Императрица евдоксия: ЕВДОКСИЯ, ИМПЕРАТРИЦА — Древо
Евдоксия Элия | |
— | БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Евдоксия Элия
Евдоксия Элия — византийская императрица, супруга императора
Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.:
Далее читайте:
Византия (краткая
Хронологические таблицы и по векам — | IV |
Константинопольские патриархи
|
| ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав |
XXXIII. Евдоксия Элия, жена Аркадия . Жизнь римских императриц. Картины из жизни римского общества
Сыновья Феодосия, Аркадий и Гонорий, единогласно были провозглашены императорами 17 января 395 года. Аркадий, которому в это время было 18 лет, царствовал на востоке, его же брат Гонорий, 17-ти лет, управлял западом. Молодой и слабый Аркадий находился весь под влиянием своего фаворита префекта и министра Руфина, управлявшего страной по своему произволу. Фаворит, желая еще более укрепить свою власть, имел намерение выдать свою дочь Марию за императора Аркадия. Но евнух Евтропий, камергер двора, воспользовавшись отъездом Руфина в Антиохию, представил Аркадию Евдоксию Элию, дочь генерала Баутона, девицу редкой красоты. Император Аркадий влюбился в красавицу Евдоксию и пожелал жениться на ней. В день празднования свадьбы Руфин возвратился в Константинополь и, видя необыкновенные приготовления в городе, был уверен, что дело идет о бракосочетании императора с его дочерью Марией. Каково же было удивление Фаворита, когда он узнал, что император женится на дочери генерала Баутона, Евдоксии. Руфин сразу понял, что рушились все его надежды. Молодая императрица при помощи своей необыкновенной красоты и женского кокетства без труда завладела сердцем своего супруга, и новый фаворит явился в лице евнуха Евтропия. Но согласие между императрицей и евнухом Евтропием продолжалось недолго. Евдоксия возненавидела камергера Евтропия и решила от него избавиться. В один прекрасный вечер она бросилась со слезами к своему супругу Аркадию и умоляла его защитить ее от оскорблений евнуха Евтропия. Влюбленный император, ни в чем не отказывавший Евдоксии, тотчас же исполнил ее просьбу и осудил на изгнание своего фаворита. Но евнух обратился к защите константинопольского патриарха Иоанна Кризостема, который скрыл его в церкви Св. Софии. Императрица Евдоксия, при всем своем могуществе, не осмелилась арестовать Евтропия в святом храме. Однако, Евтропий все таки был отправлен в ссылку, затем вскоре был возвращен в Константинополь, где и умер. Патриарх Иоанн Кризостем в эту эпоху был чрезвычайно популярен в Константинополе. С кафедры церкви св. Софии он громил роскошь, греховное поведение женщин, не щадя при этом и самой императрицы Евдоксии. Последняя, разумеется, не могла переносить ничего подобного и решила отправить Кризостема в ссылку, а на место его пригласила александрийского архиепископа Феофила. Но народ восстал против этого распоряжения, убил многих монахов, противников Кризостема, и то же самое сделал бы и с Феофилом, если бы ему не удалось бежать. Между тем, когда все это произошло, в Константинополе случилось землетрясение. Тогда народ окончательно решил, что это есть знак небесного гнева за оскорбление патриарха. Боясь народной ярости, императрица сама просила мужа возвратить патриарха Кризостема. И действительно, с приездом народного любимца все успокоились в городе. Возвращение патриарха было для него настоящим триумфом. Оба берега и европейский и азиатский были роскошно иллюминованы и повсюду толпы народа изъявляли радость прибытия в Константинополь благочестивого патриарха.
Кризостем еще с большим жаром начал громить порок с кафедры церкви св. Софии; он уже без стеснения называл императрицу Евдоксию Иродиадой, которая, танцуя, требует голову Иоанна Крестителя. Подобные оскорбления нельзя было переносить Евдоксии, как императрице и женщине. Снова собрался совет судить патриарха и снова осудил его в ссылку. Но народ опять восстал. Двери храма св. Софии были заперты. Тогда императрица прибегала к другому средству. Она велела поручить взять патриарха варварам, бывшим в союзе. Накануне Пасхи в город явились готы и пошли на приступ церкви; но когда они увидали, что двери храма не поддаются их усилиям, они прибегли к помощи огня. В конце концов, патриарх был взят и, несмотря на ярость народа, вывезен из города. Хотя Кризостем и просил, чтобы его отправили в Антиохию, но его отправили пешком в Тавр; там он оставался три года, потом его перевели в пустыни Понтского округа, где он и скончался 60 лет от роду. Императрица Евдоксия, избавившись от своего сурового обличителя, не стеснялась развлекать себя, как ей хотелось. Она открыто дарила своим вниманием графа Иоанна, и народ прямо называл его любовником Евдоксии. Когда у императрицы родился сын Феодосий, все в один голос кричали, что этот ребенок прижит с графом Иоанном, а не с императором. Тем не менее слабоумный Аркадий не подозревал свою супругу в измене, очень радовался рождению Феодосия и провозгласил его своим наследником, т. е. цезарем. Спустя четыре года, Евдоксия умерла в самом расцвете красоты. Молва приписывала эту преждевременную смерть излишествам, которым предавалась красавица императрица. Ариане оплакивали ее смерть, а католики говорили, что ее Бог наказал за преследование праведника Иоанна Кризостема.
Колонна Элии Евдокии
Колонна Элии Евдокии
Колонна Элии Евдокии была монументальным сооружением, возведенным возле собора Святой Софии. Он был возведен консулом Симплицием в 403 г. в честь Элии Евдокии, жены императора Аркадия, которая была Августой с 400 по 404 г. Шахта была сделана из порфира и увенчана массивной серебряной статуей императрицы. Похоже, что он располагался на северо-восточной стороне Августейона, за пределами Дома Сената. Посвятив статую рядом с Августеем (названную в честь матери Константина, Августы Елены), он связал династию Феодосиев с Константином.
Статуя была вовлечена в имперский спор с епископом Константинопольским Иоанном Златоустом, который проповедовал против императрицы после возведения статуи. Это привело к его изгнанию, а когда он уходил из Константинополя, вспыхнул бунт, во время которого была сожжена Святая София.
Хотя ни статуя, ни колонна не сохранились, ее мраморное основание было обнаружено в середине 19 века. Это аттическое основание колонны, установленное поверх цоколя с лепниной сверху и снизу, выполненное из цельного блока белого мрамора. Он имеет греческую надпись и латинскую надпись на противоположных сторонах. Греческая надпись ясно указывает, что основание когда-то поддерживало порфировую колонну с серебряной статуей императрицы, что также подтверждается письменными источниками. Сохранившийся цоколь и основание почти наверняка являются лишь частью первоначального пьедестала колонны.
Латинская надпись
D(ominae) n(ostrae) Ael(iae) Eudoxiae, semper Augustae, / v(ir) c(larissimus) Simplicius, praef(ectus) urbi, dedicavit.
«Нашей госпоже Элии Евдокии, навеки Августе. Симплиций, клариссимус, префект города, посвятил [это]».
Греческая надпись
. / [τοὔ]νομα δ’, εἰ ποθέεις, Εὐδό[ξ]ια. τίς δ’ ἀνέθηκεν; / [Σι]μπλίκιος, μεγάλων ὑπάτων γόνος, ἐσθλὸς ὕπαρχο[ς].
‘Взгляните на порфировую колонну и серебряную императрицу в том месте, где городом правят императоры! Как ее зовут, спросите вы? Евдокия. Кто ее подставил? Симплиций, потомок могущественных консулов, благородный префект.
«В этом году [405/6] императрица Евдоксия приказала сделать серебряную статую самой себя и установить ее в месте, называемом Питтакия, недалеко от Святой Ирины. Городской префект, будучи манихеем и сторонником язычества, устроил перед статуей шумные хоры и пляски и поднял переполох, который огорчил Иоанна [св. Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского], так как это не позволяло ему спокойно совершать святую литургию. Ибо оно часто прерывало пение псалмов. Святой Иоанн словесно поносил префекта, который возбудил Евдоксию против Иоанна, сказав, что последний раздражается честью, оказанной ее статуе. Итак, снова были ненависть и гнев против Джона. Затем он произнес проповедь, которая начиналась со слов «Иродиада снова в ярости». При этом неприязнь императрицы к нему достигла своего апогея и снова последовали низложение и изгнание. Люди подожгли церковь, и многие рисковали жизнью ради Иоанна. Иоанна изгнали из города и сослали на Кукусос, откуда перевели в Питиус. Когда он был в Комане, на подступах к Армении, он умер в Господе».
Из «Хроники Феофана Исповедника»
Фото из «Последних статуй древности»
Источники
Основание колонны для статуи Евдокии (Последние статуи древности)
Златоуст и спорные пространства Константинополя Андраде
Хроника Феофана Исповедника в переводе Сирила Манго и Роджера Скотта
Ресурсы
Альбом колонн и памятников Константинополя (Byzantine Legacy Flickr)
Императрица Элия Евдокия — Вера Л. Джастис
Была она или не была? Это зависит от того, являетесь ли вы современным историком, который восхищается напористыми женщинами, или епископом пятого века. Евдокия была привлекательной дочерью романизированного франкского генерала и — поначалу — пешкой в дворцовых интригах. После смерти Феодосия в начале 395 г. соправителем Константинополя стал его старший сын Аркадий. Дворяне и дворцовые евнухи замышляли контроль над «летаргическим» императором. У восточного префекта была дочь на выданье, но первым туда попал главный евнух императорского двора. Прежде чем тело Феодосия прибыло в Константинополь для погребения, избранница евнуха Евдокия вышла замуж за нового императора, пока префекта не было в городе.
Придя к власти, Евдокия доказала, что больше не является пешкой. Она смоделировала себя по образцу своей умершей свекрови, святой Флациллы, взяв ее nomen Aelia и доказав свою плодовитость, родив пятерых живых детей. После трех дочерей она, наконец, родила наследника мужского пола Феодосия II. Ее старшая дочь Флацилла умерла молодой, но Пульхерия, Аркадия и Марина дожили до зрелого возраста, и я описываю их истории в «Императрица Рассвета: роман об имперском Риме ».
Также, как и ее предшественница, она обратилась к Церкви, чтобы усилить имперское правление. Евдокия расточала деньги на серебряные подсвечники и приобретала мощи святых для украшения церквей, но она пошла дальше Флациллы. Вместо служения бедным и обездоленным Евдокия занялась политикой, непосредственно касавшейся церковного учения. Когда советники Аркадия отклонили петицию видных церковников о сносе языческого храма в Газе, она устроила так, чтобы ее малолетний сын удовлетворил эту просьбу. Она приказала своему агенту «разрушить до основания все храмы идолов».
Несмотря на эти и другие «добрые дела», она поссорилась с Константинопольским епископом, считавшим ее высокомерной и жадной. И дворянам, которых она победила, тоже не нравилось, что надменная женщина управляла императором. Они открыто судачили о происхождении юного наследника и называли истинным папочкой любимого придворного Евдокии, графа Иоанна. Эти сплетни до сих пор фигурируют в книгах по истории, но без теста на отцовство мы не можем знать правду.