Кто первым патриархом на руси был: От Иова до Кирилла: 16 Патриархов Московских и всея Руси

Разное

Патриархи Русской Православной церкви



(Биографический указатель)

Патриарх (от гр. отец и
управляю) — высший титул (сан) главы
самостоятельной Православной Церкви. Этот титул
учредил Халкидонский Вселенский собор (451). После
разделения Церкви на Западную и Восточную (1054)
титул был закреплен за иерархами Восточной
Церкви. В Византийской империи Православная
Церковь возглавлялась четырьмя патриархами
(Константинопольский («вселенский»),
Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский).
После падения Византийской империи (1453)
патриархи сделались главами . самоуправляющихся
(автокефальных) поместных Церквей. С
возникновением самостоятельных славянских
государств во главе их Церквей также становились
патриархи. В России первый патриарх был избран в
1589 г., и институт существовал до ликвидации в 1721 г.
Петром I. Восстановлен на соборе Русской Церкви в
1917-1918 гг.


1589 — 1605 годы — Иов (+ 1607)

1605 — 1606 годы — Игнатий (1540 -
1620) 

1606 — 1612 годы —
Гермоген

(не позднее 1530 — 1612)

(1612-1619 года — междупатриаршиство)

1612 — 1633 годы — Филарет
(ок. 1554 или 1555 — 1633)

1634 — 1641 годы — Иоасаф I (?
— 1640) — патриарх Московский и Всея Руси с 1634 года.

1642 — 1652 годы — Иосиф (?
— 1652) — патриарх Московский и Всея Руси с 1642 года.

1652 — 1658 годы — Никон (Минов
Никита) (1605-1681+) — патриарх

1658 — 1667 годы — Питирим

1667 — 1672 годы — Иоасаф II
(? — 1672) — патриарх Московский и Всея Руси с 1667 года.

1672 — 1673 годы — Питирим
(?-1673), святейший патриарх в 1672-1673 годы.

1674 — 1690 годы — Иоаким
(в миру Иван Петрович Савелов) (1620 — 1690) — патриарх Московский и Всея
Руси с 1674 года.

1690 — 1700 годы — Адриан
(в миру Андрей) (1627 — 1700) — патриарх Московский и Всея Руси с 1690 года.

1700 — 1721 — Стефан Яворский (1658
— 1722), местоблюститель Патриаршего престола


1721 — 1917 гг. патриархата не существовало,
действовал Святейший Синод


1918 — 1925 годы — Тихон — Василий
Иванович Белавин патриарх, (1865-1925)

1925 — 1936Петр местоблюститель
Патриаршего престола

1936 — 1943 годы —
Сергий

(Страгородский Иван Николаевич) (11.1.1867 — 15.5.1944),
местоблюститель

1944 — 1945 годы — Сергий
(Страгородский
Иван Николаевич) — патриарх

1945 — 1970 годы — Алексий I
(патриарх, 1877-1970)

1971 — 1989 годы — Пимен (Извеков С. М.)

1990 — 2008 годы —
Алексий II
(Ридигер А.С.)

С 2009 года — Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович).

 

 


Иов, Патриарх Московский и всея Руси / Персоналии / Патриархия.ru

Будущий Патриарх Иов (мирское имя — Иван (Иоанн)) происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Родился во второй половине 20-х гг. ХVI столетия.

Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1550-х гг. был пострижен в монашество с именем Иов в честь Иова Многострадального. Впоследствии стал настоятелем старицкой обители: 6 мая 1569 г. царь Иоанн IV Васильевич дал жалованную грамоту Иову как архимандриту Успенского монастыря.

В 1571 г. архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Русской Церкви и государства, участвовал в церковных Соборах.

В 1575 г. стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве.

В 1581 г. состоялась хиротония архимандрита Иова во епископа Коломенского, богослужение возглавил митрополит Московский Дионисий.

С середины 1580-х гг. — близкий сподвижник Бориса Годунова; в 1586 г. переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, при содействии царя собором епископов 11 декабря 1586 г. возведен в митрополиты Московские.

В 1588 г. в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеремия II, в ходе его визита царь вновь поднял вопрос об учреждении в России Патриаршества (русские власти начали обсуждение этой темы летом 1586 г., во время посещения Москвы Патриархом Антиохийским Иоакимом VI). 26 января 1589 г. при участии Патриарха Иеремии II состоялось возведение митрополита Иова на Патриарший престол.

Главной целью деятельности Патриарха Иова было укрепление в стране Православия и Русской Церкви, проявлял заботу об укреплении дисциплины духовенства. По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии — Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Крутицкую; другие епархии стали архиепископиями — Вологодской, Суздальской, Смоленской, Рязанской, Тверской; были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.  Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и строительство храмов.

Попечением Патриарха Иова возобновилось печатание богослужебных книг, которых повсеместно не хватало, особенно в присоединенных землях — Казани, Астрахани, Сибири. По благословению святителя Иова впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Святитель предпринял также нeкоторые меры по исправлению существовавших неточностей в богослужебных книгах.

При Патриархе Иове были прославлены новые русские святые: святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский (святитель сам написал ему канон и «исправил службу»), святители Казанские Гурий и Варсонофий, благоверный князь Роман Угличский, преподобные Антоний Римлянин и Корнилий, блаженный Иоанн Московский, преподобные Игнатий Вологодский и Мартирий Зеленецкий. Heкоторым святым, уже чтимым на Руси, были установлены новые дни празднования.

При святителе Иове развивалась миссионерская деятельность, направленная на укрепление православной веры в отдаленных районах государства (в Сибири, на Русском Севере), а также в Грузии. По благословению Патриарха православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России, несколько новых обителей было основано и в европейской части страны, в Москве был устроен Донской монастырь.

Со смертью царя Феодора Иоанновича 7 января 1598 г. пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, начался период государственных нестроений, известный в истории России как Смутное время. В эти тяжелые времена святитель Иов первым возглавил борьбу с польско-литовскими захватчиками, рассылая по городам грамоты с призывом к защите веры и Отечества. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников.

3 апреля 1605 г. после внезапной кончины царя Бориса Гoдyнова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов был низложен и сослан в Успенский Старицкий монастырь, где святитель начинал свой иноческий путь.

После свержения Лжедмитрия I и воцарения 1 июня 1606 г. Василия Иоанновича Шуйского святителю было предложено вернуться на Патриарший престол, однако он отказался, сославшись на слепоту и преклонный возраст. Патриархом был избран митрополит Казанский Ермоген. В феврале 1607 г. Патрирх Иов был приглашен царем Василием Иоанновичем, освященным Собором и всеми «чинами» русского общества в Москву. 20 февраля 1607 г. Патриарх Иов и Патрирх Ермоген совершили богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, народ просил у них прощения за нарушение крестного целования царю Феодору Борисовичу Годунову и за признание самозванца. В соборе была прочитана разрешительная грамота, составленная от имени двух Первосвятителей.

Патриарх Иов скончался 19 июня 1607 г. и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над его могилой была устроена часовня.

В 1652 г. при Патриархе Иосифе нетленные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова было внесено в Собор Тверских святых, первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 г. Для всероссийского почитания святитель был канонизирован на Apхиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7-14 октября 1989 г.

Память святителя Иова, Патриарха Московского и всея России, совершается Церковью 5/18 апреля и 19 июня / 2 июля.

Святитель Иов, Патриарх Московский и всея Руси (+ 1607)

Святитель Иов Московский (День памяти — 19 июня)

Святитель Московский Иов родился в семье благочестивых торговцев в Старице под Тверью в 1530-х гг. Его крестильное имя было Иоанн.

Подростком Джон знал наизусть большинство библейских текстов и стремился стать монахом. Однако его отец настоял на том, чтобы он женился. Однажды Иоанн попросил у отца разрешения повидать своего духовника в Успенском монастыре в их родном городе Старице. По прибытии Иоанн сразу же принял монашеский постриг и принял монашеское имя Иов. Он провел пятнадцать лет в монастыре и, наконец, стал его игуменом в 1566 году с помощью Ивана Грозного, который сделал Старицу своей резиденцией во времена опричнины.

В 1571 году Иов был переведен в Москву и назначен игуменом Симонова монастыря. В 1575 году он стал настоятелем Новоспасского монастыря. В 1581 году Иов был рукоположен во епископа Коломенского.

Хотя некоторые считали его человеком посредственных умственных способностей, он тем не менее сумел привлечь внимание царя Бориса Годунова своим талантом читать наизусть длиннейшие из молитв в очень выразительной манере. В царствование Федора I (правительством которого руководил Борис Годунов) Иов был назначен архиепископом Ростовским.

Осознавая необходимость укрепления церковной власти в России, Годунов сумел убедить Константинопольского Патриарха Иеремию II установить патриаршество в России. 5 февраля 1589 года Иов был избран первым Патриархом Московским и всея Руси. Он использовал все свое влияние и сыграл большую роль в восхождении Бориса Годунова на русский престол.

Однако Иов не одобрил предложение Годунова открыть в Москве университет с иностранными профессорами, так как считал, что их влияние и инославие будут способствовать распространению инакомыслия и поставят под угрозу чистоту Русской Церкви. Под руководством Иова русские исправили богослужебные книги и подготовили их к печати.

