Цитаты святых отцов о воспитании детей: Святые отцы о воспитании детей

Воспитан

Святые отцы о детях и воспитании. Цитаты | Материнство

Святитель Феофан Затворник

Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.

***

Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей.

***

Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.

***

Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.

***

Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..

Святитель Иоанн Златоуст

Считай себя царем, имеющим подчиненный тебе город — душу ребенка, ибо душа действительно город. И подобно тому, как в городе одни воруют, а другие ведут себя честно, одни трудятся, а другие занимаются тем, что попадается под руку, так же ведут себя в душе рассудок и помыслы: одни сражаются против преступников, как в городе воины, другие заботятся обо всем, что относится к телу и к дому, как граждане в городах, третьи же отдают приказания, как городские власти.

***

Научи его быть приветливым и человеколюбивым. Пусть рот у него будет зашит для всякого злословия. Если увидишь, что он бранит кого-либо, заставь его замолчать и переведи речь на его собственные проступки.

***

Хотя бы у нас все наше было благоустроенно, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей.

***

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких родителях я сказал бы, что они хуже даже детоубийц: те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский.

***

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны.

***

Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их.

***

Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.

***

Старайся, чтобы научить (сына) презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее.

***

Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех.

***

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти опять научат своих; продолжаясь таким образом до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем.

Преподобный Паисий Святогорец

Когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни.

***

Родители должны отдавать как можно больше времени своим детям, даже в ущерб своим занятиям и своей работе. А женщинам следует вести простую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются.

***

Величайшим и лучшим многодетным отцом является тот человек, который духовно возродился сам и помогает духовному возрождению своих чад, дабы обеспечить их душам рай.

***

Старец всегда подчеркивал, что нужно иметь абсолютное доверие к Промыслу Божию и, так сказать, не планировать детей, ибо детей дает Бог. И Он один знает, сколько детей дать, – Он один, и никто иной. Некоторые, правда, решаются, поскольку жизнь стала трудной, иметь только одного ребенка, поэтому они и предохраняются. Однако это великий грех, поскольку эти христиане показывают, что сами устраивают свои дела, лучше, чем Бог.

Будучи гордыми, они недооценивают Промысл Божий. А ведь Бог видит и душевное состояние, и экономическое положение таких христиан, видит и многое другое, чего мы не видим и не знаем. И если семья бедная и у нее едва хватает средств на содержание одного ребенка, то Тот, Кто знает всё, может позаботиться и об экономическом укреплении семьи.

***

Дети сейчас не понимают простых вещей; хорошо-хорошо, не понимали, пока были малы, пока родители защищали их, маленьких, защищали этим «заключением» в люльке. Однако теперь, когда они выросли, они все равно не понимают, что и теперь требуется, так сказать, «заключение», то есть некоторое ограничение свободы. Этого ограничения они не понимают, тогда как нужно понять, что для того, чтобы стать правильными детьми, умными и взрослыми, нужно «связывание», но что это «связывание» не есть связывание: садовник идет подвязывать деревцо не для того, чтобы погубить его, закрывает деревцо решеткой не для того, чтобы ограничить его, но для того, чтобы деревцо не съели козлята.

Но некоторые дети что делают? Бежит, как освободившийся от привязи теленок, думает, что действительно освободился. А каков результат? Или задушится оборванной веревкой своей, или упадет куда-нибудь в пропасть, или будет съеден волком…

Так делают некоторые строптивые дети: ищут эту якобы свободу, но в конце концов эта свобода приводит их… вот эта самая свобода, которую имеют европейцы, приводит наших детей – куда? Куда пришли они? Сколько раз бывали у меня в келлии молодые парни… несчастные, разрушенные наркотиками и вином. Просят теперь помощи, бедные. И мне удалось помочь одному-двум – но сердце-то за всех разрывается… Ищут помощи, но как им всем поможешь?

Святитель Василий Великий

Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей.

***

Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми.

