Разделение христианства: Разделение церкви на католическую и православную
Содержание
Разделение христианства как ошибка, которая должна быть исправлена : Некоммерческая Исследовательская Служба «Среда»
Похвально для русского желать воссоединения Церквей, но для правильного суждения об этом необходимо предварительное теснейшее
воссоединение с духом собственного народа.
Иван Аксаков (1823 – 1886)
Результаты Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного службой СРЕДА (полевые работы: ФОМ-«Пента», выборка 1500 человек).
30% россиян считают разделение христиан на православных, католиков и протестантов исторической ошибкой, которая может и должна быть исправлена. Чаще так думают женщины и жители городов. 39% опрошенных ничего не могут сказать по этому поводу, и еще 31 % граждан не считают это ошибкой, нуждающейся в исправлении.
Респондентам был задан вопрос: Скажите, пожалуйста, верным или неверным, с Вашей точки зрения, является следующее утверждение: Разделение христиан на православных, католиков и протестантов – историческая ошибка, которая может и должна быть исправлена.
30% россиян согласились, что разделение христиан на православных, католиков и протестантов является исторической ошибкой, которая может и должна быть исправлена. Несколько чаще среднего соглашались с этим утверждением православные христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви. Однако самый высокий процент согласившихся с этим утверждением был обнаружен среди православных христиан, участвующих в приходской жизни (43%).
Несколько чаще о разделении христиан на православных, католиков и протестантов как об исторической ошибке говорили женщины, жители городов и респонденты, проживающие в Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах. Также чаще среднего ошибкой разделение христиан видят граждане, которых, казалось бы, мало что связывает: предприниматели и малообеспеченные респонденты, не всегда способные найти деньги на одежду и обувь. Зато самые обеспеченные из опрошенных (россияне, которые могут позволить себе покупку автомобиля), немного чаще не согласны с утверждением, будто разделение христиан – это ошибка, которую надо исправлять.
Не считают исторической ошибкой разделение христиан на православных, католиков и протестантов 31% россиян. Несколько чаще так считают мужчины, граждане, поддерживающие ЛДПР, неверующие респонденты, жители Уральского и Приволжского федеральных округов.
Также реже считают разделение христиан ошибкой жители сел и поселков городского типа, а так же респонденты, занятые в сельском, лесном и рыболовном хозяйстве.
Уровень образования респондентов в целом не оказал влияния на их ответы. Однако среди граждан, окончивших только школу или имеющих неполное среднее образование, опрашиваемые чаще говорили о том, что не имеют конкретного мнения по этому вопросу. Образованные респонденты спокойно, без каких-либо явных предпочтений, поделились на тех, кто считает разделение христиан на православных, католиков и протестантов исторической ошибкой, тех, кто данное явление ошибкой не считает, и тех, кто вообще ничего не думает по этому поводу.
39% опрошенных не имеют конкретной позиции по вопросу, было ли исторической ошибкой разделение христиан на православных, католиков и протестантов. Среди тех, кто чаще не мог определиться с ответом – россияне от 65 лет и старше (45%), респонденты, разделяющие взгляды КПРФ (52%), неработающие пенсионеры и самые бедные из опрошенных, которым не хватает денег даже на еду (48%). «Затрудняюсь ответить» чаще говорили жители Центрального (46%) и Дальневосточного (50%) федеральных округов.
Разделение церквей | это… Что такое Разделение церквей?
Христианство Портал:Христианство | |
· | |
Библия | |
Троица | |
История христианства | |
Христианское богословие | |
Ветви христианства |
Раскол христианской церкви в 1054 году, также Великий раскол — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе и Православную — на Востоке с центром в Константинополе.
Содержание
|
История раскола
Фактически разногласия между папой римским и патриархом Константинополя начались задолго до 1054, однако именно в 1054 римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами[1]. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов.
Раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 взаимные проклятия были сняты.
Причины раскола
Раскол имел множество причин: обрядовые, догматические, этические различия между западной и восточной Церквами, имущественные споры, борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной).
Точка зрения западной (католической) церкви.
Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском храме на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. Отлучительная грамота содержала в себе следующие обвинения в адрес восточной церкви:[2]
- Константинопольская Церковь не признаёт Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах,
- Михаила неправо называют патриархом,
- подобно симонианам, они продают дар Божий,
- подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
- Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
- Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
- Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
- Подобно северианам, злословят закон Моисеев.
- Подобно духоборцам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
- Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
- Подобно назареям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
Точка зрения восточной (православной) церкви
Отлучительная грамота вряд ли могла быть названа легитимной и имеющей каноническую силу. Во-первых, грамота была написана и подписана не Папой, а кардиналом Гумбертом и другими легатами, начиналась она так: «Гумберт, милостью Божией кардинал епископ Святой Римской Церкви, Петр, архиепископ Амальфийский, Фридрих, диакон и канцлер — всем сынам Католической Церкви. ..»
Во-вторых, в апреле, еще до того как переговорный процесс сколько-нибудь продвинулся вперед, Лев IX умер, а следующий папа был избран лишь через год. Следовательно, его легаты к моменту сочинения и оглашения грамоты утратили легитимность.
Реакция Патриарха на вызывающий поступок кардиналов была достаточно осторожной и в целом миролюбивой. Достаточно сказать, что с целью успокоения волнений было официально заявлено, что греческие переводчики извратили смысл латинской грамоты. Далее, на последовавшем Соборе 20 июля за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.
Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она рикошетом из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей также и там. [3]
Восприятие раскола на Руси
Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и русским духовенством.
В последующие годы Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо из сторон конфликта, хотя и осталась православной. Если иерархи греческого происхождения были склонны к антилатинской полемике, то собственно русские священники и правители не только не участвовали в ней, но и не понимали сущности предъявляемых греками к Риму претензий догматического и обрядового характера. Таким образом, Русь поддерживала общение и с Римом, и с Константинополем, принимая те или иные решения в зависимости от политической необходимости.
Двадцать лет спустя после «разделения Церквей» имел место знаменательный случай обращения великого князя Киевского (Изяслава-Димитрия Ярославича) к авторитету папы св. Григория VII. В своей распре с младшими братьями за Киевский престол Изяслав, законный князь, вынужден был бежать за границу (в Польшу и потом в Германию), откуда и апеллировал в защиту своих прав к обоим главам средневековой «христианской республики» — к императору (Генриху IV) и к папе. Княжеское посольство в Рим возглавил его сын Ярополк-Пётр, имевший поручение «отдать всю русскую землю под покровительство св. Петра». Папа действительно вмешался в ситуацию на Руси. В конце концов, Изяслав вернулся в Киев (1077). Сам Изяслав и его сын Ярополк канонизированы Русской Православной Церковью.
Около 1089 в Киев к митрополиту Иоанну прибыло посольство антипапы Гиберта (Климента III), по-видимому, желавшего укрепить свои позиции за счёт его признания на Руси. Иоанн, будучи по происхождению греком, ответил посланием, хотя и составленным в самых почтительных выражениях, но всё же направленном против «заблуждений» латинян (это первое по времени не-апокрифическое писание «против латинян», составленное на Руси, хотя и не русским автором). Однако преемник Иоанна, митрополит Ефрем (русин по происхождению) сам послал в Рим доверенное лицо, вероятно, с целью лично удостовериться на месте в положении вещей; в 1091 этот посланец вернулся в Киев и «принесе много мощей святых». Затем, согласно русским летописям, послы от папы приходили в 1169.
В Киеве имелись латинские монастыри (в том числе доминиканский — с 1228), на землях, подвластных русским князьям, с их разрешения действовали латинские миссионеры (так, в 1181 князья Полоцкие разрешили монахам-августинцам из Бремена крестить подвластных им латышей и ливов на Западной Двине). В высшем сословии заключались (к неудовольствию греков) многочисленные смешанные браки. Большое западное влияние заметно в некоторых сферах церковной жизни.
Подобная ситуация сохранялась вплоть до монголо-татарского нашествия.
Снятие взаимных анафем
В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между Вселенским Патриархом Афинагором, главой Константинопольской православной церкови и Римским Папой Павлом VI, в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация [4] Однако этот формальный «жест доброй воли» не имел никакого практического или канонического значения. С католической точки зрения, остаются в силе и не могут быть отменены анафемы I Ватиканского Собора против всех, кто отрицает учение о первенстве Римского Папы и безошибочности его суждений по вопросам веры и нравственности, произнесённых ex cathedra (то есть когда Папа выступает как земной глава и наставник всех христиан), а также ряд других постановлений догматического характера.
Ссылки и литература
- Лебедев А. П. История разделения церквей IX, X и XI веках. СПб. 1999 г. ISBN 5-89329-042-9
- Таубе М. А. Рим и Русь в до-монгольский период.
- Православие, Римо-католичество, протестантизм книга Митрофана (Зноско-Боровского)
- IV. Развитие теории папского верховенства и дальнейшее расхождение Церквей. Апогей могущества Византии. Крещение Руси. События 1054 г. Глава из книги А. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
Примечания
- ↑ Михаил Кируларий (англ.)
- ↑ Текст отлучительной грамоты
- ↑ А. Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви
- ↑ Декларация о снятии анафем.
Ветви христианства — Музей протестантизма
Родившись в Палестине среди иудаизма, христианство постепенно утвердилось в Римской империи, а затем распространилось по всему миру. Он развивался вместе с большим доктринальным и ритуальным разнообразием: когда споры становились слишком противоречивыми, они вызывали расколы. Таким образом, христианство является религией с множеством различных ветвей.
Рождение христианства
© Thinkstockphotos
Раннехристианские общины зародились в Палестине после смерти Иисуса Христа среди евреев, которые
признали его Мессией. Христианство постепенно распространилось по всей Римской империи, а затем и дальше.
Основываясь на послании человека, переданном Евангелиями, на обрядах, таких как крещение, месса, причастие и на символах веры, христианство пережило доктринальные кризисы, которые глубоко разделили его.
Разделы христианства
Символы веры христианства являются предметом доктринальных дебатов: вселенские соборы проводятся с целью разрешения споров и уточнения догматов при осуждении ересей.
Даже когда христиане придерживались одних и тех же верований, они соблюдали разные религиозные обряды в зависимости от их языка, страны и традиций.
Из разделений развились три великие ветви христианства: Православный , Католик и Протестант . В 1054 г. раскол Восток-Запад отделил православных от католиков; в 1517 году Реформация породила протестантизм.
Но на самом деле делений было гораздо больше, как ясно показывает схема христианских деноминаций. Со временем одни церкви отделились, другие объединились: восточные католические церкви, часто называемые «униатами», в разное время присоединялись к католической церкви; Вальденсес и гуситские течения присоединились к протестантской Реформации в начале 16 -го -го века…
Христианское разнообразие, преобладающее и сегодня, особенно очевидно на Ближнем Востоке, где многочисленны патриархаты, и многие прихожане бежали из своих родных мест и теперь рассеяны. по всему миру.
Филиации христианских верований © Musée Virtuel du Protestantisme
Légende
A : Chrétiens d’origine nestorienne A’ : Catholiques d’origine nestorienne
B : Chrétiens d’origine monophysite B’ : Catholiques d’origine monophysite
C : Catholiques d ‘ортодоксальное происхождение D : Catholiques antérieurs au schisme d’Orient
E : Chrétiens d’origine catholique malabare F : Catholiques d’origine 9 0005 G : Латинские католики Иерусалима Библиография
Сопутствующие туры
Филиация христианских конфессий
С самого начала христианство характеризовалось большим доктринальным и ритуальным разнообразием, которое вызывало споры и расколы. Двумя наиболее важными из них были великий раскол между Востоком и Западом, разделивший…
Связанные примечания
Пьер Вальдо (1140-1217) и вальденсы
Пьер Вальдо начал движение вальденсов, которое распространилось по всей южной Европе.
Ян Гус (1369-1415) и гуситские войны (1419-1436)
Гус был чешским священником, который за столетие до Лютера призывал к реформе Церкви и был сожжен на костре. Его смерть вызвала религиозное, политическое…
Православный
Раскол между Востоком и Западом в 1054 году отделил восточные церкви от западных. Православные были основной ветвью христиан восточного происхождения. Их организация менялась на протяжении веков. После…
Католики
Католики — крупнейшая ветвь христианства. Они принадлежат Римской Церкви и объединенным Восточным Церквям в Риме.
Протестанты
В 1517 году Лютер инициировал Реформацию, которая развилась во множество различных течений, основанных на общих принципах. Под влиянием движений Возрождения были созданы новые протестантские конфессии на протяжении…
Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты
мозаика: христианство
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Святой апостол Павел
Мартин Бубер
Ян Гус
Святой Альберт Великий
Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
- Похожие темы:
- библейская литература
Римский католицизм
протестантизм
христология
новенна
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н.э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей. См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.
В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам, см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; благодать; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.
Церковь и ее история
Сущность и сущность христианства
В своей основе христианство представляет собой религиозную традицию, сосредоточенную на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.
Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры носит исторический характер — т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.
Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.
Учитывая такую сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.
Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на особом опыте или схеме, направленной на спасение, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих творений Божьих к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.
Вполне возможно, что на протяжении веков подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.
Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны смириться с тем, что подразумевает слово сущность . Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировался внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность.