петровской.
8622
Это место было расположено на север от столицы Галичско-Волынского княжества – Львова; река Рата протекает в нынешней австрийской восточной Галиции и впадает с левой стороны в верхний западный Буг. – Монастырь св. Петра, построенный во имя Спаса (Преображенский), в настоящее время не существует, на его месте стоит теперь село, с приходскою церковью также во имя Спаса.
8623
Св. Максим, грек по происхождению, управлял русскою церковью с 1283 по 1304 г.
8624
Один из игуменов Владимирских.
8625
Здесь разумеется Галицко-Волынский князь Юрий Львович, который негодовал на самоволие Геронтия тем более, что на Волыни недовольные удалением кафедры из Киева в дальний Владимир желали видеть митрополита где-либо на юге; особенно же князь Юрий хотел, чтобы митрополия была в Галиче. Князь Юрий был могущественный, владея всею Галициею, он именовался даже царем Руси.
8626
Афанасий II – патриарх Константинопольский с 1303 по 1311 г.
8627
Св. Петр был поставлен в митрополиты всея Руси в 1308 г., на третий год после кончины митрополита Максима.
8628
На другой год после своего посвящения, св. митрополит Петр переехал во Владимир, где предшественником его поставлена была кафедра митрополита всея России. Вслед за тем он отправился осматривать епархии: так он был в Новгороде, в Брянске и других городах, и областях.
8629
Тверской епископ Андрей происходил из дома князей Литовских. Он возымел намерения занять кафедру митрополита. Знатность рода его и неудовольствия некоторых на избранного югом митрополита поддерживали в нем мечту о высшем сане. Впоследствии он, по удалении с кафедры, скончался в построенном им ранее Богородицком монастыре, на реке Шоше (правом притоке Волги) в 1323 г.
8630
Собор созван был в 1310 г. или в начале 1311 г. – Переяславль Залесский – ныне уездный город Владимирской губернии.
8631
Сеитами, по летописям, постоянно называются учители магометанства, которое в то время так ревностно распространял хан Узбек между татарами, но название еретика и отлучение от церкви, произнесенное св. Петром на означенного Сеита, показывает, что это был христианин, сильно извращавший христианское учение, название же Сеита дано ему за увлечение некоторыми воззрениями магометанства. По некоторым известиям, Сеит был новгородским протоиереем, увлекшимся магометанскою страстью к чувственной жизни и проповедовавшим против монашеского девства с такою силою, что многие из монахов оставили монашество и вступили в супружество. Обличение Сеита было во время обзора святителем епархий.
8632
Здесь разумеется Великий князь Московский Иоанн I Даниилович Калита, внук св. Александра Невского св. Даниила, основателя Московского княжества; княжил с 1328 по 1340 г.; назван был Калитою, потому что, отличаясь любовью к нищим, постоянно носил с собою для раздачи им калиту (мешок) с деньгами.
8633
Святитель Петр, просвещенный благодатью, провидел великую будущность Москвы, хотя тогда это был город малолюдный, он видел, что Москва соберет под свою сень раздробленные и истерзанные области России, и решился навсегда остаться в Москве и быть в ней похороненным, вместо Владимира. Таким образом митрополия была перенесена из Владимира в Москву, что послужило к возвышению Москвы и к прочному основанию мира (при тогдашних междоусобиях удельных князей) и величия России.
8634
Т.е. Успенского собора, впоследствии на месте его построен в княжение великого князя Иоанна III Васильевича существующий в настоящем виде собор, освященный в 1470 г.
8635
Св. митрополит Петр скончался 21 декабря 1326 г.
8636
Св. мощи митрополита Петра были положены в начатой, но не оконченной им церкви Успения, которая была окончена и освящена уже в следующем 1327 г. При нашествии Тохтамыша татары разорили гробницу св. митрополита Петра, думая найти в ней сокровища, тогда же Успенский собор подвергся опустошительному пожару. В1471 г., когда сломали старый Успенский собор и стали строить новый, созванный освященный собор решил вынуть мощи святого. Гроб его был найден истребленным от пожара, но св. мощи угодника Божия сохранились целыми и невредимыми. Совершено было перенесение мощей его, в память чего установлено было празднование этого перенесения 24 августа. Мощи первосвятителя Московского почивали открыто, но после нашествия поляков, похитивших драгоценную серебряную раку, положены под спудом и оставались в этом положении до 1812 г. В этом году Наполеон раскрыл гробницу святителя, вероятно, с таким же умыслом, как и Тохтамыш. По удалении французов из Москвы Московский архиепископ Августин торжественно открыл нетленные мощи митрополита Петра, причем они были обносимы вокруг Успенского собора при освящении его 30 августа 1813 г. От святителя Петра осталось два поучения, имеющие вид окружных посланий.
Житие 1125Житие 1127
Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.
Житие святителя Петра, митрополита Киевского и всея РусиКириллин В. М. В XIV столетии впервые в древнерусской литературной практике было создано святительское житие. Это — агиобиография митрополита Петра, выдающегося церковного деятеля, способствовавшего возвышению Москвы среди других русских городов. Митрополитом Петр стал в 1305 году. И несмотря на то что его кандидатура была предложена галицким великим князем Юрием Львовичем, он практически сразу же по своем посвящении в Константинополе отправился в Северо-Восточную Русь. Здесь он, будучи вовлечен в борьбу между князьями Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским за великое княжение, принял сторону Москвы. Вероятно, поэтому, а также в силу того что ставленник тверского князя Георгий не получил митрополии, Петр был обвинен тверским епископом Андреем во грехе мздоимства. По данному поводу в 1310 или 1311 году в Переяславле-Залесском состоялся Собор, на котором большая часть духовенства выступила против Петра, однако при поддержке московского князя Ивана Даниловича Калиты он был оправдан. В 1313 году Петр был с честью принят в Золотой Орде, получил там подтверждение старых льгот для духовенства, а также новую, а именно право митрополичьего суда над всем церковным народом по всем делам, не исключая и уголовных. На протяжении всего своего первосвятительства Петр последовательно выступал на стороне московских князей в их борьбе с тверскими. Более того, в 20-е годы XIV века он постепенно перебирается в Москву, а не задолго до своей смерти объявляет, что хочет быть погребенным в Москве. По его благословению в августе 1325 года князь Иван Данилович закладывает в кремле Успенский собор, подобный Владимирскому храму Успения пресвятой Богоматери. Однако Петру не суждено было совершить освящение этого собора. 21 декабря 1326 года он скончался. Очень скоро у его гроба стали совершаться чудеса исцелений, так что уже в начале 1327 года по инициативе Ивана Даниловича Московского митрополит Петр был местно прославлен в лике святых. Несомненно, в связи с этим актом и было составлено первое жизнеописание святителя Петра. По мнению В. О. Ключевского, это произошло не позднее 1 августа 1327 года — дня освящения Успенского собора в Кремле. Житие написал ростовский епископ Прохор, ставленник митрополита. Его имя указано в заглавии к некоторым спискам сочинения: «Преставление Петра, митрополита всеа Руси; а се ему чтение, творение Прохора, епископа Ростовского». В конце же текста сказано и об участии Ивана Калиты в этом деле: «князь Иван, написав те чудеса, и посла в град Володимирь ко святому собору. ..». Впоследствии по случаю общерусской канонизации святителя Петра в 1339 году оно было отчасти переработано. Так что на основе труда Прохора была составлена первоначальная редакция Жития, известная по спискам начиная с XV века. Это произведение написано в новой сравнительно литературной манере: очень просто, сжато, без каких-либо словесных хитросплетений. Вначале Прохор говорит, что Петр родился от «родителю крестьяну». При этом он отмечает, что перед рождением Петра его мать видела о нем дивный сон. Затем Прохор коротко рассказывает о детстве, юности и монастырской жизни Петра. Более подробно Прохор останавливается на митрополичьем поставлении Петра, при этом он также отмечает факты чудесного. Так, ему помогала сама святаа Богородица, да патриарх Афанасий провидел по благоуханию в церкви, что именно Петр осенен благодатью Божьею. Подробно пишет Прохор и о суде над Петром в Переяславле, причем возлагает вину за это разбирательство на тверского епископа Андрея, которому дьявол вложил в сердце послать хулу на Петра константинопольскому патриарху. Перенесение Петром митрополии из города Владимира в Москву Прохор приписывает инициативе самого Петра: обойдя много городов, он увидел, что именно этот город «чисть кротостью в смирении, зовомый Москва». Подробно в «Житии» рассказано о кончине и погребении Петра и его посмертных чудесах, в частности, о явлении некоему иноверцу, будто бы Петр во время погребальной процессии, сидя на своем одре, благословлял весь народ. «Тако бо Бог прослави землю Суждальскую таким святителем, и град зовомый Москву, и благоверного князя Иоанна, и княгиню его, и дети его…» В художественном отношении это первоначальное жизнеописание митрополита Петра, бесспорно, уступает многим литературным произведениям XI-XII столетий. Однако с идейной точки зрения замечательно, что в нем отразился факт действительного превращения Москвы из столицы маленького княжества в общерусский национальный центр: рассказывая о первом московском святом, Житие вместе с тем повествует о московском князе Иване Калите. Это идейное начало Жития впоследствии было весьма развито митрополитом Киприаном, который дважды обращался к его сюжету и создал два новых литературных произведения на тему жизни святителя Петра. Митрополит Киприан жил совсем в другую эпоху, когда Москва, особенно после победы над ордынцами на Куликовом поле, уже прочно закрепила за собой роль политического и духовного центра Руси. Вероятно, тогда возникла в народе острая потребность выразить чувства благодарности святому покровителю Москвы. Надо думать также, что Киприан, приступая к переработке первоначальной редакции Жития Петра, руководствовался и личными мотивами, ибо, несомненно, усматривал в жизни своего предшественника немало параллелей собственной судьбе. Родом из Болгарии, Киприан до своего прибытия на Русь был сначала насельником Студийского монастыря, а затем подвизался на Афоне. В декабре 1375 года патриарх Константинопольский Филофей Коккин рукоположил его в митрополита Литвы и Малой Руси, причем при здравствующем еще русском митрополите Алексии. Это вызвало недовольство Московского князя Дмитрия Ивановича, имевшего своего ставленника — архимандрита Спасского монастыря Михаила-Митяя. Летом 1378 года, после смерти Алексия, Киприан попытался занять первосвятительский престол в Москве, но князь не допустил это. Затем, в 1380 году в Константинополе, после неожиданной смерти Митяя, митрополитом всея Руси был избран мало кому известный Пимен, так что Киприану пришлось довольствоваться своим прежним титулом. Однако в Литве он дипломатически способствовал победе Димитрия Ивановича над Мамаем летом 1380 года, к тому же нашел себе поддержку в Москве со стороны авторитетнейших церковных лиц — духовных вдохновителей борьбы за объединение Руси и освобож-дение ее от Ордынской зависимости, Сергия Радонежского и Феодора Симоновского. Поэтому в мае 1381 году он был все-таки призван в Москву, но ненадолго: после нашествия Тохтамыша, во время которого Киприан проявил трусость, князь удалил его и отправил в Константинополь своего нового ставленника, Суздальского епископа Дионисия. Последний и был посвящен в предстоятеля русской Церкви. Но домой он так и не вернулся: весной 1384 года его схватили в Киеве, где находился опальный Киприан, и уморили в заточении. В Москве же в качестве митрополита оставался Пимен. Лишь после кончины Димитрия Донского, при его сыне князе Василии, в марте 1390 года, Киприан, наконец, прочно обосновался в Москве как митрополит Киевский и всея Руси. В этом качестве он и прожил свои последние шестнадцать лет. Итак, обращение Киприана к жизни святителя Петра было неслучайным. Он осознавал себя его преемником и считал его своим покровителем. Перерабатывая Первоначаль-ную редакцию агиобиографии, Киприан значительно обогатил ее новыми фактами и придал ей совершенно новое звучание. Скорее всего, эту работу Киприан предпринял во время своего первого пребывания в Москве. В результате появился новый текст: «Месяца декабря в 21 день. Житие и жизнь и малое исповедание от чюдес иже во святых отца нашего Петра архиепископа Кыевскаго и всея Руси. Списано Киприаномь смереным митрополитомь Кыевьскымь и всея Руси». Сохранилось большое количество списков этого памятника, причем самые ранние дотируются концом XIV века. Жизнеописанию Петра он предпослал собственное вступление, в котором размышляя о праведниках, вспоминает слова Псалмопевца: «Пра-ведники во веки живут и от Господа мзда их и строение их от Вышнего». Похваляемому праведнику возвеселятся люди. Правед-ных и подобает славословить. Сознавая свою немощь, Киприан, однако, приступает к трудному для него делу — рассказу об одном из таких праведников. Дополняя сведения о детских годах Петра, он сооб-щает подробности о его учебе: оказывается, сначала отрок учился без желания и успеха, что весьма печалило его родителей. Но однажды ему во сне явился некий муж в святительских одеждах. Он десною рукою коснулся