О воспитании детей старцы: Афонские старцы о материнском и семейном воспитании детей
Содержание
Афонские старцы о детской исповеди
Актуальное
Ваш малыш сам подходит под благословение батюшки? Хочет что-то рассказать ему? Не препятствуйте. Ребенок испытывает нужду в откровенном разговоре. В каком возрасте дети могут исповедоваться? Насколько регулярно нужно приносить Покаяние?
Об особенностях детской исповеди говорят афонские старцы.
Иеромонах Павел – архондарь1 монастыря Дионисиат. В течение многих лет он духовно окормляет сотни мирян из Греции, Кипра и других стран православного мира, посещающих Святую Гору Афон. Отец Павел, ссылаясь на слова святителя Василия Великого, относит срок первой детской исповеди к десятилетнему возрасту.
По словам ученика архимандрита Херувима Карамбеласа – старца Никодима, детская исповедь может начинаться и в более раннем возрасте: «Если ребенок сам почувствует потребность покаяться – это стремление следует поощрить. Даже если он скажет на исповеди что-то несущественное».
Игумен монастыря Святого Павла архимандрит Парфений (Мурелатос) считает, что первая исповедь может состояться даже в трехлетнем возрасте: «Чем раньше ребенок начнет жить духовной жизнью – тем лучше. Наиболее эффективным воспитание бывает именно в раннем возрасте. В Греции есть народная поговорка: “Как своего ребенка научишь – то и получишь”.
Надо объяснять детям, что такое Покаяние. Они могут исповедоваться уже в трехлетнем возрасте. Участвуя в этом и других Таинствах ребенок будет укрепляться в Вере.
Родители могут дать своим детям пищу материальную, а духовный отец даст им пищу духовную. Именно такие дети вырастают полноценными людьми. Они умеют слушать старших и живут благодатной церковной жизнью.
Документ, на котором не стоит печать, не несет никакой ценности. Так и человек. В таинстве Покаяния он получает печать Святого Духа. Да, у малыша еще нет грехов, но когда он смиренно становится на колени перед Крестом и Евангелием и батюшка кладет ему на голову епитрахиль, читая разрешительную молитву, он получает благодать от Господа.
Ребенок, полноценно участвующий в Церковной жизни, защищен со всех сторон, исполнен Благодати и радости».
Архимандрит Парфений и другие опрошенные нами старцы предостерегают от превращения Таинства Покаяния в формальность. Исповедь не должна быть придатком к Таинству Евхаристии. Покаяние – это самостоятельное Таинство, которое должно совершаться тогда, когда человек чувствует в нем необходимость, а не перед каждым приобщением Святых Христовых Таин.
Известный афонский духовник — старец Макарий (духовник келии Маруда2) подчеркивает: «Насильно вести на Исповедь ребенка – это преступление. Также недопустимо вести на Исповедь ребенка, неготового к этому Таинству. Нельзя, чтобы Покаяние превращалось в формальную привычку. Ребенок должен понимать, зачем он исповедуется, в чем глубокий смысл Покаяния, других Таинств и духовной жизни в целом. Если не будет осознавать смысл Таинства, а относиться к нему как к некому формальному действу, необходимому для допуска к Евхаристии или нравственного оправдания, в какой-то момент он может отдалиться от Церкви. Здесь может сработать и следующий момент: после того, как в течение многих лет вслед за грехами «не слушался маму и папу, поссорился с братом, не учил уроки» придут более серьезные искушения и падения, (ребенок не осознавший, что такое Покаяние) может скрыть их на исповеди, опасаясь упасть в глазах своего духовного отца. Следующим шагом может быть уход из Церкви».
Старец Макарий напоминает, что истинное покаяние «это не отчет о совершенных за определённый период нравственных проступках, не попытка облегчить совесть, а желание изменить себя и всецело посвятить Богу».
Афонские старцы подчеркивают, что осознанное участие в церковных Таинствах дает нам Благодать и укрепляет на пути духовной жизни. Участие ребенка в Таинстве Покаяния возможно при условии, что родители не просто отведут его на Исповедь, а объяснят смысл и значение Покаяния. При этом стоит учитывать, что возраст первой исповеди для каждого ребенка определяется индивидуально.
1 Архондарь (архондаричный, гостинник) — ответственный за ночлег, питание гостей обители.
2 Афонская келья Рождества Пресвятой Богородицы Маруда находится в подчинении обители Хилендар и расположена рядом с Кареей (административным центром Афона).
Образование и Православие / «Издательский дом Святая Гора»
- 560 0
-
0 -
- детская исповедь
Оптинские старцы о воспитании детей
Еще в Ветхом Завете сказано: «Сын ненаказанный скорбь отцу и печаль матери» (Ср. : Притч. 17, 25), т. е. сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию и исполнению заповедей Божиих, и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большею частью бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для отечества непотребны, иногда и зловредны (преп. Амвросий).
Вас тяготит забота, как дать детям вашим христианское воспитание, и выражаете эту заботу так: «всякий день на опыте вижу, что не имею достаточно твердости к исполнению долга по совести, и чувствую себя весьма неспособною сложить душу человека по образу и по подобию Божественного учения». Последняя мысль выражена очень сильно и относится более к содействию и к помощи Божией, а для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что вы благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания (преп. Амвросий).
Пишете: «желала бы я, чтобы мы избегли с мужем того пагубного разногласия в деле воспитания, которое почти во всех супружествах вижу я». Да, вещь эта действительно премудреная! Но спорить об этом при детях, вы и сами заметили, что неполезно. Поэтому, в случае разногласия, лучше или уклоняйтесь и уходите, или показывайте, как будто не вслушались, но никак не спорьте о своих разных взглядах при детях. Совет об этом и рассуждение должны быть наедине, и как можно похладнокровнее, — чтобы было действительнее. Впрочем, если вы успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать (преп. Амвросий).
На мои слова о молодежи, что вести их трудно, батюшка сказал: «не беда, что во ржи лебеда, а вот беды, когда в поле ни ржи, ни лебеды». Прибавил еще: «сеешь рожь, растет лебеда; сеешь лебеду, растет рожь. «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевши до конца, той спасен будет» (Мф.10, 22). А ты терпи от всех, все терпи, и от детей терпи» (преп. Амвросий).
Пишете, что замечаете в сыне вашем сухость или мало чувства и другие недостатки. Но в детстве вообще не у многих бывает истинное, настоящее чувство, а большей частью оно проявляется в более зрелом возрасте, уже тогда, когда человек более начнет понимать и кое-что испытает в жизни. Притом избыток внутреннего чувства незаметно служит поводом к тайному возношению и осуждению других, а недостаток чувства и сухость невольно смиряет человека, когда он станет понимать это. Потому много не огорчайтесь тем, что замечаете в сыне вашем этот недостаток, со временем, может быть, и в нем неизбежные в жизни испытания пробудят должное чувство, а только позаботьтесь о том, чтобы передавать ему по возможности обо всем здравые понятия, согласно учению Православной Церкви. Пишете, что до сих пор сами занимались с ним и прошли с ним Священную историю Ветхого Завета, и спрашиваете, как и чему его учить и кого избрать для этого? Прошедши с ним Ветхий Завет, вам самим должно кончить это дело, то есть перейти к Новому Завету, а потом уже начать катехизическое учение. Вы боитесь, что сухость катехизиса не прибавит ему теплоты. Катехизис никому не прибавляет теплоты, а довольно того, чтобы дети имели правильные понятия о догматах и других предметах Православной Церкви (преп. Амвросий).
Вы затрудняетесь выбором и назначением духовника. Чтобы своего духовника не огорчить, только наперед сами объясните ему все то, что находите нужным и полезным для вашего сына, с прибавлением прошения исполнить это, так как по вашему сознанию священная обстановка при исповеди для ребенка нужна, хотя для понимающего она особенного значения не имеет. Перед исповедью и сами вы займитесь вашим сыном и приготовьте его к этому таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще, можете ему говорить иногда полушутливым тоном: «ты — ведь молодой князь, чрез такие поступки не ударяй себя лицом в грязь» (преп. Амвросий).
Пишете, что вы глубоко уверены, что нет для человека иного источника благополучия на земле и вечного блаженства на небе, кроме Церкви Христовой, и что все вне оной — ничто, и желали бы передать это убеждение детям своим, чтобы оно было как бы сокровенной их жизнью, но вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с должной силою убеждения об этом великом предмете. Как мать чадолюбивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может, потому что другим вы должны бы еще сперва растолковать ваши понятия и желания, и притом другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности, и притом слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце. Если же вам кажется, что сын ваш многое знает, многое понимает, но мало чувствует, то, повторяю, не огорчайтесь и этим. А молитесь о сем Богу, да устроит полезное о сыне вашем, якоже весть (преп. Амвросий).
Детей вы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: «если не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное (Мф. 18, 3). А святой апостол Павел протолковал это так: не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте (1Кор. 14, 20) (преп. Амвросий).
Спрашиваешь, как приучать питомицу твою к серьезным занятиям, но сама сознаешь трудность своего дела. Особенно мудрено советовать издали, когда не знаешь, как будут приняты наши слова. Предложи сперва, чтобы из дня сделали день и из ночи — ночь, а когда в этом будешь иметь успех, тогда можно будет думать и о другом. И вообще, соображаясь с обстоятельствами, делай, что можешь, призывая помощь Божию и содействие свыше от Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти. В благие минуты можешь сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов должна читать духовные книги и на слово не верить всякому вздору без разбора — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать (преп. Амвросий).
Приготовляя детей ваших для светской жизни, попеклись ли вы насадить в сердцах их веру и страх Божий, которые бы были руководителями их к будущей жизни? Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их от плевел, насеваемых супостатом посреди пшеницы (преп. Макарий).
Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное (преп. Макарий).
Ты старайся воспитывать их <детей> православно-религиозно, смиренно, насади на юных сердцах их семена добродетелей… насажденное в юности принесет плод в свое время, если бы и уклонились мало чрез сообращение. Это я вижу на многих и даже на ближних. Касательно театров — теперь можно отклонять от них, по юности их, и что для них непонятно и неполезно, а братья хотя и бывают, но они старше, или иную какую причину представить, а впоследствии, когда войдут в сообщество, нельзя от этого удержать, но пока теперь не допускать, по раннему их возрасту. Да они должны иметь примером вас <родителей>, что вы не бываете на сих зрелищах, познавши, что оные токмо обворожают чувственность, а пользы душе не приносят… (преп. Макарий).
Будьте осторожны, как поступать с С., Господь да вразумит вас, дабы и не слишком строго, и не слабо, а наблюдать средину. Вы учите ее басням, это не худо, только тут добродетель похваляется, а порок охуждается, только и всего, а надобно что-нибудь потверже предложить: страх Божий, ибо он есть «начало премудрости» (Притч. 1,7) и «страхом Божиим уклоняется всяк от зла» (Ср.: Притч. 16, 6). Надобно внушать, что Бог видит не токмо дела наши и слова, но даже и помышления, и за добродетель награждает, а за порок наказует, это учение находится во многих учениях христианских для детей. Не мешает катехизис ей учить, и следить за ее нравственностью; Писание говорит: «прилежит человеку помышление на зло от юности его» (т.е. по падении человека) (Ср.: Быт. 8, 21), а навык к добродетелям облегчает это, так как и ко злу навык противится добродетелям, и потому надобно зло истреблять, а добродетель насаждать: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). О С. опять скажу слово: надобно, чтобы она замечала свои пороки и смирялась чрез то, и раскаивалась бы в них. Басни я совсем не осуждаю, но она будет видеть только чужие пороки и осмеивать их, а себя — свободной от оных, и сим увлекаться в тщеславие (преп. Макарий).
Пишешь, что N. скорбит на тебя за строгое с ним обращение, но в этом нет ли твоей вины в том, что в детстве и юности баловал его и снисходил шалостям, то это в нем и утвердилось; и тебе да будет пример и на других детях, чтобы не допускать их исполнять свою волю, то они и приобвыкнут к сему. Строгое обращение не мешает иметь к N., но иногда и снисходить и прощать, а особливо когда сознается, и внушать ему, какой может быть большой вред для него от сотоварищества людей вольного обращения, и молить Господа, да укрепит его в истине, благости и разуме (преп. Макарий).
Трудный вопрос о детях: когда бывают в кругу родных и сверстников, допускать ли их к картам и к танцам? Как это решить — не знаю. Что вошло в обычай светских обращений, трудно противостать, сообращаясь с миром. Просто надобно быть исповедником, перенося укоризны, насмешки и презрение. Но и допустить с юных лет до карт, это может со временем обратиться в привычку и даже в страсть, также и танцы, которые назвал один мудрый проповедник «Иродиадино искусство» и которые мир считает невинным удовольствием в обществе, а в сущности оные греховны. Сколько можно, надобно внушать детям, что для них вредно и то и другое, но они, смотря на других детей, упражняющихся в сих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не с своим разумом, а молить Господа, да упремудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских (преп. Макарий).
…Предлагаю тебе мой совет: иметь к матери почтение и любовь, кроме того, что она вас любит и имеет о вас материнское попечение, долг естества и закон духовный повелевают любить родителей и дорожить их благословением, ибо оно доставляет детям всякое благо, и временное, и вечное. Ежели бы маменька твоя в чем и неправильно судила, тебе надобно с самоукорением потерпеть, а когда не укоришь себя, приимешь скорбь с укорением ее, хоть и не словом, но мыслию, — то у тебя и сделается в сердце неустройство, то есть враг, древний змий, излиет свой яд, и уже на лице явится маменьке немирствие, и ей возвещается сей твой залог; она же, не имея сведений духовного делания, еще более на тебя оскорбится (преп. Макарий).
Вы думаете, что у детей кровавый понос оттого, что даете им в постные дни скоромную пишу, но они страждут это за грехи и невоздержание родителей. А в рассуждении употребления скоромной пищи старцы рассуждают так, что можно оною кормить их до трех лет, а в случае недугов их и до четырех, в каковом мнении их и я беспрекословно соглашаюсь с ними (преп. Антоний).
…О том, что он очень резвится, неприятно мне слышать. Дай Бог ему в характере быть похожим на овечку, а не на козленочка! Овечки бывают тихи, смирны и послушливы, а козленочки резвы, прыгливы, крикливы и бодливы, и за это самое они никому не приятны (преп. Антоний).
Вы думаете, что сыну вашему полезнее всегда быть при вас, но кто это знает? И при вас, если Бог попустит, он может испортиться, и на чужих руках — сохраниться без вреда. Но где бы ни были дети ваши, с вами ли или в каком-либо заведении, внушайте им христианские правила и поручайте их Богу и заступлению Божией Матери (преп. Макарий).
Источник: http://www.optina.ru/lection/13/
9 шагов к более эффективному воспитанию детей (для родителей)
Воспитание детей — одна из самых сложных и приносящих удовлетворение работ в мире, к которой вы, возможно, чувствуете себя наименее подготовленным.
Эти 9 советов по воспитанию детей помогут вам почувствовать себя более полноценным родителем.
1. Повысьте самооценку вашего ребенка
Дети начинают развивать свое чувство собственного достоинства, когда они видят себя глазами своих родителей. Ваш тон голоса, ваш язык тела и каждое ваше выражение поглощаются вашими детьми. Ваши слова и действия как родителя влияют на их развивающуюся самооценку больше, чем что-либо еще.
Восхваление достижений, даже самых незначительных, вызовет у них чувство гордости; если позволить детям делать что-то самостоятельно, они почувствуют себя способными и сильными. Напротив, принижение комментариев или невыгодное сравнение ребенка с другим заставит детей чувствовать себя бесполезными.
Избегайте громких заявлений или использования слов в качестве оружия. Комментарии типа «Какая глупость!» или «Ты ведешь себя больше как ребенок, чем как твой младший брат!» наносят урон так же, как и физические удары.
Тщательно подбирайте слова и будьте сострадательны. Пусть ваши дети знают, что все совершают ошибки и что вы все равно любите их, даже если вам не нравится их поведение.
2. Поймайте, как дети ведут себя хорошо
Вы когда-нибудь задумывались о том, сколько раз за день вы негативно реагируете на своих детей? Вы можете обнаружить, что критикуете гораздо чаще, чем хвалите. Как бы вы отнеслись к начальнику, который обращался с вами с таким количеством негативных указаний, даже если это было сделано из лучших побуждений?
Более эффективный подход — поймать детей, делающих что-то правильно: «Ты заправил свою постель, не спрашивая — это потрясающе!» или «Я смотрел, как ты играешь со своей сестрой, и ты был очень терпелив». Эти заявления сделают больше для поощрения хорошего поведения в долгосрочной перспективе, чем повторяющиеся выговоры.
Старайтесь каждый день находить что-то похвальное. Будьте щедры на награды — ваша любовь, объятия и комплименты могут творить чудеса и часто являются достаточной наградой. Вскоре вы обнаружите, что «выращиваете» больше того поведения, которое хотели бы видеть.
3. Установите ограничения и соблюдайте дисциплину
Дисциплина необходима в каждой семье. Цель дисциплины — помочь детям выбрать приемлемое поведение и научиться самоконтролю. Они могут испытывать ограничения, которые вы для них устанавливаете, но они нуждаются в этих ограничениях, чтобы стать ответственными взрослыми.
Установление домашних правил помогает детям понять ваши ожидания и развить самоконтроль. Некоторые правила могут включать в себя: запрет на просмотр телевизора, пока домашнее задание не будет выполнено, а также запрет на удары, обзывания или обидные поддразнивания.
Возможно, вы захотите иметь систему на месте: одно предупреждение, за которым следуют такие последствия, как «тайм-аут» или потеря привилегий. Распространенной ошибкой родителей является неспособность справиться с последствиями. Вы не можете наказывать детей за то, что они сегодня возражают, а на следующий день игнорируют это. Последовательность учит тому, что вы ожидаете.
4. Найдите время для своих детей
Родителям и детям часто бывает трудно собраться за семейным обедом, не говоря уже о том, чтобы хорошо провести время вместе. Но, наверное, нет ничего, что больше нравилось бы детям. Вставайте утром на 10 минут раньше, чтобы позавтракать вместе с ребенком или оставить посуду в раковине и прогуляться после ужина. Дети, которые не получают от родителей того внимания, которого они хотят, часто капризничают или плохо себя ведут, потому что их обязательно заметят таким образом.
Многие родители считают полезным проводить время вместе со своими детьми. Устраивайте «особую ночь» каждую неделю, чтобы побыть вместе, и пусть ваши дети помогут решить, как провести время. Ищите другие способы общения — положите записку или что-то особенное в коробку для завтрака вашего ребенка.
Подростки нуждаются в меньшем безраздельном внимании со стороны родителей, чем младшие дети. Поскольку у родителей и подростков меньше возможностей собраться вместе, родители должны сделать все возможное, чтобы быть доступными, когда их подросток выражает желание поговорить или принять участие в семейных мероприятиях. Посещение концертов, игр и других мероприятий вместе с подростком демонстрирует заботу и позволяет вам узнать больше о своем ребенке и его или ее друзьях.
Не чувствуйте себя виноватым, если вы работающий родитель. Дети запомнят множество мелочей, которые вы делаете — готовите попкорн, играете в карты, делаете покупки в витринах.
5. Будьте хорошим образцом для подражания
Маленькие дети многому учатся, наблюдая за своими родителями. Чем они моложе, тем больше сигналов они получают от вас. Прежде чем набрасываться или взорваться перед ребенком, подумайте вот о чем: вы хотите, чтобы ваш ребенок вел себя так, когда злится? Имейте в виду, что ваши дети постоянно наблюдают за вами. Исследования показали, что дети, которые бьют детей, обычно имеют образец агрессии дома.
Смоделируйте черты, которые вы хотите видеть в своих детях: уважение, дружелюбие, честность, доброта, терпимость. Демонстрируйте бескорыстное поведение. Делайте что-то для других людей, не ожидая вознаграждения. Выражайте благодарность и делайте комплименты. Прежде всего, относитесь к своим детям так, как вы ожидаете, что другие люди будут относиться к вам.
6. Сделайте общение приоритетом
Вы не можете ожидать, что дети будут делать все только потому, что вы, как родитель, «так говорите». Они хотят и заслуживают объяснений так же, как и взрослые. Если мы не будем тратить время на объяснение, дети начнут задаваться вопросом о наших ценностях и мотивах, а также о том, имеют ли они какое-либо основание. Родители, которые рассуждают со своими детьми, позволяют им понимать и учиться без осуждения.
Поясните свои ожидания. Если есть проблема, опишите ее, выразите свои чувства и предложите ребенку работать над ее решением вместе с вами. Обязательно укажите последствия. Делайте предложения и предлагайте варианты. Также будьте открыты для предложений вашего ребенка. Вести переговоры. Дети, которые участвуют в принятии решений, более мотивированы на их выполнение.
7. Будьте гибкими и готовыми изменить свой стиль воспитания
Если поведение вашего ребенка часто вас «разочаровывает», возможно, у вас нереалистичные ожидания. Родители, которые думают «должны» (например, «Мой ребенок должен ли быть приучен к горшку»), возможно, вам будет полезно прочитать об этом или поговорить с другими родителями или специалистами по развитию детей.
Окружающая среда детей влияет на их поведение, поэтому вы можете измените это поведение, изменив окружение. Если вы обнаружите, что постоянно говорите «нет» своему двухлетнему ребенку, поищите способы изменить свое окружение, чтобы меньше вещей было запретным. Это вызовет меньше разочарования у вас обоих.
По мере того, как ваш ребенок будет меняться, вам придется постепенно менять свой стиль воспитания.Вероятно, то, что работает с вашим ребенком сейчас, не будет работать так же хорошо через год или два.
Подростки склонны меньше смотреть на своих родителей и больше на своих сверстников в качестве образцов для подражания. Но продолжайте обеспечивать руководство, поддержку и соответствующую дисциплину, позволяя вашему подростку заработать больше независимости. И используйте каждый доступный момент, чтобы установить связь!
8. Покажите, что ваша любовь безусловна
Как родитель, вы несете ответственность за исправление и руководство своими детьми. Но от того, как вы выражаете свое корректирующее руководство, зависит то, как его воспримет ребенок.
Когда вам приходится спорить с ребенком, избегайте обвинений, критики или придирок, которые задевают самооценку и могут вызвать обиду. Вместо этого старайтесь воспитывать и поощрять, даже когда наказываете своих детей. Убедитесь, что они знают, что, хотя вы хотите и ожидаете лучшего в следующий раз, ваша любовь рядом, несмотря ни на что.
9. Знайте свои потребности и ограничения как родитель
Признайте это — вы несовершенный родитель. У вас есть сильные и слабые стороны как лидера семьи. Признайте свои способности — «Я любящий и преданный». Пообещайте работать над своими слабостями: «Мне нужно быть более последовательным в дисциплине». Постарайтесь иметь реалистичные ожидания в отношении себя, своего партнера и своих детей. Вам не обязательно иметь ответы на все вопросы — будьте снисходительны к себе.
И постарайся сделать воспитание детей управляемой работой. Сосредоточьтесь на областях, которые требуют наибольшего внимания, а не пытайтесь решить все сразу. Признайтесь, когда вы выгорели. Отвлекитесь от воспитания детей, чтобы заняться тем, что сделает вас счастливым.
Сосредоточение внимания на своих потребностях не делает вас эгоистом. Это просто означает, что вы заботитесь о своем благополучии, а это еще одна важная ценность, которую вы должны показать своим детям.
Что самое главное в воспитании ребенка?
Все мы иногда задаемся вопросом, все ли правильные решения о воспитании ребенка принимаем мы. Мы не уверены в себе как родители или просто склонны следовать индивидуальности нашего ребенка? Быть родителем — нелегкая работа, но это путь, который приводит нас к взрослению как личности. Наши желания иногда сбивают с толку наш разум, и мы принимаем решения неосознанно, не задумываясь? Некоторые приоритеты устанавливаются в начале. Родительская последовательность важна, но индивидуальность каждого ребенка также вносит гибкость в воспитание.
Важно научить ребенка уважать себя. Но и авторитет. Чтобы принести из дома хорошее поведение, которое он будет применять как внутри, так и вне дома. Родители могут подать отличный пример признания истинных ценностей и должны стремиться перенять это с раннего возраста. Общество и средства массовой информации, которыми изо дня в день окружен каждый ребенок, имеют как хорошие, так и плохие стороны. По мере взросления ребенка он должен осознавать эти различия и выбирать для себя лучшее. Через различные жизненные ситуации научите ребенка не сдаваться, но и не начинать первую физическую драку. Направьте его на более высокий уровень для решения проблем устно, путем беседы.
Семейный разговор
Дружба в воспитании ребенка
Дружба всегда была символом верности, что означает помощь в любых ситуациях. Это также означает помощь другим нуждающимся. Список приоритетов в воспитании ребенка очень длинный, но мы как родители решаем, чему отдать приоритет. Рецепта не существует, опасения оправданы, правильно действовали или нет, делаем все возможное. Ответственность велика, и мы все родители справляемся с ней наилучшим образом.
Сегодняшнее детское развитие частично происходит в эпоху цифровых технологий, что полностью отличается от того, что мы знаем. Дети находятся в среде, в которой социальные различия (культурные, гендерные, экономические…) очень велики, и это также отличается от того, что мы знаем. Дети растут в среде, где больше ожидается обращение к себе, чем к сообществу, что отличается от нашего личного опыта. Это поколения, столкнувшиеся с невообразимыми проблемами, давлением, но также и неопределенностью, через которые мы не прошли во время нашего взросления.
Все мы знаем, как трудно иногда быть последовательным. Но вы являетесь ключевыми образцами желательного поведения, вы как родитель указываете, какие манеры и какие действия ведут ребенка к цели (и к какой цели). Каждый родитель, воспитатель и учитель вместе с ребенком выстраивает ценности, которые считает важными.
Семейное объятие
Ребенок, который любит себя
В начале было сказано, что для ребенка чрезвычайно важно любить себя. Ребенок, который любит и ценит:
- не агрессивный;
- нет страха перед ошибкой, и его не мучает тревога, потому что он знает, что если он совершит ошибку, то не будет страшных последствий и он не будет никчемным человеком;
- не является неуверенным, потому что вы совместно построили его уверенность в себе;
- помогает другим, потому что он стабилен и может оказать поддержку не только сверстникам, но и взрослым; понимает чужую точку зрения, потому что прежде всего он понимает себя и знает, кто есть, а кто нет;
- он умеет бороться за себя, потому что у него есть выстроенная личность, он не просто слепой послушный ребенок, но он думает и действует независимо.
Уважающий и любящий себя ребенок сможет достойно противостоять авторитету, но и принять его, если это в его интересах в данный момент. Если авторитет основан на страхе, он не обеспечивает безопасности и любви, и ребенок не признает его ценностью, которую следует уважать.
Семейные поздравления
Общение в воспитании ребенка
Общение — очень важная часть воспитания ребенка. Отношения, которые устанавливаются в первые годы детства, в дальнейшем поддерживаются посредством общения, которое должно быть основано на доверии и уважении. Детям легче общаться в более раннем возрасте, чем в подростковом. Но фундамент доверия в общении закладывается в самые первые дни жизни ребенка.
Уважение в воспитании ребенка
Первая ценность — это самооценка ребенка, умение прислушиваться к его потребностям, к его сильным сторонам. Воспитание любви к себе у детей достигается за счет постоянной и бескорыстной отдачи, поддержки, похвалы и объятий. Уважайте чувства вашего ребенка и поощряйте его общение с ними. Пусть ребенок плачет столько же, сколько в его возрасте, это тоже нормально и не делает его менее ценным. Когда он чего-то добивается, щедро хвалите его. Никакое материальное вознаграждение не заменит этого. Время от времени указывайте на достоинства ребенка, замечайте изменения и усилия. Скажите, что вам нравится в нем/ней. Присутствуйте и будьте как можно более безопасными для детей.