О воспитании детей старцы: Афонские старцы о материнском и семейном воспитании детей

Воспитан

Афонские старцы о детской исповеди

Актуальное

Ваш малыш сам под­хо­дит под бла­го­сло­ве­ние батюшки? Хочет что-то рас­ска­зать ему? Не пре­пят­ствуйте. Ребе­нок испы­ты­вает нужду в откро­вен­ном раз­го­воре. В каком воз­расте дети могут испо­ве­до­ваться? Насколько регу­лярно нужно при­но­сить Покаяние?

Об осо­бен­но­стях дет­ской испо­веди гово­рят афон­ские старцы.

Иеро­мо­нах Павел – архондарь1 мона­стыря Дио­ни­сиат. В тече­ние мно­гих лет он духовно окорм­ляет сотни мирян из Гре­ции, Кипра и дру­гих стран пра­во­слав­ного мира, посе­ща­ю­щих Свя­тую Гору Афон. Отец Павел, ссы­ла­ясь на слова свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого, отно­сит срок пер­вой дет­ской испо­веди к деся­ти­лет­нему возрасту.

По сло­вам уче­ника архи­манд­рита Херу­вима Карам­бе­ласа – старца Нико­дима, дет­ская испо­ведь может начи­наться и в более ран­нем воз­расте: «Если ребе­нок сам почув­ствует потреб­ность пока­яться – это стрем­ле­ние сле­дует поощ­рить. Даже если он ска­жет на испо­веди что-то несущественное».

Игу­мен мона­стыря Свя­того Павла архи­манд­рит Пар­фе­ний (Муре­ла­тос) счи­тает, что пер­вая испо­ведь может состо­яться даже в трех­лет­нем воз­расте: «Чем раньше ребе­нок нач­нет жить духов­ной жиз­нью – тем лучше. Наи­бо­лее эффек­тив­ным вос­пи­та­ние бывает именно в ран­нем воз­расте. В Гре­ции есть народ­ная пого­ворка: “Как сво­его ребенка научишь – то и получишь”.

Надо объ­яс­нять детям, что такое Пока­я­ние. Они могут испо­ве­до­ваться уже в трех­лет­нем воз­расте. Участ­вуя в этом и дру­гих Таин­ствах ребе­нок будет укреп­ляться в Вере.

Роди­тели могут дать своим детям пищу мате­ри­аль­ную, а духов­ный отец даст им пищу духов­ную. Именно такие дети вырас­тают пол­но­цен­ными людьми. Они умеют слу­шать стар­ших и живут бла­го­дат­ной цер­ков­ной жизнью.

Доку­мент, на кото­ром не стоит печать, не несет ника­кой цен­но­сти. Так и чело­век. В таин­стве Пока­я­ния он полу­чает печать Свя­того Духа. Да, у малыша еще нет гре­хов, но когда он сми­ренно ста­но­вится на колени перед Кре­стом и Еван­ге­лием и батюшка кла­дет ему на голову епи­тра­хиль, читая раз­ре­ши­тель­ную молитву, он полу­чает бла­го­дать от Господа.

Ребе­нок, пол­но­ценно участ­ву­ю­щий в Цер­ков­ной жизни, защи­щен со всех сто­рон, испол­нен Бла­го­дати и радости».

Архи­манд­рит Пар­фе­ний и дру­гие опро­шен­ные нами старцы предо­сте­ре­гают от пре­вра­ще­ния Таин­ства Пока­я­ния в фор­маль­ность. Испо­ведь не должна быть при­дат­ком к Таин­ству Евха­ри­стии. Пока­я­ние – это само­сто­я­тель­ное Таин­ство, кото­рое должно совер­шаться тогда, когда чело­век чув­ствует в нем необ­хо­ди­мость, а не перед каж­дым при­об­ще­нием Свя­тых Хри­сто­вых Таин.

Извест­ный афон­ский духов­ник — ста­рец Мака­рий (духов­ник келии Маруда2) под­чер­ки­вает: «Насильно вести на Испо­ведь ребенка – это пре­ступ­ле­ние. Также недо­пу­стимо вести на Испо­ведь ребенка, него­то­вого к этому Таин­ству. Нельзя, чтобы Пока­я­ние пре­вра­ща­лось в фор­маль­ную при­вычку. Ребе­нок дол­жен пони­мать, зачем он испо­ве­ду­ется, в чем глу­бо­кий смысл Пока­я­ния, дру­гих Таинств и духов­ной жизни в целом. Если не будет осо­зна­вать смысл Таин­ства, а отно­ситься к нему как к некому фор­маль­ному дей­ству, необ­хо­ди­мому для допуска к Евха­ри­стии или нрав­ствен­ного оправ­да­ния, в какой-то момент он может отда­литься от Церкви. Здесь может сра­бо­тать и сле­ду­ю­щий момент: после того, как в тече­ние мно­гих лет вслед за гре­хами «не слу­шался маму и папу, поссо­рился с бра­том, не учил уроки» при­дут более серьез­ные иску­ше­ния и паде­ния, (ребе­нок не осо­знав­ший, что такое Пока­я­ние) может скрыть их на испо­веди, опа­са­ясь упасть в гла­зах сво­его духов­ного отца. Сле­ду­ю­щим шагом может быть уход из Церкви».

Ста­рец Мака­рий напо­ми­нает, что истин­ное пока­я­ние «это не отчет о совер­шен­ных за опре­де­лён­ный период нрав­ствен­ных про­ступ­ках, не попытка облег­чить совесть, а жела­ние изме­нить себя и все­цело посвя­тить Богу».

Афон­ские старцы под­чер­ки­вают, что осо­знан­ное уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах дает нам Бла­го­дать и укреп­ляет на пути духов­ной жизни. Уча­стие ребенка в Таин­стве Пока­я­ния воз­можно при усло­вии, что роди­тели не про­сто отве­дут его на Испо­ведь, а объ­яс­нят смысл и зна­че­ние Пока­я­ния. При этом стоит учи­ты­вать, что воз­раст пер­вой испо­веди для каж­дого ребенка опре­де­ля­ется индивидуально.

1 Архон­дарь (архон­да­рич­ный, гостин­ник) — ответ­ствен­ный за ноч­лег, пита­ние гостей обители.

2 Афон­ская келья Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы Маруда нахо­дится в под­чи­не­нии оби­тели Хилен­дар и рас­по­ло­жена рядом с Кареей (адми­ни­стра­тив­ным цен­тром Афона).

Обра­зо­ва­ние и Пра­во­сла­вие / «Изда­тель­ский дом Свя­тая Гора»

  • 560 0