языка его и благословил отрока. После этого Петр быстро преуспел в учебе. Большое внимание Киприан уделил иноческим трудам Петра, подчеркивая при этом его добродетельность: «в монастыре он всегда убо наставника въ всем послушаа и братии без лености служа не яко человеком, но яко самому Богу. И всем образ бываше благ к добродетельному жителству смерением и кротостью, и молчанием». Поэтому рассуждением наставничьим он был рукоположен сначала в сан дьякона, а затем в сан иерея. Рассказ об основании Петром Ратской обители Киприан предваряет замечанием: «Ни бо достояше таковому человеку не прежде даже пройти вся степени и потом на учительском седалищи посадитися». В рассказ об иконописной деятельности Петра Киприан ввел описание этого творческого процесса: «Обычай бо е во многых съи: яко егда любимаго лице помянет, абие от любве к слезам обращается. Сице и съи божественный святитель творяше, от сих шаровных образов к пръвообразным ум възвождаше». Неисключено, что Киприан лично видел, знал и высоко ценил подлинные работы Петра и среди них, возможно, образ Богородицы, подаренный митрополиту Мак-симу. Во всяком случае, он подробно рассказывает о том, как икона была создана, как игумен Петр подарил ее митрополиту Мак-симу при встрече с ним, и как обрадовался святитель этому подароку. В отличие от Первоначальной редакции Жития Киприан подробно рассказывает о поставлении игумена Петра в митрополита. При этом он подчеркивает, что во времена подвижника земля Волынская была славной и богатой. О добродетельности Петра знал не только Волынский князь, но и вся страна. Кип-риан сообщает также о желании волынского князя создать само-стоятельную галицко-волынскую митрополию и о его беседах об этом с Петром: «И се убо творяще на многы дни, овогда сам князь собою глагола Петрови, овогда же боляр и съветник своих посылая к нему». В тайне от подвижника он написал в Константинополь о своем желании видеть Ратского игумена на святительском престоле. Вспоминая о сопернике Петра Геронтии, Киприан не может сдержать возмущения: «Геронтии же некто, игумен сый, дерзну дръзостию, въсхытити хотя сан святительства, не веды, яко «всяк дар свершен свыше есть, сходя от Бога, Отца съветом!». Оба пускаются морем в Константинополь. Но для Геронтия путешествие оборачивается испытанием. Киприан весьма образно описывает шторм, в который он попал: «Геронтиеви злополучно некаково плавание случися, буря бо велика вь мори воздвижеся. И съпротивнии ветри от носа кораблеви опрешася, и нужу велику кораблеви творяху, и волны велики двизахуся. Петрову же кораблеви тих некый и хладен, якоже зефир, и пособен ветр бысть». Значительно подробнее рассказано в новом Житии о конфликте Петра с тверским епископом Андреем, прежде всего, о Переяславском соборе. Киприан при этом дает язвительную характеристику тверскому епископу: «легка убо суща умом, легчайша же и разумом». Вводит в текст ответную речь Петра, в которой он предлагает собору низложить его, дабы возникшее волнение успокоилось: «иждените мене, и уляжеть молва от вас!» Более подробно рассказывает Киприан и об отношении митрополита к Москве и московскому князю: в Москву Петр наезжал чаще, чем в иные места, здесь по его инициативе был основан Успенский собор. При этом агиограф в отличие от первоначальной редакции воспроизводит пророческую речь Петра о будущем Москвы к князю: «Аще мене, сыну, послушаеши и храм Пресвятое Богородици въздвигнеши вь своем граде, и самь прославишися паче инех князий, и сынове, и вьнуци твои в роды, и град съи славен будет в всех градех Русскых, и святители поживуть в нем, и възыдут «рукы его на плеща враг его», и прославиться Бог в немь. Еще же и мои кости в немь положени будут». Далее Киприан дополняет сведения первоначальной редакции о том, как митрополит Петр был причислен к лику святых. Спустя тринадцать лет после того, как во Владимире была прочитана грамота князя Ивана Даниловича о посмертных чудесах у гроба святителя, митрополит Феогност сообщил об этом Константинопольскому патриарху Иоанну XIV. Последний прислал в Москву постановление о канонизации Петра. Текст этого постановления и читается в сочинении Киприана. В заключение составитель Жития вспоминает собственную историю поставления в митрополита и собственные мытарства в Константинополе, свидетельствуя при этом о чудесной помощи оказанной ему святителем Петром: «Пребых же убо в оное время в Константинеграде тринадесят месяць. Ни бо ми бяше мощно изыти, велику неустроению и нужи належащи тогда на Царьствующий град. Море убо латиною дръжимое, земля же и суша обладаема безбожными туркы. И вь таковомь убо затворе сущу ми, болезни неудобьстерпимыа нападоша на мя, яко еле ми живу быти. Но едва яко в себе преидох, и призвах на помощь святаго святителя Петра, глаголюще сице: Рабе Божий и угодниче Спасов… аще убо угодно есть тебе твоего ми престола дойти, и гробу твоему поклонитися, дай же ми помощь и болезни облехчение. Веруйте яко от оного часа болезни оны нестерпимые престаша… Тогда убо приять нас радостию и честию великий благоверный и великий князь всеа Руси Дмитрий». Таким образом, созданное Киприаном жизнеописание митрополита Петра отличается редким для средневековой литературной традиции свойством — автобиографичностью. Где только можно, Киприан, рассказывая о Петре, отмечает сходство его судьбы со своей: тверской князь Михаил долго не признавал Петра, Киприана же долго не признавал московский князь Дмитрий; против кандидатуры Петра в митрополиты был выдвинут ставленник тверского князя Геронтий, конкурентом же Киприана был ставленник московского князя Митяй. По-видимому, эти параллели служили Киприану средством обоснования собственного права на митрополию, а также средством обоснования права исключительно константинопольских патриархов, без вмешательства московских светских властей, на выбор и поставление русских митрополитов.
Страница
|
Биография Петра Великого России
Значение Петра Великого в истории России трудно переоценить. Книги о «царе-реформаторе» продолжают писать и по сей день, и мы вряд ли сможем здесь описать все его многочисленные свершения и достижения. Петра Великого (которого русские обычно называют Петром I — Петром Первым) любят в России, а тем более в Санкт-Петербурге, где он по праву прославлен как Основатель города и увековечен многочисленными памятниками.
Петр I был младшим сыном Алексея I и его второй жены Натальи Нарышкиной. Алексею наследовал инвалид Федор III, старший сводный брат Петра, который продержался на престоле всего шесть лет и умер, не оставив потомства. Хотя Петру было всего десять лет, Боярская дума выбрала его наследником вместо своего другого сводного брата Ивана, поскольку последний страдал хроническими физическими и умственными недостатками. Однако сестра Ивана, Софья Алексеевна, и ее родственники из рода Милославских были недовольны этим устройством и при поддержке элиты стрелецкой гвардии спровоцировали Московское восстание. В последовавших за этим беспорядках и насилии Петр стал свидетелем резни нескольких членов его семьи, в том числе двух его дядей, от рук стрельцов. Результатом восстания стало то, что Софья стала регентом, а Иван был коронован Иваном V, разделив престол в качестве старшего компаньона с Петром.
Петр никогда не забывал эти кровавые события, и многие историки считают, что его сложный, резкий, но в то же время энергичный и решительный характер был сформирован именно этими детскими переживаниями. Детство и раннюю юность Петр провел в селе Преображенском, недалеко от Москвы, где он жил с матерью, организовывал «ложные» полки, учился плавать на парусниках и лишь изредка ездил в Москву для официальных церемоний. В 1689 году, в возрасте семнадцати лет, Петр успешно отстранил Софью от власти и по настоянию матери женился на Евдокии Лопихиной. Брак не был счастливым: ни Евдокия, ни их сын Алексей не разделяли интересов Петра. Много лет спустя Алексей был арестован, обвинен в измене и умер в Петропавловской крепости при загадочных обстоятельствах, а Евдокия развелась с Петром в 1712 году и затем была вынуждена уйти в монастырь. В том же году Петр женился на Марте Скавронской, будущей императрице Екатерине I.
Петр был первым русским монархом, получившим образование как в России, так и за границей. Еще мальчиком младший сын царя Алексей был от природы любознателен и тяготел к учебе, и свое образование он получил не только у дворцовых наставников, но и в Немецком городке, районе Москвы, где жило много просвещенных иностранцев. Там юный Петр заинтересовался последними достижениями науки и техники, а также естествознания, которые до этого момента никогда не привлекали внимания русских царей.
Отправляясь в Европу в 1696 году с так называемым Великим посольством (большой русской делегацией, целью которой было найти союзников для войны с Турцией), Петр путешествовал инкогнито под псевдонимом Петр Михайлов. В Пруссии царь изучал артиллерийское дело и получил сертификат мастера огнестрельного оружия, а в Голландии он научился ремеслу кораблестроения, работая в шумных голландских доках. Затем он отправился в Англию изучать последние достижения кораблестроения и промышленности. В Лондоне молодой царь посетил палаты парламента и был весьма недоволен тем, что услышал, слушая заседание палаты общин через «слуховое окно»: этот самодержавный русский монарх не мог понять, как простой народ мог смеют публично обсуждать и критиковать политику своего государя. Путешествуя по Европе, Петр посещал заводы и библиотеки, слушал лекции в университетах, кутил с товарищами, но это познавательно-развлекательное путешествие было прервано через 18 месяцев известием о стрелецком бунте в Москве. На всю оставшуюся жизнь Петр Великий сохранил любовь к знаниям, новой технике и к ученым людям, о чем свидетельствуют его личные вещи, библиотека и интерьеры его дворцов.
О реформах, проведенных в России по инициативе Петра Великого, написано много томов, и обсуждение их продолжается до сих пор. Некоторые считают, что эти реформы позволили России (а затем и Российской империи) обрести статус одной из ведущих держав в Европе. Другие оплакивают утрату уникальных культурных и духовных традиций, существовавших в России в допетровский период. Петр Великий ввел в России юлианский календарь с празднованием Нового года 1 января и традицией украшения рождественских елок. Он также заставил высшие классы одеваться по-европейски и сбривать усы и бороды. Для создания собственного резерва широко образованных специалистов Петр посылал молодых дворян на учебу за границу за счет государства и лично следил за их успеваемостью.
Петр I основал русский флот и сформировал регулярную армию на основе обязательной воинской повинности для всех дворян и наборов из крестьян и рядовых граждан (общины делегировали на военную службу определенное количество юношей). Иностранцев, знакомых с новейшими достижениями военной науки, активно искали на должности старших офицеров и генералов, а царь усердно вербовал русских специалистов во всех областях, включая кораблестроение, военное дело, науки и искусства. Начиная с Петра, в течение следующих двух столетий одной из обязанностей русских послов, служивших за границей, было привлечение иностранных специалистов для работы в России.
Петр Великий создал систему государственной службы в России, введя Табель о рангах: документ, определяющий деление всех военных, морских, придворных и гражданских служащих на четырнадцать классов, от четырнадцатого как низшего до первого. Табель о рангах была разработана, чтобы создать «социальный лифт» для трудолюбивых военных и государственных служащих и уменьшить злоупотребление назначениями и продвижением по службе.
Северная война со Швецией (1700-1721 гг.) наконец принесла Петру выход к Балтийскому морю и торговым возможностям в регионе, а в 1703 г. был основан город Санкт-Петербург. В 1712 году Петербург стал столицей России, а в 1721 году Россия была провозглашена империей, а Петр принял титул Императора Всероссийского.
Петр I умер в Санкт-Петербурге в начале 1724 года в своем маленьком Зимнем дворце на берегу Зимней канавки. Он был первым царем, похороненным в Императорской усыпальнице Петропавловского собора.
Петр I (Великий), император России
Величайший и наиболее противоречивый из русских царей, главный виновник превращения страны в великую державу; б. Москва, 30 мая 1672 г.; д. Санкт-Петербург, 28 января 1725 г. Петр, сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Нарышкиной, вступил на престол в 1682 г. как соцарь со своим умственно отсталым братом Иваном V. До совершеннолетия Петра , его сестра Софья правила как регент, в то время как Петр жил в значительной степени без присмотра со своей матерью в Преображенске, деревне вдали от Москвы и двора. Там он впервые плавал на лодке и в играх с местными боярскими и крестьянскими мальчишками познавал азы военного дела. Заговор Софьи о провозглашении себя царицей вернул Петра в Москву в 17 лет. Он низложил свою сестру, отправил ее в монастырь и передал государственные дела в основном в руки Нарышкиных, своих родственников по материнской линии. Дворцовая гвардия (стрельцы) была настолько подозрительной, что Петр построил свои личные силы вокруг своих детских полков, Преображенского и Семеновского, и доверился нерусским, генералу Патрику Гордону, шотландцу, и швейцарскому полковнику Францу Лефорту.
Окно на запад. Масса России, не имеющая выхода к морю, привела Петра к атаке и, наконец, к взятию контролируемой турками крепости Азов. Однако турки по-прежнему контролировали Черное море. Поэтому Петр организовал миссию на христианский Запад для поиска союзников против турок, а также для изучения западноевропейской культуры и найма специалистов в различных областях для работы в России. Он сопровождал свою миссию по разным судам, но только как едва переодетый Петр Михайлов, частное лицо. Миссия Петра не нашла союзников, но на верфях Голландии и Англии Петр стал мастером-судостроителем. Даже Вена не была ему по душе, но там Петр стал подумывать использовать стремление католиков к воссоединению с православными, в надежде на поход в Прибалтику против Швеции. Очередной бунт дворцовой стражи привел к их ликвидации ценой более 2000 жизней. Укрепив свое положение дома, Петр начал свою 21-летнюю войну со шведским Карлом XII, войну, которая по Ништадтскому миру (1721 г.) окончательно обеспечила Петру его «окно на запад» в восточной части Финский залив. С облегчением и триумфом сенат провозгласил Петра императором и дал ему эпитеты «Великий» и «Отец отечества».
Программа реформ. Реформы Петра начались с бояр, которым он не доверял. Боярская дума (совет) была упразднена, а вместо нее Петр создал специально избранный сенат, который был после царя высшим государственным органом и имел право предлагать законы, контролировать другие государственные органы и замещать отсутствующего правителя. . Специальная прокуратура контролировала административную законность, а генеральный прокурор контролировал сам сенат. Сначала было создано девять, затем 12 коллегий с различными полномочиями, такими как иностранные дела и война. Внутри Россия была разделена на восемь административных областей ( губерния ) и подразделяются на губернии. Каждой губернией управлял губернатор, назначаемый сенатом и подотчетный сенату. Эти административные реформы способствовали лучшему централизованному управлению. Реформы Петра распространились и на Русскую православную церковь. И патриарх Иоаким, и его
преемник Адриан выступили против Петра и осудили его личные и публичные действия. Поэтому, когда Адриан умер (1700 г.), Петр упразднил должность патриарха и заменил ее Святейшим Синодом, высшим в церковных делах, хотя во всем остальном подчиненным сенату и генерал-прокурору.
Дальнейшие реформы затронули народное образование, экономическую и сельскохозяйственную жизнь и особенно культурную жизнь страны. Хотя сам Петр был плохо образован, он видел ценность интеллектуальной жизни для нации. Он открыл библиотеки, школы и музеи; отправлял сыновей бояр в западные университеты; он ввел новый и более упрощенный алфавит и стиль письма, поощрял печатание и даже открыл первую русскую газету Ведомости (Ведомости). Никогда не отличавшийся особой тактичностью, он вызвал большую оппозицию, когда отказался от старого церковного календаря (от сотворения мира) в пользу юлианского календаря (старого стиля). Его налог на бороды, усы и старую русскую одежду был особенно неприятным. Он распознавал и использовал талант там, где его находил; генпрокурор Павел Ягужинский, говорят, в детстве был свинопасом; его министр иностранных дел Петр Шафиров был продавцом; а «князь» Александр Дмитриевич Меншиков, первый советник Петра, продавал мясные пироги на московских улицах. Гордон, Лефорт и голландец Карстен Брандт были его военными советниками и друзьями.
Дом Санкт-Петербурга. На острове на Неве Петр построил Петропавловскую крепость (1703 г.). Эта крепость с несколькими окружающими ее домами составляла начало петровского города. Более крупный город Петр назвал Санкт-Петербургом и провозгласил его новой столицей России. История гласит, что он был построен на костях 40 000 крестьян и крепостных, которые погибли, строя мечту Петра. Болота были заполнены, леса вырублены. В то время как геодезисты проложили широкую, прямую проспекты и бульвары, иностранные архитекторы спроектировали большие каменные здания и многочисленные парки с разнообразными фонтанами. Пожалуй, нигде любовь Петра к воде не проявляется лучше, чем в планировке и строительстве его летнего дворца Петергофа, возвышающегося над Финским заливом, — усадьба изобилует всевозможными фонтанами для украшения, отдыха и орошения.
