Христианское воспитание: Христианское воспитание детей в современном мире

Воспитан

«Христианское воспитание в семье – миф или реальность?»

Круглый стол «Христианское воспитание в семье – миф или реальность?», прошедший в рамках фестивальной площадки, посвященной теме ответственности семьи за христианское воспитание детей и подростков, собрал тех, кто всерьез размышляет над проблемами воцерковления детей и готов поделиться своим положительным опытом в этой области. Опытом, который может вдохновить или вразумить других, помочь увидеть новые возможности или задуматься.

Ведущая площадки Ольга Синицына, руководитель детско-юношеского центра Преображенского братства, отметила, что тема круглого стола была выбрана не случайно, поскольку именно семья призвана закладывать основы веры в детях и помогать ее воплощению ежедневно. Современные семьи сегодня сталкиваются со многими проблемами и трудностями в деле христианского воспитания, связанными, в первую очередь, с потерей традиции воспитания в вере, отсутствием в обществе должных этических норм и необходимой среды. Поэтому одних усилий родителей для воцерковления детей недостаточно – нужны еще и соборные усилия церковной общины. Неслучайно древняя восточная мудрость гласит: «Чтобы воспитать одного хорошего человека, нужны усилия целой деревни»; то есть помощь близких и знакомых ребенку людей, опыту и совету которых он доверяет, примеру которых готов следовать.

Однако опыт показывает, что если семья или хотя бы один верующий член семьи не берет на себя ответственность за воцерковление детей, если нет ежедневных, последовательных усилий в области христианского воспитания и доброго примера веры родителей, то и церковная община в большинстве случаев не может помочь детям стать христианами. Родители не всегда осознают, что у детей верующих родителей особые возможности и дары, если они решатся стать христианами еще в детском или подростковом возрасте и сумеют перейти «бурное море» юношеского возраста, сохранив верность Христу и Церкви.

Ольга Синицына

В ходе круглого стола были показаны видеоинтервью с размышлениями современных верующих родителей о том главном, что, по их мнению, отличает христианское воспитание от светского, об основных проблемах воцерковления детей, с которыми им приходится сталкиваться.

Также прозвучали свидетельства тех, кто с детства был связан с исповедниками веры, о существовавшей традиции христианского воспитания: Елизаветы Михайловны Шик, дочери священномученика Михаила Шика; Екатерины Ивановны Пикиной, члена братства епископа-катехизатора Макария (Опоцкого); писателя Алексея Петровича Арцыбушева.

Своим размышлением о христианском воспитании в семье поделилась участница круглого стола матушка Ольга Юревич, жена протоиерея Андрея Юревича и мать семи детей, автор книги «Матушкины цветочки». Она отметила, что люди, выросшие в неверующих семьях (а таких в наше время по-прежнему большинство), не видели примеров подлинной веры и настоящей любви, воплощенных в конкретных делах родителей, в их отношениях и поведении. Мало счастливчиков, выросших в полных верующих счастливых семьях, где ребенок естественным образом, так же как родной язык, усваивает христианские ценности, учится быть христианином. «Когда ребенок видит, как вы доверяете Богу, полностью уповаете на Него, нуждаетесь в Нем, он осознает, что Бог реален и ваша вера – не абстракция», – сказала матушка Ольга. Она всю свою жизнь посвятила тому, чтобы растить своих детей для Бога. При всех бытовых трудностях, связанных с нелегким служением супруга-священника, среди бесконечной готовки и стирки, она всегда находила время говорить о Христе со своими детьми. И это действительно подвиг – подлинное исполнение призвания мамы.

Матушка Ольга Юревич

Матушка Ольга выделила несколько основных вех, способствовавших в их семье успешному христианскому воспитанию детей. Это, прежде всего, вера родителей, их любовь друг к другу (отец не может сделать большего для детей, чем любить их мать) и к детям: «От любви никто никуда не убегает». Нужны запреты и границы, строгость и наказания. Но прежде всего все-таки надо преподать детям урок благой вести, любви Божьей, ведь Бог и дал нам закон, потому что Он нас любит.

Еще одна важная веха – молитва, разговор с Богом. Самое главное молиться своими словами с детьми, благословлять их на добрые дела. Родительское благословение творит чудеса.

Очень важен и положительный церковный опыт, связь между поколениями, когда воспитание детей идет еще и в большой семье-общине. Наши кровные семьи становятся частью церковной общины, где люди соединены в совместном служении Богу. Когда есть совместная жизнь и труды ради Бога и Церкви, тогда и дети входят в служение естественно и успешно.

Фрагмент воспоминаний Елизаветы Михайловны Шик (1926-2014), дочери священномученика Михаила Шика, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне, об отношениях ее родителей к христианскому браку напомнил всем, что супруги призваны преодолеть во Христе лишь плотское отношение друг к другу и к своим детям.

Дмитрий Каштанов, председатель Свято-Екатерининского малого православного братства из Екатеринбурга и его супруга Елена, родители троих детей, рассказали о своем опыте. По мнению Дмитрия Каштанова, важно не столько физическое присутствие отца, сколько его призвание вести ребенка вверх, а не только оберегать и защищать. Именно отец должен показывать пример мужественности, стойкости в вере. Отец обязан в отношении своих детей сформировать такой уклад семьи, который позволит им противостоять давлению мира сего. Нужно созидать различные пространства, где может осуществляться христианское воспитание детей: это и пространство личного общения, когда можно задать отцу самые важные вопросы; и семейная трапеза, когда вся семья собирается вместе и делится тем, как прошел день; пространство общей молитвы и чтения Писания, когда ребенок задает свои вопросы о вере. «Дети прогибаются под этот мир, так как чувствуют его силу, не хотят быть неудачниками в этом мире. Если мы им не подскажем, как пройти через эти искушения, то мир «подскажет»», – подчеркнул Дмитрий Каштанов.

Елена и Дмитрий Каштановы

Елена Каштанова обратила особое внимание на то, что родителям важно разобраться, что они должны сделать для христианского воспитания ребенка, и что они хотят сделать. В большинстве случаев верующие родители хотят, чтобы их дети стали христианами. Но под этим могут пониматься совершенно разные вещи. Например, ребенок должен стать хорошим, воспитанным, успешным человеком (не пьяницей, не наркоманом, не блудником, честным, добрым, мудрым) или должен взять свой крест и пойти за Христом и стать Его учеником. Между этими двумя представлениями есть существенная разница. Конечно, родители не имеют права требовать от детей выбора креста, но они обязаны рассказать им о двух путях – жизни и смерти. Это родительский и христианский долг.

Вера Журавлева, психолог, директор Общества друзей Священного Писания, (Санкт-Петербург), уже тридцать пять лет занимается организацией лагерей для детей и подростков, работает с детьми из христианских семей в кризисных ситуациях. Она отметила, что для успешного христианского воспитания в семье должна быть гармония между любовью и дисциплиной. Если мы уклоняемся в сторону дисциплины и порядка, мы создаем в наших семьях тюрьму (это может привести к уничтожению личности), а если в сторону любви – получаем вседозволенность (отсутствие границ). Еще одна проблема кроется в том, что любовь к детям надо не просто иметь, надо еще уметь ее выражать. Все кризисные родители говорят, что они любят своих детей, но дети этого не чувствуют. Или наоборот – любимый ребенок делает, все что хочет. В Писании есть заповедь: «Почитай отца и мать». Всем родителям важно задать себе вопрос: «Являюсь ли я родителем, которого дети уважают, не говоря уже о том, что почитают? Меня есть за что уважать?» Важно, чтобы родители думали не о том, что они должны сделать для своих детей, а о том, какими они должен быть, чтобы их дети, когда вырастут, их уважали и почитали.

Елена и Дмитрий Каштановы, Вера Журавлева

Писатель и художник Алексей Петрович Арцыбушев (1919-2017) рассказал на встрече с членами Преображенского братства о примере стойкости и мужества веры в любых обстоятельствах – о своей матери Татьяне Александровне Арцыбушеве, в монашестве – Таисии. Вера его матери  сформировала в нем тот духовный стержень, который потом помог ему пройти все испытания, лагеря и не отпасть от Бога.

Ирина Елисеева, сотрудница Богословского колледжа при Свято-Филаретовском институте, рассказала об ответственности за христианское воспитание ребенка, которая ложится на воцерковленного родителя в семье, где второй родитель является нецерковным: «Когда я ждала сына, прогноз врачей был однозначный – после восьмого месяца беременности мы оба не выживем из-за моей врожденной сердечной недостаточности. Поэтому нас ни за какие деньги не брали ни в один роддом… Но Преображенское братство отмолило наши жизни – Миша родился, и я выжила, так что наш неверующий профессор-кардиолог сказал в тот день: «Вы понимаете, что это чудо Божье!» В такой ситуации ты особенно отчетливо понимаешь, что кроме твоих ожиданий от сына, у Бога также есть надежда на него; и что именно мне придется потрудиться, чтобы так его вырастить, чтобы ожидания оправдались». Дети перенимают отношение родителей к Богу, поэтому важно все продумывать, держать ритмы. В каждом возрасте важно правильно отвечать на эмоциональные реакции ребенка, делать свои акценты в молитве, Писании, богослужении, подбирать книги, фильмы. «Как-то лет в 6 Миша не хотел утром вставать в храм, я ему сказала: «Как же я приду в храм, все мы соберемся, и Бог скажет, а где же Миша? » И он вдруг понял, что так оно и есть, и собрался», – рассказала Ирина.

Еще один принцип – родители всегда старшие для детей, их слово и требования не должны игнорироваться. Нужно научить ребенка различать добро и зло, чтобы у него был внутренний стержень, связанный с Божьими заповедями, и он мог выбирать добро; объяснить, что у верующего человека больше ограничений, связанных с выбором жизненного пути, профессии, семейного положения, что Бог и все что ему посвящено – молитва, встречи, занятия в братском хоре, – не может стоять в одном ряду с остальными хорошими вещами в жизни.

Очень важно, какой образ Церкви видят дети. История XX века показала, что личную веру в Бога люди легче сохраняли, и даже могли передавать детям, чем веру в Церковь. Сегодня часто можно слышать, что, вырастая, и сталкиваясь со сложными ситуациями, дети теряют интерес к Церкви, не знают, что там искать или что делать? Начиная с подросткового возраста, особенно важным становится вопрос, есть ли у ребенка какие-то настоящие отношения со старшими братьями и сестрами в церковном сообществе. Важен их пример служения, их совет. «Я уже сейчас учу сына, чтобы он понимал, кто из церковных людей старший, к кому идти за советом, чьему примеру следовать», – сказала Ирина Елисеева.

В заключение круглого стола ведущая Ольга Синицына подвела итоги состоявшегося обсуждения: «Роль семьи в воспитании очень важна, но также важно понимать ограниченность возможностей семьи, ведь семья сама по себе еще не является церковной общностью, семью делает христианской только Церковь. И у нас есть прекрасный образ – Святое Семейство – образ того, как семья по плоти может вырасти в настоящую духовную семью. В этом есть некое подлинное преображение семейных отношений, открытость к Небу, новая возможность для людей обрести друг друга во Христе и со Христом. И это для нас задача – возрастание нашей семьи по плоти в духовную семью».

В завершении встречи был показан фрагмент воспоминаний Екатерины Ивановны Пикиной (1923-2012), духовной дочери епископа-катехизатора Макария (Опоцкого), об опыте ее семьи и других семей из братства владыки Макария, когда для них родство по духу обрело большую ценность по сравнению с родством по плоти.

Ольга Рябичева

 

Фото Евгения Огурцова

Видео Евгения Огурцова, Олега Глаголева, Вячеслава Куликова

Воспитание детей в христианской семье: 4 практических аспекта. Часть 2

В прошлой статье мы говорили с вами о самой большой ответственности, которая лежит на родителях: воспитание детей. Сегодня я поделюсь с вами несколькими практическими методами, которые можно использовать в своей семье.

Воспитывая ребенка, есть огромное искушение привязать его к себе. Но мы не должны этого делать. Наша задача – привязать его к Господу, научить слышать Божий голос и быть послушным Его повелениям. Обучение и наставление детей может и должно быть разнообразным, захватывающим и интересным. Давайте рассмотрим несколько простых, но важных шагов, которые мы можем для этого сделать:

Личный пример

Безусловно, это самая главная и важная форма того, как научить детей жить так, чтобы это было угодно Господу. Как бы родители ни старались объяснить, рассказать или наставить, это будет бесполезно, если при этом их поступки расходятся с их учением. Малыши абсолютно все схватывают очень быстро. Для них мама и папа – это самые лучшие люди в мире, и неважно, что и как они делают, но нужно обязательно быть таким, как они. Моя двухлетняя дочь копирует все мои жесты, слова, мимику, поступки. И это придает мне мотивации еще пристальнее смотреть за собой: что я говорю, что делаю, как веду себя не только в обществе, но и дома, ведь, то, что я могу позволить себе дома, когда никто не видит, обязательно повторит моя девочка в большом собрании людей. Это дисциплинирует меня и вдохновляет к изменениям.

Но, взрослея, уже будучи подростками, они уже начинают не просто копировать родителей, но и анализировать их поступки и слова. У молодых людей обостренное чувство справедливости – все должно быть так, как должно быть. Их очень возмущает непоследовательность взрослых, чем они впоследствии оправдывают свое еще более неприемлемое поведение. Но, если использовать свой личный пример, пусть и негативный, но мудро, тогда это также может сыграть на пользу.

Во Второзаконии, 6 главе, где Господь дает повеление о наставлении детей, Он также дает и повеление, по отношению к самим родителям: «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа, дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Второзаконие 6:17-18). В первую очередь, мы должны привести себя и свою жизнь в порядок и соответствие с Божьим Словом. Или же, учиться этому вместе со своим ребенком. Но при этом нужно быть смелым и открыто признаваться в своих ошибках. Объясните детям, что вы учитесь вместе с ними, что у вас тоже не все еще получается, попросите их о помощи и понимании. Такое отношение всегда даст лучший результат, чем авторитарные заявления, что родитель всегда прав.

Семейная молитва

Второе, что мы, как родители можем сделать для своих детей – это вместе молиться. Не просто молиться вместе, но научить их молиться. Показать важность молитвы. Сделать молитву неотъемлемой частью жизни. Поставить ее на первое место в жизни.

Семейная молитва может быть разного характера. Молиться можно утром, благословляя детей на предстоящий день. Молитва может происходить перед едой, когда вся семья собирается за столом. Это может быть вечером, перед сном, с благословением на сон и завтрашний день. Хорошо, если вы уделите особенное время для общения.

Я выросла в многодетной семье, мои родители были верующими людьми, и я никогда не забуду того времени, когда каждый вечер в 21. 00 мы собирались на молитву. Каждый из нас, включая родителей, делился своими достижениями и трудностями в прошедшем дне. Мы обсуждали возникшие сложные ситуации, а также каждый рассказывал, что он сегодня прочитал из Слова Божьего, что почерпнул и какие вопросы возникли. Это было время поддержки, утешения и наставлений. Наше общение заканчивалось молитвой, и все расходились по своим комнатам.

Кроме всего вышеперечисленного семейная молитва дисциплинирует. Если есть установленное время и правила, это будет мотивировать каждого члена семьи к определенным действиям: планировать свое время, исходя из того, на который час назначена молитва, анализировать свой день, читать Писание, чтобы было чем поделиться.

Чтение и разбор Божьего слова

Изучение Библии основывается на убеждении, что Бог сказал Свое Слово (Евреям 1:1-2) и что часть того, что Он проговорил заключено в Священном Писании (2 Тимофею 3:16а); и это записано нам в наставление (1 Коринфянам 10:11, 2 Тимофею 3:16), чтобы Божий человек был приготовлен на всякое доброе дело (2 Тимофею 3:17). Библия должна стать нашей настольной книгой. При этом я не говорю о том, что вся остальная литература не нужна. Но Библия – это особенная Книга, и ей должно быть отведено особенное место в нашей жизни. Мы не должны просто читать ее, но изучать, объяснять, применять. Иногда нужно уметь сделать чтение интересным, чтобы ребенку это нравилось, и он с желанием и готовностью делал это ежедневно.

Моя мама сделала чтение Библии настолько увлекательным, что я могла целыми днями сидеть и читать. И это мне нравилось. Мы читали вместе, в ролях – она читала слова автора, а я – действующих лиц или наоборот. Мне мама подарила Библию, в которой я могла подчеркивать, рисовать, вклеивать картинки. Там, где была написана притча о заблудившейся овце, у меня была нарисована овечка. А там, где была притча о домах, построенных на прочном и слабом основаниях – домики. Моей любимой книгой была Книга Эсфирь. Разными цветами я подчеркивала разные слова – слова, которые были написаны с большой буквы, слова, которые определяли царя и царицу, слова, которые относились к Богу, слова, которые мне просто понравились.

Некоторые осуждают такие методы и запрещают своим детям делать что-либо подобное. Но через это можно заинтересовать, ведь когда интересно, то и учиться легче. Когда дети становятся старше, их необходимо приучать к самостоятельному изучению Слова, учить их применять это Слово и вести соответствующий образ жизни. Но при этом чтение и изучение Библии не должно ассоциироваться с наказанием, пусть это будет чем-то приятным и полезным.

Посещение церкви

Также не следует пренебрегать посещением церкви. Ребенок должен видеть важность посещения воскресных богослужений. А наша задача – показывать в этом пример и объяснять зачем мы это делаем и почему.

Мы должны делать все так, будто все зависит от нас. Только так мы сможем сделать все, что в наших силах. Непрестанно молитесь за своих детей, потому что только Бог видит сердца и может их изменить, несмотря на возраст. Непрестанно молитесь за себя, чтобы Бог давал мудрость, терпение и любовь в наставлении и воспитании. И только так у вас внутри будет мир и покой, потому что вы доверите своих детей Тому, Кто точно о них позаботится.

Елена Ризнык специально для «Небеса ТВ7».

Религиозное воспитание и подростковый возраст | Институт семейных исследований

Взросление в современном мире может быть сложным. Родители часто беспокоятся о том, как их дети будут справляться с социальными, поведенческими проблемами и проблемами развития в жизни, особенно в подростковом возрасте, который может быть особенно трудным временем. Наше исследование, недавно опубликованное Гарвардской школой общественного здравоохранения имени Чана, в соавторстве с Ин Ченом из Гарвардской программы человеческого процветания, предполагает, что религиозное воспитание может сильно помочь подросткам справиться с трудностями этих лет. Мы также обнаружили, что религиозное воспитание способствует целому ряду показателей здоровья и благополучия в более позднем возрасте.

В нашем исследовании использовалась большая выборка из более чем 5 000 подростков, мы наблюдали за ними в течение более восьми лет и контролировали многие другие переменные, чтобы попытаться изолировать влияние религиозного воспитания. Мы обнаружили, что дети, выросшие в религиозной или духовной среде, впоследствии были лучше защищены от «большой тройки» опасностей подросткового возраста.

Например, те, кто регулярно посещал религиозные службы, впоследствии:

  • На 12% реже имели симптомы высокой депрессии
  • Вероятность употребления запрещенных наркотиков на 33% ниже

Те, кто часто молился или медитировал:

  • На 30% реже начинали заниматься сексом в молодом возрасте
  • На 40% ниже вероятность заражения инфекциями, передающимися половым путем

Кроме того, религиозное воспитание также способствовало ряду положительных результатов, таких как большее счастье, больше волонтерства в обществе, большее чувство миссии и цели, а также более высокий уровень прощения. Например, те, кто посещал религиозные службы, впоследствии были: 

  • На 18% чаще сообщают о высоком уровне счастья
  • На 87% выше вероятность прощения

Те, кто часто молился или медитировал, впоследствии:

  • На 47 % выше вероятность того, что у них будет высокое чувство миссии и цели 
  • Это относительно большие последствия для различных результатов в отношении здоровья и благополучия. Религиозная практика и молитва или медитация могут быть важными ресурсами для подростков, сталкивающихся с жизненными трудностями.

    Некоторые могут задаться вопросом, действительно ли эти ассоциации подразумевают, что религиозные и духовные практики действительно вызывают здоровье и благополучие. Может быть, те, кто уже более счастлив или воздерживается от употребления наркотиков, естественным образом тянутся к религии? Может ли это объяснить ассоциации, а не причинное влияние религиозных и духовных практик на последующее здоровье и благополучие?

    Мы пытались решить эту проблему несколькими способами. Во-первых, измерялись переменные религиозного воспитания в возрасте 8-14 лет до  оценивались показатели здоровья и психологического благополучия. Этот более строгий лонгитюдный план помогает установить временной порядок отношений и, таким образом, превосходит большинство предыдущих исследований по этой теме, в которых использовались данные поперечного сечения (где все измеряется одновременно). Во-вторых, везде, где это было возможно, мы также контролировали состояние здоровья и психологические характеристики подростков в то время, когда оценивалось посещение богослужения и молитва/медитация, чтобы попытаться исключить тот факт, что только положительное состояние здоровья или психологическое состояние приводило к большей религиозности. упражняться. В-третьих, мы учитывали многие другие социальные, демографические характеристики и характеристики здоровья во время подросткового возраста, чтобы попытаться исключить возможность объяснения взаимосвязи ими. Наконец, для каждого изученного исхода мы представили новую меру, называемую E-значением, которая оценивает, насколько устойчивы или чувствительны результаты к потенциальным неизмеряемым переменным, и тем самым помогает оценить доказательства причинно-следственной связи (примеры см. в примечании ниже). 1 Хотя трудно доказать «причинность» с помощью тех данных наблюдений, которые мы использовали, фактические данные о влиянии религиозного воспитания на некоторые показатели здоровья и благополучия здесь весьма убедительны.

    Но каковы последствия этого исследования? Здесь, наверное, нужен какой-то дополнительный нюанс. Обычно люди принимают решения о религиозной принадлежности не на основании здоровья, а скорее на основе убеждений, ценностей, заявлений об истине, отношений, опыта и так далее. Однако для родителей и детей, которые уже придерживаются религиозных убеждений, такие религиозные и духовные практики можно поощрять как ради них самих, так и для укрепления здоровья и благополучия.

    Современная жизнь очень занята, и может потребоваться сильное обязательство участвовать в жизни сообщества или выделять время для молитвы или медитации, а также поощрять детей к этим практикам. Наше исследование показывает, что для тех, кто уже придерживается этих убеждений, полезно уделять время воспитанию детей, а подросткам — заниматься этими практиками.

    Хотя трудно доказать «причинность» с помощью тех данных наблюдений, которые мы использовали, фактические данные о влиянии религиозного воспитания на некоторые показатели здоровья и благополучия в нашем исследовании довольно убедительны.

    В различных обстоятельствах также выражалась некоторая озабоченность по поводу того, может ли религиозное воспитание быть вредным. Скандалы с сексуальным насилием в католической церкви заставили некоторых родителей задаться вопросом, должны ли их дети вообще присутствовать в таких условиях. Безусловно, с этими случаями сексуального насилия необходимо бороться, и в этом отношении уже достигнут некоторый прогресс, хотя еще предстоит проделать большую работу. Те, кто скрывал случаи злоупотреблений, должны быть привлечены к ответственности; а для жертв жестокого обращения необходимо признать и устранить их вредный и ужасающий опыт.

    Наше собственное исследование основано на средних показателях: усредненная статистика по всем положительным переживаниям, а также по всем отрицательным переживаниям. Исследование показывает, что, в среднем , влияние религиозного сообщества глубоко позитивно. Это никоим образом не оправдывает случаев причинения вреда религиозными лидерами или учреждениями, но ясно показывает существенную пользу от религиозной практики в целом. Прекращение этой практики в среднем, вероятно, приведет к ухудшению здоровья и благополучия.

    Некоторые пошли еще дальше, выражая обеспокоенность тем, что религиозное воспитание может быть вредным. Недавно оксфордский биолог Ричард Докинз сравнил религиозное воспитание с жестоким обращением с детьми, зайдя так далеко, что заявил в своей лекции, что «каким бы ужасным ни было сексуальное насилие, ущерб, возможно, был меньше, чем долгосрочный психологический ущерб, причиненный причинением вреда детям». в первую очередь, чтобы ребенок стал католиком». Эта мысль была подтверждена в его книге «Бог как иллюзия» (стр. 356), и он даже написал еще одну книгу о Атеизм для детей , который он планирует опубликовать этой осенью.

    Наше исследование показывает, что по ряду важных показателей здоровья и благополучия утверждение Докин просто не соответствует действительности. Это неуважение к тем, кто подвергся сексуальному насилию, и это просто неправильно в отношении среднего воздействия религиозной практики на здоровье и благополучие. Религиозное воспитание положительно влияет на многие аспекты поведения в отношении здоровья и психологического благополучия. Прежде чем делать свои заявления, было бы хорошо, если бы Докинз, ученый, действительно посмотрел на науку. По крайней мере, родители, которые воспитывают своих детей в религиозном духе, могут быть уверены, что, по крайней мере в среднем, они создают важные психологические и поведенческие преимущества для здоровья, которые их дети пронесут с собой во взрослую жизнь.

    Иногда возникают вопросы, почему эти положительные эффекты присутствуют и почему они настолько значительны. Это более сложный вопрос, и он выходит за рамки того, что у нас есть в данных. Мое собственное предположение состоит в том, что при посещении религиозных служб мы наблюдаем эти эффекты отчасти из-за преимуществ общего набора верований, практик и ценностей; а также потому, что у подростков есть другие взрослые члены сообщества, помимо родителей, которые могут служить наставниками и образцами для подражания. Что касается положительных эффектов молитвы и медитации, как я недавно поделился с IFS, мое предположение будет заключаться в том, что интегрированная духовность дает начало переживанию Бога или трансцендентности , так что подростку не нужно прибегать к наркотикам или рискованному сексуальному поведению в своей жизни. искать что-то большее. Более того, этот опыт общения с Богом может существенно сделать человека более ориентированным на других, что приведет к большему добровольчеству, прощению и ощущению миссии, и эти вещи в конечном итоге сделают человека счастливее и защитят от депрессии. Подростковый возраст является особенно важным периодом развития и самопознания, и установление этих практик может формировать здоровье и благополучие на протяжении всей жизни.

    Слишком часто в здравоохранении мы не очень много думаем о религиозной общине или методах воспитания. Тем не менее, результаты нашего нового исследования предполагают довольно существенное положительное влияние на ряд различных показателей здоровья и благополучия. Религиозные обычаи, такие как посещение религиозных служб и участие в молитвах, действительно влияют на здоровье населения, и их необходимо чаще обсуждать и учитывать. Религия и духовность являются важными ресурсами как для родителей, так и для подростков.

    Тайлер Дж. Вандервил, доктор философии, профессор эпидемиологии на кафедрах эпидемиологии и биостатистики Гарвардской школы общественного здравоохранения, член факультета Института количественных социальных наук и директор Программы интегративных Знания и человеческое процветание в Гарвардском университете.


    1. Например, в нашем исследовании мы сообщили, что для того, чтобы неизмеряемая переменная объясняла связь между посещением религиозных служб и последующим волонтерством, эта неизмеряемая переменная должна быть связана с 1,9-кратно выше посещаемость службы, и в 1,9 раза больше волонтерства, помимо всего, что мы уже контролировали (а это уже было много). Таким образом, потребовалось бы довольно много путаницы, чтобы объяснить этот результат. Точно так же, чтобы объяснить связь между молитвой/медитацией и гораздо более низкой вероятностью последующего заражения инфекциями, передающимися половым путем, неизмеряемая переменная должна быть связана как с 2,7-кратно более высокой вероятностью молитвы, так и с 2,7-кратно более низкой вероятностью заражения. инфекция, передающаяся половым путем, чтобы объяснить результаты.

    Спасенные и раненые

    На каждого человека, который был «спасен» церковью, приходится один человек, ушедший из церкви со шрамами, которые еще не зажили. Я посещала христианскую школу для девочек с семи до шестнадцати лет. Это хороший кусок моих лет развития, который я никогда не верну.

    Это было время испытаний для меня – не моей веры, а моей терпимости и моей способности противостоять мысленной обработке, направленной против меня. Почти каждое утро директор поднимался на трибуну и читал нам проповедь. Она была новообращенной. Рвение, с которым она осуждала свою предыдущую религиозную принадлежность, всегда вызывало у меня беспокойство.

    У нас в школе была Неделя религиозного внимания. Присутствовать должны были все. Это было, когда приходили евангелисты от церкви, чтобы обратить впечатлительные молодые умы. Многие люди обратились, и я не был одним из них.

    Пасторы приходили и проповедовали то, что можно описать только как ненависть и осуждение пути своих предков. Они нашли хорошую религию и были спасены; и теперь они пришли, чтобы спасти нас.

    Но любовь, благодать и милосердие, которые характеризуют учения христианской веры, совершенно отсутствовали в поведении тех, кто пришел нас осуждать.

    Между тем, что я узнал дома, о нравах моего народа, и тем, что я узнал в школе; Я пришел к выводу, что Бог может быть, но его может и не быть. Я стал агностиком.

    После многих лет слухов о том, что я осужден и нуждаюсь в спасении, я ушел из школы и никогда не оглядывался назад. Рассказы и проповеди запечатлелись где-то в моей памяти, но они туманны. Это размытые истории, которым меня усердно учили, но которые я никогда полностью не постиг и не понял. Это шло вразрез со всем, чему я учился в школе — естествознанием, историей, математикой и так далее.

    Со временем начинаешь чувствовать, что любви нет. Были только догмы, авторитет… и превыше всего был страх.

    Когда мне исполнилось 22 года, я поехал учиться в Иерусалим. Ирония судьбы привела меня на этот путь. Я учился в светском университете, где поощрялись дискуссии и споры о религии. Если я был таким «осужденным», то почему передо мной открылась эта дверь? Это было не для того, чтобы вернуть меня к религии, а, скорее, для того, чтобы понять ее с помощью разума, рационального мышления и моего собственного внутреннего руководства.

    Кажется, я оказался там, чтобы узнать правду и исцелиться от всех ложных учений, которые впихивали мне в глотку в детстве и юношестве. Когда истина вышла наружу, я увидел все религиозные традиции мира новыми глазами. Я узнал о периоде Второго Храма в истории, когда родились эти «новые» религии. Я узнал, что археология, история и открытый дискурс в светской обстановке допускают более открытый дискурс, чем правила, предписания и фальшивые истории, которые насильно маскируются под факты.

    На протяжении многих лет я встречал многих людей, которые либо отошли от христианской веры, либо изменили свое отношение к ней, либо обратились в другие религии. Кажется, что когда мы теряем веру в институционализированные практики веры, мы теряем веру в Бога. По мере того как все больше и больше людей обращаются к атеизму и науке, пропасть между верующими и неверующими будет расти.

    Когда мы молоды и находимся под опекой (или, лучше сказать, властью) людей, которые думают, что это их Богом данное право формировать молодые умы, многие из них показали нам полную противоположность тому, чем на самом деле является вера. Если вера означает «говори правильно, а ходи налево»; это уже не вера, а политика.

    Это ядовитая эмоциональная манипуляция молодых людей, которые еще не обладают силой постоять за себя. Это издевательство.

    Они не только осуществляли свою власть как лидеры школы; они сделали это во имя Бога. Они действительно верили, что Бог на их стороне. Возможно, это была «хорошая» идеология, призванная успокоить их вину и совесть.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts

    Воспитан

    Какие мероприятия относятся к духовно нравственному воспитанию: Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников, темы мероприятий в начальной школеЗабота о нравственном здоровье молодежи – стратегическая задача не только семьи, но и государства, поскольку это основа

    Воспитан

    Воспитание жены домострой: Особенности супружеских отношений в допетровской Руси

    Особенности супружеских отношений в допетровской РусиЧем оправдывается власть мужа?Для традиционных обществ, к которым относится и допетровская Россия, свойственна патриархальная семья, где глава семьи — мужчина

    Воспитан

    Акафист воспитание: Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Воспитание»

    Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Воспитание»Текст утвер­жден Свя­щен­ным Синодом Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви 29 декаб­ря 2017 года (жур­нал № 131)Кондак 1Взбра́нной Воево́де и усе́рдной Воспита́тельнице ро́да христиа́нскаго,