***

Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в  себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

Святитель Тихон Задонский

Учителям учеников обучать не только грамоте, но и честной жизни, страху Божьему, потому грамота без страха Божьего — не что иное, как меч у безумного. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать и так безстрашно и своевольно им попускают жить; другие безмерную строгость употребляют и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. Оба — и те, и другие — погрешают. Везде ибо излишество порочно; строгость и милость безрассудная во всяком чине порицается. Сия в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных; другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде ибо умеренность и средний путь похваляется. Сего ради родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

Святитель Филарет, митрополит Московский

Что нынешнее воспитание располагает к своеволию, это правда. Я нередко дивлюсь, с какой важностью и самостоятельностью ведут себя малолетние дети при родителях, и сии как будто не смеют прикоснуться к ним.

***

Справедливо возлагать на Бога надежду о себе и о детях, но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь родителей к детям не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения.

***

Наречение имен не такое маловажное дело, как думают люди. […] Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собой благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собой благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.

***

Ветхий Завет есть детство человечества, и его начальное воспитание под рабским страхом закона. Христианство есть высший возраст человечества, и его совершительное под благодатью воспитание; здесь, соответственно возвысившемуся познанию и силе духа, ему вверяется духовная свобода; и тогда человек внутренне уже не раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом. Итак, поелику Апостол в воспитании человечества Богом и в воспитании каждого человека родителями и наставниками признает одинаковый порядок, то ясно, что и из христианского кроткого воспитания он не совсем исключает древнюю строгость, дабы свобода вверяема была воспитываемому по мере приобретения им умения пользоваться ей. Все ли равно, давать обширную свободу умеющему ее употреблять или не умеющему, зрелому в разуме или незрелому? Очевидно, не все равно. Следственно, по мере возраста и образования должно давать свободу детям. Которое из двух направлений правильнее, приятнее и удовлетворительнее для человека, поступление от расширения свободы к ее ограничению или, напротив, от ее ограничения к расширению? Очевидно, последнее. Итак, надобно вести детей от ограничения свободы к расширению ее. Иначе сделавшийся слишком свободным слишком рано, куда направится далее с своим желанием поступления вперед и возрастающего удовлетворения? Не будет ли он в искушении поколебать справедливые пределы разумной и законной свободы?

Цитаты из творений святых отцов. Педагогика, читать онлайн

Цитаты из творений святых отцов. Педагогика, читать онлайн

<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>



Педагогика

Кто будет воспитываться в худых нравах, тому гораздо полезнее умереть до зрелого возраста, чем долее заражаться, перенимая порочное поведение родителей (свт. Василий Великий, 6, 146).

***

…Немалая польза, если души юношей осваиваются и свыкаются с добродетелью, потому что наставления такою рода, по нежности душ, запечатлеваясь глубоко, остаются в них неизгладимыми (свт. Василий Великий, 8, 300).

***

…Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно запечатлевает в  себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образцов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние (свт. Василий Великий, 9, 112).

***

…Кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен (прп. Ефрем Сирин, 30, 146).

***

…Нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 44, 82).

***

Нет нам извинения, когда дети у нас развратны (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83).

***

…Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если нерадим о спасении детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 83).

***

<Бог> не только детей злых в отношении к родителям наказывает, а к добрым благоволит, но точно так же поступает и с родителями, тяжко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал (свт. Иоанн Златоуст, 44, 86).

***

…Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душой. О таких отцах я сказал бы… что они хуже даже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти то и другую вместе ввергают в огонь геенский… (свт. Иоанн Златоуст, 44, 87—88).

***

Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратим, душу, потому что ничего равного ей нет у нас (свт. Иоанн Златоуст, 44, 88).

***

<Родители> будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей, успевают ли они довести их до падения, или нет (свт. Иоанн Златоуст, 44, 111).

***

<Надо> не тогда внушать молодым людям страх <Божий>, когда они сделаются мужами, но наставлять и направлять их в детстве; тогда и впоследствии не было бы нужды в угрозах (свт. Иоанн Златоуст, 44, 117).

***

Самое лучшее учение не то, когда, допустив наперед порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но то, когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступной для них (свт. Иоанн Златоуст, 44, 118).

***

…Станем искать Царствия Божия, тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними… (свт. Иоанн Златоуст, 44, 122).

***

Не можем мы обмануть вместе с людьми и Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и везде возлагает на нас ответственность за спасение детей (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124).

***

…Оставив всякие отговорки, постараемся быть отцами доблестных детей, строителями Христоносных храмов, попечителями небесных ратоборцев, намащая и возбуждал их, и всячески содействовать их пользе, чтобы и нам быть соучастниками их венцов (свт. Иоанн Златоуст, 44, 124).

***

Это и расстраивает всю вселенную, — то, что мы нерадим о собственных своих детях, заботимся об их приобретении, и душою их пренебрегаем, допуская крайнее безумное дело (свт. Иоанн Златоуст, 46, 336).

***

Недостаточно только сказать или предложить увещание, но должно оградить многим страхом <Божиим>, чтобы пресечь легкомыслие юности (свт. Иоанн Златоуст, 4 338).

***

…При жизни и при смерти будем говорить своим детям и убеждать их, что великое богатство, непогрешимое наследство, и беспечальное сокровище ее страх Божий, и будем стремиться оставлять им не деньги гибнущие, но благочестие пребывающее и неиждиваемое (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).

***

…Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи — детей каждый день настраивай и осматривай их тщательно всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу (свт. Иоанн Златоуст, 46, 339).

***

Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына; а этот — своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках (свт. Иоанн Златоуст, 46, 340).

***

…Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставить его детям; будем научать их добродетели испрашивать им благословение от Бога; вот это, имен это — величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все большее богатство (свт. Иоанн Златоуст, 47, 712—713).

***

Будем… так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто (свт. Иоанн Златоуст, 47, 713).

***

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 781).

***

…Не столько вреда терпишь ты от болезней и трудов (рождения), сколько получаешь, если хочешь, пользы от воспитания детей, находя в нем повод к добрым делам(свт. Иоанн Златоуст, 47, 782—783).

***

…Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (свт. Иоанн Златоуст, 47, 783).

***

Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их (свт. Иоанн Златоуст, 47, 788).

***

<Детский> возраст нежный — он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым (свт. Иоанн Златоуст, 51, 22).

***

<Необходимо>… не всегда носить детей на руках, чтобы это не обратилось им в привычку и они не сделались слабыми. Потому-то дети, воспитывающиеся на глазах родителей, бывают слабее, так как неблаговременная и не умеренная нежность вредит их здоровью (свт. Иоанн Златоуст, 52, 471).

***

С самого первого возраста ограждайте детей духовным оружием и научайте их запечатлевать рукой чело, и прежде, нежели они будут в состоянии делать это своей рукой, вы сами изображайте на них крест (свт. Иоанн Златоуст, 53, 182).

***

Укоризна хотя и сама по себе может тронуть, но имеет еще большую силу, когда соединяется с похвалой исправным (свт. Иоанн Златоуст, 53, 253).

***

…Способность исправлять кротостью согрешающих есть дар духовный (свт. Иоанн Златоуст, 53, 807).

***

Честь отцов зависит от благопристойности сыновей, или лучше, венцы сыновей украшаются хорошею славою отцов(свт. Иоанн Златоуст, 53, 842).

***

Ужели вовсе не нужно прибегать к наказаниям? Я этого не говорю: нужно, но только не беспрестанно, не без меры, не из желания выместить на других свою досаду… но лишь тогда, когда вредят своей душе. Если ты по этому побуждению взыскиваешь <с провинившихся>, то все будут хвалить тебя и никто не осудит (свт. Иоанн Златоуст, 54, 133).

***

Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в наказании и учении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним (свт. Иоанн Златоуст, 54, 185).

***

Не так полезно образовать сына, преподавая ему искусство и внешнее знание, посредством которых он станет приобретать деньги, как научить его искусству презирать деньги (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186).

***

…Старайся, чтобы научить его <сына> презирать славу настоящей жизни; от этого он будет славнее и знаменитее (свт. Иоанн Златоуст, 54, 186).

***

…Бог даровал вам <женщинам>… средство спасения, именно — воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами через себя, но и через других(свт. Иоанн Златоуст, 54, 679).

***

Тот, кто хочет научиться чему-нибудь полезному, прежде всего должен быть расположен к учителю; если же этого предварительно не устроено, то не может произойти ничего надлежащего или полезного… (свт. Иоанн Златоуст, 54, 798).

***

…Сорную траву тогда нужно было исторгать, когда возраст был нежнее и исторгнуть можно было легче; вот тогда бы оставленные без внимания страсти не усилились и не сделались неисправимыми (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719).

***

Кто небрежен к своим детям, тог, хотя бы в других отношениях был хорош и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех (свт. Иоанн Златоуст, 55, 719).

***

Подобно тому как кто-нибудь не может рассчитывать на оправдание и снисхождение в собственных грехах, так и родители — в грехах детей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720).

***

Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих, а эти последние опять научат своих; продолжаясь таким образом вплоть до пришествия Христова, дело это доставит всю награду тому, кто послужил корнем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 720).

***

…Подобно тому как, если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, ты набрасываешь на уста ее узду, с силой поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что, правда, составляет наказание, но ведь наказание это — мать спасения, так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают; связывай грешника… чтобы ему еще более не быть связану гневом Божиим (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721).

***

. ..Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души (свт. Иоанн Златоуст, 55, 721).

***

…Неслучайное приобретение — дети, за спасение их мы отвечаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 1112).

***

Посевающие в своих детях еще в младенчестве справедливое понятие о Божием величии и Промысле, а потом и о добродетели, не только как родители, но и как превосходные наставники, сподобятся Божиих наград, а насаждающие в них понятие о многобожии <или безбожии> и о пороке, как принесшие чад своих в жертву демонам, приимут достойное воздаяние (прп. Исидор Пелусиот, 62, 148).

***

Молодых людей… надобно вразумлять, а не ласкать. Ибо первое говорится о вложении чего-либо в разум, второе же о том, чтобы или вести, к чему желательно, или быть веденным, как желательно. Посему должно удерживать от своей воли, вести к благоприличному и учить, чтобы держались добродетели и удерживались от порока, потому что первая доставляет венцы, последний подвергает наказаниям (прп. Исидор Пелусиот, 62, 323).

***

Крайне дивлюсь, что не всякий человек радуется одному и тому же; напротив того, одни, получив прощение в чем согрешают, возбуждаются тем к добродетели, а другие — к пороку; для одних благость оказывается спасительным пособием, а для других — гибельной отравой; одних укрепляет, других расслабляет; одних пристыжает, а у других похищает последний стыд. Да и немедленно подвергать наказанию не для всех одинаково бывает полезно. Одни жалуются на это, как на дело бесчеловечное, другие удерживаются от худого по страху, а не по любви; иные, препираясь с правосудием, покушаются делать неправду, а иные, избегая страдания, не делают того, что желали бы сделать, будучи лучше неуцеломудриваемых страхом, но хуже тех, которые делают добро по любви к нему, и хуже в такой мере, в какой сами лучше не боящихся наказания. Ибо одни избегают наказания, а другие — спасения; одни домогаются не потерпеть наказания, а другие — понести оное. Итак, поскольку спрашиваешь, что делать в столь великом замешательстве, то не могу сказать тебе точно; знает это Испытующий сердца; по крайней мере, как думаю, касательно малых грехов, если согрешающие втайне исправляются, надлежит показывать вид, что их и не знаешь; если же обращаются на худшее, после обличения и умеренного наказания, давать прощение, но когда грехи велики, употреблять его бережливее, уцеломудривать согрешающих и отлучением, и запрещением, пока не покаются, и тогда уже принимать (прп. Исидор Пелусиот, 62, 329).

***

Приходящим к тебе детям… часто делай увещания и читай Писание о добродетели и целомудрии, говоря: «Тщательным вашим упражнением, дети, да будет не один труд об образовании дара слова, но и украшение себя добрыми нравами. Ибо душа, чистая от порока, приемлет истинное образование, и всего досточестнее в добродетелях то самое, чем отличается целомудрие. Хотя и всякое непогрешительное состояние есть целомудрие; но некоторые,  справедливо поступая, именование сие усвояют невинности, как действенному украшению, преимущественному пред другими. С таковыми обитает вместе и мудрость. Если сию добродетель пожелаете иметь ко всему вождем, то соделаетесь мужами добрыми и блаженными, а я чрез виг приобрету не меньшую, чем родившие вас, даже лучшую славу» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 341).

***

…Кто хочет решительно воспитать детей своих, <пусть> воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих (прп. Нил Синайский, 73, 139).

***

Сказания же о праведных так же вожделенны слуху кротких, как и постоянное орошение недавно насажденному растению (прп. Исаак Сирин, 58, 39—40).

***

…Если дети по дерзости и бесчинству будут презирать родителей своих, не станут слушать наставления и исполнять повеления их, то хоть и не будут они <тотчас> преданы за то на временную смерть, как определяет Ветхий Закон, но несомненно преданы будут огню вечному и тьме кромешной (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 93).

***

…Ухитритесь так действовать <на ребенка>, чтобы он не замечал, что ему приказывают, а делал то, что хотите, будто от себя. Господь да умудрит вас (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 87).

***

Поблажки, конечно, не следует допускать, но и строгость надо растворять теплотою любви (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 88).

 






<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>









Воспитание детей согласно Святым Отцам Церкви — Статьи о семье и воспитании

«Наставь ребенка на путь, по которому должно идти, и, состарившись, не уклонится от него» (Притчи 22:6) .

Если бы кто-нибудь сказал вам, что у вас не будет проблем с детьми, если бы вы воспитали их определенным образом, хотели бы вы узнать больше? Кто бы не хотел? Для родителей воспитание детей является самой важной и священной обязанностью в жизни. И если мы будем исполнять этот долг согласно учению Отцов Церкви, Бог поможет нам воспитать христианских детей, на которых будет приятно смотреть.

Наш приоритет номер один для наших детей: воспитывать их близко к Богу

Конечно, как православные родители, мы все хотим воспитать детей, которые вырастут хорошими, ответственными и верными православными христианами. Вот почему большинство из нас крестят своих детей, приводят их в церковь по воскресеньям, водят в воскресную школу и регулярно причащают. Многие из нас могут подумать, что это предел нашей родительской ответственности за воспитание ребенка, близкого к Богу, но так ли это?

Хотя это хорошее начало, Отцы Церкви говорят, что этого недостаточно. Они говорят, что духовное благополучие наших детей должно иметь приоритет над их материальными потребностями, их светским образованием и их подготовкой к мирскому успеху, как объясняет святитель Иоанн Златоуст: «Мы так заботимся об учебе наших детей [и мирском успехе] ; если бы мы одинаково усердствовали в воспитании их в учении и наставлении Господнем… Итак, вот наша задача: воспитать и себя и детей наших в благочестии; иначе какой ответ мы получим перед судом Христовым?» (Святитель Иоанн Златоуст, О браке и семейной жизни , SVS Press, 1986, стр. 67, 71).

Повторяющаяся тема в писаниях отцов заключается в том, что воспитание наших детей в благочестии является важнейшей задачей родителей, круглосуточной  работой. Это ответственность с вечными последствиями, которая требует от нас предельной личной дисциплины, бдительности, усилий и зависимости от Божьей благодати.

Пример родителей

Во время паломничества в монастырь св. Арсения Каппадокийского мы с женой ездили, прожив год в Греции, сели поговорить с отцом Феоклитом, очень кротким, скромный и удивительно юмористический старец монастыря.

Хотя в то время у нас еще не было детей, моя жена спросила старейшину, как мы можем быть хорошими родителями, если, даст Бог, когда-нибудь у нас будут дети. Старец помолчал, потом посмотрел на нас своим нежным и обезоруживающим взглядом и сказал: «Чтобы воспитать хороших детей, нужно любить друг друга». Мы никогда не забудем простоту и убежденность, с которыми он ответил на вопрос, который, как мы думали, требует сложного ответа.

Простой ответ старца подкреплял основополагающее учение Церкви о воспитании детей: если муж и жена искренне любят друг друга, как учат Отцы Церкви, то у детей будет идеальная модель любви к Богу и ближним. человек.

Святитель Иоанн Златоуст в более общем смысле говорит о центральной роли примера родителей в формировании многогранности детского развития: «Ибо обычно дети приобретают характер своих родителей, формируются по образцу своих родителей темпераментом, любят то же, что и их родители, говорят одинаково и работают для тех же целей» (Святитель Иоанн Златоуст, О браке и семейной жизни , SVS Press, 1986, стр. 64).

Помимо хорошего примера родителей, Отцы говорят об активном вмешательстве родителей, необходимом для направления и формирования воли ребенка.

Формирование воли ребенка

Когда мы рассматриваем наши методы воспитания детей с точки зрения православных святоотеков, большинство из нас обнаружит, что мы сталкиваемся с риском позволить ребенку развить мощное своеволие. . Сильное своеволие, которое развивается в очень раннем возрасте при отсутствии должного родительского руководства, значительно затрудняет духовный рост.

Что это значит? Это значит, что в дальнейшей жизни будет очень сложно, а в некоторых случаях невозможно, заставить своевольного ребенка добровольно быть внимательным во время церковных служб, поститься, уважать родительский авторитет и расти по образу и подобию Христову. как доброе, нежное и прощающее дитя Бога.

Слова святителя Феофана Затворника внушают нам важность формирования воли ребенка: «Воля родителей должна быть запечатлена на каждом шагу – конечно, в общих чертах. Без этого поведение ребенка может легко испортиться». (Святитель Феофан Затворник, Воспитывая их правильно , Соборная пресса, 1989, стр. 34).

Не сердясь, когда ребенок испытывает свои пределы, и не оказывая чрезмерного давления на ребенка, родители могут сделать много хорошего для детской души, установив четкие и выраженные границы вокруг детского своеволия. Конечно, родители должны постоянно поддерживать и напоминать ребенку об этих границах с любовью и нежностью.

Формируя и направляя волю ребенка, особенно на ранних стадиях развития, родитель учит ребенка тому, что он не является центром мира. Только так ребенок позже в жизни научится исполнять волю Бога (повиноваться Его заповедям) и ставить нужды других выше своих собственных.

Наша конечная цель

Успешное воспитание детей никоим образом не отделено от нашей конечной цели как православных христиан, которая заключается в процессе обожествление , или уподобиться Богу – стать святым! Это может показаться возвышенной и нереалистичной целью, но, тем не менее, это наша конечная цель, и если мы хотя бы направим себя на эту цель, мы будем на правильном пути к тому, чтобы стать родителями, которыми хочет видеть нас Бог.

Православный Путь по Отцам Церкви – трудный путь, требующий постоянного труда, молитвы, самопожертвования и покаяния. Сам Христос сказал, что «узки врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немного находящих их» (Мф. 7:13). Быть хорошим родителем и воспитывать добродетельных, любящих детей-христиан тоже непросто, особенно в современном мире.

Чтобы немного облегчить нашу родительскую работу, мы можем начать с покаяния, ориентируя свою жизнь на Христа и становясь немного более похожими на Христа. Как говорит современник старца Церкви старец Порфирий: «Стань святыми, и не будет у тебя проблем с детьми» ( Раненые любовью , с. 198).

Ставить духовное благополучие наших детей выше их мирских успехов, предлагать им христоподобный пример любви и гармонии в семье, формировать своеволие ребенка и постоянно стремиться уподобиться Христу – стать святыми: Это краткий экскурс в воспитание наших детей по учению отцов и святых старцев Церкви. Это трудный путь, но это самый верный способ воспитать детей, которые вырастут в любви к Богу и ближнему и на которых всем нам будет приятно смотреть.

Пр. Гектор Фирогланис — помощник священника Благовещенской греческой православной церкви в Ланкастере, штат Пенсильвания. Он и его жена Пресвитера Катерина также служили в Албании в качестве долгосрочных миссионеров ОСМК. У них есть 17-месячный сын по имени Христо.

8 Цитаты из св. Иоанна Златоуста о том, как воспитывать детей

Источник : Список св. Петра
Автор : Дж.Э. веры, сделанной их родителями. Эта задача представляет собой масштабное долгосрочное мероприятие, требующее от родителей со страхом и трепетом подходить к своему призванию. Святитель Иоанн Златоуст не был в неведении об этом. Фактически, вмешиваясь в свои великие речи, касающиеся глубоких богословских вопросов, он часто обращался к родителям о том, как воспитать своих детей в святости. Многие люди предполагают, что его идеи о воспитании детей кажутся устаревшими. Хотя я считаю, что было бы глупо хотя бы не задуматься над его словами и не найти способ применить его учение с современной точки зрения в наших семьях. Следующие цитаты представляют собой интересные наставления златоустого святого о воспитании детей:

1. О наречении детей

«Итак, пусть имена святых войдут в наши дома через наречение нашим детям, чтобы воспитать не только ребенка, но и отца, когда он размышляет, что он отец Иоанн, или Илия, или Иаков; ибо если имя будет дано с предусмотрительностью, чтобы воздать честь ушедшим, и мы будем цепляться за свое родство с праведниками, а не с нашими предками, то и это очень поможет нам и нашим детям. Не считай это мелочью из-за того, что это мало; его цель — помочь нам». — Обращение о тщеславии и правильном способе воспитания детей родителями 50.

2. О воспитании детей мужественными

«Перейдем к деспотической части души, духу. Мы не должны ни полностью исключать его из юноши, ни позволять ему пользоваться им все время. Давайте с самого раннего детства приучать мальчиков быть терпеливыми, когда они сами терпят обиду, но, если они видят, что обижают другого, мужественно выходить вперед и помогать пострадавшему в соответствующей мере». – Обращение о тщеславии и правильном способе воспитания детей родителями, 66.

3. Об обучении ваших детей Священным Писаниям

«Никогда не считайте ненужным то, что он должен быть прилежным слушателем Божественных Писаний. Ибо там первое, что он услышит, будет это: «Почитай отца твоего и мать твою»; так что это делает для тебя. Никогда не говорите, что это дело монахов. Делаю ли я из него монаха? Нет. Ему не нужно становиться монахом. Зачем так бояться вещи, в которой так много преимуществ? Сделай его христианином». – Проповеди к Ефесянам, Проповедь 21

4. Воспитание детей в мудрости является приоритетом #1

«Пусть все будет на втором месте в нашей заботе о наших детях, нашем воспитании их к дисциплине и наставлению Господа. Если с самого начала мы научим их любить истинную мудрость, они будут иметь больше богатства и славы, чем может дать богатство. Если ребенок учится ремеслу или хорошо образован для прибыльной профессии, все это ничто по сравнению с искусством непривязанности к богатству; если вы хотите сделать своего ребенка богатым, научите его этому. Воистину богат тот, кто не желает больших владений, не окружает себя богатством, но кто ничего не требует… Не думайте, что только монахам нужно изучать Библию; Дети, которые собираются выйти в мир, больше нуждаются в библейских знаниях». — Проповеди к Ефесянам, Проповедь 21

5. Возвысь их к знанию псалмов и гимнов

«Научи его петь те псалмы, которые так полны любви к мудрости; как сразу о целомудрии или, вернее, прежде всего о необщении с нечестивыми, сразу с самого начала книги; (ибо поэтому и тот пророк начал так: «Блажен муж, который не ходил на совет нечестивых»; Пс. ‘; Пс., 26, 4, сен., и еще: «в очах Его посрамлен делающий нечестие, а боящихся Господа чтит», Пс., 15, 4, сен.), в общении с добрыми, ( и эти темы ты найдешь там в изобилии) об сдерживании живота, сдерживании руки, воздержании от излишеств, о том, чтобы не переусердствовать; что деньги ничто, ни слава, и тому подобные вещи, подобные […] Когда в этом ты вел его с детства, мало-помалу ты будешь вести его вперед даже к высшим вещам. Псалмы содержат вещи, но в гимнах опять-таки нет ничего человеческого. Когда он будет наставлен из псалмов, тогда он будет знать и гимны, как нечто более божественное». — Проповеди к Колоссянам, Проповедь 9

6. Учение их о вечном суде

«Посему умоляю вас, когда мы принимаем детей от кормилицы, не будем привыкать к бабьим сказкам, но пусть они узнают с первой юности, что есть Суд, что есть наказание; пусть это закрепится в их умах. Этот страх, укорененный в них, производит большое благое действие. Ибо душа, которая с первой юности научилась подчиняться этому ожиданию, не скоро избавится от этого страха. Но, как лошадь, послушная узде, с восседающей на ней мыслью об аде, идущая чинно, она будет говорить и изрекать полезные вещи; и ни юность, ни богатство, ни сиротство, ни что-либо иное не смогут повредить ей, имея столь твердый и способный против всего устоять разум». — Проповеди на 2 Фессалоникийцам, Проповедь 2.

7. Воспитайте их целомудренными

«Молодость необузданна и требует много правителей, учителей, директоров, служителей и воспитателей; и после всего этого счастье, если его сдержать. Ибо как не обученный конь или дикий зверь неукротимый, такова юность. Но если с самого начала, с самого раннего возраста, мы установим это в хороших правилах, то впоследствии не потребуется много усилий; ибо сформированные добрые привычки будут для них законом. Не позволим им делать ничего приятного, но вредного; и не будем баловать их, как детей. Особенно будем воспитывать их в целомудрии, ибо там самое проклятие юности. Для этого потребуется много борьбы, много внимания. Возьмем им жен рано, чтобы их невесты могли получить их тела чистыми и неоскверненными, чтобы их любовь была более пылкой. Целомудренный до брака будет целомудренным после него; и тот, кто прелюбодействовал прежде, будет заниматься им и после брака. «Всякий хлеб, — сказано, — сладок для блудника». На головы женихов принято надевать гирлянды, как символ победы, в знак того, что они подходят к брачному ложу непокоренными наслаждениями. Но он, плененный наслаждением, предался блудницам, зачем же он носит венок, раз он покорен? — Проповеди на 1 Тимофею, Проповедь 9

8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Воспитан

Какие мероприятия относятся к духовно нравственному воспитанию: Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников

Духовно-нравственное воспитание младших школьников, темы мероприятий в начальной школеЗабота о нравственном здоровье молодежи – стратегическая задача не только семьи, но и государства, поскольку это основа

Воспитан

Христианское воспитание: Христианское воспитание детей в современном мире

«Христианское воспитание в семье – миф или реальность?»Круглый стол «Христианское воспитание в семье – миф или реальность?», прошедший в рамках фестивальной площадки, посвященной теме ответственности

Воспитан

Воспитание жены домострой: Особенности супружеских отношений в допетровской Руси

Особенности супружеских отношений в допетровской РусиЧем оправдывается власть мужа?Для традиционных обществ, к которым относится и допетровская Россия, свойственна патриархальная семья, где глава семьи — мужчина

Воспитан

Акафист воспитание: Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Воспитание»

Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Воспитание»Текст утвер­жден Свя­щен­ным Синодом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 29 декаб­ря 2017 года (жур­нал № 131)Кондак 1Взбра́нной Воево́де и усе́рдной Воспита́тельнице ро́да христиа́нскаго,