Семейная жизнь. Питер терпел только то, что семейной жизни ему не избежать. В детстве он был свидетелем семейных распрей и кровавых бань. Свой первый брак с Евдокией Федоровной Лопухиной он закончил тем, что заставил ее уйти в монастырь. Его сын Алексей, с которым Петр никогда не утруждал себя, был обвинен в заговоре против престола и по приказу отца был заключен в тюрьму и умер под пытками (1718 г.) в Петропавловской крепости. Простолюдинка Марта Скавронская несколько лет жила с Петром, прежде чем приняла православную веру и взяла имя Екатерины. В 1712 году Петр женился на ней официально, и она родила ему 11 детей, из которых выжили только двое, Анна и Елизавета. Когда Петр отменил традиционное престолонаследие (1722 г.), он сделал Екатерину императрицей и провозгласил ее своей преемницей. Умер в ночь с 27 на 28 января 1725 в результате болезни, подхваченной при попытке спасти солдат, попавших в бурю на море у Петербурга.
Царь Петр и католицизм. Хотя нельзя было сказать, что Римско-католическая церковь обладает большой силой в России, она всегда была заинтересована в возвращении русских православных к христианскому единству и в петровское время желала использовать русский сухопутный путь в Китай. Петр пытался использовать этот интерес в своих интересах. Во время регентства Софьи Леопольд I Австрийский отправил посольство в Москву, чтобы заручиться поддержкой против турок и защитить шаткое положение немногочисленных католиков в Москве. Два священника-иезуита в этой миссии обсуждали воссоединение с Борисом Галицыным, советником регента. Ни из миссии, ни из переговоров ничего не вышло, но Джону Шмидту разрешили остаться в Москве в качестве капеллана католиков. Позже к нему присоединился Альбер де Бойе, и до 1689 г.два иезуита обслуживали около 100 католических семей в Москве. Генерал Гордон, католик и доверенное лицо Петра, даже помог им открыть небольшую школу. Когда несколько боярских семей стали католиками, православное сопротивление усилилось. В 1689 году Борис Галицын попал в немилость и был сослан Петром в Сибирь. Иезуитам также было приказано покинуть Москву. Некоторое время в Москве служили также доминиканцы, а затем два светских священника. Однако Петр обиделся, когда узнал, что иезуит Филипп Аврил упомянул о его эпилепсии в книге о католических миссиях в России, и даже заступничество Гордона не смогло остановить растущую враждебность императора к католицизму.
Два других иезуита, Джон Милан и Джон Берула, а также веронский миссионер Касагранде сопровождали еще одну миссию Леопольда I в 1698 году. Касагранде было разрешено заниматься духовными нуждами венецианцев в Воронеже; два иезуита остались в Москве. Там они вновь открыли школу и даже обратили некоторых из бояр. Поскольку иезуиты в своей школе делали то, что Петр считал нужным, он не препятствовал их работе, несмотря на противодействие православных, даже после смерти их покровителя Гордона (169 г.).9). Но когда дружба между Австрией и Россией охладела, иезуиты снова оказались в России нежеланными. Когда они ушли в апреле 1719 года, они оставили около 2000 католиков, в том числе нескольких русских, епископа, трех священников и около 25 бояр. Рим заменил иезуитов францисканцами, конвентуалами и капуцинами, которые, в свою очередь, были изгнаны в 1724 г. В составе московской миссии планировались доминиканцы, но после смерти Петра их так и не прислали.
Петр не был религиозным либералом. Хотя католиков латинского обряда в целом оставили в покое, с восточными католиками в западных областях России дело обстояло иначе. Несмотря на обещанную Петром защиту, они постоянно подвергались преследованиям со стороны русских войск. Некоторые священники даже погибли от рук солдат. Терпимость Петра к католикам проистекала из его желания заручиться поддержкой Ватикана против короля Швеции Карла XII. Он протестовал против воссоединения, но папа Климент XI признал его цели политическими и отказался поддержать кампанию против Швеции. После битвы под Полтавой (1709 г.), Петр больше не нуждался в Ватикане, и все разговоры о воссоединении прекратились.
Именно Петр Великий на время катапультировал Россию в русло Запада. Это признают даже Советы, которые утверждают, что дух Петра был духом «первого большевика», несмотря на то, что именно Петр был ответственен за самодержавие в России.
Библиография: т.о. Ключевский, Петра Великого, тр. л. Арчибальд (Нью-Йорк, 1961). м. просто, Рим и Россия (Вестминстер, Мэриленд, 1954) 78–88. р. н. Бейн «Петр Великий и его ученики, 1689–1730», Cambridge Modern History (Лондон – Нью-Йорк, 1902–1912) 5: 518–557. Дж. glazik, Lexikon für Theologie und Kirche, ed. Дж. Хофер и К. Ранер, 10 т.