Принципы нравственного воспитания: Принципы нравственного воспитания
Принципы духовно-нравственного воспитанияМеньшиков В. М.
1. Антропологический принцип (принцип всестороннего развития личности). Высшей ценностью на земле является каждый человек, потому что каждый человек создан по образу и подобию Божию, и Господь пришел на нашу землю «нас ради и нашего ради спасения». Именно поэтому всестороннее развитие человека, его спасение является высшей целью воспитания. Следовательно, поиск путей реализации этой цели – главная задача педагогики. К сожалению, этот принцип более всего искажен сегодня множеством неточных, а то и ложных представлений. Во-первых, искаженным оказалось само понимание человека. За несколько веков развития европейской культуры, провозгласившей «культ человека», представления о человеке поменялись кардинально – с «образа и подобия Божия» до «биологического существа», то есть фактически произошло низведение понимания человека к его телесной, в лучшем случае, и психической сфере. Современное естествознание убедительно доказывает, что в своей телесной составляющей человек имеет много общего с живой и неживой материей. Но это понимание как раз и не дает возможности понять, а что есть собственно человек. В самом деле, в человеке нет ни одного химического элемента, которого нет на Земле. И в Библии говорится, что «создал Господь Бог человека из праха земного». Однако, если мы ограничим понимание человека только его химической природой и для его познания разложим человека на химические вещества с точностью до одной миллиардной, разве мы поймем что такое человек? И если наука выявила схожесть телесности человека и животного, разве это дает что-то для понимания именно человека? Такое понимание, сводящее человека к низшим этажам его строения и отвергающее в человеке его духовное начало, принципиально отвергает понимание собственно человеческого в человеке. В том-то и дело, что для правильного, адекватного понимания человека, он изначально должен пониматься как человек, а не сводиться к нижним уровням своего строения. Для педагогики катастрофическая опасность такого представления о человеке, состоит в том, что исходя из такого усеченного, деформированного представления о человеке неизбежно выстраивается практика воспитания, не развивающая в человеке его высшие качества, его духовное начало, а в лучшем случае игнорирующая их, – это выражается, в частности, в том, что современное воспитание не имеет и соответствующего духовно-нравственного содержания – что равносильно запрещению развития человека вообще. Значит, прежде всего надо понять, что человек есть образ Божий. И здесь вполне можно согласиться с Маслоу, что истинным идеалом человека является святой человек. Следовательно, сама сущность человека и само воспитание требуют восстановления понимания человека как «Образа Божия». Во-вторых, искажение состоит в том, что принцип всестороннего развития личности понимается как принцип дурной всесторонности, когда человек должен якобы овладеть всем бесконечным многообразием человеческих деятельностей, что в наш век запредельной специализации даже теоретически невозможно. На самом же деле принцип всесторонности состоит в том, чтобы человек овладел системой всеобщих родовых деятельностей и был развит телесно, душевно и духовно. А отвергая духовное начало и, значит, не развивая его, мы заведомо лишаем человека возможности всестороннего развития. В-третьих, искажение состоит в утверждении идеи, что человек не должен быть с Богом, или, по крайней мере, человек может как быть, так и не быть с Богом. Однако такое требование ведет к тому, что человек, уходя от Бога, помимо своей воли начинает служить темным силам. А это ведет к тому, что и в его душе темные силы начинают подавлять его светлое начало. И это служение темным силам, или, проще говоря, низменным страстям как раз нередко демонстрирует современная массовая культура. Забвение абсолютной ценности духовного начала в человеке ведет к утрате понимания важности сохранения неповрежденности души человека. Это забвение наиболее ярко выражено в знаменитом принципе – человек может делать все, но при условии, что его деятельность не будет вредить другим. На самом же деле в этом принципе заложен страшнейший обман и смертельная опасность, потому что человек должен жить так, чтобы не только не вредить другим людям и окружающей среде, но прежде всего, чтобы не повредить себе, своей душе, о которой говорится в Евангелии: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит» [Мф.]. В самом деле, человек устроен так, что он сам может исказить, деформировать свое развитие, «повредить душе своей». Человек не может без хлеба. Но горе человеку, если он переест. Горе, если он украдет, обманет, отнимет хлеб у другого. Горе, если ради хлеба своего, он лишает зарплаты другого. Словом, горе человеку, если он добудет «хлеб свой» не «в поте лица своего». Он повредит своей душе так, что ему было бы больше пользы, если бы он был голодным. Так забвение духовности как объективной данности ведет и общество, и людей к эпидемии духовных болезней, которые стали повседневным и повсеместным явлением.
А для этого воспитание должно органично соединить в себе не только начало позитивное, но и начало аскетическое, которое наиболее системно и целостно разработано в православии. Аскетизм – это система защиты от греха. Поэтому аскетизм – это не «умерщвление плоти», а умение держать себя «в форме», как телесной, так и душевной, а еще более – духовной. Поэтому всестороннее развитие человека должно органично включить в себя и начала аскетизма, позволяющие или дающие возможность «не повредить душе своей». Таким образом, неискаженный антропологический принцип нацеливает нас на подлинно всестороннее развитие и воспитание человека. 2. Приоритет семейного начала. Семья является самым главным институтом воспитания. И в силу своего определяющего значения для развития человека она может не только успешно сформировать человека, но и очень серьезно, а подчас и непоправимо деформировать его развитие. Важнейшим условием успешности воспитания является нормальная семья. При этом семья, как и все в мире, имеет свою жесткую норму, идеал. К сожалению, современное понимание семьи, отсекающее ее понимание от христианских смыслов, ее духовных констант, от осознания семьи как величайшей святыни, привело к утрате традиционных принципов семьи и, естественно, к ее тотальному кризису. Нормальная семья – это моногамная семья. И именно об этом говорит Господь Иисус Христос: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так…» (Мтф. 19: 3–8). История человечества показывает, что именно этот идеал семьи хранит любой народ как норму. Напротив, любые народы, которые позволили эксперименты с семьей и у которых не хватило духовных, нравственных сил восстановить нормальную семью, исчезли из истории. Христианство не только осознанно утверждает абсолютную норму семьи, но и освящает семью, делает семью святыней, «малой церковью». Анализируя историю развития русской семьи, мы можем сказать, что православие на протяжении первых веков его принятия к XVI в. сформировало особую и уникальную русскую семью. Отражением строительства этой семьи стал «Домострой». К.Д. Ушинский пишет о русской семье: «…нам кажется, что ни у французов, где семейные связи рвутся так легко, ни у чадолюбивых немцев, ни даже в проникнутых мыслью и деятельностью семейных английских кружках нет той безыскусственности, той глубины и сердечности отношений, которые существуют между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и даже ближайшими родственниками во всякой сколько-нибудь порядочной славянской семье». Поэтому восстановление нормальной православной семьи – это восстановление ее как важнейшего института воспитания, а взаимодействие с семьей – непременное условие успешности функционирования общественного воспитания. Принцип семейных отношений важен и в школьном воспитании, в системе отношения учителя и ученика (не система дружеских, товарищеских отношений, а родительско-детский характер отношений). В то же время школа должна формировать в детях отношение к семье как величайшей святыне. 3. Принцип коллективизма (соборности) – важнейший принцип, сформированный на протяжении веков русским народом, Русской Православной Церковью. Он стал той основой, которая позволила выживать русскому народу во всех обстоятельствах, он стал важнейшей организацией труда, воинского служения и т.д. Однако в настоящее время этот принцип подвергается отрицанию, поскольку якобы свободное и успешное развитие личности несовместимо с коллективизмом, который ее подавляет. На самом деле отношение коллектив–личность – это органичное единство. Настоящее развитие человек может получить только в развитом коллективе. Не может быть команды без ярких индивидуальностей, но и индивидуальность формируется только в хорошей команде. Поэтому подлинное свое развитие человек может получить только в высокодуховном, высоконравственном, высокопрофессиональном, высокогражданском коллективе. Словом, высокоразвитый коллектив есть условие успешного развития личности, а высокое развитие личности есть условие успешного развития коллектива. 4. Принцип народности – важнейший педагогический принцип. В мировой педагогике наиболее глубоко разработан К.Д. Ушинским. Этот принцип, означает, что воспитание каждого человека должно строиться в соответствии с духом, историей, культурой и традициями своего народа и что только народное воспитание есть наиболее полезное для человека, наиболее доступное, наиболее соответствующее «природе» человека. Однако в понимании и осуществлении этого принципа есть две опасности. Во-первых, угасание народности. Наше время – это время тотального размывания всех национальных границ, ведущее к растворению и ассимиляции народов, к их угасанию. К.Д. Ушинский пишет: «Но если человеческая душа содрогается перед убийством одного недолговечного человека, то что же должна бы чувствовать она, посягая на жизнь многовековой исторической личности народа – этого величайшего из всех созданий Божьих на земле?». Однако история выявила и другую опасность – переход народности в национализм. Для народа это не менее страшно, чем национальная ассимиляция, и не только потому что национализм ведет ко всякого рода внешним преступлениям, но и потому, что он деформирует внутреннее развитие самого народа, причем по разным параметрам, от формирования чувства ничем немотивированного превосходства над другими народами и желания угнетения других народов до изоляционизма. Принцип народности предполагает сохранение и преданность своему народу, своему государству. Здесь рождается патриотизм – как любовь к своей Родине; отсюда рождаются лучшие творения культуры, народность является важнейшим источником высокой нравственности, жертвенности, подвижничества; родной язык является «лучшим педагогом» и т. д. Поэтому так важно в воспитании ориентироваться на принцип народности. Если же оценивать современное состояние русского народа, то, конечно же, самой страшной опасностью для него является угасание национального начала. При этом этот процесс даже искусственно поддерживается, в том числе и под предлогом борьбы с национальным экстремизмом.
К сожалению, сегодня идет попытка так или иначе разрушить этот принцип, прежде всего за счет разрушения единого российского общекультурного пространства, натравливания других народов на русский народ. Нам надо понять ценность российской цивилизация и найти способы ее сохранения, в том числе и на уровне образования и воспитания. 6. Принцип всечеловечности. Понятие «общечеловеческое» несет в себе два главных значения. Во-первых, нечто всеобщее, что можно обнаружить у всех народов. Однако в такой абстрактной всеобщности это понятие и безжизненно, и неплодотворно. Во-вторых, нечто совершенное, что создано тем или иным народом: философия Древней Греции, право Древнего Рима, наука Западной Европы и т.д., что возвышается над национальным, что преодолевает национальные пределы, а благодаря этому становится понятным, приемлемым и полезным для всех народов. Именно эти достижения и есть общечеловеческое достояние, именно они реальная основа, объединяющая народы. Однако именно этот принцип более всех искажен в нашей стране. Начиная со времен перестройки этот принцип, провозглашенный в качестве ведущего принципа переустройства советского общества и всех его сфер и предполагающий отказ от классового подхода, очень скоро стал чем-то тем, с помощью чего нашей стране и нашему народу стало навязываться все самое ужасное, начиная с правила: «Все, что ваше, – это наше, а все, что наше, – это наше»! и заканчивая системой нечеловеческих, античеловеческих, просто противочеловеческих ценностей. Поэтому, сегодня мы стараемся всячески отказаться от этого принципа вообще, даже прозвище придумали для людей, этот принцип исповедующих, – «общечеловеки». Однако если правильной идеей воспользовались нечестные люди, то нельзя уничтожать правильную идею, а надо различать истину и обман под именем истины. Да, действительно, сегодня России под «брендом» «общечеловеческое» навязываются идеи, несовместимые ни с ее историей, ни с ее моралью. Но это настоящий обман. Мы уже говорили ранее, что общечеловеческое предполагает нечто такое, что понятно всему человечеству и что принимается всем человечеством. Более того, на самом же деле именно Россия, наряду с другими странами, предложила приоритет общечеловеческих ценностей, или «принцип всечеловечности». Именно Россия в середине XIX века сформулировала идею всечеловечности (А.С. Пушкин. Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьев и др.). Именно Россия указала всем народам выход в космос как способ решения проблем человечества (К.Э. Циолковский). Россия всегда спешила на помощь всем обездоленным и угнетенным народам, даже если эти освобожденные народы потом ее предавали. И это связано с тем, что Россия всегда, за исключением периода средневековой раздробленности, была многонациональной страной. Россия всегда была открыта миру. Поэтому она и на практике сформировала принцип всемирной отзывчивости. В то же время Россия не только принимала Запад, но и Восток, а по числу шедевров, переведенных на русский язык, она, может быть, уступает только количеству переводов на английский язык. При этом почти всегда Россия, а затем Советский Союз старались брать все лучшее с пользой для себя, находя, хотя и не всегда успешно, способы защиты от того, что может повредить стране и народу. Однако в 90-е годы Россия стала абсолютно открытой системой, подобно организму, лишенному кожи, в результате чего страна в значительной мере утратила защиту от внешних опасностей. Поэтому сегодня мы должны восстановить правильное понимание принципа всечеловечности. Мы должны быть настолько открыты миру, чтобы брать повсюду для себя все лучшее – от науки до технологий, и в то же время мы должны сформировать эффективные системы защиты от всего, что вредит стране, народу, людям: от некачественной продукции до массовой культуры. Словом, необходимо успешное взаимодействие с миром, а не ассимиляция и не изоляция. 7. Принцип православия. Человек начинается со святыни, с понимания того, что есть в мире нечто Высшее, есть Бог. На исходе своей жизни Д.И. Менделеев писал: «Считаю это тем более необходимым в наше время, что оно явно занято «переоценкою» и сосредоточенным стремлением найти вновь как-то затерявшееся «начало всех начал», исходя то из субъективной самостоятельной точки зрения, то из какого-то абстрактного единства, будь оно энергия вообще, или, в частности, электричество, или что-либо иное – только не древнее исходное начало, Богом наименованное». К сожалению, сегодня возможность знакомства нашего народа с православием отвергается всеми доступными средствами, отрицание самой возможности знакомства наших детей со своей традиционной религиозной культурой приобрело какие-то гипертрофированные формы. В результате сегодня подчас христианству российский народ могут учить все – от корейцев до нигерийцев, но, к сожалению, только не Русская Православная Церковь. Однако подлинной святыней для нас может быть только наша православная вера, позволившая нам сохраниться во всех невиданных испытаниях. Поэтому православие – это то сокровище, выше которого не может быть ничего на земле. Мы скорбим о потере денег, золота, но что такое золото по сравнению с православием. Преподобный Серафим Саровский учил нас, что православие есть то, ради чего человек, который поймет, что это такое, пожертвует всем. А преподобный Сергий Радонежский, провожая Дмитрия Донского на Куликовскую битву, говорил, что если для того, чтобы сохранить людей, потребуется отдать золото и землю, то надо отдать; нельзя отдавать только православие. Дмитрий Донской, как и ранее Александр Невский, находящийся практически в безвыходной ситуации, православие не отдал. И вся дальнейшая история подтвердила их правоту. Русский народ вернул и землю, и золото. И народ умножил. И сегодня, если у нас будет наше святое православие, то у нас будет все: и деньги, и золото, и земля, если они нам будут нужны. А без православия русский народ прожить не может. И именно поэтому многие русские мыслители, в том числе и К.Д. Ушинский, писали, что сохранение православия – это и есть долг русского народа перед Богом, смысл и цель его бытия на этой земле. Поэтому принцип православия является не только важнейшим законом общественного бытия России, но и одним из важнейших принципов российского воспитания.
|
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Авторы:
Добровольский Юрий Андреевич,
Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: Педагогика
Опубликовано
в
Молодой учёный
№49 (183) декабрь 2017 г.
Дата публикации: 11.12.2017
2017-12-11
Статья просмотрена:
5776 раз
Скачать электронную версию
Скачать Часть 4 (pdf)
Библиографическое описание:
Добровольский, Ю. А. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания / Ю. А. Добровольский, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/183/46454/ (дата обращения: 15.11.2022).
Существует несколько основных принципов духовно-нравственного воспитания и развития детей. [1, 151–169]
- Принцип, направленный на формирование гармоничной личности, основополагающей целью которого является духовное и нравственное становление и воспитание ребенка.
С позиции психологии «подлинно развивающим образованием может считаться то, и только то, которое реализует все три типа развития, центральным из которых является саморазвитие» [2, 109–110]. Специально организованное образование детей раннего и дошкольного возраста должно быть природосообразным, отвечающим потребностям и возможностям ребенка и в то же время отвечающим запросам социума и ориентированным на развитие способности к самообразованию, саморазвитию. Безусловно, в дошкольном возрасте возможности осознанного, целенаправленного саморазвития ограничены, однако подражание другому, выбор цели и средств ее достижения, элементарные рефлексивные действия, оценка и самооценка постепенно подчиняются правилам, нравственным ценностям, принятым и реализуемым в системе отношений в условиях семьи, ДОУ в детском и детско-взрослом сообществах. По мере развития общей произвольности, воли эти возможности к саморазвитию возрастают, одновременно и в духовно-нравственном поведении формируются произвольность и воля.
- Принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса — объединение и взаимодействие взрослых (социальных структур), участвующих в образовательном процессе на основе познания и принятия каждым участником духовно-нравственных ценностей, в соответствии с которыми воспитывается ребенок, озабоченных развитием собственной духовности, способных к рефлексии своей деятельности (от самоанализа и самооценки к добротворчеству).
- Принцип интеграции образовательного процесса, предполагающий комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. Основополагающим фактором в систематизации содержательного аспекта работы является идея развития базовой составляющей культуры личности, воспитание у детей духовно-нравственных качеств и морально-этических установок в рамках всех сфер жизнедеятельности.
- Принцип личностно-ориентированного подхода — принятие личности ребенка, признание его индивидуальности, доброжелательное отношение и постоянное взаимодействие, стремление педагога принять участие в жизни ребенка и оказать позитивное влияние на его дальнейшее развитие, приоритет субъект–субъектных отношений, диалогического общения.
- Принцип индивидульно-дифференцированного подхода — применение методики индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его интересы и потребности, акцент внимания на темпы его развития, его возможности и личные предпочтения.
- Принцип деятельностного подхода — воспитание ребенка с использованием различных видов образовательной и игровой деятельности, оказание положительного влияния на формирования у ребенка нравственной позиции.
- Принцип культуросообразности — оказание содействия в приобщении ребенка к традиционным ценностям, воспитание уважения к различным культурам и к культуре родной страны, посредством использования различных программ и материала народной педагогики, искусства.
- Принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
Содержание духовно-нравственного воспитания и развития проектируется и реализуется в основной общеобразовательной программе, во всех образовательных областях. Задачи духовно-нравственного воспитания детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Решение данной проблемы возможно в разных формах организации образовательного процесса: непосредственно образовательной деятельности (НОД), режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в условиях семьи и при сотрудничестве с семьей, использование развивающих технологий и методик — проектирования, экспериментирования, занятий разных типов и видов, игр (сюжетных и с правилами), элементов теории решения изобретательских задач, проблемных ситуаций и т. п. Все они ориентированы на специфические для дошкольника виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное) и способы познания (сенсорные, игровые, экспериментирование, вопросы к взрослым в процессе общения), доступные способы действия, поведения, преобладающую в дошкольном возрасте эмоциональность. В связи с этой особенностью интересна идея, предлагаемая Е. О. Смирновой: в общении ребенок осваивает не только культурные образцы, но и мотивы новых видов деятельности. Ценностные, мотивационные уровни деятельности осваиваются ребенком только при содействии взрослого человека — педагога или родителя. Существуют различные способы передачи мотивов — посредством эмоционального воздействия, личностно-ориентированный подход, создание ситуаций, направленных на развитие у ребенка ценностного отношения к семье, обществу, окружающему миру.
Эффективность специально организуемой деятельности «развивания» в образовательном процессе определяется не только оптимальным культурным содержанием (отбором культурного содержания), но и способами взаимодействия с детьми, способами организации совместной деятельности и определением при этом роли, места, способов включения взрослого в процесс этого взаимодействия. Термин «совместная деятельность» следует рассматривать в более широком контексте. Он применим и к относительно самостоятельной деятельности ребенка, в которой также необходимо разумное, развивающее детей соучастие взрослого. Просто там другие способы совместности.
‒ косвенные — целенаправленное создание взрослым предметной среды, установление связей самостоятельной деятельности детей с содержанием и формами работы всего образовательного процесса, например использование детских рисунков, поделок, выполненных в самостоятельной деятельности, в играх, на других занятиях и т. п.;
‒ прямые — педагогически оправданная и естественная реакция взрослого на содержание, успехи, затруднения ребенка в самостоятельной деятельности в виде поощрения, удивления, готовности прийти на помощь; сотрудничество как ответ на инициативную активность ребенка, позитивный отклик на высказанную потребность ребенка в сотрудничестве (совете, практической помощи, поощрении, защите и т. п.).
Идея интеграции содержания, разных форм, методов, совместной деятельности субъектов образовательного процесса распространяется и на взаимодействие ДОУ и семьи. Образовательный процесс не ограничивается пространством ДОУ, если родители — его равноправные субъекты. Полагаем, что расширительное толкование сущности совместной деятельности применимо и для характеристики образовательного процесса в условиях семьи. Разница лишь в социальном окружении, составе детско-взрослой общности. В семье у ребенка другие партнеры, другие субъекты образовательной деятельности.
Литература:
- Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании: Сб. материалов первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» — М., 2011. — c.201.
- Соловцова И. А. «Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания», И. А. Соловцова «Проблемы духовного воспитания»: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, условие семьи, воспитание ребенка, дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность.
Похожие статьи
Духовно—нравственное воспитание детей дошкольного возраста
ребенок, дошкольный возраст, духовно—нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовно—нравственное воспитание…
Организация
самостоятельной деятельности детей…
в самостоятельной деятельности детей. в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. .
Воспитание духовно—нравственных качеств дошкольников…
Духовно—нравственное воспитание интегрировано во всю организованную образовательную деятельность. Вот как решаются вопросы элементарных математических представлений. Современные дети развиваются и живут в эпоху информационной цивилизации…
Создание
условий для развития нравственных качеств…
Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности…
Влияние
семьи и детского сада на духовно—нравственное. ..
Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от
Педагоги ДОУ осуществляют духовно—нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность
Аспекты
духовно—нравственного воспитания детей…
детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.
Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его. ..
В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.
Роль
семьи в духовно—нравственном воспитании детей…
Духовно—нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников…
образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное образование.
Похожие статьи
Духовно—нравственное воспитание детей дошкольного возраста
ребенок, дошкольный возраст, духовно—нравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовно—нравственное воспитание…
Организация
самостоятельной деятельности детей…
в самостоятельной деятельности детей. в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. .
Воспитание духовно—нравственных качеств дошкольников…
Духовно—нравственное воспитание интегрировано во всю организованную образовательную деятельность. Вот как решаются вопросы элементарных математических представлений. Современные дети развиваются и живут в эпоху информационной цивилизации…
Создание
условий для развития нравственных качеств…
Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности.. .
Влияние
семьи и детского сада на духовно—нравственное…
Особенности детей дошкольного возраста таковы, что непосредственно образовательная деятельность в ДОУ, в зависимости от
Педагоги ДОУ осуществляют духовно—нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность
Аспекты
духовно—нравственного воспитания детей…
детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.
Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…
В статье рассмотрена проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста, дана характеристика его составляющих, принципов и направлений. Имеется краткое описание средств, методов и мероприятий этого процесса.
Роль
семьи в духовно—нравственном воспитании детей…
Духовно—нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников…
образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное учреждение, патриотическое воспитание, родной край, детский сад, дошкольное образование.
Каковы 11 принципов воспитания характера?
Углубившись в основы воспитания характера, я сосредоточился на принципах воспитания характера.
То, что я хотел включить в С.О. Какая! Учебная программа по грамотности, жизненным навыкам и воспитанию характера.
Character.org (бывшее Партнерство по воспитанию персонажей) разработал подробную схему под названием 11 Принципов для школ: руководство по развитию культуры, основанной на характере. Эта структура является основой для 11 принципов воспитания характера, которым педагоги обучают с помощью моей программы.
Принцип 1. Продвижение основных этических ценностей и ценностей как основы хорошего характера
Этот принцип, по сути, гласит, что хороший характер основан на наборе общепринятых ценностей, таких как уважение, ответственность, справедливость и забота.
Принцип 2: Дает всеобъемлющее определение «характера», включая мышление, чувства и поведение
Хороший характер смотрит на человека в целом.
Принцип 3: Использует всесторонний, преднамеренный и активный подход к развитию характера
Развитие характера — это коллективное взаимодействие учащегося, школы, родителей и общества.
Принцип 4: Создание заботливого школьного сообщества
Когда забота начинается в школе, она распространяется на сообщества, в которых живут учащиеся.
Принцип 5: Предоставляет учащимся возможности для моральных действий
Учащимся нужны ситуации, которые позволяют им практиковать то, что они изучают.
Принцип 6: Включает содержательную и сложную учебную программу, которая уважает всех учащихся, развивает их характер и помогает им добиться успеха
Учащиеся добьются успеха в разных областях. Для некоторых успех в программе воспитания характера — это все, что им нужно для развития уверенности в себе.
Принцип 7: Стремление развивать самомотивацию учащихся
Воспитание характера должно поощрять внутреннее желание учащегося учиться, а не внешнюю мотивацию посредством принуждения или других средств.
Принцип 8: Вовлекает школьный персонал как учебное и моральное сообщество, которое разделяет ответственность за воспитание характера и пытается придерживаться тех же основных ценностей, которые определяют образование учащихся
Школьный орган действует как единая группа поддерживающего характера разработка.
Принцип 9: Фостеры разделяют моральное лидерство и долгосрочную поддержку инициативы по воспитанию характера
При развитии характера думайте о долгосрочной перспективе.
Принцип 10: Привлечение семей и членов сообщества в качестве партнеров к усилиям по формированию характера
Партнерство с семьями и сообществами повышает шансы на успех программы развития характера.
Принцип 11: Оценивает характер школы, деятельность школьного персонала в качестве воспитателей характера и степень проявления хорошего характера учащимися.
Важно оценить программу воспитания характера, чтобы оценить ее успех.
Когда школы и школьные округа примут S.O. Какая! Учебная программа по грамотности, жизненным навыкам и воспитанию характера, я привлекаю всех участников. Поскольку воспитание характера играет роль в построении стабильных будущих сообществ, учащимся предлагается участвовать в сообществе.
Педагоги, учащиеся и даже родители участвуют в реализации программы, чтобы сделать все возможное, чтобы обеспечить поддержку и поощрение новых уроков, которые изучают учащиеся.
И последствия меняют жизни всех участников.
________________________________________________________________________________________________________
Меня зовут Саммер Оуэнс, и моя страсть — помогать молодежи и молодым людям добиваться успеха, невзирая на препятствия, с которыми они сталкиваются. В качестве основного докладчика по международной устойчивости и лидерству, автора, С.О. Какая! Тренер по успеху и создатель S.O. Какая! Учебная программа по грамотности, жизненным навыкам и воспитанию характера, я даю людям возможность сказать: «Ну и что!» даже самые большие трудности. предоставить основу, чтобы помочь людям увидеть свои проблемы и сосредоточиться на решениях, используя S.O. Какая! Система успеха (Преодоление препятствий + Устранение оправданий + Расчет вариантов = Т.О. Что! Успех). С помощью основных докладов, семинаров, книг, онлайн-курсов и рабочих тетрадей я использую жизненные трудности и свою собственную историю стойкости пережившей изнасилование и историю успеха мамы-подростка, чтобы помочь другим уверенно идти к своей мечте.
Ищете вдохновляющего мотивационного спикера для колледжа? Учебная программа по обучению грамоте в средней школе? Рабочая тетрадь по жизненным навыкам в средней школе? Отличный пример для мам-подростков? Оратор, выступающий за расширение прав и возможностей женщин или спикер конференции матерей-одиночек? Я твоя девушка и помогу любой публике сказать: «С.О. Какая!».
www.SummerOwens.com
11 Принципы в школах | Character.org
Основные ценности определены, реализованы и встроены в школьную культуру.
Школы, в которых особое внимание уделяется развитию характера, объединяют все заинтересованные стороны для рассмотрения и согласования конкретных сильных сторон характера, которые будут служить основными ценностями школы. Эти основные ценности выходят за рамки религиозных и культурных различий и выражают нашу общую человечность. В идеале, эти «общие ценности», представляющие собой баланс моральных, исполнительских, интеллектуальных и гражданских качеств, представляют собой наивысшие приоритеты и глубоко укоренившиеся убеждения школы. Школа, приверженная развитию характера своих учеников, использует общий язык для обучения, моделирования и интеграции своих основных ценностей во все аспекты школьной жизни. Когда Принцип 1 полностью интегрирован, все сотрудники, учащиеся и родители могут объяснить, как их «общие ценности» являются отличительной чертой их школы.
Школа дает всеобъемлющее определение «характера», включая мышление, чувства и действия.
«Основные ценности» школы служат пробным камнем, который направляет и формирует мышление, чувства и действия учащегося. Принцип 2 фокусируется на том, как школа помогает своим учащимся понимать, заботиться и последовательно практиковать основные ценности, которые позволят им процветать в школе, в отношениях, на рабочем месте и как граждане. Учащимся нужна возможность изучить и обсудить каждую основную ценность, связать свои социальные и эмоциональные навыки с моделями поведения, связанными с каждой основной ценностью, и, в конечном счете, усвоить и выразить своими словами, почему они хотят постоянно практиковать эти сильные стороны характера.
Школа использует комплексный, преднамеренный и активный подход к развитию характера.
Школы, приверженные развитию характера, смотрят на все, что они делают, через призму характера. Они вплетают характер во все аспекты школьной культуры. Учителя внедряют основные ценности в свои учебные программы, методы обучения и занятия в классе. Все программы спортивных и школьных клубов подчеркивают основные ценности, а также другие сферы школьной жизни (кафетерий, холлы, игровая площадка, библиотека и автобусы). Школа также намеренно интегрирует основные ценности во взрослую культуру школы. Школы, которые разработали комплексный подход к развитию характера, преднамеренно предоставили учащимся возможности определять, понимать и эффективно управлять своими мыслями, чувствами и поведением.
Школа создает заботливое сообщество.
Школа, приверженная развитию характера, разработала «этику заботы», которая пронизывает всю школу. То, что начинается как уважительные отношения, становится заботливой привязанностью между всеми членами школьного сообщества. Ожидается, что все члены заботливого сообщества будут демонстрировать ответственность и стремление к совершенству. Заботливые отношения также способствуют желанию учиться и желанию быть хорошим человеком. Учащиеся в заботливом сообществе чувствуют себя в безопасности и, следовательно, с большей вероятностью усвоят основные ценности школы. В заботливом школьном сообществе сотрудники сделали своим приоритетом помощь учащимся в формировании заботливых привязанностей друг к другу; эти связи приводят учащихся к ощущению, что их школа – это одна большая семья.
Школа предоставляет учащимся возможности для моральных действий.
Посредством значимого опыта и возможностей для размышлений школы с культурой характера помогают учащимся развить в себе стремление быть честными и заслуживающими доверия, жертвовать своим временем и талантами на общее благо и, при необходимости, проявлять мужество отстаивать то, что правильно. В частности, волонтерство и общественные работы дают учащимся возможность претворить в жизнь основные школьные ценности. Учителя в этих школах рассматривают сервисное обучение как нравственное действие, направленное на решение проблем «реального мира». Они интегрируют сервисное обучение в свою учебную программу и занятия в классе в качестве стратегии обучения, работая вместе над поиском творческих способов поощрения своих учеников к конструктивному обучению («обучение на практике»). Студентам также предоставляется право голоса при принятии ключевых решений, связанных с их службой. Кроме того, школы характера предлагают учащимся широкие возможности взять на себя лидерские обязанности, связанные с восстановительной практикой, сопротивлением хулиганству, разрешением конфликтов, академической честностью и спортивным мастерством.
Школа предлагает содержательную и сложную учебную программу, которая уважает всех учащихся, развивает их характер и помогает им добиться успеха.
Поскольку учащиеся приходят в школу с разными навыками, интересами, опытом и потребностями в обучении, академическая программа, которая помогает всем учащимся добиться успеха, должна включать в себя содержание и педагогику, привлекающую всех учащихся и отвечающую их индивидуальным потребностям. Это означает предоставление учебной программы, которая по своей сути интересна и значима для учащихся, и обучение с уважением и заботой о студентах как личностях. Принцип 6 начинается с того, что школьные руководители поддерживают и поощряют учителей, стремящихся дифференцировать обучение, использовать различные активные стратегии преподавания и обучения и искать способы интегрировать «общие ценности» школы в свое повседневное обучение. Когда учителя выдвигают на передний план «характерное измерение» своего предмета и области содержания, они задействуют естественные интересы и любопытство каждого учащегося и в процессе повышают вовлеченность и успеваемость учащихся. Когда учителя интегрируют социально-эмоциональное обучение в свои классы — навыки и компетенции самосознания, самоуправления и принятия этических решений — учащиеся лучше подготовлены к тому, чтобы делать свою работу наилучшим образом и приобретают большую самостоятельность, компетентность и уверенность. Конечно, ученики также узнают об общих ценностях школы, наблюдая, как их учителя демонстрируют настойчивость, ответственность и заботу.
Школа поощряет самомотивацию учащихся.
Этот принцип ставит внутреннюю мотивацию выше внешней. Характер означает делать правильные вещи и делать все возможное, даже когда никто не смотрит. Лучшая причина быть честным или стараться изо всех сил не в том, чтобы избежать наказания или получить хорошую оценку; скорее, лучшая причина — это возможность посмотреть на себя в зеркало и понять, что вы поступили правильно, потому что именно таким человеком вы хотите быть. Это характер. Школы, которые делают упор на развитие характера, поощряют своих учеников усваивать важность быть честными, прилежными и заботливыми. Конечная цель, с точки зрения характера, состоит в том, чтобы у каждого учащегося был моральный компас, когда он заканчивает среднюю школу и поступает в колледж или на работу. Этот принцип исследует, как школа может сделать акцент на характере как личности (внутренняя мотивация), а не на подчинении и вознаграждении (внешняя мотивация). Одной из конкретных областей, которая помогает школам отказаться от акцента на внешнем вознаграждении, является предоставление учащимся возможности учиться на своих ошибках способами, которые соответствуют основным ценностям школы и касаются конкретных областей развития характера (больше терпения, усилий, эмпатии, так далее).
Все сотрудники несут общую ответственность за разработку, внедрение и моделирование этического характера.
Весь школьный персонал — учителя, администраторы, консультанты, парапрофессионалы, учителя-консультанты, школьные психологи, социальные работники, медсестры, тренеры, секретари, работники столовой, воспитатели на детских площадках и в классах, водители автобусов — несут общую ответственность за обеспечение того, чтобы каждый молодой человек практиковать и развивать сильные стороны характера, которые позволят им процветать в школе, в отношениях, на работе и как граждане. Все сотрудники должны смоделировать основные ценности, которые они хотят, чтобы их ученики понимали и следовали им. Сотрудники также должны участвовать в разработке и реализации школьного подхода к комплексному развитию характера. Руководители школы должны предоставить своим коллегам значительные возможности для развития персонала, чтобы они могли наблюдать и обсуждать различные стратегии, которые помогают учащимся понять, заботиться и последовательно практиковать основные ценности школы. Эти возможности для размышлений также должны быть сосредоточены на конкретном поведении учащихся, на которое школа может не реагировать или рассматривать через призму характера. Наконец, сотрудники должны нести ответственность друг перед другом, чтобы обеспечить интеграцию общего языка и основных ценностей школьного сообщества во взрослую культуру школы.
Инициатива школьного характера включает общее руководство и долгосрочную поддержку для постоянного совершенствования.
В школах характера есть лидеры, которые явно отстаивают убеждение, выраженное Мартином Лютером Кингом-младшим, что «интеллект плюс характер — вот цель настоящего образования». Эти школьные лидеры создают комитет по характеру, часто состоящий из сотрудников, родителей, членов сообщества и учащихся, и возлагают на комитет ответственность за разработку, планирование, реализацию и оценку школьной комплексной инициативы по развитию характера. Со временем эта руководящая группа также получает возможность определять новые «расширенные цели» для усиления инициативы, в том числе рекомендовать новые возможности развития персонала и финансирования. Кроме того, эти школы определяют, как учащиеся могут взять на себя роль лидера посредством классных собраний, студенческого самоуправления, посредничества сверстников, межвозрастного обучения, клубов обслуживания и новых инициатив под руководством учащихся. Директор 9было достигнуто, когда все заинтересованные стороны сообщают, что, несмотря на то, что их школьные лидеры открыто отстаивают характер, они также разделяют свое лидерство, ценя и доверяя вкладу и новым стратегиям, направленным на создание культуры, основанной на характере, в которой все заинтересованные стороны могут выражать и формулировать то, что школа означает.
Школа привлекает семьи и сообщество в качестве партнеров в инициативе характера.
В школах характера участвуют семьи. Родителям рекомендуется укреплять основные школьные ценности дома. Руководители школ регулярно информируют семьи о целях и мероприятиях, вдохновленных персонажем (через информационные бюллетени, электронные письма, семейные вечера, родительские семинары, школьный веб-сайт и родительские конференции). Чтобы укрепить доверие между семьей и школой, руководители школ обращаются к родителям и членам семьи и поощряют их участие в работе школьного комитета по характеру. Кроме того, школы и семьи активно привлекают к участию заинтересованные стороны из более широкого сообщества (например, местные предприятия, молодежные организации, религиозные учреждения, государственные учреждения, средства массовой информации). Эти связи и партнерские отношения влияют на комплексный подход школы к развитию характера и укрепляют его.