Понятие воспитание особенности воспитания детей дошкольного возраста: Воспитание детей в педагогическом процессе ДОО

Воспитан

Содержание

Воспитание детей дошкольного возраста: направления, методики

  • Особенности воспитания детей дошкольного возраста
    • Психологические особенности
    • Основные правила
  • Области развития ребёнка дошкольного возраста
    • Физическое воспитание
    • Интеллектуальное
    • Нравственное
    • Социальное
    • Трудовое
  • Авторские методики воспитания
  • Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

В этот сложный, но интересный период, когда ребёнок из малыша превращается в дошкольника, полным ходом идёт формирование его личности, отношения к окружающему миру и собственным поступкам. Воспитание детей такого возраста — ответственный и сложный момент для родителей, которые хотят вырастить счастливого и умного человека. В этом возрасте закладывается фундамент личности, на котором будут развиваться характер, навыки и способности ребёнка.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Сам процесс воспитания ребёнка в этом возрасте осуществляется в двух направлениях:

  • Развитие личности;
  • Подготовка к школе.

Нельзя не согласиться с тем, что воспитание должно включать в себя подходы с обоих точек зрения. Важно как научить ребенка хорошим вещам и развить сильные стороны характера, так и подготовить его к школьной жизни, прививая ответственность и социальные навыки.

Психологические особенности

В воспитании детей родители обычно применяют три основные психологические модели. Чаще всего они применяются отдельно друг от друга, однако у каждой модели есть свои плюсы и минусы.

Авторитарная модель чётко прослеживается, когда родитель стремится добиться от ребёнка удобного ему самому результата, ставя своё мнение превыше мнения ребёнка. Непослушание или неудачи ребёнка наказываются, а правильные поступки — одобряются. К плюсам такой модели можно отнести:

  • Чёткое понимание ребёнком указаний родителя;
  • Полное понимание ответственности за свои поступки и последствий неправильного выполнения задачи.

Минусов куда больше, а их последствия весьма ощутимы:

  • Привыкая к авторитарности родителя, ребёнок принимает его мнение на веру и перестаёт думать собственной головой;
  • Действие авторитарной модели порождает страх ребёнка по отношению к родителям;
  • Ребёнок становится безынициативен и подражает модели поведения родителей.

Индуктивный метод — в процессе воспитания происходит общение с ребёнком, в ходе которого решение проблемы находится вместе с ним. Ребёнок учится сам принимать решения и делать выводы, а также перенимает часть ответственности. К плюсам индуктивного метода можно отнести:

  • Раннее развитие ответственности;
  • Ребёнок быстро начинает учиться мыслить и думать сам;
  • Ребёнок проявляет инициативу;
  • Оказывается более подготовленным к жизни.

Минусов у индукции несколько:

  • Сложный и тонкий подход к применению — не всегда родитель может понять, когда ответственность можно переложить на ребёнка;
  • В хрупком возрасте 4-6 лет слова «решай сам за себя» или «всё в твоих руках» могут быть не совсем уместны;
  • Если переложить на ребёнка слишком много ответственности, он может почувствовать своё одиночество и потерять веру в себя.

Модель критики или ненависти — это распространённая модель, которую применяют многие взрослые, в большинстве своём неосознанно. Мораль в этом случае у каждого своя, но модель одинакова: при плохом поведении ребёнок наказывается молчанием или обидой родителей и прощение не наступает, пока ребёнок не осознает ошибку и не попросит прощения. К плюсам такой методики сложно отнести что-либо, но они есть:

  • Развитие пусть и весьма болезненного, но чёткого чувства ответственности за свои поступки;
  • Ребёнок взвешивает каждое своё действие и спрашивает себя, будут ли за него ругать;
  • На подсознательном уровне происходит постановка рамок в поведении, за которые ребёнок не должен выходить.

Минусов несколько, но они достаточно губительны:

  • Ребёнок может получить психологическую травму на почве постоянного чувства страха, тревоги и сомнений, чувство вины может преследовать его практически каждую секунду;
  • Ребёнку становится гораздо сложнее доверять родителям и страх перед ними приводит к замкнутости.

Любая из этих моделей в чистом виде может нанести вред детской психике. Однако при гармоничном сочетании плюсов и минусов, можно найти идеальный баланс.

Основные правила

Если рассмотреть активно пропагандируемые принципы педагогического воспитания в современных условиях, окажется, что методы, актуальные во времена СССР, устарели. Метод прививания чувства вины и стыда, принижение детского авторитета, принуждение и запреты уже не только потеряли свою популярность, но и считаются негативными. В наше время психологи рекомендуют основывать воспитательный процесс на взаимном уважении и доверии между детьми и взрослыми.

Педагоги рекомендуют всем родителям в общении с детьми применять простые правила:

  • Уважать личность ребёнка, не допускать любого вида насилия к ней и не унижать его;
  • Контролировать, но давать свободу выбора;
  • С раннего возраста обеспечивать детям необходимые условия для того, чтобы процесс усвоения навыков и знаний происходил качественно;
  • Помогая ребёнку сделать выбор или выводы, объяснять ему все плюсы и минусы;
  • Устанавливать правила и требования, позаботившись о положительном отношении ребёнка к ним;
  • Как можно больше и чаще общаться с ребёнком с целью развития взаимопонимания и развития подсознательных навыков, формирования речи и социальной культуры;
  • Вырабатывать в детях ответственность и уверенность, поддерживая любые начинания и проявления инициативы;
  • Выбирая модель воспитания, организовывать единство педагогического процесса, требуя поддерживать её других близких взрослых;
  • Учитывать возраст, способности, характер и темперамент дошкольника;
  • Избегать запретов и ложных обещаний;
  • Постепенно, с ростом ребёнка, давать ему больше самостоятельности;
  • Работать над собой для того, чтобы быть ребёнку лучшим примером.

Эти правила на первый взгляд просты и понятны, но соблюдение каждого из них — крайне важно для того, чтобы дошкольник вырос развитым и способным.

Области развития ребёнка дошкольного возраста

Четырёх-шестилетний период — это время первого возрастного кризиса в жизни человека. В этом возрасте дети начинают переосмыслять привычную жизнь и активно брать пример с родителей и взрослых. И основной задачей родителя в это время является формирование у ребёнка чувства ответственности за совершаемые им поступки. Помимо этого, развивать ребёнка необходимо по таким принципам, как:

  • Физическое воспитание;
  • Интеллектуальное;
  • Нравственное;
  • Социальное;
  • Трудовое.

Для правильного формирования здоровой личности, воспитание необходимо осуществлять по всем принципам сразу.

Физическое воспитание

Неспроста у педагогов столь популярна присказка «В здоровом теле — здоровый дух». Многочисленные исследования показали, что здоровые, активные физически и имеющие хороший жизненный тонус дети быстрее и лучше усваивают информацию. Поэтому физическое развитие — это первая область, в которой необходимо воспитывать ребёнка. Педагоги рекомендуют:

  • Обеспечить ребёнку строгий распорядок дня и научить самостоятельно придерживаться его;
  • Начинать день с зарядки и физических упражнений;
  • Ежедневно гулять с ребёнком на свежем воздухе, не проходя мимо детских площадок и тренажёров;
  • Обеспечивать его аксессуарами для активного отдыха: велосипед, самокат, мячи, удобная обувь для бега;
  • Когда ребёнок дорастёт до нужного возраста, выбрать спортивную секцию, которая не только обеспечит дальнейшее физическое воспитание, но и придётся ребёнку по душе.

Если изначально задача родителей, обеспечить физическое развитие, то уже к семи годам ребёнок должен заботиться о нём по большей части самостоятельно. Кроме того, крайне важно, чтобы ребёнок понимал всю важность физического развития.

Интеллектуальное

Важнейшая составная часть психологического воспитания — интеллектуальное развитие. Это совокупность педагогических действий, целью которых является развитие ума подрастающего малыша с помощью передачи ему опыта, знаний, навыков, умений, а также присущих поколению норм поведения, правил и оценок.

В зависимости от возраста ребёнка, интеллектуальное развитие делится на стадии:

  • 1-3 года;
  • 4-6 лет;
  • 6-7 лет.

В начале первого-второго года жизни интеллект малыша развивается по принципу наглядно-действенного мышления. Он изучает новый мир тактильным, вкусовым и обонятельным способом. Цель родителей в этом возрасте — познакомить малыша с новыми предметами и способами их использования.

К четырём-шести годам мышление меняется на наглядно-образное. Будучи ещё незнакомыми с какими-либо понятиями, дети создают о них наглядные образы. В этот период важнейшим условием воспитания и развития является хорошая атмосфера в семье, где родители любят и готовы отвечать на все вопросы и потребности.

После шести лет мышление ребёнка становится более игровым. В этот период в целях интеллектуального воспитания можно организовать обучение в виде игр, способствующих концентрации, воображению и созданию: кормление кукол, лепка из пластилина, рисование, настольные игры. Кроме таких игр, обязательно должны присутствовать логические, целью которых является формирование математических функций деятельности мозга: головоломки. мозаика, конструкторы.

Нравственное

Нравственное воспитание заключается в объяснении норм и правил поведения. Понимание этих норм индивидуально для каждого родителя, можно лишь порекомендовать способы, которыми прививается нравственность в разных возрастах:

  • До 1 года малыши не понимают, что такое «хорошо», а что такое «плохо», и показать им правильную модель поведения родители могут только на собственном примере. Проявляя ласку и любовь родители взращивают в малыше уверенность и позитивное мышление.
  • До 2 лет основной тактикой родителей должно быть предотвращение ситуаций, в которых ребёнок может поступать «плохо» вместо того, чтобы ругать его за это. Например, закрыть шкаф вместо того, чтобы ругать малыша за то, что он в него лезет, не ходить перед едой в магазин, чтобы он не ел сладкое и не просил его купить. Избегайте сложных дисциплинарных мер и мыслите наперёд.
  • Между 2 и 4 годами дети плохо понимают абстрактные вещи: правда, щедрость, поддержка. Давайте детям реальные примеры, несложные метафоры и твёрдо пресекайте плохие поступки, делая это спокойно и доброжелательно.
  • Между 4 и 5 годами наступает самое благоприятное время для укрепления нравственных норм. Дети уже прекрасно понимают абстрактные понятия и с легкостью впитывают различные примеры, в особенности те, что рядом. В этом возрасте малыши хотят быть похожими на близких им людей и вызывать у них радость, поэтому заслуженные похвалы и поощрения мотивируют их как нельзя лучше.
  • После 6 лет начинает развиваться социальная ответственность. В этом возрасте ребёнку необходимо объяснить, что у других людей есть права, которые необходимо соблюдать, а также поставить рамки и правила поведения в обществе.

Дальнейшая работа по нравственному воспитанию проводится уже после 7 лет и здесь родителям помогают, а в определённых случаях, к сожалению, и мешают школа, друзья и другие люди.

Социальное

Процесс социального воспитания дошкольников включает в себя передачу им системы ценностей, норм поведения и общепринятых знаний об обществе, и зависит от культуры, нации и особенностей места проживания. Нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарт поведения определяет для ребёнка прежде всего его семья, тем самым формируя личность.

Характер общения детей дошкольного возраста несёт внеситуативно-познавательную форму: детей интересует очень много разных вопросов, а речь становится их главным средством общения. Стремление детей такого возраста — получать знания о мире, который их окружает, задавая взрослым вопросы и наблюдая за их поведением. В то же время формируется собственный путь познания — личностный. Ребёнку необходимо сравнивать себя и других людей друг с другом, поэтому критически важным моментом социального воспитания в этом возрасте является общение со сверстниками и взрослыми.

Удобнее всего проводить социальное воспитание в рамках игр: характер действий ребёнка может многое сказать о его темпераменте и методах воздействия на окружающих. С помощью наблюдения за ним во время игр можно выявить плюсы и минусы социальных навыков малыша.

Трудовое

Трудовое воспитание — это ещё один важный фактор развития психологической ответственности. В дошкольном возрасте формируется ответственность, умения и стремление к труду, поэтому крайне важно приучать ребёнка к труду, начиная с 4-5 лет. В деятельность родителей должны быть включены такие действия, как:

  • Помощь в определении трудовой цели;
  • Обсуждение трудового процесса;
  • Обсуждение нравственности труда и его цели: зачем и для кого это делается, что это даст;
  • Обучение ребёнка планированию пошаговой деятельности: как правильно выполнять ту или иную задачу поэтапно;
  • Пробуждение интереса к труду и его подпитка;
  • Обсуждение результатов;
  • Поощрение стараний, интереса и стремления ребёнка трудиться;
  • Проверка и оценка хода работы и её результатов вместе с малышом;
  • Привлечение дошкольника к совместному трудовому процессу;
  • Подача правильного ответственного примера;
  • Помощь советом или делом;
  • Пробуждение инициативы ребёнка принимать решения и начинать трудиться.

Труд развивает у четырёх-шестилетнего ребёнка сообразительность, внимательность, память, концентрацию и наблюдательность, а кроме того положительно влияет на здоровье.

Авторские методики воспитания

В наше время появилось много новых материалов и методик по воспитанию детей. Психологи со всего мира уверенно рекомендуют родителям дошкольников присмотреться к таким методикам, как:

  • Метод Никитиных — воспитание здоровых и умных детей. Педагоги-классики Борис и Елена Никитины рекомендуют начать обучение детей с наблюдения за ними, а также с подготовки окружающей среды для их правильного развития. В это включены: таблицы, алфавит, карты, развешанные в нужных местах, тренажёры, спортинвентарь, кубики, головоломки и другие элементы обучающей системы;
  • Метод Монтессори — всестороннее воспитание, главной идеей которого является тезис о том, что детей следует вначале учить письму, а затем уже счету и чтению. Метод Монтессори направлен на познавательное, трудовое, нравственное и социальное развитие;
  • Метод «ленивой мамы». Появившийся относительно недавно, но уже набравший огромную популярность метод российского психолога Анны Быковой заключается в том, чтобы растить самостоятельных детей, с детства развивая в них навыки познания, понимания и поиска решений. Метод крайне простой и эффективный, заключается в объяснении и постановке примера родителями;
  • Метод Домана. Эта методика создана американским педиатром и предназначена для формирования умственных способностей с раннего возраста и до семи лет. Он основывается на уверенности в том, что дети могут бесконечно усваивать информацию из изображений и слов. Помогают в этом знаменитые карточки Домана, а также упражнения для раннего развития речи, скорости чтения, любознательности и словарного запаса.

Существует огромное количество подобных методик, однако у каждого родителя свой характер и стиль поведения, поэтому редко кто становится приверженцем исключительно одной методики. Гораздо более частым и наиболее оптимальным вариантом считается принцип «отовсюду» — когда из каждой системы берётся самое лучшее и самое важное.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Это естественно, что все родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей. Дети могут не поддаваться тому или иному типу воспитания, не слушать родителей и действовать по своему, от этого иногда хочется опустить руки. Однако в подавляющем большинстве случаев такие проблемы возникают из-за распространённых ошибок, которые совершают родители. К примеру:

  • Гиперопека. Чрезмерная забота, окружение ребёнка гипертрофированным вниманием и беспокойство родителей о каждом промахе ведёт к развитию симбиоза или «взаимопроникновения». В этом случае отношения между родителем и малышом становятся слишком тесными и разрушают личностные качества и характер последнего. Это сигнализирует о неуверенности родителей как в себе, так и в ребёнке, о централизации его личности, как смысла собственной жизни.
  • Тоталитарный авторитет. Часто родители давят на своё чадо множественными требованиями, безжалостным отношением и бескомпромиссными условиями. Для них важнее успех ребёнка и мнение общества о нём, тогда как чувства и желания малыша играют гораздо меньшую роль. Из таких детей могут вырастать неуверенные в себе личности, тревожные и мнительные.
  • Отвержение. В жизни случаются различные ситуации: развод, тяжёлые роды, насилие. Далеко не каждый родитель может справиться с проблемами и не связать ребёнка с плохими воспоминаниями. Отвержение несёт эмоциональный характер и имеет тяжёлые последствия — ребёнок, которого терпят просто потому, что его больше некуда деть, страдает в воспитательном плане, получает постоянные наказания и жестокое обращение.
  • Потворство. Гиперпротекция — бич современных семей, где интересы всех участников зависят от желания ребенка. В такой ситуации теряется умение здраво оценивать ситуацию и относиться адекватно как к успехам, так и к провалам. Причиной чрезмерного потворства не всегда является сильная любовь к малышу, но и неудовлетворённые потребности самих родителей.

В случае, если имеется хотя бы одна из вышеописанных проблем, стоит переключиться с мысли «Почему ребёнок не поддаётся воспитанию?» на мысль «Почему у меня не получается его воспитывать?» Проблему необходимо решать как можно быстрее и искать причины её появления в самом себе. И в таком случае не стоит отказываться от помощи специалиста-психолога, так как причина может крыться очень глубоко.

  • 4536
  • 20-03-2019
  • Команда Mysekret
  • 0
  • Популярное на сайте

    Воспитание и образование детей дошкольного возраста

    Содержание

    1. Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен
    2. Основные направления дошкольного воспитания
    3. Особенности воспитания дошкольника в семье
    4. Чем должны руководствоваться родители в воспитании и образовании будущего школьника
    5. Какие качества следует воспитывать в ребенке?
    6. Образование и воспитание детей в детских учреждениях
    7. Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста

    Дошкольный возраст – это пора, когда у детей закладываются основные умения, знания, навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка. Этот период очень важен, поскольку является фундаментом для построения будущего вашего малыша.

    Подготовка к школе – главная задачи дошкольного возраста

    Какой период жизни детей относится к дошкольному детству, и чем он важен

    Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Именно в это время происходит осознание себя частью социума. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.

    До 5 лет дети считаются младшими дошкольниками, от 5 до 7 лет старший дошкольный возраст.

    Как видим, возрастные границы размыты, поскольку значение имеет не календарная дата, а социальные факторы и особенности ребенка.

    В возрасте от 2 до 7 лет (указываем максимальные возрастные границы этого периода) закладываются:

    • основы индивидуальных психологических особенностей ребенка;
    • формируется фундамент социально-нравственного развития личности.

    Основные периоды дошкольного возраста

    Для дошкольного возраста характерными чертами является следующее:

    • главные жизненные потребности и нужды дети могут удовлетворить только при помощи взрослых;
    • значение и роль семьи очень высоки, поскольку материальное благополучие ребенка, его духовность и познавательные интересы в первую очередь формирует семья;
    • дети не могут защитить себя сами от агрессивного воздействия внешних неблагоприятных факторов.

    Педагоги, работающие с детишками дошкольного возраста, должны учитывать особенности их психики и физиологии, для того, чтобы процесс обучения и воспитания был максимально эффективным. Их задача помочь ребенку стать участником социального процесса, сформировать такие общечеловеческие качества, которые сделают его достойным гражданином.

    К дошкольникам нужен особый педагогический подход

    Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья – это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.

    Основные направления дошкольного воспитания

    Процесс воспитания детей-дошкольников условно делится на две части:

    • первая – это процесс подготовки к школе,
    • вторая представляет процесс, развивающий определенные личностные качества детей.

    С уверенностью можно констатировать, что те детки, которые посещают детские дошкольные учреждения и осваивают образовательные программы, получают более полное образование на этом этапе обучения.

    Особенности воспитания дошкольника в семье

    В процессе воспитания детей дошкольного возраста, родителям следует ознакомиться с простыми правилами и действовать в соответствии с ними.

    Воспитание своих детей основывается на личном примере – об этом ни в коем случае нельзя забывать. Ссоры в семье, грубость, невнимание близких людей друг к другу, неопрятность, дурные привычки, – ребенок впитает в себя весь этот негатив и отобразит, как в зеркале.

    Воспитание в семье – главное в дошкольном возрасте

    Старайтесь чаще обнимать своего любимого ребенка. В ваших объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты. Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день – не менее восьми.

    Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними – ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование.

    Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт.

    Позитивное настроение – важное условие гармоничного развития

    С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать вас, уметь высказать свои проблемы.

    Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ваш карапуз с самого раннего возраста должен научиться Вам доверять. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог.

    Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье.

    Как учить? Только своим собственным примером. Папа помогает маме накрывать на стол, а потом моет посуду. Пусть сынишка вместе с папой приберет на кухне, а маму мужчины отправят отдохнуть, поблагодарив за ужин. Банальный пример, но мальчуган будет знать, что мужчина отвечает за женщин, что он сильнее. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.

    Надо воспитывать ответственность у детей

    Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового.

    Самое главное – надо любить своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. В конечном итоге эксперименты могут детскую расстроить психику.

    Чем должны руководствоваться родители в воспитании и образовании будущего школьника

    Что нужно принять к сведению родителям, чтобы воспитание было разумным? Существуют разные программы помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Родителям будет совершенно не лишним почитать специальную литературу.

    Какие качества следует воспитывать в ребенке?

    • дети должны вырабатывать усидчивость – это важно для дальнейшего обучения в школе;
    • у детей нужно стимулировать процесс познания, поощрять его любопытство и помогать в решении разных заданий. Школьные программы довольно серьезны, не имею интереса к познанию, учиться ребенку будет трудно;
    • логическое мышление, умение делать заключения и выводы – эти качества так же очень важны, старайтесь приучить ребенка не только логически мыслить, но и уметь делать выводы.

    Логическое мышление формируется с помощью развивающих игр

    Есть замечательное высказывание: чем будешь удобрять, то и прорастет. Возможно, оно несколько грубовато, но суть его верна в корне. В ребенка надо вкладывать любовь, заботу и внимание, тогда в ответ родители получат то же самое.

    Образование и воспитание детей в детских учреждениях

    Программы дошкольного образование предполагают, что процесс обучения осуществляется в форме занятий. Во время занятий педагоги-воспитатели взаимодействуют с малышами. У детишек формируются трудовые и спортивные навыки, ведется их умственное и эстетическое развитие.

    Занятия в детских учреждениях проводятся согласно методических планов

    Каждым педагогом в процессе занятий используются определенные методы обучения. Дошкольное образование классифицирует такие методы следующим образом:

    • Словесные предполагают применение словесных объяснений, ведение диалогов с детьми, ответы на вопросы. Деткам дошкольного возраста свойственно быстро впитывать себя новое, развиваться, поэтому процесс обучения постепенно усложняется.
    • Наглядные предполагают, что на занятиях используются предметы и картинки, иллюстрации и дидактические наглядные материалы.
    • Практические – это возможность использовать полученные навыки в реальной жизни, в общении с другими детьми и взрослыми. Для совершенствования практических навыков, учебные программы рекомендуют специальные упражнения.
    • Игровые – имитация и проигрывание жизненных ситуаций через игры.

    Роль игры в развитие различных качеств

    Для дошкольников свойственно играть. Через игры детки познают реальный мир. Программы обучения включают в себя много игровых элементов. Воспитание детей, включающее игровые элементы, самое эффективное. Дошкольное образование, чаще всего, использует обучающие игры, которые очень важны во всем обучающем процессе. Часто занятия проводят в виде игр дидактического типа. Особенностью таких обучающих занятий являются разные варианты, предлагаемые для принятия решений. Наличие нескольких вариантов дает возможность детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора.

    Наиболее популярные программы и методики развития детей дошкольного возраста

    Имеется много различных методик развития и воспитания детей дошкольного возраста. Популярны такие программы, как, «Детство», «Радуга». Каждое детское дошкольное образовательное учреждение вправе выбирать программы, которые будут основными. Все эти программы соответствую государственным стандартам дошкольного обучения. Обычно, детские сады выбранные программы используют пять лет. Это период, когда малыши поступают в детсад и до выпуска. Администрация и педагоги работают в тесном сотрудничестве с родителями. Они рассказывают папам и мамам, что это за программы, какой результат поучают и насколько они эффективны.

    Патриотическое воспитание с младшего возраста – важный этап

    Итак, в плане формирования умений и навыков, воспитания и обучения малышей-дошкольников, большая роль отводится детским садам и школам или группам раннего развития.

    Существуют специальные методики, программы, которые способствуют тому, что у детей развивается логика, стимулируется тяга к познанию мира, мышление, прививается любовь к знаниям.

    Конечно, программы имеют плюсы и минусы, поскольку направлены на речевое развитие, либо на математическое обучение. Есть эстетические направления и художественные. Но самым главным является то, что все программы предполагают не только общее групповое обучение, но и индивидуальный подход.

    Занятия с психологом в детском саду

    Родители должны изучать литературу, материалы по программам дошкольного обучения и воспитания. Детские психологи есть практически в любом детском саду. Родителям не надо стесняться подходить и обсуждать свои проблемы и просто беседовать по вопросам эффективного воспитания детей.

    Важно знать, что никакие программы не заменят живое общение. Родители должны уделять своим малышам как можно больше внимания, играть с ними, гулять, беседовать, больше проводить времени на отдыхе.

    Только при поддержке и участии в воспитании в дошкольном возрасте со стороны взрослых, ребенок может получить достойное образование в будущем.

    Дошкольное образование | ЮНИСЕФ

    Каждый ребенок заслуживает доступа к качественному дошкольному образованию

    ЮНИСЕФ/UNI123643/Знидарчич

    Качественное дошкольное образование является основой пути ребенка: каждый последующий этап образования зависит от его успеха. Тем не менее, несмотря на доказанные и пожизненные преимущества, более 175 миллионов детей — почти половина всех детей дошкольного возраста во всем мире — не охвачены дошкольным образованием.

    Почти половина всех детей дошкольного возраста в мире не посещают дошкольные учреждения.

    В странах с низким уровнем доходов картина более мрачная, в них участвует только 1 из 5 детей младшего возраста. Дети из бедных семей реже всего посещают программы дошкольного образования . Для детей, которые имеют доступ к do , плохо подготовленные педагоги, переполненная и не стимулирующая среда, а также неподходящие учебные программы снижают качество их опыта.

    Неспособность обеспечить качественное дошкольное образование ограничивает будущее детей, лишая их возможности полностью раскрыть свой потенциал. Это также ограничивает будущее стран, лишая их человеческого капитала, необходимого для сокращения неравенства и создания мирных и процветающих обществ.

    Почему всеобщий доступ к дошкольному образованию должен быть глобальным приоритетом?

    Дети, прошедшие хотя бы один год дошкольного образования, с большей вероятностью разовьют важные навыки, необходимые им для успешной учебы в школе, и с меньшей вероятностью останутся на второй год или бросят учебу. Став взрослыми, они вносят свой вклад в мирное общество и процветающую экономику. Доказательства того, как дошкольное образование способствует развитию, существуют во всем мире.

    Тем не менее, глобальное неравенство в зачислении сохраняется. Более половины стран с низким уровнем дохода и уровнем дохода ниже среднего не в состоянии обеспечить к 2030 году как минимум один год качественного дошкольного образования для каждого ребенка, как это предусмотрено Целями в области устойчивого развития.


    ЮНИСЕФ

    Что должны сделать правительства, чтобы обеспечить дошкольное образование для всех?

     

    1. Расширение инвестиций

    Дошкольное образование обеспечивает самую высокую отдачу от инвестиций из всех подсекторов образования. Тем не менее, оно получает наименьшую долю государственных расходов по сравнению с начальным, средним и высшим образованием.

     


     

    2. Постепенное расширение системы дошкольного образования при одновременном повышении качества

    Усилия по расширению доступа к дошкольному образованию не должны осуществляться за счет качества. Качество — это сумма многих составляющих, включая учителей, семьи, сообщества, ресурсы и учебные программы.

    Без надлежащих гарантий качества усилия по расширению могут усилить несправедливость в сфере образования. Только инвестируя в качество по мере роста систем образования, а не после, правительства могут расширять доступ и поддерживать качество.

    9,3 миллиона для обеспечения всеобщего дошкольного образования необходимы новые учителя

    Только 50% учителей дошкольных учреждений в странах с низким уровнем доходов обучены

    Только

    — учителя начальных классов во всем мире работают в странах с низким уровнем дохода


     

    3. Обеспечить, чтобы уязвимые группы населения не были последними, кто получает выгоду

    Доступ к дошкольному образованию был медленным и неравным как между странами, так и внутри них. Во всем мире уязвимые дети несоразмерно исключены из качественного дошкольного образования, даже несмотря на то, что оно может оказать на них наибольшее влияние.

    Чтобы гарантировать, что ни один ребенок не останется без внимания, правительства должны принять политику, которая обязуется обеспечить всеобщее дошкольное образование и отдавать приоритет самым бедным и труднодоступным детям в начале, а не в конце пути к универсальности.

    *Дошкольное образование

    Самые богатые дети в 7 раз в чаще посещают программы ECE*, чем самые бедные

    Дети матерей со средним образованием  5 раз чаще посещают программы ECE*

    Дети в городских районах в 1,5 раза чаще посещают программы ECE*, чем дети в сельской местности

    Равное посещение программ ECE* между девочками и мальчиками


    видео ЮНИСЕФ

    В Монголии многие люди живут кочевниками, что затрудняет доступ детей в дошкольные учреждения. Таким образом, ЮНИСЕФ и партнеры предоставляют им дошкольное учреждение.

    К чему призывает ЮНИСЕФ для достижения всеобщего дошкольного образования?

    Что делает ЮНИСЕФ для развития дошкольного образования?

    ЮНИСЕФ работает над тем, чтобы дать каждому ребенку достойный старт в образовании. Мы поддерживаем дошкольное образование в 129 странах по всему миру:

    • Укрепляя политическую приверженность качественному дошкольному образованию посредством сбора фактических данных, защиты интересов и коммуникации
    • Усиление политики и пропаганда увеличения государственного финансирования дошкольного образования
    • Укрепление национального потенциала для планирования и реализации качественного дошкольного образования в масштабе
    • Повышение качества программ дошкольного образования путем поддержки разработки стандартов качества, учебных программ, пакетов подготовки учителей и т. д.
    • Сбор данных и подготовка доказательств для инновационных подходов, которые обеспечивают качественное дошкольное образование для уязвимых детей
    • Предоставление образования в раннем детстве с учетом особенностей конфликта и психосоциальной поддержки детей младшего возраста и их семей в гуманитарных ситуациях

    Больше от ЮНИСЕФ

    Ресурсы

    Лучшее раннее обучение и развитие в масштабе
    Build to Last: основа в поддержку всеобщего качественного дошкольного образования
    Блоги об опыте пилотных стран BELDS: Гана, Лесото, Кыргызская Республика, Сан-Томе и Принсипи

    Какова цель дошкольного образования? Почему это так важно

    Если вы похожи на большинство взрослых, вы не задумывались о дошкольном образовании (ДО), пока у вас или у вашего близкого не родился ребенок. У вас могут быть приятные воспоминания о ваших дошкольных днях, но вы не можете вспомнить ничего, кроме того, что по очереди играли в игры, пели песни, пачкались на улице, заводили друзей и дремали на полу.

    Заманчиво думать об этих занятиях просто как о способах занять детей, но педагоги знают правду: маленькие дети лучше всего учатся через игру, а раннее начало занятий настраивает их на успех в жизни и в школе. По словам доктора Хавани Негусси, доцента кафедры дошкольного образования Массачусетского университета, дети начинают учиться у своих родителей и окружающей среды еще в утробе матери.

    Мы обратились к опыту доктора Негусси в области ДО, чтобы помочь ответить на некоторые важные вопросы, такие как «Какова цель дошкольного образования?» и «Почему дошкольное образование так важно?» Продолжайте читать для проницательного введения в эту значимую область.

    Что такое дошкольное образование?

    Дошкольное образование — это термин, обозначающий формальные и неформальные образовательные программы, которые определяют рост и развитие детей в дошкольном возрасте (от рождения до пяти лет). Дети в этом возрасте полностью зависят от своих взрослых опекунов, включая родителей, воспитателей, нянь, членов расширенной семьи и учителей.

    ECE включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на поощрение когнитивного и социального развития детей до поступления в детский сад. Некоторые программы в первую очередь сосредоточены на подготовке к школе и учебе, в то время как другие используют подход «всего ребенка», который делает упор на умственную и эмоциональную готовность.

    Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели ДО, заключается в том, что их работа часто игнорируется или обесценивается как «просто время для игр». По словам доктора Негусси, это не может быть дальше от истины.

    «Это неправильное представление о том, чем занимаются учителя ДО, очень распространено, — делится она. «Часто заинтересованные стороны, такие как родители, члены сообщества и даже другие педагоги, придерживаются мнения, что все, что происходит в дошкольных учреждениях, не имеет значения, потому что обучение начинается только после того, как они пойдут в детский сад».

    У маленьких детей невероятно впечатлительный и гибкий ум, они постоянно впитывают информацию из своего окружения и учатся на взаимодействиях и опыте. Они рождены, чтобы учиться, и запрограммированы воспринимать, подражать, экспериментировать и исследовать.

    Какова цель дошкольного образования?

    Проще говоря, цель ECE ​​состоит в том, чтобы предоставить детям стратегии, которые помогут им развить эмоциональные, социальные и когнитивные навыки, необходимые для обучения на протяжении всей жизни. Фонд Zero to Three Foundation считает, что следующие навыки являются наиболее важными для освоения молодыми учащимися:

    1. Язык и грамотность:  Язык обеспечивает основу для развития навыков грамотности. Обучение общению с помощью жестов, звуков и слов повышает интерес ребенка к книгам и чтению, а затем и его понимание.
    2. Мышление:  Дети рождаются с потребностью понимать, как все устроено. В своей повседневной жизни они используют и развивают понимание математических понятий, таких как счет и сортировка, а также навыки решения задач, которые им понадобятся в школе.
    3. Самоконтроль:  Это относится к способности выражать эмоции и управлять ими надлежащим образом и имеет важное значение для успеха в школе и здорового развития в целом. Это позволяет детям сотрудничать с другими, справляться с фрустрацией и разрешать конфликты.
    4. Уверенность в себе:  Когда дети чувствуют себя компетентными и верят в себя, они с большей готовностью принимают новые вызовы. Уверенность в себе также имеет решающее значение для преодоления социальных проблем, таких как обмен, соревнование и заведение друзей.

    Некоторым взрослым до сих пор трудно поверить в то, что все эти навыки можно развить без домашних заданий и тестов. «Всегда есть родители, которые не понимают, что дети учатся лучше всего, когда у них есть возможность делать это в приятной для них манере», — объясняет доктор Негусси.

     

    Развлечение поможет им усвоить урок. Игра действительно все для детей.

    Учебные программы ECE созданы для того, чтобы побудить юных учащихся узнавать о себе и о мире через опыт. Это может быть игра в помещении или на улице, совместная или индивидуальная игра, домашняя игра, сенсорная игра и конструктивная игра, и это лишь некоторые из типов.

    Почему дошкольное образование так важно?

    Мозг новорожденного составляет примерно четверть размера мозга взрослого человека. Невероятно, но к первому дню рождения ребенка он удвоится в размерах и достигнет 90 процентов своего роста к пяти годам. В раннем детстве мозг каждую секунду создает миллионы синапсов. Эти нейронные связи позволяют нам двигаться, думать, общаться и постигать окружающий мир. Сказать, что это критическое окно развития, значит ничего не сказать.

    Большое количество исследований свидетельствует о том, что высококачественная программа дошкольного образования может оказать положительное долгосрочное влияние на жизнь детей. Национальная ассоциация образования (NEA) заявляет, что исследования показывают, что дети, которые получают высококачественное образование до того, как им исполнится пять лет, получают значительные преимущества в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Дети в программах дошкольного образования:

    • Меньше шансов остаться на второй год
    • Менее вероятно, что люди с особыми потребностями будут определены
    • Более академически подготовлен для старших классов
    • Больше шансов окончить среднюю школу
    • Более высокие заработки   в рабочей силе

    «У нас есть много научных данных о развитии мозга в этом возрасте, но существует огромный разрыв между выяснением того, что нужно молодому мозгу для процветания, и фактическим принятием политики или программ финансирования на основе этой информации», — делится доктор Негусси.

    Она хочет, чтобы больше людей поняли, что дети влияют на всех, а не только на родителей. «Мы забываем, что дети вырастают и становятся лидерами и лицами, принимающими решения», — позирует она. «ECE должен быть в авангарде политических, социальных, государственных и федеральных дискуссий, потому что каждый ребенок заслуживает высококачественного образования, независимо от расы, этнической принадлежности или класса».

    Как выглядит высококачественная программа ECE?

    Хорошая программа дошкольного образования является динамичной, сложной, обогащающей и тщательно спланированной. Типичная учебная программа ECE может включать песни, книги, искусство, игры, игрушки, опыт и исследование природы в ежедневные планы уроков для класса или группы.

    По данным Института политики обучения (LPI), наиболее важные элементы качественной программы ДО включают:

    • Достаточное время обучения и небольшие классы с низким соотношением учеников и учителей
    • Хорошо подготовленные учителя, которые обеспечивают увлекательное взаимодействие и среду в классе, способствующую обучению
    • Основанные на исследованиях и соответствующие уровню развития стандарты и учебные программы раннего обучения
    • Оценки, учитывающие академический, социально-эмоциональный и физический прогресс детей
    • Постоянная поддержка учителей, включая коучинг и наставничество
    • Значимые семейные обязательства

    Д-р Негусси добавляет, что для того, чтобы любой учебный план дошкольного образования был по-настоящему актуальным и эффективным, он должен основываться на культуре ребенка.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts

    Воспитан

    Какие мероприятия относятся к духовно нравственному воспитанию: Мероприятия по духовно-нравственному воспитанию школьников

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников, темы мероприятий в начальной школеЗабота о нравственном здоровье молодежи – стратегическая задача не только семьи, но и государства, поскольку это основа

    Воспитан

    Христианское воспитание: Христианское воспитание детей в современном мире

    «Христианское воспитание в семье – миф или реальность?»Круглый стол «Христианское воспитание в семье – миф или реальность?», прошедший в рамках фестивальной площадки, посвященной теме ответственности

    Воспитан

    Воспитание жены домострой: Особенности супружеских отношений в допетровской Руси

    Особенности супружеских отношений в допетровской РусиЧем оправдывается власть мужа?Для традиционных обществ, к которым относится и допетровская Россия, свойственна патриархальная семья, где глава семьи — мужчина