Содействовал прославлению (канонизации) некоторых русских святых, распорядившись о праздновании памяти Василия Юродивого о Христе в 1588 году, а также Иосифа Волоцкого и других. Патриарх Иов также благоволил к строительству новых соборов и монастырей и христианской миссионерской деятельности в недавно завоеванном Астраханском ханстве и Сибири. Он также переписывался с Католикосом Грузии Николаем V и обменивался с ним подарками. После загадочной смерти царевича Дмитрия Ивановича в 159 г.1, Иов принял некриминальную версию своей кончины, во всем поддерживая Бориса Годунова.

Омофор патриарха Иова, Музеи Московского Кремля

В 1591 году возглавил официальное расследование по делу о смерти царевича Дмитрия. Посовещавшись с церковным советом и боярской думой, патриарх огласил свой вердикт – царевич случайно закололся, а не был убит. В том же году он основал в Москве Донской монастырь.

После смерти царя Федора I и отказа его супруги Ирины Годуновой принять престол, в 1598 году главой государства стал патриарх Иов. Так как своим выдвижением на патриарший пост он был многим обязан Борису Годунову , Иов предложил Земскому собору свою кандидатуру на царство. 21 февраля 1598 года он возглавил крестный ход к Борису Годунову в Новодевичьем монастыре, умоляя его принять престол.

Патриарх Иов отказывается признать Лжедмитрия I сыном Ивана IV
(картина XIX века Петра Геллера).

Иов был известен как резкий критик Лжедмитрия I и пытался убедить москвичей оставаться верными покойному царю. Вооруженные сторонники самозванца ворвались в Успенский собор, а боярин П. Ф. Басманов объявил Иова предателем. Официальное отстранение Иова от должности произошло 24 июня 1605 года, когда совет объявил об отставке из-за старости и плохого здоровья. Тот же собор объявил о даровании сана патриарху Игнатию. Иов был отправлен в ссылку в свой монастырь в Старице, где полностью ослеп. Иову наследовал архиепископ Рязанский Игнатий, который вернулся в Москву только после убийства Лжедмитрия I, заточения патриарха Игнатия в Чудо-монастыре и воцарения Василия IV в России. 20 февраля 1607 года по просьбе царя Василия Шуйского патриархи Гермоген и Иов совместно совершили Святую литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где он простил москвичей и дал им свое благословение. В конце концов он умер очень больным человеком 19 июня., 1607.

После его смерти в 1607 году мощи патриарха Иова были погребены у западных дверей Успенской церкви монастыря в Старице. Много чудес произошло на его могиле. В 1652 году царь Алексей повелел перенести мощи святых Иова и святителя Филиппа в Успенский собор Московского Кремля, где они находятся и по сей день.

Памятник преподобному Иову в Свято-Успенском монастыре (Старица)

Митрополит Ростовский Варлаам возглавил обретение мощей преподобного Иова в Старице. Нетленные и благоухающие мощи Патриарха стали источником исцеления для многих страждущих телесными и душевными недугами. 27 марта крестный ход с мощами отправился в Москву. В понедельник шестой седмицы Великого поста (5 апреля) мощи патриарха Иова были перенесены в Страстной монастырь. Оттуда крестный ход проследовал в Кремль, а мощи святителя были положены в Успенском соборе. Через несколько дней патриарх Иосиф скончался и был погребен рядом со святителем Иовом.

Святой Иов издавна почитается как чудотворец. Напрестольные Кресты в храмах Старицкого монастыря и Тверского собора хранили частицы его святых мощей. Патриарх Иов прославлен Русской Православной Церковью в лике святых в 1989 году.

Владимир I и христианизация | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Описать переход от языческой культуры к православию при Владимире I

Ключевые моменты

  • Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
  • Владимир I заключил союз с Василием II из Византийской империи и женился на его сестре Анне в 988 году.
  • После женитьбы Владимир I официально изменил государственную религию на православие и разрушил языческие капища и иконы.
  • Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.

Условия

Константинополь

Столица Византийской империи.

Перун

Языческий бог-громовержец, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.

Василий II

Византийский император, подстрекавший Владимира к обращению в христианство и предлагавший политический брачный союз с его сестрой Анной.

Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. Прежде чем он занял трон в 980 г. он был новгородским князем, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.

Ранние мифы о христианизации

Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.

Рассказы об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.

Владимир I и его приход к власти

Главным деятелем христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 958, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.

Владимир I. Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.

Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.

Константинополь и обращение

Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы против вторжений извне. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первичная летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил послать послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.

Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.

Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.

Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы